Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломная работа - Психолого-педагогическая подготовка специалистов БЖД - файл 1.doc


Дипломная работа - Психолого-педагогическая подготовка специалистов БЖД
скачать (513.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc514kb.06.12.2011 12:54скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

XXXXXXXXXX ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Утверждаю

Зав. кафедрой

БЖ

профессор

_______________

Психолого-педагогическая подготовка специалистов БЖД.

Выпускная квалификационная работа

По специальности 050104 «безопасность жизнедеятельности»

Работу выполнил студент 5 курса отделения БЖ

_______________XXXXXXXXXXXXXXXXXXX

Научный руководитель XXXXXXXXXXXXXXXX

Рецензент XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX


XXXXXXXXXX 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психологический аспект ЧС……………………………………………6

    1. Значение и роль морально-психологических факторов при действиях в условиях ЧС………………………………………………………………...6

    2. Характеристика и классификация экстремальных ситуаций…………...8

    3. Психологическое состояние специалистов БЖД в условиях ЧС……...14

Выводы по главе 1……………………………………………………………….20

Глава 2. Теоретические основы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД………………………………………………………………22

2.1. Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД ………………………………………………...22

2.2. Основы экстремальной подготовки специалистов БЖД……………….................................................................................................28

2.3. Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью……………………………...…………………………………….33

Выводы по главе 2……………………………………………………………….38

Глава 3. Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей специалистов БЖД...............................40

3.1. Методическое обеспечение исследования………………………………...40

3.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………….52

3.3. Рекомендации……………………………………………………………… 55

Выводы по главе 3……………………………………………………………….56

Заключение ………………………………………………………………………57

Список литературы………………………………………………………………61

Приложения……………………………………………………………………...64


Введение




В большом комплексе современных проблем геополитики ХХI века проблеме поиска путей выживания и сохранения народонаселения России принадлежит ведущая роль. Критерии здоровья и безопасности в целом сегодня выдвигаются на первое место и отражают действительность наступившего века. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций (ЧС), что в свою очередь повышает потребность в специалистах БЖД.

^ Актуальность исследования определяется тем, что особые условия, в которых может оказаться специалист БЖД, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией жизненных внутренних ресурсов, у других – снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности.

Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных ка­честв, в том числе характера, способностей, темпера­мента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педа­гогического общения изучает индивидуальные психоло­гические особенности каждого спасателя.

Для специалиста БЖД необходимо знание психологии, а так­же таких отраслей ее, как психология труда и психология того, что входит в понятие "чрезвычайные ситуации". Это позволит спасателю правильно организовать свою рабо­ту, будет способствовать повышению и развитию его ду­ховных и физических возможностей, что в свою очередь приведет к увеличению надежности и эффективности дей­ствий во время тренировок, выступлений на соревновани­ях, в повседневной деятельности.

Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка, психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических моментах.

Новизна нашего исследования определяется небольшим количеством исследований в психолого-педагогической литературе по вопросу психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД.

^ Цель исследования: изучить особенности процесса психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД.

Объект исследования: психофизиологические особенности и профессионально-важные качества специалистов БЖД.

^ Предмет исследования: процесс психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД.

Гипотеза:

1) мы предполагаем, что эффективность работы, профессионализм специалистов БЖД зависит от психолого-педагогической подготовки;

2) мы предполагаем, что у специалистов БЖД – студентов, обучающихся по специальности «безопасность жизнедеятельности», будут высокие показатели по параметрам «работоспособность» и «стрессоустойчивость, а по параметрам «тревожность» и «алекситимия» - низкие показатели.

Задачи исследования:

  1. анализ проблемы подготовки специалистов БЖД в психолого-педагогической литературе;

  2. выбор адекватных методик исследования;

  3. проведение эмпирического исследования;

  4. анализ и интерпретация полученных результатов.



Методы исследования:

  1. теоретический (анализ психолого-педагогической литературы, документальных источников);

  2. эмпирический (тестирование);

Методики исследования:

  1. опросник САН;

  2. тест тревожности Спилберга-Ханина;

  3. методика изучения собственной реакции на стрессовые события (автор Гринберг);

  4. торонтская алекситимическая шкала ТАS-26 (автор G. Taylor).


Теоретическим основанием исследования по проблеме психология экстремальных ситуаций являются работы А.Е. Тараса и К. В. Сельченка, В. В. Антипова, И. Г. Малкиной-Пых. По проблеме психолого-педагогической подготовки – работы К. Э. Комарова, Ю. Корнейчука, В.И. Розова.
^ Практическая и теоретическая значимость работы:

Данная работа может использоваться в учебном процессе по подготовке специалистов по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» и другими специалистами, занимающихся подготовкой специалистов, чья профессиональная деятельность связана с работой в экстремальных условиях.
Глава 1. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций

1.1. Значение и роль морально-психологических факторов при действиях в условиях ЧС.
Человек с древнейших времен испытывал постоянную незащищенность перед грозными проявлениями природных процессов. В истории цивилизации многие природные катастрофы сопровождались крупными социальными потрясениями.

Природные катастрофы вызывают тяжелые морально-психологические и социальные последствия. Гибель Помпеи в Италии в 79 г. до н.э., запечатленная на полотне К. П. Брюллова в результате извержения вулкана Везувий является не единственным примером, когда процветавшие города и поселение приходили в упадок в результате стихийных природных бедствий, а потом и исчезали вообще. Ужас и отчаяние застыли на лицах у людей изображенных на полотне. Подобные примеры имеются в истории практически всех народов мира.

Последствием возникающих катастроф природного характера может быть политическая нестабильность, связанная с повышенной нервозностью и возбудимостью населения в экстремальных условиях. Кроме экстремальных условий причиной повышенной нервозности и возбудимости людей может быть неправильное, с точки зрения тех или иных слоев населения, распределение помощи, поступающей в районы бедствий, неэффективность мер по жизнеобеспечению и др.

Жизнь человека во все времена изобиловала стрессами, опасностями, была наполнена тревогами. Человек вынужден существовать и действовать в подчас неблагоприятных, довлеющих, а главное, не проясненных обстоятельствах. Он всегда оказывался действующим лицом в формуле с множеством неизвестных. Эта ситуация непроясненности, имеющая в жизни хронический характер, стрессирует человека, вызывает тревогу. Все эти события накладывают свой отпечаток на психическое состояние человека. Психическое состояние человека – это характеристика, отражающая его общее положение относительно координатных объектов среды. Оно проявляется в виде регулятивной функции адаптации человека к окружающей ситуации и среде и оказывает воздействие на восприятие человеком окружающей среды, его реакцию на происходящие события, способность оценивать обстановку, принимать правильное решение и реализовать его[10].

Морально-психологический фактор имеет большое значение при действиях в условиях ЧС не только пострадавших при стихийном бедствии, но и в деятельности людей оказывающим им помощь, специалистов БЖД.

Морально-психологическое воздействие на человека в условиях ЧС вызывает стрессы, психические расстройства и как следствие - снижение работоспособности. Причиной этому является болезненное состояние, утомление или пере­утомление, вызванные нарушением режима труда и от­дыха, различными интоксикациями и психическими трав­мами[10].


^ 1.2. Характеристика и классификация экстремальных ситуаций

Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития [10].

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

  1. по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

  2. по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

  3. по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

  4. по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

  5. по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

  1. ЧС техногенного характера;

  2. ЧС природного происхождения;

  3. ЧС биолого-социального характера

Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы, аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро– и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.

Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:

  1. в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;

  2. людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;

  3. размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС [10].

Экстремальными называют ситуации, которые ставят перед человеком в профессиональной деятельности большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможно­стей. Однако экстремальность бывает и профессиональной (угроза банкротства, разорения, крупные потери, неудачи, от­сутствие средств для оплаты задолженности, выход из строя техники и отсутствие запчастей и др.), и бытовой (острые кон­фликты, национальный экстремизм, угрозы преступников, пе­регрузки и отсутствие сил, противоречия между требованиями ситуации и личной подготовленностью к ней и т.п.). Действия в экстремальной ситуации часто имеют решающее значение для успеха. Они — пик профессионализма и подготовленности че­ловека к реалиям жизни. В последние десятилетия происходит рост экстремальности в жизни и деятельности практически всех граждан, что повышает значение их экстремальной подготовленности [19].

Для экстремальных ситуаций характерны трудности, вызванные разными факторами, относящимися к трем группам: обста­новочным, деятельностным и личностным.

К обстановочным факторам относятся объективные особен­ности событий:

1) факт возникновения события, относимого обычно к экстре­мальным (катастрофа, авария, землетрясение, пожар, крах, смерть и пр.);

2) наблюдаемых потерь, лишений, разрушений, страданий, сры­ва работы, неудачи, поражения и пр. (непосредственные впечат­ления);

3) объективной угрозы выполнению плана, достижению цели, здоровью, жизни людей или самого сотрудника;

4) новизны, необычности, внезапности, стремительности возникновения и протекания значимого события (помех, кон­фликтов, противодействия, вымогательства, шантажа, нападе­ния и др.);

5) неопределенности, общей тревожности, пораженческих на­строений, хождения слухов.

Деятельностные факторы присущи самой деятельности, ко­торую реализует человек;

1) понимания большой значимости предстоящих или выпол­няемых человеком действий;

2) предвидения больших трудностей в достижении необходимого результата и возможности неудачи',

3) понимания большой цены ошибки, если она будет допущена;

4) осознания личной ответственности за успех;

5) дефицита времени для подготовки, принятия решения и достижения необходимого результата;

6) ожидания,

7) понимания недостаточной обеспеченности предстоящих или осуществляемых действий, нужной для успеха;

8) коллективизма, солидарности, выражающиеся в понимании не подводить других, не выглядеть в их глазах неполноценным профессионалом, неполноценной личностью;

9) неудач, сделанных промахов, ошибок;

10) больших и длительных нагрузок.

Личностные факторы связаны с психологическими и педа­гогическими особенностями личности:

1) отсутствие интереса. Работа с интересом умножает силы, без него — заставляет постоянно пересиливать себя;

2) отсутствие личного опыта действий в экстремальных во­обще или подобных ситуациях;

3) неуверенность в себе;

4) неуверенность в правильности решения, сделанном выборе {борьба мотивов);

5) неуверенность в коллегах, руководителе;

6) неуверенность в технике, средствах защиты, оружии;

7) непонимание обстановки и того, что надо делать;

8) психологическая неготовность, неполной собранности;

9) низкая психологическая надежность, проявляющаяся в обо­стренных реакциях на трудности (чрезмерная тревожность, пере­живания, плохое самообладание);

10) низкая работоспособность и выносливость.

По степени экстремальности, трудностей, напряжений все ситуации де­лятся на:

1) нормальные, характерные обычными трудностями;

2) параэкстремалъные трудности около предельных;

3) собственно экстремальные испытываемые трудности тре­буют полной мобилизации возможностей человека;

4) гиперэкстремальные трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу» [19].

Профессиональная деятельность, да и нередко жизнь, харак­терны чередой ситуаций, в которой встречаются все эти типы. Любая нормальная ситуация может перерасти в остро экстре­мальную даже из-за неосторожно сказанного слова, полученной новой информации, нервного состояния собеседника.

Экстремальность — объективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В ре­шающей степени это зависит от особенностей личности, подго­товленности и психического состояния. Так, прыжок с парашю­том для человека, впервые совершающего его, бесспорно экстре­мален, а для мастера парашютного спорта — обыденное, нор­мальное событие. Собранный, настороженный и отмобилизовав­ший свои силы человек готов к встрече с любыми опасностями и неожиданностями, но он может вздрогнуть, испытать мгновен­ный испуг и растерянность, услышав рядом телефонный звонок, когда пребывает в состоянии расслабленности (психологически верна народная поговорка: «расплох и медведя губит») [19].

^ 1.3. Психологическое состояние специалистов БЖД в условиях ЧС
Существуют два вида психологических реакций человека в экстремальных ситуациях. Возникающие всегда, во всех экстремальных ситуациях, не­зависимо от их конкретных особенностей. И специфические, соответствующие особенностям ситуации. Первые выражаются в универсальной реакции — психологиче­ском стрессе возникновении психического напряжения, вы­зывающего общую мобилизацию возможностей психики и орга­низма, необходимую для преодоления возникших трудностей. Вторые — в реакции, в точности отвечающей своеобразию дан­ной экстремальной ситуации — адекватные ей психические процессы и состояния, мысли, соображения, чувства, волевые процессы, поступки, действия, приемы. Те и другие, в зависи­мости от своего характера, могут способствовать успеху дейст­вий в экстремальных ситуациях либо ухудшать и даже срывать их. Так, относительно небольшое психическое напряжение (эустресс) повышает качество действий, а чрезмерное (дистресс) — ухудшает. Хорошая подготовленность позволяет действовать со­ответственно специфике обстановки, а плохая — порождает не­суразные или некачественные решения, непродуманные дейст­вия, применение несоответствующих обстановке приемов и воз­никновение неадекватных психических состояний (например, потерю бдительности или неоправданные страхи) и др.[22].

Поэтому на плохо, недостаточно подготовленного к поведе­нию и решению задач в экстремальных условиях человека, про­фессионала, последние сказываются отрицательно. Вызывают перенапряжение, растерянность, нерешительность, утрату самоконтроля и самоуправления, страх, непонимание обстановки, ухудшение сообразительности, находчивости, наблюдательности, работы памяти, скорости реакций, учащение и углубление оши­бок, снижение точности действий и др. В слабо подготовленных группах, отрядах, экипажах часто возникают пессимистические настроения, слухи, ослабление дисциплины, нарушения устав­ных и служебных норм поведения, склонность к неумеренному употреблению спиртного, конфликты во взаимоотношениях, паника и пр.

На надлежащим образом подготовленного к решению задач в экстремальных условиях человека экстремальные факторы и си­туации сказываются, напротив, положительно. Они способствуют должной мобилизации сил и возможностей, обострению чувства долга, ответственности и решимости, вызывают внутренний подъ­ем, даже азарт, энергичность и активность, настойчивость и упор­ство, деятельностный максимализм (страстное стремление добить­ся самого высокого и безусловного результата), повышенную бди­тельность, внимательность, наблюдательность, быструю и четкую работу мысли, готовность к любым неожиданностям и быстрым реакциям, смелость, устойчивость к временным неудачам и др. Качество действий даже повышается по сравнению с нормой [3].

Эмоции крайне разно­образны по своим качествам: в одних случаях они моби­лизуют духовные силы для преодоления трудностей, по­могают справиться с непосильными задачами, в других - приводят к противоположным результатам.

Эмоциональное напряжение (стресс) - главная психологическая особенность профессий, связанных с риском. Основная причина его - утомление и функ­циональные изменения в организме. Поэтому важно периодически проводить мероприятия по профилак­тике нежелательных последствий стресса. Существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют пред­стартовой реакцией; состоит она из трех этапов, ко­торые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорад­ки и стартовой апатии;

1) психологическое состояние боевой готовности, сопровождается напряженным ожиданием, желанием приступить к действию и стремлением отдать все силы и способности для достижения цели. Если начало рабо­ты переносится на другое время (срок), то изменяется уровень эмоционального возбуждения. Дальнейшее нарастание его переходит в состояние стартовой ли­хорадки;

2) стартовая лихорадка приводит к эмоционально-моторным, эмоционально-сенсорным и эмоционально-интеллек­туальным нарушениям.

Эмоционально-моторные нарушения характеризу­ются ухудшением координации точности движений. Эмоционально-сенсорные нарушения выражаются в ослаблении функций различных анализаторов и прояв­ляются в виде замедленного восприятия команд, за­труднениях при необходимости переключить внимание, ухудшении мышечного чувства, искажении чувства вре­мени.

Эмоционально-интеллектуальные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, вре­менным понижением памяти, появлением немотивиро­ванных действий.

В динамике эмоционального возбуждения большое значение имеет типологическая особенность нервной системы личности: человек с сильной нервной системой более устойчив к стартовой лихорадке, у человека со сла­бой нервной системой она (стартовая лихорадка) быстро переходит в стартовую апатию;

3) стартовая апатия - это состояние, когда эмоциональ­ное возбуждение резко снижается и достигает уровня ниже ординарного. Затрудняются мыслительная, интел­лектуальная деятельность, человеку становится сложнее принимать решения. Однако следует сказать, что опре­деленная степень волнения перед началом и во время работы оказывает положительное влияние на психологи­ческую готовность к деятельности, соревнованиям [22].

Психологическая пригод­ность специалиста БЖД к действиям в экс­тремальных ситуациях во многом оп­ределяется его индивидуальными психологическими особенностями (умением быстро приспособиться к условиям деятельности, сосредото­чить внимание на выполнении рабо­ты). Но огромное значение имеет так­же способность специалиста полноцен­но отдохнуть за короткий промежуток времени и быстро восстановить силы. Переутомленный специалист хуже справляется со своими обязанностя­ми, а возникающие в связи с этим служебные проблемы могут еще больше способствовать развитию психических нарушений. Часто встре­чающиеся в таких случаях повышен­ная эмоциональная возбудимость, бессонница заставляют людей при­бегать к помощи медикаментозных средств, что без контроля врача мо­жет иметь отрицательные последст­вия. Часть людей пытается снять эмо­циональную напряженность и заглу­шить появившиеся трудности путем употребления спиртных напитков, что также далеко не безразлично для ор­ганизма [6].

Профессиональная деятельность специалиста БЖД связана с неблагоприят­ным воздействием на них вредных ус­ловий (физических, психологических и др.), которые могут вызвать сильный стресс, привести к переутомлению и возникновению многих заболеваний (нервно-психи­ческих расстройств, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и др.). Та­кие условия особенно проявляются в процессе ликвидации ЧС [6].

Утомление - это физиологическая реакция орга­низма на любую деятельность. Оно проявляется в сниже­нии количества и качества выполняемой работы и в нару­шении координации рабочих функций. Наиболее типич­ный признак утомления - понижение чувствительности различных анализаторов и функциональных систем (зре­ния, слуха, обоняния, рецепторов, воспринимающих теп­ло и холод, положение тела и конечностей). Отмечается снижение мышечной массы, скорости двигательных ре­акций, выносливости, умственной деятельности. Если ре­гулярно нарушается режим труда и отдыха, то происходит суммация явлений утомления, и в результате развивается состояние переутомления [16].

Переутомление с физиологической точки зрения - это перенапряжение возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий мозга. Поэтому оно может рассматриваться как патологическое состоя­ние. Первые признаки переутомления - нарушение ноч­ного сна, повышенное чувство усталости, не проходя­щее после обычного отдыха. Но с жалобами на это ред­ко кто обращается к врачу. Обосновать заключение о переутомлении можно по внешним объективным при­знакам: неустойчивое настроение, некоторая вялость, снижение активности и интереса к делу. Наблюдаются ошибки в трудовой деятельности, главным образом в результате нарушения функций внимания, особенно вследствие затруднений в распределении и переключе­нии его (появляется так называемая забывчивость). Не­редко при объективном обследовании врач может вы­явить также тахикардию, тремор пальцев рук, измене­ние реакций при проведении функциональных проб, по­вышенную потливость. Столкнувшись с такими явления­ми, он должен отстранить человека от работы, трениро­вок, рекомендовать снизить нагрузки, упорядочить ре­жим отдыха и питания, провести необходимые восста­новительные мероприятия [16].

Даже в тех случаях, когда под воздействием стресса у специалиста возникают не выраженные заболевания, а, каза­лось бы, "невинные" нарушения пси­хической деятельности, вопрос их профилактики все равно стоит крайне остро. Ведь такие предболезненные проявления в дальнейшем могут пе­рерасти в тяжелые заболевания, уг­рожающие здоровью специалиста БЖД и препятствующие эффективному вы­полнению им своих функциональных обязанностей.

Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и профессиональным контингентам, работающим в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, непосредственно в очагах ЧС, имеет своей целью снятие эмоциональной напряженности, ослабление появившихся трудностей, не прибегая к приему специальных медицинских средств и употреблению алкогольных напитков, воздействуя не на организм, а на психику человека, которая в свою очередь оказывает влияние на разные физиологические органы [3].

Выводы по главе 1

В ходе теоретического анализа психолого-педегогической литературы по проблеме психологии экстремальных ситуации нами были установлены следующие факты.

Морально-психологический фактор имеет большое значение при действиях в условиях ЧС не только пострадавших при стихийном бедствии, но и в деятельности людей оказывающим им помощь, специалистов БЖД.

Морально-психологическое воздействие на человека в условиях ЧС вызывает стрессы, психические расстройства и как следствие - снижение работоспособности. Причиной этому является болезненное состояние, утомление или пере­утомление, вызванные нарушением режима труда и от­дыха, различными интоксикациями и психическими трав­мами.

Экстремальными называют ситуации, которые ставят перед человеком в профессиональной деятельности большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможно­стей.

Для экстремальных ситуаций характерны трудности, вызванные разными факторами, относящимися к трем группам: обста­новочным, деятельностным и личностным.

По степени экстремальности, трудностей, напряжений все ситуации де­лятся на 4 групы: 1) нормальные, характерные обычными трудностями; 2) параэкстремалъные трудности около предельных; 3) собственно экстремальные испытываемые трудности тре­буют полной мобилизации возможностей человека; 4) гиперэкстремальные трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу»

Экстремальность — объективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В ре­шающей степени это зависит от особенностей личности, подго­товленности и психического состояния.

Существуют два вида психологических реакций человека в экстремальных ситуациях. Возникающие всегда, во всех экстремальных ситуациях, не­зависимо от их конкретных особенностей. И специфические, соответствующие особенностям ситуации. Первые выражаются в универсальной реакции — психологиче­ском стрессе возникновении психического напряжения, вы­зывающего общую мобилизацию возможностей психики и орга­низма, необходимую для преодоления возникших трудностей. Вторые — в реакции, в точности отвечающей своеобразию дан­ной экстремальной ситуации — адекватные ей психические процессы и состояния, мысли, соображения, чувства, волевые процессы, поступки, действия, приемы.

Эмоциональное напряжение (стресс) - главная психологическая особенность профессий, связанных с риском. Основная причина его - утомление и функ­циональные изменения в организме.

Было выяснено, что существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют пред­стартовой реакцией; состоит она из трех этапов, ко­торые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорад­ки и стартовой апатии;

Даже в тех случаях, когда под воздействием стресса у специалиста возникают не выраженные заболевания, а, каза­лось бы, "невинные" нарушения пси­хической деятельности, вопрос их профилактики все равно стоит крайне остро. Ведь такие предболезненные проявления в дальнейшем могут пе­рерасти в тяжелые заболевания, уг­рожающие здоровью специалиста БЖД и препятствующие эффективному вы­полнению им своих функциональных обязанностей.

Глава 2. Теоретические основы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД

^ 2.1. Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД
Психологическая подготовка - проблема и пси­хологическая, и педагогическая. Психологическаяпотому что в процессе тренировки в единстве с теоре­тической, технической, тактической, физической и мо­рально-политической подготовкой и на их основе фор­мируется психическая готовность к работе в экстре­мальных ситуациях [6].

Педагогическим аспектом на­званной проблемы является изыскание путей и средств формирования в процессе обучения психиче­ской готовности к работе в ЧС. Педагогическими средствами можно направить течение психических процессов в нужном направлении, сформировать то или иное полезное психическое состояние [6].

Для специалистов БЖД необходимо знание психологии, а так­же таких отраслей ее, как психология труда и психология того, что входит в понятие "чрезвычайные ситуации". Это позволит специалисту правильно организовать свою рабо­ту, будет способствовать повышению и развитию его ду­ховных и физических возможностей, что в свою очередь приведет к увеличению надежности и эффективности дей­ствий во время тренировок, выступлений на соревновани­ях, в повседневной деятельности.

Основные задачи и функции, которые осуществляются в процессе психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД:

  1. проведение психологического обследования для изучения индивидуальных психологических особенностей каждого специалиста;

  2. организация и проведение мероприятий, направленных на развитие профессионально-важных качеств специалистов БЖД;

  3. подготовка специалистов БЖД к осуществлению профессио­нальной деятельности в экстремальных условиях, в части, касающейся психоло­гической подготовки;

  4. обучение специалистов БЖД навыкам оказания экстренной психоло­гической помощи в общей системе подготовки и обучения;

  5. проведение периодических (мониторинговых) обследований специалистов БЖД для оценки развития профессионально-важных качеств;

  6. разработка и проведение мероприятий по профилактике нежелательных последствий у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью [6].


Основные методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД.

Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных ка­честв, в том числе характера, способностей, темпера­мента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педа­гогического общения изучает индивидуальные психоло­гические особенности каждого специалиста. При этом ис­пользуются такие методы, как наблюдение, беседа и экс­перимент[18].

Метод наблюдения позволяет узнать психические качества личности в динамике реальной жизни.

Беседа является более активным методом. Из нее можно по­черпнуть сведения об убеждениях человека, мотивах и целях его поступков, интересах, отношении к работе и т.д.

Но наиболее эффективным способом познания инди­видуума является эксперимент, который проводится с помощью тестирования или специальных приборов. В процессе его, по мнению многих исследователей, наи­более объективно устанавливаются отдельные психофи­зиологические особенности личности.

Причинами снижения работоспособности человека могут быть болезненное состояние, утомление или пере­утомление, вызванные нарушением режима труда и от­дыха, различными интоксикациями и психическими трав­мами.

Утомление - это физиологическая реакция орга­низма на любую деятельность. Оно проявляется в сниже­нии 'количества и качества выполняемой работы и в нару­шении координации рабочих функций. Наиболее типич­ный признак утомления - понижение чувствительности различных анализаторов и функциональных систем (зре­ния, слуха, обоняния, рецепторов, воспринимающих теп­ло и холод, положение тела и конечностей). Отмечается снижение мышечной массы, скорости двигательных ре­акций, выносливости, умственной деятельности. Если ре­гулярно нарушается режим труда и отдыха, то происходит суммация явлений утомления, и в результате развивается состояние переутомления [16].

Переутомление с физиологической точки зрения - это перенапряжение возбудительного и тормозного процессов в коре больших полушарий мозга. Поэтому оно может рассматриваться как патологическое состоя­ние. Первые признаки переутомления - нарушение ноч­ного сна, повышенное чувство усталости, не проходя­щее после обычного отдыха. Но с жалобами на это ред­ко кто обращается к врачу. Обосновать заключение о переутомлении можно по внешним объективным при­знакам: неустойчивое настроение, некоторая вялость, снижение активности и интереса к делу. Наблюдаются ошибки в трудовой деятельности, главным образом в результате нарушения функций внимания, особенно вследствие затруднений в распределении и переключе­нии его (появляется так называемая забывчивость). Не­редко при объективном обследовании врач может вы­явить также тахикардию, тремор пальцев рук, измене­ние реакций при проведении функциональных проб, по­вышенную потливость. Столкнувшись с такими явления­ми, он должен отстранить человека от работы, трениро­вок, рекомендовать снизить нагрузки, упорядочить ре­жим отдыха и питания, провести необходимые восста­новительные мероприятия [16].

Для более глубокой и полной оценки состояния специалиста большое значение имеет, кроме психолого-педагогичес­кого наблюдения, самоконтроль, т.е. самостоятельное регулярное внимание к своему здоровью, физическому развитию, выявление влияния на организм работы в экс­тремальных ситуациях путем оценки субъективных ощу­щений и некоторых объективных данных.

Специалисты БЖД - это в основном молодые люди, энтузиасты избранной ими профессии. Они нередко переоценивают свои возможности и, стремясь побороть недомогание, преодолеть усталость и выполнить порученное им дело в чрезвычайно сложных ситуациях, скрывают от медиков, что нарушают режим труда и отдыха. В таких случаях не­малое значение имеет взаимоконтроль. Это, конечно, дело очень тонкое, требующее проведения в коллективе определенной кропотливой работы, направленной на из­житие таких качеств, как ложный стыд, круговая порука. И, однако, необходимо добиваться, чтобы специалисты, осу­ществляя само- и взаимоконтроль, своевременно сооб­щали бы обо всех изменениях в состоянии здоровья (са­мочувствии) врачу или психологу. Проявляя максимум де­ликатности и тактичности, врач вместе с психологом по­могут им восстановиться, повысить работоспособность. Эффективность и безопасность профессиональной дея­тельности зависит как от качеств, характеризующих со­стояние здоровья человека, так и от его психофизиологи­ческих свойств [6].

Психофизиологическая подготовка.

Главная цель психофи­зиологической подготовки - на базе идейной убежденно­сти и мастерства развить психологическую готовность к мобилизации всех внутренних резервов организма.

Главным прин­ципом ее является единство общего и специального, их тесная взаимосвязь. Выделяют следующие направления этого вида подготовки: развитие морально-волевых ка­честв; формирование и совершенствование необходи­мых для специалиста психологических качеств; выработка психофизиологической устойчивости к экстремальным ситуациям; обучение самонаблюдению и саморегуляции.

Для постоянного повышения своего мастерства, вос­питания силы воли, духа, мужества обучаемый должен быть способен преодолеть себя, свои слабости. Процесс морально-волевой подготовки - это и есть процесс пре­одоления различных препятствий в ходе тренировок, со­ревнований, повседневной работы. Необходимо разви­вать у специалиста БЖД чувство патриотизма, любви к Родине, к своей профессии, долга и чести, собственного достоин­ства и товарищества, воспитывать самокритичность, по­вышать требовательность к себе. Постоянно тренировать его в преодолении внутренних и внешних препятствий (например, соблюдение режима, дисциплинирован­ность) и т.д. Причем, перед обучаемым надо ставить толь­ко выполнимые задачи [6].

Очень важно выработать у специалиста БЖД такое психофизи­ологическое качество, как устойчивость к трудным ситуа­циям. Оно основывается на жизненном опыте, знаниях, характере труда и достигается путем специальных трени­ровок. Прежде всего, необходимо обучить быстрому рас­познаванию сложных ситуаций и построению схем дейст­вий по их ликвидации. Таким образом, в ходе тренировок, обучаемый овладеет нужными навыками, снизится напря­женность в его действиях. В результате у него на 30-40% может увеличиться резерв времени, повысятся точность выполняемой работы и ее результативность. Повышению психофизиологической устойчивости способствует суточная тренировка по И.Шультцу. Она представляет собой систему физических и психических приемов, изменяющих тонус мышц и кровеносных со­судов, которые влияют на динамику некоторых психиче­ских процессов. В итоге становятся возможными пред­намеренное воздействие на некоторые физиологичес­кие функции, а также регуляция общего состояния и са­мочувствия [18].

Аутогенная тренировка состоит из упражнений, вы­полнение которых направлено на то, чтобы человек на­учился сознательно управлять своей вегетативной нерв­ной системой. В основе их лежат три способа воздейст­вия на состояние нервной системы и физические функ­ции организма.

Первый способ связан с особенностями влияния то­нуса скелетных мышц и дыхания на нервную систему. Ес­ли волевым усилием затормозить двигательные реакции, которыми проявляются эмоции, то последние заметно ослабевают или же совсем исчезают. Наоборот, если произвольными движениями внешне выражать характер того или иного эмоционального состояния, то человека постепенно охватывает и соответствующее внутреннее переживание.

Второй способ связан с воспроизведением в нашей памяти каких-то представлений (образов предметов, явлений и состояний), которые в прошлом воспринимались или пе­реживались нами. •

Третий способ прямого влияния на психофизиологи­ческие функции организма, он обусловлен регулирующей и организующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно в виде формул самовнушений.

Аутогенную тренировку рекомендуется проводить утром, прежде чем встать с постели, днем после обеда и вечером перед сном. Принимается одна из следую­щих удобных поз: положение сидя, полулежа, лежа. Аутогенной тренировкой нельзя пользоваться для уст­ранения боли, замедления сердечной деятельности, нельзя внушать себе резкое чувство холода или тепла в области лба [18].

^ 2.2. Основы экстремальной подготовки специалиста БЖД
Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке.

Одной из задач их выступает экстремаль­ная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуа­циях. Профессионалу, не прошедшему курс экстремальной подготовки, приходится на опыте приобретать умение действо­вать в экстремальных ситуациях, учиться на своих ошибках, ко­торые могут дорого стоить и ему, и другим. Но молодой специа­лист, прошедший интенсивный курс за 6 месяцев, приобретает то, на что практику нужно 8—10 лет [5].

В психолого-педагогическом плане экстремальная подготов­ленность профессионала состоит из трех компонентов:

  1. экстремальной обученности. Она в себя включает:

    1. знания экстремальных ситуаций, с которыми придется встретиться, их особенностей, возможных трудностей и способов их преодоления;

    2. навыки и умения качественно выполнять все обычные профес­сиональные действия, но при действии факторов, характерных для ожидаемых экстремальных ситуаций;

    3. навыки выполнения особых действий, особых приемов, ис­пользования специальных средств и техники, которые применимы только в экстремальных условиях;

    4. навыки групповых действий в экстремальных условиях;

    5. опыт восприятия экстремальных факторов и преодоления психологических трудностей;

    6. навыки и умения обеспечения личной безопасности;

    7. умения учиться на опыте преодоления трудностей.



  1. морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях.

Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях это специфическая воспитанность профессионала, моральная устойчивость, обеспечивающие вы­сокоморальное поведение в критических ситуациях. Ее компо­ненты таковы:

  1. верность профессиональному долгу и нормам морали при лю­бых испытываемых трудностях;

  2. верность товарищескому долгу при действии в составе групп;

  3. умение управлять собой в трудных условиях, мобилизовать силы и возможности, не теряться, не реагировать импуль­сивно во вред делу, другим и себе.




  1. экстремальной развитости.

Экстремальная развитость развитость качеств, обеспечи­вающих успех в экстремальных условиях:

1) волевых целеустремленности, смелости, мужества, стой­кости, решительности, бдительности, самообладания;

2) профессионально-психологической устойчивости нормаль­ной психологической переносимости всех экстремальных факто­ров, свойственных конкретной профессиональной деятельности, эмоциональной устойчивости, устойчивости к ответственности, риску и опасности, устойчивости к психическому напряжению и перенапряжению, психической работоспособности (способности длительно переносить психические нагрузки), способности вы­держивать «борьбу нервов»;

3) особо развитых познавательных качеств: осмотрительности, быстроты мышления, его прогностичности, сообразительности, интуиции;

4) особо развитых физических качеств: физической выносли­вости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций [6].

Формирование этих компонентов относится к основным за­дачам экстремальной подготовки. Естественно, что в разных профессиях «набор» компонентов не одинаков. Его конкретная определенность при экстремальной подготовке отражается в ее содержании, тематическом плане и программе.

Экстремальная подготовка проводится в разное время и поэтому признаку различают:

  1. предварительную подготовку, проводимую постоянно в сис­теме профессионального образования и служебной подготовки;

  2. непосредственную подготовку, проводимую перед самым началом действий в экстремальных ситуациях и заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необхо­димых для предстоящих действий навыков и умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации тех, кто будет участвовать в них;

  3. подготовку в ходе действий в экстремальных ситуациях. Ее необходимость и цель — быстрое устранение обнаруживающихся слабостей и отработка новых, более успешных приемов и спосо­бов действий, выявленных и оправдавших себя в ходе решения профессиональных задач [6].

Имеются два взаимосвязанных пути приближения учебных условий к экстремальным.

Первый путь — приближение внешних условий, т. е. воспроизводство внешней картины («лица») экс­тремальных ситуаций. Это во многом ослабляет учебные услов­ности, позволяет обучающимся ощутить себя участниками ре­альных событий и выполнять действия, которые в иной обста­новке зачастую просто нельзя отработать. Внешняя картина соз­дается выбором трудных условий времени, места, освещенности, имитацией экстремальных факторов (получение важного сооб­щения, поломка техники, отсутствие электроэнергии, вид «трупа», дыма, огня, нападения, стрельбы, помех и др.), факти­ческим выполнением (проигрышем) профессиональных дейст­вий, усложнением задач, созданием повышенных трудностей на пути их решения, введением в обстановку противоборствующих сил, учебным применением оружия [5].

Второй путь — приближение внутренних, психологических ус­ловий (психологической активности, психологических трудностей психических состояний, переживаний, умственного и эмо­ционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые возможны у человека, находящегося в реальной экстремальной ситуации (воспроизводство «души» ее). Основное внимание здесь уделяется стимуляции у обучающихся мотивационной, познавательной, эмоциональной, волевой и психофи­зиологической активности и трудностей, приближенных к тем, которые наиболее вероятны в экстремальных ситуациях. Дос­тигается это насыщением занятий трудными профессиональны­ми задачами, их комплексированием, повышенной ответствен­ностью, сложными препятствиями, лимитированием времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого измене­ния ситуации, сильного противодействия противника, самостоя­тельности, интенсивным наращиванием трудностей, длительно­стью больших нагрузок и др. [5].

Моделирование успешно, если используются во взаимосвязи и в необходимых пропорциях оба пути. Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, следует иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Бездумное запугивание трудностями способно подтолк­нуть некоторых молодых людей, особенно женщин, к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уйти из образова­тельного учреждения, перейти на другую работу. Необходимо строгое соблюдение принципа последовательности, постепенное наращивание трудностей [6].

Моделирование реальных условий требует специальной учеб­ной базы, учебного полигона с макетами сооружений в нату­ральную величину, площадки для эмоционально-волевых уп­ражнений (с сооружениями, выполнение учебных заданий на которых вызывает у обучающихся волнение, тревогу, страх, опа­сения и одновременно необходимость проявления воли, умения овладеть собой. Это — гимнастический городок, вертикально и горизонтально натянутые канаты, шесты, лестницы, ямы для перепрыгивания и перехода по доске, качающиеся мостки). Полоса препятствий с комплексом небольших по размеру конструкций, позволяющих моделировать элементы экстре­мальных ситуаций; учебные комнаты, оборудованные под мага­зин, холл банка и др.), наборы видеофильмов, слайдов, фотоальбомов, звукозаписей, средства имитации,

При подготовке, проведении, анализе и оценке занятий целесо­образно использовать критерии их экстремальной эффективности:

1) экстремальная нацеленность (задач, содержания, методики);

2) экстремальная плотность (насыщенность элементами экстре­мальности);

3) экстремальная реалистичность (содержания, усло­вий, трудностей);

4) степень экстремальности [6].


^ 2.3. Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью
Еще один важный вопрос - предупреждение эмоцио­нального напряжения (стресса). Эмоции крайне разно­образны по своим качествам: в одних случаях они моби­лизуют духовные силы для преодоления трудностей, по­могают справиться с непосильными задачами, в других - приводят к противоположным результатам.

Эмоциональное напряжение (стресс) - главная психологическая особенность профессий, связанных с риском. Основная причина его - утомление и функ­циональные изменения в организме. Поэтому важно периодически проводить мероприятия по профилак­тике нежелательных последствий стресса. Существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют пред­стартовой реакцией; состоит она из трех этапов, ко­торые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорад­ки и стартовой апатии [25].

Психологическое состояние боевой готовности сопровождается напряженным ожиданием, желанием приступить к действию и стремлением отдать все силы и способности для достижения цели. Если начало рабо­ты переносится на другое время (срок), то изменяется уровень эмоционального возбуждения. Дальнейшее нарастание его переходит в состояние стартовой ли­хорадки, которая приводит к эмоционально-моторным, эмоционально-сенсорным и эмоционально-интеллек­туальным нарушениям.

Эмоционально-моторные нарушения характеризу­ются ухудшением координации точности движений. Эмоционально-сенсорные нарушения выражаются в ослаблении функций различных анализаторов и прояв­ляются в виде замедленного восприятия команд, за­труднениях при необходимости переключить внимание, ухудшении мышечного чувства, искажении чувства вре­мени. Эмоционально-интеллектуальные нарушения сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, вре­менным понижением памяти, появлением немотивиро­ванных действий.

В динамике эмоционального возбуждения большое значение имеет типологическая особенность нервной системы личности: человек с сильной нервной системой более устойчив к стартовой лихорадке, у человека со сла­бой нервной системой она (стартовая лихорадка) быстро переходит в стартовую апатию.

Стартовая апатия - это состояние, когда эмоциональ­ное возбуждение резко снижается и достигает уровня ниже ординарного. Затрудняются мыслительная, интел­лектуальная деятельность, человеку становится сложнее принимать решения. Однако следует сказать, что опре­деленная степень волнения перед началом и во время работы оказывает положительное влияние на психологи­ческую готовность к деятельности, соревнованиям [25].

При ликвидации последствий ЧС, специалист должен быть осмотрительным. Особенно необходи­мы точность и быстрота реакции. В процессе своей про­фессиональной деятельности он длительное время нахо­дится в физическом напряжении и нередко пребывает в вынужденной позе. На него влияют изменения атмосфер­ных условий, температура воздушной среды и другие яв­ления, от которых нельзя укрыться [25].

Теперь рассмотрим основные средства восстановления работоспособности специалиста БЖД.

  1. Физиологические механизмы восстановления работоспособности.

Основной путь наиболее полного использования функциональных резервов организма для восстановления после тяжелой и напряженной работы состоит в ра­циональном программировании тренировочного про­цесса, правильной регламентации тренировок и отдыха, создании оптимального психологического климата. Пси­хологические и педагогические средства влияния следу­ет осуществлять в комплексе с медико-биологическими. Важен также эмоциональный фон тренировок. Так, на­пример, после выполнения упражнения, связанного со значительными переживаниями, имеет место сущест­венное замедление восстановительных процессов [8].

От­рицательно воздействует на человека, как известно, од­нообразная обстановка занятий, монотонность трени­ровочной работы, отсутствие интереса к ней у спасате­ля. А отрицательный эмоциональный фон угнетает пси­хику снижает работоспособность. Большие тренировоч­ные нагрузки могут привести к психологическому пере­напряжению: нервозности, эмоциональной неустойчи­вости, угнетенности, повышенной ранимости и т.д. Как в подобных случаях оказать помощь?

Существует ряд пси­хологических средств восстановления организма, кото­рые можно разбить на три категории: психотерапию, психопрофилактику, психогигиену.

  1. Психологические средства восстановления организма:

1) важнейшим психотерапевтическим методом яв­ляется убеждение. Суть его - в обращении к сознанию человека, стремлении аргументировано, на основе опы­та, положительных фактов жизни, обобщения результатов действий выработать у него оптимальные установки по­ведения. В процессе бесед, лекций сообщается о воз­можных неизбежных сложностях, напряженных ситуаци­ях, о необходимости их волевого преодоления, формиру­ются уверенность в себе, спокойствие в экстремальной обстановке, воспитывается положительное отношение к трудностям жизни, к средствам восстановления.

Психотерапия убеждением эффективна только при знании личности человека, его индивидуальных особен­ностей и взглядов. Если убеждение строится на доказа­тельствах, аргументах и фактах, то словесное внушение - на вере, оно обращено к чувствам и предполагает вос­приятие идеи, указаний авторитетного специалиста. Для решения задач восстановления используется мотивиро­ванное внушение полного покоя, отдыха в состоянии глу­бокого мышечного расслабления [8].

В период восстановления можно обратиться к, мышеч­ной терапии. Восстановительные процессы при осуще­ствлении ее протекают успешнее, чем при пассивном от­дыхе. Установлено, что наибольший эффект от активного отдыха бывает при чередовании работы мышц-антагони­стов. Умеренная нагрузка ранее утомленных мышц также оказывает психотерапевтический эффект. Она оптимизи­рует восстановление и обеспечивает положительный психологический климат. Важную роль играют специаль­ные упражнения на расслабление. Большинство из них связано с произвольным изменением мышечного напря­жения. Таким образом, можно воздействовать на возбу­димость нервных клеток коры головного мозга и тем са­мым влиять на уровень психологической напряженности.

Внушенный сон с сохранением словесного контак­та - эффективное средство психотерапии. При этом можно обеспечить сон (отдых) и добиться хорошего психиче­ского состояния человека. На таких же принципах строят­ся методы самоубеждения и самовнушения. Они не ме­нее результативны, но только при условии достаточного интеллектуального развития личности и способности ее к самоанализу

Культуротерапия и искусствотерапия предусматри­вают умелое использование в период восстановления после серьезных нагрузок кино, радио, телевидения, тан­цев, экскурсий и т.д.

2) к числу психопрофилактических мероприятий относится формирование положительного психологического климата в коллективе (в том числе в ус­ловиях сборов), а также применение разнообразных средств преодоления отрицательных эмоций,

3) психогигиена помогает сохранить и укрепить здо­ровье. Основой ее является рационализация трениро­вочного процесса, его соответствие функциональным возможностям человека, правильное построение тре­нировочного цикла, использование переключений и восстановительных циклов, разнообразных средств восстановления [8].

  1. Медицинские средства восстановления.

При зна­чительной интенсивности работы и тренировок педагоги­ческих и психологических методов восстановления недо­статочно. Поэтому широко используются медицинские средства: гигиенические (режим дня, сон, питание, спо­собность противостоять заболеваниям и т.д.) и физичес­кие (гидропроцедуры (душ, ванны), массаж, бани, вдыха­ние газовых смесей, аэроионизация, ультрафиолетовое облучение, электростилизация, магнетизм, баровоздействия и т.д.). Применяются также фармакологические препараты, которые условно можно разделить на следу­ющие группы:

1) акклиматизирующие и адаптирующие, способст­вующие сохранению нормальной физической и умст­венной работоспособности, улучшающие функцию анализаторов;

2) улучшающие течение физиологических, биохимиче­ских и морфологических процессов в организме при больших нагрузках;

3) стимулирующие быстрейшее восстановление за­траченной энергии, активацию ферментных систем, по­вышение устойчивости организма к воздействию агрес­соров;

4) для коррекции кислотно-щелочного и ионного рав­новесия в организме;

5) стимулирующие кроветворение;

6) комплексные противовоспалительные и обезбаливающие.

Не­маловажное значение для полноценного психического восстановления имеют условия быта, исключение куре­ния, алкоголя, случаев нарушения режима, а также хоро­шее качество питания [8].


Выводы по главе 2

Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных ка­честв, в том числе характера, способностей, темпера­мента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педа­гогического общения изучает индивидуальные психоло­гические особенности каждого специалиста. При этом ис­пользуются такие методы, как наблюдение, беседа и экс­перимент.

Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке

Эффективность и безопасность профессиональной дея­тельности зависит как от качеств, характеризующих со­стояние здоровья человека, так и от его психофизиологи­ческих свойств. Поэтому большое значение имеет психофизиологическая подготовка. Главная цель психофи­зиологической подготовки - на базе идейной убежденно­сти и мастерства развить психологическую готовность к мобилизации всех внутренних резервов организма. Выделяют следующие направления этого вида подготовки: развитие морально-волевых ка­честв; формирование и совершенствование необходи­мых для специалиста психологических качеств; выработка психофизиологической устойчивости к экстремальным ситуациям; обучение самонаблюдению и саморегуляции.

Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке.

В психолого-педагогическом плане экстремальная подготов­ленность профессионала состоит из трех компонентов: экстремальной обученности, морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях, экстремальной развитости.

Еще один важный вопрос, рассмотренный нами в этой главе – предупреждение эмоцио­нального напряжения (стресса).

Основная причина его - утомление и функ­циональные изменения в организме. Поэтому важно периодически проводить мероприятия по профилак­тике нежелательных последствий стресса.

Нами были рассмотрены следующие основные средства восстановления работоспособности специалиста БЖД:

Ь 1) физиологические механизмы восстановления работоспособности;

2) психологические средства восстановления организма (психотерапия, психопрофилактика, психогигиена);

3) медицинские средства восстановления.

Не­маловажное значение для полноценного психического восстановления имеют условия быта, исключение куре­ния, алкоголя, случаев нарушения режима, а также хоро­шее качество питания.

^ Глава 3. Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей специалистов БЖД

    1. Методическое обеспечение исследования


Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных ка­честв, в том числе характера, способностей, темпера­мента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педа­гогического общения изучает индивидуальные психоло­гические особенности каждого специалиста. При этом ис­пользуются такие методы, как наблюдение, беседа и экс­перимент.

Наиболее эффективным способом познания инди­видуума является эксперимент, который проводится с помощью тестирования или специальных приборов. В процессе его, по мнению многих исследователей, наи­более объективно устанавливаются отдельные психофи­зиологические особенности личности.

С целью изучения индивидуальных психологических особенностей и уровня развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД, нами было проведено исследование в ГПУ. В исследовании приняло участие 20 человек, обучающихся по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (13 юношей и 7девушек) в возрасте 19 – 20 лет.

Цель эмпирического исследования – изучить психофизиологические особенности и оценить уровень развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД.

Задачи эмпирического исследования:

  1. провести эмпирическое исследование;

  2. провести интерпретацию результатов исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

  1. опросник САН;

  2. тест тревожности Спилберга-Ханина;

  3. методика изучения собственной реакции на стрессовые события (автор Гринберг);

  4. торонтская алекситимическая шкала ТАS-26 (автор G. Taylor).


Рассмотрим более подробно каждую методику.

    1. Опросник САН (Самочувствие-активность-Настроение).


Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки функциональных состояний. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).

Испытуемым дается следующая инструкция: «Соотнесите, пожалуйста, своё состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих самочувствие, активность, настроение. Выберите и обведите цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в момент обследования».


Опросник САН (Самочувствие-Активность-Настроение).

Фамилия, инициалы__________________________________________

Пол__________________________

Возраст______________________

Дата_____________________________ Время_______________________


Самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

3 2 1 0 1 2 3

Чувствую себя слабым

Пассивный

3 2 1 0 1 2 3

Активный

Малоподвижный

3 2 1 0 1 2 3

Подвижный

Весёлый

3 2 1 0 1 2 3

Грустный

Хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

Плохое настроение

Работоспособный

3 2 1 0 1 2 3

Разбитый

Полный сил

3 2 1 0 1 2 3

Обессиленный

Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

Быстрый

Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

Деятельный

Счастливый

3 2 1 0 1 2 3

Несчастный

Жизнерадостный

3 2 1 0 1 2 3

Мрачный

Напряженный

3 2 1 0 1 2 3

Расслабленный

Здоровый

3 2 1 0 1 2 3

Больной

Безучастный

3 2 1 0 1 2 3

Увлеченный

Равнодушный

3 2 1 0 1 2 3

Взволнованный

Восторженный

3 2 1 0 1 2 3

Унылый

Радостный

3 2 1 0 1 2 3

Печальный

Отдохнувший

3 2 1 0 1 2 3

Усталый

Свежий

3 2 1 0 1 2 3

Изнуренный

Сонливый

3 2 1 0 1 2 3

Возбужденный

Желание отдохнуть

3 2 1 0 1 2 3

Желание работать

Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

Озабоченный

Оптимистичный

3 2 1 0 1 2 3

Пессимистичный

Выносливый

3 2 1 0 1 2 3

Утомляемый

Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Вялый

Соображать трудно

3 2 1 0 1 2 3

Соображать легко

Рассеянный

3 2 1 0 1 2 3

Внимательный

Полный надежд

3 2 1 0 1 2 3

Разочарованный

Довольный

3 2 1 0 1 2 3

Недовольный



При обработке эти цифры перекодируются следующим образом:

Индекс 3 – неудовлетворительное самочувствие, низкая активность и плохое настроение - принимается за 1 балл.

Индекс 2 – за 2 балла.

Индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны, который принимается за 7 баллов.

Итак, положительные состояния получают всегда высокие баллы, а отрицательные – низкие. По этим баллам подсчитывается среднее арифметическое в целом и в отдельности по шкалам активности, настроение, самочувствия.

При анализе функциональных состояний важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счёт относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

При интерпретации результатов самых разных диагностических методик важно учитывать ситуативное состояние испытуемого, поэтому методика САН может служить хорошим дополнением к ним.
Код опросника:

Самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.


    1. Тест тревожности Спилбергера – Ханина


Опросник Спилбергера – Ханина является надежным инструментом для измерения тревожности как свойства личности и как состояния в определенный момент жизни человека.

Под личностной тревожностью понимается достаточно устойчивая индивидуальная характеристика, предрасположенность человека к тревожности, т.е. склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Под реактивной тревожностью понимается эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Реактивная тревожность как состояние характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, такое состояние может быть различной интенсивности и изменчиво во времени. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания.

Опросник состоит из двух частей: 20 вопросов направлены на измерение уровня личностной тревожности, 20 вопросов – на измерение уровня реактивной тревожности. В зависимости от задач исследования, можно применять каждый из опросников по отдельности или оба одновременно. В последнем случае сначала используется часть теста, посвященная реактивной тревожности.

Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».


Определение реактивной тревожности
Фамилия___________________ Дата_____________





Нет, это

не так

Пожалуй, так

Верно

Совер-шенно верно

1. Я спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3. Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4. Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5. Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6. Я расстроен

1

2

3

4

7. Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8. Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9. Я встревожен

1

2

3

4

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11. Я уверен в себе

1

2

3

4

12. Я нервничаю

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16. Я доволен

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне приятно

1

2

3

4


Показатель реактивной тревожности вычисляется так:

РТ = Е1 - Е2 + 35, где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18. Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр.

Ко второй части теста, для определения личностной тревожности, испытуемым предлагается следующая инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Определение личностной тревожности
Фамилия___________________ Дата_____________

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.

Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.





Почти

никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

21. Я испытываю удовольствие

1

2

3

4

22. Я очень быстро устаю

1

2

3

4

23. Я легко могу заплакать

1

2

3

4

24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

26. Обычно я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

27. Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня

1

2

3

4

29. Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30. Я вполне счастлив

1

2

3

4

31. Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

32. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33. Обычно я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

34.Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35. У меня бывает хандра

1

2

3

4

36. Я доволен

1

2

3

4

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38. Я так сильно переживаю свои разочарования

1

2

3

4

39. Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


Показатель личностной тревожности вычисляется так:

ЛТ = Е1 - Е2 + 35, где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40. Е2 - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

До 30 - низкая тревожность, 31 - 45 - умеренная тревожность, 46 и более - высокая тревожность.


    1. Методика изучения собственной реакции на стрессовые события.


Бывают ситуации, которые вызывают у нас однозначную реакцию: мы расстраиваемся, чувствуем себя беспомощными, тревожимся, боимся. Нам кажется, что ситуация такова, что какая-то другая реакция на нее просто невозможна. Мы считаем, что это ситуация заставляет нас переживать, чувствовать себя неуверенно или испытывать страх. На самом же деле, мы способны контролировать себя намного больше, чем мы думаем. Умение управлять стрессом – это использовать рычаги управления, не отдавая их кому-либо другому или ситуации.

Исследователь стресса Гринберг предлагает следующий опросник для изучения реакции на стрессовые ситуации.

Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Вы знаете, что стресс может приводить к развитию различных болезней? Сейчас вы можете изучить свою собственную реакцию на стрессовые события. Отметьте в таблице (обведите цифру), как часто у вас проявляется определенный физический симптом».


Опросник изучения собственной реакции на стрессовые события


  1   2   3



Скачать файл (513.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru