Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Логистика - файл 1.doc


Лекции - Логистика
скачать (2436.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2437kb.12.12.2011 21:23скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Логистика, лекции для заочников

ЛОГИСТИКА

(для заочников)
Тема 1. Логистика - инструмент развития рыночной экономики


  1. Понятие и сущность логистики

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Термин известен с IX века н.э. (Византия), где логистика обозначалась как четкая, слаженная работа тыла по обеспечению войск всем необходимым, т.е. работа, которая являлась значимым составляющим боевого успеха. Большой англо-русский словарь и сегодня переводит слово "Logistics" как воен.: 1) тыл и снабжение; 2) материально-техническое обеспечение; 3) организация и осуществление работы тыла.

Другое направление развития логистики - экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60-70-е годы и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга* всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками.

Таким образом, в основе экономэффекта, получаемого от использования логистики в экономике, лежит согласованность, рациональность и точный расчет движения материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления. Известно много определений логистики, сформулированных учеными и практиками Америки, Франции, Германии, России. Приведем некоторые из них:

Логистика - это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

Логистика - наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.

Логистика - направление в сфере экономики, в рамках которого решается проблема разработки и внедрения комплексной системы управления материальными и информационными потоками на производстве, транспорте, каналах распределения для полного и своевременного удовлетворения спроса.

Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики - математическое. На рубеже XVII - XVIII веков немецкий философ, математик и языковед Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женеве. Поэтому в отечественных энциклопедических изданиях ХХ века и в словарях иностранных слов этот термин также трактуется как математическая логика.


  1. ^ Уровни формирования логистики. Содержание, цель и задачи логистики

Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального потока - основного объекта логистики, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя (рис. 1).


Сырье

Производ-ство №1

Производ-ство №2


Производ-ство №n


Распредели-тель-ный центр

По-тре-би- тель


Управление движением продукции производственно-технического назначения

Управление товародвижением

Л О Г И С Т И К А

У П Р А В Л Е Н И Е М А Т Е Р И А Л Ь Н Ы М П О Т О К О М

Рис. 1. Принципиальная схема материального и информационного потоков на различных уровнях формирования логистики
^ Условные обозначения:


Материальный поток



Информационный поток


Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:

  • на первом участке движется продукция производственно-технического назначения;

  • на втором - изделия народного потребления.

Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производствами движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток представлен разнообразными, готовыми к потреблению товарами. Внутри отдельных производств также имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. Виды деятельности (функции) по управлению разнокачественными материальными потоками составляют содержание логистики.

^ Цель логистики - рационализация и оптимизация управления разнокачественными материальными потоками.

Задачи логистики:

  • прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

  • определение необходимой мощности производства и транспорта;

  • разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

  • разработка научных основ управления транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

  • разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции.




  1. ^ Принципы и функции логистики

Новизна логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности (производство, торговля, перевозки и др.) в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. В основе повышения эффективности - сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции в экономике. Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков является концепцией логистики. При этом основным, конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, является принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.

Важным критерием оптимального варианта организации материального потока является минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи - от первичного источника сырья до конечного потребителя. Традиционные методы учета издержек зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию взаимодействуя с множеством подразделений. Логистика предполагает введение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками. Для осуществления пооперационного учета издержек материального потока введем понятие бизнес-процесса. Бизнес-процесс - совокупность последовательных действий для решения какой-либо предпринимательской задачи. Бизнес-процессы пронизывают основные функциональные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.д.) по горизонтали (см. рис. 2). На этом рисунке показан принцип учета логистических издержек на всем пути движения материального потока.

Снабже-ние

Транспорт

Производ-ство

Запасы

Сбыт





Б



а1 а2 а3 а4 а5
изнес-процесс А


b1 b2 b3 b4 b5

Бизнес-процесс В


c1 c2 c3 c4 c5

Бизнес-процесс С








Рис. 2. Учет логистических издержек на всем пути движения материального потока


Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным бизнес-процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока (в данном случае бизнес-процесса), так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами.

Каждый из участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.

В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса.

Таблица 1

Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса


Название логистической функции

Участники логистического процесса

Транспортные предприя-тия общего пользова-ния

Предприя-тия оптовой торговли

Коммерческо-посреднические организации

Склады сырья и склады готовой продукции предприя-тий-изготови-телей

Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие корректировка и рационализация

х

х

х




Определение объемов и направлений материальных потоков




х

х




Прогнозные оценки потребности в перевозках

х

х

х




Определение последовательности прохождения товаров через места складирования при организации товародвижения







х




Развитие, размещение и организация складского хозяйства




х

х




Управление запасами в сфере обращения




х

х




Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения

х










Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и др.)




х




х

Управление складскими операциями (сдача и приемка грузов по кол-ву и качеству, хранение, подсортировка, подготовка необходимого покупателю ассортимента, организация доставки мелкими партиями и др.)




х




х


Принципиальное отличие логистических функций от аналогичных функций, реализуемых при традиционной организации хозяйственной деятельности, заключается, прежде всего, в их глубокой системной взаимосвязи между собой. Оптимизация материальных потоков при традиционной модели хозяйствования происходит, как правило, в пределах одной функции без учета последствий в смежных областях.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной "шестью правилами логистики":

  • ГРУЗ - нужный товар;

  • КАЧЕСТВО - необходимого качества;

  • КОЛИЧЕСТВО - в нужном количестве;

  • ВРЕМЯ - должен быть доставлен в нужное время;

  • МЕСТО - в нужное место;

  • ЗАТРАТЫ - с минимальными затратами.




  1. Тенденции и этапы развития логистики

Тенденции развития логистики связаны с тем, что объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как "банковская логистика", "информационная логистика" и др.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и, особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методов управления материальными потоками. При этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако, основной принцип логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними информационными потоками.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка экономической информации*, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе**, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. Развитие логистики как науки и хозяйственной деятельности сильно связано с развитием информационных технологий. Современная техника и технология сбора, обработки и передачи экономической информации в режиме реального времени позволит оптимизировать оперативное управление материальными потоками и послужит основой для стратегического планирования развития логистической системы.

Таким образом, в развитии логистики можно выделить три этапа в зависимости от характера логистической интеграции:

  1. Первый этап развития логистики (60-е гг. ХХ века) - интеграция транспортно-складского хозяйства;

  2. Второй этап (80-е гг.) - производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый организм.

  3. Третий этап (настоящее время) - совокупность участников логистического процесса приобретает целостный характер и объединена в единую цепочку, начиная с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции (идея учета затрат материального потока по бизнес-процессам, а не по отдельным функциональным сферам деятельности).

Тема 2. Материальные и информационные потоки и логистические операции


  1. Понятие материального потока. Классификация материальных потоков



Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. По пути движения груза с ним могут осуществляться разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Все это, так называемые, логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный на определенный промежуток времени (за месяц, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладке товаров на поддоны для предприятий оптовой торговли складской площадью 5 тыс. м2 по проекту составляет 4383 т/год. Совокупный материальный поток для всего предприятия оптовой торговли определяется суммированием материальных потоков, протекающих на отдельных участках.

Таким образом, материальным потоком называют грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

  1. увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;

  2. проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, мес., год и т.д.).

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза ж/д транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым "запасом в пути".

^ Виды материальных потоков представлены в таблице 2
Таблица 2

Классификация материальных потоков

М

А

Т

Е

Р

И

А

Л

Ь

Н

Ы

Е
П

О

Т

О

К

И


Признак классификации

Вид потока

Отношение к логистической системе

внешние, внутренние

входные, выходные

Натурально-вещественный состав

одноассортиментные, многоассортиментные

Количество груза

массовые, крупные, средние, мелкие

Удельный вес

тяжеловесные, легковесные

Степень совместимости

совместимые, несовместимые

Консистенция груза

Насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные


^ Массовые потоки - транспортировка ж/д составом, колонной машин, караваном судов;

крупные потоки - несколько вагонов, автомашин;

мелкие потоки - не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, требуется совмещение с другими попутными грузами;

средние потоки - один вагон, один автомобиль.

Тяжеловесные потоки - обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема: масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках ж/д транспортом). Например, металлы;

легковесные потоки - груз не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспорта: 1т груза легковесного потока занимает объем более 2 м2. Например, табачные изделия.

^ Совместимые и несовместимые потоки. Этот признак учитывается в основном при логистических операциях с продовольственными товарами.


  1. Информационные потоки и их классификация

Под информационным потоком понимают совокупность циркулирующих

в логистической системе, а также между этой системой и внешней средой сообщений, сопровождающих материальный поток.

Информация, относящаяся к материальным потокам может быть разделена во времени на три вида: опережающая (предварительная); поступающая одновременно с материальным потоком (например, о количественных и качественных его параметрах); поступающая вслед за материальным потоком (например, различные подтверждения, претензии и т.п.). При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную.

Кроме того, в логистике выделяют виды информационных потоков в зависимости от следующих классификационных признаков:

  1. вид связываемых потоком систем (горизонтальный и вертикальный потоки);

  2. место прохождения (внешний и внутренний);

  3. направление по отношению к логистической системе (входной и выходной).

Построение информационной системы логистики должно быть индивидуальным в зависимости от количества задач и структуры организации.

При этом под информационной системой понимают систему сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в процессе управления. Рекомендуется всю логистическую систему рассматривать как совокупность функционально ограниченных подсистем, функционирование которых обеспечивается информацией на уровне ее собственных информационных подсистем.

На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяют на три группы:

  1. плановые - создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Возможна адаптация стандартного программного обеспечения;

  2. диспозитивные (или диспетчерские) - создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Сложно приспособить стандартное программное обеспечение из-за индивидуальных особенностей каждого предприятия;

  3. исполнительные (или оперативные) - работают в режиме реального времени, что позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления (материальные потоки, например). Необходимо индивидуальное программное обеспечение.




  1. ^ Логистические операции

Выше рассматривались логистические операции, применяемые по отношению к материальным потокам (разгрузка, перемещение, комплектование, хранение, погрузка и т.д.). Но понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Прием, обработка и передача информации о материальном потоке также относятся к логистическим операциям.

Таким образом, уместны следующие определения понятия "логистические операции".

Логистические операции - это любые операции совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ.

^ Логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материального и /или информационного потока.

Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций (ЛО) с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение ЛО с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающем ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющем место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку ЛО разделяют на односторонние и двусторонние. Классификация ЛО приведена на рис. 3.


Логистическая операция




Признак классификации

Переход права собственности на товар

Изменение потребительских свойств

Природа потока





Односторонние (без перехода)

Двусторонние (с переходом)

С добавленной стоимостью

Без добавленной стоимости

С материальным потоком

С информационным потоком


Вид логистической операции

Рис. 3. Классификация логистических операций
ЛО бывают внешние (общение логистической системы с внешним миром) и внутренние (выполняются внутри логистической системы). Неопределенность внешней среды в первую очередь сказывается на характере выполнения внешних ЛО.
Тема 3. Методология и научная база логистики


  1. Логистические системы и их классификация.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем.

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Логистическая система строится на принципах системного подхода. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект (материальный поток) как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью и взаимодействующих с внешней средой. В отличие от классического (индуктивного, от частного к общему) подхода системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система. Таким образом, логистическая система - это не механическая совокупность элементов материального потока, логистических операций и функций, а целостность, состоящая из взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих с внешней средой составляющих. Этими составляющими являются элементы материального потока, логистические операции и функции.

Границы логистичесой системы определяются циклом обращения средств производства с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег - получения денег). Примеры логистических систем - промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д.

Логистическую систему делят на макро- и микрологистику. Макрологистика исследует проблемы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением распределительных центров, выбором наиболее эффективного вида транспорта и т.д. Микрологистика решает проблемы в рамках отдельных звеньев макрологистики (например, внутрипроизводственная логистика). Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

Выделяют три вида логистических систем (рис. 4):

  1. с прямыми связями;

  2. эшелонированные;

  3. гибкие



Производитель

Потребитель

Производитель

Посредник

Потребитель


Производитель


Посредник


Потребитель

1) с прямыми связями

2) эшелонированная

3) гибкая

Рис. 4. Принципиальные схемы логистических систем различных видов
^ 2. Методы решения логистических задач: моделирование и кибернетический подход, экспертные системы

Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования, т.е. исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей.

Классификация моделей приведена на рис. 5.


Модели систем

Изоморфные

Гомоморфные

Абстрактные

Материальные

Математические

Символические

Аналитические

Имитационные

Языковые

Знаковые

Макеты

Технологические планировки

Схемы грузопотоков

Другие виды материальных моделей

Рис. 5. Классификация моделей


Изоморфные модели - включают все характеристики объекта - оригинала, способны, по существу, заменить его. Если можно создать изоморфную модель, то знания о реальном объекте будут практически абсолютно точными.

^ Гомоморфные модели. В их основе лежит не полное, частичное подобие модели изучаемому объекту. В результате упрощается построение модели и интерпретация результатов исследования. Так как при моделировании логистических систем абсолютное подобие не возможно, то в логистике применяются именно гомоморфные модели. При этом степень подобия у гомоморфных моделей в логистике может быть различной.

Гомоморфные модели подразделяются на материальные и абстрактные.

^ Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объектов.

^ Абстрактное моделирование часто является единственным способом моделирования в логистике. Абстрактные модели подразделяются на символические и математические.

К символическим относятся языковые (в основе лежит набор слов, очищенных от неоднозначности - тезаурус) и знаковые (отвлеченный пример - ноты).

^ Математические модели подразделяются на аналитические (постановка задачи и ограничения записываются в виде формул) и имитационные.

Так как логистические системы функционируют в условиях неопределенности внешней среды, часто создать точную аналитическую модель бывает не возможно. Тогда создают имитационную модель, которая основывается на кибернетическом подходе, когда сам логистический процесс остается для исследователя "черным ящиком". На входе в "черный ящик" задаются входные параметры, которые могут регулироваться, изменяться до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат на выходе. При имитационном моделировании сначала конструируется модель реальной системы, затем ставится эксперимент на этой модели. При этом конечной целью будет выбор стратегии, обеспечивающей наиболее эффективное функционирование логистической системы.

^ Экспертные системы

Под экспертными системами в логистике понимают специальные компьютерные программы, помогающие специалистам принимать решения, связанные с управлением материальными потоками. Экспертная система аккумулирует в себе знания и опыт нескольких специалистов-экспертов, работающих в разных областях. Это позволяет экономить время и деньги при решении достаточно сложных задач (например, внутрискладское управление запасами и др.).

Недостаток экспертных систем - невозможность заложить в программу решения "на все случаи жизни", учесть индивидуальные особенности каждого логистического процесса.


  1. ^ Показатели эффективности логистики на предприятии (см. А.М. Гаджинский. Логистика. - М.: 2003, с. 126-134.)

Возможность управления материальным потоком появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характеристик этого потока.

Некоторые показатели, которые применяют для характеристики состояния логистики:

  1. Средний запас на складе.

  2. Товарооборачиваемость.

  3. Готовность к поставке.

  4. Доля запасов в обороте.

  5. Затраты на связанный капитал.

  6. Характеристика дисциплины поставок.

  7. Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота.

  8. Характеристика работы склада (грузооборот склада; грузопереработка; удельный грузооборот склада; коэффициент неравномерности работы склада).


  1   2   3



Скачать файл (2436.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru