Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Музеи мира в XX веке - файл 1.doc


Контрольная работа - Музеи мира в XX веке
скачать (87 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc87kb.08.12.2011 18:08скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
федеральное агентство по образованию

РОСТОВСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА

ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

(РАС ЮРГУЭС)

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Музееведение»

тема: «Музеи мира в XX веке»
Выполнил:

Студент СКСТ – 381 гр.

3 курс ЗО

Криворотова К.Н.

Проверила

Экиниль Г.Е.


Ростов-на-Дону

2009
Содержание.
1.Введение………………………………………………………………………....3

2.Музейное строительство в послеоктябрьской России. Сохранение культурного наследия. Советская власть и задачи музеев. Формирование государственной музейной сети…………………………………………………4

3.Музей в тоталитарном обществе. Музеи и пропаганда………………………8

4.Новые тенденции в развитии музейной сферы во второй половине XX столетия. Культурные центры. Детские музеи. Экомузеи. Интегрированный музей и «новая музеология»……………………………………………………..10

5.Заключение…………………………………………………...…………………14

6.Библиография…………………………………………………………………...15

Введение.

Россия - музейная держава, ее музеи хранят культурные богатства общемирового уровня. Музеи страны обладают уникальным опытом ведения музейного дела в условиях реформ социальной системы. Двадцатый век получил в наследство научно-просветительное учреждение - общедоступный (публичный) музей, ставший активным популяризатором знаний и самым действенным после школы средством для народного образования. Дальнейшее развитие культурно-просветительной деятельности музеев тесно связано со становлением экскурсионного дела в стране. Музейная экскурсия становится частью экскурсионного дела под влиянием сторонников активных методов обучения, включавших ознакомление учащихся с памятниками истории и культуры, объектами природы, производственными процессами в программы учебных заведений и внешкольной работы. Н.П. Анциферов, А.В. Бакушинский, И.М. Гревс, Н.А. Гейнике и другие, в 1910-е годы, размышлявшие над теоретическими и методическими проблемами экскурсионного дела, в 1920-е годы становятся теоретиками и организаторами родиноведческого, а затем краеведческого движения в стране. Тенденция увековечения музейными средствами памяти выдающихся деятелей России и значительных исторических событий наметилась в конце XIX в (1885 г. - музей "Петровский домик" в Вологде) и получила развитие в начале нового столетия (1905 г. - Музей им. Ф.М. Достоевского при Историческом музее; 1911 г. - Музей-квартира Д.И. Менделеева при Петербургском университете и музеи Л.Н. Толстого в Петербурге и Москве и пр.).

Значительный рост числа музеев и яркие достижения лучших контрастировали с общей разобщенностью, низким уровнем организации работы во многих из них, отсутствием научно обоснованных принципов музейной деятельности.

Музейное строительство в послеоктябрьской России. Сохранение культурного наследия.

В октябре 1917 г. к власти в России пришла партия большевиков, провозгласившая курс на созидание основ нового, коммунистического общества. В связи с ломкой государственного и жизненного уклада, в этот период проблема сохранения культурного достояния страны приобрела важное значение. Огромную роль в сохранении культурного наследия в первые послереволюционные месяцы сыграли художественно-исторические комиссии, созданные еще Временным правительством - художественно-историческая комиссия Зимнего дворца, Царскосельская, Гатчинская, Петергофская. Комиссии занимались регистрацией имущества дворцов и выявлением особо ценных предметов для передачи их в музеи.

В мае 1918 г. в составе Народного комиссариата просвещения был создан специальный Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В своем составе он имел штат эмиссаров, которые на местах разыскивали художественные и исторические ценности, определяли их значимость. Действовали они в исключительно тяжелых условиях гражданской войны, разрухи, тяжелого экономического положения.

В 1918 г. в структуре органов управления музейным делом было создано особое подразделение – Государственный музейный фонд. Он занимался хранением, инвентаризацией и распределением коллекций и отдельных предметов музейного значения, которые вывозились из дворцов, усадеб, частных квартир эмиссарами. Все предметы, поступавшие в хранилища фонда, проходили экспертизу и заносились в инвентарные книги. В дальнейшем они пополняли коллекции музеев, становились основой для создания новых музеев или отдавались в антикварную торговлю.

Для сохранения культурного наследия страны требовались не только специальные структуры и штаты, но и законодательная база для их эффективной деятельности. В первые годы советской власти был принят ряд декретов и постановлений, на основе которых в ведение государства перешли колоссальные культурно-исторические ценности. Ряд декретов и постановлений советского правительства, принятых в 1918-20 гг., способствовали значительному расширению музейной сети страны.

Советская власть и задачи музеев.

Роль музея в изменившихся исторических условиях стала предметом острых дискуссий, разгоревшихся на первой Всероссийской конференции по делам музеев, проходившей 11-17 февраля 1917 г. в Петрограде. Одни из участников форума видели в музеях лишь центры академической науки и считали, что сама культурно-просветительская деятельность не должна входить в круг обязанностей музейных специалистов. Большую активность проявляла и группа «ультралевых» художников-футуристов во главе с Н.Н. Пуниным, они считали, что старое искусство отжило свой век, и на смену ему в музеях должно прийти новое искусство, настаивали на том, чтобы художники определяли политику комплектования фондов, на художников, согласно их логике, следовало возложить задачи построения экспозиций и эстетического воспитания масс. Третья точка зрения была представлена группой музейных работников во главе с художником и директором Третьяковской галереи И.Э. Грабарем. Музейные собрания, говорили они, - это достояние всего народа, а не отдельной группы специалистов, будь то ученые или художники. Выступая на конференции, четко сформулировал свою позицию народный комиссар просвещения А.В.Луначарский: «Музеи существуют не для ученых и не для художников, но и для народа, поэтому важнейшая задача музеев – обеспечить доступность своих собраний для народных масс».

Итак, в первые послеоктябрьские годы точки зрения руководства страны и значительной части творческой интеллигенции, а также музейных специалистов на роль и значение музея в жизни общества пока еще совпадали в своих основополагающих моментах. Музеи рассматривались как хранилища национальной культуры, опорные пункты науки, которые необходимо беречь и сделать доступными народным массам в просветительных и образовательных целях.

Формирование государственной музейной сети.

Одной из проблем, находившихся в центре внимания участников первой Всероссийской конференции 1919 г., была проблема построения музейной сети страны как единой системы. Предлагались проекты создания новых музеев и реорганизации уже существующих. Многое удалось реализовать благодаря тому, что государство путем конфискации, секуляризации, национализации и секвестра сконцентрировало в своих руках огромные художественные ценности.

В 1918 – 1920 гг. на территории Российской Федерации было вновь создано 426 музеев. В музеи ансамблевого типа превратились дворцы, усадьбы и монастыри, представляющие мемориальную значимость. Музеями стали и Зимний дворец, и бывшие императорские дворцы в пригородах Петрограда. В публичные музеи были преобразованы крупные частные коллекции, так появились 1-й Музей новой западной живописи (собрание С.И. Щукина), Музей фарфора (собрание А.В. Морозова) и др. На основе предметов из хранилищ Государственного музейного фонда были созданы небольшие специализированные музеи: Музей мебели, Музей старой Москвы и т.д.

В первое послеоктябрьское десятилетие музеи создавались и традиционным способом, то есть возникали в связи с деятельностью научных и краеведческих обществ.

По данным Д.А. Равикович, к 1921 г. музейная сеть России включала 457 музеев.

В 1920-е гг. работа по формированию государственной музейной сети стала осуществляться в направлении централизации и профилирования музеев, иными словами уточнялся профиль каждого музея и к крупным музеям в качестве филиалов присоединялись небольшие музеи того же профиля.

В ходе работы над музейной сетью была разработана классификация музеев по значимости: центральные музеи, сфера деятельности которых не ограничена каким-либо регионом; областные, действовавшие в пределах губернии или области; местные музеи, работавшие с материалами местного характера.
Музей в тоталитарном обществе.

ХХ в. породил феномен тоталитаризма как принципиального нового типа общества, где всю полноту государственной власти сосредоточила в своих руках политическая партия, которая насилием уничтожила демократические свободы. Эта система власти стремится подчинить тотальному контролю не только экономику и политику, но и духовную сферу, поэтому ее неотъемлемыми чертами становятся безудержная политизация и идеологизация общественной жизни, манипулирование сознанием людей и репрессии против инакомыслия.

Традиционные институты и учреждения культуры, в том числе и музеи, обретают несвойственные им прежде функции.

Музеи и пропаганда.

После прихода к власти фашистов основной для итальянских музеев стала задача внедрять в сознание широких масс главную идею: политическая миссия страны состоит в том, чтобы в соответствии со своим историческим предназначением вновь превратиться в мировую империю. Особые надежды возлагались на «Музей Римской Империи»(1926), для которого по всей стране велся сбор произведений искусства, предметов археологии, которые должны были дать наглядное представление о римских обычаях и нравах.

В инструмент националистической пропаганды превращались и музеи Германии, при этом основными проводниками нацистской идеологии должны были стать музеи родного края и музеи армии.

Кардинальные изменения претерпела социокультурная роль музея и в СССР, когда на рубеже 1920-1930-х гг., здесь стал складываться тоталитарный режим, уходящий своими истоками к событиям Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны.

В правительственных постановлениях, принятых в период с 1928 г. по 1934 г., стала настойчиво проводиться мысль о том, что музеи должны превратиться в идеологическое оружие, в политический инструмент, с помощью которого можно формировать мировоззрение людей.

В 1930 г. в Москве прошел Всероссийский музейный съезд, который в своих документах окончательно закрепил представление о музее как о политико-просветительном учреждении. Наряду с положениями съезд определил и задачи музеев различных профилей. Исторические музеи должны были раскрывать в экспозициях не историю культуры, а историю «социально-экономических формаций». В художественных музеях следовало показывать не столько отдельные произведения искусства, сколько процессы развития искусства в контексте истории общественно-экономических формаций. Как и в музеях иных профилей, художественные экспозиции должны были освещать, прежде всего, классовую борьбу. Поставив перед музеями задачу создания новых экспозиций на основе диалектического материализма, съезд не дал никаких конкретных рекомендации о том, как на практике реализовать эту установку.

Пропаганда монополизированной партийной идеологии, ставшая для советских музеев основным видом их деятельности, неизбежно вела не только к однобокой направленности в области комплектования фондов, но и к изъятию из музейного обихода материалов, противоречащих установленным шаблонам, политическим догмам и идеализированным образам «вождей». Время от времени музейные собрания подвергались тщательной ревизии с целью выявления материалов «врагов народа».

Новые тенденции в развитии музейной сферы во второй половине 20 столетия.

Культурные центры

Вторая половина ХХ столетия стала временем больших концептуальных новаций в музейном мире. Дискуссии о социальной роли музея, начавшиеся еще в период между двумя мировыми войнами, практически не сходили со страниц музееведческой периодики. Рождались новые, более доступные для восприятия способы подачи материала, разрабатывались нетрадиционные программы культурно-образовательной деятельности, создавались специальные музейные структуры и персонал, занятые вопросами образования детей и взрослых.

Одним из результатов творческих поисков в музейной сфере стало появление культурных центров, получивших достаточно широкое распространение в последней трети ХХ в. основной акцент центров сделан на объединение изолированных друг от друга областей знаний, отдельных наук и мира искусства, с тем, чтобы преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и социальные группы.

Пример такого учреждения – открывшийся в 1977 г. в Париже Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, или Центр Бобур. В нем присутствует все, что составляет общепринятое представление о культуре и средствах приобщения к ней людей – пластические искусства, книги, музыка, кино, театр, экскурсии, лекции. В центре Бобур имеются детская студия и центр промышленного творчества, занимающийся вопросами градостроительства, архитектуры, промышленного дизайна, социального обслуживания.

Как крупный центр коммуникации задумывался и открывшийся в 1986 г. в парке на окраине Парижа Город науки и техники Ла Виллет. Цель цента знакомить посетителей с социально-экономическими последствиями научно-технического прогресса, с помощью широкого использования всех новинок информатики.

Детские музеи.

В ХХ в. получил распространение новый тип специализированного музея, который предназначается исключительно для детской аудитории и создается с учетом своеобразия процесса приобретения знаний ребенком. Мысль ребенка следует своей логической схеме, следовательно, для детей нужно создавать музейное пространство.

Первый детский музей был создан в 1899 г. в Нью-йоркском районе Бруклин. В его основу легли минералы, раковины, чучела птиц и другие экспонаты. По примеру Бруклина в первые десятилетия ХХ в. были основаны детские музеи в Бостоне, Детройте, а позже и в других регионах страны. В настоящее время примерно 300 из существующих в мире детских музеев находятся в США.

В 1990-е гг. самостоятельные детские музеи и детские центры при традиционных музеях появились в российских городах. Это первый самостоятельный детский музей в г. Ноябрьске, детский музей «В мире сказок», Детский исторический музей (Санкт-Петербург) и многие другие.

Если поводом к созданию традиционного музея служит собрание предметов, то причина появления детских музеев – педагогическая: помогать детям познавать окружающий мир. Вся экспозиционная и образовательная работа в детских музеях строится с учетом возрастных особенностей ребенка и использует разработанные музейной педагогикой методики, с тем, чтобы дети учились и постигали мир в процессе игры, творчества и общения.

Экомузеи.

В начале ХХ в. явственно обозначилась тенденция к сохранению исторического окружения. В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей к обновлению традиционного музея она привела к появлению нового типа музейного учреждения – «экомузей». Родиной феномена стала Франция, где в 1967 г. благодаря объединению усилий сельских общин были созданы региональные природные парки – Гранд-Ланд, Камарг и др. Экомузеи быстро завоевали признание во Франции, поскольку соответствовали весьма популярным в 1960-1970-е гг. идеям региональной этнографии, регионального развития и охраны окружающей среды. Опыт французских экомузеев получил развитие и в других странах. В начале 1980-х гг. появились первые Экомузеи в Португалии; большинство из них определяются как муниципальные и носят название местности, в которой расположены.

Концепция экомузея разрабатывалась Ж.А. Ривьером на протяжении почти что десятилетия, и ее главные моменты нашли отражение в последнем варианте «Эволюционного определения экомузея», составленного в 1980 г. В его представлении «экомузей – это лаборатория, поскольку он способствует изучению прошлого и настоящего местного населения и среды, это и заповедник, и школа, ибо он вовлекает местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия…». Эта концепция получила дальнейшее развитие в работах Юга де Варина, Ф. Юбера, М. Керьена.

Экомузей посвящен человеку, его природному и культурному окружению. Одно из самых существенных условий заключается в том, что он создается, поддерживается и используется совместно жителями района и местными органами власти.

Интегрированный музей и «новая музеология».

Настойчивые поиски путей обновления музея, рассматриваемого как инструмент совершенствования общества, велись в 1960-70-е гг. специалистами всех континентов. В латинской Америке получила развитие концепция «интегрированного музея». Ее основные положения были разработаны во время «круглого стола», организованного ЮНЕСКО в Сантьяго в 1972 г.

Определение «интегрированный» по отношению к музею подразумевает, что он должен играть одну из ведущих ролей в познании человеком окружающей его природной и социальной среды во всех ее проявлениях. Идеи «интегрированного музея» и экомузея достаточно успешно реализуются в третьем по величине городе Венесуэлы, в Музее Баркисименто. Они активно претворяются в жизнь в двух районах Рио-де-Жанейро – Санта Тереза и Сао-Кристовао. Авторы концепции поставили цель «содействовать развитию общественного самосознания путем вовлечения населения в непосредственный контакт с естественной и культурной средой».

На основе опыта, накопленного различными видами музеев, возникло и стало развиваться направление – «новая музеология». Сторонники и участники определяют его как нечто большее, нежели просто движение. Оно выступает за радикальный пересмотр целей музеологии и ее социализацию, изменение психологии и взглядов музейных работников.

Организационное оформление направления началось в 1983 г. в Лондоне на Генеральной конференции ИКОМ. Затем объединившиеся в группу специалисты собрались в 1984 г. в Квебеке на Первый международный семинар «Экомузеи и новая музеология», где была выработана единая позиция по общим вопросам и принята декларация о целях и основных принципах нового движения.

Декларация подтвердила первостепенное значение социальной миссии музея по сравнению с его традиционными функциями, а содержащиеся в ней идеи во многом восходят к «эволюционному определению экомузея», предложенному Ж.А. Ривьером.
Заключение.

В ХХ веке были достигнуты значительные успехи в области теоретического осмысления музейной деятельности и формирования музеологии (музееведения) как особой области знания. Проводились крупные комплексные исследования, результаты которых публиковались на страницах периодических музееведческих изданий ("Советский музей", "Museum"), а также в трудах специализированных музееведческих центров - НИИ культуры (Российский институт культурологии), лаборатории музееведения Музея революции в Москве (1978) и т.д.

Тяжелые последствия для музейного дела имела происходившая в обществе смена ценностной ориентации. Значительная часть музейных зданий была передана церкви. Участились случаи передачи частным лицам или организациям исторически ценных зданий и построек. По идеологическим соображениям были закрыты или перепрофилированы музеи истории комсомола, музеи "дружбы народов", В.И. Ленина и других деятелей революционного движения, в большинстве исторических и краеведческих музеев были свернуты экспозиции по истории ХХ в., многократно сократилось число общественных музеев, судьба многих ведомственных музеев остается неопределенной. Важным показателем неблагополучия в музейном мире стало резкое падение посещаемости музеев.

Однако благодаря подвижничеству музейных работников музеи сумели сохранить культурное наследие страны, отстоять свой высокий социальный статус в обществе и адаптироваться к новым условиям. Сохранение культурного наследия осталось одним из приоритетов культурной политики государства.

Список использованной литературы.

1. Юренева Т.Ю.Музееведение: Учебник для высшей школы. - М.: Академический проект, 2003

2. Лисюк В.Е. Проблемы развития экомузеев в некоторых зарубежных странах (обзор). - М., 1987 (Культура и искусство за рубежом. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 4)

3. Сотникова С.И. Музеология. - М., 2004

4. Таман Н.Г., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и зарубежом. - М, 2001

5. Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917 - 1-я половина 60-х гг.). М., 1988

6. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001


Скачать файл (87 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru