Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Источники развития словаря детей. Основные направления словарной работы - файл 1.doc


Контрольная работа - Источники развития словаря детей. Основные направления словарной работы
скачать (97 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc97kb.06.12.2011 13:56скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...



Контрольная работа

по предмету

Методика обучения

русскому языку

в начальных классах

Выполнила студентка 3 курса

Заочного отделения

План


  1. Источники развития словаря детей.

  2. Основные направления словарной работы.

1.Источники развития словаря детей.

Каждый человек - взрослый и ребенок - владеет незначительной частью лексики своего национального языка, которая является его личным словарным запасом.

Словарь учащегося – тот объем словарного запаса, которым учащийся владеет на определенной ступени обучения. Обычно исследуется усредненный словарь учащегося: количество слов, отдельно – используемых активно; тематические группы слов; разнообразие употребляемой лексики, владение синонимами и другими группами лексики, умение выбрать слово, наилучшим образом передающее замысел говорящего или пишущего; грамматические характеристики словаря, т. е. употребление имен существительных, глаголов и других частей речи, их форм; типы и частотность лексических ошибок и недочетов.

В психологии и в методике преподавания языка в словарном запасе носителя языка выделяются две части: активная и пассивная. Есть ряд причин, в силу которых личный словарный запас учащегося делится на активный и пассивный: социальные, психологические и методические. Социальными являются табу, запрет на употребление отдельных слов. Он касается вульгаризмов, жаргонных слов, хотя в ситуациях общения друг с другом школьники довольно активно ими пользуются. К психологическим причинам относятся стеснительность детей употреблять те или иные хорошо знакомые слова (особенно слова с качественно-оценочным значением) и подсознательное стремление к экономии языковых усилий. Методическими причинами являются необученность школьников сочетаемости слов, выбору слов в зависимости от сферы коммуникации. Все эти причины в той или иной мере либо увеличивают, либо снижают вероятность употребления слов в речи учащихся.

Источники расширения запаса слов у учащихся были выявлены в методике русского языка уже в XIX в.: учебная речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и со взрослыми, экскурсии. В XX в. к ним прибавились радио, кино, видео, телевидение, детские и юношеские газеты и журналы, посещение театров и других зрелищных учреждений, в том числе музеев, выставок.

Перечисленные источники (или пути) пополнения словаря детей в зависимости от того, как они воспринимаются детьми - зрительно или на слух, - составляют следующие группы: воспринимаемые зрительно (чтение книг, учебников, газет и журналов); воспринимаемые на слух (речь учителя, сверстников, взрослых, слушание радио, просмотр телепередач, кинофильмов, театральных представлений); воспринимаемые одновременно зрительно и на слух (просмотр диафильмов, специальных кинофрагментов с титрами, посещение музеев, выставок).

Каждой группе источников (или путей) свойственны определенные преимущества, но имеются и отдельные недостатки. При зрительном восприятии ученик имеет возможность остановиться, задуматься, вновь вернуться к ранее прочитанному, запомнить прочитанное, выписать новые слова в собственный словарик.

Недостатками источников этой группы являются отсутствие слуховых восприятий, применения новых слов в собственной речи (в говорении). Преимущество источников второй группы - живое восприятие на слух. К недостаткам источников данной группы относится отсутствие зрительных восприятий новых слов, невозможность повторных воспроизведений, если нет специальных записей на кассетах. Источники третьей группы могут одновременно восприниматься и зрительно, и на слух. Учащиеся имеют возможность неоднократно вернуться к просмотренному материалу, но в силу специфики ситуации дети не могут высказаться (отсутствует говорение); письмо как вид речевой деятельности в этом случае фактически отсутствует.

По степени воздействия учителя на указанные пути пополнения словарного запаса учащихся они делятся на управляемые и частично управляемые. К управляемым путям пополнения запаса слов детей относятся дисциплины, изучаемые в школе, и учебная речь самого преподавателя. В своей учебной речи преподаватель целенаправленно отбирает необходимую лексику, "подает" ее с расчетом усвоения детьми лексических значений слов, включает эти слова в соответствующие контексты, чтобы показать их употребление. Преподаватель в необходимых случаях возвращается к ранее сказанному, варьируя свою учебную речь. По ходу объяснения он может получить информацию о степени усвоения детьми новых слов и перестроить свое изложение. С помощью учебников по изучаемым в школе наукам школьники в определенной системе, установленной их авторами, усваивают слова-термины соответствующей научной дисциплины. Среди школьных предметов для целей обогащения словарного запаса особая роль принадлежит русскому языку. Одна из его задач - целенаправленное количественно-качественное совершенствование словарного запаса детей, обучение их умению пользоваться личным словарным запасом.

К частично управляемым источникам пополнения словарного запаса учащихся относятся чтение, слушание радио, просмотр телепередач, кино и т.д., общение со взрослыми и сверстниками. Они являются неосновными в связи с их факультативностью, стихийностью выбора учащимися. Руководство обогащением словарного запаса учащихся при опоре на эти источники носит опосредованный характер: учитель может влиять прежде всего не на усвоение слов, а на усвоение содержания. В наибольшей степени обогащению запаса слов способствуют следующие советы учителя, организующие деятельность учащихся: 1) в процессе чтения книг для внеклассного чтения, слушания радио- и телепередач, просмотра кинофильмов, спектаклей, посещения музеев, выставок записывать в словарики встретившиеся новые незнакомые слова; 2) в дальнейшем узнавать в словарях, у учителя значения и употребление этих слов; 3) использовать их на уроках русского языка в своей учебно-научной речи.

Учитель периодически знакомится с записями учащихся, составляя на этой основе тематические словники для работы над ними как на классных, так и на внеклассных занятиях.

Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою энную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Для учащихся - носителей русского языка - эта энная часть словаря родного языка в качестве содержания обучения детей в методике не определена. Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума.

Стремление детей пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.

Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся: 1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем). Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов (уровень пополнения сем).
^

2. Основные направления словарной работы.


Словарная работа в школе – область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащегося диалектных, просторечных, вульгарных слов. Словарная работа проводится на всех уроках. В словарной работе используются учебные словари, а также собственные словарики, составляемые учащимися. Система словарной работы предполагает ежедневное усвоение 3 – 10 новых слов, а также постоянную работу по уточнению значений слов, выяснению их выразительных возможностей, по их активизации. В начальных классах словарная работа проводится исключительно на практической основе, с IV класса получает теоретическую опору в виде кратких сведений по лексикологии, а затем и по стилистике. Словарная работа тесно связана с курсом грамматики и орфографии. Словарную работу, в плане развития речи, следует отличать словарно-орфографическую работу.

Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основных направления:
• обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в их словарном запасе;
• уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности;
• активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего
количества слов из словаря пассивного в словарь активный;
• устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.
Все направления словарной работы в начальных классах возможны главным образом с опорой на текст. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари.
Наилучший толкователь значений слова - контекст. Не случайно в толковых словарях приводятся цитаты-иллюстрации, в которых как бы высвечиваются и основные, и дополнительные значения слов, их сочетаемость.
В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда есть хотя бы несколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова: это влияет на их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.
В методике русского языка известно много приемов работы над значениями нового слова: словообразовательный анализ, сопоставление слов, включение нового слова в контекст, прием подбора антонимической пары и др. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для него способом.
В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами, доступными учащимся начальных классов: над основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, перифразом), синонимами, антонимами.
Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития речи.

Литература


1. Вяткина И.А. Учебное сотрудничество как средство развития речи // Начальная школа. 2007. № 9. С. 39-40.
2. Желтовская Л.Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников. 2008. № 1. С. 48-53.

3. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
4. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. вузов. / ред. М.Т. Баранов. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.
6. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Издательский центр «Академия». 1997. - 383 с.
7. Шатова Е.Г. Урок развития речи в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студ. / Е.Г. Шатова. – М.: Дрофа, 2007. – 253 с.
8. Штрекер Н.Ю. Основы методики обучения русскому языку в начальной школе: учеб. пособие / Н.Ю. Штрекер, 2003. – 253 с.
^

Конспект урока


2 класс, УМК «Гармония».

Тема урока: Изложение с продолжением. Е. Чарушин «Волчишко».
Цели:

  1. Учить письменному пересказу; работать над композиционным строением текста; упражнять в составлении и редактировании текста; тренировать в нахождении орфограмм, в решении орфографических задач и выделении тех задач, которые пока учащиеся не могут решать.

Познакомить жизнью и творчеством Е. Чарушина.

  1. Развивать орфографическую зоркость, монологическую и диалогическую речь, память.

  2. Воспитывать самостоятельность, любовь к животным, интерес к чтению рассказов о животных.

Оборудование: выставка книг Е. Чарушина (учащиеся), сообщения учащихся, портрет Е Чарушина.
Ход урока

  1. Орг. момент.


Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрите, улыбнитесь,

И тихонечко садитесь.


  1. Проверка домашнего задания.

Задание 429.

– Объясните значение слова зоосад. Как узнали?

Зоосад- зоологический сад. «Зоо» - животные. Толковый словарь Ушакова.

– Какие предложения по цели и интонации произносил ворон?

– Назовите автора этого рассказа.


  1. ^ Сообщение темы и целей урока.

а) беседа о Е. Чарушине и его книгах.

– Обратите внимание на выставку книг. Кто их автор?

Е. Чарушин.

− Какие рассказы он написал?

«Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран». "Разные звери", "Никитка и его друзья" , "Моя первая зоология", "Про больших и маленьких", "Про Томку", "Медвежата", "Васька", "Про сороку".
б) сообщения (ранее подготовленные учащиеся)

–Ребята, что вы знаете о Евгении Чарушине? (портрет)

1 уч-ся:

ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965)- писатель и художник родился 29 октября 1901 года в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из известных архитекторов Урала. Семья Ивана Аполлоновича Чарушина жила очень дружно. В доме собирались музыканты, художники.

2 уч-ся:

Евгений Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей. Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных и сам иллюстрировал.



Учитель:

Евгений Иванович Чарушин писал: «Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное".

− Сегодня мы будем работать с отрывком одного из рассказов Е. Чарушина.



  1. Работа над изложением под руководством учителя.

А. Задание 430.

  1. Ознакомление с текстом (учебники).

− Задание 430. Прочитайте текст.

Ж.л в.лчишко с матерью. Ушла мать на охоту. А в.лчишку поймал человек и принё. в горо.. Положил посреди комнаты.

Забарахтался в.лчишко и выл.. из ме.ка.
2. Беседа по содержанию. Лексическая работа.

− О ком этот рассказ?

− Почему автор употребляет слово волчишко?

^ Чарушин хочет показать нам, что он маленький и беззащитный, а также выражает свои нежные чувства.

– С кем жил волчишко?

− Как волчишко попал в город?

− Как он вёл себя в комнате?

− Какое слово употребил автор, описывая действие?

Забарахтался.

−Как вы понимаете значение этого слова?

− Начать барахтаться, забиться руками ми и ногами (словарь Даля)
3. Запись опорных слов (на доске).
- Выберем слова из предложений, которые помогут нам пересказать текст (по предложениям).
Жил… Ушла мать... A волчишку…,Положил…Забарахтался...

4. Орфографическая подготовка.

– Перечитайте первое предложение. Вставим буквы в окошечки. (так все предложения до конца)

- ^ Жил, вставляю гласную «и», «жи-ши» пишу с «и».

- Волчишко, в корне пишу безударную гласную букву «о», проверочное слово-_волк.

- Принёс, на конце слова- парная согласная по глухости-звонкости буква «с», проверочное слово-принесли.

-« В город», на конце слова согласная «д», проверочное слово- города.

-«Вылез», вставляю безударную гласную «е», согласную в корне слова «з», проверочное слово-лезет.

- «Из мешка», в корне слова будем писать букву»ш», проверочное слово-

«мешок».
- Какое встретилось слово с непроверяемым написанием?

- ^ Комнаты, непроверяемая безударная гласная «а» в корне слова.

5. Повторное чтение текста учителем ( пересказ учащимися авторы не рекомендуют).

6. Самостоятельная работа учащихся над изложением.

а) письмо изложения ( индивидуальная помощь учителя);

б) самопроверка

Учащимся необходимо прочитать текст не менее двух раз: с точки зрения содержания, построения предложений и выбора слов (всё ли написано, не пропущены ли мысли, правилен ли порядок предложений, не надо ли сказать лучше); с точки зрения грамотности. Для второклассников рекомендация может быть такой:
П р о в е р ь!

1. Прочитай как редактор (памятка «Редактор», с. 142).

2. Поработай корректором (пункт 4 памятки 4, с. 137).


  1. Физминутка для глаз. Музыкальная физминутка.


Б. Задание 431.

1. Ознакомление с текстом.

Забился волчишко под кресло и дрожит. Кот со спинки глядит. Пёс вокруг бегает.

Ночью вылез волчишко.


  1. Лексическая работа.

- Как понимаете выражение «забился волчишко»?

- Спрятался под кресло. Ему было страшно.
3. Беседа по содержанию.

- Как вёл себя волчишко в комнате.

- Кто глядел на него?

- Что сделал волчишко ночью?
4. Составление опорных слов.

- Составим ключевые слова. Кто поможет?

Опорные слова на доске:

Забился… Кот… Пёс… Ночью…
5. Орфографическая подготовка (по заданию учебника).

6. Повторное чтение текста учителем. (уч-ся следят по опорным словам)

7. Самостоятельная работа учащихся над изложением.

а) письмо изложения ( индивидуальная помощь учителя);

б) самопроверка.

  1. ^ Подведение итогов урока. Домашнее задание ( упр. 432, 433).

- Ребята, чему учились на уроке?

- Учились писать изложение. Познакомились с отрывком рассказа Е. Чарушина «Волчишко». Работали редакторами и корректорами.

- Запишите домашнее задание.

- Спасибо за хорошую работу. Кому понравился рассказ?

- На следующем уроке мы продолжим писать изложение по этому рассказу.

Литература



1. Бетенькова, Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: АСТ-Астрель, 2004.

2. Блюз, С. М. Работа над ошибками / С. М. Блюз // Начальная школа. – 2004. – № 8.

3. Волина, В. Веселая грамматика / В. Волина. – М.: Знание, 1995.

4. Начальная школа: еженед. газ. ИД «Первое сентября». – 2003. – № 47 (декабрь); 2004. – № 4 (январь).

5. Соловейчик, М. С. Как работать со словарными словами во втором классе? / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – М., 2004.

6. Соловейчик, М. С. Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

7. Соловейчик, М. С. К тайнам нашего языка: тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 2 класса общеобразоват. учреждений: в 3 ч. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.

8. Соловейчик, М. С. Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.





Скачать файл (97 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации