Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Молодежные субкультуры - файл 1.docx


Реферат - Молодежные субкультуры
скачать (41 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx41kb.12.12.2011 21:17скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Ярославский Государственный Технический Университет»
Молодежные субкультуры.

Контрольная работа

по курсу “ Культурология”

ЯГТУ 080502.65 к/р


2009

Содержание

1. 3

2.Введение. 3

3. Современные молодежные субкультуры 3

4.Футбольные фанаты 6

5.Байкеры (мотоциклисты) 8

6.Эмо 9

7. 13

8.Заключение 13

9. 15

10.Литература 15


  1. ^

    

  2. Введение.



Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение.

Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.

Молодежные субкультуры - сравнительно новое явление в истории человечества, феномен ХХ века. Появление его стало возможным, когда общество признало молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования. Сегодня молодежь (45% населения Земли по данным ЮНЕСКО) - социальная группа, большая не только по численности, но и по и влиянию на общественные процессы в разных странах. Основная ее социальная проблема сводится к маргинальности статуса: молодые люди уже не дети, но еще и не взрослые.

Молодым присущи такие возрастные черты, как дух экспериментаторства, максимализма, сумасбродства. Этот период жизни, относительно свободный от общественных и семейных обязанностей, они стараются творчески наполнить приключениями. Сильно развитая потребность в соперничестве выражается в изобретении все более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это способствует зарождению молодежных субкультур.

  1. ^

    Современные молодежные субкультуры


В настоящий момент молодежные субкультурные движения стали крайне популярны. Модно причислять себя к тому или иному течению, аргументируя этот факт определенной системой ценностей. Однако многие виды субкультур не обладают идеологией как таковой. Само понятие 

субкультуры предполагает наличие какой-либо системы ценностей или идеологии, а таковых нет.

Во времена СССР запрет субкультур придавал некую долю романтизма принадлежности к антигосударственному объединению. И, несмотря на то, что большинство организаций не угрожали не то что государственному строю, а даже отдельным его элементам не могли навредить, их все равно запрещали. Сегодня все запреты сняты (в разумных пределах) и молодежь начала объединяться по различнейшим признакам: от приоритетов в отношении сленга, и до отношения к существующему политическому строю.

Вопрос в том, что дают современные молодёжные субкультуры самой молодежи? Развивают ли они что-либо, формируют определенный тип мышления? Вряд ли. В условиях рыночной экономики, когда каждый сам за себя, единственный идол – деньги. А так как культура и субкультура – это понятие некоммерческие, то любое их проявление представляет собой лишь попытку заполнить брешь, образовавшуюся в эпоху отсутствия каких-либо стремлений и идеалов.

Именно в процессе «заполнения» подрастающее поколение стремиться найти что-либо близкое по духу. К сожалению, современные субкультуры России и прочих стран постсоветского пространства редко по-настоящему соответствуют званию «культурных движений», и ничем не могут дополнить или разнообразить доминирующую культуру, наличие которой также можно поставить под сомнение. Все субкультуры молодежи – это лишь попытка выделиться, продиктованная эпохой. И в качестве «выделения» выбирают исключительно внешние атрибуты (музыка, одежда, место отдыха), а про какие-либо идеологические критерии как-то забывают.

Но нельзя не отметить, что некоторые молодежные субкультуры России все же придерживают определенных целей. В качестве примера можно привести НС-скинхедов и SHARP-скинхедов. Первые стремятся «очистить» нацию, вторые борются со следами первых, оздоравливая общественное мнение о скинхедах. Эти же примеры можно рассматривать и как пример субкультуры и контркультуры. Многие могут вспомнить еще и об эмо и антиэмо. Однако здесь борьба идет на идеологической ветви, а скорее по линии самоидентификации. Одеяние парней эмо (они чаще всего становятся объектами нападок в реальном мире) претендует на звание унисекс. Это противоречит мировоззрению некоторых молодых людей, считающих что мужчина так одеваться не должен. Но, к сожалению, отсутствует главная составляющая – наличие ценностей и идеологии.

Наиболее интересны молодежные субкультуры как объект наблюдения и статистики. Они могут дать информацию для формирования общего 

представления об ориентации молодого поколения, его ценностей и стремлений. История субкультур идет еще с прошлого века, поэтому при желании можно найти некоторую параллель с иными схожими движениями, и понять, откуда появились те или иные организации.

Музыка

Культура

Имидж

- Готы
- Инди
- Панки
- Растаманы
- Рэперы
- Эмо

- Отаку
- Падонки
- Фурри

- Кибер-Готы
- Нудисты
- Милитари
- Фрики

Идеология

Хулиганы

Хобби

- Антифа
- Неформалы
- Скинхеды
- Хиппи
- Яппи

- Гопники
- Ультрас
- Футбольные хулиганы

- Байкеры
- Райтеры
- Трейсеры


  1. ^

    Футбольные фанаты



Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах (иначе говоря, в среде своих болельщиков). Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фанаты московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г.). В этих формах любительской активности сообщество фанатов автономно от поддерживаемой команды.

Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. По опросам (май 2000 г.) фанаты футбольных команд не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы 

моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).
Компенсаторное назначение буйства на стадионе и вандализма после матча очевидно. Но субкультурный смысл футбольных фан-сообществ этим, разумеется, не исчерпывается. Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п.).

Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» (в котором насчитывается, по крайней мере, 85 тыс. человек) выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д.), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками — нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в другой город, координируют свои действия по сотовой связи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».

В обозначениях «своих» также прослеживается иерархическая организационная структура. Основное средство отличия — шарф («розетка», «роза»). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды (у спартаковских фанатов — сочетание белого и красного) и может иметь различные надписи (у спартаковских болельщиков, например: «Let’s go Spartak Moscow»). Варианты «хулиганского» шарфа содержат оскорбление противнику и вызов (например, спартаковский ромб, перекрещенный шпагами, внизу надпись: «Смерть врагам!» и изображение непристойного жеста). Те, кто участвовал в более чем 10 выездах на матчи команды в другие города, вправе носить особый — с индивидуальным номером — шарф, который изготовляется по заказу в Великобритании. Иметь такой шарф — значит, относиться к элите (группе «Правых»). Потеря номерного шарфа (обычно в драке, стычке с милицией) влечет за собой потерю права принадлежать к элитной группировке, вернуться в которую возможно после получения выполненного на заказ нового шарфа.



В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» — самую юную часть фанатов, новичков.

В известном смысле сообщества футбольных фанатов восполняют недостатки социального опыта межгруппового взаимодействия, включая и опыт масштабного противостояния. В последнее время такие сообщества при разных командах все активнее заключают договоры о «ненападении» и совместных действиях против других сообществ (у спартаковских, например, — договор с болельщиками за «коней» — ЦСКА, дружба с малочисленными сообществами «торпедонов» — болельщиков команды «Торпедо», «паровозиками» — болельщиками команды «Локомотив», но враждебные отношения с болельщиками команды «мусоров» — московского «Динамо»). Некоторые стороны общественного движения институционализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

  1. ^

    Байкеры (мотоциклисты)



Байкеры - мотоциклисты. Иногда спонтанные формы субкультурной активности соотносят с некоторыми привычными западными стилями по ошибке, в одно целое соединяются разные по природе явления. Такова ситуация в отношении байкерства. В России есть некоторое число байкерских группировок в привычном для Запада смысле. По своему происхождению они — слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России — недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит связанный с мотоциклом стиль жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся 

его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания. Характерно, что одна из черт самоидентификации участников движения — подчеркивание своего отличия от байкеров («они — тупые, пьянь»). На основе опросов участников ежегодного мотофестиваля в Малоярославце (город в Калужской области, в 120 км от Москвы), можно констатировать, что организованные для байкеров формы соревнований («сосиска»: задача девушки, сидящей сзади байкера, откусить на ходу подвешенную сосиску; соревнование на звание «мисс мокрая майка» и др.) не привлекают ни мотоциклистов-спортсменов (для которых также организованы собственно спортивные конкурсы), ни той части мотоциклистов, о которых мы говорим. Ежегодный съезд (в прямом смысле — на мотоциклах) нескольких тысяч юношей и девушек (девушки чаще — как сопровождение) из многих российских городов и сел (даже с Дальнего Востока) в Малоярославце показывает, что определенная часть участников мотофестиваля придерживаются особого стиля жизни: эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл, который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине. Юноши на протяжении трех-четырех месяцев собирали мотоциклы, фактически переселяясь в гаражи. Некоторые переоборудовали под мастерские свои комнаты в квартирах, и мотоцикл занимает основное место в таких комнатах. Атмосфера в период сборки — рабочая и спокойная, работу не завершают попойки. Образец дизайна, а частью и технической конструкции мотоцикла берется из западных журналов. Когда работа закончена, небольшие группы едут достаточно спокойно на мотоциклах по дорогам. Они не ставят никаких особых целей путешествия — «просто едут».

Это не определившееся еще движение формируется в среде молодых людей из семей с небольшим достатком. Возможность свободно ехать на технике, сделанной своими руками, создает почву для самоутверждения и творческого отношения к жизни. Следует также учитывать, что в России при ее дорогах мотоцикл давно стал одним из основных (наряду с велосипедом) средств передвижения в небольших городах и селах, гораздо более важным и нередко более престижным, чем автомобиль. В этом отношении практика означенного движения мотоциклистов очень давняя, совершенно не байкерская, пока слабо фиксирующая свое символическое пространство, но, 

несомненно, связанная с особой субъективной конструкцией социальной реальности.
  1. Эмо



Слово «эмо» происходит от прилагательного «эмоциональный». Это отечественная калька с английского «emo» (emotional). Эмо — прежде всего направление в музыке. Выросло оно из хардкора, панк-рока еще в середине 80-х годов прошлого века. Для этого стиля характерен достаточно жесткий гитарный звук и тексты о личных переживаниях, эмоциях автора. Вокал — обычно «скримовый», то есть кричащий, на пределах голосовых связок.

Выделяют 3 волны развития эмо – культуры.

Была в среде вашингтонских панк-рокеров. Летом 1985-го года появился ряд групп с новым звуком и нехарактерной для панка эмоциональной лирикой: Gray Matter, Soulside, Ignition, Marginal Man, Fire Party и некоторые другие. Музыку этих групп со временем стали называть «классическим вашингтонским звучанием». Вскоре после этого вашингтонские группы получили ярлык «эмокор». К 1990-му году стиль окончательно отделился от остальных и получил некоторую популярность. Говорят, что термин «эмо» впервые появился в интервью с Айеном Маккеем. Он основал движение Straight edge (сокращённо sXe), основой которого является здоровый образ жизни: отказ от наркотиков, курения, алкоголя, беспорядочных половых связей, в отдельных случаях — вегетарианство. От панка были взяты политические взгляды: протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Это движение стало очень популярно среди поклонников эмокора и хардкора.

К началу 90-х стиль «эмо» приобрёл достаточную известность, стали появляться его новые подвиды:

«Хардкор Сан-Диего» (впервые проявился в Сан-Диего в 1992 году) — смесь классического хардкора и эмо; «Скримо» (от англ. scream — крик) — утяжеленный вариант эмо с кричащим вокалом и жесткостью в музыке; «Френч скримо» (англ. french screamo — «французское скримо») — смягченный, более мелодичный вариант «скримо».
Ее подняла в 1994-м году группа Sunny Day Real Estate со своим дебютным диском «Diary». Этот альбом завоевал популярность у широкой 

публики, а группы второй волны (Mineral, Christie Front Drive, Braid, Boys Life и т.д.) уже попали в теле- и радиоротацию. Для этого периода характерно влияние на звук стилей грандж и индирок.
Этот период начался в 2000-м и продолжается до сих пор. Когда эмо-культура стала популярна в молодежной среде, распространилась на одежду и ее стали называть стилем жизни, шоу-бизнес чутко отреагировал на это. Стали появляться коммерческие проекты, а сама субкультура во многом выродилась просто в моду. Сегодняшние эмокиды зачастую не имеют ничего общего с ранним движением эмо и у них довольно смутное представление о его истоках.

В чем суть субкультуры нынешних эмокидов?

Прежде всего, нужно понимать, что это подростковое движение. Главная проблема тинэйджера — непонимание и жестокость окружающего мира. И тут негласный лозунг эмо «Я так страдаю!» попадает на благодатную почву. Отсюда нездоровая любовь к теме суицида, порезов вен и прочего.

Вторая проблема подростка — выделиться из толпы и быть не как все. Но одновременно с этим нужно быть и в группе с кем-то. Задача непростая, но легче всего решается за счет внешнего вида. Отсюда чёлки, тоннели, изможденный вид и страдания на лице. Говорят, настоящие эмокиды даже становятся вегетарианцами, чтобы достичь нужной субтильности. Нередко одежда, макияж, эпатажное поведение оказываются важнее внутреннего содержания. В среде самих эмокидов это называется «позерство».

По мнению психологов: «Молодежь (подростки 12-17 лет) всегда создавала свой отдельный мир, центрированный на разных атрибутах: панки, рэпперы, готы, толкиенисты… Участие в этих сообществах — это шаг во взрослую жизнь. Они позволяют молодому человеку выработать подход, стиль, который он в дальнейшем сможет использовать во взрослом сообществе. Это своего рода игра в общество.»

Для эмокидов главное правило – выражение эмоций. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмокид — ранимый и депрессивный человек. Духовными идеалами которого, являются правдивость, честность, верность, искренность.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Для создания этих причесок 

эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице) да и вообще где угодно. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком. Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов и BMX-еров. Характерная для эмо обувь — кеды типа конверс или скейтерские кеды, а также флипы (тряпичные тапочки в ромбик), слипы (обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед), вэнсы с узором в шашечку. Для эмо характерны следующие атрибуты: почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками, значки, прицепленные к одежде и, иногда, к обуви, очки в широкой яркой или чёрной оправе, яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно популярны снэпы или панк-атрибутика (напульсники с шипами), крупные бусы ярких цветов на шее, мягкие игрушки в виде мишек, которым эмо-киды вспарывают животы и зашивают толстыми нитками. Такие игрушки играют роль своеобразных талисманов. Их берут с собой на прогулки, на занятия, с ними остаются дома и спят.

Эмо-субкультура появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что эмо культивирует депрессию и виктимность, пропагандирует самоубийство. В начале 2008 года в прессе появились сведения, что ФСБ намерена бороться с распространением эмо из-за пропаганды детского суицида.

2 июня 2008 в Госдуме России состоялись парламентские слушания, на которых обсуждалась «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности». Крайнюю нетерпимость разработчики концепции проявили к эмо и готам. По степени общественной опасности они приравнены к скинхедам, футбольным фанатам, нацболам и антифашистам. Законопроект был встречен СМИ с иронией, а многие общественные деятели подвергли его осмеянию и критике.

Среди многих молодёжных субкультур существует неприязненное отношение к «эмо», которое выражается в высмеивании внешнего вида, 

критике идей и музыкальных предпочтений эмо-кидов, а так же в создании сайтов «анти-эмо» направленности, сочинении песен и т. п.
  1. ^

    

  2. Заключение


Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в 20в. В силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.


  1. ^

    

  2. Литература





  1. Алексеевский, М. Субкультура панкеров: генезис и вектор развития// Знание сила. – 2006. - №6 – С.109-117.

  2. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. – 2007. - №5. – С. 49-53.

  3. Воронова, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №4. – С. 20-25.

  4. Воронова, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №5. – С. 23-26.

  5. Гусельцева, М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках//Вопр. психологии. – 2006. -№4. – С. 3-14.

  6. Дысютина, О. Панк в России 90-х: протест или товар?//Философские науки. – 2003. - №64. – С. 32-50.



Скачать файл (41 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru