Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Деловая этика и этикет, национальные особенности общения - файл 1.doc


Контрольная работа - Деловая этика и этикет, национальные особенности общения
скачать (113 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc113kb.12.12.2011 20:26скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

ФИЛИАЛ СОЧИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА В г. Н.НОВГОРОД

Факультет: Менеджмент РБ

Кафедра общественных наук

Дисциплина: Этика и культура управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Деловая этика и этикет, национальные особенности общения»

Выполнил: Шимина Т.В.

студент группы №56

Проверил: Анна Владимировна Крылова

Кандидат исторических наук

Нижний Новгород,

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Стр.

^ 1. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ, КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 История возникновения этикета 4

1.2 Структура, основные правила делового этикета 6

^ 2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ЭТИКА

2.1 Понятие делового этикета и этики 10

2.2 Принципы и значение делового этикета 13

3. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

3.1 Деловая культура Востока 17

3.2 Европейская деловая культура 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

^ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 22

ВВЕДЕНИЕ
Моя работа посвящена теме: «Деловая этика и этикет, национальные особенности общения». Я выбрала эту тему, так как, считаю, что в наше время при ведении бизнеса незнание национальных особенностей делового этикета может произвести на партнёров нежелательное впечатление, затруднить взаимодействие, как на стадии переговорного процесса, так и при реализации тех или иных совместных проектов. Работая в ресторанном бизнесе уже десять лет, я с уверенностью могу сказать, что знание деловой этики и этикета мне не раз помогало в моей работе менеджера.

Роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

В основе особенностей делового этикета и деловой культуры в целом лежат не только традиции, но и черты национального характера.

Так, при подготовке и ведении деловых переговоров национальные особенности проявляются в характере формирования делегации, механизме и степени самостоятельности в принятии решений на переговорах, ценностной ориентации участников, особенностях восприятия и мышления, наиболее характерных тактических приёмах.

^ Цель моей работы подробно изучить деловой этикет и исследовать национальные особенности общения разных народов.

Отсюда вытекают следующие задачи работы:

- показать историю возникновения этикета;

- дать определение деловому этикету и этике;

- выявить основные принципы делового этикета;

- рассмотреть две деловые культуры.

^ 1. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ, КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 История возникновения этикета
Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов [2, 9].

Этикетэто установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Одним из важнейших условий и требований этикета являлось неведомое до того времени стремление нравиться окружающим, быть человеком приятных манер и речей. Одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гуситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей. Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

В России слово «этикет» распространилось в XVIII веке. Со времени Петра I в связи с социально – экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет, своеобразно сочетавший в себе древнерусские обычаи и традиции с европейскими правилами поведения. Принималось множество указов, определявших, что надевать, какие делать прически, как следует поступать в различных ситуациях и т.д.

В последнее десятилетие слово «этикет» снова приобрело широкое звучание. Выпущено в свет немало книг, раскрывающих содержание современного этикета. В различных учебных заведениях вводиться изучение поведенческой структуры общества. Таким образом, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Вывод: делая вывод из этого параграфа можно выделить основное. Родиной этикета является Италия. В России слово «этикет» распространилось в XVIII веке. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями [22,8].

1.2 Структура, основные правила

делового этикета
Рассмотрением структуры современного делового этикета занимались, и занимаются, по сей день, многие авторы. Они выделяют формы, виды и подвиды этикета. Например, Э.Я. Соловьев подразделил этикет по форме на речевой и неречевой. [11, 198].

Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе [11, 21].

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному. Поэтому автор разделил его на следующие виды:

  1. придворный этикет – строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (с учетом национальных особенностей);

  2. военный этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

  3. дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

  4. общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Он является самым разнообразным по формам и функциям и может принимать такие формы как: присутственный этикет (гости, приемы, рестораны, театры и др.); брачный этикет; семейный этикет; спортивный этикет; этикет путешествий; корпоративный этикет; деловой этикет [11, 25].

Можно говорить об этикете каждой конкретной профессии: юриста, врача, педагога, депутата, министра и т.п. Одни поведенческие правила характерны для всех, другие отражают определенный вид деятельности. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек: на работе, за столом, в гостях и т.д. [8,43].

Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практические правила разных видов (и подвидов) этикета выступают в неразрывной связи. Например, в общении с коллегами действуют правила всех подвидов этикета. Предложенная структура способствует более четкому усвоению многочисленных правил этикета и является кратким и четким выражением его содержания.

В общении с людьми, различными по национальности, возрасту, взглядам, убеждениям, интересам, социальному положению, поможет соблюдение такого важного нравственного качества, лежащего в основе этикетного поведения, как вежливость. Многие авторы утверждают, что вежливость помогает снять недовольство, снизить уровень обиды, установить взаимопонимание между участниками сложного общения.

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы этикета, являющиеся его стержневыми опорами, исходными положениями, руководящими идеями.

Любое правило этикета предполагает его разумность и необходимость соблюдения. Например, если руководитель перебивает своего подчиненного, не давая ему высказаться, он не только проявляет себя человеком, слабо владеющим правилами поведенческой культуры, но может и не понять точки зрения собеседника, упустить нить его размышлений и не узнать чего-то значительного для дела, коллектива и для себя. Следовательно, неразумно перебивать сотрудника, что и является важным правилом речевого и делового этикета [18, 21].

Э. Фукс в основе любого поведенческого правила выделяет такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности. Эти качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Любовь к людям и стремление их понять помогают найти правильный выход из сложного положения, принять человека таким, каков он есть [14, 55].

И.Н. Курочкина считает, что в этикете нет мелочей. Любой, казалось бы, незначительный промах может привести к неудаче в общении. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид, так как в мире этикета внешность очень важна. Съехавший набок галстук, стоптанная и нечищеная обувь, мятая одежда, небрежный макияж, растрепанная прическа, дырка на чулке, руки в карманах и т.п. – все это свидетельствует о неуважении к окружающим людям [7, 10].

В обществе хорошими манерами Д. В. Беклешов считает скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми [3, 41]. Будет уместно, если я приведу здесь следующую фразу, сказанную Д. Карнеги: "Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был".    

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только в общественных местах, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства [2, 61].

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Многие авторы считают, что необходимо и соблюдение национальных обычаев и традиций, то есть международного этикета. Уважая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально в настоящее время из-за опасности возникновения и разжигания национальных конфликтов, могущих привести к гражданской войне. Находясь в другой стране, желательно соблюдать местные традиции и правила этикета.

Вывод: Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает доброжелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма [6, 32].
^ 2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ЭТИКА

2.1 Понятие делового этикета и этики

Что такое деловой этикет? Деловой этикет – это определенные правила поведения людей в области бизнеса и деловых контактов. Он определяет взаимоотношения между начальником и подчиненным, между сотрудниками компании и клиентами, а также включает в себя правила ведения деловой переписки, умение вести телефонные переговоры и обмениваться визитными карточками и многое другое. К примеру, отношения между начальником и подчиненным во много определяют атмосферу в коллективе. А поскольку каждый сотрудник является лицом компании, то ее успех зависит от профессионализма, доброжелательности и безупречного знания хороших манер этого лица. Более того, пользоваться правилами этикета на практике необходимо не только потому, что так нужно, но и потому, что так удобнее, логичнее, и уважительнее по отношению к другим и к самому себе.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

  1. нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

  2. наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Этика отвечает на следующие вопросы:

1) Что есть добро и зло;

2) Что неправильно и что правильно в поведении людей в сфере бизнеса;

3) Каковы их мотивы и условия их этического поведения;

4) Что нужно делать для формирования нравственных принципов.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми.

Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. Знание делового этикета — основа предпринимательского успеха.

Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Если, нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе вы рискуете главным образом своей репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В самом деле, любой бизнес - это скоординированные действия множества людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности налаживать отношения друг с другом.

Таким образом, умение вести себя должным образом, т.е. соблюдение этикета, стало ныне одним из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить лидерство в бизнесе. Иными словами, твердо усвойте, что соблюдение делового этикета - один из элементов вашей профессиональной стратегии.

Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений. А их великое множество: как и когда, сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т.д., и т.п. - и все с тем прицелом, чтобы эти контакты и поступки благоприятно отражались на делах фирмы и ваших собственных.

Вывод: Деловая этика и этикет, культура деловых отношений имеют большое значение для успеха всех начинаний в деловой сфере: будь то управление, бизнес, политика, образование или искусство.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Этикет является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны.

2.2 Принципы и значение делового этикета

В основе правил делового этикета лежат общие предпосылки и основные принципы.

Первые представляют собой следующие постулаты:

  1. к любому человеку, с которым имеешь дело в бизнесе, следует относиться с одинаковой учтивостью и уважением;

  2. правила этикетного поведения одинаковы для мужчин и для женщин.

Следующими составными частями рассматриваемой сферы являются три основных правила:

  1. золотое правило: относитесь к другим, ко всем без исключения, так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам;

  2. пять волшебных слов: пожалуйста, благодарю Вас, отлично сделано;

  3. не смешивайте спиртное и наркотики с бизнесом.

Но просто быть вежливым, доброжелательным и т.д. недостаточно. В деловом этикете общие принципы правильного поведения приобретают специфическую окраску, что выражается в следующих его основных принципах:

  1. Делай все вовремя;

  2. Не болтай лишнего;

  3. Думай не только о себе, но и о других;

  4. Одевайся, как положено;

  5. Говори и пиши хорошим языком.

Рассмотрим подробнее эти положения.

Мало того, что опоздания мешают работе, - они есть признак того, что на человека нельзя положиться и он скверный исполнитель. Вполне очевидно, что наличие такого отрицательного качества, как несвоевременность выполнения обязательств влияет на служебное продвижение. Требование все делать вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности. Все дела должны делаться в срок! Поэтому важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время.

Кроме того, полезно держать в уме и второй закон Чизхолма: "Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем".
Так что время на выполнение заданий надо выделять с запасом, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать. [15; 157].

«Не болтай лишнего». Суть этого принципа в том, что человек обязан хранить секреты своей организации. Причем речь идет о всех делах фирмы или учреждении, где он работает, - от технологических до кадровых.

«Думай не только о себе, но и о других». Без этого не может быть и речи о каких-либо успехах. Не учитывать мнение и интересы покупателя, клиента или партнера - все равно, что пытаться лететь в вакууме, махая крыльями. Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой точке зрения содержится частица истины, даже если вам кажется, что ваш оппонент или собеседник абсолютно не прав.

«Одевайся, как положено». В этом принципе самое главное - необходимость вписаться в окружение на службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Ваша одежда должна быть выбрана со вкусом - соответствовать моде по фасону и цветовой гамме.
«Говори и пиши хорошим языком». Этот принцип означает, что все произносимое и написанное вами - записки, письма и т.д. - должны не только нести ясную и целенаправленную мысль, но и быть изложены хорошим языком, причем все имена собственные должны произноситься и писаться без ошибок.

Необходимо, запретить самому себе, использовать бранные и нецензурные выражения - даже чужие, которые вы пересказываете.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. [4, 11]

В вербальном общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них – «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи Вам!», «Желаю успеха!» и т.п., произносимые с различными оттенками [13; 13].

Такие авторы, как Р. Фишер и У. Юрии, уверены, что при деловых переговорах нужно неукоснительно соблюдать правила поведения страны – партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат жизненного многовекового опыта, быта предшествующих поколений или иного народа [15, 111].

Деловой этикет требует особого поведения в общении с клиентами. Всегда надо помнить, что определяет отношения с клиентами самый главный принцип: клиент – самый дорогой и желанный человек в вашем офисе.

Современную деловую жизнь невозможно представить без телефона. К деловому телефонному разговору надо тщательно готовиться. Плохая подготовка, неумение выделить в нем главное, лаконично и грамотно излагать свои мысли приводит к значительным потерям рабочего времени.

Искусство ведения телефонных разговоров состоит в том, чтобы кратко сообщить все, что следует, и получить ответ. [11, 19].

Другой важной частью делового этикета Т. И. Холопова и М. М. Лебедева выделяют служебную переписку. Авторы в своей работе предлагают ряд правил оформления письма. Одно из главных требований к письму – оно не должно быть длинным [16, 117].

Деловые беседы, совещания надо стараться проводить за час – полтора. Если сроки совещания затягиваются – значит, оно плохо подготовлено. Не стремитесь проводить их часто. Каждый должен отвечать за свой участок работы. Не разрешайте никому, и сами не прерывайте речь выступающего. Старайтесь проводить совещания регулярно: в одни и те же дни, в одно и то же время, в одном и том же помещении [11, 98].

Р. Фишер и У. Юрии выделяют и такую не менее важную форму деловых контактов как презентация, которая дает возможность привлечь нужных политических и общественных деятелей, бизнесменов, спонсоров и убедить их предпринять какие-то действия для решения насущных проблем. [15, 201].      

По мнению Д. Ф. Энджел, деловые контакты немыслимы без такого важного атрибута делового этикета как визитная карточка. Визитные карточки имеют очень широкое распространение не только в официальном, но и в неофициальном общении. Основное предназначение визитной карточки - заочно «представить» своего владельца и «действовать» от его имени.

Вывод: Стремительное развитие деловых отношений с другими странами привело к необходимости знакомства с правилами делового этикета, которым до последнего времени уделялось мало внимания. Поэтому целью данного параграфа является рассмотрение особенностей делового этикета, его значение, принципы, а также создание положительного имиджа делового человека.


^ 3. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

3.1 Деловая культура Востока

Деловая культура Востока поражает своим своеобразием. Японская деловая культура определяется в первую очередь коллективизмом, основанном на традиционном общинном сознании, отождествлении работниками себя с фирмой. Коллективизм проявляется в одинаковой рабочей одежде рядовых сотрудников и управляющих, в совместном проведении досуга. Почти все фирмы имеют моральные кодексы, и хотя они не являются формальными атрибутами, их требования добросовестно выполняются. Японцы избегают противоречий и конфликтов, стремятся к компромиссам. Конфликты решаются не столько с использованием юридических законов и адвокатов, сколько посредством переговоров с целью нахождения согласия. В деловой этике очень ценятся трудолюбие, усердие. Японцы отличаются пунктуальностью и почти никогда не опаздывают на встречи. Рукопожатие при знакомстве в Японии не принято.

При проведении переговоров большое внимание японцы уделяют развитию личных отношений с партнёрами. Во время неофициальных встреч они стараются по возможности подробнее обсудить проблему. В ходе самих переговоров стремятся избегать столкновения позиций. Японцы часто демонстрируют внимание, слушая собеседника. Часто такое поведение интерпретируется как выражение согласия с излагаемой точкой зрения. На самом же деле они лишь побуждают собеседника продолжать. Терпение считается в Японии одной из главных добродетелей, поэтому обсуждение деловых вопросов часто начинается с второстепенных деталей, и идёт очень неспешно. Японцы не любят рисковать, и стремление не проиграть может оказаться у них сильнее, чем желание выиграть. Когда японцы встречаются с очевидной уступкой со стороны партнёров, они часто отвечают тем же. Японцы чрезвычайно щепетильны и очень ответственно относятся к принятым на себя обязательствам.

Китайцы обычно чётко разграничивают отдельные этапы переговорного процесса: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение, заключительный этап. На начальном этапе большое внимание уделяется внешнему виду партнёров, манере их поведения. На основе этих данных делаются попытки определить статус каждого из участников. В дальнейшем, а значительной мере идёт ориентация на людей с более высоким статусом, как официальным, так и неофициальным. Окончательные решения принимаются китайской стороной, как правило, не за столом переговоров, а дома. Одобрение достигнутых договорённостей со стороны центра практически обязательно. Китайцы делают уступки, как правило, под конец переговоров, после того как оценят возможности другой стороны. При этом ошибки, допущенные партнёром в ходе переговоров, умело используются. Большое значение китайская сторона придаёт выполнению достигнутых договорённостей.

В деловых отношениях с арабами следует помнить об обязательном соблюдении исламских традиций. В месяц рамадан мусульманину не положено ничего есть с восхода до заката солнца. В первый месяц мусульманского нового года не следует устраивать приёмы. Все дела пять раз в день прерываются для совершения молитвы, четверг или пятница у мусульман – день отдыха и служения богу. Запрещается употреблять свинину и спиртное. Не стоит с представителями исламского мира заводить разговор о религии или политике. Необходимо являться в установленное место вовремя, хотя ваш хозяин может задержаться. Арабам, скорее всего, затруднительно будет иметь деловые отношения с представительницами женского пола.

3.2 Европейская деловая культура
Немецкой деловой культуре свойственны такие черты, как стремление к порядку, дисциплинированность, пунктуальность, экономность, дотошность. Главное отличие немецкой манеры вести дела – степень официальности. Все встречи назначаются заблаговременно. Весьма неодобрительно воспринимаются внезапные предложения, изменения. Одеваются строго, для женщин в деловой одежде исключаются брюки. Очень высоко ценится профессионализм. Вместе с тем немцы достаточно коммуникабельны, любят повеселиться, развлечься.

Для немцев более вероятно вступление в те переговоры, в которых они с достаточной очевидностью видят возможности нахождения решения. Обычно немцы очень тщательно прорабатывают свою позицию, в ходе переговоров любят обсуждать вопросы последовательно, один за другим. Они любят приводить факты и примеры, неравнодушны к цифрам, схемам, диаграммам. Во время переговоров с ними надо быть логичным в аргументации и точным в изложении фактов. Ценятся честность и прямота. При заключении сделок немцы будут настаивать на жёстком выполнении принятых обязательств, а также уплате высоких штрафов в случае их невыполнения.

Англичане характеризуются деловитостью, почитанием собственности, традиций, вежливостью, законопослушанием. В общении они очень сдержанны и щепетильны, что иногда воспринимается как замкнутость, чопорность. В беседах ценится умение слушать, в деловых отношениях – пунктуальность. В Англии господствует правило «соблюдай формальности». Обращение на «ты» к англичанину абсолютно немыслимо, так же как и обращение к кому-либо по имени без специального разрешения. Британцы очень строго соблюдают процедуру знакомства. Обмен рукопожатиями принят только при первой встрече. Говорить с англичанином о делах после окончания рабочего дня считается дурным тоном, даже если вы выпиваете или ужинаете со своим деловым партнёром.

В отличие от немцев англичане в меньшей степени уделяют внимание вопросам подготовки к переговорам. Они подходят к ним с большей долей прагматизма, полагая, что в зависимости от позиции партнёра на самих переговорах и может быть найдено наилучшее решение. При этом они достаточно гибки и охотно отвечают на инициативу противоположной стороны. Англичане умеют терпеливо выслушать собеседника, что, однако, не всегда означает согласие.

Французы, очень галантны, изысканны, стремятся придерживаться этикета, при этом в поведении раскованны, и открыты для собеседников. Они очень ценят интеллект, умение изъясняться, точно формулировать условия контрактов и сделок. В деловых отношениях ценятся личные связи. Многие важные решения принимаются на деловых приёмах (завтраках, обедах, коктейлях и пр.).

При проведении переговоров французы стараются избегать официальных обсуждений вопросов «один на один», стремятся сохранить свою независимость. В то же время их поведение может изменяться самым кардинальным образом, в зависимости от того, с кем они обсуждают проблему. Французы большое внимание уделяют предварительным договорённостям. Любят досконально изучать все аспекты и последствия поступающих предложений, поэтому переговоры с ними проходят в значительно более медленном темпе. Любые попытки ускорить переговоры могут лишь навредить делу. При обсуждении вопросов, аргументация французов традиционно ориентируется на логические доказательства. Они достаточно жёстко ведут переговоры и, как правило, не имеют «запасной» позиции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания настоящей работы можно подвести итоги и сделать следующие выводы:

Родиной этикета является Италия. В России слово «этикет» распространилось в XVIII веке. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями [22,8].

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает доброжелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма [6, 32].

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

Незнание национальных особенностей делового этикета может произвести на партнёров нежелательное впечатление, затруднить взаимодействие, как на стадии переговорного процесса, так и при реализации тех или иных совместных проектов.

В основе особенностей делового этикета и деловой культуры в целом лежат не только традиции, но и черты национального характера.

^ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алехина, И.А. Имидж и этикет делового человека / И.А. Алехина - М.: Анкил, 1996. – 194 с.

  2. Байбурин, А.К. У истоков этикета / А.К. Байбурин, А.Л. Топорков - М.: Изд-во «Пресса», 1990. – 123 с.

  3. Беклешов, Д.В. Манеры и поведение делового человека / Д.В. Баклешов - М.: Современник,1993. – 215 с.

  4. Вандербильт, Э. Этикет / Э. Вандербильт. – 2-е изд. перер. и доп. - М.: «Авиаль», 1995. – 274 с.

  5. Полный универсальный информационный сборник. Все  об  этикете. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вече, 2000. – 298 с.

  6. Домашний справочник. Все об этике / гл. ред. И.Н. Кузнецов. - Мн.: Книжный дом, 2004. – 672 с.

  7. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых / И.Н. Курочкина - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с

  8. Мирзоян, А. Мир этикета / А. Мирзоян - М.: Урал Л.Т.Д., 2001. – 327 с.

  9. Николаева, Т.Н. Этикет и мы / Т.Н. Николаева, С.И. Илларионов -М.: Советский спорт, 1993. – 160 с.

  10. Правила хорошего тона. - М.: ТОО «Ариель», 1993. – 101 с.

  11. Соловьев, Э. Я. Современный этикет и деловой протокол / Э.Я. Соловьев - М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 198 с.

  12. Сухарев, В.А. Психология народов и наций / В.А. Сухарев, М.В. Сухарев – М.: Сталкер, 1997. – 203 с.

  13. Форминовская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Форминовская - М.: Высш. шк., 1989. – 159 с.

  14. Фукс, Э. Секреты личного обаяния / Э. Фукс - М.: Республика, 1994. – 194 с.

  15. Фишер, Р., Этикет делового человека / Р. Фишер, У. Юри - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 237 с.

  16. Холопова Т. И. Протокол и этикет для деловых людей / Т.И. Холопова, М.М. Лебедева - М.: «Анкил», 1994. – 213 с.

  17. Хороший тон: сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. - репринтное издание. - М.: Советский писатель,  1991. – 247 с.

  18. Энджел, Д. Ф. Этикет / Д.Ф. Энджел - М.: Цитадель-Триада, 2000. – 456 с.



Скачать файл (113 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru