Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Политическая социализация личности - файл 1.docx


Реферат - Политическая социализация личности
скачать (58.9 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx59kb.08.12.2011 18:30скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание.

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава I. Политическая социализация личности.

1.Сущность политической социализации, её функции…………………………4

2.Основные способы и механизмы политической социализации……..............7

3.Факторы политической социализации личности……………………………11

4.Модели политической социализации………………………………………...13

Глава II.Стадии политической социализации

1.Трудности создания единой концепции политической социализации…….15

2.Основные качественные этапы политической социализации………………18

3.Политическое поведение и его типы…………………………………………

4.Специфика политической социализации личности

в современной России……………………………………………………….......

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………..

Введение.

Включение человека в мир полити

ки предполагает усвоение и поддер

жание им ее норм, образцов и стан

дартов поведения, традиций. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у него свойств и умений, позволяющих адапти

роваться в конкретной политической системе и выполнять в ней опре

деленные функции, называется политической социализацией. Личность – одновременно и субъект, и объект политики. Но ни одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие — в меньшей, а тре

тьи — вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремят

ся к утверждению существующего политического строя и прояв

ляют конструктивное политическое поведение, другие, напро

тив, предпринимают меры, направленные на его ниспроверже

ние, и демонстрируют деструктивную позицию. Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического пове

дения во многом обусловлено характером политической социа

лизации личности.

Глава I. Политическая социализация личности.

1.Сущность политической социализации, её функции

В общем плане социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении. Полити

ческая социализация личности — это процесс активного воспро

изводства личностью политического опыта, определенной сис

темы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.

Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

В силу своей сложности и противоречивости политическая соци

ализация по-разному трактуется в науке, предоставляя ученым воз

можность акцентировать внимание на ее разных сторонах и гранях. Вот почему, несмотря на то, что - систематическое изучение этого процесса ведется еще с 20-х гг. XX столетия, единого подхода к по

ниманию процесса политической социализации пока еще не выра

ботано. Например, представители чикагской школы (Л. Коэи, Р. Липтон, Т. Парсонс) рассматривают ее как процесс ролевой тренировки человека; К. Луман и А. Гелен интерпретируют ее как аккультурацию, т.е. освоение человеком новых для себя ценностей, выдвигая, таким образом, на первый план психологические механизмы формирова

ния политического сознания и поведения человека. Ученые, работа

ющие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), главное внима

ние уделили исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контркультурного по

ведения), понимая политическую социализацию как скрытый про

цесс политизации человеческих чувств и представлений. Ряд других ученых, разделяющих 

установки когнитивной школы, усматривают ее суть в накоплении человеком нового комплекса знаний и т.д.

В целом же большинство ученых согласно с тем, что отсутствие свойств, приобретаемых человеком в процессе социализации, не толь

ко затрудняет, но нередко и лишает его возможности адаптироваться в политической сфере общества, а, следовательно, и использовать ее механизмы для защиты и эффективного отстаивания своих интере

сов. Сходятся ученые и в том, что важнейшими функциями полити

ческой социализации являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там опре

деленные властные функции.

Политическая социализация имеет две основные функции: (1) обеспечение достаточно эффективного в рамках данной со

циальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями; (2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого об

щества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, кото

рый выражен в политической культуре — совокупности обще

принятых ценностных ориентации, убеждений и норм полити

ческой жизни общества.

По мере усвоения политической культуры человек все боль

ше адаптируется к существующей политической системе, стано

вится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной сторо

ны, испытывает на себе воздействие различного рода политиче

ских субъектов, а с другой — по 

мере социализации сама стано

вится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в себя различ

ные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий — междуна

родный уровень, охватывающий международные сообщества и ор

ганизации. Здесь на личность воздействуют принятые в междуна

родном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных кон

фликтов, предотвращение глобальных катастроф, между народных финансовых кризисов, борьба с международным терроризмом и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, про

фессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие' факторы, как государство, пра

вительство, политические партии, социально-экономические кри

зисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий — личностный уровень политической социа

лизации, на котором личность испытывает воздействие со сто

роны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психоло

гию, ценности и установки.

Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформиро

вать политическую идентификацию.




^ 2.Основные способы и механизмы политической социализации.
Политические ценности, традиции, образцы поведения и прочие элемен

ты политической культуры осваива

ются человеком непрерывно, и про

цесс этот может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать новые для себя способы общения с властью.

В целом политическая социализация представляет собой двуеди

ный процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требо

ваний политической системы, с другой — демонстрирует, как лич

ность избирательно осваивает эти традиции и представления, зак

репляя их в тех или иных формах политического поведения и влия

ния на власть. Таким образом, влияние общества на политические качества личности неизбежно ограничивается внутренними убеждениями и верованиями человека. Не случайно X. Г. Гадамер подчерки

вал, что «традиция всегда является точкой пересечения свободы и истории», подразумевая сознательный выбор ее человеком. Так что, благодаря способности человека осознанно как приобретать, так и утрачивать те или иные ориентиры, ценности, нормы, политическая социализация существует как двусторонний процесс усвоения им од

них и отказа от других стандартов и ценностей.

В то же время чуткость человека к внешнему влиянию, его спо

собность воспринимать и усваивать предлагаемые социумом те или иные ценности, стандарты поведения зависят, прежде всего, от набо

ра политических знаний, умений и навыков человека, и в первую очередь — от его субъективного состояния и выполняемых в полити

ке ролей, поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не мо

гут руководствоваться одними и теми же образцами политического поведения. Вместе с тем сам процесс усвоения культурных образцов осуществляется на основе восприятия примеров деятельности, рас

пространенных и типичных образцов мышления и 

поведения, вклю

чения человека во взаимодействие с определенными институтами, приобщения к авторитетным в обществе ценностям и т.д.

В этом смысле постоянными спутниками человека, в значитель

ной мере предопределяющими его возможности к усвоению и эф

фективность воплощения культурных стандартов, являются агенты социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революции, репрессии властей, голод и т.п.), обладающие способностью карди

нально влиять на систему убеждений и верований человека.

Авторитет и эффективность влияния каждого из этих агентов за

висят от многих причин, но прежде всего — от возраста и внутренне

го состояния человека, интенсивности его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций, а также цивилизационных и исторических условий их осуществления. Например, в традиционных обществах более сильным влиянием обла

дает семья и вообще ближайшее окружение человека, а также церковь. В государствах современного типа сильнее проявляется авторитет обра

зовательных и коммуникативных структур, которые шире включают массовый опыт в выработку индивидуальной картины мира политики, в большей степени формируя элементы надличностного видения чело

веком политической жизни. На более поздних этапах «модерна» и рас

ширения влияния постмодернистских тенденций люди острее ощу

щают воздействие «симулятивных моделей» политического участия, т.е. тех норм и ориентации, которые порождают эффект гиперреаль

ного мира (в виде образов, задаваемых рекламой, ТВ, образцами эк

спериментального моделирования мира средствами искусства).

В то же время приоритет воздействия тех или иных агентов соци

ализации, сочетание их друг с другом, характер целенаправленного влияния 

на человека существенно разнятся в зависимости от того, что оказывает на человека преимущественное влияние — государ

ство или общество.

Государство организует взаимодействие всех агентов в рамках так называемого генерализированного потока социализации, направлен

ного на формирование лояльности правящему режиму, на усвоение людьми ценностей господствующей политической культуры и идео

логии, поддержание доминирующих стандартов политической игры. В целом такое воздействие неминуемо связано с распространением конформистских настроений, с поощрением политической пассив

ности, консервативных убеждений.

Характер воздействия агентов социализации кардинально меня

ется при организации их действий обществом. Множество социальных групп, обладающих собственными взглядами на политические реа

лии, той или иной мерой оппозиционности правящим кругам, раз

личной степенью активности на политической арене и многими дру

гими чертами, определяющими их возможность влияния на сознание индивида, по-своему выстраивают взаимодействие различных аген

тов, придают им специфическую направленность, стремясь в духе собственных воззрений и убеждений повлиять на личность и способы ее включения в политическую жизнь. Такого рода активность разно

образных социальных групп и стоящих за ними институтов, объеди

нений, субкультурных норм и идеалов способствует возникновению в обществе многообразных состязательных потоков социализации. Не

зависимо от того, что каждый из них несет собственные нормы, цен

ности и программу научения индивида политическим ролям, все они конкурируют не только друг с другом, но и с государственными струк

турами.

Таким образом, индивид формирует свои взгляды, предпочте

ния, отношение к политике на пересечении всех этих конкурирующих друг с другом процессов, для которых характерны собственные при

оритеты в толковании политических ценностей и поведенческих стан

дартов. Это 

показывает, что политическая социализация всегда су

ществует как совокупность конкретных механизмов научения инди

вида способам политического участия, формирующихся на основе совершенно определенных культурных ценностей и стандартов.

Открытые контакты человека с разными групповыми культурны

ми нормами и стандартами неизбежно предопределяют его те или иные предпочтения, расположенность и восприимчивость к совер

шенно конкретным ориентирам и способам политического участия. В силу этого менее значимые, менее престижные или по другим при

чинам неприемлемые для человека ценности политической культуры выражают тенденцию десоциализации.

Конкурентный характер усвоения различных ценностей и стан

дартов политической культуры предопределяет и процесс формиро

вания разнообразных типов политической социализации. В частно

сти, в обществе может сложиться гармонический тип политической социализации, отражающий психологически нормальное взаимодей

ствие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей. Человек, негативно относящийся ко всем социальным и политическим нормам (кроме «своей» группы), пред

ставляет гегемонистский тип политической социализации. Тот, кто в результате конкурентного усвоения разнообразных норм и ценнос

тей будет признавать принципы равноправия с другими гражданами, правомочность их ориентации на предпочтительные для них идеи и свободы, а также выработает в себе способность менять свои полити

ческие пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам, будет представлять плюралистический тип политической социализа

ции. Человек же, усматривающий цель своего политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками, будет представлять тип конфликтный.

^ 3.Факторы политической социализации личности.

Агенты или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность. К непосредствен

ным (собственно) агентам политической социализации относят

ся политические институты и организации (государство, поли

тические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стре

мится контролировать и направлять политическое поведение личности.

Агенты политической социализации выступают также способа

ми и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различ

ные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политиче

ской жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не' только собственно политические, но и неполитические факторы. Семья, группы сверстников, церковь, система образования, про

фессиональные и женские организации, культурные и спортив

ные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсме

нов при агитации за или против того или иного политического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации.

Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ 

жизни человека, национальные традиции и даже отдельные, важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработ

ной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров, массовая коррупция и т.д.

В определенных общественных ситуациях неполитические факто

ры могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаи

мосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вы

нуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к по

литической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обще

стве этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в об

ществе, где происходит резкая смена политических норм и цен

ностей, политических отношений и форм политической деятель

ности, часто возникает кризис системы политической социализа

ции, политическая аномия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется, прежде всего, в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и/или раз

рушаются старые механизмы их трансляции, что особенно на

глядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.


^ 4. Модели политической социализации.

Политическая социализации личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен прежде всего соотношением экономических, политических и других ин

тересов человека и общества, гражданина и государства. Различ

ная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической социализации личности. Под типом поли

тической социализации имеется в виду совокупность устоявших

ся ценностных образцов взаимодействия личности и политиче

ских институтов общества. На него оказывает влияние совокуп

ность ряда факторов: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общества, доминирующие агенты политической со

циализации и др.

В общем плане тип политической социализации определяет

ся теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического пове

дения, соответствующий политической культуре данного обще

ства. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества.

Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической систе

ме в целом. Личность рассматривается как сознательный и доб

ровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и лично

стью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности — перед властью и власти — перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в ус

ловиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового государства. По существу это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бескон

фликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.



Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принци

пах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суве

рен, равноправный и независимый гражданин. Основное усло

вие функционирования данного типа политической социализа

ции — защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответ

ственность гражданина перед законом, т.е. право, выступает как основание и как реальность свободы личности. Это является гарантом, что плюрализм не превратится в анархизм и не пере

растет в гегемонизм.

Гегемонистский тип характерен для общества закрытого ти

па. Его сущностью является установка на резко отрицательное от

ношение личности к любым политическим системам и организа

циям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политиче

ская социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз политического поведения человека: «партия (нация, государство и т.д.) превыше всего».

Конфликтный тип характеризуется борьбой между различ

ными политическими группировками общества, в основе, которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в каче

стве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации фор

мируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. Главный принцип политического взаимодействия здесь — лозунг «Кто не с нами, тот против нас». Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще сильны социально-политические элементы традиционного общества.



Глава II.Стадии политической социализации

^ 1.Трудности создания единой концепции политической социализации.

В современной политологии утвердилось точка зрения ,что политическая социализация личности это процесс ее развития, продолжающийся в те

чение всей жизни человека и в разных социальных группах и общностях. Можно выделить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в политическом развитии личности. Однако при объяснении специфики этих стадий сегодня нет единой точки зрения.

Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами.

1. Концепция политической социализации начала формиро

ваться после создания теории общей социализации личности и на ее основе. Однако и по сей день существует несколько тео

рий общей социализации личности, наличие которых и затруд

няет создание концепции политической социализации. Назовем лишь некоторые из теорий общей социализации личности.

^ Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. Согласно Дж. Миду процесс развития личности включает три стадии, свя

занные с принятием на себя роли других людей: (1) имитация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его; (2) игровая стадия — дети осознают свое поведение как исполнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.); (3) стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оце

нивают свое поведение по нормам и стандартам других людей.

^ Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего тео

рию социализации личности на протяжении всей жизни челове

ка. Согласно этой теории личность проходит восемь стадий, ка

ждая из которых связана с преодолением кризисов индивиду

ального развития.

^ Теория когнитивного развития Ж. Пиаже, исследовавшего прогресс развития познания человека, обучения его мышлению: Согласно этой теории 

на каждой стадии развития личности воз

никают новые познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре: (1) сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) — характеризуется тем, что у детей формируется способ

ность надолго сохранять в памяти образы предметов окружаю

щего мира; (2) предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) — связана с различением детьми символов и значений. В конце ее дети понимают разницу между символами предметов и самими предметами; (3) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) ребенок учится совершать мыслительные операции, переносить в идеальный план те действия, которые он ранее выполнял толь

ко руками; (4) стадия формальных операций (от 12 до 15 лет) — ха

рактеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные за

дачи, осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.

^ Теория социализации Т. Парсонса. Согласно этой теории в про

цессе социализации происходит обучение человека социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образ

цы поведения в процессе ее общения со значимыми для нее. Ос

новной общностью первичной социализации является семья, хотя на уровне семьи социализация не заканчивается. Она представля

ет собой постоянный процесс приспособления человека к суще

ствующим в обществе ценностным образцам поведения.

2. На политическую социализацию большое влияние оказы

вает конкретный социокультурный контекст развития личности. Прежде всего, это та политическая культура, в рамках которой происходит политическая социализация. Кроме того, на поли

тическую социализацию личности влияют разнообразные и раз

нокачественные факторы: характер социальной стратификации общества, система образования и воспитания, национально- этнические особенности, религиозные верования и т.д. Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую для всех стран теорию политической социализации личности, по крайней мере, говорить сегодня об этом еще преждевременно.



Достаточно отметить, что концепции современных полито

логов по рассматриваемому вопросу расходятся уже на подсту

пах к созданию концепции политической социализации. Так, одни полагают, что в ее основе должна лежать позиция, соглас

но которой личность подчинена целому и в процессе своего развития сознательно и добровольно усваивает существующие ценности и нормы политической культуры общества. Согласно другой точке зрения личность должна рассматриваться в качест

ве субъекта власти, поэтому процесс ее социализации реализует

ся во взаимодействии с существующей политической системой. Нам представляется, что правы те, кто рассматривает политиче

скую социализацию личности как двуединый процесс, в котором она одновременно выступает и как субъект, и как объект власти, политической деятельности и политических отношений. В про

цессе политической социализации личность одновременно и приспосабливается к ним, и изменяет их в соответствии со своими интересами, ценностями и установками.




^ 2.Основные качественные этапы политической социализации.

Характер и уровень политической социализированности человека не могут оставаться неизменными на протяжении всей его жизни. Несмотря на имеющиеся расхождения, политологи согласны в том, что основ

ными качественными этапами политиче

ской социализации являются первичная и вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, наличие политического опыта и уровень политиче

ской идентификации личности.

^ Первичная политическая социализация характерна для детско

го возраста. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже с трех лет. Базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы поли

тической социализации личности с 3 до 13 лет.

(1)Политизация — характеризуется непосредственным вос

приятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни.

(2) Персонализация — ребенок персонифицирует политиче

скую власть. Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например президента страны, поли

цейского, которых он часто видит, на экране телевизора или "на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти.

(3) Идеализация — тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только пози

тивные качества и свойства, т.е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке пред

ставителей власти.



(4) Институционализация — по мере накопления политиче

ского опыта и представлений, по мере усложнения образа поли

тической картины мира осуществляется переход от персонифи

цированного представления о власти и политики к надличност

ному, институциональному уровню. Формируется осознание по

литической системы как сложного образования, включающего государство, партии, органы правосудия, полицию и т.д.

Представленная модель политической социализации лично

сти относится к направлению, которое получило название поли

тической поддержки власти и которое призвано обеспечить ста

бильность политической системы. В этой модели политическая социализация ребенка происходит таким образом, что разви

вающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имею

щуюся политическую систему.

Однако более или менее сносно такая модель может функ

ционировать лишь в стабильной и достаточно однородной со

циокультурной среде. В действительности политическая социа

лизация осуществляется не только сознательным и доброволь

ным принятием и поддержкой существующего политического строя, но и его критикой, в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению лич

ности в опосредовании отношения между ребенком и офици

альной властью. Причины такой конфликтной формы полити

ческой социализации могут носить экономический, социаль

ный, расовый, этнический, религиозный и другой характер.

Семья вообще является самым первичным условием полити

ческой социализации. Именно здесь формируется основа поли

тических установок и взглядов личности. Семейный уклад, со

циальный статус семьи, ее нравственные характеристики. Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные груп

пы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое поведе

ние. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окружение, ко

торые пользуются авторитетом у личности и с которых она бе

рет пример. Если в 

начальный период развития ребенка перво

степенное влияние на его политическую социализацию оказыва

ет семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Среди других ин

ститутов и групп политической социализации следует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

В целом особенности первичного этапа политической со

циализации состоят в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущ

ности и значения. Поэтому для исключения в будущем аномальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать определен

ную последовательность в применении механизмов передачи ребен

ку политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохране

ния естественного характера включения его в политический мир предпочтительны те социальные формы, в которых политическая информация неразрывно соединена с авторитетом учителя, приме

ром деятельности старших и ни в коем случае не содержит жестких идеологизированных образов и понятий. Только на этой основе раз

вивающееся детское сознание можно подкреплять императивными суждениями и оценками, а впоследствии и аксиологическими нор

мами и представлениями (ценностями, идеалами, принципами).
^ Вторичная политическая социализация начинается с того вре

мени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основ

ные социально-политические ценности, установки, представле

ния и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом поли

тики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в со

ответствии со своей политической позицией.



Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности человека, когда он, освоивший приемы переработки инфор

мации и осуществления ролей, способен противостоять групповому дав

лению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции, производить переоценку культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет так называемая обратная социализа

ция (ресоциализация), отражающая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу это

го вторичная социализация выражает непрерывную коррекцию челове

ком своих ценностных представлений, предпочтительных способов по

литического поведения и идеологических позиций.
Вторичный этап политической социализации личности про

должается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и вре

мя завершения активного участия в общественно-политической жизни.

Политическая социализация носит, таким образом, динами

ческий характер в силу постоянного изменения всей совокупно

сти социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамич

ность процесса политической социализации личности — харак

теристики объективные и необходимые для ее развития. Для то

го чтобы жить нормальной политической жизнью, человек дол

жен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех отношениях и в полной мере образами, чувствами и ценностями прошлой жизни, — это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще отказы

ваться от своих стержневых политических убеждений. Другими словами, политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равновесием. Оно выражается в том ,что 

личность , адаптируясь к новым политическим условиям, вместе с тем активно воздействует на них, не теряя своей политической самоинтификации.

В целом, несмотря на повышение роли самостоятельного выбора ценностей и ориентиров, основное значение на данном этапе имеют цели адаптации, приспособления человека к сложившейся полити

ческой системе. Человек не способен самостоятельно сформировать все условия своего политического участия, и потому, как заметил Ф. Хайек, он приспосабливается даже к тем переменам и сторонам жизни, смысл которых не понимает. И все же элемент осознанной ориентации на определенные политические стандарты имеет место. В частности, он выражен в механизме «предварительной социализа

ции», который, по мысли Р. Мертона и К. Росси, характеризует пред

варительную ориентацию личности на предпочтительные для него нормы и стандарты той или иной группы. Это как бы «заблаговре

менная социализация», обусловливающая целенаправленные действия индивида, его сознательную устремленность к значимым для него стандартам и ценностям. Таким образом, он как бы искусственно «подтягивает» себя к этим групповым стандартам, несмотря на внешнее воздействие системы.




^ 3. Политическое поведение и его типы.

Специфика понятия «политическое поведение». Изучение данной сторо

ны политической жизни позволяет выявить зависимость политических событий и процессов от состояния, направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены, раскрыть внутренний меха

низм, структуру политической деятельности: ее мотивы, формы выра

жения, направленность действий и уровень ее организации.

Среди наиболее значимых видов политического поведения выделяют следующие:

  • реакция, когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае являются другие люди и институты;

  • периодическое участие, связанное с делегированием полномо

  • чий во всякого рода выборах, политических кампаниях; работа в политических организациях, движениях, партиях;

  • выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и ох

  • раны правопорядка, привлечение общественности к осуществлению контроля за их деятельностью;

  • посещение политических собраний, освоение и передача поли

  • тической информации, участие в политических дискуссиях;

  • прямое действие — непосредственное влияние на функциониро

  • вание и изменение политических институтов через такие формы по

  • литической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, кампании неповиновения или бойкота;

  • воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими деятелями, представителями госу

  • дарственных и политических организаций и движений.

^ Регуляция политического поведения. Важнейшим стимулом поли

тической деятельности служит интерес, в его основе лежит та или иная 

проблема жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для того, чтобы факт понимания пе

рерос в политическое действие, требуется новое звено — психологиче

ский импульс готовности к действию, который складывается из жела

ния принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки — от проблемы к действию по ее решению могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может быть чисто эмоциональным от

кликом на то или иное событие, продуманной, прагматичной акцией по последовательной реализации принятой программы или рассмат

риваться участниками как свершение определенной миссии по «осво

бождению», «завоеванию», «восстановлению».

Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов, как:

• роль — это та формальная рамка поведения, которую принимает на себя участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

• статус — совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта типов политического поведения, функций, которые он готов принять на себя в политике;

• принадлежность к группе, социальной или политической общ

ности, возникающая на основе определенного вида отношений меж

ду ее членами;

• участие в организации — группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.

^ Категории участников политического действия. В рамках политиче

ского поведения, как и во всяком коллективном действии, люди ведут себя по-разному и выступают в качестве:



лидеров, возглавляющих политическое движение, своим автори

тетом и влиянием способствующих его сплочению и достижению на

меченных целей, характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными;

активистов — посредников между лидером и последователями, которые организуют участников движения, постоянно снабжают лиде

ров информацией о достигнутых результата и трудностях, вносят суще

ственные коррективы в стратегию и тактику политического поведения;

последователей, поведение которых характеризуется разной сте

пенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интере

сам, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

лидеров мнения, не влияющих на поведение участников с точки зрения его организации, но своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создающих «поля» эмоционального и социального напряжения вокруг проблем, делающих их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директи

вой для действия.

Участие. Никакая политика как система целенаправленных дейст

вий, осуществляемых организованным путем, невозможна без под

держки извне — из социальной среды она черпает все необходимые ей ресурсы: человеческие, энергетические, технические, информацион

ные, культурные. Поддержки можно добиться разными способами, но основных путей два: демократический — когда поддержка осуществля

ется в форме участия, и авторитарный или тоталитарный — соучастие.

Политическое участие — проявление непрофессиональной поли

тической деятельности. Его модификации весьма многообразны, но в целом оно всегда представляет собой «усилия простых людей в любом типе политической системы повлиять на действия своих правителей, а иногда и сменить их». Формируясь под воздействием таких компонентов социального бытия, как статус, образование, пол, возраст, по

литическое участие, конечно, 

зависит от ориентации, мировоззренче

ских установок, интересов и целей людей, а разнообразие его форм «ассоциируется с богатством ассоциированной жизни».

Ориентированные на обеспечение соучастия, получая от общества все необходимые им ресурсы, авторитарные и тоталитарные полити

ческие системы жестко негативно реагируют на любые попытки вли

яния извне на определение курса власти. Рассчитывая и нуждаясь в поддержке массы, здесь в ней видят слепое и пассивное стадо, участие которого в делах правящей группы просто не предусматривается, хотя масса о них осведомлена и время от времени подключается к реализа

ции принятых руководством решений.

Ясно, что само по себе участие может оказаться не только опорой, но и помехой в проведении политической линии; видимо, многое в политике было бы проще, если бы ее реализация зависела только от решений и действий «профессионалов». Но в политике этого просто не должно и не может быть, те проблемы, которые в этой сфере возни

кают, являются не частным, а общим делом, или, как говорил В.И. Ле

нин, «делом миллионов». Вытеснение массы из политики оказывается вызовом ее природе, деформирует ее сущность, превращает в нечто иное, например, в экономику, когда люди приходят в эту сферу только для того, чтобы «сколотить капитал», сначала политический, а потом и настоящий — экономический; или политика превращается в преступ

ление, когда осуществляется террористическими методами.

Абсентеизм. Наиболее распространенным видом негативного поли

тического поведения служит феномен абсентеизма отказа или воздер

жания от участия в выборах. Поскольку значение выборов в механизме организации и функционирования демократических политических сис

тем велико и практически все важнейшие институты формируются на их основе, то феномен абсентеизма является традиционным предметом пристального внимания как теоретиков, так и практиков политики. Ведь в результате неуправляемости и нарастания абсентеизма или орга

низации избирательной 

кампании без учета причин и механизмов, его вызывающих, деятельность политической системы может быть просто блокирована, и начнется ее разрушение.

Знание основных причин, способствующих неучастию в выборах, позволяет предвидеть многие неожиданности, предотвратить наступле

ние негативных последствий такого рода акций. Количество избирателей, отказывающихся от участия в голосовании, увеличивается, когда сам выбор приходится делать или из очень ограниченного (I --2), или из очень большого числа кандидатов, т.е. практика организации изби

рательных кампаний показывает, что существует некий оптимум коли -чества кандидатов, переход за верхнюю или нижнюю границу которою грозит нарастанием абсентеизма. Существует тесная связь между ин

тенсивностью политической жизни, яркостью и привлекательностью избирательных программ и экономическим положением страны и ря

дового избирателя. На фоне экономической разрухи, деградации усло

вий существования политический активизм выглядит просто раздража

юще и оборачивается отказом от участия в выборах, которые на взгляд гражданина выглядят пустой тратой времени и ресурсов.




^ 4. Специфика политической социализации личности в современной России.

Особенности политической социализации личности в нашем обществесегодня обусловлены, прежде всего, его переходным состоянием. Модель в современной России «политической поддержки», о которой сказа

но выше, в сегодняшней России пока непри

менима. Страна постоянно сталкивается с трудностями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, со

циальной и духовной. Экономические реформы буксуют. Дина

мика социальной стратификации остается неблагоприятной. Со

храняются пропасть между богатством и бедностью, массовое об

нищание населения. Достаточно сказать, что сегодня 1,5% росси

ян владеют 65% национального богатства страны. Среднего клас

са — основы стабильности — у нас нет. Протесты, голодовки, пикеты перманентно возникают в различных регионах страны.

За истекший период произошла утрата старых ценностей и установок, в том числе и политических, у большинства населе

ния, а новые еще не сформировались. Ситуация экзистенциаль

ного вакуума, связанная с потерей смысла жизни, никчемности своего существования, стала реальностью для многих членов общества. В стране растут наркомания, алкоголизм, преступ

ность и суицид. Вместе с тем происходит дальнейшее отчужде

ние многих россиян от политики. Все еще остается чувство нет уверенности и страха перед будущим. Политическая психология многих людей характеризуется пессимизмом и негативизмом.

Все это непосредственно воздействует на процессы политиче

ской социализации личности. В советское время партия комму

нистов была единственной «руководящей и направляющей силой общества», охватывающей своим влиянием и контролем деятель

ность всей системы политического воспитания и образования — от университетов марксизма-ленинизма до политических кружков пенсионеров ЖЭКа, а также и такие важнейшие институты поли

тической социализации, как дошкольные 

учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, армия. Теперь же при наличии большого числа конкурирующих и часто мало влиятельных политических партий и организаций политическая социализация осуществляется стихийно и противоречиво. Основным ее типом является конфликтный. При этом человек часто теряет смысл и ценность политической жизни. Он находится в постоянном про

тиворечии с политической реальностью, которую ему трудно понять в силу ее неопределенности. Отсюда и наблюдающийся про

цесс политической дезидентификации личности.

Выход из сложившейся ситуации зависит от успехов в эко

номике. Пока не начнет эффективно работать производство, пока не будет вовремя выплачиваться заработная плата, пока не улучшится благосостояние народа и не сформируется на этой основе мощный средний класс, до тех пор ни о какой гармони

ческой модели политической социализации не может быть и речи. Переход к такой модели требует общности или хотя бы совпадения основных интересов, а этого нельзя достигнуть, не ликвидировав пропасть между богатством и бедностью. До тех пор пока в стране не будут положительно решаться социально-экономические проблемы, люди, в том числе находящиеся на начальных этапах политической социализации, будут совершен

но по-разному воспринимать политических лидеров, власть, правительство и само государство. Одни будут говорить «это наше правительство», другие — «это их правительство».

Без единства общества, без гармонизации его интересов не

возможен бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях экономической и политической неопре

деленности люди даже в одной социальной среде придержива

ются порой разной политической ориентации. Кроме того, сами институты — семья, школа, вуз, армия — и сегодня находятся в состоянии, далеком от благополучного.



Заключение.

Итак, каким образом и насколько успешно будет проходить разви

тие России, в конечном счете, зависит от степени политической социализации каждого гражданина, от политической воли, цен

ностей и идеалов «рядовой» личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности. Современное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем са

мым на деле обнаружить качество и степень своей политической социализации. Вместе с тем именно в такие периоды истории политическая социализация происходит наиболее интенсивно, ибо снимаются многие старые ограничения и запреты и созда

ются условия для более свободного проявления своей политиче

ской воли. Правда, следует иметь в виду, что с этим связано и возрастание ответственности каждого за свои поступки.




Список литературы.

  1. А.И. Демидов

  2. В.Н. Лаврененко

  3. А.И. Соловьёв



Скачать файл (58.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru