Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - по дисциплине Менеджмент персонала для студентов специальности Экономика предприятия (цикл подготовки магистров). Часть 1 - файл 1.doc


Лекции - по дисциплине Менеджмент персонала для студентов специальности Экономика предприятия (цикл подготовки магистров). Часть 1
скачать (437.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc438kb.12.12.2011 21:24скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Кафедра экономики предприятий
Парлюк И. П.

Конспект лекций (часть 1)


по дисциплине «Менеджмент персонала» для студентов специальности «Экономика предприятия» (цикл подготовки магистров)

Утверждено

на заседании кафедры

экономики предприятий


Протокол № 4 от 23.11.2007 г.

Мариуполь, 2007 г.

Конспект лекций по дисциплине «Менеджмент персонала» для студентов специальности «Экономика предприятия» (цикл подготовки магистров).

/И.П. Парлюк – Мариуполь: ПГТУ, 2007 г. - 44 с.

В учебно-методическом пособии приведены тексты лекций по основным темам, предусмотренным программой курса «Менеджмент персонала» для студентов, обучающихся по указанной специальности.
Составитель: И.П. Парлюк, ст. преподаватель

Ответственный за выпуск: А.А. Мелихов, зав. кафедрой экономики предприятий
Содержание

Стр.
1. Тема 1. Методология менеджмента персонала 4

2. Тема 2. Ресурсное обеспечение менеджмента персонала 10

3. Тема 5. Планирование и формирование персонала 15

4. Тема 6. Развитие персонала 22

5. Тема 8. Регулирование трудовой деятельности персонала 28

6. Тема 9. Управление рабочим временем работников 35

7. Тема 14. Эффективность менеджмента персонала 40

Перечень литературы 44


Тема 1. Методология менеджмента персонала

  1. Сущность менеджмента персонала и направления его развития.

  2. Менеджмент персонала как объективное социальное явление и сфера профессиональной деятельности.

  3. Менеджмент персонала как учебная дисциплина.

  4. Менеджмент персонала как предмет научных исследований.

  5. Организация как социальный институт и объект менеджмента.

  6. Персонал организации.



  1. Сущность менеджмента персонала и направления его развития.

Менеджмент персонала как процесс управления трудовым коллективом является повседневной реальностью. Этот процесс осуществляется специально подготовленными работниками аппарата управления

В условиях конкурентной рыночной среды результативность деятельности организаций в значительной мере зависит от качественных характеристик персонала и умения управленческого аппарата эффективно использовать этот важнейший производственный ресурс.

Менеджмент персонала как объективное социальное явление имеет три грани, развивается по трем векторам:

  • как сфера профессиональной практической деятельности;

  • как учебная дисциплина;

  • как отрасль науки.

Каждое из этих направлений развития менеджмента персонала в процессе изучения, анализа, проектирования требует применения как одинаковых, так и специфических методов, подходов, способов и приемов решения проблем.


  1. ^ Менеджмент персонала как объективное социальное явление и сфера профессиональной деятельности.

Для более глубокого понимания сущности, значения, сложности менеджмента персонала как сферы профессиональной деятельности необходимо иметь представление про такие методологические аспекты этого социального явления:

  • сущность и цели;

  • объект и субъект;

  • содержание и форма;

  • субстрат (субстанция);

  • функции;

  • принципы;

  • средства;

  • связи с внутренней и внешней средой организации;

  • стратегия и политика;

  • задачи;

  • механизм регулирования;

  • продукт (результат) менеджмента.

Понятие, сущность менеджмента персонала. Менеджмент персонала необходимо рассматривать на трех уровнях.

На низшем уровне управления (производственный участок, функциональное подразделение) осуществляется непосредственное управление исполнителями. Руководитель доводит до рабочих мест производственные задания, обеспечивает их необходимыми ресурсами, контролирует выполнение заданий, трудовую дисциплину, выполнение норм и правил охраны труда.

На среднем уровне управления (большой цех, филиал предприятия) решаются вопросы планирования производства, организации деятельности, оплаты труда, замещения вакантных должностей.

На высшем уровне управления разрабатывается стратегия менеджмента персонала (кадровая стратегия) как функциональная составляющая генеральной стратегии организации, формулируется политика менеджмента персонала (кадровая политика), определяются объемы инвестирования в развитие персонала, утверждаются решения про замещение ключевых должностей.

Перечисленные важнейшие задания менеджмента персонала на всех уровнях должны решаться синхронно, в тесной взаимосвязи, как неотъемлемые составляющие единого непрерывного процесса.

Итак, менеджмент персонала необходимо рассматривать как системно организованный процесс воспроизводства и эффективного использования персонала самоуправляемой организации.

Главными целями менеджмента персонала являются:

  • повышение эффективности функционирования организации;

  • улучшение качества трудовой жизни персонала.

Эти цели органически связаны друг с другом.

Синтетическим показателем эффективности деятельности организации является производительность (П):

,

где Д – совокупный доход, полученный от реализации товаров и услуг;

В – совокупные затраты на производство.

Качество трудовой жизни персонала характеризуют такие показатели и критерии:

  • уровень и динамика реальных трудовых доходов;

  • гарантии сохранения рабочего места;

  • условия труда;

  • содержательность трудового процесса;

  • уровень бытового и медицинского обслуживания на производстве.

Объект менеджмента персонала – это широкое понятие, которое охватывает организацию как единое целое, каждое структурное подразделение независимо от количества иерархических уровней управления, первичные трудовые коллективы, каждого наемного работника независимо от статуса в организации.

Субъектами менеджмента персонала в организации являются: линейные и функциональные руководители всех уровней управления, работники производственных и функциональных подразделений, которые обеспечивают руководителей необходимой для управления персоналом информацией или выполняют обслуживающие функции.

^ Содержание и форма. Основным содержанием, сущностью менеджмента персонала является многогранный процесс влияния субъекта на объект управления. Структуру этого влияния составляют методы управления людьми на производстве: административные (организационно-распорядительные), экономические, правовые и социально-психологические.

Формой менеджмента персонала является сложный коммуникативный процесс во всех его проявлениях, который происходит между субъектом и объектом управления, начиная от беседы с претендентом на вакантную должность и заканчивая оценкой деятельности трудовых коллективов и отдельных работников.

Субстрат. Содержание и форма любого объекта или явления не существуют отдельно, они неразрывно связаны. В единое целое содержание и форму объединяет субстрат (субстанция), как основа общности однородных явлений.

Менеджмент персонала – явление очень сложное, многоуровневое. В нем различают отдельные функции, фазы, многочисленные задачи. Но все эти части единого целого пронизывает и объединяет информация - главный субстрат менеджмента персонала.

^ Функции менеджмента персонала. Управленческий аппарат организации как интегрированный субъект менеджмента персонала выполняет различные функции. Их разделить на две группы – общие и специфические.

В группу общих функций включают такие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Эти функции выполняют все руководители независимо от уровня управления, линейные и функциональные, - каждый в пределах, закрепленных внутренними организационными документами обязанностей, прав и ответственности.

Перечень специфических функций приводится в следующей теме. Он устанавливается функциональным разделением труда между структурными подразделениями организации и между исполнителями.

^ Принципы менеджмента персонала. Это совокупность фундаментальных основ руководства людьми, последовательное выполнение которых является обязательным условием достижения текущих и перспективных целей, обеспечения необходимой результативности общей работы.

Менеджмент персонала должен осуществляться на основе таких принципов:

  • планомерности;

  • системности;

  • единоначалия;

  • социального партнерства;

  • экономической эффективности;

  • демократизма;

  • экономической заинтересованности;

  • социальной целесообразности.

Средства менеджмента персонала – понятие, охватывающее широкий круг вещей, которые используются для практического управления людьми в сфере совместного труда: интеллект, квалификация, управленческие способности субъектов менеджмента персонала; финансы предприятия; материально-техническое оснащение рабочих мест и служебных помещений субъектов менеджмента персонала; нормативно-правовое обеспечение; информация, информационные системы и технологии в управлении.

^ Связь менеджмента персонала с внутренней и внешней средой организации. Субъекты менеджмента персонала должны иметь тесные организационные и информационные связи со всеми структурными подразделениями организации (обеспечение рабочей силой; ответственность за развитие персонала, эффективную мотивацию труда, создание безопасных условий труда и т.д.). Службы персонала поддерживают также деловые контакты с учебными заведениями, региональными центрами занятости, кадровыми агентствами, органами государственной статистики.

Под стратегией менеджмента персонала следует понимать перспективный (стратегический) план обеспечения потребностей организации в конкурентоспособном персонале, который базируется на системе теоретических взглядов, идей, принципов и согласован с генеральной стратегией.

Стратегия менеджмента персонала намечает существенные количественные и качественные изменения в структуре персонала на перспективу; увеличение или уменьшение численности; изменения в профессионально-квалификационной структуре работников; изменения в объемах инвестиций в человеческие ресурсы.

На основе стратегии менеджмента персонала формируется политика менеджмента персонала, которая конкретизирует направления и принципы развития системы менеджмента персонала.

Политика менеджмента персонала – это комплекс концептуальных средств работы с персоналом, последовательное выполнение которых способствует обеспечению организации конкурентоспособным персоналом. Важнейшими составляющими политики менеджмента персонала являются:

  • политика занятости;

  • политика трудовых доходов;

  • социальная политика организации.

Продукт (результат) менеджмента персонала должен соответствовать его целям. Исходя из сущности целей менеджмента персонала, его продукт должен иметь два измерения – экономический (экономическая эффективность деятельности персонала) и социальный (социальная эффективность деятельности персонала). Экономическая эффективность измеряется экономическими показателями: прибыль, рентабельность, производительность, материалоемкость, энергоемкость продукции и т.д. Социальная эффективность характеризуется показателями качества трудовой жизни персонала: динамика реальной заработной платы, содержание и условия труда, текучесть персонала, социально-психологический климат в трудовом коллективе и т.д.


  1. ^ Менеджмент персонала как учебная дисциплина.

Основными методологическими аспектами учебной дисциплины являются цель, задания, объект, места в учебном плане и связи с смежными дисциплинами.

Цель учебной дисциплины «Менеджмент персонала» - формирование системы знаний теории и практики управления персоналом разнообразных организаций, которые функционируют в сфере национальной экономики Украины.

Задания учебной дисциплины состоят в:

  • изучении теоретических основ менеджмента персонала;

  • изучении практического опыта организаций в области управления людьми на производстве;

  • усвоении умения самостоятельно анализировать сложные производственные ситуации, принимать и обосновывать эффективные решения в области менеджмента персонала.

Предмет. Учебная дисциплина «Менеджмент персонала» изучает многогранный, многоуровневый, сложный процесс воспроизводства и эффективного использования персонала организаций, который осуществляется в пространстве и времени.

Объект. Для учебной дисциплины «Менеджмент персонала», также как и для процесса, который она изучает, объектом является сложная совокупность, которая охватывает организацию как целое, структурные подразделения, персонал в целом и каждого работника отдельно.

Изучение дисциплины «Менеджмент персонала» базируется на знании таких фундаментальных дисциплин, как:

  • политическая экономия;

  • экономика предприятия;

  • менеджмент;

  • экономика труда;

  • финансы;

  • управление трудовыми ресурсами;

  • нормирование труда;

  • трудовое право.




  1. Менеджмент персонала как предмет научных исследований

Наиболее актуальными проблемами менеджмента персонала, которые требуют постоянного научно-методического сопровождения, являются следующие:

  • социально-психологические аспекты трудовой деятельности и управления людьми на производстве;

  • обеспечение конкурентоспособности персонала;

  • совершенствование методов нормирования труда;

  • совершенствование методов планирования численности разных категорий персонала;

  • оценка персонала и претендентов на вакантные места в организации;

  • мотивация и стимулирование;

  • защита здоровья работников на производстве;

  • укрепление социального партнерства в организации.

Наиболее распространенными методами научных исследований актуальных проблем пруда и менеджмента персонала являются:

  • общенаучные (наблюдения, классификации и типологии, группирования и сравнения, средних величин, анализа и синтеза, системного подхода, эксперимента);

  • экономико-статистического анализа;

  • социологического анализа;

  • экспертных оценок;

  • факторного анализа;

  • математического моделирования;

  • функционально-стоимостного анализа;

  • системно-структурного анализа;

  • математической статистики;

  • графического моделирования;

  • корреляционно-регрессионного анализа;

  • тестовых методик.




  1. Организация как социальный институт и объект менеджмента

В менеджменте персонала ключевыми понятиями являются такие: менеджмент, персонал, организация.

Слово «менеджмент» английского происхождения, оно переводится как «управление», но не в широком значении как управление каким-либо объектом или процессом, а в узком – как руководство организацией, структурным подразделением, трудовым поведением персонала организации.

Слово «персонал» происходит от латинского persona, т.е. отдельный человек, личность. В менеджменте слово «персонал применяется в значении совокупности людей, которые составляют организацию, находятся в трудовых отношениях с ней на основе индивидуальных трудовых договоров и заняты общественно полезной деятельностью.

Слово «организация» имеет несколько значений:

  1. В значении деятельность: организовать, организоваться.

  2. Объединение людей, общественных групп, государств на основе общности интересов, цели, программы действий. В теории менеджмента принято какое-либо юридическое лицо (предприятие, банк, учебное заведение и т.д.) называть организацией. Итак, под организацией понимается социальный институт, созданный на основе общности интересов, как правило, экономических, политических, культурных, спортивных.

  3. Особенности построения чего-либо, структура.

  4. Физические и психические особенности отдельного человека.

В менеджменте персонала объектом изучения является организация во втором значении этого слова, т.е. как социальный институт во всех его проявлениях, преимущественно в сфере экономики. Объектом учебной дисциплины являются также структурные подразделения организации и их персонал, отдельный работник как должностное лицо и как личность.

Достаточно широко используется слово «организация также и в значении процесса (организация труда, организация управления и т.д.).

Организация является юридическим лицом. Всю свою деятельность она осуществляет самостоятельно, рассчитывает на собственные возможности, на потенциал своих руководителей, на инициативный, творческий труд каждого работника.

Рис. 1.1 иллюстрирует упрощенную схему организации и ее связи с внешней средой (рис. 1.1 и далее по тексту см. раздаточный материал).

Организация как юридическое лицо является основным, базовым объектом менеджмента. Руководители среднего звена управления отвечают за состояние дел в больших структурных частях организации – производствах, производственных комплексах, цехах. Объектом менеджмента на нижнем уровне управления являются структурные низовые подразделения (отделы, бюро, секторы, производственные участки, бригады).


  1. ^ Персонал организации.

Персонал – это личный состав организации, который охватывает всех наемных работников, а также работающих акционеров и собственников.

В больших организациях структура персонала может быть очень сложной по количеству разных профессий, должностей, уровней квалификации и т.д. Это очень усложняет систему и процессы управления такими коллективами.

В организациях промышленного производства выделяют персонал основной деятельности (промышленно-производственный) и неосновной (непромышленный).

Классификатор профессий ДК 003-95 содержит такие стандартизованные названия категорий персонала:

  1. законодатели, высшие государственные служащие, руководители, менеджеры (управляющие);

  2. профессионалы;

  3. специалисты;

  4. технические служащие;

  5. работники сферы торговли и бытовых услуг;

  6. квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства;

  7. квалифицированные рабочие с инструментом;

  8. операторы и сборщики оборудования и машин;

  9. простейшие профессии.

В составе персонала организации могут постоянные, сезонные и временные работники; работники, занятые полный или неполный рабочий день (неделю). Один человек может работать в двух организациях на основе совместительства. При этом основным местом работы считается та организация, где сохраняется трудовая книжка работника.

Организация может принимать на обучение, повышение квалификации, стажировку учеников, студентов-практикантов, стажеров из других организаций, однако эти люди в состав персонала не входят.

Структурой персонала называют соотношение численности разных категорий работников.

Структуру персонала невозможно стандартизовать, так как она складывается индивидуально под влиянием многих факторов. Администрация каждой организации должна постоянно анализировать структуру персонала и оптимизировать ее с учетом динамики внешних и внутренних изменений.

Многим организациям не только в Украине, а во всем мире, не хватает высококвалифицированных, инициативных, с творческим потенциалом работников всех должностных уровней, но в первую очередь менеджеров со стратегическим мышлением и умением эффективно решать тактические задачи.
  1   2   3   4



Скачать файл (437.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации