Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по экономической географии и регионолистике (ЭГиР) - файл ЭГиР 1.doc


Лекции по экономической географии и регионолистике (ЭГиР)
скачать (245.8 kb.)

Доступные файлы (7):

ЭГиР 1.doc182kb.18.09.2005 02:00скачать
ЭГиР 2.doc301kb.18.09.2005 02:00скачать
ЭГиР 3.doc203kb.18.09.2005 02:00скачать
ЭГиР 4.doc100kb.22.06.2004 02:00скачать
ЭГиР 5.doc290kb.18.09.2005 02:00скачать
ЭГиР 6.doc79kb.22.06.2004 02:00скачать
ЭГиР 7.doc196kb.15.11.2008 22:24скачать

содержание
Загрузка...

ЭГиР 1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ЛЕКЦИЯ 1
Тема: Территория и границы РФ как фактор развития российского государства

План:

  1. Физико-географическое положение

  2. Границы России

  3. Геополитическое и экономико-географическое положение

  4. Экономико-географическое положение (ЭГП) как фактор пространственной дифференциации хозяйства

1. Физико-географическое положение

Специфика физико-географического положения России, и, соответственно, природная специфика страны заключается, прежде всего, в том, что она является самым северным государством мира. При этом «северность» России еще более возросла после распада СССР, когда его южные территории – Закавказье, Украина, Молдавия и Средняя Азия – с гораздо более благоприятными природными условиями и высоким биоклиматическим потенциалом перестали быть составными частями некогда единого государства.

После распада СССР Россия стала страной с самым холодным в мире климатом, где огромный контингент населения живет в экстремальных природно-климатических условиях. А жители Норильска, Верхоянска, Оймякона и других селений в пределах субарктического пояса – в беспрецедентных, где жесточайшая зима представляет вполне реальную угрозу гибели людей (см. Атлас «География России» /8-9 класс; Климатическая карта России)

«Северность» географического положения России накладывает жесткие ограничения на возможности земледелия (в особенности развития зернового хозяйства) и освоения территории вообще. Она обусловливает колоссальные издержки России в сравнении с подавляющим большинством высокоразвитых государств (см. схема 1).

С климатической составляющей «северности» связаны и некоторые другие неблагоприятные факторы, вызывающие необходимость россиян адаптироваться к окружающей среде. Так, нигде в мире не получила столь широкого распространения многолетняя мерзлота, как в России. По самым скромным подсчетам она занимает около 9 млн. км2, что составляет больше половины ее территории. Южная граница распространения вечной мерзлоты начинается на Кольском полуострове и до Урала почти совпадает с полярным кругом, а затем опускается узким клином к югу почти до 60 с.ш., пересекая верховья р. Пур и Обско-Тазовский водораздел. В Восточной Сибири граница резко опускается к верховьям Енисея и, огибая Саяны и Алтай, уходит в Монголию. Далее в Приамурье, «копирует», изгиб Амура и выходит к Охотскому морю, пересекая верхний Сахалин и почти полностью (за исключением южной оконечности) оконтуривает Камчатку.
^

Структура издержек России, связанных с преодолением «северности» ее географического положения



Схема 1


Повышение расходов энергии на обогрев зданий в производственной и коммунально-бытовой сферах.






Защита от холода

Увеличение объема используемых конструкционных материалов



,
Увеличение объема производства теплой одежды и обуви


Необходимость дополнительных средств на строительство и поддержание в надлежащем порядке дорожно-транспортной сети, разрушаемой замерзающими грунтовыми водами



Дорожно-транспортное

строительство


Дополнительные издержки также связаны с укреплением инженерных сооружений из-за обильных снегопадов, борьбой с обледенением и деформациями металлов, вызываемыми перепадом температур

^

Ликвидация последствий природных катаклизмов


Издержки, связанные с ликвидацией ежегодных последствий ледостава и ледохода, паводковых наводнений, снежных лавин и т.п.




Многолетняя мерзлота требует колоссальных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов общества на создание приемлемых условий для жизнедеятельности, особенно при капитальном, жилищном и транспортном строительстве. Огромная часть национального богатства России в течение столетий постоянно «съедается» вечной мерзлотой.

Адаптация к специфическим природным условиям связывается также с мощным снеговым покровом. При этом продолжительность залегания снега в разных районах зависит от количества осадков и тепла. Если в Краснодарском крае «снежный период» длится 1-2 месяца, то на Таймыре – до 260 дней. (На западе и на востоке страны, несмотря на большие различия в температурном режиме, снег лежит практически одинаковое время, что связано в основном с уменьшением количества осадков с запада на восток).

Заметно варьирует по территории России и высота снежного покрова – от нескольких сантиметров на юге до 1 м в бассейнах рек Таза и Енисея. Наряду с полезным эффектом (снежный покров задерживает тепловое излучение Земли, пополняет запасы грунтовой воды и т.п.), снежный феномен сильно осложняет условия жизни.

О «северности» России свидетельствуют и данные о местоположении географического центра страны (географический центр находится в Эвенкийском автономном округе Красноярского края (юго-восточный берег оз. Виви), его координаты 66 25 с.ш. и 94 15 в.д., ) и центра расселения. После распада СССР координаты географического центра «сместились» на северо-восток, в аналогичном направлении «передвинулся» и центр расселения россиян. Картину расселения и плотности населения жителей СССР и Новой России относительно географических центров демонстрирует схема 2.


Схема 2
^

Расселение и плотность населения СССР и Новой России по отношению к географическим центрам




20,9 % населения

0,9 чел/км 2
СССР



57 15 с.ш.

80 45 в.д.

90,8 % населения

23,6чел/км 2

9,2 % населения

2,4 чел/км 2






79,1 % населения

20,6 чел/км 2

Север

запад восток

юг

Р
5,5 % населения

0,9 чел/км 2
оссия




66 25 с.ш.

94 15 в.д.

91,2 % населения

15,8 чел/км 2

8,8 % населения

1,5 чел/км 2






94,5 % населения

16,4 чел/км 2


В целом смещение России на северо-восток после распада СССР привело к тому, что ныне за северным полярным кругом располагаются 20% территории России. Около 60% её площади относится к районам с суровыми природными условиями. Россия – единственное государство мира, расположенное между двумя экстремальными в природном отношении поясами арктических и южных пустынь, для нее характерна значительная континентальность климата из-за удаленности от Атлантического океана. Страна омывается преимущественно холодными и прохладными морями.

Россия занимает огромную компактную территорию площадью 17,1 млн км2. Протяженность ее в широтном направлении – 9 тыс. км. Крайняя западная (островная) точка России находится на границе с Польшей, на песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря близ Калининграда (19 38 в.д.). Крайняя западная точка континентальной территории России лежит чуть севернее стыка границ России, Латвии и Эстонии, близ юго-восточной окраины возвышенности Ханья (Эстония), на берегу р. Педедзе (правый приток второго порядка р. Даугавы; 27 20 в.д.). Крайняя на материке восточная точка – это мыс Дежнева (169 20 в.д.). Но самая восточная точка территории РФ находится в Беринговом море на острове Ратманова (морская граница с США).

Таким образом, почти вся территория России расположена в восточном полушарии, лишь часть острова Врангеля и Чукотского п-ова относятся к западному полушарию.

Протяженность страны с севера на юг составляет 2,5-4 тыс. км. Северная материковая оконечность России – мыс. Челюскин, находится на полуострове Таймыр. Самая же северная (островная) точка – на о. Рудольфа в Архипелаге Земля Франца-Иосифа. Крайняя южная точка России находится на границе Дагестана с Азербайджаном, на гребне Главного Кавказского хребта юго-западне г. Базардюзю.

2. Границы России

Общая протяженность границ России самая большая в мире и составляет более 60, 9 тыс. км (в СССР –67 тыс. км) (данные пограничной службы РФ), при этом морские границы почти вдвое больше сухопутных (чуть больше 38,8 тыс. км).

Морские границы на севере и востоке страны проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны РФ.

Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Положение этих морей в высоких северных широтах определяет низкую годовую температуру их вод. Средняя толщина морского льда Арктики (2м) превышает толщину льдов в морях Антарктиды. Кроме западной части Баренцева моря (куда проникает теплое Северо-Атлантическое течение) льды круглосуточно присутствуют во всех арктических морях, поэтому судоходство здесь затруднено.

В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России, Варангер-фьорда (Норвегия) и о. Ратманова до Северного полюса располагается наш российский сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген, принадлежит России.

Восточные границы России проходят по водам морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Ближайшими морскими соседями России здесь являются Япония и США. Граница с Японией проходит в проливе Лаперуза, а с США – в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США).

Все дальневосточные моря, омывающие берега России, частично замерзают. Причем наиболее суровым в ледовом отношении оказывается Охотское море, несмотря на то, часть его лежит южнее параллели с отметкой 50 с.ш. В северо-западной его части ледовый период длится 280 дней в году.

На западе морские границы России проходят по водам Балтийского моря, которые соединяют нашу страну со многими европейскими государствами. Это море относится к акватории Атлантического океана и образует у берегов нашей страны заливы, на берегах которых располагаются российские порты. В Финском заливе находятся Санкт-Петербург и Выборг, на реке Прелоге, впадающей в Вислинский залив, - Калининград, в устье р. Луги совсем недавно построен крупный Новолужский порт. Лишь у берегов Калининградской области Балтийское море зимой не замерзает.

На юго-западе морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, где пограничными с нашей страной являются Украина и Грузия. На берегах Цемесской бухты в Черном море находится наш порт Новороссийск. В Таганрогском заливе расположен порт Таганрог. Воды Азовского и Черного морей имеют большое значение для транспортных связей России со странами Средиземноморья и другими станами Зарубежной Европы.

Граница с некоторыми странами ближнего зарубежья проходит на юге по водам внутреннего Каспийского моря.

Протяженность сухопутных границ также велика. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Но еще несколько лет назад страна граничила лишь с восьмью зарубежными государствами. Остальные границы были внутренними (с бывшими союзными республиками) и они носили условный характер. Теперь же это границы с иностранными государствами (статус государственной границы им был придан постановлением ВС РФ «О порядке ведения в действие закона РФ о государственной границе РФ (1993)).

На северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией, на западе – с Эстонией, Латвией, Белоруссией и Украиной. Кроме того, Калининградская область - как российский полуанклав – граничит с Литвой и Польшей. (Анклав – территория одного государства, окруженная со всех сторон (сухопутной) территорией других государств. Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом). Официально статус государственных уже получили границы РФ с государствами Балтии: Эстонией, Латвией и Литвой.

На юге с нашей страной граничат Грузия, Азербайджан и Казахстан. Республика Алтай, Тыва, Бурятия, а также Читинская обл., располагаются вдоль границ с Монголией. Почти всюду граница проходит по хребтам Алтая, Восточных Саян и др. гор. Еще восточнее Россия по рекам Аргунь, Амур и Уссури граничит с Китаем. На крайнем юго-востоке Приморский край РФ граничит с КНДР (речная и морская границы).

Таким образом, большая часть границ России проходит по естественным рубежам: морям, горам, рекам. Отсутствует морская граница с Латвией, Белоруссией, Монголией и Китаем. Нет сухопутной границы с Японией, США и Сев. Кореей, граница с которой проходит по р. Тумыньцзян (Туманган) и Японскому морю. Некоторые естественные рубежи затрудняют международные контакты (покрытые льдами моря, высокие горы и т.д.) Другие – речные долины, в т.ч. пограничные реки, равнинные территории – благоприятствуют контактам с соседями, позволяют прокладывать международные сухопутные и речные трассы для осуществления экономических связей и пр.

Современные пограничные проблемы. После распада СССР большая часть пограничной линии не прошла соответствующего международно-правового оформления и не имеет статуса государственной границы, потому что не делимитирована (точно не определена на местности) и не демаркирована (не установлены пограничные знаки). По сути, эффективно действующая система мер по охране государственной границы России есть только там, где она совпадает с границей бывшего СССР (т.е. с Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией и КНДР).

П
Современные пограничные проблемы России

Сущность проблем

Схема 3
о выше указанным, а также иным причинам, многие пограничные территории России и соседних государств являются спорными (см. схема 3).



Территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств

Но

р

в

е

г

и

я




Предлагает отодвинуть западную границу России на Баренцевом море на восток и со своей стороны принять под юрисдикцию более 150 кв. км акватории. С Норвегией отсутствует договоренность о разграничении континентального шельфа Баренцева моря, относящегося к наиболее перспективным районам мира по запасам нефтегазоконденсатного сырья. Переговоры по данному вопросу ведутся с 1970 г., норвежская сторона настаивает на принципе равного отстояния границ от островных владений двух стран. Сухопутная граница оформлена соответствующими документами и демаркирована.


СОДЕ

РЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ


ГОСУДАР

СТВА









Фи

н

л

я

н

д

и

я


Сухопутная граница с Финляндией оформлена соответствующими документами и демаркирована. Дополнительного оформления требует стык морских границ России, Финляндии и Эстонии. Финляндия на период с 1962 по 2012 гг. является арендатором российской части Сайменского канала и о-ва Малый Высоцкий; цель аренды – обеспечение перевозки грузов из внутренних районов Финляндии или в Финляндию с возможностью их перегрузки и складирования.










^

Продолжение 1 схемы 3


Эстония

Претензии на Печорский район Псковской области и часть Кингисеппского района Ленинградской области. Эти территории были переданы Эстонии по Тартускому договору в 1920 г., а затем включены в состав соответственно Псковской и Ленинградской областей в 1944 г. Проводятся переговоры по разграничению акваторий в Нарвском и Финском заливах.



СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМ



Латвия

Выступает за возврат под ее юрисдикцию Пыталовского и Палкинского районов Псковской области. Это бывшие Вышгородская, Кочановская и Толковская волости, находившиеся в период 1920-1944 гг. в составе Латвии, а затем вошедшие в состав Псковской области. Претензии выдвигаются на основе признания ВС Латвийской республики антиконституционности Указа Президиума ВС СССР от 23 августа 1944 г. об образовании Псковской области





ГОСУДАРСТВА








Калининградская область





Имеет общие границы с Литвой и Польшей. Договор с Литвой о демаркации границ был подписан в 1997 г. Существующие до недавнего времени разногласия о проведении границы в районе оз. Виштитис (Виштинец), на Куршской косе и в районе г. Советск формально преодолены весной 2003 г. С Польшей пограничных проблем нет.













Претензии касаются переданной в 30-е гг. из состава Украины в состав РСФСР восточной части Донбасса (в т.ч. и г. Таганрог); а также западных районов Брянской области (города Новозыбков, Стародуб и др.), которые раньше относились к Черниговской губернии.

До сих пор не решен вопрос о Севастополе. Указом Президиума ВС РСФСР в 1948 г. Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр с особым бюджетом и отнесен к городам республиканского подчинения. В 1954 г. Крымская обл. была передана из состава РСФСР в состав Украинской ССР. При этом указ 1948 г.не был признан утратившим силу и до настоящего времени не отменен. Т.о, если Крымская область была передана в состав Украины недостаточно конституционно, то решения о передаче Севастополя вообще не существовало.

Спорным является также вопрос о прохождении государственной границы по акватории Азовского моря и Керченского пролива. Россия считает, что Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем России и Украины, Украина же настаивает на его разделе.

Выход на Азовское и Черное моря Россия приобрела в результате многолетних военных действий против Турции в течение ХУ1-ХУ111 вв. В 1925 г. у основания косы Тузла, что лежит на крайнем западе Таманского полуострова, был прорыт мелководный канал для прохождения рыбацких лодок. В январе 1941 г. Президиум ВС РСФСР изменил в данном месте границу, передав теперь уже о. Тузла из состава Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР. В 1971 г. эта «согласованная административная граница между Краснодарским краем и Крымом» была еще раз подтверждена.

В результате, после провозглашения независимости России и Украины, единственный судоходный Керчь-Еникалийский фарватер полностью оказался на территории Украины, так же как и примерно 70 % акватории Азовского моря. Сейчас Украина взимает плату за проход российских кораблей через Керченский пролив.








Украина



Продолжение 2 схемы 3

Грузия и Азербайджан




Установление государственной границы с этими странами связано с разрешением конфликтов между Грузией и «непризнанными образованиями» - Абхазией и Южной Осетией, завершением мероприятий по государственно-территориальному разграничению между Ингушетией и Чечней, а также разрешением противостояния России и Чечни.





Граница между Казахстаном и Россией не прошла соответствующего международно-правового оформления. В настоящее время существует весьма условная старая «межреспубликанская» граница, которая была определена Сибревкомом еще в 1922 г.

Здесь территориальные претензии существуют на уровне общественных организаций и партий и с той и с другой стороны. В частности, Казахстану предлагается передать части пограничных с республикой областей России –Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Курганской, а также Алтайского края. Со стороны России речь идет о передаче в ее состав северных районов Казахстана – Северо-Казахстанской, Кокчетавской, Целиноградской, Кустанайской, Восточно-Казахстанской, прииртышской части Павлодарской и Семипалатинской, северных частей Уральской и Актюбинской областей. К сведению, по данным переписи населения 1989 г. на юге России проживало около 470 тыс. казахов, а на северо-западе, севере и северо-востоке Казахстана – более 4,2 млн. русских.



Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМ




ГОСУДАРСТВА



Западный участок российско-китайской границы делимитирован, но не демаркирован. Демаркация на восточном участке завершена только в 1997 г. При этом несколько пограничных островов было оставлено «в совместном хозяйственном использовании» - о. Большой на реке Аргунь, о-ва Б. Уссурийский и Тарабаров на Амуре в районе Хабаровска.

Следует напомнить, что притязания Китая на российскую территорию были заявлены в начале 60-х гг. и охватывали весь дальний Восток и Сибирь.

До сих пор не уточнен стык границ между Россией, Китаем и КНДР.


Китай













Настаивает на возвращении ей части Южных Курил – о-ов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи. Эти о-ова были присоединены к СССР в 1945 г. после капитуляции Японии. В настоящее время они входят в состав Сахалинской области.

Кроме того, не так активно, но все же ставится вопрос о передаче и других «северных» территорий – о-ва Сахалин (или его южной части) и всех Курильских островов.

По мнению Японии, еще в 1855 г. наши государства признали, что северные Курилы являются Курильской территорией, а Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи – Японской. Сахалин считался территорией совместного проживания японцев и русских. По договору 1875 г. весь Сахалин отошел к России, а северные Курилы стали принадлежать Японии. В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. по Портсмутскому договору 1905 г. Россия уступила Японии Южный Сахалин. В 1945 г. России формально были возвращены и Южные Курилы и Южный Сахалин. Однако Сан-Францисский договор 1951, официально изъявший Курильские о-ва у Японии, юридически не определил их новой государственной принадлежности. По утверждению японской стороны, Южные Курилы всегда принадлежали Японии, никак не связаны с договором 1875 г. и являются частью не Курильской гряды, а Японских островов, а поэтому не попадают под действие Сан-Францисского договора.



Япония






Имеются определенные сложности в окончательном определении морской границы России и США в Беринговом проливе.

С Белоруссией, Польшей и Монголией пограничных проблем нет.

К разряду пограничных проблем можно также отнести вопрос о разделе между прикаспийскими государствами шельфа Каспийского моря, исключительно богатого нефтью. В настоящее время действуют российско-иранские соглашения о разделе Каспийского моря. Формально о разделе полномочий договорились Россия, Туркмения, Казахстан и Азербайджан. Причем Азербайджан, не дожидаясь окончательного определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр.

3. Геополитическое и экономико-географическое положение

Определение 1


Геополитика – наука, система знаний о процессах и принципах развития государства, регионов и мира в целом с учетом влияния географических, политических, военных, экономических и других факторов (см. схема 4).


Основные геополитические факторы
Схема 4



Географические

Пространственное положение, размер, глубина, протяженность территории, широтное положение, удаленность от океана, природные ресурсы и др.





Тип государственности (государственный строй) (см. схема 5), эффективность политического режима, качество правящей элиты, социальная структура общества, характер границ и др.



Политические


Экономические

Уровень жизни населения, производственный потенциал, стратегические запасы ресурсов и др.



Военные

Военно-стратегическое положение




Общая эколого-географическая ситуация, очаги наиболее острого экологического неблагополучия, экологическая политика. Наличие территорий не задетых хозяйственной деятельностью и сохраняющих состояние естественных экосистем.



Экологические






Демографические

Численность населения и ее динамика, рождаемость и репродуктивное поведение населения, смертность, продолжительность жизни и др.


Культурно-религиозные

Распространение мировых религий, их география и др.





Этнические
^

Этнический состав, межэтнические трения, движение наций к самоопределению, национализм и др.






Схема 5

Государственный строй (тип государственности)



президентские


парламентские



Республики



идеократические


социалистические

Форма


государственного

управления




исламские


абсолютные




Монархии


конституционные


члены Содружества наций


теократические



унитарное



Административно-


территориальное

устройство

федеративное


конфедеративное



демократический



Политический


режим

авторитарный



тоталитарный

Разумеется, понятие геополитики гораздо шире, чем следует из приведенного выше определения. В узком же смысле, более близком к географии, под геополитикой понимают изучение связей между природно-географическими факторами (см. схема 4) и политикой государства. Но очевидно, что политика государства зависит не только от этих факторов. Кроме того, различия в политическом устройстве государств, территориальные особенности в уровне социально-экономического развития, демографической, экологической ситуации и другие тоже можно рассматривать в качестве географических факторов.

Потеряло значение старое представление о геополитике, господствовавшее в предвоенные и военные годы, когда геополитические идеи использовали в целях обоснования экспансии одного государства в отношении другого.

Не все геополитические факторы могут быть пространственно (территориально) четко обозначены (разграничены). Например, этнические особенности населения часто наблюдаются в пределах одного населенного пункта и т.д.

В оценке геополитического положения страны большую роль играют и субъективные факторы.

С понятием о геополитике связана суть геополитического положения (см. определение 2)

Определение 2


^ Геополитическое положение страны (региона) – это положение, определяемое, главным образом, с одной стороны ее местом на политической карте мира и военно-стратегическим положением, с другой – природно-географическими факторами.
Оценивая нынешнее геополитическое положение России, следует исходить из изменений в этом положении после распада СССР.

Роль политико-географического и военно- стратегического факторов в геополитическом положении заметно уменьшилась. Это связано с уменьшением военно-политической конфронтации при переходе от биполярного к многополярному миру. Соперничество, характерное в эпоху доминирования на мировой политической арене двух сверхдержав, сменилось на партнерство в решении общемировых проблем (экология, ядерная угроза, распространение наркотиков, международный терроризм). Правда, возросло значение локальных войн.

Одновременно усилилось влияние процессов интернационализации и интеграции мирового хозяйства, с чем связано создание Европейского союза (ЕС), Северо-Американской ассоциации свободной торговли (НАФТА), Азиатско-Тихоокеанского экономическое сотрудничество (АТЭС).

Это способствует повышению роли ЭГП, т.е. положения страны относительно рынков, мировых транспортных путей, мировых центров экономического развития. В свою очередь ЭГП зависит не только от расстояния до главных экономических и культурных центров, но и от факторов геополитического характера. В частности, от устойчивости политического и военно-стратегического положения стран, входящих в экономические группировки.

Основные отличия геополитического положения (геополитические потери) России от геополитического положения СССР, связанные с природно-географическими факторами, следующие (см. схема 6).

Схема 6

Геополитические потери России после распада СССР


Сокращение размеров территории




Территория России более чем на 5 млн. кв.км. меньше территории бывшего СССР. Уменьшение территории, наряду с сокращением геополитического пространства, привело к увеличению протяженности внешних границ России в расчете на единицу площади. В составе СССР из 77 политико-административных единиц России только 13 были пограничными, в настоящее время их более половины (46).

Таким образом, после распада СССР Россия получила значительной протяженности необустроенные границы. Это поставило на повестку дня геостратегическую и геоэкономическую проблему обеспечения их обустроенности.

Сокращение геополитического пространства также привело к уменьшению глубины территории. Из 11 крупных экономических районов России 5 не имели прежде выхода к океану и внешним государственным сухопутным рубежам. Теперь это положение сохранил только Волго-Вятский район. Из областей, краев и республик глубинное положение сохранили 30 вместо 47.

Таким образом, территория России стала значительно более проницаемым геополитическим пространством, чем до распада СССР. Вместе с тем, само по себе уменьшение глубины территории с геостратегической точки зрения не создает столь существенных проблем, как, например, создание межконтинентальных баллистических ракет, фактически снимающее вопрос о проницаемости или непроницаемости геополитического пространства.



^

Изменение западных морских границ, частичная потеря выходов к Балтике и Черному морю




После распада СССР сузился выход России к морю на западе и юге, потерян свободный доступ к важнейшим морским портам и перевалочным базам (13 на Черном море и 5 на Балтике). У оставшихся российских морских портов менее удобное транспортно-географическое положение, чем у портов, перешедших в собственность стран Ближнего зарубежья. При этом ни на северо-западе, ни на юге практически нет приморских участков и бухт, использование которых для строительства новых портов не потребовало бы огромных расходов на их сооружение.


Таким образом, усложнение доступа к морям ограничивает возможности России по развитию внешнеэкономических связей, а с геополитической точки зрения усиливает ее континентальность и, следовательно, уязвимость со стороны морских держав.




Изменение западных сухопутных границ




Изменение западных сухопутных границ привело к утрате прямых широких сухопутных выходов к странам Восточной и Центральной Европы. Государства Балтии, а также Белоруссия и Украина как бы отгородили Россию от зарубежных государств Европы. Это привело к экономическому «отдалению» России от них, усложнению и удорожанию транспортно-экономических связей с ними, появлению транзитных проблем (в частности, новые суверенные государства на западной границе России сделали предметом торговли свое транзитное положение, обусловив использование их портовых сооружений, транспортировку через их территорию грузов по железным дорогам, а также нефти и газа по нефтепроводам). Целый комплекс хозяйственных проблем ( в т.ч. связанных с хищением сырой нефти и нефтепродуктов, пропажей контейнеров и автопоездов) заставил Россию искать новые пути транспортировки в Западную Европу энергоносителей (в частности, в начале 2002 г. было достигнуто соглашение с Польшей о транзитном использовании ее территории для поставок российских энергоносителей в страны ЗЕ после введения в эксплуатацию порта Приморск на Балтике недалеко от Санкт-Петербурга).



Отделена от основной территории страны и Калининградская обл., с которой также усложнились и удорожились транспортные связи. Между тем значение Калининградской области для России огромно, т.к. она непосредственно граничит с Польшей и является геостратегическим форпостом России на западе.

Таким образом, все пути, ведущие из России на запад, стали международными. И это при геополитическом оттеснении России в северо-восточный угол Евразии от мировых морских и сухопутных коммуникаций, и в то же время при возрастании роли России как морской, так и сухопутной евразийской державы.

^

Геополитические потери России после распада СССР

Продолжение схемы 6





Изменение соседского положения




После распада организации Варшавского договора и СЭВ изменилось соседское положение на западе. Россия оказалась отрезанной от ЗЕ поясом новых независимых государств (страны Балтии, СНГ, и Восточной Европы (бывшие государства социалистического лагеря)), лишилась восточноевропейского буфера по отношению к военно-политическим блокам.

Более того, произошла замена дружественных нам стран ОВД на членов НАТО (Польша, Чехия, Венгрия), что означает резкое приближение этого военно-политического блока к границам России (так называемое «расширение НАТО на Восток»). В ближайшее время (2004 г.) членами НАТО станут и страны Балтии.

Т.о., произошло разрушение геостратегического равновесия, длившегося почти 50 лет (с 1945 по 1992гг.), что повлекло за собой кризис политической идентичности, как на Западе, так и в России.

Распад экономической и политической системы СЭВ привел к разрушению кооперационных и торгово-экономических связей со странами Восточной Европы, что в наибольшей степени отразилось на отечественных машиностроении и химической промышленности.

Изменилось соседское положение на юге. Территория Казахстана отрезала Россию от бывших союзных республик Средней Азии, а территории Грузии и Азербайджана от Армении и от соседей «второго порядка» – стран Ближнего и Среднего Востока, что осложнило связи с ними, а также с Индией и Пакистаном.

^ Изменения в соседском положении также связаны с появлением на новых рубежах России нескольких слабо жизнеобеспеченных стран и усилением сепаратистских и националистических движений в некоторых странах, образовавшихся на территории бывших СССР и СФРЮ, а также на Ближнем Востоке и других регионах.









Потери в ресурсном отношении


Негативные изменения в геополитическом положении также связаны с потерей биологических и минеральных ресурсов на шельфах Балтийского, Черного, Каспийского морей и проблемами обеспечения марганцевыми и хромовыми рудами, свинцом, цинком, серебром, ураном и др. полезными ископаемыми, которые традиционно поставлялись бывшими союзными республиками.



Геополитическое оттеснение России в северо-восточный угол Евразии


Общий «сдвиг» территории нашей страны на север и восток привел не только к удалению России от мировых коммуникаций, ухудшению ЭГП по отношению к центрам сегодняшней и будущей мировой активности, но и обусловил ухудшение природно-климатических условий.

Ухудшение и без того низкого агроклиматического и почвенного потенциала страны ограничивает развитие рыночного с/х производства и усиливает продовольственную зависимость, а значит и национальную безопасность России.


По оценкам специалистов, 30% ввозимых продуктов питания – уже угроза национальной безопасности. Россия перешагнула эту «красную» черту в 1994-1995 гг., а к 1999 г. она ввозила уже 50% продуктов питания, при этом Москва и Санкт-Петербург удовлетворяли эти потребности за счет импорта на 70-80%.

К геополитическим потерям следует также отнести вхождение русской нации в число рассеченных (Казахстаном) народов мира в главной полосе расселения, на главной транспортной магистрали Запад-Восток (Транссиб).

При этом рассечена не только русская нация, «разрублены» ее главный хозяйственный каркас и каркасная транспортная инфраструктура.(через Северный Казахстан проходят жизненно важные коммуникации – Транссиб и большая часть Южсиба, крунейшие ЛЭП, коммуникации связи, трубопроводы.

Все это создало проблемы русскоязычного населения, а также сооружения новых хозяйственных и геостратегических транспортных магистралей севернее Транссиба.

Распад СССР совпал с процессом резкого снижения численности населения России. Если в 1990 г. СССР занимал третье место после китая и Индии, то Россия в 1999 г. – 6-е (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия); в 2001 – 7-е (обогнал Пакистан); в 2015 по оценкам специалистов Института Демографии РАН Россия пропустит вперед еще Нигерию и Бангладеш и окажется на 9-м месте, а в 2050 г. мы не будем входить в десятку самых крупных по численности населения стран мира.

С 1992 г. в России наблюдается развитие депопуляционных процессов в общегосударственном масштабе, т.е. происходит уменьшение абсолютной численности населения (естественная убыль населения). И это при том, что СССР и России всегда не хватало населения для освоения их огромных территорий.

Недостаток населения, его низкая плотность расселения, в частности на ДВ, при экономической насыщенности региона, становится мощным геополитическим фактором, «работающим» против России.

На ДВ и в Сибири, в Забайкалье и Приморье России противостоит третье по силе государство мира – КНР. По обеим сторонам Амура территории различаются по плотности населения на два порядка. Это обстоятельство спровоцировало со стороны Китая пока еще «тихую экспансию» на слабо освоенный в демографическом отношении юг Дальневосточного региона.. По оценкам экспертов Института Европы РАН, на сегодняшний день Китай уже успешно внедрил в «демографическое тело» России более 2-х млн. человек.

К последствия геополитического распада СССР также следует отнести усиление региональных контрастов в уровне жизни населения и возможностях экономического развития в рыночных условиях (в т.ч. в стартовых уровнях вхождения в рынок), разделение на этой основе регионов страны на «богатые» (ресурсные) и проблемные (кризисные, отсталые (слаборазвитые), депрессивные и др.) регионы, а также развитие сепаратистских тенденций со стороны богатых регионов.

^ Геополитический базис современной России и ее геополитические и геоэкономические альтернативы. 1. Россия остается крупнейшей, но слабо заселенной и освоенной страной (около60% ее площади не затронуты активной хозяйственной деятельностью, половина из них пока еще вообще не использовалась в хозяйстве). Для России характерна слабая инфраструктурная оснащенность (в частности недостаточная транспортная освоенность ее азиатской части) и проницаемость пространства для инвестиционных вложений. Огромное континентальное (в основном северное) пространство России требует значительных (выше среднемировых) транспортных, энергетических и других материальных затрат.

2. Роль границы как геополитического рубежа России зависит от политической ситуации по обе ее стороны (в т.ч. по отношению к военно-политическому блоку НАТО). Все еще далеко от завершения решение проблем геополитической неустойчивости на южных направлениях (Кавказ, Средняя Азия).

3. Современная Россия сохранила выход к трем океанам, ко всем без исключения морям бывшего Союза и имеет хотя бы по одному порту в каждом бассейне. При этом существенно изменилось геополитическое положение морского Санкт-Петербурга: к нему вернулась роль «окна в Европу» для всего российского государства.

4. Важная особенность России – положение в центре огромного Евразийского материка между крупнейшими странами и экономическими группировками современности (ЕС и АТЭС). В результате распада СССР Россия как бы отдалилась от Европы и приблизилась к Азии (на азиатскую часть страны приходится 80% территории России, 70% ее границ, значительная часть природных ресурсов).

5. Специфика геоэкономического и геополитического положения России также состоит в том, что она соприкасается разными частями своего геопространства с различными странами и экономическими группировками. При этом различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения.

Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на развитие торгово-экономического сотрудничества в западном направлении (в т.ч. со странами ЕС, в состав которого в мае 2003 г. вошли страны Прибалтики (что обеспечило России появление около полутора тыс. км общей сухопутной границы с ЕС), а также Польша, Венгрия, Словакия, Чехия наши бывшие торгово-экономические партнеры в рамках СЭВ).

Для всего ДВ и значительной территории ЗС главное пространство экономического сотрудничества – АТР – самый крупный и динамичный в мире. Россия с 1998 г. является членом АТЭС (АТЭС –самое мощное экономическое объединение в Азии (22 страны), дающее более половины мирового ВВП), что дает ей шанс стать крупной азиатско-тихоокеанской державой и усилить, таким образом, свои позиции в Европе.

Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири важно сотрудничество с соседями по СНГ, а также странами мусульманского мира в Дальнем Зарубежье и континентальным Китаем.

Соседство с развитыми и быстроразвивающимися странами дает, по крайней мере для первых двух контактных зон, определенные экономические преимущества. Вместе с тем, тяготение западной России к ЕС и восточной России к АТР может обернуться расколом единой экономики и самой страны. Здесь многое зависит и от характера интеграционных процессов в мировой экономике, и от соотношения центростремительных и центробежных сил в российском пространстве. В связи с выше сказанным речь может идти о двух базисных альтернативах эволюции экономического пространства России (см. схема 7).

Схема 7


Альтернативы МЭИ и геоэкономические альтернативы России


^ Усиливающееся обособление и противостояние главных экономических группировок: ЕС, АТЭС, НАФТА. Тогда западная и восточная части России будут испытывать сильные противоположные притяжения, а срединная Россия, оказавшись на разломе, станет либо мировой экономической периферией, либо зоной борьбы за экономический передел мира.

В этих условиях, если Россия будет продолжать курс неограниченной экономической открытости, то внутренним интеграционным силам будет трудно противостоять мощным разнонаправленным внешним притяжениям, разрывающим экономическое пространство страны. Поэтому для сохранения экономической целостности государство вынуждено будет более активно защищать внутренний рынок.


ПЕРВАЯ





ВТОРАЯ


Глобализация мировой экономики, включая межблоковую экономическую интеграцию. В этом случае геоэкономическое положение России качественно меняется. Как единственная большая евроазиатская держава, имеющая уникальное евразийское положение с выходом к трем ведущим центрам мирового хозяйства – США, Японии и странам Западной Европы, Россия становится сочленением евроатлантической и азиатско-тихоокеанской группировок, выполняя роль своеобразного экономического моста Европа – Азия - Америка.






Тенденции последнего десятилетия дают основание прогнозировать реализацию второй альтернативы мировой экономической интеграции. Позитивное отличие от первой альтернативы заключается в том, что благодаря экономической интернационализации российского пространства мировое сообщество будет в большей степени заинтересовано не в его расчленении, а в эффективном функционировании как необходимой части мировой экономики.

С учетом такой глобальной перспективы, главным для России становится вопрос: какую роль, активную или пассивную, она будет играть в объединении экономических пространств, сможет ли она эффективно защищать свой экономический суверенитет?

Активная роль связана с использованием уникального географического положения России и в связи с этим реализацией следующих проектов трансконтинентальных коммуникаций (см. схема8).

Схема 8


Приоритетные проекты трансконтинентальных коммуникаций мирового значения



1. Модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали как трансконтинентального контейнерного моста с параллельным завершением автомагистрали Дальний Восток – Западная Европа.



2. Сооружение второго Транссибирского железнодорожного хода – Северо-Сибирской магистрали, восточным участком которой станет БАМ, а на западе будут созданы выходы к портам Баренцева и Балтийского морей.


3. Развитие Северного морского пути – наиболее короткого маршрута между северными акваториями Атлантического и Тихого океанов, соединяющего Европу и Восточную Азию, Европу и Северную Америку.






4. Сооружение в более отдаленной перспективе полимагистрали Северная Америка – Азия (Воркута – Норильск – Анадырь – Аляска) с тоннелем через Берингов пролив



5. Организация трансконтинентального воздушного моста между Азией и Северной Америкой через Северный полюс



6. Создание трансконтинентальных телекоммуникационных систем


К этим трансконтинентальным проектам следует добавить также ж/д и автомобильные коридоры между ЗЕ и европейскими регионами России, водный путь Волга – Каспийское море – канал через Иран – Персидский залив; ряд альтернативных проектов международных нефте- и газопроводов от Каспия, Казахстана и Туркменистана, проходящих через территорию России.

При этом необходимо учитывать конкуренцию, которую будет испытывать Россия со стороны стран южного пояса, также претендующих на свою роль в создании трансконтинентальных и международных магистралей. Это восстанавливаемый Великий шелковый путь, конкурирующий с Транссибом; телекоммуникационная магистраль, проложенная по маршруту Великого шелкового пути; альтернативные международные нефте- и газопроводы, обходящие территорию России. Конкурентом Северного морского пути по-прежнему будут оставаться трансокеанические морские маршруты, проходящие через Суэцкий и Панамский каналы.

Принципиально важно, какую роль будут играть трансконтинентальные и другие международные магистрали для экономики России. Наименее выгодный для страны сценарий – выступать исключительно в качестве транзитного пространства, которое международные перевозчики будут преодолевать быстрее и дешевле. Такое использование коммуникаций будет давать России некоторые экономические дивиденды, но принципиальных изменений в экономику принести не сможет.

Более весомым является участие России в техническом обеспечении строительства и эксплуатации коммуникаций (производство ж/д локомотивов и подвижного состава, строительство арктических судов нового поколения, производство телекоммуникационного оборудования и т.д.). Наиболее важным для экономики страны будет воздействие трансроссийских коммуникаций на хозяйственное развитие прилегающих территорий, включая освоение новых природных ресурсов и размещение производств по переработке перемещаемых грузов.

В ХХ1 в. несомненно будет возрастать интерес мирового сообщества не только к традиционным энергетическим, минеральным, биологическим ресурсам России, но и к малозаселенным территориям как к стратегическому резерву общепланетарного значения. В связи с этим стоит прислушаться к предупреждению А. Солженицына: «Невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше, и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств».

4. Экономико-географическое положение (ЭГП) как фактор пространственной дифференциации хозяйства

При характеристике ЭГП выделяют макроположение, мезоположение и микроположение.

Под макроположением понимается положение страны, региона, крупного города относительно других государств, районов, центров, основных транспортных магистралей. Например, положение РФ по отношению к ЕС или положение Западно-Сибирского экономического района по отношению к Центральному экономическому району, или положение г. Томска по отношению к Транссибу.

Под мезоположением понимается положение областей, краев, республик, сравнительно крупных промышленных центров относительно других административных районов, больших городов, транспортных путей. Например, положение Омской обл. относительно Тюменской или г. Омска относительно г. Новосибирска.

Под микроположением понимается положение низовых административных районов, малых и средних городов, небольших промышленных центров и пунктов, сельскохозяйственных предприятий относительно областного города, заводов по переработке сельскохозяйственного сырья, местной транспортной сети. Например, положение хозяйств в составе пригородной сельскохозяйственной зоны, производящих нетранспортабельную продукцию, направляемую для переработки на ближайшие промышленные предприятия.

Вместе с тем, следует отметить, что подразделение ЭГП на макро-, мезо- и микроположение до некоторой степени условно. Например, если группа сельскохозяйственных предприятий (сельскохозяйственный район, подрайон) производит сравнительно транспортабельную продукцию (зерно, картофель и т.п.) и отправляет без предварительной переработки в другие регионы, то их положение надо рассматривать в качестве мезо- и даже макроположения. Или одно и то же сельскохозяйственное предприятие, специализирующееся на производстве различной по транспортабельности продукции (зерно и молоко, зерно и овощи), одновременно испытывает влияние и мезо-, и микроположения . Так обстоит дело и с промышленным предприятием, если оно наряду с производством одного вида продукции на федеральном уровне выпускают другую продукцию для местного рынка.

ЭГП имеет физико-географическую основу. Так в пределах РФ благоприятными предпосылками для ЭГП обладают территории, примыкающие (или расположенные близко) к незамерзающим морям, устьям крупных рек (с учетом их направления), или водораздельные участки, где сближаются верховья речных систем, и т.д. Такими территориями являются западные, южные и центральные районы европейской части страны.

На ЭГП также оказывает влияние степень пространственной дифференциации физико-географической среды. Чем разнообразнее по природным условиям территория, тем сильнее различия в направлениях хозяйственной деятельности тех или иных участков этой территории и тем существеннее различия в их ЭГП относительно источников сырья, рынков сбыта готовой продукции, основных транспортных коммуникаций.

ЭГП любой территориально-хозяйственной единицы также зависит от расстояний перевозки сырья и готовой продукции.

Вместе с тем, влияние разнородной природной среды и расстояний на ЭГП зависит от конкретных социально-экономических условий, уровня развития общества. Так, прогресс транспорта, совершенствование транспортной инфраструктуры и улучшение транспортной освоенности территорий снижают отрицательное влияние на ЭГП больших расстояний, способствуют освоению удаленных и труднодоступных районов, более обеспеченных природными ресурсами.

В то же время научные открытия, научно-технический прогресс приводят к появлению новых видов производств, размещение которых не связано с дифференциацией физико-географической среды и не зависит от расстояний перевозки сырья, топлива и готовой продукции

ЭГП обладает двумя важными свойствами: оно исторически изменчиво и изменяется от места к месту в одно и то же время.

Так в Киевской Руси наибольшее развитие получили регионы, которые связывались с Византией по водному пути «из варяг в греки». Положение на мировом торговом пути имело огромное значение для развития торговли, ремесел, городов, культуры этих регионов, определяло их хозяйственный облик. С утратой в период феодальной раздробленности пути «из варяг в греки» его международного значения изменилось ЭГП территорий к нему примыкающих и, соответственно, изменились и направления их хозяйственной деятельности. С появлением железнодорожного транспорта и , в частности, со строительством Транссиба, изменилось ЭГП южных районов Сибири и Дальнего Востока, появились новые отрасли хозяйственной специализации этих регионов, обусловленные природно-ресурсным потенциалом и потребностями старопромышленных районов России.

Другое свойство ЭГП – изменение влияния от места к месту. Положение территорий по отношению к какому-либо объекту всегда различается в зависимости от расстояний между ними. Но расстояния могут сокращаться в результате создания новых городов, промышленных центров, прокладки дополнительных транспортных магистралей, спрямляющих путь или же увеличиваться в связи с освоением новых районов. Расстояния также могут изменять свое значение благодаря снижению транспортных издержек, увеличению скорости движения грузов, созданию специализированных средств транспорта, позволяющих перевозить скоропортящиеся грузы на большие расстояния.

Таким образом, расстояние между объектами, с одной стороны, свойство территории, с другой стороны – результат экономической деятельности. Это придает ЭГП двойственный характер и вызывает необходимость учитывать не только положение территории к какому-либо объекту в данный промежуток времени, но и возможность его изменения в перспективе.

В пределах России с ее неравномерным распределением промышленных центров, транспортных магистралей, огромными размерами территории очень сильно выражено дифференцирующее влияние ЭГП. В частности степень выгодности ЭГП регионов (макроположение) существенно снижается по мере удаления от Москвы к востоку (за исключением тех восточных регионов, которые наиболее приближены к мировому рынку).

В пределах тех или иных административных единиц ЭГП того или иного пункта зависит от близости его, например, к областному центру и главным транспортным путям.

В пределах страны степень влияния ЭГП, кроме учета его с точки зрения макроположения территории, зависит также от степени разнородности природных условий. Чем крупнее территория, тем разнообразнее природные условия в ее пределах и сильнее выражена пространственная дифференциация хозяйства. В свою очередь, специализация районов, обусловленная четко выраженной пространственной дифференциацией природной среды, обеспечит району преимущества, которые, как правило, будут «перекрывать» возросшие транспортные издержки.

Дифференцирующее влияние ЭГП будет минимальным, если территория, хотя и характеризуется большим разнообразием природных условий, отличается небольшими размерами.

Если территория обладает относительно однородной природной средой, то роль ЭГП будет возрастать при увеличении ее размеров.

Четко прослеживается в пределах России влияние ЭГП на уровень экономического развития – он снижается в северном и восточном направлениях от центра. В этих же направлениях в структуре промышленности регионов увеличивается доля добывающих отраслей и уменьшается доля обрабатывающих отраслей высших этажей.

Связь ЭГП с пространственными различиями при формировании состава добывающих отраслей промышленности проявляется через обеспеченность территории теми или иными видами полезных ископаемых. При этом ЭГП обусловливает выбор добычи, прежде всего тех из них, которые наиболее дефицитны и транспортабельны.
.


Скачать файл (245.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru