Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Афанасьев В.С. Социальный менеджмент - файл Соц. менеджмент.doc


Афанасьев В.С. Социальный менеджмент
скачать (367.7 kb.)

Доступные файлы (1):

Соц. менеджмент.doc1964kb.02.11.2006 21:07скачать

содержание
Загрузка...

Соц. менеджмент.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Академия труда и социальных отношений

Государственный университет управления

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
РЕКОМЕНДОВАН

Министерством образования Российской Федерации в качестве УЧЕБНИКА для студентов высших учебных заведений по специальности «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»


Издание второе


Москва
ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез"

2000


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

В.С.АФАНАСЬЕВ, Д.Ю.Н., ПРОФ.; М.В.БАГЛАЙ, Д.Ю.Н., ПРОФ., ЧЛ.-КОРР. РАН; А.А.БЕЛНЕВ, Д.Ф.Н., ПРОФ.; Д.В.ВАЛОВОЙ, Д.Э.Н., ПРОФ.; М.Д.ВАЛОВАЯ, Д.Э.Н.; Б.П.ВЛАДИМИРОВ, К.Ф.Н., ПРОФ.; Ю.Е.Волков, Д.Ф.Н., ПРОФ.; Н.Л.ГРАНАТ, д.ю.н., ПРОФ.; Н.Н.Гриценко, д.э.н., ПРОФ.;

Л.П.ГУРЬЯНОВА, К.Э.Н., ДОЦ.; В.Н.КИСЕЛЕВ, Д.Ф.Н., ПРОФ.; Э.М.КОРОТКОВ, Д.Э.Н., ПРОФ.;Ю.М.ЛУЖОВ, д.т.н., ПРОФ.; К.Б.Норкин, д.т.н., ПРОФ.; В.Я.САЛЕНКО, К.Ф.Н., ПРОФ.;В.Г.Смольков, д.Ф.н., ПРОФ.; И.В. СМОЛЬКОВА, д.ю.н.; В. С. ЧЕРНЯВСКИЙ, д.ю.н., ПРОФ.; А.А.ШУЛУС, д.э.н., ПРОФ.; О.Н.ЯКОВЛЕВА, к.э.н. доц.

Руководитель авторского коллектива — д.э.н., проф., Заслуженный деятель науки РФ, ректор Академии труда и социальных отношений ГРИЦЕНКО Н.Н.

Научный редактор — д.э.н., заведующий кафедрой экономической теории Академии труда и социальных отношений, проф. ВАЛОВОЙ Д.В.

Официальные рецензенты:

Кафедра теории и истории социологии Московского педагогического государственного университета (зав. кафедрой Буданова Мария Александровна, доктор философских наук, профессор).

Анисимов Сергей Александрович, доктор СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, ЗАМ. ЗАВ. КАФЕДРОЙ АКМЕАЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: Учебник /Под ред. Д.В. Валового. — М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел—Синтез", Академия труда и социальных отношений, 2000. — 392 с.

Материалы учебника изложены согласно требованиям государственного образовательного стандарта Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, а его разделы и главы сформулированы с учетом учебно-методических программ вузов, в которых преподаются дисциплины социального менеджмента.

В учебнике сделан обстоятельный анализ теории и практики социального менеджмента, раскрываются его правовые аспекты, основные функции и принципы социального управления. По разделам или главам даны вопросы для самопроверки, в которых обобщена суть положений и выводов данной темы. В конце учебника помещена краткая характеристика важнейших понятий и терминов, связанных с изучением материала. Наряду со студентами и преподавателями учебник, по заключению официальных рецензентов, "может быть использован как пособие для управленцев всех уровней".

ВВЕДЕНИЕ



Вступление в новый век и тысячелетие является важным поводом для анализа пройденного человечеством пути и прогнозов о путях развития в веке грядущем. XX век по праву историки называют веком триумфальных достижений научно-технической революции. К сожалению, наряду с Добром, которое дают людям достижения научно-технического прогресса, она приносят им немало и Зла. Изобретаются все новые и новые виды оружия массового уничтожения. Уже произведено столько атомного и водородного оружия, что можно многократно превратить нашу планету в месиво, непригодное для жизни людей. Это безусловно затрудняет прогнозы о путях развития человечества в новом веке и тысячелетии. Если в новом веке человечеству удастся предотвратить ядерную катастрофу, а затем и лик — визировать оружие массового уничтожения, то оно сможет использовать достижения экономической науки для ликвидации нищеты и бедности, обеспечить населению достойную жизнь.

Введенное еще Ксенофонтом (430—355 до н.э.) понятие экономика (от греч. oikos — дом, хозяйство и nomos — правило, закон) означает правила ведения домашнего хозяйства. В 1615 г. А. Монкретьен ввел в научный оборот новый термин — политэкономия. Политэкономия (греч. politeia — общественное устройство). Таким образом, в повестку дня был поставлен вопрос уже о законах (правилах) ведения государственного хозяйства. После разоблачения мифа о божественном происхождении земного богатства, присущего религиозному фанатизму средних веков, перед экономической наукой встал вопрос: если не богом дается, то откуда берется богатство? Что является источником богатства? Поиск ответа на этот вопрос был в центре внимания с первых шагов развития политэкономии. Меркантилисты (от итал. «merkante» — купец) источником богатства считали золото и серебро. Поэтому полагали, что благополучие общества зависит от купцов, деятельность которых содействовала притоку благородных металлов, физиократы (от греч. «физис» — природа» и «кратос» — власти) отвергли идею происхождения богатства в торговле. По их мнению, источником создания богатства является труд сельскохозяйственных работников, а все остальные слои общества живут за счет перераспределения прибавочного продукта, создаваемого в сельском хозяйстве. Представители классической буржуазной политэкономии пришли к выводу о том, что источником богатства является труд во всех отраслях, производящих товары.

В конечном итоге была создана теория трудовой стоимости, согласно которой единственным источником богатства народов является труд. Согласно этой теории субстанция и величина стоимости товаров и услуг определяется количеством труда, затраченного на их производство и реализацию. Основатель классической буржуазной политэкономии У. Петти писал: «Труд — отец богатства, а земля — его мать». По Смиту: «Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собой стоимости различных товаров во все времена и во всех местах».

В настоящее время появилось немало теорий и школ, игнорирующих теорию трудовой стоимости, что не могло содействовать развитию экономической науки. Авторы учебника считают необходимым знакомство с различными точками зрения по проблемам развития экономической теории и практики и поэтому наряду с теорией трудовой стоимости и объективными экономическими законами в учебнике дана характеристика теорий, отрицающих указанные и другие базовые положения экономической науки. Появление подобных взглядов, по нашему мнению, вызвано приматом политики над экономикой. История развития человечества свидетельствует, что корни политических потрясений всегда и везде кроются в экономике. С.Ю. — Витте писал: "Общий закон таков, что народ требует экономических и социальных реформ. Когда правительство систематически в этом отказывает, то он приходит к убеждению, что его желания не могут быть удовлетворены данным режимом, тогда в народе экономические и социальные требования откладываются и назревают политические требования как средство для получения экономических и социальных преобразований"1. Этот закон убедительно подтверждается всем ходом мировой истории.

В Англии после изобретения паровой машины и организации фабричного производства сукна для мирового рынка, по выражению Томаса Мора, "овцы поедали людей", т.к. последних лишали земли, на которой разводили овец. Это привело к массовому бродяжничеству, которое каралось смертной казнью. Беспросветная нищета большинства населения страны, не "услышанная" властью, в конечном счете стала одной из причин буржуазной революции XVI в. и казни короля Карла I.

Во Франции недалеко от Парижа в лесу строительство на месте охотничьего домика прекрасного дворца, а затем и утопающего в роскоши города Версаль, а также скопление в руках короля и его окружения несметных богатств на фоне беспредельного ограбления народа, тяготы которого становились просто невыносимыми, вызвало взрыв народного гнева. Произошла Великая французская революция (1789—1794). Король Людовик XVI и королева Мария Антуанетта были отправлены на гильотину.

Корни революции 1917 г. также тянутся в начало капиталистического развития в России, когда промышленный и финансовый капитал, класс имущих при покровительстве правительства, пренебрегая жизненными интересами масс трудящихся, стали проводить свою экономическую политику, подчиняя ее лишь своим целям — получению прибыли. Учитывая, что ныне в ее оценке существуют противоположные точки зрения, мы приведем мнение о социалистической революции всемирно известного ученого, обладателя многих престижных международных премий и титулов, потомка русских князей Н. А. Бердяева. Почему Бердяева?

Потому, что он неоднократно подчеркивал свое отрицательное и даже враждебное отношение к советской власти. И тем не менее, будучи независимым эмигрантом во Франции в 1937 г., он писал: "Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Мировая война доконала процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России. Монархия сама пала, ее никто не защищал, она не имела сторонников... В этот момент большевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единственной силой, которая, с одной стороны, могла докончить разложение старого и, с другой стороны, организовать новое. Только большевизм оказался способным овладеть положением, только он соответствовал массовым инстинктам и реальным соотношениям."2 Объективные при — чины развала второй сверхдержавы мира XX в. — СССР, также имеют сугубо экономический характер. Подробно о них рассказывается в специальном разделе: "Как экономику советскую превращали в... самоедскую"3.

Когда в мае 1993 года встал вопрос о выборе российской модели государственного устройства, Академия труда и социальных отношений с участием многих ученых и специалистов порекомендовала профсоюзной делегации в Конституционном собрании предложить формулу: Россия — социальное государство. Именно она и была закреплена в ст. 7 новой Конституции, принятой на референдуме в декабре 1993 г. В ней записано, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Современное правовое, демократическое, социальное государство является новым этапом развития государственности. Его сущность состоит в проведении сильной социальной политики в интересах большинства народа.

Правовое государство эпохи "классического либерализма" было основано на идеологии индивидуализма, невмешательства в экономику, и его основной функцией была охрана правопорядка. Постепенная социализация государства привела к тому, что утвердилась новая концепция, по которой программной целью социального государства стало обеспечение достойных условий жизни и благоденствия всех граждан. Государство обязано создавать все возможное для саморазвития личности, исключая при этом факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. При этом правовое социальное государство пристально следит за состоянием экономической и социальной жизни, строго дозирует степень влияния рыночных сил и государственного регулирования ее, с помощью множества рычагов воздействует на экономику с целью выполнения своих собственных социальных функций: налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного законодательства, финансирования социальных программ, обеспечивая тем самым высокий индекс социальной рыночной экономики, направленной на повышение уровня и качества жизни всех граждан. Формирование социального государства — довольно сложный и длительный процесс.

Теория и практика основных направлений строительства правового, демократического, социального государства определены в разделах предлагаемого учебника. В первом из них излагаются правовые аспекты социального управления. Наряду с общими проблемами государства и права рассматриваются конкретные способы правового регулирования, основы конституционного, административного, гражданского и трудового права, и анализируются различные типы организационных управленческих структур.

Главы второго раздела посвящены теории, методологии и механизму социального управления. В них дана характеристика социологического подхода к управлению, социальной политики и социального управления; обстоятельно раскрываются функции и принципы социального управления, анализируются ключевые понятия систем управления. Специальная глава посвящена управлению персоналом, в которой подробно анализируется зарубежный и отечественный опыт.

Социальное государство немыслимо без социального партнерства в системе трудовых отношений. Это одно из важнейших направлений социального менеджмента. Ему посвящен третий раздел учебника. В нем дана теория и практика социального партнерства как общественного явления, показаны условия и основные факторы партнерства, приведен опыт деятельности Международной организации труда (МОТ). Самостоятельные главы посвящены системе "трипартизма", механизму функционирования социального партнерства и другим актуальным темам этой многогранной проблемы.

Успех построения социального государства во многом зависит от эффективного использования отечественного и международного исторического опыта социального управления. В четвертом разделе самостоятельные главы посвящены:

• реформам системы управления Петра I и его Табели о рангах;

• социально—экономическим преобразованиям Александра II и реформам Витте и Столыпина;

• формированию плановой системы в СССР и характеристике новой экономической политики;

• социально — экономическим реформам и реорганизациям в СССР в 50—80 -е. годы;

• переходу России в 90—е годы от социалистического к социальному государству.

В этом же разделе обстоятельно представлен зарубежный опыт развития социального менеджмента; сделана характеристика концепций социально—ориентированного рыночного хозяйства и показаны современные тенденции эволюции менеджмента.

Какую цель преследовал авторский коллектив, делая этот учебник? Авторы стремились вооружить читателя знаниями о том, в чем они убеждены, исходя из исторического отечественного и международного опыта, собственных представлений, а именно: только строгое соблюдение всеми экономических законов, диктующих логику поведения людей, может и должно обеспечить стабильное, без потрясений, развитие нашего общества, вступающего в новый век.

Предлагаемый учебник написан в соответствии с тематикой, предусмотренной государственным образовательным стандартом Министерства общего и специального образования. Важным является и то, что материалы в нем излагаются с учетом учебных планов и про — грамм Академии труда и социальных отношений и Государственного университета управления. В конце глав или разделов сформулированы вопросы для самопроверки. В них обобщена суть положений и выводов, которые помогут усвоить необходимый минимум материала. Здесь же приведен перечень специальной литературы для желающих более подробно познакомиться с какими-либо вопросами. И наконец, в конце учебника дана краткая характеристика терминов и понятий, связанных с изучением теории и практики социального менеджмента.

Авторский коллектив благодарит всех, кто давал советы и предложения и особенно официальных рецензентов, по заключению которых учебник со столь обстоятельным изложением истории, теории и практики социального менеджмента может стать не только хорошим пособием для студентов, но и настольной книгой для управленцев всех уровней.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24



Скачать файл (367.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru