Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Экономика строительства - файл 1.doc


Контрольная работа - Экономика строительства
скачать (137 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc137kb.06.12.2011 11:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание.


стр.
Введение. 2

  1. Концентрация отрасли. 4

    1. Особенности российского монополизма. 4

    2. Причины существования монополий. 5

    3. Понятие естественной монополии. 5

  2. Антимонопольное регулирование экономики. 9

Заключение. 13

Литература. 14
Введение.
Экономика строительства является отраслевой наукой, которая исследует формы проявления общих экономических законов в капитальном строительстве. Поэтому экономика строительства тесно связана, с одной стороны, с научными дисциплинами, изучающими экономические законы общественного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ на различных ступенях его развития, и с другой, она основывается на достижениях специальных научных дисциплин, изучающих вещественные факторы производства, таких как «Организация и технология строительного производства», «Строительные конструкции», «Основания и фундаменты», «Вычислительная техника» и др. В свою очередь, экономика строительства является теоретической основой для социально-экономических дисциплин, таких как «Финансирование и кредитование строительства», «Экономика труда в строительстве», «Планирование капитального строительства» и др.

Экономика строительства как научная дисциплина позволяет оценивать результаты научно-технического прогресса, сущность которого заключается в непрерывном совершенствовании орудий и предметов труда, методов производства работ и организации строительства и т. д. и основным следствием которого является повышение производительности труда. Экономика строительства занимается изучением строительства как особой отрасли народного хозяйства, которая формируется, с одной стороны, как процесс воспроизводства основных фондов, требующий необходимых капитальных вложений на его осуществление, и с другой — как процесс собственного развития данной отрасли материального производства.

Сложность изучения экономических аспектов капитального строительства заключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процесса строительного производства, большом количестве участников, имеющих различные функциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительного производства от естественных, природных условий. В процессе строительного производства (возведения любого объекта), как правило, участвуют: инвестор — заказчик — проектировщик — подрядчик — специализированные субподрядные организации. Кроме этих непосредственных участников строительного процесса в создании строительной продукции участвуют десятки заводов — изготовителей технологического оборудования, строительных машин и строительных материалов и т. д., каждый из которых, участвуя в строительном процессе, стремится, прежде всего, к получению максимально возможного дохода — прибыли.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

1. Концентрация отрасли.
1.1. Особенности российского монополизма.
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно - два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникли "снизу" в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
1.2. Причины существования монополий.
Есть несколько причин существования монополий.

Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

1.3. Понятие естественной монополии.
Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации. Классическими примерами естественных на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Естественная монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Отличительная таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.

Общая характеристика строительной отрасли.

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики России. За годы экономических реформ в отрасли произошли значительные преобразования. Сформировался принципиально новый механизм государственного управления, который заключается прежде всего в регулировании государством инвестиционной деятельности в сфере строительства, а не в административном управлении организациями и предприятиями. Наряду с развитием малого бизнеса в отрасли продолжаются процессы интеграции, создаются финансово-промышленные и финансово-строительные группы, акционерные объединения и ассоциации. Деятельность финансово-промышленных объединений способствует повышению инновационно-инвестиционной активности, стабилизации хозяйственных связей, повышению конкурентоспособности строительных организаций.

Таблица 1.

Крупнейшие строительные компании России



^ Место в рейтинге «Эксперт-400»

Компания

Объем реализации в 2006 г.
(млн руб.)

^ Объем реализации в 2005 г.
(млн руб.)

Темп прироста
(%)

Крупнейшие компании промышленно-инфраструктурного строительства

1

65

«Стройтрансгаз»

45 922,50

23 379,80

96,4

2

77

«Глобалстрой-Инжиниринг»

37 694,80

24 431,60

54,3

3

171

«Моспромстрой»

17 721,70

10 881,10

62,9

4

176

«Мосинжстрой»

17 226,30

10 395,30

65,7

5

198

Корпорация «Трансстрой»

16 024,00

25 544,00

-37,3

6

203

«Мостотрест»

15 752,40

13 318,10

18,3

7

212

«Мосметрострой»

15 127,10

14 595,30

3,6

8

241

«Группа Е 4»

13 341,80

н. д.

 

9

252

Сварочно-монтажный трест

12 653,60

6 140,90

106,1

10

327

«Аэродромдорстрой»

8 934,20

7 180,20

24,4

11

358

«Бамтоннельстрой»

7 774,20

5 363,80

44,9

12

372

ОАО горнопроходческих работ №1

7 416,60

6 297,30

17,8

13

400

Мостостроительный отряд №19

6 887,30

6 453,10

6,7

^ Крупнейшие компании жилищного строительства

1

69

Группа компаний ПИК

42 035,70

22 151,10

89,8

2

84

Группа компаний «Дон-Строй»

35 347,00

28 290,00

24,90

3

98

Группа компаний «СУ-155»

29 700,00

24 500,00

21,2

4

103

Корпорация «Главстрой»

28 227,70

н. д.

 

5

189

Домостроительный комбинат №1

16 436,00

18 834,90

12,7

6

231

«Мосстроймеханизация-5»

13 664,50

11 968,60

14,2

7

232

«Интеко»

13 636,40

8 925,50

52,8

8

315

«Мосфундаментстрой-6»

9 501,80

7 230,50

31,4

9

398

«Дальспецстрой»

6 953,50

6 241,00

11,4


Поставленные сложные стратегические задачи как в целом по развитию экономики России – увеличение к 2010 г. валового внутреннего продукта России в два раза, так и по увеличению ввода в эксплуатацию жилых домов в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России» требуют незамедлительного принятия кардинальных мер по разработке основных направлений развития строительной отрасли, в том числе промышленности строительных материалов. Приоритетную роль в этом вопросе играют инновационная политика, способствующая формированию инвестиционной привлекательности в отрасли и активизации инвестиционной деятельности в ней.

В современных условиях развития строительной отрасли наиболее важным объектом исследования является сектор производства новых строительных материалов, освоение которых будет способствовать переходу к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций.

Сложившаяся ситуация определяет актуальность и необходимость разработки методического инструментария выбора приоритетов инновационно-инвестиционной политики, способствующей эффективному управлению инвестиционным процессом, корректировке системы распределения финансовых и других материальных ресурсов в секторе производства новых строительных материалов.
^ 2. Антимонопольное регулирование экономики.
В странах с рыночной экономикой государство заинтересовано в развитии конкуренции в ее форме, приближающейся к совершенной, чистой. Такая конкуренция побуждает соревнование между производителями, что ведет к росту качества производимых товаров и услуг, снижению издержек производства и обращения, стремлению к более полному удовлетворению потребностей населения. Возбуждая качественный и количественный рост производительных сил страны, пересекая границы национальной экономики и распространяясь на мировые рынки, конкуренция способствует укреплению экономического положения государства на мировой арене.

В то же время органы государственной власти обладают ограниченными возможностями управления конкуренцией, включая ее стимулирование. В среде товаропроизводителей и продавцов товаров и услуг существует неистребимое стремление к монополизму и недобросовестной конкуренции во имя достижения собственных выгод и устранения соперников с рынка. Государство в лице органов власти препятствует монополизму посредством проведения антимонопольной политики, направленной на всемерное ограничение монополистических тенденций посредством запретов деятельности монополий, устранения их с рынков, принудительного дробления крупных компаний.

Приходится в то же время отмечать, что некоторые коррумпированные государственные чиновники и даже органы способны поддерживать неявно, а то и явно монополистов в результате подкупа или непосредственного участия в монополистической деятельности и в монополизированных компаниях. Подобная форма внешне скрытого локального монополизма под «крышей» государства особенно свойственна и проявляется в российской экономике периода рыночных трансформаций.

Распространение монополизма в любых его формах приводит к ощутимым потерям для государства и общества, экономики и предпринимательства. Негативные последствия захвата рынков монопольными структурами проявляются в следующем:

монополисты способны устанавливать высокие цены предложения на свои товары при явно ограниченной возможности покупателей противостоять монопольному ценовому сговору;

производители-монополисты не заинтересованы в развитии производства, повышении качества товаров и услуг, более полном удовлетворении потребностей покупателей, так как им не угрожают конкуренты, а высокую прибыль можно получать путем увеличения цен при ограниченном объеме производства;

монополизм порождает неэффективное распределение ресурсов в пользу монополистов вне зависимости от эффективности их производства, отдачи ресурсов;

монополисты, увлеченные собственной выгодой, в минимальной мере озабочены интересами государства и общества, безжалостно вытесняют из производства и с рынка своих соперников;

монополизм подобно раковой опухоли способен разрастаться, включая в свою орбиту новых и новых участников, и по мере обретения силы сращиваться с аппаратом государственной власти, органами государственного управления, чиновниками разных уровней.

В связи с подобными негативными проявлениями монополизма практически все государства вынуждены проводить антимонопольную деятельность, опирающуюся на обширный арсенал мер. Антимонопольная деятельность государства в зависимости от степени и форм проявления монополизма направлена на предупреждение, ограничение, подавление, пресечение действий, препятствующих конкуренции или извращающих ее путем превращения в недобросовестную.

Государственное антимонопольное регулирование в виде запретов осуществления монопольного производства и продажи товаров возникло более полутора тысяч лет тому назад. В качестве основного инструмента противостояния монополистическим тенденциям стало использоваться антимонопольное законодательство, ограничивающее или запрещающее монополии. Антимонопольные законы стали крайне необходимыми в связи с возникновением исключительно крупных монополистов в виде мощных корпораций. Наибольшее развитие так называемое антитрестовское законодательство получило в США, где в 1890г. был принят Закон Шермана, запрещавший монополизацию рынка, монополистический сговор компаний, соглашения между ними, ограничивающие предпринимательство.

Принятый в США в 1914г. Закон Клейтона шагнул значительно дальше в государственном противостоянии монополизму. Этот закон запретил ценовую дискриминацию потребителей, поглощение одной корпорацией других путем приобретения их активов, создание переплетающихся директоратов нескольких компаний, иные способы ослабления конкуренции. В дальнейшем действие Закона Клейтона было усилено и расширено введением поправок. Антимонопольное законодательство вошло в практику государственного регулирования многих стран мира.

В советской экономике проблеме антимонопольного регулирования не уделялось внимания, так как, с одной стороны, существовала глобальная государственная монополия и отсутствовал свободный конкурентный рынок, а с другой — монополизму предприятий препятствовал государственный план. Что же касается конкуренции, то ее стремились заменить так называемым социалистическим соревнованием между товаропроизводителями за высокие результаты производства.

Проведение рыночных преобразований и становление свободного рынка товаров и услуг в России значительно активизировали государственную антимонопольную деятельность. Уже в 1991г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», дополненный и измененный в 1995г. В соответствии с российским антимонопольным законодательством сделки между субъектами хозяйственной деятельности, направленные на ограничение и противодействие конкуренции, признаются недействительными. Не допускается принятие и осуществление органами власти актов, соглашений, препятствующих конкуренции.

С 2004г. Федеральная антимонопольная служба как главный государственный орган проведения антимонопольной политики подчинена Председателю Правительства Российской Федерации. На государственные антимонопольные органы возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, регулирования деятельности естественных монополий в России. С целью контроля за монополиями введен государственный реестр организаций-монополистов, обладающих на российских рынках объемом продаж, превышающим 35% их общего количества.

Одной из серьезных трудностей преодоления монополизма в мире служит выявление и доказательство его наличия, умело скрываемого самими монополистами под маской законности. Исключительно трудно установить однозначно определяемые и четко фиксируемые критерии, в соответствии с которыми деятельность организации, компании следует считать монополистической и относить ее к категории монополистов.

В теории и практике антимонополистического государственного регулирования используется понятие «доминирующее положение на рынке», относящееся к субъектам хозяйственной деятельности, представленным на рынке определенного товара. Доминирующим называют исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Принято считать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, если доля продаваемого им определенного товара на рынке превышает 65% общего объема продаж.

К злоупотреблению своим доминирующим положением на рынке относят все виды деятельности хозяйствующих субъектов, которые приводят к ограничению конкуренции посредством создания искусственного дефицита товаров, нарушения установленного порядка ценообразования, приводящего к повышению цен, препятствий доступу на рынок других участников, навязывания контрагентам своих условий соглашений.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 28 декабря 199 г. обязывает акционерные общества вести учет своих аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категорий принадлежащих им акций.

Аффилированные (взаимозависимые) лица — это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К ним относятся следующие категории лиц:

лицо, участвующее в имуществе другого, если доля такого участия составляет более 20%;

физическое лицо, подчиняющееся другому физическому лицу по должностному положению;

лица, состоящие в родственных отношениях (супруги, родители — дети; братья — сестры).

Отношения аффилированных лиц могут быть имущественными; договорными; организационно-управленческими; родственными; смешанными.

Антимонопольное государственное регулирование призвано препятствовать, не допускать недобросовестную конкуренцию на рынке, к проявлениям которой относят:

— опорочение конкурентов путем распространения ложных сведений о них;

распространение заведомо искаженной информации о потребительских свойствах и качестве товаров;

незаконное использование прав на интеллектуальную собственность, торговые марки, фирменные знаки;

разглашение сведений, информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия владельцев информации.

Государственные органы, отвечающие за антимонопольную деятельность, обладают значительным арсеналом средств борьбы с монополистами и монополизмом, но далеко не всегда эффективно используют свое оружие. В числе основных инструментов, способов государственного противомонопольного воздействия выделим следующие:

обязательные для исполнения, директивные предписания хозяйствующим субъектам о соблюдении антимонопольного законодательства и устранении последствий его нарушения;

принудительное разделение монопольных структур, выделение из их состава самостоятельных, независимых организаций, подразделений;

расторжение или изменение договоров, соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству:

наложение штрафов, принятие санкций, мер административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных антимонопольными законодательными и другими нормативными актами;

принудительный роспуск организаций-монополистов.

Несмотря на наличие столь обширных видов государственного антимонопольного воздействия, их практическая реализация затруднена ярым противодействием со стороны монополистов. Антимонопольная деятельность государства должна носить непрерывный характер, так как монополистические структуры находят новые пути и способы возрождения подавленных монополистических проявлений.


Заключение.
Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому антимонопольное регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов.
Литература.


  1. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г. Цыганова. «Конкуренция и антимонопольное регулирование». Учебное пособие для ВУЗов. Москва: Логос, 1999 г. 368 стр.

  2. Колесов А.И., Исаенко Е.В. , Исаенко А.В. «Рынок и антимонопольное регулирование». Белгород, 1999 г. 139 – 140 стр.

3. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. «Вопросы Экономики» 1990г. №6.

4. Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др.; Монополизм и антимонопольная политика; РАН. – М.: Наука, 1993.

5. Шиян Д.В. «Управление инновационными и инвестиционными процессами в сфере производства строительных материалов». Автореферат Издательство «ГАСИС» М. 2006.

  1. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.

7. http://personal.mgn.ru/modules.php?name=Sections&sop=viewarticle&artid

8. http://www. primmap@stl.ru







Скачать файл (137 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru