Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Практика в школе - файл 1.doc


Практика в школе
скачать (272.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc273kb.16.11.2011 11:27скачать

содержание

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Факультет психологии


Отчетная документация по практике

Практика в школе


Выполнил:

Студент _ группы

Специальность: педагогика и психология

Чернышева Татьяна Александровна

Руководитель-методист:

__________________________________________________________________


Екатеринбург

2007 – 08

Содержание:


  1. Дневник студента-практиканта……………………………………………………….……….3

  2. База практики……………………………………………………………………….…………..5

  3. Цель практики………………………………………………………………………….……….6

  4. Список диагностических методик…………………………………………………….…….....7

  5. Психологическое заключение № 1…………………………………………………….……....8

  6. Психологическое заключение № 2……………………………………………………….…...10

  7. Психологическое заключение № 3……………………………………………………………12

  8. Психологическое заключение № 4……………………………………………………....…....16

  9. Психологическое заключение № 5…………………………………………………...……….18

  10. Диагностика социального взаимодействия в 9 классе………………………………..…….20

  11. Анкета для родителей………………………………………………………………….………21

  12. Лекция для родителей…………………………………………………………………......…...23

  13. Информационные материалы для стенда……………………………………………….……28

  14. Конспект беседы о профессии педагога-психолога, психолога, конфликтолога………….30

  15. Характеристика на студента-практиканта от куратора практики по месту прохождения...33

  16. Литература………………………………………………………………………………………34

^ Дневник студента-практиканта

(заполняется студентом совместно с руководителем практики от учреждения)


Дата

Наименование выполненных работ

Результат деятельности

Примечание

(заполняется руководителем)

1

Знакомство с планами работы школьного психолога на период, совпадающий с периодом практики.

Изучение расписания звонков.


Знакомство с планами проведено, расписание звонков изучено.




2

Разработка совместно с руководителем практики плана моей работы, определение класса и педагога для наблюдения

Знакомство с должностными инструкциями, документацией педагога-психолога среднего образовательного учреждения

Намечен план прохождения практики под руководством школьного психолога, Я ознакомлена с должностными инструкциями и документацией педагога-психолога.




3

Присутствие на занятиях, проводимых школьным психологом, для наблюдения за манерой общения, порядком организации психологических занятий.


Проведено наблюдение за порядком организации психологических занятий.




4

Знакомство с классным руководителем, в чьем классе будет проводиться социально-психологическое исследование

Посещение занятий анализируемого класса

Определение группы испытуемых (5 человек), имеющих сходные проблемы развития познавательной или личностной сферы

Знакомство с анализируемой группой и руководителем группы проведено. Группа испытуемых определена.




5

Подбор психодиагностического инструментария для обследования испытуемых

Инструментарий подобран.




6

Проведение обследования испытуемых.

Обработка результатов обследования.

Обследование проведено.




7

Обработка результатов обследования.

Составление психологического заключения по результатам исследовательской деятельности, включающее индивидуальные рекомендации по коррекции и прогноз развития.

Результаты обследования обработаны, составлено заключение.




8

Посещение занятий 9 «Г» класса, наблюдение за учащимися.


Фиксации наблюдений.




9

Проведение исследования межличностных отношений в 9 «Г» классе

Исследование проведено.




10

Анализ собранных данных.

Проведение анкетирования с родителями, для определения темы лекции.

Анкетирование проведено.




11

Обработка результатов анкет.

Составление лекции для родителей.

Лекция составлена.




12

Проведение лекции с родителями.

Лекция проведена.




13

Подбор материалов для стенда.

Оформление стенда.

Стенд оформлен.




14

Подготовка и проведение беседы о профессии педагога-психолога, психолога-консультанта и конфликтолога.

Беседа подготовлена и проведена.




15

Оформление пакета отчетной документации по педагогической практике.








База практики:



Название учреждения,

адрес и телефон

Фамилия

имя отчество руководителя учреждения

Печать учреждения

1








Цель практики:

Изучить основные направления работы педагога-психолога в условиях среднего общеобразовательного учреждения. Сформировать активную профессиональную позицию педагога-психолога среднего образовательного учреждения.


В ходе практики студент решает следующие задачи:

Знакомится со спецификой работы педагога-психолога в школе.

Закрепляет теоретические знания и практические умения взаимодействия с детьми младшего школьного, подросткового и старшего школьного возрастов.

Формирует практические умения в диагностическом, коррекционно-развивающем и социально-педагогическом направлениях работы педагога-психолога


Практика ориентированна на формирование следующих умений: изучать, диагностировать психическое состояния ребенка, сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия психическому развитию детей, а также навыков взаимодействия с  учителями,  администрацией,  родителями,  учащимися.


По запросу классного руководителя была создана группа из 5 человек со сходными проблемами развития познавательной сферы: дети не внимательны на уроках, плохо запоминают материал, отстают от других учеников, получают плохие оценки, хотя желание учиться присутствует.


Список диагностических методик:


1. Методика исследования рефлексивности мышления. (данная методика применена, потому что высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Рефлексивность выполняет функцию контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи.)

2. Методика исследования памяти Джекобсона ( данная методика определяет объем кратковременного запоминания, так как была предъявлена проблема плохого запоминания материала данной группой детей, исследуем у них уровень запоминания при помощи методики Джекобсона, так как проведение данной методики занимает сравнительно небольшой отрезок времени и подсчет результатов можно осуществить практически сразу.)

3. Исследование переключения внимания (выбор данной методики обусловлен тем, что с ее помощью можно описать характер переключения внимания, учитывая особенности концентрации и предложить рекомендации по его развитию)

4. Исследование ситуативной и личностной тревожности.(Методика Ч.Спилбергера, адаптированная Ю.Л.Ханиным) ( Выбор данной методики был обусловлен неплохими результатами по трем предыдущим методикам, с познавательной сферой у ребенка проблем не выявлено, посоветовавшись с психологом, было решено использовать данную методику.)


^ Психологическое заключение № 1

Фамилия имя отчество клиента Новожилов Борис Алексеевич

Возраст на момент обследования 13 лет


    1. ^ Общая характеристика возрастного развития

Борис - развитый ребенок, со слов классного руководителя мог бы сталь отличником так как задатки есть, но за счет того что часто не посещает школу, и не всегда выполняет домашнее задание его успеваемость находится на уровне троечника. Учебой не интересуется. Очень стеснительный ребенок, у которого мало интересов. По словам психолога, ребенок замкнут, неуверен в себе, стеснителен. Из-за частых прогулов не может влиться в коллектив, и из-за этого очень комплексует. Выглядит ребенок опрятно, с взрослыми ведет себя скромно, приветливо. Из любимых предметов в школе рисование, музыка, физическая культура, по русскому языку и математике есть неуспеваемость. У доски чувствует себя неуверенно, теряется. Ни в каких кружках не занимается, в будущем хочет стать футболистом.



    1. ^ Познавательная сфера


А) Список диагностических процедур и методик



Название теста, процедуры

Цель

Форма работы

1

Методика исследования рефлексивности мышления

Исследование рефлексивности мышления

Индивид.,

письменная.



2

Методика исследования памяти Джекобсона

Определение объема кратковременного запоминания

Групповая, письменная.

3

Исследование переключения внимания

Исследование внимания

Индивид., устная.

4

Исследование ситуативной и личностной тревожности

Исследование тревожности

Индивид., письменная.


Б) Исследуемые параметры и результаты

Рефлексивность: уровень выраженности рефлексивности высокий, решены все анаграммы. Стратегия решения анаграмм свернутая, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

Память: Объем кратковременного запоминания средний, уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Внимание: Уровень переключения внимания средний.

Личностная тревожность: высокий уровень

Ситуативная тревожность: высокий уровень

Характерной чертой высокотревожных людей является склонность к “застреванию” на негативных переживаниях, Сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долга и т.д. Такие люди проявляют повышенную тревожность даже в отношении мелких житейских проблем и часто бывают нерешительными, неуверенными в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует также о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его невысоких социально-адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов. Высокотревожные люди постоянно озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании возможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к частым сомнениям, перепроверке сделанного.

На фоне высокой тревожности также развивается низкая самооценка, что еще больше усугубляет ситуацию.


Рекомендации:

Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

         Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трёх направлениях:

1.Повышение самооценки

2.Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях

3.Снятие мышечного напряжения


Рекомендации родителям:

Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребёнку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Рекомендации преподавателям:

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

Чаще используйте упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.

Используйте наказания лишь в крайних случаях.

Не унижайте ребёнка, наказывая его.

Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера.

Не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давайте им возможность действовать в привычном для них темпе

 Хвалите ребёнка даже за не очень значительные достижения.

Не заставляйте ребёнка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники).


^ Психологическое заключение № 2

Старцева Анна Евгеньевна

Возраст на момент обследования 12 лет


I. Общая характеристика возрастного развития


Аня не уверена в себе, не может отстаивать свое мнение. В то же время, доверчива и отзывчива, чем часто злоупотребляют одноклассники. Часто является объектом насмешек.
Некоторая обособленность проявляется как защитный механизм.
В ответственных ситуациях теряется, хотя может выполнить данное поручение.

Не участвует во внеклассных мероприятиях и праздниках.

В эмоциональном плане довольно неустойчивая, ее очень легко вывести из себя. Это говорит о том, что она не обладает способностью рефлексировать свое поведение и соотносить с требованиями социума, это говорит о незрелости психики.

В будущем Аня мечтает выйти замуж и родить детей, мысли о дальнейшей учебе отвергает.

По состоянию здоровья и физическому развитию соответствует показателям развития данного возраста.

Среди интересов исследуемой выявлен интерес к персональному компьютеру, свободное время Аня готова потратить на виртуальное общение.


  1. ^ Познавательная сфера


А) Список диагностических процедур и методик



Название теста, процедуры

Цель

Форма работы

1

Методика исследования рефлексивности мышления

Исследование рефлексивности мышления

Индивид.,

письменная.



2

Исследование ситуативной и личностной тревожности

Исследование тревожности

Индивид., письменная.

3

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Исследование самооценки.

Индивид., письменная.


Б) Исследуемые параметры и результаты

Рефлексивность: Уровень рефлексивности низкий, решены не все анаграммы, стратегия решения анаграмм хаотическая, при которой поиск решения отличается бессистемностью и сопровождается выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; создаваемые гипотезы не подвергаются окончательной проверке.

Тревожность: Уровень тревожности ниже среднего, что говорит о социальной незрелости, отсутствии жизненного опыта.

Самооценка: Уровень самооценки заниженный. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.


Рекомендации:

Рекомендации учителям:

1.Учитывайте особенности самооценки у девочек, отдавайте предпочтение

личностному общению, беседам.

2.Помогайте ребятам с низкой самооценкой проявлять себя в учебе и в творчестве.

3.Способствуйте личностному самоопределению, ориентации в жизни, помогайте в построении жизненных планов.

4.Учитесь строить взаимоотношения на равных, не принижая личностной значимости ваших учеников.

Рекомендации родителям:

1. Не превращайте всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

2.Делайте все, что от вас зависит, что бы он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял себя на показ.

3.Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительский опыт и мудрость - важнейший источник поддержки и помогают в решении не легких и жизненных проблем.

4.Вы можете быть как вдохновителем, так и подавлять своего ребенка.

5.Ваш ребенок- это отдельный, огромный мир о котором вы почти ничего не знаете. Дети быстрее воспринимают новое поэтому часто лучше приспосабливаются к быстрым меняющимся реалиям нашей жизни. Не бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей.

Рекомендации подросткам с низкой самооценкой:

1.Твердо знайте, чего хотите добиться.

2.Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план.

3.Вообразите желаемый результат.

4.Сформулируйте сильную мотивацию достижения желаемого результата.

5.Будьте уверены в себе.

6.Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели.

7.Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.

8.Овладейте умением преуспевать с радостью и ощущением счастья.


Психологическое заключение № 3

Фамилия имя отчество клиента Миронов Дмитрий Валерьевич

Возраст на момент обследования 16 лет



  1. ^ Общая характеристика возрастного развития

Дмитрий – ученик 10 класса, ему 16 лет. Физически развит, не имеет серьезных проблем со здоровьем, рост – выше среднего, активно занимается спортом. Воспитывается в полной семье, состоящей из четырех человек. Отец – руководитель подразделения в коммерческой организации, мать – домохозяйка, старшая сестра – студентка вуза.

Моральный климат в семье Дмитрия благополучный, доброжелательный. Родители имеют высшее образование, в воспитании придерживаются, в основном, демократических позиций, отношения в семье – теплые и доверительные.

В семье принято отдыхать вместе. Случается это не так часто, так как отец много работает, но отдых всегда активный – катание на лыжах зимой, выезды за город летом, посещение развлекательных мероприятий. Скучать дома не принято.

Такое благотворное влияние семьи не могло не сказаться на формировании характера Дмитрия. Человек он открытый, общительный, не избалованный, с хорошими манерами, умеет правильно подать себя, с развитыми лидерскими способностями, но не выскочка. Дмитрий обладает высокими интеллектуальными способностями, хотя много читать не любит. Он занимается футболом, в этом году окончил музыкальную школу по классу гитары. Музыка – его главное увлечение, он посвящает ей очень много времени, благодаря чему достиг высокого уровня исполнительского мастерства. Он играет в группе и мечтает о карьере эстрадного исполнителя.

У него много друзей, одноклассники относятся к нему уважительно.

У Дмитрия большой словарный запас, он практически никогда не испытывает трудностей в точной передаче своих мыслей. Речь правильная и последовательная, практически без пауз. Иногда, когда волнуется, начинает говорить быстрее обычного.

Дмитрий в меру эмоционален, одинаково хорошо умеет как показывать свои эмоции, так и контролировать нежелательные, впечатлителен и сентиментален, склонен к эмпатии, способен к проявлению моральных, интеллектуальных, эстетических чувств. У него выразительная мимика. Настроение у него практически всегда хорошее и устойчивое.

Волевые качества Дмитрия не слишком хорошо развиты. Хотя он энергичен и настойчив, на пути к цели он не всегда добивается ее, склонен браться за несколько дел сразу, не доводя до конца многие из них. Скорее всего – это следствие недостаточной самостоятельности и ответственности, и вероятно эти недостатки будут преодолены им, когда он станет студентом, найдет работу, почувствует себя взрослым.

В учебе не прилагает никаких усилий, она явно занимает не первое место в его жизни, поэтому ранее учился почти на отлично, а теперь «скатился» на тройки. На уроках увлечен своими делами, общением со сверстниками, поэтому нередко пропускает объясняемый материал, часто не выполняет домашнего задания из-за множества других более интересных увлечений. Относится к школе и получению знаний равнодушно, не заинтересован в учебе.



  1. ^ Познавательная сфера



А) Список диагностических процедур и методик




Название теста, процедуры

Цель

Форма работы

1

Методика исследования рефлексивности мышления

Исследование рефлексивности мышления

Индивид.,

письменная.



2

Исследование ситуативной и личностной тревожности

Исследование тревожности

Индивид., письменная.

3

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Исследование самооценки.

Индивид., письменная.

4

Анкета для определения учебной мотивации

Исследование мотивации

Индивид., устная



Б) Исследуемые параметры и результаты

Рефлексивность: Уровень рефлексивности высокий, решены все анаграммы, быстро найден алгоритм решения.

Тревожность: Уровни выраженности ситуативной и личностной тревожности средние.

Самооценка: Адекватная самооценка

Мотивация: положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.


Рекомендации:

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание. Все учителя переживают, когда ученик не старается, не хочет прилагать усилия для учебы. Он может даже сказать: "Давай, учи меня; а лично мне все равно". Автору этой книги не раз приходилось слышать подобные заявления от "немотивированных" учащихся.

Важно понять три важных обстоятельства: 1) мотивация - не врожденное, а приобретенное качество; 2) то, чему учат, можно выучить, и 3) преподавание - это наше профессиональное занятие. Поэтому мы должны хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.

I. Уровень озабоченности.

Один из факторов, на который вы можете повлиять в классе, это уровень озабоченности учащихся, их стремление добиться успеха в учебе. Насколько ученика заботит то, что он изучает?

Есть одно психологическое правило, которое должно влиять на решения преподавателя. Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, ученик плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии.

Этот принцип далеко не нов. Вы пользуетесь им, порой сами того не замечая, чисто интуитивно - повышаете или понижаете озабоченность учащихся в следующих типичных эпизодах:

а. Вы стоите рядом с учеником, который не участвует в уроке,

и тем самым повышаете его беспокойство; или, наоборот, отходите

от слишком озабоченного ученика, чтобы снизить уровень его

тревоги.

б. Вы грозно объявляете: "Эта тема будет в контрольной работе" или, наоборот, подбадриваете учеников: "Этот раздел труден для усвоения, но по мере его изучения вы почувствуете, что дело пошло".

II. Оттенки чувств.

От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр - от безграничной радости до полного отвращения. Ясно, что учащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех (приятное чувство). Здравый смысл и результаты научных исследований требуют от нас создавать приятную атмосферу в классе, чтобы предоставить учащимся максимальную возможность для успеха. Негативные чувства тоже активизируют учащегося, побуждают его к действиям. ("Если не приготовишь урок, тебя ждут неприятности"). Учащийся приложит больше стараний, но затем будет избегать преподавателя, который заставил его пережить неприятные минуты, и его уроков. Старайтесь напомнить учащемуся о приятных моментах после того, как он преодолеет трудности, например:

"Я действительно оказывал на тебя сильное давление, но ты блестяще справился с ситуацией".

"Хотя тебе с трудом давались эти правила, в конце концов, ты их хорошо усвоил".

"Я знаю, ты сердился на меня за те требования, которые я предъявлял к тебе, но ты можешь гордиться своими достижениями".

Ваша профессиональная задача состоит в том, чтобы определить, какие чувства наиболее продуктивны для ваших учеников - приятные, неприятные или нейтральные, какие из них побудят их полнее мобилизовать свои силы на учебу. Ни одна из разновидностей чувств не является универсально продуктивной. Знание этих трех видов чувств и умение мобилизовать каждое из них при необходимости, - вот что отличает учителя, активно стремящегося создать мотивацию у своих учеников, от учителя, который лишь реагирует на ее отсутствие.

III. Успех.

Третий фактор, способствующий росту мотивации учащихся, это ощущение успеха. Если задание простое и не требует серьезных усилий, мы не чувствуем, что добились особого успеха, и не стремимся продолжить учебу. Но если мы достигаем желанной цели, приложив старание и не будучи уверенными в благополучном результате, тогда мы рады успеху и стремимся к новым свершениям.

Чем чаще ваши ученики добивались успеха в прошлом, тем оптимистичнее они ждут новых испытаний. Даже если возрастает риск неудачи, ученики, познавшие вкус успеха, все равно продолжат свои попытки. И наоборот, чем чаще они терпели неудачи в прошлом, тем меньше у них желания снова рисковать, поскольку их прогноз неутешителен - "у меня опять не получится". И чтобы защитить себя от новой душевной травмы, они будут избегать любых попыток. Такие ученики "немотивированны".

Отсюда следует, что мы должны понизить "учебную планку" для менее успевающих учеников. Это не значит, что им позволено "обходиться минимальным"; мы просто создаем им условия для преодоления учебной планки, чтобы они могли готовиться к завоеванию новых высот. На практике это значит, что все учащиеся должны испытывать чувство преодоления, радоваться успеху.

Приведем пример. Вначале мы задаем легкие вопросы менее способным ученикам, потом более сильные ученики отвечают на трудные вопросы. После этого мы просим слабых учеников, слышавших эти ответы, повторить их своими словами - это сложное задание, но не очень рискованное. (К тому же оно позволит им заучить материал, создав тем самым базу для будущих успехов.)


^ Психологическое заключение № 4

Фамилия имя отчество клиента Романчук Евгений Сергеевич

Возраст на момент обследования 12 лет



  1. ^ Общая характеристика возрастного развития

Женя достаточно уверенный в себе, очень энергичный и подвижный ребёнок, обладает любознательностью, желанием сочувствовать, старается завоевать свое место под солнцем, увлечен своей деятельностью. Общительный, свободное время проводит на улице, любит играть в подвижные игры. Пользуется успехом среди друзей. Физическое развитие соответствует возрастным нормам.



  1. ^ Познавательная сфера



А) Список диагностических процедур и методик




Название теста, процедуры

Цель

Форма работы

1

Методика исследования рефлексивности мышления

Исследование рефлексивности мышления

Индивид.,

письменная.



2

Исследование ситуативной и личностной тревожности

Исследование тревожности

Индивид., письменная.

3

Исследование переключения внимания

Исследование внимания

Индивид., устная.



Б) Исследуемые параметры и результаты

Рефлексивность: Рефлексивность мышления высокая, решены все анаграммы, быстро установлена логическая связь в решении анаграмм.

Тревожность: наблюдается повышенный уровень тревожности связанный с различными формами включения в жизнь школы, имеется тенденция к страху самовыражения, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок, а так же проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Внимание: При выполнении монотонных заданий происходит быстрое утомление и снижение работоспособности. Наблюдается нарушение концентрации и устойчивости внимания.


Рекомендации:

-по снижению уровня школьной тревожности:

1. Повышение самооценки ребенка:
- оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребёнке и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;
- называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;
- сравнивать результаты деятельности данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад;
- не давать задания, которые выполняются за определенное, фиксированное время, не следует торопить и подгонять его с ответом;
- постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение "глаза в глаза", которое будет вселять чувство доверия в душу ребенка.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения:
- игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.), в основе которых лежит телесный контакт;
- элементы массажа и даже простое растирание тела, которые также способствуют снятию мышечного напряжения;
3. Обработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка: - сюжетно-ролевые игры (сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать "трудные" случаи из жизни ребенка)
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует, как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы на природу, в зоопарк, в театр, на выставки.


-Рекомендации по развитию внимания:

^ Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

^ Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

^ Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

^ Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

^ Психологическое заключение № 5

Фамилия имя отчество клиента Азарова Елена Николаевна

Возраст на момент обследования 13 лет



  1. Общая характеристика возрастного развития

Азарова Елена старательная, трудолюбивая ученица. Овладевает учебным материалом на достаточном уровне. Учится в меру своих сил, обнаруживает логическое мышление. Имеет особенный интерес к изучению истории, литературы. На уроках не всегда бывает внимательной, но активная, иногда не выполняет домашние задания, имеет отличную память. Школу посещает регулярно.

 К выполнению общественных поручений всегда относится добросовестно, принимает активное участие в общественной жизни школы. Скромная, товарищеская, сдержанная. Правила поведения всегда сознательно выполняет. Пользуется авторитетом среди одноклассников. Поддерживает дружеские отношения со многими учениками.

 


  1. ^ Познавательная сфера


А) Список диагностических процедур и методик



Название теста, процедуры

Цель

Форма работы

1

Методика исследования рефлексивности мышления

Исследование рефлексивности мышления

Индивид.,

письменная.



2

Исследование ситуативной и личностной тревожности

Исследование тревожности

Индивид., письменная.

3

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Исследование самооценки.

Индивид., письменная.


Б) Исследуемые параметры и результаты

Рефлексивность: уровень выраженности рефлексивности высокий, решены все анаграммы. Стратегия решения анаграмм свернутая, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

Память: Объем кратковременного запоминания средний, уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

Внимание: Уровень переключения внимания средний.

Рекомендации:

Для учащихся по развитию памяти.

• Заучивайте учебный материал с желанием знать и запомнить.
 • Ставьте себе цель запомнить надолго.
 • Заучивая учебный материал, рисуйте чертежи и схемы, рисунки. Это поможет быстрее вспомнить нужное задание.
 • Многократно повторяйте заученное.
 • Проверяйте свои возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение выучить трудно.
 • Выучив небольшую часть текста, необходимо пересказать её несколько раз.
 • Запомните фразу из жизни рассеянного человека. « Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил». 


Диагностика социального взаимодействия в 9 классе

Цель диагностики: определить психологический климат класса.

Задачи:

Изучить самооценку детей.

Узнать какое место в классе занимает каждый учащийся

Вопросы исследования:

Кого из класса ты взял бы в команду КВН?

Кого из класса ты взял бы в разведку?

С кем из класса ты хотел бы жить на одной лестничной площадке?

Кому из класса ты отправишь открытку?

Сколько человек из класса выбрали тебя?

Результаты диагностики:

По итогам проведенного исследования было выявлено следующее:

в данном классе есть 4 лидера:

Парова – 20 выборов

Загузова – 18 выборов

Колобкова – 18 выборов

Липатов – 18 выборов

5 человек – предпочитаемые:

Лобынцев – 16 выборов

Ничаева – 15 выборов

Шумихина – 12 выборов

Тарасов – 11 выборов

Бурева – 11 выборов

3 человека – пренебрегаемые:

Жукова – 7 выборов

Горбунов – 4 выбора

Куленин – 4 выбора

8 человек – отверженные:

Афанасьева – 1 выбор

Якина – 1 выбор

Панин – 1 выбор

Зимин – 1 выбор

Планотюк – 0

Зеленкина – 0

Гузеева – 0

Заровский – 0

Данный класс является не сплоченным и делится на две подгруппы, следовательно, половина класса не общается со второй половиной класса. Среди лидеров есть один ярко выраженный (Парова). Так же результат показал большое количество отверженных учащихся данного класса (в особенности Зеленкина, Заровский).

Рекомендации классному руководителю:

1. Проведение внеклассных мероприятий с целью повышения самооценки учащихся.

2. Совместная работа с социальным педагогом, педагогом-психологом.

3. Проведение классного часа с целью положительных взаимоотношений учащихся.

^ Анкета для родителей:

Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам выбрать наиболее интересующую Вас тему беседы с педагогом-психологом на предстоящем родительском собрании. Ниже даны примерные темы бесед, Вам нужно обвести одну, ту которая вам более близка и интересна.


Темы бесед:

  1. Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.

  2. Об ответственности родителей за воспитание детей.

  3. Трудовое воспитание детей в семье.

  4. Приучение детей к бережливости.

  5. Развитие у детей интереса к науке и технике.

  6. Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.

  7. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

  8. Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.

  9. Воспитание прилежания у детей в семье.

  10. Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.

  11. О мерах поощрения и наказания детей в семье.

  12. Воспитание вежливости и предупредительности у детей.

  13. Приучение детей к скромности.

  14. Воспитание уважения к старшим.

  15. Значение режима дня в воспитании детей в семье.

  16. Роль семьи в нравственном воспитании детей.

  17. Воспитание у детей честности и правдивости.

  18. Развитие у детей чувства коллективизма.

  19. Воспитание дружбы и товарищества у детей.

  20. Воспитание характера у детей.

  21. Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

  22. О половом воспитании детей в семье.

  23. Здоровый быт - необходимое условие успешного воспитания детей в семье.

  24. Как руководить внеклассным чтением детей в семье.

  25. Закаливание организма ребенка.

  26. Роль семьи в развитии детского спорта.

  27. Эстетическое воспитание детей в семье.

  28. Как развивать у детей творческие дарования. 

  29. Как развивать у детей интерес и любовь к труду.

  30. Организация рабочего уголка школьника в семье.

  31. Как помочь школьникам выбрать профессию.

  32. Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.

  33. Правила и ошибки выбора профессии.

  34. Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.

  35. Социальные и профессиональные ориентации молодежи.

  36. Положение молодежи на современном рынке труда.

  37. Востребованность профессий на рынке труда.

  38. Требования работодателя к молодым специалистам.

  39. Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.

  40. Объективные условия выбора профессии.

  41. Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.

  42. Профилактика и разрешение конфликтов в семье.

  43. Трудный подросток. Кто он?

  44. Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.

  45. Формирование мотивации достижения.

  46. Формирование мотивации обучения.

  47. Психология общения.

  48. Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.

  49. Психосексуальное развитие подростков.

  50. Психологические особенности подростков.

  51. Психологические особенности детей разного возраста.


Анализ анкетирования:

Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье – 52%

Трудный подросток. Кто он? – 21%

О мерах поощрения и наказания детей в семье. – 10%

Остальные темы - менее 10%


^ Лекция для родителей

Дисциплина
            Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
            Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели и учителя?
            Дети восстают не против самих правил, а против способов их “внедрения” (согласитесь, само это привычное для слуха слово указывает на силовые методы).
            Как же найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?
            Есть шесть правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
            Первое правило: Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
            Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя ограничивать. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. Да и в старости такие “вечно уступчивые” родители часто оказываются одинокими и заброшенными.
            Правило второе: Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
            Это правило предостерегает от другой крайности – когда родители считают что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По принципу: “Дашь ему волю, так он и на шею сядет; будет делать что хочет”. Тут они показывают сомнительный пример поведения “всегда добиваться того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого”. Ведь дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда “коса находит на камень”.
            Когда родитель выполнения своего желания требует от ребенка мягко, но настойчиво, часто сопровождая объяснениями, с которыми тот, в конце концов, соглашается. И если такой нажим – постоянная тактика родителя, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает убеждение: “Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители”.
            В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.
            Оба правила взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о “можно”, “следует” и “нельзя”.
            Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон принадлежит одному американскому психологу).
            Зеленая зона – то, что разрешается ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, какие свои игрушки отдать друзьям, в какой кружок записаться, с кем играть и дружить…
            Желтая зона – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера; можно гулять, но только в своем дворе.
            В этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине и бесконфликтной принятие ребенком требований и ограничений должны быть предметом особенной родительской заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку, для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.
            Оранжевая зона действия – ребенка, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Дети бывают очень благодарны родителям, за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.
            Красная зона – действия, не приемлемые ни при каких обстоятельствах. Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких … Список этот взрослеет вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
            Правило третье: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
            Детям надо много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, все хватать, открывать, разбирать, рисовать, на чем попало … – это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении и познании. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.
            Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только, если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Или, если дети, играя, начинают бросаться тяжелыми игрушками – необходимо запретить, но разрешить покидаться мягкими игрушками.
            Например, за рубежом в некоторых детских учреждениях есть кафельная комната, специально для рисования на стенах. Каждый ребенок может рисовать фломастером или краской сколько ему угодно. После занятий рисунки смывают из брандспойта и комната готова для следующей группы. Дети очень любят эти занятия, воспитатели тоже.
            Другой пример относится к подростковому возрасту. Начиная лет с десяти-одиннадцати ребятам становится особенно важно общаться со сверстниками. Ребята часто перестают слушаться родителей и последствия этого могут быть опасными. Чтобы избежать осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в запретах “не дружить”, “не ходить”, “не надевать”, “не участвовать”.
            Подростковая мода подобна ветрянке – многие ребята её подхватывают и переносят в более или менее серьёзной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но если в это время родители вошли в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью, согласия со своими мнениями они не добьются, а контакт и доверие могут потерять окончательно.
            Что же остается на долю родителей, кроме терпения и принятия неизбежности “ветрянки”? Нам необходимо оставаться носителями и проводниками более общих, непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого. Заметьте, что многие из этих ценностей можно и обсуждать с взрослеющим ребёнком, и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это – самый главный дар, который он в глубине души ищет и надеется получить.
            Правило четвертое: Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.
            Когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье, ребёнку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привык добиваться своего, “раскалывая” ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.
            Разногласия взрослым необходимо обсуждать без ребёнка. Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребёнок два дня подряд ложился в 10 часов вечера вместо 9, то на третий день вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему “разрешали”.
            Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. Иначе приучаются настаивать, ныть, вымогать.
            Правило пятое: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
            Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым ил властным тоном, то становится трудным вдвойне.
            И на вопрос “Почему нельзя?”, не стоит отвечать “Потому, что я так сказал”, “Я так велю”, “Нельзя и всё!” Нужно коротко пояснить: “Уже поздно”, “Это опасно”, “Может разбиться” …
            Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребёнок снова спрашивает: “Почему?”, то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть своё желание. Здесь поможет активное слушание.
            Активно слушать ребёнка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребёнка совершенно особое впечатление.


Важные особенности беседы по способу активного слушания.
            Во-первых, очень важно чтобы ваши и ребёнка глаза находились на одном уровне, так как ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
            Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как фраза оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
            Часто на вопрос “Что случилось?” огорченный ребёнок отвечает “Ничего!”, а если вы скажете “Что-то случилось…”, то ребёнку бывает легче начать рассказывать о том, что случилось.
            В-третьих, очень важно в беседе “держать паузу”. Не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если глаза ребёнка смотрят не на вас, а в сторону “внутрь” и “вдаль”, то продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
            В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство.
            Иногда у родителей возникает опасение, что ребёнок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и используете те же самые фразы, но при этом точно угадываете переживания ребёнка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.
            Если вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребёнка, не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы её приняли.
            Три результата активного слушания:
            Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка
            Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше.
            Ребёнок, при активном слушании, сам продвигается в решении своей проблемы.
            Приказы же и “Ты – сообщения” усугубляют сопротивление ребёнка. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: “Спичками не играют” вместо “Не смей играть спичками!”, “Конфеты едят после обеда” вместо “Сейчас же положи конфету назад!”, “Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули” вместо “Перестань мучить кошку!”
            И последнее шестое правило поддержания дисциплины: Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
            Правда здесь нужно иметь запас больших и маленьких семейных праздников, семейных дел, традиций (любимые пироги, которые по выходным печет мама, поездки на рыбалку с папой, совместные прогулки).
            И отменять их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.
  1   2

Реклама:





Скачать файл (272.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru