Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Защита населения и территорий при ЧС - файл 87622.rtf


Реферат - Защита населения и территорий при ЧС
скачать (22.7 kb.)

Доступные файлы (2):

87622.rtf189kb.18.04.2010 01:38скачать
Allbest.ru Home.html1kb.23.06.2009 16:21скачать

содержание
Загрузка...

87622.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые основы.

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, характеризующаяся опасностью для жизни и здоровья человека, окружающей природной среды, значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности населения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное изменение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действия характерных для них опасных факторов.

^ Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года) определяет общие для РФ организационно-правовые нормы, распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, предприятий и организаций всех форм собственности и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон включает 9 глав и 31 статью.

^ Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие. Основная цель РСЧС – объединение усилий центральных и региональных органов предварительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на не скольких правилах:

 признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

 соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

 приоритет профилактической работе;

 комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

 построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие). Территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Функциональные подсистемы создают в министерствах, ведомствах и организация РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

^ Силы и средства РСЧС поздравляются на:

силы и средства наблюдения и контроля;

силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды опасных объектов, здоровья людей. Силы и средства ликвидации последствий ЧС военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных федеральных организаций и других служб защиты животных и растений Минсельпрода; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; соединение гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы, соединений и частей радиационной химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; восстановительных и пожарных поездов МПС; аварийно-спасательных служб ВМФ России и др.

Их функции:

оказание помощи в случае их возникновения;

определение порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ;

определяет порядок сбора и обмена информации по всем вопросам ЧС;

принимает другие необходимые решения по своей компетенции и издает нормативно-правовые активы в области защиты населения и территорий от ЧС.

^ Органы государственной власти субъектов РФ:

 принимают законы и другие нормативные правовые акты в области защиты населения и своей территории от ЧС;

 осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в условиях ЧС;

 принимают решения о проведении, при необходимости, эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение;

 обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникшей ЧС;

 организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

 поддерживают общественный порядок в ходе их проведения;

 при необходимости обращаются за помощью к Правительству РФ;

 осуществляют финансирование мероприятий для защиты населения и территорий от ЧС;

 создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

 создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС.

^ Органы местного самоуправления самостоятельно:

 осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территории от ЧС, организуют обучение населения способам защиты и действиями в этих ситуациях;

 принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение;

 осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

 осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и своей территории от ЧС;

 создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

 организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;

 содействуют при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решения задач в области защиты населения и территории местного региона от ЧС.

^ Организации, эксплуатирующие потенциально-опасные с точки зрения ЧС объекты, обязаны:

 планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников в своих объектов от ЧС;

 планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС;

 подготовить необходимые силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС;

 создать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о ЧС;

Территория РФ разделения на 9 регионов, в которых созданы региональные центры РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов – на – Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск).

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1. Режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.

2. Режим повышенной готовности – функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.

3. Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.

Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и профессионального высшего образования.

Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

 обучение всех групп населения правилам поведения и способам защиты от чрезвычайных ситуаций;

 обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

 ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

 подготовка учащихся общеобразовательных учреждений начального, среднего и профессионального высшего образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций;

 обеспечение проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с разработанными планами;

 создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; информация в области защиты населения и территории от ЧС;

 все проекты технологических процессов, объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками ЧС, или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, проходят обязательную государственную экспертизу.

^ Ликвидация последствий ЧС

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Чрезвычайные ситуации ликвидируются соответственно их уровню и значению: локальная - силами и средствами предприятия или организации, на территории которых они произошли; местная – при помощи органов местного самоуправления; территориальная – органов исполнительной власти субъекта РФ. Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных работ. Однако еще до наступления самой чрезвычайной ситуации к ее появлению необходимо подготовиться: заблаговременно должны создаваться резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации и поддержания жизнеобеспечения людей. Сюда входят:

 продовольствие,

 пищевое сырье,

 медицинское имущество;

 медикаменты;

 транспортные средства;

 средства связи;

 строительные материалы;

 топливо;

 средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Резервы всех необходимых вещей создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема по их ликвидации, максимально возможного использования сил и средств по следующим уровням управления:

 Федеральный резерв в составе государственного материального резерва – решением Правительства РФ;

 Резервы федеральных органов исполнительной власти;

 Резервы субъектов РФ – решением органов исполнительной власти субъектов РФ;

 Местные резервы – решением органов местного самоуправления;

 Объектовые резервы – решением администраций предприятий, учреждений.

Номенклатура и объемы резервов, а так же контроль за созданием, хранением, использованием и их восполнением устанавливаются создавшим их органом. Размещаются резервы на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Резервы используются при проведении аварийно-спасательных и иных неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и питания пострадавших граждан, оказание им единовременной материальной помощи и иных первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Финансирование издержек по созданию, использованию и восполнению ресурсов осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств федеральных органов исполнительной власти, собственных средств предприятий, учреждений.

^ При ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий производятся экстренные поставки материальных ресурсов. Для этого используются средства банков под гарантию Правительства РФ при расчетах за формирование, закупку, доставку, хранение и страхование материальных ценностей, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. От имени Правительства гарантии по возврату средств банков предоставляет Минфин России в пределах ассигнования на эти цели, предусмотренных в федеральном бюджете. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) совместно с Государственным комитетом РФ по государственным резервам (госкомрезерв России) ежегодно определяет перечень предприятий-поставщиков в государственные резервы материальных и продовольственных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом таможенное оформление товаров при их ввозе, вывозе осущетвляется в приоритетном порядке.

Целью проведения спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным; локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ на предприятиях.

^ Спасательные работы в очагах массового поражения включают: разведку маршрутов выдвижения формирований и участков работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой; оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения; вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

^ Другие неотложные работы включают: прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ; ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ, а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных ЧС; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов.

СиДНР проводятся непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения.

Должны быть обеспечены: быстрый вход в очаг поражения, развертывание и проведение СиДНР в сжатые сроки; непрерывность их проведения; наращивание усилий по мере расширения фронта работ; маневр силами и средствами в ходе их выполнения; своевременную замену формирований; широкое и умелое использование прибывающей техники, а также аппаратуры для розыска и извлечение людей из-под завалов и разрушенных защитных сооружений; удобство в управлении и поддержании взаимодействия.

Для проведения СиДНР могут применяться все имеющиеся типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального хозяйства района (города).

В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность с учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, постановка средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий.

Значительная часть работы в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Очень важно, как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. Пожарные в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно с тушением пожара эвакуируют людей.

После всего определяется материальный ущерб и число жертв. Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных объектов) и косвенного (недополученный доход, товары, материальные ценности).

Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило после проведения комплекса спасательных работ.
Критерии чрезвычайных ситуаций



п/п

 

Тип критерия

Номер

параметра

Качественное описание критерия

1

Временной

1

2

Внешняя внезапность, неожиданность возникновения.

Быстрое развитие событий (с момента

возникновения чрезвычайной ситуации).

2

Социально –экологический

3
4

5

Человеческий жертвы, эпидемии, мутагенез, тератогенез у человека и животных.

Эпизоотии, массовый падеж скота.

Вывод из производства значительной части природных ресурсов, сельскохозяйственных угодий и культур.

3

Социально-психологический


6
7

Стрессовые состояния (страх, депрессии, психосоматические симптомы, фобии, паника и т.д.).

Дестабилизация психологической устойчивости населения в посткризисный период.

4

Социально-политический

8

9
10

Остроконфликтность, взрывоопасность.

Усиление внутриполитической напряженности, широкий внутриполитический резонанс.

Усиление международной напряженности, широкий международный резонанс.

5

Экономический (включая технико-экономический)

11
12
13


14

Значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выражении.

Выход из строя целых инженерных систем и сооружений.

Необходимость значительных материальных затрат на восстановление и компенсацию, создание специальных фондов (страховых и т.д.).

Необходимость использования большого количества разнообразной техники, в том числе качественно новой, для предотвращения ситуации и ликвидации ее последствий.

6

Организационно-управленческий

15
16

Неопределенность ситуации, сложность принятия решений, прогнозирования хода событий.

Необходимость быстрого реагирования (принятия решений).

Необходимость привлечения большого числа различных организаций и специалистов. Необходимость масштабных эвакуационных и спасательных работ, включая скорую медицинскую помощь.

7

Специфический (мультипликативный)

18

Много- и разноплановость последствий, их цепной характер (например, разрушение объекта вследствие пожаров, выход из строя коммуникаций из-за пожаров и т.д.; задержка в развитии или отказ от продолжения соответствующей научно-технической программы и т.д.)


^ Транспортные аварии

- Крушение товарного поезда при наличии более 15 пострадавших

- Крушение пассажирского поезда, если число жертв более 4 человек

- Аварии грузовых судов

- Аварии пассажирских судов

- Авиакатастрофы

- Автокатастрофы

Пожары, взрывы

- На объектах (если более 10 пострадавших или 2 погибших)

- На объектах с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, взрывчатые вещества, вызвавшие заражение

- На транспорте

- В шахтах

- В жилых домах

Аварии с выбросом сильнодействующими ядовитыми веществами

- При количестве пострадавших более 10 или погибших более 2 человек

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

- На атомных установках (если 10 пострадавших или 2 погибших)

- На предприятиях ядерного топливного цикла с радиоактивным зараджением в санитарно-защитной зоне

- При транспортировке радиоактивных веществ (более 100 предельно допустимой концентрации)

- При ядерном взрыве (радиоактивное заражение более 10 ПДК суточной дозы)

Аварии с выбросом биологических средств

- На объектах экономики и в НИИ

- На транспорте

- С биологическими боеприпасами

Внезапное разрушение зданий

- Обрушение элементов транспортных коммуникаций

- Обрушение производственных зданий

- Обрушение зданий жилого фонда

Аварии в электроэнергетических системах

- Аварии на электростанция с длительным перерывом подачи электроэнергии

- Аварии на линиях электропередач с длительным перерывом подачи электроэнергии

- Выход из строя сетей электрического транспорта

Аварии в коммунальных сетях

^ Канализации при концентрации загрязняющих веществ, более чем в 10 раз превышающих ПДК

- Теплоцентралей в холодное время года

- Водопровода

- Газопровода

Аварии на очистных сооружениях

- Промышленных ОЭ (выброс более 10 т)

- Из-за выброса газов

Гидродинамические аварии

- Прорыв плотин с затоплением их волной

- Прорыв плотин с их затоплением из-за паводка

Средства медицинской защиты предназначены для профилактики или уменьшения степени воздействия поражающих факторов ЧС, а также для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС.

К средствам медицинской защиты относятся радиозащитные средства, антидоты (противоядия), антибактериальные препараты, средства частичной санитарной обработки.

Радиозащитные средства – это препараты, способствующие повышению сопротивляемости организма действию радиоактивных веществ. Они делятся на следующие группы:

1. средства профилактики поражений при внешнем облучении;

2. средства ослабления первичной реакции организма на облучение (в основном это противорвотные средства);

3. средства профилактики и радиационных поражений при попадании радиоактивных веществ внутрь организма (препараты способствующие максимально быстрому выведению радиоактивных веществ из организма);

4. средства профилактики поражений кожи при загрязнении ее радиоактивными веществами (средства частичной санитарной обработки).

Антидотами (противоядиями) называют вещества или препараты, способствующие разрушению или нейтрализации отравляющих веществ.

Антидотную терапию проводят только при подтверждении факта применения отравляющих веществ и его идентификации.

Антидоты делят на неспецифические (адсорбенты) и специфические, действующие избирательно в отношении определенных ядов.

Противобактериальные средства применяются при применении или при угрозе применения биологических средств.

Антибактериальные средства делят на средства специфической и неспецифической профилактики.

Средства неспецифической профилактики применяют при угрозе загрязнения окружающей среды биологическими средствами или после заражения, если не известен вид возбудителя. К ним относятся антибиотики, интерфероны.

С момента установления вида возбудителя проводится специфическая профилактика препаратами, к которым точно установлена чувствительность определенного вида возбудителя или гамма - глобулинами.

К табельным средствам медицинской защиты относятся: АИ-2 (аптечка индивидуальная), в комплект которой входят средства первичной профилактики шока, а также антидоты, антибактериальные средства; индивидуальный противохимический пакет различных модификаций, предназначенный для частичной санитарной обработки; пакет перевязочный индивидуальный (ППИ).

Санитарная обработка – это комплекс мероприятий по частичному или полному удалению с поверхности кожи и слизистых оболочек радиоактивных веществ, отравляющих веществ и биологических средств.

В соответствии с этим различают частичную и полную санитарную обработку.

Частичная санитарная обработка проводится в очаге поражения в порядке само- и взаимопомощи при помощи индивидуального противохимического пакета.

Полная санитарная обработка проводится после выхода из очага поражения и заключается в мытье всего тела водой с применением моющих средств с последующей дезактивацией, дегазацией, и дезинфекцией одежды и обуви.




Скачать файл (22.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru