Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Становление и развитие архивного дела в США во второй половине 20 столетия - файл 1.doc


Реферат - Становление и развитие архивного дела в США во второй половине 20 столетия
скачать (57 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc57kb.06.12.2011 14:55скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Историко-архивный институт
Факультет архивного дела

Кафедра истории и организации архивного дела

Боровков Дмитрий Александрович




Становление и развитие архивного дела в США во второй половине 20 столетия




реферат

студента III курса з/о



Научный руководитель:

к.и.н. Волкова Т.С.
Москва 2007

Введение

В отличие от архивных систем в странах Европы, базирую­щихся на принципах централизованного управления, архивная сис­тема в Соединенных Штатах Америки является в значитель­ной степени децентрализованной, что обусловлено в первую оче­редь спецификой развитого федеративного устройства и позднего струк­турирования архивов, которая началась чуть более ста лет назад, в 1899 г., когда при Американской исторической ассоциа­ции была основана Архивная комиссия для изучения архивов от­дельных штатов.

Однако процесс создания государственных архивных струк­тур продвигался медленно и занял почти треть века: закон о созда­нии Национального архива США в качестве центрального храни­лища документов федерального значения был утвержден президен­том Ф.Д. Рузвельтом лишь в 1934 г. Администрация ар­хива, нахо­дившееся в подчинении Конгресса, была сформирована таким об­разом, что наряду с ее главой – архивистом США – клю­чевой ин­станцией был Государственный архивный совет, полу­чивший право отбора документов на хранение. Тем не менее, юрисдикция нового учреждения была ограниченной: в него не попадали документы президентской канцелярии, которые до 1978 г. считались личной собственностью главы государства.

Наряду с Национальным архивом в начале 1940-х гг. была создана система промежуточных центров федеральной докумен­тации, что привело в 1949–1950 гг. к реорганизации всей архив­ной системы, в результате которой Национальный архив и служба документации были пе­реданы в подчинение Админист­рации служб общего назначения. В конце 1960-х гг. в крупней­ших городах страны были учреждены региональные отделения Национального архива. В 1984 г. под давлением научной общест­венности президент Р. Рейган восстановил его самостоя­тель­ность.

  1. ^ Проблемы отбора документов.

Критерии отбора документов на хране­ние / уничтожение как говорилось выше, определяются Государственным архивным со­ветом США.

Задолго до создания этого административного органа, еще в последней четверти XIX в., Конгресс США предпринимал по­пытки регламентировать отбор документов. Интересно то, как быстро эволюционировала его утилитаристская точка зрения: от запрета на уничтожение документов федерального значения в 1877 г., мотивированного тем, что “Каждая бумага, которая ко­гда-либо стоила того, чтобы ее записали и поместили среди гра­жданских дел, может иметь в будущем ценность в смысле исто­рическом, биографическом или финансовом для граждан нашей страны”, к частичному разрешению уничтожения документов три года спустя и созданию специального комитета для отбора доку­ментов в 1889 г.

В результате этого процесса сто лет спустя на постоянное хранение в федеральные архивохранилища поступали только до 4% документации, однако это ограничение не могло сократить приток документов, хотя первый закон, регулирующий отбор до­кументов на уничтожение был принят в 1943 г., в соответствии с которым все хранящиеся материалы были условно разделены на “до­кументы” и “недокументы”.

Так к первой категории были отнесены “книги, бумаги, карты, фотографии, машинопечатные материалы или другие до­кументальные материалы независимо от физической формы и ха­рактеристик, созданные или полученные учреждением прави­тельства Соединенных Штатов по федеральному законодатель­ству или в связи с осуществлением бизнеса”. Во вторую катего­рию были включены библиотечные и музейные материалы “для справочных или демонстрационных целей”, причем последняя категория периодически то расширялась, то сокращалась.

Еще один закон по управлению федеральной документацией был принят в 1976 г., Он, в частности, предусмат­ривал установ­ление механизма по предотвращению создания из­лишней доку­ментации. Поскольку все эти трудности явились следствием де­централизованного бюрократизма, один из послед­них законопро­ектов, принятый в 1987 г., несколько расширял компетенцию На­ционального архива за счет Администрации служб общего назна­чения.

К анализу “документов” применяется процедура экспертизы ценности, разработанная в 1950-х гг. теоретиком американского архивоведения Т. Шелленбергом на базе европейского архиво­ведческого опыта. По Шелленбергу существует первичная и вто­ричная ценность документов, которая определяется чисто праг­матическими соображениями: первичную ценность представляют документы, находящиеся в делопроизводственном обороте, вто­ричную ценность представляют документы, вышедшие из дело­производства – т.е. имеющие собственно архивную (или по аме­риканской терминологии “доказательную”) ценность.

Т. Шелленберг разработал также критерии “информативной ценности”, определяемой тремя ключевыми понятиями – уни­кальность, форма, содержание. Под “уникальностью” он подра­зумевал объем дублирующей информации, что предполагало вы­сокую степень квалификации архивиста. Понятие “форма” опре­деляло как степень информативной концентрации, так и физиче­ское описание документа. Оценка содержания документа должна была производиться в первую очередь исходя из потребностей правительства, и лишь затем – из научных соображений. Эти критерии отбора документации распространялись на федераль­ные документы после 1861 г.

Хотя американское архивоведение развивается в рамках сформулированной Шелленбергом теоретической концепции, ко­торая отвечает практическим целям правительственного дело­производства, в 1980-х гг. были предприняты попытки пере­смотра основных ее положений (Л. Раппорт, Дж. Хэм), в сторону более дифференцированного отбора документов, мотивирован­ные тем, что к тому времени, в целях сокра­щения бумажных но­сителей информации в архивоведении США широко использова­лось микрофильмирование документов, а позднее электронные носители.
2. ^ Система президентских библиотек.

Составной частью федеральной архивной системы США яв­ляется система президентских библиотек, в которых хранятся до­кументы, по­священные работе администрации того или иного президента. Это обусловлено в первую очередь децентрализован­ным состоянием архивного дела и особенностями американского законодательства, которое долгое время рассматривало офици­альные документы как частную собственность. Вследствие этого архивы некоторых президентов США XIX столетия оказались ут­раченными.

Документы двадцати двух президентов, занимавших прези­дентский пост в 1881–1929 гг. аккумулировались в отделе руко­писей библиотеки Конгресса США. Институт президентских библиотек был введен Ф.Д. Рузвельтом, который построил пер­вую биб­лиотеку в своем имении Гайд-Парк на общественные средства и еще в 1943 г. передал ее государству – она была от­крыта для общест­вен­ного пользования в 1949 г.

В 1955 г. был принят первый законодательный акт о прези­дентских биб­лиотеках, который распространял это правило на библиотеки всех последующих президентов.

С середины 50-х гг. начался строительный бум, в результате которого мемориаль­ными библиотеками-хранилищами в различ­ных штатах США об­завелись все хозяева Белого дома, начиная с Г. Гувера (1929–1933). Последней президентской библиотекой, открытой в 2004 г. в штате Арканзас, стала библиотека Б. Клин­тона, насчитывающая около 80 млн. страниц документов.

Строго говоря, президентские библиотеки нельзя назвать ни библиотеками, ни архивохранилищами в традиционном смысле этого слова – скорее это своеобразный гибрид архива и музея, расположенного на территории какого-либо университетского центра и выполняющего научно-исследовательскую функцию, каждый из которых, тем не менее, является неотъемлемой частью федераль­ной архивной системы.

Любопытно, что документальные ресурсы передаются в президентские библиотеки из Национального архива, что иллю­стрирует внутренние противоречия американской архивной сис­темы: выступая с одной стороны за централизацию архивного управления, Национальный архив с другой стороны способствует рассредоточению огромного количества ценных документов в президентских мемориалах по всей стране.

Подобная практика вызывает критику со стороны ряда ис­следователей. Как остроумно заметил Е.В. Старостин: “Прези­дентские архивы Соединенных Штатов имеют ту же природу, что пирамиды в Древнем Египте, коронные архивы в Средневековой Европе, мавзолеи в Турции и СССР, бесчисленные при жизни по­ставленные памятники великому кормчему в Китае”.

В 1978 г. был принят специальный акт, согласно которому все президентские доку­менты были признаны госу­дарственной соб­ственностью, однако доступ к ним мог контролироваться на протяжении 12 лет, при этом их научную опись следовало осуще­ствлять лишь через 5 лет с момента поступления в архив. С 1981 г. документы президентской администрации по истечении срока ее полномочий были объявлены собственностью Национального архива, однако бывший глава государства сохранял право собст­венности на документы личного содержания, которые могли быть изъяты из архива по его усмотрению.

Хотя доступ к документации американских архивов разре­шен по истечении 30 лет с момента ее принятия на хранение, фонды президентских библиотек нередко представляют исклю­чение из этого правила (например, архив Дж. Ф. Кеннеди), хотя доступ к некоторым категориям секретных документов разрешен в определенных случаях не только администра­тивным, но и об­щественным организациям.

Здесь мы подошли к проблеме доступа к архивной доку­ментации в США, которая в 1970–1980-х гг. широко дискутиро­валась в советской архивоведческой литературе, но в настоящий момент утратила свою актуальность, по­скольку значительная часть документации федеральных и регио­нальных архивов в на­чале XXI в. стала доступна англоязычной и испаноязычной об­ще­ственности через Интернет-ресурсы.

Заключение

Рассмотрев ключевые стадии развития архивного дела в Со­единенных Штатах Америки во второй половине XX в., можно сказать, что американское архивоведение вряд ли можно при­знать безупречным или образцовым, напротив оно находится в длительной стадии становления, на пути отхода от примитивной утилитарно-прагматической модели к более научным классифи­кациям документов.

Прогресс во внедрении новых электронных технологий, обеспечивающий широкий доступ к документации, сочетается здесь с пережитками буржуазного права в отношении правитель­ственных документов, постепенная ликвидация которых началась лишь в последние полстолетия.

Нельзя не отметить как парадокс в американском архивове­дении стремления к укреплению централизованной архивной системы во главе с Национальным архивом, и создания во мно­гом автономной системы президентских библиотек.

Таким образом, исторический и структурный опыт совре­менного американского архивоведения вполне обоснованно представляется в отечественной историографии весьма своеоб­разным.
^ Список литературы.

Безбородова И.В. Теория и методика современного архиво­ведения в США. М. 1990.

Гармаш В.Н. Архивное дело в Соединенных Штатах Аме­рики. М. 1976.

Кабочкина Т.С. Акулиничева С.Д. Координация архивной деятельности в США в послевоенный период // Отечественные архивы, 1994 №1.

Старостин Е.В. Зарубежное архивоведение: проблемы исто­рии, теории и методологии. М. 1997.

Старостин Е.В., Кабочкина Т.С. Президентские архивы в системе федеральной архивной службы США // Советские ар­хивы, 1978 №6.

Старостин Е.В., Чудиновских В.А. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. Свердловск, 1991.


Скачать файл (57 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru