Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Сущность бизнес-консалтинга - файл 1.docx


Реферат - Сущность бизнес-консалтинга
скачать (60.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx61kb.06.12.2011 13:39скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Глава 1. Современные исследования в сфере бизнес-консалтинга……….…3

Глава 2. Сущность бизнес-консалтинга……………………………………….5

    1. Необходимость обращения к бизнес-консультантанту……………….5

    2. Определения бизнес-консалтинга……………………………………….9

    3. Направления деятельности, методы и технологии…………………...11

    4. Виды бизнес-консалтинга……………………………………………....21

Заключение………………………………………………………………………25

Литература………………………………………………………………………26



Глава 1. Современные исследования в сфере бизнес-консалтинга

Специфика консалтинговых услуг предполагает информированность заказчиков о фирмах и индивидуальных консультантах их предоставляющих, об их специализации, характере, содержании и качестве услуг и т.п. Сегодня же организация консалтингового рынка совершенно неудовлетворительна. Нет справочников о консалтинговых фирмах, только последние два года проводятся выставки, специализированные конференции, представляющие продукты консалтинговых фирм. Очень мало издается в России профессиональных изданий, особенно такие, как «Бизнес-консалтинг».

Мы провели исследование литературы и электронных ресурсов по данной теме. Проблема, с которой мы столкнулись, - это малая разработанность темы. Практически отсутствуют такие материалы, которые напрямую бы описывали сущность бизнес-консалтинга, направления деятельности в этой сфере и его виды.

Все найденные источники мы разделили на несколько групп:

  1. О том, по каким причинам компании обращаются к консультантам, пишут: Михаил Логвиненко в материале «Состояние современного рынка консалтинговых услуг»; авторы статьи «Консалтинговые услуги для нефтегазовых компаний: плюсы и минусы, опыт работы с консалтинговыми компаниями»; кадровый центр «Ваша команда»; Виталий Лысенко в своем труде «Бизнес-консультант – новый опыт и взгляд со стороны»; Владимир Ивлев и Татьяна Попова; Александр Балыкин и Александр Шохов.

  2. Определения встречаются довольно разноплановые. Мы можем выделить таких авторов, как Александр Шохов и его «Современные подходы к стратегическому консалтингу»; Скоробогатов Дмитрий, Лысенко Виталий: «Бизнес-консультант – новый опыт и взгляд со стороны»; Кудинов Алексей со статьей «Проблемы российских 

  3. предприятий. Управленческое консультирование». А так же Свободная энциклопедия – Википедия тоже приводит свое определение.

  4. Направления деятельности, методы и технологии бизнес-консалтинга встречаются в трудах Александра Балыкина «Консалтинг для российских предприятий»; в материале Владимира Ивлева и Татьяны Поповой «Особенности развития консалтинговых услуг в России»; в работах Александра Шохова и статье «Консалтинговые услуги для нефтегазовых компаний: плюсы и минусы, опыт работы с консалтинговыми компаниями».

  5. Виды бизнес-консалтинга выделяет намного меньше источников. Из них: Виталий Лысенко «Бизнес-консультант – новый опыт и взгляд со стороны»; «Услуги управленческих консультантов» из материала Википедии и статья кадрового центра «Ваша команда» «Современный бизнес-консалтинг и его особенности».



Глава 2. Сущность бизнес-консалтинга

2.1. Необходимость обращения к бизнес-консультантам

В каких случаях целесообразно обращаться за услугами бизнес-консультанта? На этот вопрос существуют различные мнения. Например, некоторые авторы считают, что консалтинговая услуга для бизнеса, как, впрочем, и любая другая услуга, будет полезна лишь в том случае, если она закрывает ряд потребностей компании. Как вариант, в данном случае это могут быть потребности в обучении, получении новых управленческих знаний, решении определенных бизнес-проблем. В последнее время к услугам консалтинговых компаний чаще прибегают для оптимизации бизнес-процессов и поиска способов сокращения издержек.[14.]

Михаил Логвиненко считает, что в настоящее время российские консалтинговые компании переживают этап интенсивного развития. Именно поэтому, бизнес стремится к оптимизации своей организационно-правовой и финансовой структуры с целью достижения максимального экономического эффекта от производственной и торговой деятельности собственных предприятий.[28.]

По мнению кадрового центра «Ваша команда», чаще всего клиентами консалтинговых организаций становятся крупные компании с ухудшенным функционированием (что считается вполне закономерным явлением), а также молодые предприятия, впервые сталкивающиеся с разного рода трудностями. [17.]

Так же существует и такой подход к причинам обращения компании к бизнес-консультантам. Прежде всего, когда традиционное решение какого-то вопроса оказывается не таким результативным, как раньше. У каждого руководителя бывают ситуации, при которых нужно просто с кем-то проговорить ту или иную проблему. Даже в процессе такого совместного обсуждения легче найти подходящее решение. В подобных случаях 

понадобится свежий взгляд со стороны, чтобы найти новый подход и новые варианты развития событий. Бизнес-консультант как раз и может оценить ситуацию по-другому, учесть внешние и внутренние риски, предложить новое, более результативное решение. К консультантам обращаются те собственники или руководители предприятий, которые хотят повысить личную эффективность, упростить работу себе и своим сотрудникам, быстрее получить желаемый бизнес-результат для всей компании. [16.]

Александр Шохов в своей статье «Современные подходы к стратегическому консалтингу» отмечает, что сейчас, как никогда ранее, важны свежие подходы, оригинальные идеи бизнеса. Из всего множества идей необходимо отобрать и правильно реализовать те, которые действительно ведут к прибыли и выводят на новые рынки сбыта. Ошибка в выборе идеи, ошибки в реализации, построение неэффективной модели бизнеса могут дорого обойтись инвесторам. Для перестройки системы управления и для создания более эффективной бизнес-модели необходимо использовать самые современные подходы. И тогда возникает необходимость в приглашении в компанию стратегических консультантов, располагающих необходимым набором знаний и социальных технологий. [24.]

^ Так же особенности существуют и в средних и мелких компаниях. Они не имеют возможности проводить широкомасштабные исследования, и вынуждены специализироваться на конкретном сегменте определенного рынка. И в рамках этого сегмента решать задачи отличия от конкурентов, обретения устойчивого конкурентного преимущества и роста инвестиционной привлекательности своего бизнеса. Главный вопрос, с которым сталкиваются инвесторы, стремящиеся создать среднюю или мелкую компанию: «Куда инвестировать деньги? В какую идею? Какая принесет Вам больше денег? Будет ли имеющегося капитала достаточно, или потребуется привлечение дополнительных инвестиций? Какая идея будет 

реализована быстрее? У какой из этих идей более перспективное будущее?» Для того, чтобы принять эти решения осознанно, компаниям необходим стратегический консультант, владеющий технологиями моделирования вариантов бизнеса и финансовых результатов, умеющий анализировать рынки и улавливать их тенденции, а также владеющий методами подбора персонала и формирования эффективных команд под проект. [24.]

В.Ивлев и Т.Попова пишут о том, что в России процесс реорганизации деятельности предприятий имеет ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что под реорганизацией понимается внедрение новых средств автоматизации и информационных технологий, например, корпоративных информационных систем (КИнС) или отдельных их частей, например, электронных архивов. А вот вопросам оптимизации организационно-штатных структур предприятий, построению рациональных схем товарно-финансовых потоков и связанным с ними документооборотом, разработке технологий работы предприятия, с учетом имеющейся сети региональных представительств (филиалов), позволяющих эффективно реализовать рациональные схемы товарно-финансовых потоков в рамках оптимальной организационно-штатной структуры и т.д. уделяется очень мало внимания. Подавляющее большинство руководителей предприятий считают, что на их предприятии нужно провести какие-либо мероприятия по реорганизации, для чего понадобятся особые знания и навыки, которых нет у директоров и управленческого персонала. Следовательно, возрастает интерес к консультационным услугам в области реорганизации деятельности предприятий, так называемому бизнес-консалтингу. [13.]

«Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от управляющего персонала применения специальных знаний и новых неосвоенных ранее подходов. Характер подобных задач может варьироваться от таких глобальных, как, например, изменение общей стратегии функционирования предприятия, до таких 

достаточно узких, как повышение квалификации персонала или проведение специальных тренингов. В подобных ситуациях руководителям предприятий могут потребоваться консалтинговые услуги как реальный "инструмент оптимизации бизнеса"», - пишут в статье «Консалтинг для российских предприятий». [12.]

По данным исследования, проведенного компанией «Аксима: Консультирование, Исследования, Тренинги», руководители предприятий отмечают следующие, наиболее важные на их взгляд, управленческие задачи:

выйти на новые рынки сбыта - отметили 65% опрошенных;

повысить эффективность продаж - 59%;

повысить профессионализм персонала - 57%;

повысить инициативность сотрудников - 49%;

подобрать подходящих сотрудников -49%;

оптимизировать организационную структуру - 41%;

повысить отдачу от новых сотрудников - 38%

понять, чего хотят потребители - 38%

внедрить систему контроля за исполнением поручений - 35%

Более половины опрошенных выбрали более одного или несколько вариантов ответов на заданные вопросы. Но на вопрос: "нуждаетесь ли вы в услугах консультантов?" - утвердительно ответили только 20% респондентов.

Приведенное выше исследование позволяет сделать два непосредственных вывода:

Несмотря на наличие широкого круга проблем, которые могут быть решены консультантами, на российских предприятиях еще полностью не сформировалась деловая культура по использованию их интеллектуального капитала. Причины тут могут быть совершенно разнообразные: от скепсиса по отношению к результатам работы консультантов, до нехватки средств для их привлечения.



Первоочередные задачи, требующие привлечения внешних консультантов, фактически разделяются на три группы: финансы (особенно инвестиционные проекты); управление компанией; управление персоналом. [12.]

А.Кудинов говорит , «что в сложных, проблемных ситуациях, в кризисе, при серьезной реорганизации консалтинг остается основным, а нередко и единственным средством "лечения", потому что он несет знание для этого "лечения". Управляющие, как и все остальные люди, более всего полагаются на опыт, но опыта управления в условиях кризиса у большинства из них нет. Да и мало помогает этот старый опыт в быстро меняющихся условиях ведения бизнеса. И еще весьма не простым представляется совмещение детальной разработки проекта организационных изменений с ведением текущих дел. Времени на все это менеджерам работающих компаний хронически не хватает, но еще больше не хватает знания современных технологий организационного проектирования, методов подготовки информации для принятия значимых решений. Наконец, личные интересы и пристрастия ведущих руководителей мешают объективно взглянуть на компанию, предельно критично оценить состояние дел, сделать рациональные прогнозы будущего положения. А консультанты этого личного пристрастия лишены, интерес у них один - передать новое знание менеджерам». [15.]

    1. Определения бизнес-консалтинга

В найденных нами источниках предлагаются разные определения бизнес-консалтинга. И так же часто мы сталкивались с определениями управленческого и стратегического консалтинга, где подразумевалась именно работа с бизнесом. Итак, в статье «Консалтинговые услуги для нефтегазовых компаний: плюсы и минусы, опыт работы с консалтинговыми 

компаниями» бизнес-консалтинг определяется как услуга, ориентированная на бизнес и решающая его задачи. [14.]

В Википедии, свободной энциклопедии, говорится, что управленческий (бизнес) консалтинг — деятельность, направленная на повышение эффективности фирм, компаний, организаций. [23.]

В своем труде «Бизнес консалтинг – как стратегический вид деятельности» Д.Скоробогатов рассуждает: «Что такое допинг для бизнеса? Это вливание новых идей, но как в спорте, так и в бизнесе – его чрезмерное употребление ведет к перегрузкам и преждевременному изнашиванию всех функциональных компонентов системы. Бизнес консалтинг это не панацея, это скорее наука, цель которой сделать Вас и Ваш бизнес успешнее, сильнее, динамичнее, привлекательнее. Бизнес-консультант подобно врачу – внезапная с ним встреча на лестничной клетке совершенно не располагает к непринужденной дружественной беседе (особенно когда речь заходит о консалтинговых гонорарах. Однако существуют такие моменты, когда лишь они – люди в белых халатах («белых воротничках») могут вовремя прийти на помощь и спасти жизнь Вам и Вашим близким (или Бизнесу – аналогия, думаю, вполне уместна)».[18.]

Резюмируя вышесказанное можно отметить следующее: ключевая особенность эффективного бизнес-консалтинга – это построение такой модели планово-бюджетного управления компанией, которая максимально соответствует требованиям при внедрении информационной системы бюджетирования вне зависимости от выбранного или планируемого к выбору поставщика программного обеспечения. [18.]

Точное определение бизнес-консалтинга нам приводи Виталий Лысенко: «Бизнес-консалтинг – это оказание различных консультационных услуг, направленных на улучшение работы клиента, повышение результативности и безопасности бизнеса, снижение или оптимизацию расходов, повышение общей эффективности работы. Чтобы лучший результат получить с меньшими затратами сил, средств, времени и других 

ресурсов. К сфере бизнес-консалтинга (в широком смысле) относят услуги специалистов в области управления, юридические услуги в хозяйственной деятельности, услуги аудиторов, налоговых или финансовых консультантов, специалистов по автоматизации производства и бизнес-процессов и т.д. Классификации приводятся самые различные, и каждая – по-своему правильна. [16.]

Предлагается и такое определение бизнес-консалтинга, как вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого связана с выполнением работ по проведению анализа, обоснованию перспектив развития и использованию научно-технических, организационно-экономических и методических инноваций на предприятии. [13.]

Существует и определение стратегического бизнес-консалтинга - это комплекс методов, моделей и социальных технологий, который творчески применяется стратегическим консультантом для решения бизнес-задачи организации. [24.]

Как считает Иван Жагель из "Andersen Consulting" - консалтинг стал самым эффективным средством ускорения диффузии новых управленческих технологий, новых методов и приемов ведения бизнеса, самым надежным методом быстро освоиться в малознакомых или быстроизменяющихся условиях. Бизнес - это, прежде всего, использование возможностей, а не решение проблем. Сокращение числа проблем на предприятии не более чем нормализация ситуации. Новые возможности открывает знание. Знание внешней среды, рынков, чужого опыта. [15.]

    1. Направления деятельности, методы и технологии

Какие направления деятельности существуют в бизнес консультировании, и какие услуги предлагаются консультантами обозначили не много авторов.

Как правило, бизнес-консалтинг предлагает:

  • 

  • внедрение на предприятии системы менеджмента качества и бережливого производства (чаще всего это крупные нефтеперерабатывающие заводы),

  • аудит СМК,

  • управление персоналом,

  • измерение уровня качества обслуживания и удовлетворенности клиентов,

  • применение теории ограничений на практике. [14.]

В Википедии говорится о следующих услугах управленческих бизнес-консультантов:

Работа с компаниями (бизнес-структурами):

  • Повышение эффективности бизнеса, системы управления, команды управленцев и специалистов.

  • Обеспечение эффективных слияний, поглощений, реструктуризаций.

  • Анализ действующей бизнес-модели и ее оптимизация.

  • Построение финансовой модели бизнеса и обучение топ-менеджеров использованию этой модели для прогнозирования результатов деятельности компании.

  • Создание и развитие корпоративной культуры, системы мотивации персонала.

  • Формирование команды для реализации бизнес-модели (для новых бизнес-проектов).

  • Формирование или развитие системы бизнес-процессов, системы информационного обмена и документооборота.

  • Формирование системной функции маркетинга и ее интеграция в коллективную деятельность компании.

  • Повышение эффективности топ-менеджмента компании, обогащение арсенала управленческих инструментов.

  • 

  • Формирование дальнего, среднего и ближнего горизонтов развития компании, моделирование многовариантного будущего, выбор направления и маршрута развития.

Работа с мегасистемами:

  • Разработка стратегии социально-экономического развития города, области, региона.

  • Разработка стратегии развития отрасли.

  • Расчет мультипликативного эффекта инноваций и построение модели взаимовлияния отраслей экономики друг на друга и на основные индикаторы социально-экономического развития.

  • Решение стратегических задач, связанных с управлением развитием экономики страны, области, региона, например:

  • повышение эффективности управления государственными активами в экономике;

  • повышение привлекательности региона для туризма;

  • разработка и сопровождение внедрения концепции свободной экономической зоны;

  • разработка и сопровождение внедрения концепции бизнес-инкубатора;

  • разработка и сопровождение внедрения концепции технопарка;

  • разработка и сопровождение внедрения концепции развития системы образования;

  • повышение эффективности государственных администраций в вопросах развития региона, области, города;

  • повышение эффективности министерств, ведомств во внедрении различных стратегических программ. [23.]

Современный бизнес-консалтинг – это множество самых разных услуг. Специалисты предлагают предпринимателям профессиональное 

исследование рынков, разработку интересных актуальных концепций, составление бизнес-планов. Кроме того, профессионалы эффективно ищут инвесторов, занимаются рекламой и виртуальным маркетингом, а также продвигают торговые марки. В том случае, когда идет речь о консалтинге в автомобильном бизнесе, например, также предполагается различная юридическая помощь: ДТП, представительство в судебных инстанциях и прочие сложные ситуации требуют участия квалифицированных специалистов.

Так, например, у сотрудников грамотной консалтинговой организации можно узнать о том, что в настоящее время происходит в отечественной и мировой экономике и как происходящие события влияют на те или иные направления человеческой деятельности.

Профессионалы могут подробно рассказать о том, насколько велико значение грамотного бизнес-плана для эффективного ведения дел в организации и как правильно оценить перспективность денежных вложений в тот или иной проект.

Также специалисты помогут осознать важность эффективного маркетинга (в том числе виртуального), насколько велика возможность современной рекламы и каково значение квалифицированного управленческого консалтинга.[17.]

Александр Шохов перечисляет пять наиболее типичных задач, которые по плечу консультанту по управлению и не по силам подавляющему большинству современных руководителей:

«1. ^ Решить задачу оптимизации. Привнести смысл и порядок в деятельность сотрудников. Многие сотрудники, особенно в больших компаниях, работают каждый на свой отчетный показатель, по которому оценивается их труд. Это не плохо и не хорошо само по себе. Однако, консультант может спроектировать систему отчетных показателей таким образом, чтобы сотрудники действительно работали на конечный результат коллективной деятельности. Часто для этого оказывается необходимым 

пересмотреть всю систему деятельности и иначе расставить акценты в работе отдельных сотрудников и управленцев, спроектировать новую систему бизнес-процессов и правильно распределить функции, ответственность, материальные стимулы и полномочия.

2. ^ Спроектировать, пересмотреть или отредактировать маркетинговую стратегию бизнеса. Рынок постоянно изменяется, изменяются вкусы и предпочтения клиентов, изменяется тактика конкурентов. Чтобы сохранять позиции или расширять рынок, необходимо время от времени пересматривать маркетинговую стратегию. Большинство современных руководителей и владельцев бизнеса воспринимают маркетинговую стратегию просто как сочетание двух не очень понятных заумных слов. Однако, более практичную вещь, чем маркетинговая стратегия, трудно себе представить.

По сути, маркетинговая стратегия – это способ, которым Вы притягиваете к себе деньги клиентов (покупателей Ваших товаров и услуг). Этот способ может быть эффективным, недостаточно эффективным и совсем неэффективным. Более того – этот способ может просто отсутствовать. Не удивляйтесь, такое тоже бывает. Консультант может сконструировать работоспособную маркетинговую стратегию и увязать ее с внутренними процессами компании и с системой управления.

3^ . Построить эффективную систему управлени. Это словосочетание современными руководителями тоже, как правило, не понимается. Однако, по сути речь идет о нервной системе, приводящей Вашу компанию в движение. Если поступающие в систему сигналы не ранжируются по значимости и не проходят снизу вверх и сверху вниз за короткое время, не искажаясь и не теряясь при этом, Ваша компания не может своевременно реагировать на меняющуюся ситуацию. Если у Вас в системе только одна точка принятия решений (и она расположена на самом верху), Ваш первый человек оказывается перегружен количеством решений, и вся остальная система периодически «замирает» в ожидании проявления его воли. Это 

крайне неэффективная система управления, с нераспределенными по иерархии полномочиями, с неопределенными границами власти, с нечеткими уровнями компетенции. Эффективно работать и завоевывать рынок с такой системой управления невозможно, даже если ежедневно совершать многочисленные подвиги.

4^ . Своевременно увидеть возможность изменения бизнес-модел. Сама идея бизнеса также может потребовать изменений и развития. И это тоже по силам консультанту.

5. ^ Внедрить необходимые компании изменения в бизнес-модели, в маркетинговой стратегии, в системе управления и в системе коллективной деятельности. Может быть, для многих руководителей следующая фраза окажется откровением. Но есть множество вещей, которые нельзя приказать. В частности, для внедрения всех перечисленных выше в этом тексте изменений недостаточно отдать соответствующий приказ. Об этом есть известный анекдот: «Прапорщик! Остановите поезд!» – «Поезд стой! Раз-два-а-а!» Процесс внедрения требует более изощренных и более современных социальных технологий, которыми в совершенстве владеют многие консультанты, но которые остаются за рамками управленческой компетентности большинства современных руководителей». [24.]

Так же он выделяет некоторые методы стратегического консалтинга:

1. Анализ ситуации на основе открытых данных (собирание и систематизация информационного фонда).

2. Анализ ситуации на основе специальных исследований. Анализ финансовых и производственных показателей, анализ денежных и товарных потоков.

3. Финансовый анализ бизнес-модели на предмет прибыльности, фондоотдачи, чувствительности к изменению входных параметров, поиск более эффективной бизнес-модели.

4. Выявление тенденций мировых рынков, перспективных направлений в развитии технологий в данной отрасли.



5. Процесс целеопределения, преобразование компании в целеустремленную систему.

6. Процесс коллективного мышления и коллективной коммуникации, в ходе которого проектируется будущая бизнес-модель, формируется новая идея бизнеса и цель преобразуется в множество связанных друг с другом задач, распределенных между специалистами и управленцами.

7. Разработка индикаторов, на основе которых будут оцениваться финальные и промежуточные результаты внедрения оптимальной бизнес-модели.

8. Поиск перспективных современных технологических решений, которые могут использоваться в интересах проекта и принесут отдачу в течение ближайших лет. Поиск непротиворечивого сочетания различных технологических решений в проекте.

9. Приглашение в консалтинговый проект ведущих мировых экспертов в данной отрасли или в применении данной технологии.

10. Подбор управленцев в компанию.

11. Процесс формирования эффективной команды, способной достигать поставленных целей, каждый участник которой мотивирован на достижение результата.

12. Диагностика, разработка и внедрение системы управления, включающей в себя систему оптимального распределения функций, полномочий, ответственности, разработку системы материального и карьерного стимулирования, систему бизнес-процессов, систему обмена информацией между подразделениями и топ-менеджментом, необходимой для принятия стратегических решений.

13. Разработка подробной программы действий для внедрения эффективной бизнес-модели.

14. Разработка политик: маркетинговой, финансовой, безопасности и т.д.

15. Разработка системы корпоративной культуры.



16. Сопровождение внедрения эффективной бизнес-модели, отладка и тонкая настройка системы управления.

17. Инвестиционный консалтинг.

Некоторые модели стратегического консалтинга - еще один аспект выделяемый автором:

1. Модель согласования горизонтов развития (краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного).

2. Модель цепочек создания стоимости (каждый следующий передел продукции увеличивает норму прибыли).

3. Модель построения в системе информационного обмена компании достаточного числа контуров обратной связи, обеспечивающих адекватность компании условиям рынка и соответствие продукции заявленному уровню качества.

4. Модель обеспечения полноты и системности управленческой информации для принятия стратегических и тактических решений.

5. Модель гармоничного распределения функций, полномочий и ответственности внутри системы управления.

6. Модель конфигуратора социального мотивационного поля, в рамках которого сотрудники компании генерируют лично-профессиональные и групповые цели.

7. Модель интеллектуального менеджмента, представляющая собой управление на основе понимания смысла каждой ситуации и выбора оптимального варианта управленческого воздействия.

8. Модель формирования спроса методом управления сознанием потенциальных покупателей.

9. Модель многовариантного моделирования финансовых результатов будущего периода и составления бизнес-плана на основе наиболее оптимального варианта.

10. Модель многоуровневой карьеры сотрудников и многоуровневой иерархии стимулов как часть корпоративной культуры компании.



11. Модель нормативного кольца деятельности (анализ – цель – проект – решение – программа – действие). Используется для построения непротиворечивой системы деятельности.

12. Модель уровней управления (предметный, социально-игровой, социально-технологический, методологический). Используется для построения системы интеллектуального менеджмента.

13. Модель нормативной деятельности (описываемая кольцом анализ – целеполагание – решение – действие).

14. Модель эффективной деловой коммуникации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями и выработку оптимальных управленческих решений.

И на последок Александр Шахов выделяет социальные технологии стратегического бизнес-консалтинга:

1. Живое моделирование коллективной деятельности. Используется для проектирования эффективных систем управления и формирования команд.

2. Креативная игра. Используется для рождения идей и их проработки в условиях интеллектуального коллективного соревнования.

3. Управленческая стратегическая сессия. Используется для выбора стратегического направления развития и для целеполагания, которое превращается в набор задач для отделов и подразделений компании.

4. Диагностика компании (процесс глубокого изучения коллективной деятельности с упором на поиск ошибок, противоречий, конфликтов и симптомов неэффективности).

5. Развивающий консалтинг (процесс обучения топ-менеджмента компании системному мышлению и внедрение концепции интеллектуального менеджмента).

6. Подбор персонала по методу оптимально дополняющих друг друга субъектов.



7. Системная конфликтология. Работа с конфликтами, в ходе которой формируются отношения между конфликтными позициями, позволяющие интенсивно развивать бизнес компании.

8. Маркетинговая игра. Используется для проектирования маркетинговой стратегии компании и для разработки рекламных кампаний.

9. Формирование системной маркетинговой функции. При использовании этой социальной технологии логика принятия решений в компании становится ориентированной на рынок и чувствительной к его изменениям.

10. Конфигурирование социального мотивационного поля компании.

Соединяя перечисленные методы, модели и социальные технологии в рамках и в условиях конкретного заказа, стратегический бизнес-консультант открывает и делает реализуемыми новые возможности». [25.]

В.Ивлев и Т.Попва пишут о том, что консалтинговая фирма, предлагающая услуги по бизнес-консалтингу, должна осуществлять:

  • понимание клиента, как правило, руководителей предприятия, путем максимальной концентрации внимания на его предметной области и проблемах по оптимизации оргштатной структуры, с учетом региональных представительств, товарно-финансовых потоках, технологиях работы структурных подразделениях, документообороте, формирования вариантов решений и т.д.;

  • проведение анализа и оценки проблем клиента;

  • обоснование и разработку эффективных вариантов решения проблем;

  • разработку плана мероприятий, обеспечивающих выбранных клиентом вариантов решения проблем;

  • обеспечение выполнения консалтинга в области информационных технологий, обеспечивающих информационную и интеллектуальную поддержку выбранных клиентом вариантов решения проблем. [13.]



Некоторые авторы освещают следующие направления деятельности бизнес-консультантов: помощь в решении проблем, связанных с самим существованием предприятия и перспективами развития бизнеса. А именно, они оценивают состояние дел в организации в целом и определяют наилучшую внешнюю среду для нее, выявляют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по изменению форм собственности и состава собственников, приобретению имущества, акций или паев, совершенствованию организационных структур и т.д. [12.]

    1. Виды бизнес-консалтинга

И наконец, стоит обратить внимание, какие же виды бизнес-консалтинга выделяются в современных источниках.

Википедия открывает содержит материал о том, что в процессе управленческого консалтинга может решаться самый широкий круг задач. По типам решаемых задач может быть (достаточно условно) разделен на:

  • стратегический консалтинг, в ходе которого осуществляется анализ глобального и регионального рынка сырья и готовой продукции, анализ конкурентов, динамики производства и потребления, рассматривается эволюция технологий, строится эффективная бизнес-модель, осуществляется расчет логистики;

  • маркетинговый консалтинг, в ходе которого осуществляется построение эффективной маркетинговой стратегии, разрабатывается программа маркетинга компании, строится система маркетинга как технологии управления рыночным поведением потенциальных и актуальных покупателей;

  • построение эффективной системы управления (распределение функций, полномочий, ответственности, материальных стимулов, построение системы бизнес-процессов, оптимальной системы информационного обмена 

  • и документооборота, внедрение системы прогнозирования, планирования и анализа деятельности, построение оптимальной структурно-функциональной схемы);

  • кадровый консалтинг (подбор кадров), построение и развитие корпоративной культуры (конфигурирование системы нематериальных стимулов, привнесение смысла в коллективную деятельность сотрудников компании).

Далее рассматривается их более подробное описание:

^ Стратегический консалтинг

Это базовый вид управленческого консалтинга, представляющий собой видение и общее описание бизнес-модели, ее преимуществ и недостатков в сравнении с основными конкурентами, изучение рыночной ситуации, тенденций производства и потребления сырья и готовой продукции на глобальном и региональном рынках. По сути стратегия — это базовое самоопределение компании, из которого напрямую следуют цели, условия их достижения и средства, которые компания должна для этого использовать.

^ Маркетинговый консалтинг

Каждая компания стремится управлять рыночным поведением своих потенциальных и актуальных клиентов, давая им множество причин выбрать именно эту компанию именно сейчас и именно для покупки данного товара (услуги). Управление рыночным поведением потенциальных и актуальных клиентов компании представляет собой достаточно комплексную задачу. Решить ее можно только внедрив в деятельность компании функцию системного маркетинга, представляющую собой привнесение маркетингового смысла в каждый контакт с потенциальным клиентом и в саму систему предоставления услуг и продажи товаров.

^ Построение эффективной системы управления

Проектирование и внедрение эффективной системы управления включает в себя продумывание формулы эффективности бизнеса (системы индикаторов, показателей, на основе которых можно оценивать состояние 

бизнеса). Также эффективная система управления предполагает наличие оптимальной системы распределения функций, полномочий, ответственности, а также построенной системы мотивации персонала. В ходе управленческого консалтинга оптимизируется система бизнес-процессов а также структурно-функциональная схема, упорядочивается информационный обмен и документооборот между подразделениями консультируемого предприятия.

^ Кадровый консалтинг. Развитие корпоративной культуры

В ходе кадрового консалтинга осуществляется подбор кадров, которые могут органично дополнить друг друга по своим деловым качествам, происходит подбор топ-менеджеров, правильное распределение между ними функций и полномочий, формируется команда людей, которые готовы работать вместе в рамках осуществляемого ими бизнес-проекта.

В ходе формирования и развития корпоративной культуры управленческие консультанты формируют систему мотивационных и смысловых установок, которые начинают играть в компании роль внутренних норм, которые определяют деятельность сотрудников и дают сотрудникам ценностные и нормативные ориентиры при принятии решений. [23.]

Выделяется и следующая классификация: «Современный бизнес-консалтинг бывает стратегическим и операционным. Стратегический консалтинг предполагает грамотное совершенствование стратегии и формирование новых планов на будущее. Операционный консалтинг рассчитан на оптимизацию организационной структуры компании, улучшение качества взаимоотношений внутри коллектива, обучение сотрудников результативным способам осуществления бизнеса. Иногда операционный консалтинг включает в себя технологический консалтинг». [17.]



Виталий Лысенко формирует особые виды бизнес-консалтинга. Менеджмент-консалтинг – это один из видов бизнес-консалтинга. Консультант по управлению и менеджмент-консультант – смысл один и тот же. Менеджмент-консультанты специализируются на повышении эффективности управления как такового во всем его многообразии и сложности. Ведь управление – специфическое занятие, со своими знаниями, умениями и навыками, правилами и законами. Это может быть стратегическое управление и целеполагание, управление персоналом (сейчас модно говорить «человеческими ресурсами» - HR), управление качеством, управление финансами, управление маркетинговой деятельностью и отношениями с потребителем, управление компанией в целом, городом или страной. И как самостоятельное направление в бизнес-консультировании он выделяет антикризисный консалтинг. [16.]



Заключение

Итак, мы рассмотрели тему: «Сущность бизнес-консалтинга». А именно обратили внимание, почему и в каких случаях компании обращаются к консультантам. В основном компании стремятся к оптимизации своей организационно-правовой и финансовой структуры с целью достижения максимального экономического эффекта от производственной и торговой деятельности собственных предприятий. И руководители хотят повысить личную эффективность, упростить работу себе и своим сотрудникам, быстрее получить желаемый бизнес-результат для всей компании. Далее мы рассмотрели различные определения бизнес-консалтинга. И выделили наиболее общее: «Бизнес-консалтинг– это оказание различных консультационных услуг, направленных на улучшение работы клиента, повышение результативности и безопасности бизнеса, снижение или оптимизацию расходов, повышение общей эффективности работы». Важной частью работы стало описание услуг и направлений деятельности бизнес-консультанта. Основными можно выделить следующие: решение задачи оптимизации работы предприятия, проектировка, пересмотр или редактирование маркетинговой стратегии бизнеса, построение эффективной системы управления, своевременное внедрение необходимых изменений в бизнес-модели, в маркетинговой стратегии, в системе управления и в системе коллективной деятельности. Если рассматривать более детально, то отметим еще профессиональное исследование рынков, разработку интересных актуальных концепций, составление бизнес-планов, поиск инвесторов, занятие рекламой и виртуальным маркетингом. И в последней части мы проанализировали предлагаемые различными авторами виды консалтинга: стратегический, маркетинговый, кадровый консалтинг и построение эффективной системы управления; консалтинг стратегический и операционный; менеджмент-консалтинг и антикризисный консалтинг.



Литература

Литература:

  1. Алешникова, В.И. Использование услуг профессиональных консультантов : учебник / В. И. Алешникова; (Модульная программа для менеджеров : В 17 модулях ; Модуль 12). - М. : ИНФРА-М, 2000. – 208 с.

  2. Бейч, Э. Консалтинговый бизнес : /Э. Бейч. – СПб. : Питер, 2007. – 272 с.

  3. Зильберман, М. Консалтинг: методы и технологии / Мел Зильберман ; перевод. с англ. – СПб. : Питер , 2007. – 427 с.

  4. Киппинг, М. Управленческое консультирование. Индустрия знаний, символический капитал или новая мода / М. Киппинг, Л. Энгвелл. – М. : Гуманитарный центр, 2008. – 416 с.

  5. Маринко, Г.И. Управленческий консалтинг: учебное пособие/ Г.И. Маринко ; Серия Учебники факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. – М. : Инфра-М, 2005. – 384 с.

  6. Нельсон, Б. Консалтинговый бизнес для «чайников» /Боб Нельсон, Питер Экономи. – М. : Вильямс, 2008. – 384 с.

  7. Туретт-Туржи, К. Консалтинг / Катрин Туретт-Туржи ; серия «Школа бизнеса». – СПб. : Нева, 2004. – 128 с.

  8. Токмакова, Н.О. Андриянова М.В. Менеджмент-консалтинг / учебно-методический комплекс. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 271 с.

  9. Уткин, Э.А. Консалтинг : учебник / Э.А. Уткин. – М. : ЭКМОС, 1998. – 256 с.

  10. Фомишин, С.В. Управленческое консультирование: международный опыт / С.В. Фомишин, Ю.В. Чернов. – М. : Феникс, 2006. – 256 с.

  11. Филонович, С.Р. Управленческое консультирование./ Методическое пособие к учебному курсу. – Санкт-Петербург, 2002. – 156 с.



Электронные ресурсы:

  1. Балыкин, А. Консалтинг для российских предприятий. // Управление компанией. – 2002. - №9(16). [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.adventure-world.ru/node/1338

  1. Ивлев, В., Попова, Т. Особенности развития консалтинговых услуг в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.adventure-world.ru/node/1334

  1. Консалтинговые услуги для нефтегазовых компаний: плюсы и минусы, опыт работы с консалтинговыми компаниями. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.oilcapital.ru/hyp/consult.shtml

  1. Кудинов, А. Проблемы российских предприятий. Управленческое консультирование. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.adventure-world.ru/node/1346

  1. Лысенко, В. Бизнес-консультант – новый опыт и взгляд со стороны.
    Интернет-интервью управляющего партнера Консалтинговой компании «Интеллектуальный сервисный центр». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://isc.at.ua/publ/biznes_konsultant_novyj_opyt_i_vzgljad_so_storony/10-1-0-48

  2. Современный бизнес-консалтинг и его особенности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.vashakomanda.ru/sovremenniy_biznes_konsalting.htm

  1. Скоробогатов, Д. Бизнес консалтинг – как стратегический вид деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://performance-management.com.ua/general/biznes-konsalting/

  1. 

  2. Самойлова, И.А. Практикум по дисциплине "Основы управленческого консультирования" [Электронный ресурс] / И.А. Самойлова. – М. : МЭСИ, 2003. – 270 Kb ; pdf. – Режим доступа:

http://elib.mubint.ru/lib/umm/mesi/manage/upr_kons_pract.pdf

  1. Токмакова, Н.О. Основы управленческого консультирования : учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / Н.О. Токмакова. - М. : МЭСИ, 2006. – 778 Кб; pdf. – Режим доступа:

http://elib.mubint.ru/lib/knigi/Tokmakova_Ocnovi_uprav_konsultir.pdf

  1. Токмакова, Н.О. Руководство по изучению дисциплины "Основы управленческого консультирования" [Электронный ресурс] / Н.О. Токмакова. – М. : МЭСИ, 2002. – 917 Kb; pdf. Режим доступа:

http://elib.mubint.ru/lib/umm/mesi/manage/upr_kons_ruk.pdf

  1. Управленческий консалтинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.taler-spb.ru/konsalting/

  1. Услуги управленческих консультантов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3#.D0.A0.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D1.81_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.BF.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F.D0.BC.D0.B8_.28.D0.B1.D0.B8.D0.B7.D0.BD.D0.B5.D1.81-.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B0.D0.BC.D0.B8.29

  1. Шохов, А. Современные подходы к стратегическому консалтингу. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.shokhov.com/2010/06/20/strateg/

  1. Шохов, А. Что может сделать консультант по управлению для развития Вашего бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.shokhov.com/2010/09/28/what-can-i-do/



Статьи:




  1. Волошина, И.В. Консалтинг: простые решения сложных проблем // Управление персоналом. – 2004. – № 11/12. – С. 10–11.

  2. Лобовский, И.М. Рынок консалтинговых услуг: настало время профессионалов // Управление персоналом. - 2003. – № 5. - С.7-12.

  3. Логвиненко, М.В. Состояние современного рынка консалтинговых услуг // Управление персоналом. 2004. № 3. - С. 61-65.

  4. Пыткин, А.Н. О современном состоянии рынка консалтинговых услуг // Вопросы статистики. – 2006 № 11. – С. 85-88.

  5. Пять типов консалтинга: какой из них - ваш? // Маркетолог. 2007. №1. – С.7-9.

  6. Хазин, Б.С. Становление и развитие консалтинговой индустрии в России // Б.С. Хазин, Е.С. Дружинин ; Управление персоналом. – 2002. - №3. С. 36-40.

  7. Ясинский, С.В. Неприметный, нужный, перспективный... Экологический консалтинг в России // Советник. – 2006. - № 12. – С. 44-46.






Скачать файл (60.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru