Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по дисциплине Содержание и методика психосоциальной работы - файл 1.doc


Лекции по дисциплине Содержание и методика психосоциальной работы
скачать (187.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc188kb.16.11.2011 11:24скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Российский государственный социальный университет


Конспект лекций

по дисциплине «Содержание и методика психосоциальной работы»

для студентов специальности «Социальная работа»



Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Тема 1. Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы…………….…………………………………………………………….


4

Тема 2. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности …………….

5

Тема 3. Защитные механизмы личности …………………………………………

8

Тема 4. Основные этапы развития психосоциальной практики в социальной работе

9

Тема 5. Социальная индивидуальная работа со случаем …………………………

12

Тема 6. Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе ……………

15

Тема 7. Соотношение психологического консультирования и психотерапии ………

17













Список использованных источников ……………………………………………

20



Введение


Развитие социальной работы как государственно организованных программ помощи наименее защищенным слоям населения в нашей стране началось только чуть более 10 лет назад, хотя традиции попечительской и благотворительной деятельности был достаточно глубокими и в дореволюционной России. Рождением, или институализацией, социальной работы как профессиональной области можно считать 1870 год: время первой Национальной конференции социальных работников США. В настоящее время за рубежом социальная работа – это отдельная научная область, в которой проводятся обширные исследования. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же необходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик.

Это невозможно без развития психологии социальной работы так как профессионализация социальной работы связана именно с пониманием психологических механизмов и возможных последствий – как положительных, так и отрицательных – действий социальных работников, психологов, психиатров, социальных педагогов, работников приюта, служащих собесов, пеницитарных и других подобных учреждений, занятых в различных социальных программах.

В марте 2000 года в Государственный образовательный стандарт подготовки специалистов по социальной работе вошел модуль – «психосоциальная работа». Такой подход полностью согласуется с международной теорией и практикой оказания социальной помощи населению. Центральной задачей практической социальной работы считается содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению.


^ Тема 1. Понятие психосоциальной работы, ее место и роль в системе социальной работы


В Государственный учебный стандарт подготовки специалистов вошел новый учебный модуль «психосоциальная работа». Психосоциальная работа объединяет, такие дисциплины как психология, клиническая психология, социология. Применение принципов лежащих в основе этих трех наук к социальным проблем представляет три обширных научных области:

  • изучение условий жизни неблагополучных семей и помощь им, основное внимание уделяется индивидуальной и семейной психотерапии;

  • групповая работа с акцентом на работу с неформальными группами, совершеннолетними, церквями, сектами и т.д.;

  • отношения с сообществами, с ориентацией на местные организации, группы, учреждения, школы и т.д.

Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало необходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик. Развитие профессиональной социальной работы в XXв. привело к возникновению психосоциального подхода. Его становление и развитие связано с именами Мэри Ричмонд и Флренс Холиз 1950 – 1960гг. Мэри Ричмонд (1861-1928) инвалид детства, рано осиротела, занималась научной разработкой профессии – социальная работа.

^ Цель психосоциального подхода: поддержание равновесия между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.

^ Суть помощи: эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».

В должностные обязанности социального работника входит владение психосоциальным подходом:

  • Осуществление консультирования;

  • Решение конфликтных и психотравмирующих ситуаций;

  • Обучение клиентов самостоятельному решению возникающих проблем;

  • Помощь в актуализации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов;

  • Стимулирования самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

^ Основное направление работы: оказание неклинической психологической помощи всем слоям населения.

Современный социальный работник – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей. Сегодня ни одно развитое государство не может без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Государственного комитета СССР по образованию от 7 августа 1991г. № 376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 – «социальная работа». В учебный план включены дисциплины по четырем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика и др.); общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика и т.д.); общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы и т.д.); дисциплины специализации. Психология социальной работы относится к блоку дисциплин специализации. Психосоциальная работа является дисциплиной без которой невозможна практика социальной работы.


Тема 2. Психология социальной адаптации и дезадаптации личности


    1. Психология социальной адаптации

    2. Дезадаптация личности

    3. Стратегия социальной адаптации


2.1. Психология социальной адаптации

Необходимо отметить соотношение понятий социальной адаптации и социализации: Социальная адаптацияэто процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, а так же результат этого процесса.

Социализацияэто процесс способствующий приобретению опыта, развития и становления личности под воздействием общества.

В различных психологических школах различно представление о социальной адаптации:

^ Психоаналитическое направление, рассматривает социальную адаптацию как процесс установления равновесия между личностью и требованиями внешнего окружения. Социальная среда изначально враждебна личности, соответственно Эго испытывает тревожность. Процесс адаптации представлен в виде формулы: конфликт – тревога – защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением на санкционированные обществом объекты.

^ Гуманистическое направление, определяет процесс социальной адаптации, как процесс в основе которого лежит понятие здоровой самоактуализирующейся личности, которая стремится к достижению своих целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Равновесие и стабильность в среде уничтожают стремление к самоактуализации, развитию и личностному росту индивида. Процесс адаптации описывается в виде формулы: конфликт – фрустрация – акт приспособления. В этом направлении выделяют два типа поведенческих реакции процесса социальной адаптации: конструктивные поведенческие реакции (решение проблем, четкие мотивация и цели, осознанность поведения, наличие изменений внутриличностных и межличностных); неконструктивные поведенческие реакции (устранение неприятных переживаний из сознания, отсутствие стремления решить проблемы).

^ Когнитивная психология, представляет процесс адаптации в виде формулы: конфликт – угроза – реакция приспособления. К реакциям приспособления относятся:

  • попытки опровергнуть существующую информацию;

  • смена собственных установок, изменение картины мира;

  • поиск дополнительной информации с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей информацией.

Бихевиоризм, понимает процесс социальной адаптации, как процесс изменений в поведении. Процесс адаптации представлен в виде формулы: конфликт со средой – учение – изменение в поведении.


^ 2.2. Дезадаптация личности

Степень адаптированности определяется эмоциональным самочувствием.

Существует два уровня адаптации:

  • адаптированность: отсутствие тревоги;

  • неадаптированность: наличие тревоги.

З. Фрейд первый ввел понятие тревоги. Рассматривая его как разновидность страха. По мнению З.Фрейда, тревога является следствием неадекватной разрядки либидо. Возбуждение, не находящее выхода, проявляется в неврозах и страхах. Через 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к выводу: тревога является функцией Эго и назначение ее в предупреждении человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать.

В зависимости откуда исходит угроза для Эго, психоанализ выделяет три типа тревоги:

  • реалистическая;

  • невротическая;

  • моральная.

Тревогаэмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности.

^ Стадии развития тревоги (Ф.П.Березин):

  1. Ощущение внутренней напряженности. Выражается в напряженности, дискомфорте, напряжении.

  2. Гиперестезические реакции. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении – отрицательную эмоциональную окраску. Раздражительность.

  3. Тревога. Переживание неопределенной угрозы, чувство неясной опасности.

  4. Страх. Конкретизация опасности. Объекты, связываемые со страхом не обязательно представляют действительную угрозу.

  5. Неотвратимость надвигающейся катастрофы. Ужас.

  6. Тревожно-боязливое возбуждение. Панический поиск помощи, потребность в двигательной разрядке. Дезорганизация.

Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка «степеней свободы». В результате этого происходит прорыв адаптационного барьера. У адаптационного барьера две основы: биологическая и социальная. В результате психического напряжения происходит приближение барьера психического реагирования к индивидуальной критической величине. Длительное напряжение барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению, что проявляется в психоневрологических состояниях: повышенная чувствительность к обычным раздражителям, тревожность, беспокойство, элементы заторможенности или суетливости в поведении, бессонница и т.д. Эти легкие нарушения не нарушают целостности поведения человека, носят временный характер. Однако если давление на барьер психической адаптации усиливается и все резервные возможности исчерпаны, то происходит надрыв барьера. Что ведет к серьезным нарушениям в психике человека. Симптомы расстройства адаптации не обязательно начинаются сразу и не исчезают немедленно после прекращения стресса.

Реакции адаптации могут протекать:

  1. с депрессивным настроением;

  2. с тревожным настроением;

  3. со смешанными эмоциональными чертами;

  4. с нарушением поведения;

  5. с нарушением работы или учебы;

  6. с аутизмом (без наличия депрессии и тревоги);

  7. с физическими жалобами;


^ 2.3. Стратегия социальной адаптации

Социальная адаптация предполагает наличие у человека определенных приемов и способов, стратегий социальной адаптации.

Стратегиянаправляющий, организующий способ ведения действий, поведения, рассчитанных на достижение не случайных, сиюминутных, а значимых, определяющих целей.

^ Стратегия социальной адаптацииспособ гармонизации человека со средой.. Способ приведения в соответствие его потребностей, интересов, установок и требований окружения.


В связи с этим рассмотрим такие понятия как «образ жизни», «история жизни», «картина жизни», «жизненный план», «жизненный путь», «стратегия жизни», «стиль жизни», «жизненный сценарий».

^ Образ жизни, механизмы саморегуляции субъекта, связанные с его отношением к условиям жизни и деятельности, с его потребностями и жизненными ориентирами. Его отношение к социальным нормам.

^ История жизни, жизнь личности индивидуальная история. Аналогия с процессом истории.

Жизненный путь, индивидуальная или личная жизнь в динамике. Выделяют ряд аспектов жизни, с помощью которых можно отследить динамику:

  • последовательность внешних событий как объективная логика жизни;

  • логика внутренних событий – смена переживаний, ценностей – эволюция внутреннего мира человека (восприятие мира, ценности, ориентиры и т.д.);

  • результаты деятельности человека.

^ Понять жизненный путь значит знать, что жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению.

Субъективная картина жизненного пути – это психический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего, будущего), его этапы, события и их взаимосвязи.

  • прошлое – история становления личности;

  • настоящее – жизненная ситуация, текущая деятельность;

  • будущее – планы, мечты, надежды.

Этот образ регулирует и согласовывает жизненный путь личности с жизнью других значимых для нее людей.

С.Л.Рубинштейн, был создателем идеи о поворотных этапах жизни человека, которые определяются личностью. Идея активности личностиспособность совершать выбор, принимать решения, влияющие на собственный жизненный путь. Критерием правильности выбора жизненного пути человека является степень удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью.Возможность личности предвидеть, организовывать, направлять события своей жизни или напротив, подчиниться ходу жизненных событий говорит о разных способах организации жизни. Эти способы рассматриваются как способность личности стихийно или сознательно строить свои жизненные стратегии.

^ Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Таким образом, стратегия социальной адаптацииуниверсальный индивидуальный способ социальной адаптации человека к жизни в его окружении, учитывающий направленность его устремлений, поставленные им самим цели и способы их достижения.

Стратегии социальной адаптации индивидуальны и неповторимы для каждой личности, тем не менее можно выделить некоторые общие черты и признаки. А.Р Лазурский выделяет три уровня стратегии социальной адаптации:

  • личность всецело зависит от среды, окружение, внешние условия подавляют человека, что является показателем недостаточного приспособления индивида к среде;

  • приспособление к среде с пользой для себя и для общества;

  • творческое отношение к среде, когда индивид не только удачно приспосабливается, но и воздействует на среду изменяя ее и преобразуя в соответствии со своими потребностями и влечениями.



^ Тема 3. Защитные механизмы личности


Понятие защитных механизмов было введено в психологию З.Фрейдом и впервые рассматривалось в психоаналитической концепции личности. Защитные механизмы личностисредства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида различных, негативных, травмирующих переживаний.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

  • действуют на бессознательном уровне, являются средством самообмана;

  • искажают, отрицают, фальсифицируют реальность, чтобы сделать тревогу менее угрожающей.

Личность имеет целый набор защитных механизмов, и специалисту социальной работы для обеспечения высокой продуктивности консультирования необходимо знать их характеристики и уметь с ними работать. Выделяют следующие защитные механизмы личности:

  • Вытеснение процесс непроизвольного устранения в бессознательное мыслей, чувств, событий причиняющих страдание.

  • Проекцияиндивидуум приписывает собственные неприемлемые чувства, мысли и поведение другим людям.

  • Замещение переадресация инстинктивного импульса от более угрожающего объекта к менее угрожающему.

  • Рационализацияпоиск удобных причин для оправдания и объяснения совершенных или несовершенных действий, поступков.

  • Реактивное образованиепринятие человеком мыслей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены:

    • вытеснение нежелательных аспектов;

    • затем на уровне сознания проявляются совершенно противоположные.

  • Регрессиявозврат к ребяческим, детским моделям поведения.

  • Сублимацияизменение своих импульсов таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий.

  • Отрицаниеотвержение, отказ от осознания нежелательных мыслей и построение своего поведения вопреки существующей проблеме.

  • Компенсациябессознательное стремление индивида преодолеть реальные или воображаемые недостатки физического или личностного уровня.

Компенсация может быть:

  • негативной, когда осуществляется с помощью неприемлемых с социальной и моральной точек зрения способов;

  • позитивной, преодоление недостатков осуществляется приемлемым, адаптивным способом.

Защитные механизмы личности часто проявляются в пространстве социально-психологического консультирования, и для повышения эффективности терапевтического процесса консультант не должен их игнорировать. Специфика работы с защитными механизмами личности зависит: от целей и временных ограничений консультирования; глубины консультационного процесса; пределов компетентности и профессиональной подготовленности консультанта.

^ Консультант в работе с защитными механизмами личности решает следующий терапевтические задачи:

  • наблюдает, анализирует и устанавливает закономерности того, как действует система защиты клиента;

  • пытается понять насколько дезадаптивна система защиты клиента;

  • не разрушает защиту клиента а подводит к осознанию своих защитных механизмов;

  • помогает сформировать адаптивную систему защиты.

Тема 4. Основные этапы развития психосоциальной практики в социальной работе


    1. Диагностическая школа социальной работы

    2. Функциональная школа социальной работы

    3. Метод решения проблем в практике психосоциальной работы

    4. Поведенческий подход в практике социальной работы




^ 4.1.Диагностическая школа социальной работы

Основательница: Мэри Элен Ричмонд (1861-1928). Инвалид детства, рано осиротела.

  • Обосновала теорию и практику социальной работы.

  • С ее именем связано открытие профессиональных школ подготовки будущих специалистов.

  • Став взрослой долго не могла найти работу.

  • 1889г. была назначена помощником казначея Благотворительного общества в г. Балтимор.

  • 1909 г. стала директором Благотворительной организации в Нью-Йорке.

  • Научно разработала новую профессиюсоциальная работа, которой посвятила всю жизнь.

Оформление теоретических взглядов

    • В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, «диагноз», «лечение», «клиент», с новым семантическим значением. Впоследствии модель социальной работы «медицинская модель».

    • Она считала, что социальная работаэто «искусство помощи», «искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка».

    • Согласно концепции, интервенции социального работника могли осуществляться директивными и недирективными лечебными методами:

      1. «Директивное лечение» осуществлялось во взаимодействии «ум на ум»: доверительные отношения, позитивные чувства между работником и клиентом, активизация клиента в решении собственных проблем. Техники: внушения, убеждения, дискуссии.

      2. «Недирективное воздействие», косвенный метод лечения, состоял в том, что процесс помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды обитания.

    • Основные этапы индивидуальной интервенции:

  • получение информации;

  • диагноз (исследование социального отклонения);

  • прогноз (перспективы улучшения);

  • лечение (оказание помощи клиенту).

    • В 1920 гг. М.Ричмонд реформирует метод, в практику вносятся элементы психоанализа. Психоанализ расширил представления о диагнозе: предложил научный метод изучения личности и социальных отклонений.

    • Разработала принципы взаимодействия клиента и работника «принципы ментальной гигиены», которые впоследствии будут взяты в основы этического кодекса социального работника:

  • симпатизировать клиенту;

  • поощрять его;

  • строить с ним совместные планы действий.

Развитие диагностического подхода 1930-1950 годы

    • Дальнейшее развитие диагностического подхода связано с Г.Гамильтон.

    • Расширила понятие диагноз. Диагнозне установка, к действию. Диагнозгипотеза, модель, которая позволяет понять, как человек встречается с ситуацией.

    • В дальнейшем появляется две стратегии:

      1. Предвидения, способствовало освобождению личности от неосознанных конфликтов. Осознание и понимание.

      2. Психологическая поддержка, направлена на обретение уверенности клиентом.

  • Дальнейшее развитие психосоциального подхода найдет отражение в работах Холлис и Вудс в 1970-1980г.г.

^ 4.2.Функциональная школа социальной работы

    • Функциональный подход разрабатывается в Пенсильванской школе социальной работы начиная с 30г.г. XX века.

    • В основе идеи О.Ранка, секретарь З.Фрейда. В 1920 –е годы их пути расходятся.

    • Книга О.Ранка «Травма рождения».

    • Его подходы вызвали критику не только З.Фрейда.

    • Основные идеи:

      • В процессе рождения ребенок переживает приступ страха и удушья, получая при этом «травму».

      • Вся последующая жизнь человека это попытка преодолеть этот страх.

      • Все психологические конфликты имеют отношения к связям ребенка и матери.

      • Лечение должно состоять в повторении в ситуации переноса травму рождения, в результате чего пациент излечится.

      • В процессе работы отношения между клиентом и терапевтом несут в себе терапевтический эффект.

      • Значимость ситуации «здесь и теперь».

      • «Осознание» пациентом проблем, которые являются бессознательными.

      • Основным моментом является воля индивида к переменам.

Обоснование функционального подхода

  • Дальнейшие идеи О.Ранка начинает развивать В. Робинсон.

  • В 40-ые годы Дж. Тафт.

  • Основные принципы:

    • Диагностика клиента;

    • Осознание проблем;

    • Предложения агентства в помощи решения проблем клиента;

^ 4.3. Метод решения проблем в практике социальной работы

    • В процессе жизнедеятельности человек сталкивается с трудностями (проблемами). Большая часть людей умеет разрешать эти проблемы, однако на определенном этапе используемые методы разрешения ПС становятся не эффективными.

    • ^ Терапевтическая цель того или иного метода состоит в том, чтобы восстановить умение индивида решать жизненные проблемы, что дает ему полноценно функционировать в обществе.

    • Основной принцип: «учиться, делая, чтобы делать» (Брать и делать).

    • Компоненты метода:

      1. Клиентчеловек, получающий помощь (женщина, мужчина, ребенок, которые испытывают потребности в различных видах помощи: материальной, социальной, консультативной и т.д.).

      2. Проблемаситуация, при которой индивид не в состоянии реализовать свои потребности.

      3. Местоагентство, предназначенное для социального обслуживания населения.

      4. Процесс последовательная деятельность социального работника, направленная на развитие способностей клиента решать проблемы.

^ 4.4. Поведенческий подход в практике социальной работы

        • Первые шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиоризма.

        • Бихевиоризм выступал как метод, но впоследствии был вытеснен практикой психоанализа.

        • В 1960 г. Эдвин Томас стал вводить поведенческие методы в социальную работу и образование.

        • Поведенческие методы основаны на обучении клиентов продуктивным моделям поведения.

        • Социальный работник выступает как педагог.

        • Принципы поведенческого подхода:

          • Поведенческие реакции имеют приоритет над внутрипсихическими процессами – чувствами, мыслями, аффектами и т.д.

          • В первую очередь необходимо определить ресурсы личности и окружения;

          • Определить результат и способы его достижения;

          • Описание процедур диагностики, вмешательства, воздействия, результата, оценка.

        • Основные подходы модификации (изменения) поведения:

            1. Изменение поведения – путь, который позволяет клиенту научиться справляться с трудностями.

            2. Поведение поддерживается и закрепляется через основные индивидуальные конфликты.

            3. Главная задача – помочь людям управлять их собственным поведением, достигать целей.

        • Модификация поведения осуществляется по двум направлениям:

  1. Техники оперантного изменения поведения: интервенция, позитивное и негативное изменение поведения, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов.

  2. Техники респондентного изменения поведения: дискуссии, ролевые игры, обучение позитивным моделям поведения.






^ Тема 5. Социальная индивидуальная работа со случаем


В процессе практической работы оформляются различные подходы. Получившие определение – социальная работа со случаем (social casework). Одной из первых, кто дал определение этого направления индивидуальной работы была Х. Перлман. Индивидуальная социальная работапроцесс помощи индивидам более эффективно справляться с их проблемами в социальном функционировании. По мере развития практике у Ф.Холлис в основе подхода лежит понятие «человек-в-ситуации», где взаимодействие между тремя компонентами определяет специфику метода.

Сегодня определение социальной индивидуальной работы (ИСР) звучит так: деятельность профессиональных социальных работников, основанная на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющая системные ценности, помогающие индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу.

Помощь, которую оказывает социальный работник имеет договорной характер. Отношения в которые вступают клиент и специалист социальной работы предусмотрены законодательством. Клиент имеет право на бесплатное и платное социальное обслуживание. Для клиента, контракт несет определенную степень защиты, дает основания для иска в случае нарушения его прав.

^ Социальный контрактсоглашение относительно взаимных обязательств, задач, целей и операциональных процедур, которые должны быть выполнены в процессе терапевтического контакта.

Выделяют:

  1. ^ Предварительный контрактзнакомит клиента с теми видам помощи которые ему необходимы, чтобы помочь решить трудную жизненную ситуацию.

  2. Первичный и вторичный контракты основаны на оценке плана взаимодействий, особенностях случая, планированием процесса интеракций (вмешательства).

Принципы при заключении контракта:

        1. Потребности клиента имеют приоритетное значение, являются основанием для заключения контракта.

        2. Социальный работник несет ответственность за оказание помощи клиенту.

        3. Социальный работник несет ответственность за обслуживание. Обязан ознакомить клиента с условиями контракта:

          • с задачами;

          • взаимными обязательствами;

          • средствами и процедурами;

          • временные затраты необходимые для изменения ситуации;

          • санкции со стороны социальных служб.

        4. Контракт должен быть сформулирован так, чтобы быть ясным для клиента, предоставлять большой выбор средств и ресурсов.

^ Модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со случаем

1-ая стадия: начальная стадия процесса

  • Первичная «оценка» ситуации клиента.

  • Формируется возможная гипотеза относительно проблемы.

  • Установление отношений. Отношения – микроклимат (сердечность, сочувственность) между социальным работником и клиентом.

  • Клиент может отказаться подтвердить наличие проблемы, тогда необходимо выяснить, почему он полагает, что проблемы не существует (накапливать доказательства).

2-ая стадия: обязательства и индицирование ролей

  • Возникновение сопротивления со стороны клиента, нежелание продолжать контракт.

  • Одна из причин сопротивленя несовпадение ожиданий клиента в отношении предоставляемой помощи.

  • Социальный работник должен помочь осознать клиенту, что данная помощь может быть полезной.

3-я стадия: предварительный контракт

  • Формулировка предварительного устного контракта о помощи поддержке.

  • Работа над мотивацией клиента (Зачем клиенту надо изменить свое поведение?). Иначе конструктивные изменения в дальнейшем могут не произойти.

  • Силы способствующие упрочнению мотивации: желание получить помощь; готовность добиваться положения и ресурсов; вера в достижение перемен; преодоление дискомфорта; альтруизм.

4-ая стадия: оценка

      • Оценка заканчивает начальную стадию работы.

      • Начало стадии определении и понимания проблемы (Достаточно условное разграничение, в реальной практике трудно определить переход от одной стадии к другой).

      • Метод получения информации о проблеме клиента может быть расширен: не только интервьюирование, можно расширить работу посетить семью клиента, заполнить анкету и т.д.

      • При интервьюировании важно наблюдать: действия личности; ситуацию, в которой личность наблюдается; внешние факторы (телосложение, речь, стиль одежды и т.д.) невербальные факторы (движение тела, глаз, жесты, выражение лица, индивидуальное пространство) и т.д.

      • При посещении семьи клиента необходимо зафиксировать:

  • ролевые позиции в семье;

  • отношения;

  • ценности;

  • нормы поведения.

5-я стадия: установление целей

Определение целей вмешательства (краткосрочные, долгосрочные).

Цели определяются совместно с клиентом (выбирает приоритеты, предлагает альтернативы).

Совместная оценка методов, задач, вариантов решения проблемы.

^ 6-я стадия: развитие плана интервенции

  • Развития плана интервенции, выбор стратегии вмешательства:

индивид;

семья;

группа;

среда и т.д.

  • Каждый клиент уникален, то что действенно для одного клиента, не всегда представляет интерес для другого.

7-ая стадия: контракт

  • Завершение стадии планирования.

  • Заключение контракта (в устной, письменной форме).

  • В нем оговаривается:

  • частота встреч;

  • место встречи;

  • оплата;

  • ответственность сторон за взятые обязательства.

8-ая стадия: подготовка интервенции

      • Обсуждение программы и формирование системы действий.

      • Чтобы процесс изменения состоялся, необходимо формировать мотивацию и поддержку клиента.

9-ая стадия: осуществление интервенции

  • Интервенции (вмешательства) могут иметь различные направления:

    1. поведенческая модель;

    2. когнитивная;

    3. гуманистическая и т.д.

  • Поведенческие методы направлены на коррекцию и поддержание необходимого поведения:

  1. стимулирование положительного поведения и закрепление его (похвала, внимание, награда и т.д.);

  2. репетиция поведения, проигрывание трудных для клиента ситуаций, анализ возникших проблем;

  3. развитие адаптивных моделей поведения, с целью преодоления различных беспокойств;

  4. обучение поведению, сочетание техник игры, формирование навыков поведения, решения домашних задач.

  • Познавательные методы (когнитивные):

  1. изменение неправильных представлений и нереалистических ожиданий;

  2. работа над увеличением самообладания и самоуправления.

10-я стадия: оценка барьеров

    • В процессе работы социальный работник сталкивается с барьерами, их причины:

      1. внутренние конфликты клиента;

      2. отсутствие навыков взаимодействия у клиента;

      3. давление окружающей среды, препятствующей процессу изменения;

      4. социализация клиента;

      5. уровень образования;

      6. нежелание принимать чью-либо помощь;

      7. страх, боязнь потери собственных позиций и ресурсов;

      8. неверие в то, что перемены возможны;

      9. нежелание тратить на это время;

      10. неуверенность.

11-я стадия: контроль и оценка вмешательства

        • При достижении поставленной цели, при переходе к другим стадиям необходимо вернуться на стадию №4 и оценить полученный результат.

        • Скорректировать стратегию, уточнить план взаимодействий с клиентом.

12-я стадия: эволюция

  • После достижения необходимых перемен, отношения между социальным работником и клиентом должны быть прекращены.

  • Стороны приходят к согласию о завершении взаимодействия.



Тема 6. Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе


    1. Этические правила деятельности специалиста социальной работы

    2. Личные качества необходимые для профессиональной социальной работы.




    1. Этические правила деятельности специалиста социальной работы

При подготовке специалистов стоит проблема оценки уровня профессионализма специалистов. Для этого необходим свод правил о соответствии обучения психологов с этическими нормами профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность социальных работников направлена на развитие научного знания о человеке.

^ Цель этических правил – способствовать нормальному функционированию индивидов и групп, с которыми социальный работник работает, а также обеспечение защиты обеих сторон.

Выделяют следующие основные правила деятельности специалиста социальной работы:

    1. ^ Профессиональная компетентность. Предложение только тех услуг, методов и техник которые прошли апробацию в психологическом образовании, в психологическом исследовании и практике.

    2. Научная ответственность. Цели психологического исследования не должны ставить под сомнение или угрозу физическое и психическое здоровье людей.

    3. Честность. Социальные работники осознают то влияние, которое оказывают их собственные системы ценностей, убеждения, взгляды и потребности на их профессиональную деятельность, поэтому в работе они ведут себя честно, уважительно и справедливо по отношению к другим.

      • Плагиат считается недопустимым.

      • Публикация выводов которые впоследствии оказались неверными или преждевременными, считается необходимым обсуждение этого автором в последующих публикациях.

    4. Социальная ответственность. Социальные работник уважают право каждого человека на конфиденциальность, самоопределение, частную жизнь, равные возможности.

    5. Информация о частной жизни клиентов не передается другим лицам, исключая те случаи, когда:

Соблюдение конфиденциальности влечет за собой нанесение вреда общественному устройству, морали, нравственности, безопасности других людей;

Социальный работник защищает права и здоровье ребенка;

Социальному работнику необходима консультация коллег. В этом случае соблюдается анонимность, все данные о клиенте, позволяющие идентифицировать клиента остаются в тайне.


^ 6.2. Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы Хорошими специалистами могут стать люди с разными интересами, умениями и возможностями, тем не менее существует несколько характеристик, требующихся для этой профессии:

  • ^ Теоретическая подготовка. Знания о поведении человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о способах выработки собственной практики.

  • Практическая подготовка. Анализ конкретной ситуации, облегчение проблем клиента, защита его интересов, взаимодействие с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо ее оказать.

  • Любовь к работе. Честность в профессиональной деятельности, поддержка таких ценностей как гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, антидискриминация.

  • Знание себя. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств, применение навыков общения в профессиональных целях.

  • Ответственность. Один человек должен брать на себя ответственность за создание новых организаций и общественных институтов, если они необходимы для всех.

  • Любовь к людям. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.

  • Деятельность. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных проблем.



Тема: 7.Соотношение психологического консультирования и психотерапии


    1. Понятие психологического консультирования

    2. Соотношение психологического консультирования и психотерапии

    3. Механизмы психологического консультирования


^ 7.1. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование – это область практической психологии, в которой посредством различных процедур решаются проблемы психически здорового человека, связанные с такими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске решения проблемной ситуации.

Понятие психологического консультирования зародилось в 1940-1950 гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как отдельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни.

Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессионального консультанта с клиентом в позиции «личность – личность».

Цель этого взаимодействияпомощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а так же в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

В психологическом консультировании на сегодняшний день существует множество направлений, каждое из которых определяет свои собственные цели и задачи в работе с клиентом, основывая их на своих теоретических постулатах.

^ Выделяются следующие теоретические направления в изучении личности:

  • психоаналитическое, целями которого является перевод в сознание того материала, который посредством защитных механизмов был вытеснен в область бессознательного, реконструкция базиса личности;

  • адлерианское, выдвигает следующие цели: определяет и трансформирует жизненные цели клиента, формирует социально значимые цели, корректирует мотивационную сферу личности, устраняет болезненные чувства неполноценности и превосходства через формирование у клиента чувства равенства с окружающими;

  • бихевиоральное (терапия поведения) ставит такие цели, как исправление неадекватного поведения, формирование эффективных паттернов через научение;

  • рационально-эмоциональная терапия А.Эллиса, выдвигает следующие цели: нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, формирование рационального и толерантного подхода, обучение клиента применению научного метода в решении повседневных жизненных проблем;

  • клиент-центрированная терапия К. Роджерса, имеет следующие цели: создание благоприятного климата в работе с клиентом, развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта, развитие позитивных качеств личности (уверенности, спонтанности и т.д.), способствующих личностному росту клиента;

  • экзистенциональная терапия ставит следующие цели консультирования: помощь клиенту в осознании своих возможностей, выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящие в его жизни события и за его жизнь в целом, помощь в осознании и использовании клиентом своей свободы.

В психологическом консультировании выделяют следующие задачи:

  • эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниям клиента;

  • расширение сознания и повышение психологической компетентности;

  • изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;

  • повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

  • развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную и социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

  • развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

  • повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

  • развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности;

  • развитие умения творчески осваивать действительность;

  • развитие межличностных и коммуникативных способностей клиента, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений.


^ 7.2. Соотношение психологического консультирования и психотерапии

Психотерапия как метод лечения традиционно входит в компетенцию медицины, но при этом, имея в качестве методов воздействия не только медикометозные, но и психологические средства, находится на стыке нескольких областей знания: медицины, психологии, педагогики, социологии, философии и др.

В настоящее время международное понимание термина «психотерапия» вышло за рамки медицины и существенно расширилось, включив в себя различные психологические, медицинские, антропологические, социальные и экономические аспекты и установки и тем самым увеличив сферу своего применения. На основании этого существуют различные определения понятия психотерапии. Выделяются следующие определения:

  • метод лечения, оказывающий влияние на соматическую и психологическую деятельность человеческого организма;

  • метод воздействия на формирование процесса научения;

  • метод социального контроля;

  • оказание профессиональной помощи пациенту по решению возникающих у него затруднений психического характера.

Между психотерапией и психологическим консультированием существуют сходства. Выделяются следующие характеристики, объединяющие психологическое консультирование и психотерапию:

  • наличие единой цели – формирование здоровой личности;

  • тесное взаимодействие между консультантом (психотерапевтом) и клиентом (пациентом);

  • беседа как главный способ взаимодействия;

  • использование одних и тех же профессиональных навыков (умения слушать, эмпатии, принятия и т.п.), схожих процедур и техник работы;

  • однотипность профессиональных требований, предъявляемых к психологу-консультанту и психотерапевту.

В большинстве стран, несмотря на отсутствие четких границ между психотерапией и психологическим консультированием, эти две области разделяются на самостоятельные и каждая имеет свой предмет и свою сферу применения. Выделяются следующие отличительные характеристики психологического консультирования и психотерапии:

Психологическое консультирование:

  • ориентируется на психически здоровую личность;

  • решает повседневные проблемы клинически здоровых людей;

  • воздействует на сознание клиента (без затрагивания глубинных слоев психики);

  • отсутствует медикометозное воздействие;

  • краткосрочное (обычно не более 15 встреч).

Психотерапия:

  • ориентируется на личность с глубокими психическими нарушениями;

  • устанавливает диагноз, учитывает симптомы;

  • решает неосознаваемые и глобальные проблемы пациента (острые внутриличностные конфликты, социальная дезадаптация, психические травмы, психосоматические заболевания);

  • воздействует на глубинные бессознательные слои психики;

  • использует медикаметозные средства;

  • носит длительный характер (иногда лечение продолжается годы).


^ 7.3. Механизмы психологического консультирования

Механизмами психологического консультирования являются продуктивные процессы, обеспечивающие достижение целей консультирования.

Выделяют 4 основных механизма:

  • осознание;

  • спонтанность проявлений;

  • переживание;

  • коммуникация.

Осознаниеэто достижение клиентом глубокого понимания самого себя и своей психической жизни, а именно ее интрапсихического уровня. Интрапсихический уровень включает в себя: ранее неосознаваемые конфликты и переживания; особенности мотивации и паттернов поведения; эмоциональное реагирование; взаимоотношения с самим собой и окружающими.

Спонтанностьэто умение быть свободным от стереотипов в поведении и мыслях и действовать творчески, каждый раз опираясь на себя и ситуацию и сбрасывая привычные роли. Спонтанность – это внутренняя свобода человека.

Переживание – это принятие клиентом чего-либо не только и не столько через интеллект, сколько через эмоциональную сферу, в результате чего то, что переживает клиент (эмоция, проблема, осознание какой-либо своей части и т.п.), становится частью его самого, его внутренней феноменологии.

Коммуникация это способ построения терапевтических диалогов между клиентом и консультантом, то есть каким образом происходит общение – через метафору, образы, символы, обсуждение ситуации, представлений клиента и т.д.


^ Список использованных источников


  1. Биктимиров, Т.З. Психосоциальная деятельность в системе паллиативной медицины, ухода и хосписов [Текст]: / Т.З.Биктимиров // Развитие социальной реабилитации в России. / под ред. А.Н.Дашкиной . – М.: Социально-технологический институт, 2000. – 176 с. – С. 111-117.

  2. Вьюжек, Т. Логические игры, тесты и урпажнения [Текст]: / Т.Вьюжек. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 304 с.

  3. Галустова, О.В. Психологическое консультирование [Текст]: конспект лекций / О.В. Галустова. – М.: Приор-издат, 2005. – 240 с.

  4. Драйден, Г. Революция в обучении [Текст]: пер. с англ./ Г. Драйден, Дж. Вос. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. – 672 с.

  5. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Б.Никишина, Т.Д.Василенко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 208 с.

  6. Пирожков, В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура [Текст]: / В.Ф. Пирожков. - Тверь: Приз, 1994. – 320 с.

  7. Психология социальной работы [Текст]: учебное пособие / под общ. ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2004. – 351 с.

  8. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст]: / Н.В. Самоукина. – М.: Изд-во ЭКМОС, 1999. – 352 с.

  9. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность [Текст]: учебное пособие / отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС, 2005. – 368 с.

  10. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу [Текст]: учебн. пособие / С.В. Тетерский. – М.: Академический проект, 2003. – 496 с.

  11. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

  12. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст]: Л.Хьелл, Д.Зиглер . – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 480 с.



Скачать файл (187.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru