Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Учебно-методическое пособие - Психология личности - файл 1.doc


Учебно-методическое пособие - Психология личности
скачать (974.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc975kb.06.12.2011 11:28скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

И.С. Вотчин

Психология личности

Утверждено в качестве учебно-методического пособия

Редакционно-издательским советом НГПУ
Новосибирск

2003

УДК 152.3 (075.8)

ББК 88.37 я 73-1

В - 792


Рецензенты:

Доктор психологических наук, профессор

Н.В.Дмитриева

Доктор психологических наук, профессор

Л.Н.Антилогова
В – 792 Вотчин И.С. Психология личности:

Учебно – методическое пособие.- Новосибирск: Изд.НГПУ,

2003. - с.
ISBN 5 – 85921 – 457 - X

Учебно-методическое пособие является дополнением к существующим учебным изданиям по курсу «Общей психологии» и предназначено для психологов практической направленности, которые в достаточной степени подготовлены для самостоятельной профессиональной деятельности. Оно может быть использовано для выполнения практических работ студентами при самостоятельной подготовке и в качестве справочного пособия специалистами смежных специальностей.

УДК 152.3 ( 075. 8 )

ББК 88. 37 я 73 - 1
ISBN 5 – 85921 – 457 - X © Вотчин И.С., 2003
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………

1. Общие представления о личности в психологии………………………………..

1.1. Отечественная психология о структуре личности………………………….

1.2. Психоанализ о личности………………………………………………………

1.3. Личность в трансактном подходе изучения………………………………….
2. Значение элементов структуры личности в деятельности психолога………..

2.1. Направленность личности…………………………………………………….

2.2. Познавательная сфера личности……………………………………………..

2.3. Волевые свойства личности…………………………………………………

2.4. Эмоционально-динамические свойства личности…………………………

3. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………
4. Методики исследования личности и индивидуальных особенностей

4.1. Определение уровня самооценки……………………………………………

4.2. Самоотношение……………………………………………………………….

4.3. Механизмы психологической защиты

4.4. Личностный опросник FPI

4.5. Эмоциональная направленность личности…………………………………

    1. Мотивационная структура личности…………………………………………

    2. Уровень соотношения «Ценности – доступности»………………………….

    3. Мотивы поведения……………………………………………………………

    4. Темперамент

4.10. Акцентуации……………………………………………………………………

4.11. Висбаденский опросник

4.12. Самооценка волевых качеств

4.13. Коммуникативные и организаторские склонности…………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Библиография……………………… ………………………………………………

Введение


^ Мы должны быть осторожны с тайной

личности: не врывайтесь, забыв почтение, в святая святых человека!

Томас Карлейль

Одним из важнейших направлений деятельности практического психолога является изучение лиц, представляющих интерес для производственной сферы. Это могут быть кандидаты на работу, члены коллектива и пр.

К сожалению, в практике для изучения лиц, предс­тавляющих интерес, довольно часто кадровикам или менеджерам по личному персоналу не хватает психологических знаний и практики их использова­ния в своей деятельности.

Данное пособие позволит сформировать общее представление о личности с позиций современных отечественных и зарубежных точек зрения, которое можно использовать в практической деятельности психологов.

В первой части пособия рассматриваются подходы в изучении структуры личности, признанные в отечественной психологии. В этом же разделе приводится своеобразная трактовка личности зарубежных психологов - З.Фрейда и Э.Берна.

Во второй части пособия дан достаточно полный, современный ана­лиз различных составляющих психических компонентов личности, ко­торые необходимо знать в целях изучения, оценки и психологического воздействия на людей в своей профессиональной деятельности.

Пособие написано с соблюдением принципов научности, системнос­ти, доступности и предназначается как для специалистов в области психологии, так и для самостоятельной работы тех смежных специалистов, которые изучают вопросы психологии личности в профессиональных целях.



  1. ^ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

На современном этапе общественного развития психология занима­ет одну из основных позиций в системе наук. Потребность примене­ния психологических знаний ощутима при решении конкретных практи­ческих задач в различных областях жизни, где постоянно приходится работать с людьми. В деятельность психолога, как и кадрового работника, входят различные аспекты психологического плана, которые регламентируют­ся соответствующими документами - это изучение и оценка людей, ус­тановление и развитие психологических контактов и т.д., поэтому психологические знания становятся необходимым рабочим инструмен­том.

Психология - наука о душе (греческое слово "псюхе " и " логос ") дословно. Эта наука является связующей множество других наук о природе, обществе и человеке [1].

Как любая другая наука, психология имеет свой язык (категории) и уровни понимания. Когда речь идет о биологической сути чело­века, то употребляется термин "индивид", который означает, что данный объект принадлежит к роду человека. В то время, когда мы говорим о психологии, то уместно называть объект нашего внимания - личностью; если рассматривается общая социальная характеристика, то это обозначается словом - человек. Вполне естественно, что категория "человек" более общая и включает в себя понятия личность и индивид, как частные категории.

Если рассматривать какие-либо профессиональные виды деятельности, то в каждой из них существуют свои специфические термины, категории, опреде­ления, и поэтому, говоря о психологическом содержании какой-либо деятельности правильнее называть – личность, например, педагога или военного ра­ботника, личность ребенка и т.п. Личность это основная категория в психоло­гии и далее будет более подробно рассматриваться её содержание и структура.

В науке существуют различные подходы к изучению личности и, единого оп­ределения личности сегодня не существует. Так, например, С.Л.Ру­бинштейн говорит, что "…при объяснении любых психологических яв­лений личность выступает как воедино связанная совокупность внут­ренних условий, через которые преломляются все внешние воздейс­твия " 16; К.К. Платонов давал такое определение - "Личность - ­это системное свойство человека, которое:

  1. обеспечивает усвое­ние, переработку и накопление информации о себе и внешней среде, необходимой ей для функционирования как субъекту социальной сис­темы;

2) определяет регулирование ее социального функционирования в процессе взаимодействия с внешней средой на основе информации, непрерывно получаемой или ранее полученной о себе и внешней среде "12.

И.Кон определяет личность как - "...совокупность интегрирован­ных, социально-значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делаю­щих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения"5.

Все определения обращают внимание на то, что личность - это единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и свойств. Большинство исследователей склонны к тому, что личность представляется продуктом сознания человека и является психическим образованием. Каждому этапу ­генезиса науки соответствует свое представление о личности и свое опреде­ление данной категории. Процесс развития этого представления шло от простого к сложному, от биологического понимания до социально­го, в конечном итоге, к структурной системной интегрированной инди­видуальности.

В связи с выше сказанным, возникает вопрос, когда появляется личность и какова ее структура и содержание?

Появившейся на свет человек принадлежит всему сообществу и мы отводим ему роль ребенка, обозначая его социальную принадлежность термином ­- человек. Сюда же включается и биологическая принадлежность (схожесть) к людям, которая обозначается терми­ном - индивид (род человека). Личность на данном этапе предс­тавлена генетической памятью. Безусловные рефлексы ребёнка, такие как - сосание, отталкивание, хватание, замирание – ориентированны, в первую очередь, на сохранение человека как биологического вида. По мере развития условных рефлексов, основанных на процессах ощущения, развивается сенсорная память, разные формы восприя­тия и виды мышления, воображение и внимание. Личность как бы проявля­ется постепенно - накапливается информация биологическая - появля­ется психическое новообразование. Чтобы личность развивалась и формирова­лась, обязательны два условия: деятельность и общение с себе подобными. Причем, чем разнообразнее виды деятельности и общения, тем активнее формируется и развивается личность. Нарушение этих условий ведёт к деформации и развитию квазиличности (пример: «люди – Маугли»). Индивид включается в активность и обще­ние (семья, ясли, садик, школа, друзья, С.М.И. и т.д.), проходит социализацию, т.е. усваивает общественные нормы и правила поведения.

О личности мы начинаем говорить, тогда, когда ребенок осознает себя («Я сам»), когда появляется сознание - совокупность знаний о себе и об окружающем мире. То, что человек знает (понятие о самооценке, самоотношении) о самом себе - это есть интроструктура личности; его представление о том, как он общается и взаимодействует с окружающей реальностью - интерсфера, а то, что он оставляет о себе в соз­нании других людей, в мире - метасфера. Данная структура это только общий и обобщенный взгляд на личность.

1.1. Отечественная психология о структуре личности

В личности, психологи выделяют, прежде всего, познавательную (когнитивную) сферу, в которую включены такие психические процессы как:

  1. Внимание - процесс концентрации и направленности сознания («манипуляции» со своим со - знанием).

Виды внимания: а) произвольное; б) непроизвольное; в) постпроизвольное.

2) Память - процесс запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации.

Виды памяти: а) механическая; б) словесно-логическая; в) ассоциативная; г) образная.

3) Мышление - процесс анализа, синтеза и обобщения информации. Оно базируется на основе чувственного познания и выходит за его пределы.

Виды мышления: а) наглядно-действенное; б) наглядно-образное; в) отвлеченное.

4) Воображение - процесс создания новых образов, на основе имеющейся информации

Виды воображения: а) активное; б) пассивное; в) репродуктивное; г) творческое.

5) Ощущение - процесс частичного отражения в сознании каких либо свойств предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии.

6) Восприятие - процесс целостного, комплексного отражения явлений или предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Всего шесть психических процессов «сделали» каждого из нас та­кими какими мы есть. Они функционируют постоянно, все вместе, комплексно - взаимно дополняя, и взаимно обусловливая друг друга в оп­ределенной структуре и системе.

Если только нарушается работа одной составляющей познаватель­ной сферы, так вся система начинает выдавать неадекватный ре­зультат - знания, умения, навыки и, в конечном итоге, поведение. В результате этого происходит адаптация личности к реальным условиям или её деформация.

^ Аффективная или эм­оциональная сфера включает в себя: а) эмоции; б) состояния; в) чувства; г) аффекты. Они выполняют регуляторную функцию и отража­ют наше отношение по поводу деятельности или активности в разных областях жизнедеятельности и удовлетворения наших потребностей. Если процессы познания продуцируют знания, соответствующие нашим потребностям, то сознание присваивает переживанием положительное значение, а если происходит так, что информации не хватает для логического объяснения того или иного явления, то сознание оцени­вает такое состояние как плохое.

Принято классифицировать (К.Изард), что каждый человек имеет семь отрицательных эмоций, две положи­тельные и одну нейтральную. Такое распределение обусловлено тем, что отрицательные эмоции заставляют человека постоянно находится в состоянии активности, что является непременным условием разви­тия личности и сохранением человека как биологического вида в процессе развития жизни на земле [4].

^ Волевая сфера личности состоит из таких качеств, как целеустремленность, настойчивость и упорство, са­мостоятельность и инициативность, смелость и решительность, выдержка. Все эти свойства, в своей совокупности, позволяют преодолевать лич­ности различные препятствия как внутреннего, так и внешнего плана (например, из множества мотивов выбрать тот, который в наибольшей степени соответствует цели или принять решение, что именно эта цель отражает потребность и в конечном итоге приступить к практи­ческой реализации задач). Очевидно, что каждая личность имеет свои индивидуальные особенности - сильная воля, слабая воля; у кого-то все качества воли проявляются в практической деятельнос­ти, а кто-то только играет роль самостоятельного, инициативного и т.п.

В блок типологических особенностей (индивидуально-психологи­ческих) личности психологи относят: задатки, способности, темперамент и ха­рактер.

^ Задатки - это анатомо-морфологические особенности структур головного мозга. Из задатков развиваются способности при соответс­твующих условиях. Если условий в течение жизни не будет, то за­датки так и останутся не реализованными. Один задаток может дать начало нескольким способностям.

Способность - это возможная успешность в каком либо виде деятельнос­ти. Способность проявляется только в соответствующем виде деятельности и проявляется только в ди­намике.

Темперамент - переводится как "соотношение частей" - это со­вокупность психических динамических свойств - возбуждение, торможение, перек­лючение, которые напрямую связаны с деятельностью нервной системы. Принято (Гиппократ) условно делить людей по типу темперамента на четыре группы: те, у кого возбуждение больше торможения - холери­ки; те, у кого возбуждение не более чем торможение - сангвиники; людей, у которых торможение преобладает над возбуждением, относят к меланхоликам, а те, у кого торможение не более чем возбуждение к флегматикам.

Их индивидуальные особенности проявляются во внешнем поведе­нии, в общении, в характере. Так, например, холерик - подвижен, ак­тивен, часто первая реакция на полученную информацию не адекватна и характеризуется эмоциональным взрывом; сангвиник - увлекающейся человек, словоохотливый, может взять на себя много обязанностей, но в процессе деятельности он их выполнять не может, так как ув­лекается чем-то другим новым.

Флегматик - спокойный, уравновешенный, рассудительный, но ни кто, ни когда не может сказать, а что на самом деле он думает, так как он по своей природе интроверт (скрытен). Информацию перерабатывает постепенно и изменяется только в силу своей внутренней переоценки.

Меланхолик - медлительный, эмоционально-чувствительный, высо­ко тревожный тип личности, который требует к себе индивидуального отношения. Речь меланхолика не может быть такой громкой и быст­рой, как у холерика и сангвиника. Информация анализируется посте­пенно, от него нельзя требовать скоростных методов деятельности.

Характер переводится с греческого как "признак, особенность, черта". Совокупность социально обусловленных черт составляет со­держание характера, который базируется на особенностях темпера­мента. Формирование характера происходит в определенных социаль­ных условиях - семья, детсад, школа, институт, производственный кол­лектив. В этих микро и макро средах закладывается отношение лич­ности к себе, к делу, к людям, обществу, отсюда – развиваются черты характера. Сформированные черты, в большей или меньшей степени, проявляется в поведении человека и на базе этого происходит оцен­ка характера - эгоцентричность, себялюбие, трудолюбие, доброта и т.п.

Рассмотренная структура личности представляет традиционный подход в отечественной психологии. Однако это не означает, что он единственный. Например, в книге "Структура и развитие личности" К.К. Платонов подходит к этой проблеме несколько иначе. По его мнению, личность включает в себя четыре составляющих:

1-ая подструктура личности объединяет направленность и отно­шения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непос­редственных врожденных задатков, а отражают индивидуально прелом­ленное групповое общественное сознание. Эта структура формируется путем воспитания.

2-ая подструктура личности объединяет знания, умения, навыки, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже за­метным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опы­том.

3-ья подструктура личности объединяет индивидуальные особен­ности отдельных психических процессов или психических функций, понимаемых как формы психологического отражения; памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Данная структура, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения.

4-ая подструктура личности объединяет свойства темперамента или типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые "органические" изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее переделывается путем тренировки, если эта переделка вообще возможна) [12].

Не смотря на несколько другой подход к организации структуры личности, не трудно в первой подструктуре личности найти поня­тия, категории традиционного подхода.

^

1.2. Психоанализ о личности


В последнее время стала популярной теория психоанализа, а вместе с ней взгляд на личность с позиции организа­ции и работы сознания. Известно, что З.Фрейд [21] выделял - бессозна­тельное (Ид-оно) и сознательное, которое состоит из Супер-Эго и Эго. При этом Супер-Эго отводится функция цензора со сверх норма­тивными социальными установками, а Эго - функция реального состо­яния в данный промежуток времени определенной ситуации. Бессозна­тельное, как часть сознания, накапливает огромную массу информа­ции, которая специфическим образом структурируется во время сна. Между этими частями (Ид, Супер-Эго, Эго) существуют определенные механизмы взаимосвя­зи, проявляющиеся в виде так называемых психологических защит. Самыми распрост­раненными среди них являются: вытеснение, проекция, рационализация, реактивные образования, замещение и т.д.

Суть вытеснения заключается в том, что неприятная информация, которая накапливается на уровне Эго и Супер-Эго просто вытесняет­ся другой информацией в бессознательное и человек забывает о ее существовании. Во время сна она перерабатывается, переживается и остается в "недрах" Ид.

Механизм проекции более сложен - сначала негативная информа­ция обесценивается, а затем основная часть, за ненадобностью, вы­тесняется, а какая-то часть остается и распределяется между Су­пер-Эго и Эго (в виде маркера для ориентации). Но как только этот маркер обнаруживается на другом объекте внимания, сознание начи­нает активно бороться с этим недостатком у другого человека.

Рационализация идет под давлением Супер-Эго (надо, должен). На уровне Эго, негатив анализируется по составляющим частям. Происходит переоценка каждой составляющей отдельно («обстоятельства не позволяют», «объект не готов еще» и то, что в целом казалось негативом, в отдельности уже не стоит того, чтобы на это обращать внимание.

При длительном пребывании человека в условиях отрицательных переживаний, когда всю информацию Супер-Эго классифицирует как несоответствующую нормативам, Эго не в состоянии переработать, происходит блокировка Супер-Эго под воздействием эндоморфинов (биологическая регуляция за счет секретов внутренних желез) или медикаментозного воздействия. Человек уходит в себя, не замечает или слабо реагирует на внешние раздражители - такой механизм наз­ван экранированием.

Если блокировка устанавливается между Эго и Ид, то в этом случае наступает оглушение. Контроль сознания практически отсутс­твует, тело, поведение, речь подчинены подсознательному. Данное состояние может быть при глубоких психических расстройствах, при приеме наркотиков, алкоголя или психотропных препаратов.

Несмотря на необычность представления о личности, как о сово­купности трех взаимосвязанных (Супер-Эго, Эго, Ид) составляющих сознания, данная теория объясняет множество аспектов поведения, общения человека как, в жизни, так и в профессиональной деятель­ности. Психоанализ помогает диагностировать индивидуальные осо­бенности личности и прогнозировать поведение, смоделировать поведение или об­щение между людьми.

Знание механизмов психологической защиты позволит практическому психологу более эффективно организовать процесс взаимо­действия с объектом и получить ннеобходимые результаты.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (974.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации