Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Семинары по МПИ - файл 1.doc


Семинары по МПИ
скачать (76.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc77kb.06.12.2011 14:18скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
60-е гг. XX в. система образования выполняет политический заказ КПСС. История была средством воспитания марксистко-ленинской идеологии.

Соверш. соц. общ. определяло задачи для дальнейшего воспитания и образования подрастающего поколения. В условиях НТР необходимо было учить самым приор. знаниям, самостоятельной ориентации в потоке информации. Необходимо было уметь отстаивать основы социализма в капиталистическом окружении.

Сокращение изучения Древнего мира, увеличение современной, Союзных республик. Факультативные курсы марксизма-ленинизма.

Переход ко всеобщему среднему образованию: 5 класс – 2 ч. истории; 6 – история древнего мира (2 ч.); 7 – история средних веков (2 ч.); 8 – история Отечества до XVIII в. (2 ч.); 9 – новая история (2 ч.), история Отечества XIX в. (3 ч.); 10 – новая история (2 ч.), история Отечества до 30-х гг. XX в.; 11 – история Отечества по н/вр.

Учебники для Союзных республик

Цель – самостоятельное получение знаний и ориентирование в нарастающем потоке информации.

Усиление самостоятельной активности школьников, повышение воспитательной роли обучения, интенсификация урока, введение проблематики.

1999 г. – Закон РФ «Об образовании».

Образование должно обеспечивать целостное, систематизированное знание о человеке и обществе. Обязательное основное 9-летнее образование.

Ученик получает большую свободу действий в процессе образования, учитывая его индивидуальные возможности, способности, запросы и интересы. 1 м. – выбор школы, учителей, форм обучения. Разные уровни.

Применение психологии.

ВОВ – патриотическая цель, усиление патриотического и национального единства.

Руководство образованием КПСС XXIV съезд – развивающее образование, формирование ЗУМ (Задания Умения Навыки).

XXII съезд – строительство коммунизма; моральный кодекс строителей коммунизма.

Патриотизм; интернациональное воспитание; атеистическое воспитание; трудовое воспитание + эстетическое воспитание → воспитательные задачи.

Образование – передача знаний.

Развитие – развитие мышления, формирование умений и навыков (составление плана, конспекта; выделение главного; показ по карте).

Цель формирования коммуникативного мировоззрения – действенной отношение к миру.

Решение через совокупность образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Тенденция: знания и умения → единое целое.

реализация



Воспитание неразрывно связано со знаниями и умениями.

Главный постулат пер. – единство образовательных и воспитательных задач.

Основой решения воспитательных задач являются знания. Путь решения всей совокупности задач – через передачу знаний.

3 задачи:

1.Знать факты→2. представления (образ), метод – предметный, условно-графическая наглядность.

Цель обучения истории – формирование всестороннего развитой, социально активной личности, приобщенной к общечеловеческим ценностям, достижениям мировой культуры, воспринимающей идеалы гуманизма и демократии, активно участвующей в преобразовании самой себя, общества, своей страны, с чувством глубокой ответственности за судьбы Родины и мира.

НИИ СИМО (содержание и методы образования).
Принципы научного объективизма и историзма.

Активная гражданская позиция.
Критический подход к прошлому, творческое мышление.

Субъективность и беспристрастность.

Социализация.

Активный гражданин.
Цель – развитие личности.

Воспитание и развитие неделимы.

В данном случае знание – основа.



Принцип: воспитание историей. Знания – средство для воспитания и развития.
Стандарты образования.

Стандарты образования.

Отсутствует стратегическая цель, нет концепции (целостной).

Приоритет – знания.

Зат. Задача – развитие и воспитание.

Единство 3 этих задач (образование, воспитание, развитие).

Ком. меняет роль исторического знания в средней школе (стержень гуманитарных наук).

Объект изучения истории – объект изучения науки. Цель не формулируется на современном этапе. Нет долгосрочной концепции школы, нет цели.

Цели подменяются задачами.

Восстанавливается традиционное определение трех основных ценностей исторического образования: знание, развитие, воспитание. Равноценность, отчетливых приоритетов нет.

История малой Родины – история края (региональная история).

История – ведущая самостоятельная дисциплина среди гуманитарных курсов («вертикаль»).

Сочетание традиционных ценностей и введение демократических ценностей гражданского общества и их разумное соотношение:

патриотизм и взаимопонимание народа;

гуманизм, уважение прав человека и демократических ценностей.

Европейский стандарт: формирование личности с гражданской позицией, т. е. хорошо информированную личность.

Взаимосвязанное развитие личности информации.

Единство воспитательных и образовательных задач. Формирование системного мышления.

Акцент – развитие, развитие + воспитание.

Знание – основа для развития и воспитания.

Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общий идеал и учитывающей возможностей реальной личности и системы образования по достижении этого идеала.

Стандартизация осуществляется посредством разработки учебных планов и программ.

Объект стандартизации образования – его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся.

Стандарт задает состав знаний и уровень их представления и усвоения школьниками.

Программы по истории для средней школы.

Отечественная история – региональный компонент (15%).

Отечественная и Всеобщая история – 2 курса.

Вводные и повторно-обобщающие уроки.

Программа по всеобщей истории 5 – 9 класс. Колпаков, Пономарев, Рогожкин, Тырин.

Пояснительная записка.

Программа по всеобщей истории предназначена для 5 – 11 классов основной школы. Они составляются на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с объемом времени, отведенного на изучение данного предмета по базисным учебным планам. На основе – цивилизационного подхода. Вопросы развития Древнего Востока, античной цивилизации, Средневековой христианской цивилизации, Цивилизации доколумбовой Америки, ар... – мус цивилизации, Традиционной цивилизации средневекового Востока, Индийской, Западной и становления мировой современной цивилизации. Главное внимание – особенности ведения хозяйства, формы повседневной жизни, обычаи, право, поведение, религиозные верования, взгляды на окружающий мир. Исследование цивилизаций в их взаимосвязях с древними цивилизациями. Отказ от хронологии.

История Древнего мира (с древнейших времен до конца V в. н. э.) – 5 класс.

История Средних веков (с конца V в. до XV/XVI вв.) – 6 класс.
Структурно-функциональный анализ учебного материала.
Структура- осн. содержание

Устанав. для выделения глав. обьектов

Структур.анализ определяет структурные компоненты
Цель: 1)науч. Отделен. Главного от второстепенного

2) определить на каком уровне это главное будет усваиваться.

Соотношение теоретического и эмпирического познания
Объект определяет глубокое содержание, прогнозирует результаты, определяет приемы изучения.

Функциональный анализ прогнозирует результат обучения
Структурно-функциональный анализ – разработка основного содержания урока и прогнозирование результатов его изучения.
Главные факты: воспитательные возможности

- на их основе формируется представление

-на их базе формируется пространство и время

-на их базе делаются выводы и обобщения

-придают содержанию конкретность, образность, эмоциональность

-основа для формирования умения и навыков
Метод Горы: 2 урока. 1-изучение. 2- практически самостоят. И дополнительное
Метод Вагина: логическая последовательность
Метод Лебенгруба: логическая последовательность
Карцев: представление единых общих понятий, живое содержание- абстрактное мышление, в основе- ступени познания человека (ленинские)

Проблема: механич. Перенесение зак. Познаний в уч.процессе

Навыки- репродуктивные, иллюстратив.метод- преобразующий, анализ – исследовательский

Определение метода зависит от определенного уровня сложности и доступности источника.

Уровень познания определяется уровнем сложности и уровнем возможностей класса
Беседа
Виды, функции,требования
Выделяется один вопрос для беседы. Определяется 4-5 узлов вопроса. (логика развития) письменная, аналитическая, эвристическая.
Вагин А.А. – Методика преподавания истории в сред.школе
Беседа на уроках истории

В отлич. От изложенного материала сам учитель т.е в форме монолога, беседа является формой диалога между учителем и учеником.

Беседа может осуществляться сообщением учащегося и усвоением ими новой программы. В преподавании истории беседа не может служить методом сообщения нового исторического материала: факты, ход событий не могут быть найдены и конструированы логическим путем.

Беседа- метод обсуждения, мыслительная обработка с учащимися изложенного исторического материала. Беседа углубляет и расширяет исторические знания путем разработки и обобщения исторического материала. Беседа- это метод активного извлечения знаний в ходе рассмотрения или разработки наглядного им докум. Материала

Беседа также является методом проверки понимания и усвоения исторических знаний. Беседа вовлекает учащихся в коллективную умственную работу. Беседа- прием мобилизации знаний. Учитель организует применение учащимися ранее полученных знаний для анализа нового материала.

Вводная беседа в начале урока, подвести учащихся к изучению нового материала путем:

  1. Мобил. знания предшествующего.

  2. Систематизация и обобщение этих знаний.

  3. Мобилизация и систематизация знаний, полученных в результате самостоятельного чтения.

Мобилизация необходима для успешного усвоения материала урока

Контрольная беседа:

Цель – проверка степени понимания изложенного материала, проверка знаний, результат выполнения самостоятельной работы.

Метод проверки определяется по материалу пред.урока

Заключительная часть урока – беседа в форме постановления диагностических вопросов, цель – выяснить степень понимания учащихся

^ Аналитическая и обобщающая беседы: основной вид бесед. Задача: осмысление изложенного материала, углубление и расширение исторических знаний.

Аналитическая беседа: 1) метод.прием в ходе изложения нового материала, уч.ставит вопрос, требующий осмысления, разбора и оценки фактов

2)один из методов осмысления материала, изложенного на уроке вслед за изложенным материалом

3) основной метод проведения урока. Повторение.

^ Итоговая заключительная беседа в конце урока: Задача- обобщение и систематизация, подведение итогов по материалу, проверка степени понимания и усвоения, закрепление материала

Важное условие – продуманная формулировка вопросов:

  1. доступность;

  2. точность и определенность;

  3. как существ. сторона изучаемого явления;

  4. дидактическая простота, логическая однородность;

  5. не должен быть альтернативным;

  6. не должен быть подсказкой;

  7. не должен быть каверзным.

Важно продумать связь между вопросом, придав обсуждению идейное целеустремление

Беседа возбуждает творческую мысль, побуждает задуматься над вопросом

Стимулировать активность учащихся – у них тоже возникнут вопросы

Соотношение общих и частных вопросов – путем индукции (через частный вопрос к общей проблеме)

Руководство беседы должно быть твердым, но направляющим, а не подавляющим, последовательным и гибким.

^ Задачи беседы: 1) достижение усвоения исторических фактов,событий хронологической связи историч.событий с картой. 2)воспроизведение историч.материала 3) осуществление контрольной проверки, оценки 4)подведение учеников к пониманию причинно-следственной связи между историческими явлениями, подведение их к выводу и обобщению.

5)активизация мышления учеников, возбуждение их активности.

^ Эвристическая беседа – при ответе на вопрос ученик открывает новые знания в известных им исторических событиях и явлениях, и делая новые выводы, получает таким образом новые знания

Новые знания могут быть сообщены ученику при анализе исторических документов, при раскрытии содержания, при сопоставлении исторических событий, и установлении различий между ними, при формулировке нового вывода. Эти знания приобретаются при активном внимании ученика

Закрепляющее изложение материала:

Ученик воспроизводит важные факты, даты, до конца понимает и запоминает материал, накопленный на уроке.

^ Обобщающая беседа: ученик подходит к выводу, обобщениям по разделу курса или по теме.

Вводная, итоговая – дидактическая задача.

Аналитическая беседа – операции мышления (прием мыслительной деятельности), метод формальной логики

^ Контрольная беседа – за процессом, за результатом

Поисковая – характер познавательной деятельности

Эвристическая беседа – метод 70-х гг. XIX в. Ученик самостоятельно доходит до истины, поиском методической работы

Результат обработанного материала ученик создает сам

Выводы сделанные самими учениками

Процесс поиска и результат работы с материалом осуществляется самим учащимся.

^ Сократическая беседа – Сократова индукция и Сократова ирония. Построена на наводящих вопросах, т.о. ученик отвечая на вопросы, сам убеждается в неверности и несовершенствовании высказанных положений.

Сократова ирония- учитель,подчеркивая свое мнимое незнание в противовес самоуверенности ученика.

Наводящие вопросы не подсказывают а наводят на поисковую мыслью

Эвристическая беседа не связана с этапом урока.
Анализ – новое обобщение

Эвристика – новая формулировка

Как направить беседу? Терпение, Аргументация, учитель показывает логику работы с материалом, Последовательность

Вопрос должен подразумевать дифференцированную работу

Ответ на вопрос должен быть мотивирован, ясно и точно сформулирован, аргументирован.

Работа с исторической картой
Причинно-следственные связи.

Условно-графические средства наглядности – преимущественно для теоретического материала
Закономерности исторического процесса.

Во теоретические выводы.
Наглядность, поэтому прочность

1) отработка навыков показа

2) иллюстр.

3) карта – источник выявления причинно-следственных связей.
Разработка картографических заданий

1) с учетом уровня познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, частично-поисковый, поисковый)

2) на выработку умений и навыков


  1. ввод данных (конкретные, все ли параметры определены)

  2. выбор карты

  3. Работа с картой: содержание исторического материала


Насколько реализов. Задачи

Какие приемы работы с картой использовались, насколько целесообразно

Правила работы с картой
Стимулирует интерес к опросу

Пространственное представление

Средство самоконтроля


Наглядно-эвристический метод
Совпадение с историческим фактом – н-иллюстр. ист.

Конкретизирует исторический материал, обеспечивает его восприятие в образной форме.
Изображения на доске

Текст, графическое изображение

  1. особенности детской природы

  2. процесс обучения

  3. особенности деятельности учащихся на уроке


Способность к рисованию у детей приводит к повышенному вниманию к доске.

Учитель должен пробовать задействовать как можно больше чувств: зрение, голос, слух, чувство руки (повторение движений учениками), осязание. Одновременность действий только доска.

Доска обеспечивает первичное знание

1) факты, 2) понятия, причинно-следственные связи (теория), 3) представления.

Доска – все позиции. Позволяет усваивать факты, понятия, зрительное отображение причинно- следственных связей.

Прочность

Развитие мышления (образная логичность), слуховая и зрительная память.

Достоверность (зрение).

Логичность: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Локализация во времени и пространстве.
Таблица – умение располагать в логичной последовательности факты, явления, события исторического прошлого. Механическая группировка (навык).
Навык исторического конспекта, рисование нового плана.
Речевые навыки, сопоставить устные и письменные слова.
Дисциплинируется мысль. Учитель демонстрирует, как работать с историческим материалом.

Развивается аналитическо-синтетическое мышление (логика).

Воспитывается прилежание, аккуратность, трудолюбие.

Ведущая область – развитие.

Активизация слова.

Организация внимания, организация работы в тетради, переключение внимания.

Эффект соучастия.
Текстовые изображения:

Тема

Даты (названия событий)

Имена собственные, географические наименования

Понятия, новые слова

Домашнее задание

План

Таблицы

Логическая последовательность, система (сверху в низ)

Орфографический режим, чистота, аккуратность, грамотность.

Желателен цвет (несет информацию)
Графические записи
Рисунки, аппликации.

Соответств. теме, законченный. Пояснительные надписи. Рисунок должен создаваться на глазах учащихся. Чистота и аккуратность.
^ Графический изобразительно-меловой рассказ.
Два подхода к определению мелового изображения на доске

  1. все виды графического изображения называются рисунок. Выделяют типы рисунков: эскизы, картографические, схематические. Не охватывает всего многообразия изображения.

  2. Гора. Связь видов изображения с характером содержания исторического материала.

Рисунок – идеограмматическое или эскизное графическое изображение мелом на доске людей, исторических действ, отдельных предметов.

Чертеж – схематическое изображение устройства (структуры) архитектурных и технических сооружений, машин и их деталей. Цель – понять принцип действия.

Схемы – графические изображения исторических объектов, где отдельные части и предметы изображаются условно знаками, а отношения и связи обозначены взаимным расположением частей, [конец страницы]








Скачать файл (76.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru