Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Психодиагностика общения - файл 1.doc


Контрольная работа - Психодиагностика общения
скачать (111.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc112kb.12.12.2011 21:35скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание
Введение 3

  1. Психодиагностика: значение и понятие 4

  2. Классификация тестов 8

  3. Проанализируйте особенности проективных методик (тестов) 20

Заключение 25

Список литературы 26

Приложения

Введение

Представления о психодиагностике в настоящее время складываются на основе суждений по поводу тестов. Мода на тестирование, завладевшая умами психологов, иногда приравнивает психодиагностическую процедуру к тестологическому ритуалу.

Если под диагностикой в психологии понимать собственно исследование какого-либо психологического феномена, то диагностическая оценка представляет собой сложную систему всестороннего изучения личности. В ее рамках тестам должна отводиться роль отправной точки, объективной базы, на основе которой строится психологическая диагностика. Подмена психодиагностики одним тестированием, на мой взгляд, является большой ошибкой.

Основной специфически психологический предмет психодиагностики - измерение психологических особенностей в сопоставлении с нормативными, критериальными показателями. Психолог, оценивая личностные особенности человека, «входит» в индивидуальный образ испытуемого. Тестовые методы дают ему некий «объективный» образ-норматив. Наблюдение, проводимое как во время тестирования, так и в ходе всей диагностической процедуры, формирует субъективное представление. Беседа по итогам изучения документов, фактов биографии, тестирования и др. помогает сопоставить тестовые данные и другую информацию и построить некое представление об изучаемом индивиде. И, наконец, герменевтический анализ структурирует вывод о психологических особенностях испытуемого.

Таким образом, целью психологической науки является исследование психики индивида. А задача психодиагностики очень проста и в то же время неимоверно сложна - сделать это изучение адекватным.

^ 1. Психодиагностика: значение и понятие

Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.

Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологических знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств.

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики [4, с.7].

Оба комплекса вопросов - теоретические и практические - тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.

Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психологического состояния человека.

Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности.

Специалист, занимающийся психологическим консультированием, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, должен поставить правильный диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только психолог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Это необходимо делать не только для того, чтобы заверить клиента в том, что он не зря потратил время (и деньги, если работа платная), но и для того, чтобы усилить психокоррекционный эффект воздействия. Известно, что вера в успех - один из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой психокоррекционный сеанс.

Кроме названных областей научной и практической психологии, психодиагностика применяется и в других ее отраслях, например в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда - словом, везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологических свойств человека.

Во всех описанных случаях научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

  1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

  2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

  3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих
    особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

  4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования [4, с. 10].

Итак, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть психолог-диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается как особая специализация в работе профессионального психолога.

Предыстория психодиагностики исчисляется многими веками и уходит в глубокую древность. Есть сведения о том, что уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ писцов. В Древнем Египте к обучению искусству жреца допускались наиболее способные люди, прошедшие жесткое тестирование. Также достаточно вспомнить о том, что в Древнем Китае за 2200 лет до Рождества Христова была создана система отбора чиновников, которая охватывала весьма широкий спектр «проявлений личности» - от умения писать до поведения в быту (подобной нет и по сей день).

В истории Древнего Востока известны факты использования психодиагностических процедур в системе медицинского образования государства чжурджэней Цзинь. В средневековом Вьетнаме особое внимание уделялось оценке качеств при назначении на должности гражданских и военных чиновников. Психодиагностические испытания активно применялись для определения способностей к специфической религиозной деятельности.

Приведенные исторические данные донаучного использования психодиагностических процедур подтверждают их важность для оценки индивидуальных качеств людей как неотъемлемой части общественной жизни многих цивилизованных народов [5, с. 12].

В настоящее время психологическая диагностика в России переживает значительный подъем. Она начинает занимать заметное место в школах, вузах, на предприятиях, в учреждениях, фирмах, банках. Диагностические методики применяются во все новых областях практической деятельности индивидов - армии, спорте, судебной практике и др. Потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.

^ 2. Классификация тестов

Традиционно назначение психологических тестов состояло в том, чтобы измерять различия между людьми или между реакциями одного или того же человека в разных условиях. Одной из самых ранних проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление умственно отсталых. И до сегодняшнего дня обнаружение интеллектуальных дефектов остается важной областью применения определенных видов психологических тестов. Родственная область клинического применения тестов включает обследование лиц с тяжелыми эмоциональными расстройствами и другими типами нарушения поведения. Помимо этого, мощный импульс первоначальному развитию тестов был задан стремлением удовлетворить нужды образования. Имеются в виду знаменитые тесты Бине, с которых, собственно говоря, и началось интеллектуальное тестирование. В настоящее время школы входят в число основных пользователей тестов. Распределение детей по способностям с целью максимально использовать возможности разных типов школьного обучения, выявление умственно отсталых, с одной стороны, и одаренных учеников - с другой, образовательное и профессиональное консультирование учащихся средних школ и студентов колледжей, отбор в профессиональные и другие специальные школы - вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании.

Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях - еще одна важная область применения психологического тестирования. От оператора на линии сборки или делопроизводителя до управленцев высшего звена вряд ли найдется работа, для которой тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повышении по службе или увольнении. Разумеется, эффективное применение тестов в большинстве таких ситуаций, особенно касающихся высококвалифицированной работы, возможно лишь тогда, когда тесты используют в качестве дополнения к специальному собеседованию с кандидатами, создающему условия - в виде биографического контекста - для правильной интерпретации тестовых показателей конкретного кандидата. Тем не менее, тестирование составляет важную часть полной программы управления трудовыми ресурсами. Весьма близкое по целям применение психологического тестирования имеет место в вооруженных силах при отборе и распределении военнослужащих. По сравнению с эпохой Первой мировой войны, когда предпринимались отдельные попытки психологического обследования новобранцев, разнообразие и масштабы применения психологических тестов в армии во время Второй мировой войны значительно увеличились. Впоследствии исследованиями по разработке тестов были охвачены все рода войск.

Использование тестов в индивидуальном консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоциональное благополучие и эффективные межличностные отношения все более отчетливо выделяются в качестве целей консультирования. Также отмечается усиливающаяся тенденция к использованию тестов для улучшения самопонимания и личностного роста. В рамках такого применения тестов их показатели составляют часть информации, на основе которой человек принимает решения относительно себя самого и своей жизни.

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей [1, с. 12]

Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем, они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности [4, с.48].

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки - на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств [4, с.48].

^ Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости ее отдельных свойств. Комплексными, например, являются тест Кеттела, MMPI и другие. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы, эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и другие.

^ Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива.

^ Практические тестовые задания включают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, т.е. практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями.

^ Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения, мысленных преобразований образов.

^ Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т.п.

Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексный характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.

Бланковыми называются такие тесты, при использовании которых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.

Аппаратурные - это такие тесты, в которых используется различного рода аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования, например аудио- и видеотехника, электронно-вычислительные машины.

Процессуальными называют тесты, с помощью которых исследуется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.

К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, например, продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.

^ Тесты состояний и свойств касаются диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т.п.

^ Психодиагностический эксперимент как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить нужное качество другим способом не представляется возможным.

^ Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя интересуют особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений - когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.

В системе технологий, которые используются в сфере управления человеческими ресурсами, методы и средства психологической диагностики играют большую роль, т.к. позволяют определить индивидуальные характеристики конкретного человека и параметры социальной группы.

Из всего многообразия психодиагностических методик, изданных в настоящее время, в практике работы с персоналом применяется сравнительно небольшое их количество: в основном это личностные опросники, интеллектуальные тесты и тесты специальных способностей, реже – проективные техники и методики оценки межличностных отношений.

В профессиональной сфере психодиагностические методики могут применяться в целом ряде направлений работы с персоналом. Это отбор, подбор и расстановка кадров, оценка и аттестация персонала, продвижение кадров, планирование и управление профессиональной карьерой, развитие и обучение персонала организации, совершенствование профессиональной подготовки, профессиональная ориентация, работа по формированию рабочих и управленческих команд, формирование и изменение состава коллективов и целевых групп и т.д. Большинство исследователей отмечают, что основная область применения тестов в производственных ситуациях – внешний отбор.

Применение тестов в работе с персоналом дает определенные выгоды: это повышение качества и эффективности работы, сокращение времени и затрат на профессиональное обучение, снижение текучести кадров, исключение финансовых и кадровых издержек, связанных с неправильными решениями при найме, достижение оптимального планирования карьеры. По данным Канаян (2002), российские компании, активно применяющие тесты в работе с персоналом, подняли прибыль на 11% – протестировав сотрудников, они продвинули самых способных.

В практике работы с персоналом преимущественно используются личностные опросники. Наряду с проективными методиками и методиками, предназначенными для диагностики эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивидуума, они входят в большую группу личностных тестов, традиционно обособленных в психодиагностике от группы тестов интеллекта. Личностные опросники относятся к классу стандартизованных самоотчетов, разрабатываются обычно на основе различных психологических теорий личности (нередко с применением факторного анализа) и предназначены для выявления личностных особенностей, которые иногда называют «чертами» или «факторами». С помощью этих опросников можно выявить уровень выраженности каждой отдельной характеристики либо по совокупности данных отнести человека к тому или иному типу.

Известный и наиболее удобный в использовании для оценки персонала опросник «Шестнадцать личностных факторов» Р. Кэттелла (Опросник 16 ЛФ) предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе теории черт. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) напротив, является реализацией типологического подхода к изучению личности и по совокупности данных позволяет относить человека к тому или иному типу.

Наряду с этими личностными опросниками заслуживают упоминания, широко используемые в работе с персоналом за рубежом, но не нашедшие пока у нас должного применения сборники тестов: Калифорнийский психологический опросник (CPI) - содержит 20 шкал, в том числе три для оценки установок испытуемых в отношении тестирования; Фрайбургский личностный опросник (FPI) – диагностирует двенадцать личностных факторов; НЭО – личностный опросник (NEO Personality Inventory), теоретической основой которого является предположение о существовании пяти универсальных факторов, т.н. «большая пятерка» (Big Five) – нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, согласие и сознательность.

Проблема использования этих опросников в нашей стране для работы с персоналом заключается в том, что их адаптация и рестандартизация проводилась на выборке российских студентов. Ориентация на тестовые нормы, полученные на таких выборках, в работе с профессиональными группами достаточно проблематична.

Если говорить в целом, то главная проблема применения личностных опросников заключается в том, что ответы в них довольно легко исказить. Например, большинство индивидуумов будут пытаться создать о себе благоприятное мнение, заполняя личностную шкалу при приеме на работу. Подобное поведение можно выявить путем включения в опросник «шкалы лжи» – это утверждения, формулировки которых содержат обычные, но социально неодобряемые поступки.

^ Проективные техники используют при отборе на работу и для определения пригодности, в какой либо сфере деятельности. С их помощью пытались прогнозировать профпригодность в таких областях, как мореплавание, инженерное дело, пилотирование. В некоторых профессиях они практиковались рутинным образом. Например, в шведских ВВС используется Тест на защитные механизмы. Тест применяется при отборе пилотов и заключается в показе кандидатам рисунков, изображающих рискованные ситуации. Считается, что те, кто воспринимает и признает нарисованную опасность, сумеют должным образом воспринять ее при полете.

По мнению Корнер (2000), проективные техники могут выполнять задачи прогнозирования только тогда, когда вначале будет установлено, какие качества необходимы для хорошего инженера, пилота или психоаналитика, какие паттерны саморегулирования полезны, а какие вредны в данных видах деятельности. «После того, как эти критерии будут достоверно установлены, проективные методы станут хорошим подспорьем при кадровом отборе», отмечает Корнер (2000).

^ Тесты интеллекта в работе с персоналом.

До сих пор нет общепринятого определения понятия «интеллект». «Тесты интеллекта» называются еще «тестами общих способностей» или «тестами умственного развития». Наряду с ними используется термин «тесты специальных способностей». В последнее время нередко можно встретить термин «когнитивные тесты». В принципе исторически сложилось деление этих тестов на измеряющие общий интеллект и специальные способности.

С помощью тестирования интеллекта оценивают умственные способности, необходимые для выполнения должностных обязанностей. Некоторые должности требуют навыков различных видов мышления: индуктивного или дедуктивного, абстрактного или конкретного, быстрого или медленного, логического или интуитивного. Анализ результатов тестирования определяется в баллах в соответствии с тестовой шкалой. Кроме того, анализируются методы, которыми пользовался кандидат при решении поставленной проблемы или выполнении задания. В зависимости от типа заданий тесты интеллекта подразделяются на вербальные (например, тест - классификация слов) и невербальные (например, матрицы Равена).

Говоря о тестах интеллекта, следует также назвать такие тесты общих интеллектуальных способностей, как тест Амтхауэра и тест Векслера. Их специфика в том, что они состоят из субтестов, направленных на измерение не одной, а нескольких функций интеллекта, в частности, индуктивного мышления, способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями, оперированию числами и т.п. Кроме того, нельзя обойти вниманием батарею тестов общих способностей GATB (General Aptitude Test Battery), которая широко используется в зарубежной профессиональной психодиагностике. Особенности этого теста в том, что его валидность устанавливалась по профессиональным критериям, а не по академической успеваемости, как это принято в тестах интеллекта.

^ Тесты специальных способностей предназначены для измерения уровня развития психомоторных функций и профессионализированных способностей (т.е. соответствующих той или иной профессии, например, конторские способности), обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Наиболее известны Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда, Тест технических способностей Беннета и Миннесотский конторский тест на скорость восприятия.

В качестве самостоятельной группы среди этих тестов можно выделить тесты, предназначенные для измерения степени овладения определенными знаниями, умениями и навыками (так называемые тесты достижений). Примерами таких тестов могут быть тест на машинопись при найме на секретарскую работу, стандартный тест на вождение при отборе на место водителя автопогрузчика. Подобные тесты обладают самой высокой степенью достоверности, поскольку они измеряют навыки, непосредственно связанные с предлагаемой работой. Поэтому применение этих тестов в практике отбора персонала наименее проблематично [7, с. 396-407].

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования. Первое из них - социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Второе требование к тестам - простота формулировок и однозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т.п.), которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Третье требование - ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Четвертое требование - наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста - это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик [4, с.52].

Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:

  1. Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

  2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию.

  3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования.

  4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены [4, с.53].

Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов.

Тестирование развивалось и продолжает развиваться нарастающими темпами, оказывая эффективное содействие в решении все более широкого круга вопросов в различных сферах повседневной жизни.

^ 3. Проанализируйте особенности проективных методик (тестов)

Основное отличие качественной методологии исследований заключается в возможности раскрыть субъективные причины поведения человека. Часто эти причины неосознанны, и понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь исследователю приходит проективный метод и составляющие его проективные методики.

^ Проективные методики - совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, является общепринятым в психологической диагностике [2, с.250].

Проективные методики обладают определенными достоинствами. Человек в своем восприятии жизненных ситуаций (отображение которых представлено в проективных тестах) преобразует их сообразно своей индивидуальности, своего видения жизненных коллизий (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями, определяя свое видение жизненных ситуаций на основе ассоциативных связей, прошлого опыта, установок и убеждений). Проективные методики как бы "портретируют" всю индивидуальность человека, не прямо, а косвенным путем позволяют изучать его эмоциональные особенности и невротические реакции.

Единой классификации проективных тестов не существует. Наиболее распространенной является классификация в разработке Л.Ф. Бурлачука и С.М. Морозова [2, с.251].

1. ^ Конститутивные тесты. Содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование. Наиболее популярным конститутивным тестом является тест Роршаха (тест "чернильных пятен"). Обследуемому предлагаются по одному изображению пятен. Он должен ответить на вопросы, что здесь изображено, на что это похоже. Ответы обследуемых анализируются по специальным критериям, позволяющим определить тип переживаний по Г. Роршаху, особенности взаимодействия человека с окружением.

  1. ^ Конструктивные тесты, предполагающие создание (конструирование) целого из отдельных частей. Среди конструктивных проективных тестов известен так называемый тест мира. В "тесте мира" обследуемому предлагается более 200 моделей разнообразных предметов (люди, транспорт, дома, животные и др.). Обследуемый по своему усмотрению создает из этих моделей некий мир, не обязательно используя все модели. При анализе учитывается, какие предметы выбираются первыми, какого типа предметы использованы, форма конструкций, освоение пространства и др. Работу обследуемых соотносят с авторскими подходами к конструированию мира.

  2. Интерпретативные тесты, предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений. Из интерпретативных наиболее популярен "тест тематической апперцепции" (ТАТ), созданный в 1935 г. Г. Мюрреем и К. Морганом (США). Материал теста - таблицы с картинками, изображающими неопределенные ситуации, допускающие различное понимание и толкование. Каждый рисунок, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям. Испытуемым предлагается по картинкам составить рассказ, в котором описывались бы события, приведшие к этой ситуации, мысли, чувства и отношения персонажей. Ведется условная запись рассказа, фиксируется время, паузы, особенности поведения, мимики и др. В итоге создается представление об особенностях потребностной сферы, о внутренних и внешних конфликтах, способах защиты и др.

К разновидностям ТАТ относятся тест детской апперцепции (в качестве персонажей здесь выступают дети или животные), "тест руки" (обследуемым предлагается приписать определенное значение различным положениям человеческой кисти) и другие.

  1. Катартические тесты, предполагающие творческую деятельность в особо организованных условиях. Ярким примером таких тестов является психодрама, чаще рассматриваемая как метод психотерапии, но выступающая и как психодиагностическое средство (предложена Дж. Морено в 1946 г.). В психодраме осуществляется нечто подобное импровизированной театральной постановке по поводу истории, рассказываемой одним из участников группы. Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно близких переживаниям участника психодрамы, он будет проявлять свои личностные особенности. А это имеет диагностическое значение.

  2. Экспрессивные тесты, предполагающие рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему. Из экспрессивных методов широко распространены так называемые рисуночные тесты ("Нарисуй человека", предложенный К. Маховер в 1948 г.; "Дом -дерево - человек", разработанный Дж. Буком в 1948 г., и другие.). При интерпретации экспрессивных тестов исходят из положения о том, что в рисунке человека обследуемый выражает свое "Я", его особенности можно выявить по определенной системе критериев.

  3. Импрессивные тесты, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим. Среди импрессивных проективных тестов наибольшую популярность приобрел так называемый тест Люшера, или тест цветовых предпочтений (предложен М. Люшером в 1948 г.). При интерпретации этого теста исходят из предположения о том, что каждый цвет несет определенное символическое значение, а композиции цветов в ряду имеют определенное функциональное значение, отражая (в зависимости от места) цели личности, способы достижения целей, подавленные потребности.

  4. ^ Аддитивные тесты, предполагающие завершение фразы, рассказа и др. Среди этих тестов широко известен тест "Незаконченные предложения".

Обследуемому предлагается ряд незаконченных предложений. По итогам завершения предложений судят об определенных потребностях, мотивах и чувствах индивида, о его отношении к будущему, характере взаимоотношений с родителями, друзьями и т.п.

Количество имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Их главная особенность может быть обозначена как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или "структур" ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий "проецирует" характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты [6, с.93].

Обычно проективные методики являются методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных её свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что тем менее вероятно, что он вызовет у воспринимающего защитную реакцию.

Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются, в основном, инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психическим больным. На теоретических построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций. Существуют также разрозненные попытки положить в основу проективных методик теорию восприятия и перцептивные теории личности. Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные методики с точки зрения их теоретической направленности или истории происхождения. Методика может оказаться практически полезной или эмпирически ценной по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для оправдания ее введения для использования специалистами.

В связи со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения. К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от предназначения, может выполнить роль проективной методики.

Заключение

Задачи, стоящие ныне перед психодиагностикой, сложны и многообразны. Нет такой области практического приложения психологического знания, которая не нуждалась бы в помощи со стороны психодиагностики. В то же время требуют безотлагательного решения методологические проблемы психодиагностики, связанные с разработкой как общей теории, так и отдельных направлений исследований.

В настоящее время психологическая диагностика в России переживает значительный подъем. Она начинает занимать заметное место в школах, вузах, на предприятиях, в учреждениях, фирмах, банках. Диагностические методики применяются во все новых областях практической деятельности индивидов - армии, спорте, судебной практике и др. Потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.

Список литературы

  1. Батаршев А. В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.- М.: Дело, 2003. — 240 с.

  2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2004. — 520 с.

  1. Гуревич К. М., Горбачёва Е. И. Проблемы развития современной психологической диагностики// Вопросы психологии.- 2006.- №5. с. 14-22

  2. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.

  3. Носе И. Н. Введение в технологию психодиагностики.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 251 с.

  4. Психологические тесты. В 2 т./ Под ред. А. А. Карелина.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.-Т.1. — 312 с.

  5. Щербина В.В. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. — 520 стр.




Скачать файл (111.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru