Шпаргалки по Археологии - файл 1.doc

1.doc162kb.16.11.2011 11:16скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:

1. Предмет и задачи археологии.

Археология (греч. архайос – «древний», логос – «наука») – отдел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества и закономерности этого развития преимущественно по вещественным историческим источникам («история, вооруженная лопатой»). Археология не относится к вспомогательным историческим дисциплинам. В археологических исследованиях используются данные вспомогательных наук: нумизматики (о монетах), сфрагистики (о печатях), эпиграфики (о надписях на камнях) и др. Исторические источники делятся на письменные и вещественные. Отсутствие письменных источников для древнейшего периода истории – одна из причин обособления археологии в особый отдел истории. В основном археология не поднимается выше XV-XVI вв., но имеются случаи, когда она полезна и в XX в. (например, военная археология). Предметом археологии выступают найденные вещи, подвергнутые тщательному анализу. Изучение этих вещей не самоцель – они выступают в качестве материала для исторических исследований в целом. Археологический источник должен рассматриваться в контексте всех найденных материалов, в рамках культурного слоя – исторически сложившейся системы напластований, образовавшейся в результате деятельности человека (толщина от неск. см. до 30-35 м.). Изучение источников начинается уже в период их поисков (разведок), то есть до раскопок. Приемы разведок: авиаразведки, геомагнитные разведки, химический анализ почвы, подводные разведки. Методы датировки памятников: радиокарбоновый, калий-аргоновый, археомагнитный, по содержанию фтора, по кольцам на деревьях и т.д.

^ 2. Виды археологических памятников.

Находки в наслоениях отражают уровень культуры оставившего их общества, а поэтому образовавшийся слой называют культурным слоем. Культурный слой – это исторически сложившаяся система напластований, образовавшаяся в результате деятельности человека. Археологическая стратиграфия – состав культурного слова во всех частях раскопа, соотношение слоев и сооружений. Археологическая культура – ограниченная во времени и пространстве группа памятников, объединенных общими чертами (типы жилища, формы орудия, украшений, керамики и т.д.). По поводу этого термина ведутся споры (на территории СССР свыше 200 культур).

^ Древние погребения делят на могильники (группа могил без насыпи сверху) и курганы (с земляной насыпью).

Остатки древних поселений делят на городища (укреплено валами или частоколом), селища (неукрепленные поселения), стоянки (охотничье-собирательский быт), стойбища. В расположении археологических памятников есть определенные закономерности: стоянки неолита расположены у самого берега реки или озера, могильники бронзового века занимали водоразделы, городища раннего железного века на крутых мысах у рек и т.д. Среди памятников легко обнаружить курганы и городища. Требуют особых поисков могильники, стоянки, селища, святилища, древние дороги, каналы. Существуют открытые и закрытые археологические комплексы. Закрытые неизменяемы во времени и комплектуются единожды (клад, погребение, разрушенное или сгоревшее жилище). Открытый комплекс подвержен изменениям, он отражает не момент времени, а его отрезок. Из археологических источников наиболее многочисленны вещи (пилы, молотки, серпы, мечи, браслеты). Вещей много в древних погребениях и остатках поселений.

^ 3. История археологических исследований в России.

В развитии русской археологии можно выделить несколько периодов, которые различаются между собой не только хронологически, но и по своей философско-методологической направленности, приемам научного исследования, методам извлечения информации, целям и задачам исторической реконструкции. С Петра I начинается развитие археологии, его заинтересовали европейские музеи. Он считал, что музеи цементируют общество, вырабатывают чувство патриотизма. Он очень много покупал в музеи, но понимал, что купленные вещи не столь ценны, как добытые самостоятельно. В 1714 г. издается указ о том, чтобы «все собирали на местах разные древности». Появилась Сибирская коллегия Петра I. В 1й экспедиции были найдены серебряные и золотые монеты. Петр создал указ о составлении чертежей на каждую находку. Для становления археологии как науки большое значение имела деятельность русского историка 18 в. В.Н.Татищева. 18 в. – это время экспедиций и сбора древностей случайным путем. Академик Миллер написал инструкцию «как собирать древности». Таким образом I этап становления археологии – связан с деятельностью Петра. II этап связан уже с Екатериной II. Победа над Турцией и присоединение земель с обилием исторических памятников. Стали создаваться кружки любителей древности. Был распространен грабеж драгоценностей и разворовывание памятников. III этап связан с Отечественной войной 1812 г. Начало положил Стемиковский – первый русский дипломированный археолог. Позже большую роль сыграли Уваровы, давшие начало всероссийским археологическим съездам. Труды съездов издавались в документах. Была создана археологическая императорская комиссия. IV этап связан с 1ой мировой и революцией; упадок; иммигрировали многие ученые.

^ 4. Археологическая периодизация и хронология.

Археологическая периодизация – деление истории человечества на большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи. Основой для археологической периодизации выступает техника (из чего сделаны орудия труда, то есть технические орудия). В зависимости от преобладающего материала эпохи делят на каменную, [+энеолит], бронзовую и железную.

^ Каменный век

Палеолит (3 млн. – 14 тыс.)

Ранний: дошель(3 млн.), шель(1 млн.), ашель(450 тыс.)

Средний: мустье (150-35 тыс.)

Поздний: ориньяк, солютре, мадлен (35-14 тыс.)

Мезолит (14-8 тыс.)

Неолит: северный (8-3 тыс. южный), (8-6 тыс. до н.э.)

Энеолит: (6-3 тыс. до н.э.)

Бронзовый век: (3-2 тыс. до н.э.)

^ Железный век: ранний (8 век до н.э.), поздний (5 - 16 в. н.э.)

Хронология – определение времени поселения, могильника, сооружения или вещи (может быть относительной и абсолютной, их совокупность составляет хронологическую систему). Абсолютная датировка комплекса возможна, если есть вещи, имеющие твердо установленные даты. Трудно датировать комплексы каменного века (привлекаются данные геологии, палеонтологии, палеоботаники). Методы датировки памятников: радиокарбоновый, калий-аргоновый, археомагнитный, по содержанию фтора, по кольцам на деревьях и т.д. При датировке важно учитывать, к какому типу относится комплекс – открытому или закрытому.

^ 42. Методы археологического исследования.

Археология – это история, вооруженная лопатой. Приемы изучения археологических источников (памятников) в целом основаны на статистическом методе, поэтому наибольшее значение имеют массовые находки похожих по назначению вещей. В процессе обработки археологи распределяют вещи по назначению: пилы, молотки, серпы и т.д. Внутри каждой категории вещи распределяют по материалу: бронзовые, железные, деревянные. Полученную серию вещей делят на типу по их внешнему признаку. Тип – это похожие вещи, отличающ. лишь второстепенными особенностями. Внутри каждого типа составляют эволюционный ряд, показывающий развитие вещей. Все это применяют, чтобы создать цельную и описанную последовательность напластований в рамках археологической культуры.

Само же изучение археологических источников начинается еще в период их поисков (археологических разведок). И разведки, и раскопки строго документируются составлением чертежей, фотографированием и описанием в дневниках. Если полевая документация составлена неквалифицированно или недобросовестно, надежность археологических источников резко падает. Нужно учитывать, что в расположении археологических памятников есть определенные закономерности: стоянки неолита расположены у самого берега реки или озера, могильники бронзового века занимали водоразделы, городища раннего железного века на крутых мысах у рек и т.д.

^ Приемы разведок: авиаразведки, геомагнитные разведки, химический анализ почвы, подводные разведки.

^ 5. Палеолит. Общая характеристика.

Основой археологической периодизации первобытной истории служат различия в технике обработки камня. Древнейший период истории называют палеолитом (греч. палайос – «древний», литос – «камень»). Он охватывает время от начала плестоцена до голоцена, то есть не менее 2 млн. лет.

Палеолит (3 млн. – 14 тыс.)

Ранний: дошель(3 млн.), шель(1 млн.), ашель(450 тыс.)

Средний: мустье (150-35 тыс.)

Поздний: ориньяк, солютре, мадлен (35-14 тыс.)

Палеолит – время становление человека: в раннем палеолите жили архантропы и палеоантропы (неандертальцы), в позднем – уже неоантропы (Homo sapiens). В эту эпоху происходит развитие общественного строя людей от первобытного стада до родового строя и складывается первобытно-общинная формация. Существовали каменные, костяные, деревянные и другие орудия. Для обработки камня уже необходимы зачатки абстрактного мышления, человек использовал второй камень, кость или дерево для этой процедуры. Палеолитические местонахождения делятся на непереотложенные (дошедшие до нас в неизменном состоянии) и переотложенные (смещенные со своих мест в результате геологических процессов). В СССР много палеолитических памятников, в т.ч. раннего палеолита, но олдувайских и раннеашельских пока не встречено.

Термин «палеолит» впервые был употреблен в 1865 г. англичанином Леббоком.

^ 6. Кремневое производство в первобытном обществе.

Кремень установился в качестве основного материала для каменных орудий в ашельском периоде. Применялись также кварц, обсидиан и сланец. Кремень имеет четыре несомненных преимущества: 1) он тверд; 2) способен давать режушие края; 3) имеет свойство раскалываться на мелкие пластины; 4) широко распространен. В мезолите эти качества были оценены должным образом. Именно в мезолите появляются микролиты - геометрические кремневые орудия поперечником 1-2 см. в виде сегментов, трапеций, треугольников. Их использовали в качестве вкладышей в костяную или деревянную основу, получалось режущее оружие. Производительность и полезность этих предметов была такова, что ими пользовались даже в бронзовом веке. Микролиты также использовали в качестве наконечников стрел. Микролитическая техника получила развития также в южных областях неолита. Кремень оказал огромное влияние на становление орудий труда не только в каменном веке, но и даже в более позднее время.

^ 7. Ранний палеолит. Дошельская, шельская и ашельская.

Олдувайская эпоха (2 млн. – 700 тыс.) получила название по ущелью в Танзании, где были сделаны выдающиеся открытия. Древнейшие памятники этой эпохи находятся в Африке. Характерны три вида орудий: многогранники (сфероиды) – грубо обитые округлые камни с многими гранями, служившие для обработки растительной и животной пищи; каменные отщепы (с ретушированным краем) – для разделки; чопперы – режущие и рубящие, сделаны из гальки. Характерные каменные изделия: нуклеусы (ядрища) – специально обитые камни для производства орудий. В олдувае их еще сложно отличить от чопперов и других грубых орудий. Размеры орудий – 8-10 см. На памятниках много костей убитых животных, началось домостроительство. Собирательство: плоды, ягоды, коренья, грибы и др. Жили в южных регионах человеческими стадами.

^ Ашельская эпоха (700 тыс. – 150-120 тыс.). На ранних ступенях – архантропы, на поздних – палеоантропы. Начало связано с появлением новых орудий – ручного рубила и колуна (кливера). Они крупнее олдувайских орудий. Рубило овальной формы служило для рубки ветвей, изготовления деревянных орудий и др. Колуны были трапециевидной, треугольной формы. Количество этих орудий было мало, преобладали отщепы. Это был период поисков наилучшего материала для изготовления орудий (кварц, обсидиан, сланец). В среднем ашеле появляется техника леваллуа, при которой нуклеусы тщательно предварительно оббивались со всех сторон перед тем, как с них скалывали отщепы; контуры отщепов и нуклеусов выравнивались. Памятники хоз.деят.: охотничьи лагеря, мастерские по добычи каменного сырья, искусственные жилища и др. В СССР эта эпоха представлена: Кавказ, Молдавия, Приазовье, юг (более 60). Оседлость коллективов, социально сплоченные коллективы-общины.

^ 8. Средний палеолит. Мустьерская эпоха.

Мустьерская эпоха (150-120 тыс. – 35-30 тыс.). Конец микулинского межледниковья, начало валдайского ледника. Архантропы сменились палеоантропами. Доминирует техника леваллуа, но распространяются и мустьерские приемы обработки камня. Нуклеусы совершенствуются, ударная площадка тщательно подготовлена, что позволяло изготовлять правильные подтреугольные отщепы. Появилась вторичная обработка (более изощренная) отщепов. Становление важнейших орудийных форм – остроконечника (резание, охота) и скребла (обработка шкур). Более 60 типов каменных орудий. Мустьерские орудия многофункциональны: для резания, скобления, строгания, сверления, обработки дерева и шкур. Появление отжимной и контрударной ретуши.

^ Стоянки известны как в пещерах, так и открытые. Имеют место жилища от скальных навесов до искусственных. Основой хозяйства была коллективная охота. Охотились на мамонтов облавой, на лошадь, сайгу, дикого осла. Сушка мяса на солнце, копчение его, хранение на морозе. Значительную роль играло также собирательство (до нас не дошли остатки, но дошли орудия для обработки).

Дошли первые погребения человека (на боку), начало религиозных представлений, культ умерших, обрядность, культ животных. Зачатки искусства – разрисовки по типу орнамента (палочки и крестики). Постепенный переход от палеоантропа к неоантропу в результате регламентации брачных отношений, зачатки родового строя.

Мустьерские стоянки распространены на Кавказе, в Закавказье, в Крыму (Киик-Коба, Заскальная, Староселье), в Узбекистане (Тешик-Таш), в Средней Азии, в Казахстане. Самая северная стоянка – Хотылево на Десне.

^ 9. Поздний палеолит.

Поздний палеолит (30-35 тыс. – 10 тыс. лет). Появление человека современного антропологического типа, существование развитого искусства. Геологически соответствует последним этапам валдайского оледенения, ледниковый щит достигал верхней волги. Природная обстановка способствовала расцвету охотничьего хозяйства. Человек пересек полярный круг (на Печоре, Приуралье, Якутия). Единого центра возникновения верхнего палеолита не было. Совершенствование обработки камня. Появляется призматический нуклеус, скол с которого стал удлиненным, ножевидным. Насчитывают 92 типа орудий, среди которых резцы, вкладыши, ножевидные пластинки с ретушью, нанесенной на нижнем конце (скребки – модификации скребл). Орудия развивались от более трудоемких к менее трудоемким. Значительно возросла роль кости и рога. От позднего палеолита дошло большое число поселений. Люди предпочитали селиться в местах, удобных для охоты, там, где стада животных выходили к водопою и где охота была успешнее (средние течения Дона, Днепра, Днестра, Енисея). Каркас жилища сооружался из костей. Наиболее распространена была круглая землянка поперечником 4-5 м. Охота была загонной. Была пушная охота, искусство шитья; охота была избирательной. Новые виды охотничьего оружия – наконечники с боковой выемкой и вкладышевые наконечники. Большая роль собирательства. Погребения дают материал для антроп. заключений (единственность неоантропов), обряд погребения сложен и многообразен. Особенно бурно расцветает искусство: орнамент, живопись, культура, графика. Связь искусства с магией. Популярно изображение и фигурки женщин. Европу опережает Азия.

10. Мезолит.

Мезолит (8-6 тыс. до н.э.!) от греч. месос – «средний», его наличие спорно. Отступление ледника и начало геологической современности – голоцена, глобальное потепление. Необходимость поиска добычи и усовершенствования приемов охоты и новых форм хозяйства. В мезолите резко возрастает роль рыболовства (выгнутый крючок) и собирательства, загонная охота на крупных животных теряет значение. Появляется метательное оружие (лук и стрелы), преобладает бродячая охота.

Многие орудия позднего палеолита получают развитие в мезолите. В южных областях появляются микролиты – геометрические кремневые орудия поперечником 1-2 см. в виде сегментов, трапеций, треугольников. Их использовали в качестве вкладышей в костяную или деревянную основу, получалось режущее оружие (ими пользовались даже в бронзовом веке). Микролиты использовались и в качестве наконечников стрел. Увеличение числа микролитов – это и есть грань между мезолитом и палеолитом. Появляются также макролиты – например, топоры. Изменения в хозяйстве привели к дроблению общин – об этом говорит меньшая площадь мезолитических стоянок (30-100 чел.). Исчезают общинные дома. Произошло приручение собаки. В Передней Азии переход к производящему хоз-ву. Мезолит – эпоха продвижения на север, в области, освободившиеся от ледника.

^ Складываются культурные зоны (ввиду экстенсивного характера хозяйства): южная (Крым, Кавказ, Прикаспий), волжская (Волго-Окское междуречье, Среднее Прикамье, Белоруссия, Литва), лесостепная. Появление родовых кладбищ отражает возникновение культа предков. Искусство мезолита представлено наскальными изображениями (появляются массовые сцены охоты с изображением лучников).

^ 11. Керамическое производство в первобытном обществе.

Керамика возникает почти одновременно во многих культурных зонах (в неолите). Человеку становятся необходимы емкости. ^ Три преимущества глины: легко добыть, пластичность во влажном состоянии, подвержена обжегу. Группы керамики: керамическая тара (емкости), обиходная посуда (кухонная, столовая), парадная и ритуальная. Элементы сосудов: устье, венчик, тулово, дно. Керамика делится на лепную и кружальную.

^ Лепная часто имеет круглое или заостренное дно (его легче вылепить и оно теплоемкое). Стадии изготовления: изготовление керамического теста, формовка (лепка), сушка, обжиг, дополнительная обработка. Использовались минеральные и органические примеси. Способы лепки: жгутовый, ленточный, шматовый и по деревянным шаблонам. Сушка была длительной, должно высохнуть и изнутри и снаружи. Обжигали на открытом огне. Доп. обработка – покрытие или орнаментация (элемент, мотив, композиция).

Кружальная керамика связана с изобретением гончарного круга (кон. 3 тыс. до н.э.), что позволило во много раз увеличить производительность. Изобрели также гончарный горн (печь). Керамическое мастерство становится товарным ремеслом. Керамика уплотняется, исчезает орнамент. Распространение получает керамическая тара. Амфоры – сосуды для перевозки жидких и сыпучих товаров, для хранения. Это самая прочная в природе форма. По типу амфоры можно определить возраст слоя до 25 лет. Амфоры не имеют орнамента, но иногда имеют надписи (значковые, именные, время и место выпуска и т.д.). Пифос – для хранения (типа бочки), по 200-300 л. и больше. Их делали частями, секциями, а потом скрепляли. На втором месте по значимости стоит парадная посуда (лаковая). Тоже хороший хронологический индикатор (блюда, чаши для вина и т.д.)

^ 12. Неолит. Общая характеристика.

Неолит (5.5-3 тыс. до н.э.) охватывает теплый и влажный атлантический климатический период. На разных территориях он начался и кончился в разное время. Расселение населения происходило еще интенсивнее, чем в мезолите. На юге осваиваются производящие формы хоз-ва, на севере – остаются потребляющие. Проблема самого определения неолита. Поселения располагались по берегам рек, но также и вблизи запасов камня (кремень). Развивается обмен (г.о. кремнем), расширяются межплеменные связи. Использование пород яшмы и нефрита – одно из отличий неолита от других периодов. Старые техники обработки камня: двусторонняя оббивка, леваллуа, ретушь. Появляются и новые: шлифование, пиление и заточка камня (также одно из отличий неолита). Широкое использование костяных орудий. В южных областях получает развитие микролитическая техника, в северных – наконечники копий, кинжалы, снабженные кремневым вкладышем. Каменный топор был особенно важен для северных лесных районов. Делали плоты, лодки, сани, лыжи. Керамику считают основным признаком неолита (возникла во многих местах одновременно). Основной способ изготовления – ленточный или жгутовый. Горшки чаще всего были полуяйцевидными. Сосуды орнаментированы штампом, наколами или узором. Характерны случайные находки из металла, но металл – это редкость. Высокий уровень рыболовецкого хозяйства, сети. Новые формы экономики («неолитическая революция») раньше всего развивались в Средней Азии, немного отставали области Украины и Молдавии. На стоянках степной и лесостепной зоны нет признаков перехода. Мотыжное земледелие – по течению разливавшихся рек.

^ 13. Лесной неолит европейской части России.

Днепро-донецкая, верхневолжская, льяловская, волосовская, нарвская культуры. Неолитические стоянки лесной полосы расположены у самой кромки воды, что указывает на преобладание в хозяйстве рыболовства. Важное значение имела охота. Это требовало коллективного труда. Коллективному труду соответствовало коллективное распределение.

Днепро-донецкая (кон.5-сер.3 тыс. до н.э.) – лесостепная Украина, Южная Белоруссия и частично проникала в Верхнее Поднепровье. Охотничье-рыболовецкое хозяйство, но заметны признаки приручения животных (кости коровы, собаки, свиньи). Впрочем, скотоводство было мало развито. Дома были столбовыми, углубленными в землю, с очагом в центре и с хоз.ямами по бокам. Распространены костяные стрелы, гарпуны, рыболовные крючки. Встречаются каменные топоры. Керамика орнаментирована отпечатками гребенчатого штампа и наколами острой палочки. Сосуды остродонные. В Приазовье раскопан Мариупольский могильник (сер. 4 тыс.), часть погребений которого относят к Днепро-донецкой культуре. Около 120 вытянутых, скорченных и сожженных погребений. Мужчины лежали головой на восток, женщины – на запад. Женщин больше. Вещи из камня, кости, зубы животных, раковины, браслеты и бусы из меди, найдены много костей кабана.

Верхневолжская (5 тыс. до н.э.) – поселения небольшие, расположены в озеровидных расширениях рек, жилища – полуземляночные. Кремневые орудия имеют мезолитический облик (местные истоки культуры). Основная масса выполнена на пластинах – скребки, стрелы, ножи. Редко встречаются рубящие орудия. Стрелы разных форм. Керамика остродонная, орнамент. наколами, сделанными палочкой и отпечатками грубого штампа. Иногда сосуды выкрашены красной краской.

^ 15. Неолит Кавказа и Крыма.

Стоянки Кавказского Причерноморья (Нижнешиловская, Сочи-Адлер, Абхазия), буго-днестровская, стоянки Крымского неолита (Таш-Аир 1, Замиль-Коба). К началу 5 тыс. на Южном Кавказе возникает производящее хозяйство (местные корни). В раннем – охота и собирательство, в позднем – осваивались и равнины и горы, селились на берегах рек. Контакты с Ближним Востоком.

Нижнешиловская (5 тыс. до н.э.) стоянка – кавказское Причерноморье, близ Адлера, берег реки. Сочетание мезолитических и типично неолитических орудий: в виде трапеций и сегментов, служивших вкладышами; на ножевидных пластинках – скребки, резцы, сверла. Была освоена полировка камня (найдены полированные топоры). Наконечников стрел нет, зато есть шарики для пращи. Керамика не имела орнамента, что характерно для кавказского неолита. Отсутствуют стрелы, рыболовные принадлежности, кости животных. Основное занятие населения – земледелие.

^ Стоянки в районе Сочи-Адлер и в Абхазии (4 тыс. до н.э.) – отсутствуют геометрические орудия. Много каменных мотыжек и зернотерок. Земледелие несомненно. Подтверждается гипотеза о возникновении земледелия на Черноморском побережье Кавказа.

^ Для неолита Крыма типичны стоянки Таш-Аир 1 и Замиль-Коба (5-сер.3 тыс. до н.э.). Стоянки расположены в горной и предгорной частях, иногда в пещерах. Прочная оседлость (о чем говорить мощность культурных слоев). Кости домашней свиньи, овцы и коровы редки, но есть. Появляется керамика, еще грубая с толстыми стенками. Кремневый инвентарь более тонко отделан, чем в мезолите. Есть топоры и много орудий из кости.

Пути развития Кавказа и Крыма расходятся. Кавказ уклоняется в сторону земледелия, Крым – в сторону скотоводства (зачатки и охота).

^ 16. Энеолит. Общая характеристика.

Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные. Две теории о распространении меди: 1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории; 2) возникла сразу в нескольких очагах. Четыре стадии развития цветной металлургии: 1) самородная медь как разновидность камня; 2) плавление самородной меди и отливка форм; 3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия; 4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо. Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен.

Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имеет три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

^ 18. Трипольская культура.

Трипольская (кон.5 – третья четверть 3 тыс. до н.э.) – большой очаг производящего хоз-ва в Молдавии и Правобережной Украине, включая часть Румынии. По селу Триполье близ Киева. Была земледельческой, оно требовало корчевки корней, пней, что поднимало роль мужского труда. Патриархальный строй племен.

^ Ранний период (кон.5 – сер.4 тыс.). Долины рек Молдавии, запад Украины, Румынское Прикарпатье. Стоянки ограждены рвом. Дома из глины небольш. размеров. В центре дома – жертвенник. Места меняли каждые 50-70 лет (падение плодородности). Земледелие сложилось еще давно. Землю обрабатывали мотыгами, проводили борозды примитивным ралом. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами, зерно размалывали зернотерками. Скотоводство и охота. Горячая ковка и сварка меди, но плавки еще не было. Клад у села Карбуна (444 медных предмета). Керамика с углубленным змеевидным орнаментом. Земледельческий культ богини-матери.

^ Средний период (вторая половина 4 тыс.). Ареал достигает Поднепровья. Растут многокомнатные дома. Появляются 2 и 3 этажа. Дом занимала большесемейная община. Поселки теперь насчитывают до 200 и более домов. Располагаются высоко над рекой, укреплены валом и рвом. К растениям прибавился виноград. Скотоводство было пастушеским. Появляется расписная посуда, спиралевидный орнамент. Появилось лить меди. Импорт металла с Кавказа. Преобладают каменные орудия.

^ Поздний период (нач.-третья четверть 3 тыс.). Самая большая территория. Мастерские кремневых изделий. Литье металла в двусторонние формы. Два типа керамики – грубая и лощеная. Сюжетная роспись. Растет число овец, уменьшается число свиней. Растет роль охоты. Орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и рога. Развивается патриархальный род.

^ 20. Энеолит Кавказа и Крыма.

В Закавказье выделено много энеолитических земледельческих памятников кон.6 – нач.7 тыс. до н.э. Кюльтепе близ Нахичевани в Азербайджане, Техут в Армении, Шулаверисгора в Грузии и др. Поселения расположены в долинах рек, на холмах, имеющих естественную защиту. Дома из сырцового кирпича с очагом. Найдены роговые и костяные орудия для обработки почвы: копалки, мотыги и др. Возможно, тягловое рало. На нек. поселениях найдены примитивные каналы для орошения. Культивировались пшеница, ячмень, просо, рожь, бобовые, виноград. Урожай убирали костяными или деревянными изогнутыми серпами с вкладышами из обсидиана. Были одомашнены корова, овца, свинья, собака. Первые опыты одомашнивания лошадей. По степени развития производ.хоз-во сопоставимо с месопотамским. Роль охоты была невелика. Металлических вещей мало. Керамика грубой выделки с примесью соломы. Обычно керамику не расписывали, но есть и примитивная роспись. Ткачество подтверждается находками пряслиц. Одиночные погребения под домами и между домами. Признаков соц.диф. нет.

Наши знания об энеолите Центрального Предкавказья основаны на материале ^ Агубековского поселения и Нальчикского могильника. В хозяйстве преобладало скотоводство. Общий облик поселения напоминает памятники Северо-Восточного Кавказа. Керамика плоскодонна. Курган в Нальчике имел насыпь, под которой раскопано 147 погребений. Каждая семейная ячейка имела здесь особый участок. Мужчины погребены на правом боку, женщины – на левом. Инвентарь составляют украшению. Стоит отметить медное колечко, каменные бусы, браслеты. Есть зернотерки и мотыги.

^ 21. Энеолит Средней Азии.

Энеолитические памятники Средней Азии сосредоточены в предгорьях Копетдага, на границе пустынь. Руины поселений – многометровые холмы, называемые тепе, тепа или депе. Они составлены из остатков глинобитных домов.

К раннему относят комплексы Анау 1А и Намазга 1 (5-сер.4 тыс.). Развитие земледелия. Поля обваловывали во время разлива рек для удержания воды, усов. палку-копалку. Выращивали пшеницу и ячмень. Скотоводство вытесняет охоту. Коровы, овцы, свиньи. Появляется сырцовый кирпич, из него сложены однокомнатные дома. Находят выплавленные медные вещи (третья ступень): украшения, ножи, шилья. Медь привозили из Ирана. Полусферические и плоскодонные чаши расписаны одноцветным орнаментом. Находят женские статуэтки, культ женского божества.

К среднему периоду относят комплекс Намазга 2 (3500 г. до н.э.). Поселки имели общее зернохранилище и общее святилище с жертвенником. Преобладали овцы, мало свиней и не было домашней птицы. Был освоен отжиг меди. Была освоена обработка золота и серебра. Число каменных орудий уменьшилось. Кремневыми остались вкладыши, зернотерки и др. Керамика было полусферической и конической. Многоцветная роспись. Одиночные погребения с некоторыми различиями в богатстве погребального инвентаря.

К позднему палеолиту относится комплекс Намазга 3 (2750 г. до н.э.). Различия между западными и восточными районами (в керамике). Поселения этого периода существуют всех размеров: малые, средние и крупные. Появились первые оросительные каналы и водоемы. Преобладает овцеводство. Появились тягловые животные и колесо. Коллективные погребения. Керамика: биконические миски, горшки, кубки.

^ 22. Бронзовый век. Общая характеристика.

Бронзовому веку соответствует сухой и сравнительно теплый суббореальный климат, при котором преобладали степи. Происходит совершенствование форм скотоводства: стойловое содержание скота, отгонное (яйлажное) скотоводство. Бронзовый век соответствует четвертому этапу развития металлургии – появлению сплавов на медной основе (с оловом или др. комп.). Бронзовые вещи изготовляли с помощью литейных форм. Для этого в глине делали оттиск и высушивали, а потом туда вливали металл. Для литья объемных предметов делали каменные формы из двух половинок. Также вещи стали изготовлять по восковой модели. Для литья предпочтительна бронза, т.к. она более текучая и жидкая, чем медь. Первоначально лили орудия по типу старых (каменных), и лишь позже додумались использовать преимущества нового материала. Увеличился ассортимент изделий. Усиление межродовых столкновений способствовало развитию оружия (бронзовые мечи, копья, топоры, кинжалы). Между племенами разных территорий стало возникать неравенство ввиду неодинаковых запасов рудных месторождений. Это также явилось причиной развития обмена. Наиболее легким средством сообщения был водный путь. Был изобретен парус. Еще в энеолите появились повозки и колесо. Общение между странами способствовало ускорению прогресса в хозяйстве и культуре.

^ 26. Бронзовый век степи.

Среднестоговская культура (Дон и Днепр), древнеямная, катакомбная, срубная (Волга и ее течение), афанасьевская (степи Алтая), карасукская. Было скотоводство в подвижных формах.

Древнеямная культурно-историческая общность (сер.3 – нач.2 тыс.) – от Южного приуралья до Балкано-Дунайской области. Особенности погребального обряда и керамики. 9 вариантов этой культуры. Древнеямный курган – характерная черта, показатель новых идеологических представлений, «степной психологии». Покойников хоронили в ямах на спине с поднятыми коленями, головой на восток. Инвентарь отсутствует или очень беден. Сосуды круглодонны или остродонны, орнамент зонален. Древнеямные племена - переносчики и распростран. важнейших достижений, которыми до этого обладали отдельные земледельческие центры. Взаимодействия с майкопской и трипольской культурами. Накопление богатства в родах и племенах, межродовые столкновения. Производящая экономика способствовала расслоению, в нек.курганах находят повозки (признак военных отрядов). Полное утверждение патриархата.

Катакомбная (2000-1600 гг. до н.э.). Носители этой культуры вытеснили ямников с большей части их территории. Территория от Волги до Днепра и от Крыма до Курска. Различают 5 или 6 самобытных культур. Их объединяют обряд погребения, керамика, синхронность развития и несомненные связи. Отдельные культуры имеют разное происхождение. Погребение – могильная яма с ответвлением в сторону (катакомбой). Покойника клали лицом к входу в скорченном положении. Инвентарь: посуда, украшения, орудия труда, кости животных. Поселения – на речных мысах. Основа хоз-ва – скотоводство. Изделия сделаны из кавказской мышьяковистой бронзы. Большое имущественное расслоение в погребениях, захоронения вождей.

^ 27. Бронзовый век Кавказа.

Кура-аракская (Закавказье), Майкопская, северокавказская, триалетская, кобанская (Северный Кавказ), колхидская (Западная Грузия) культуры. Основой сложения этих культур были энеолитические культуры предшествующего времени.

Майкопская (вторая половина 3 тыс.) – занимает предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Укрепленные поселения и курганы с большими могильными ямами. Позже появляются подкурганные дольмены. Золотые и серебряные сосуды. Медные вещи: кинжалы, топоры, долота. Кремневые стрелы. Богатство нек. курганов говорит о богатстве и авторитете родовых вождей. Есть признаки применения гончарного круга, что является свидетельством классообразования (хотя это спорно). Нек. кинжалы, стрелы, ножи и др., подобны месопотамским и критским. На связь с Ближним Востоком указывают фигурки львов, быков, сердоликовые бусы. Хоз-во скотоводо-землед. плана. Большая имущественная дифференц. Дома наземные.

Северокавказская (рубеж 3 и 2 тыс.) – земли от Черного моря до Кабардино-Балкарии, заходя в горы и степь. Погребения в горах – в ямах. В степях и предгорьях – в курганах. В погребальном инвентаре встречаются бронзовые ножи, тесла, топоры, украшения, каменные булавы. Основа хозяйства – пастушеское скотоводство и земледелие. Серпы – сначала вкладышевые, потом – металлические. Социальный строй – патриархат. Отмечены связи с катакомбными племенами, получавших изделия из мышьяковистых бронз от северокавказских племен. Продолжением северокавказской является кобанская культура (11-4 вв. до н.э.). Металлургия кавказской бронзы одна из лучших на территории СССР. Главное занятие–овцеводство. Также использовалась лошадь.

^ 28. Железный век. Общая характеристика.

Вопрос о месте открытия способа получения железа не решен. Часто считают, что это произошло в Малой Азии. Первые железные вещи датируются концом 3 тыс. до н.э. (ок. г. Элиста и Афанасьевский могильник в Сибире). Способ плавки медной руды подготовил процесс получения из руд железа. Это имело место еще в первой четверти 3 тыс. (оз.Урмия в Азербайджане). Но ввиду примитивности металлургических печей того времени железный век еще не наступил. tплав. железа = 1535 C. Во второй половине 2 тыс. был открыт способ добычи железа из бурых руд. Но и тогда железный век не наступил. В течение некоторого времени железо было очень дорогим металлом, употреблявшимся для изготовления ювелирных изделий и парадного оружия. Железный век для многих племен наступил с рубежа 8-7 тыс. до н.э., когда были преодолены основные трудности освоения железа. Процесс восстановления железа из руд происходил в домнице при t 800-1050 С. При сыродутном процессе более половины железа пропадало в шлаках. С 8 в. до н.э. неуклонно растет количество железных вещей. Ковка имела уже тысячелетнюю историю еще до появления железа. Железные вещи стали вытеснять бронзовые и каменные, т.к. железо в отличие от меди и олова встречается почти повсеместно. Железные руды залегают в горных районах, в болотах, глубоко под землей, и на ее поверхности. Страны, бедные медью, быстро догнали те, кто были передовыми в эпоху бронзы. Железо впервые упоминается в переписке египетского фараона и хеттского царя (14 в. до н.э.). Распространение железа оказало огромное влияние на развитие и обособление ремесла, на повышение урожайности, на появление новых видов оружия. Это способствовало новому соц. разделению общества, появлению государственности, городских цивилизаций, письменности.

^ 29. Археология Урарту.

Первые железные изделия на территории СССР появились в Закавказье по причине его особой развитости и контактов с древневосточными цивилизациями. В нач. 1 тыс. до н.э. эти территории были включены в состав рабовл. государства Урарту. История Урарту известна по ассирийским клиновидным надписям. Сер. 8 века – время наибольшего подъема Урарту, борьба с децентрализацией, сажание наместников на окраинах государства и строительство ограждений. В кон. 8 века – упадок, связанный с борьбой с Ассирией. Урарту погибло ок. 585 г. до н.э. от рук мидийцев (повлияли также киммерийцы и скифы).

В 782 г. царем Аргиштой был построен город ^ Эребуни. Город раскопали на холме Арин-берд в Ереване. Город расположен на высоком холме. Открыта цитадель, укрепленная мощными стенами из сырцового кирпича, вход в цитадель с юга. Найдено 22 клиновидных надписи. Во дворце и двух храмах найдены росписи в ассирийском стиле. Найдены черепки, печати, лощеные чаши и кувшины, сосуды (изгот. на гончарном круге), более 100 стрел скифского типа, есть и железные стрелы разных типов.

Наиболее исследован г.Тейшебаини, находящийся также в черте Еревана. Из сырцового кирпича имелся лишь один дом (150 комнат до 7 м. высотой). Многие помещения второго этажа выстроены из базальта. Кладовые, вмещали до 750 тонн зерна. Урарту было земледельческим гос-вом; сеяли пшеницу, ячмень, кунжут. Найдены остатки муки и обгорелого хлеба в виде крупных лепешек. Сохранились длинные сосуды для пива (!). В садах выращивали алычу, яблоки, айву, гранаты, вишню, орехи, персики, арбузы, виноград. Открыто несколько металлообрабат. мастерских, где были бронзовые и железные предметы. Скотоводство достигло большого развития. Есть скифские, египетские, ассирийские изделия. Город был разбит скифами.

^ 30. Ранний железный век Европейской части России (лес).

Два больших этнических массива, отличающиеся друг от друга по типу жилищ, украшений, хозяйству. К западу – балты, к востоку – финно-угры. Культуры: днепро-двинская, дьяковская, городецкая, ананьинская, пьяноборская.

Днепро-двинская (8 в. до н.э. – 4 в. н.э) – двуречье Днепра и Двины, включая их притоки. Произошла от культур эпохи бронзы. Поселения находились на возвышенных участках у водоемов, на мысах. Днепродвинцы были земледельцами. Поселения были укреплены частоколами, заборами, сооружениями из дерева, земляными валами. Жилища – срубные дома с каменными очагами. Найдены топоры, слабоизогнутые серпы, зернотерки. Земледелие было подсечно-огневым. Междродовые столкновения указывают на развитый патриархат. Скотоводство также было развито: кости овец, коров, свиней. Охота и рыболовство играли малую роль. Преобладают изделия из кости. Из бронзы делали украшения. Из железа – и орудия, и украшения. Горшки расширены к верху и неорнаментированны.

^ Дьяковская культура (8 в. до н.э. – 6 в. н.э.). Ее носителями были угро-финские племена. Городища расположены на мысу, на возвышенных местах, укреплены частоколом. Керамика – плоскодонные горшки с оттянутым венчиком. Она имеет текстильный орнамент (разновидность сетчатой керамики, характерной для всех угро-финнов). Металлические предметы встречаются редко (на 1 этапе), господствовала костяная индустрия (стрелы и многозубые гарпуны). Основа хозяйства – оседлое скотоводство, разведение свиней, коров, лошадей. На 2 этапе преобладают металлические предметы, совершенствуется оборона. На 3 этапе исчезает сетчатая керамика, появляется гладкостенная.

^ 32. Археология античных городов Северного Причерноморья.

В 1ом тыс. до н.э. Северное Причерноморье колонизировалось греками. Колонии были рабовладельческими. Мотивы: безземелье, политика, торговля и др. Колонизация началась в 8 в. до н.э. Районы колонизации: днепровско-бугский лиман, Крым, Тамань. Наиболее важные города-колонии: Ольвия, Пантикопей, Тиритака, Мирмекий, Херсонес.

Ольвия (греч. «счастливая») была основана на рубеже 7 и 6 вв. до н.э. ионийскими племенами. Период развития хлебной торговли. Днепровско-бугский лиман – это развитый в земледельческом плане район. Вблизи города лежали поля. Число рабов было огромно (согласно античным авторам, Геродоту). Торговые связи простирались далеко на север. Треугольная форма города. Территория делилась на нагорную и приречную части. Нагорную занимали общественные здания и дома богачей, здесь же была рыночная площать – агора, храмы, гимназии, театр. Там было найдено около 700 монет, они изготовлены не чеканкой, а литьем. Характерны изображения орла, напавшего на дельфина. К агоре с севера примыкал священный участок с большим алтарем, храмы Зевсу и Аполлону, и священная роща. Было развито ремесло, ткачество. Дома были каменными с внутренним двориком.

Мирмекий (греч. «муравей») был основан в 6 в. и находился чуть восточнее Пантикапея. Имеются крепостные стены, датируемые 4 веком. Найдена винодельня с площадкой для раздавливания винограда. Найдены также рыбозасолочные чаны. Около Мирмекия прослежена сельская усадьба 3-1 вв. до н.э. Она состояла из жилых и хозяйственных построек. Найдены останки запасов зерна, жернова и ступки. Комнаты внутри роскошно отделаны цветной штукатуркой. Здесь же были найдены терракотовые статуэтки, изображающие Геракла. Высота фигурок ок. 15 см. Часты изображения бытовых и мифологических сцен.

^ 33. Античная керамика.

Глиняная посуда изготовлялась на гончарном круге. Она великолепна обожжена до розового цвета. Формы греческих сосудов разнообразны. Наиболее распространена была амфора – расширяющийся кверху стройный, узкогорлый сосуд высотой до 1 м. с заостренным дном и двумя вертикальными ручками. Она служила для перевозки различных грузов: вин, масла, зерна. Ее вместимость доходила до 3х ведер и была мерой емкости кораблей. На ручках амфор часты клеймы городов, где они изготовлялись. Парадные амфоры – плоскодонные и расписные. Амфоры, употреблявшиеся в качестве тары, не расписывались.

Другим сосудом, получившим распространение был пифос. Он больше амфоры: будучи врытым в землю, он заменял целый амбар. В пифосе мог поместиться человек. Такие большие сосуды делали на гончарном круге по частям.

Расписывали всякие сосуды, в т.ч. – и большие. Но излюбленным объектом росписи были маленькие парадные сосуды. Наиболее распространенным из них был кратер – сосуд для смешивания вина с водой: греки неразбавленное вино не пили, а пьянство считали позором (!). Килик – блюдечко на высокой ножке с двумя горизонтальными ручками, это был бокал. Их расписывали с внутренней стороны, а за ручки вешали для украшения жилища. Сосуды, маслом из которых атлеты умащивали свое тело перед началом соревнований, назывались арибаллами.

Для росписи сосудов в 6-2 вв. до н.э. применялся черный лак, как считают, вулканического происхождения. Он характеризуется твердостью, матовым блеском. Нередко сосуд целиком покрывался черным лаком. На других чернолаковых сосудах изображались динамичные мифологические и бытовые сцены. Росписи часто интересны и чисто с археологической точки зрения.

^ 34. Скифы. Общая характеристика.

Появление однородной скифской культуры по всей лесостепной зоне произошло в 7 в. до н.э. Две группы: южные (от Нижнего Дуная до Дона) и северные. В Северном Приазовье жили т.н. «царские скифы». Происхождение скифов неясно. Вероятно, пришли из Азии, их предки – племена срубной культуры. До конца 5 в. скифы не имели городов, жили в передвижных кибитках (кочевники). Лишь в 5 в. появляются первые города (Каменское городище на Нижнем Днепре, Елизаветовское городище и др.). Каменское – металлургический центр. Скифы освоили производство железа, косторезное, гончарное, ткацкое ремесло. Набор кузнечных инструментов лишь немного уступал средневековому. Было развито и литье бронзы (для украшений и котлов). Городище было двойным – с цитаделью в центре. Рядовые жилища – каменные дома столбовой конструкции. На ранних этапах было особенно развито скотоводство. Преобладали лошади и овцы, коровы. Питались кониной, пили кобылье и овечье молоко. Домашние промыслы: обработка кож, мехов. Были прекрасными наездниками. Культура изучена больше по курганам. Под насыпями – могильные ямы, часто и катакомбы. Покойников клали вытянуто, на спине. Очень часто богатый инвентарь.

^ Скифская триада: оружие, упряжь, звериный стиль. Звериный стиль характерен для искусства (животные в определенных позах). Животные сливались, когти оформлялись в виде голов птицы, жертвенный олень и т.д. Стиль известен на Кубани, в Средней Азии, в Сибири. Узда была литой структурой, использовался болевой эффект. Оружие: скифский меч «акинак», которому также поклонялись, обоюдоострый; лук – сильно изгибался, компактный, литый наконечник стрелы.

^ 35. Курганы скифской знати.

Пышным был обряд погребения скифских царей. Когда царь умирал, его тело долгое время проносилось по скифским поселениям и скифы должны были выражать печаль. Затем царя привозили в Геры (Днепровские пороги) и клали в могильную яму вместе с его убитой женой, убитыми слугами, лошадьми и насыпали над ним огромный курган, вокруг которого размещали умерщвленных воинов на убитых лошадях. В районе Днепровских порогов расположены наиболее знаменитые скифские царские курганы. Большинство этих курганов ограблено еще в древности. Древнейшие курганы относят к 6 в. до н.э. Они заключают ассирийские и урартские вещи, привезенные из походов в Малую Азию. К архаическим относится Мельгуновский курган у Кировограда. В нем был найден железный меч в золотых ножнах, на которых изображены крылатые львы и крылатые быки с человеческими лицами (ассирийские). С 6-5 в. до н.э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками. Наиболее знаменитые курганы относятся к 4 в. до н.э. – это было время расцвета скифской культуры. Самые значительные курганы: Чертомлык (у Никополя), Толстая могила (там же - в Днепропетровской области), Солоха, Куль-Оба (на окраине Керчи).

В кургане ^ Толстая могила погребены мужчина, женщина и ребенок, а также слуги и кони. Слуг здесь значительное количество. Содержит богатейшее погребение с множеством золотых вещей (несмотря на то, что был ограблен). Найдены меч в золотых ножнах и пектораль (шейно-грудной украшение). На ножнах сцена убийства оленя (грифоном), петушиный бой и др. Вес пекторали более 1 кг., диаметр – 30 см. Три пояса изображений, разделенных жгутами. В 1 – скифский быт, во 2 – растительный орнамент, в 3 – борьба животных.

^ 36. Вооружение и военная тактика скифов.

Скифы, как описывает Геродот, поклонялись мечу, который называется акинак. Они вонзали его в кучу хвороста, производили возле него ритуальные действия и приносили ему жертвы. Акинак нам хорошо известен: железный, короткий, колющий.

Скифские стрелы втульчатые, сделаны из бронзы, которая, наконец, завоевала себе место и в производстве стрел. Древнейшие стрелы листовидные – с шипом на втулке. Классические напоминают трехгранные пирамидки. Другой распространенный тип – трехлопастные стрелы. Стрелы изготовлялись в огромном количестве. Скифы были прекрасными лучниками, как конными, так и пешими.

^ 40. Археология древнерусских городов.

Увеличение численности городов, их развитие, размеры каждого из них находятся в прямой зависимости от отчуждаемого из сельского хозяйства прибавочного продукта. Город – это центр развитого ремесла, место деятельности административных органов, военный центр, торговый центр, культовый и культурный центр. Временем образования древнейших русских городов был 9 в. В летописях 9-13 вв. упомянут 271 город. Археология доказала, что по крайней мере еще 143 города, упомянутые в послемонгольские времена, существовали уже в ранний период. Многие раскопанные городища также были городами. Вся исторические функции города отражены в археологическом материале. Они особенно хорошо изучены в Новгороде. Новгород не был взят и не был разрушен монголо-татарскими войсками, поэтому его экономическая и политическая жизнь раскрывается полнее, чем жизнь многих других русских городов.

^ 37. Сарматские племена.

Племена савроматов (7-4 вв. до н.э.) жили в поволжско-приуральских степях. Геродот звал их «женоуправляемыми», чему есть археологические подтверждения (раскопки «женских» курганов). Основа хоз-ва – кочевое скотоводство. В 4-3 вв. до н.э. сложились новые племенные союзы, симбиоз с восточными племенами. Эти новые образования известны уже как сарматы (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.). Ко 2 в. до н.э. сарматы вытеснили скифов с их территории (от Тобола до Дуная). Сарматские племена: аланы, роксаланы, сираки. Археологически сарматы изучены по погребениям, что характерно для кочевого народа. Инвентарь мало чем уступает скифскому. Есть орнамент звериного стиля. Прослеживается греческое влияние (на материале кургана Хохлач в Новочеркасске). Имущественное расслоение свидетельствует о зарождении государственности. Сарматская керамика делалась без гончарного круга. Характерны бронзовые котлы на высокой ножке. Оружие сарматов отличалось от скифов: они имели длинные мечи для рубки с коня, кинжаты они привязывали ремнями к правой ноге. Стрелы, как и у скифов, трехлопастные, но более крупные и железные. Сарматы использовали металлический доспех (пластинчатый или кольчужный), видимо, заимствованный из Малой Азии или от римских войск. Для сарматской культуры с конца 2 в. до н.э. характерен полихромный стиль, при котором одежда украшается цветными бусами, эмалью. К 4 в. его художественность падает. Около 2 в. н.э. название сарматов вытесняется именем аланов. В 4 в. н.э. сарматы были разгромлены гуннами. Часть сарматов участвовала в Великом Переселении Народов. Аланский язык лег в основу осетинского языка.

^ 38. Ранние славяне в Восточной Европе.

Вопрос о происхождении славян пока что решен плохо. Попытка проследить развитие ранних культур затрудняется их смешанностью. Удается проследить до рубежа нашей эры. Южную Белоруссию и Украину в 2 в. н.э. занимала зарубинецкая культура (праславяне или балты). Со славянами связывают черняховскую культуру (3-4 вв.), но она оказалась тупиковой (из-за гуннов). Со славянами связана пражская (корчакская) культура, названная в связи с устройством керамики, найденной в Чехии. Ареал этой культуры (6 в.) совпадает с ареалом распространения древних славян, называемых склавинами (Днестр и Дунай, и на север до Вислы). Памятники пеньковского типа связаны с антами, которые, согласно Иордану, имели со склавинами одинаковый быт, обычаи и верования. Экономика антов была выше. Позднее славяне разделяются на восточных, западных и южных. В начале этого этапа лежит восточнославянская лука-райковецкая культура (8-9 вв.), генетически связанная с пражской культурой. Традиции домостроительства продолжаются. Племена (поляне, древляне, тиверцы, уличи, согласно ПВЛ) жили в квадратных жилищах полуземляночного типа, с печью-каменкой. Покойников сжигали над специальной ямой, а пепел высыпали в яму. Погребения безынвентарны. Начиная с 8 в. население быстро растет в связи с подъемом земледелия. Основным источником являются городища периода 8-13 вв., которых обнаружено ок. 1500. Городища делятся на две основные группы: военные и хозяйственно-административные центры. На левобережье Днепра выделяют роменскую и боршевскую культуры. Их появление связано с переселениями славян. В 9 в. эти культуры были оставлены (под гнетом печенегов) и начались миграции на север, но значительная часть славян все еще оставалась на местах.

^ 39. Дружинные курганы и Нормандская проблема.

Изучение дружинных курганов тесно связано с нормандской теорией, то есть с идеей о том, что государственность появилась у славян в результате внешнего, нормандского вмешательства. Для верификации этого тезиса необходимо доказать, какого происхождения дружиное оружие, инвентарь и сами дружинники. Если в кургане скандинавский обряд сочетается с находками скандинавских вещей, то имеются основания говорить о скандинавской принадлежности погребенного. Религиозные представления и обрядность очень устойчивы. Нормандским является обряд возложения на плечики погребальной урны железной гривны с молотковидными привесками (отражен. мифа о Торе); также обряд трупосожжения в ладье (встречен в Гнездове). Чертой скандинавов является младшеруническая письменность. На территории Древней Руси такая письменности более или менее распространена, но в дружинных центрах она известна только из Тимерева. Норманисты считают, что мечи из дружинных курганов – скандинавского происхождения. Но мечи появились в 8 в. во многих частях Европы и на Руси в том числе. На лезвии меча, найденного под Полтавой, обнаружено клеймо русского мастера. Меч датируется 1000-1050 гг. Таким образом, производство мечей каролингского типа существовало и на Руси, хотя и некоторая часть мечей была доставлена и из Скандинавии. Русские ромбовидные стрелы – в противовес ланцетовидным – преобладают в Гнездове, Тимереве и Шестовице. Древнерусские сфероконические шлемы, не встречаемые в Скандинавии, также характерны для погребений. Вывод: во всех дружинных кладбищах число погребений, которые можно считать скандинавскими, невелико. В господствующем классе скандинавы не составляли большинства. Русская знать в основном была славянской. В 11 веке влияние не прослеживается.

Скачать файл (161.5 kb.)