Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Искусство как форма отражения картины мира - файл 1.doc


Искусство как форма отражения картины мира
скачать (1806 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1806kb.08.12.2011 21:01скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Ярославский Государственный педагогический университет

им. К.Д.Ушинского»

кафедра дошкольной педагогики и психологии

Реферат

по философии и истории науки

тема:

«Искусство как форма отражения картины мира»

По специальности: 13.00.01

«Общая педагогика, история педагогики и психологии»

Выполнил соискатель:

Кекина Н.В.
Научный руководитель: Белкина В.Н.,

доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии.

г. Ярославль

2010
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Искусство как философская категория………………………………..5

1. 1.Сущность искусства……………………………………………….…5

1.2 Классификация видов искусства………….……………...……….....11
Глава II. Искусство как форма отражения картины мира…………………….25

2.1. Содержание картина мира.………… ……………………………….25

2.1. Искусство и картина мира…………………………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический список……………………………………………………..43

Введение.
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают проблемы формирования духовно развитой личности, совершенствования человеческих чувств, осмысления явлений жизни и природы, т.е. развития у детей целостных представлений о картине мира. Искусство – одна из областей духовной жизни человечества. В нём объединяется специфическое познание мира в художественных образах, осмысление явлений жизни и природы, создание изображений, воплощающих духовное и идейное содержание в чувственном материале – в слове, в движении, в красках, в звуках, в пространстве, в пластических средствах. Согласно выше сказанному, можно утверждать, что художественно-эстетическое образование, основанное на целостном представлении об искусстве, как форме отражения картины мира, играет важную роль на этапе становления личности ребёнка дошкольного возраста.

В связи с этим особую значимость приобретает целостный подход к полихудожественному воспитанию, рассматривающему образовательный процесс как многоуровневый комплекс, в котором представлены все виды искусства, среда, социум, природа. Поэтому очень важно развивать у детей целостные представления о картине мира через её отражение в искусстве, где важную роль играет интеграция различных его (искусства) видов. В этом процессе искусство выступает в качестве отражения художественно-образной картины окружающего мира, а интеграция (восстановление, объединение) – как органичное соединение искусств, основанное на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении различных видов искусства, порождающих целостное художественное явление.

Данная работа посвящена проблеме искусства как форме отражения картины мира. На основе обобщения философских, искусствоведческих и педагогических исследований автор освещает ряд вопросов, связанных с искусством.

Целью данной работы является изучение искусства как формы отражения картины мира, с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Источниками информации для написания реферата послужили фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, базовая учебная литература, справочная литература.
^ Глава I. Искусство как философская категория.
1.1. Сущность искусства.
Изучение какого-либо предмета нужно начинать с определения сущности самого предмета, поэтому необходимо ответить на вопрос: «что такое искусство?» Мы попытаемся охарактеризовать в основных чертах проблему сущности искусства.

Для ответа на поставленный вопрос о специфике искусства, прежде всего, требуется указать на отличия искусства от других форм общественного сознания, на такие особенности, которые присущи только искусству.

Существует множество самых различных определений искусства, которыми пестрит история эстетической мысли, так в Древнем Риме понятие «искусство» выступало в качестве оппозиции понятию «натура» - т.е. природа. Со временем слово «искусство» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были сверхприродный, противоестественных характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. На философском уровне размышления об искусстве появляются лишь в 17-18 веках в учениях Дж. Вико, Б.Франклина, И.Канта «искусство понималось ими как «царство духа», как совокупность различных форм сознания – нравственного, религиозного, эстетического.

Г.Ф. Гегель связывает искусство с различными видами человеческой деятельности. Искусство – это первая форма самораскрытия абсолютного духа. Формы искусства – это идеал, проходящий ряд ступеней своего развития. Они (формы) дифференцируются в зависимости от соотношения идеи и ее внешнего образа. Символическая художественная форма дает лишь намек на идею. Такое искусство характерно для Востока. Когда идея и ее внешний облик полностью соответствуют друг другу, мы имеем классическое искусство. Если внешняя форма не достаточна для воплощения развивающейся идеи, то возникает романтические искусство.

После Г. Ф. Гегеля попытки охватить искусство единым взором, постичь ее строение, функционирование и законы ее развития оказываются все более и более редкими; работа искусствоведа сводится либо к изучению того или иного исторического типа искусства – первобытного, античного, средневекового, ренессансного (Я. Буркхард, Э. Тэйлор, К. Леви-Стросс, А. Малиновский, М. Бахтин, А. Гуревич), либо к характеристике нескольких различных исторических и этнических типов искусства (Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби). При всей значимости такого конкретно-исторического и этнотино-логического подхода, позволявшего увидеть богатство искусственных форм, выработанных человечеством, и некоторые закономерности их исторической смены, сама сущность искусства, его инвариантные черты становились все более неуловимыми, растворяясь в многообразии его феноменальных форм.

В конце XIX в. П. Ю. Милюков во введении к "Очеркам по истории русской культуры" отмечал существенные расхождения в понимании самой сущности искусства: одни ученые сводят его к умственной, нравственной, религиозной жизни человечества и соответственно противопоставляют ему историческое развитие истории "материальной" деятельности, другие же используют понятие "искусство" в его изначальном, широком значении, в котором оно охватывает все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную, и эстетическую.

Неудивительно, что попытка суммировать все сделанное искусствоведческой мыслью, предпринятая А. Кребером и К. Клакхопом в 1952 г. в фундаментальном обобщающем исследовании "Искусство", вылилась в простую группировку собранных ими около 200 различных дефиниций (не считая определений русских мыслителей XIX-XX вв.); названия выделенных рубрик - определения: "описательные", "исторические", "нормативные", "психологические", "структурные", "генетические" и "неполные" достаточно выразительно показывают, сколь многосторонне исследуемое явление и сколь хаотична общая картина его научного изучения.

Прошло еще десять лет, и в 1983 г. в Торонто состоялся XVII Всемирный философский конгресс, специально посвященный проблеме "Философия и искусство". На нем был представлен широкий спектр подходов к искусству современных философов - от теологического до марксистского, от рационалистического до эмотивистского от технологического до символического, от персоналистского до субстанцилистского, от креативистского до деструктивистского. Работа конгресса показала, что и в наше время в мировой искусствоведческой мысли нет не только единого понимания сущности искусства, но и общего взгляда на пути его изучения. Многозначность понятия "искусство" отмечают авторы всех вышедших в последние годы монографий, посвященных проблемам общей теории искусства - например, М. де Серто во Франции, К. Дженкс в Англии, П. Гуревич, Б. Ерасов, М. Коган, В.Жидков в России...

Чтобы получить об этой ситуации наглядное представление, приведем ряд определений концепций искусства, предложенных наиболее видными учеными:

-искусство — сотворенная человеком часть окружающей среды

(М. Херскович);

-искусство – важная отрасль социальной телеологии (целесообразности), средство достигнуть социальной цели (Г.Тард);

- специфический способ мышления, чувствования и поведения

(Т. Эллиот);

- слово "искусство" характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом (3. Фрейд);

- совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках (А. Моль);

- искусство "ядром своим и корнем имеет культ... Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (П. А. Флоренский);

- "искусство и культурное развитие человечества" - "довольно туманный идеал", "духовная настроенность", выражающаяся в вере в "постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества" (С. Л. Франк);

- искусство в современном понимании есть совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности (К. Соколов);

- искусство представляет собой деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно- и социально-детерминированного деятельного существования (В. Межуев);

Если разобраться в массе этих разнообразных формулировок, то можно увидеть, что они, в общем, тяготеют к одному из двух полюсов. В первом случае искусство рассматривается как одна из форм осознания человеком объективно существующей действительности. Во втором - отражение (либо выражение) «духовных начал» — божества, «идеи», «субъекта» и т. п. Иными словами за первичное принимается мир, реальная жизнь, а за вторичное — искусство, или искусство представляется самостоятельным, независимым от жизни.

С точки зрения философии «искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов» [13]. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетические. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, “овеществляются” различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.

Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом.

Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не только познание или преобразование мира, изложение системы этических норм или религиозных убеждений, но и художественная деятельность, обеспечивающая создание особого мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы “фрагментарное” мышление о мире, “забывая” все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то, настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия.

Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание картины мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.

Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.

Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек. Искусство не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым он является. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо учиться прежде, чем он станет понятен.

Таким образом, из всего выше сказанного, искусство можно определить как специфическую форму познания и оценки человеком мира, и отражения в нём (искусстве) целостных представлений человека о мире.
^ 1. 2. Классификация видов искусства
Для понимания строения мира искусства необходимо выявить общие законы искусства, иметь перед своими глазами весь мир искусств, а не какую-то его часть; между тем границы этого «мира» могут быть обозначены с достаточной достоверностью только в результате анализа внутреннего строения и соответственно его сопряжения с окружающим миром практической жизнедеятельностью человека. Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Ещё Аристотель отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания. Ш.Баттё был первым, кто в истории мировой эстетической мысли выделил «мир искусств», отделив его от сферы ремесла, науки, религии и создал условия для анализа его внутреннего строения. Цель трактата «Изящные искусства, сведённые к единому принципу», опубликованного в 1746 г., состояла в том, чтобы рассмотреть всю сферу художественно-творческой деятельности и найти в ней место каждому искусству. Он начинает с того, что делит искусства – в широком смысле термина – на три группы:

  1. искусства, которые имеют своей целью удовлетворение потребностей людей (по традиционной терминологии – «механические искусства»);

  2. искусства, которые имеют целью доставление удовольствия («изящные искусства»);

  3. искусства, соединяющие пользу и удовольствие: красноречие и архитектура.

Все «изящные искусства», как пишет Ш.Баттё, основаны на подражании природе, различия же между ними обусловлены тем, что природа имеет как бы две части – видимую и невидимую; первая есть предмет живописи, скульптуры, танца, вторая – музыки и поэзии. Но, с другой стороны, обнаруживается глубокая общность музыки и танца и их отличие от поэзии, ибо если слово есть «орган разума», то звук и жест – «органы сердца». Они выражают страсти непосредственно, а слово – только через идею. Потому поэзия изображает действие, а музыка и танец – чувства и страсти. Но в жизни действия и страсти взаимосвязаны они также и в искусствах, только находятся в каждом виде искусства в особом, лишь ему свойственном соотношении [8, с.42-43].

Заслуга Ш.Баттё в том, что он с такой полнотой очертил область «изящных искусств», охватив, пять видов (живопись, скульптура, танец, музыка, поэзия); предложил принцип их группировки, связанный со своеобразием чувственных контактов человека с внешним миром (область видимого и невидимого). Определил родственные пары «живопись – поэзия», «танец – музыка», объясняя их неизобразительную природу, т.к. они непосредственно сопрягаются с эмоциональной сферой и становятся «подражающими» страстям, а не явлениям природы, вещам или внешним действиям человека. Наконец, впервые был открыт закон скрещивания различных искусств, выражающийся в синтетических художественных образованиях, в которых один из компонентов носит роль доминанты.

Следующим значительным этапом в изучении и классификации искусства стали обоснования общего понимания искусства и методологических позиций, избираемых В.Кругом при построении «систематической энциклопедии» изящных искусств. Он проводит аналогию между изучением закономерностей внутренних членений в мире науки и в мире искусства, отмечая необходимость чётко разграничивать разные уровни деления искусств на классы, роды, виды и разновидности.

В.Круг утверждал, что произведение искусства, как реальный и чувственно воспринимаемый предмет может конструироваться либо во времени (как последовательно развёртывающийся процесс), либо в пространстве (как рядоположение элементов), либо во времени и в пространстве одновременно, т.о., все изящные искусства распадаются на три основные класса:

  1. искусства времени – звуковые искусства;

  2. искусства пространства – пластические искусства;

  3. искусства времени и пространства – мимические искусства.

При этом В.Круг делает важный вывод: «при классификации изящных искусств следует тщательно различать простые способы изображения и сложные, составные (например, пение как объединение литературы и музыки, высший вид танца как объединение обыкновенного танца и искусства жеста). Соответственно произведения искусства принадлежат либо к одному виду (например, стихотворение или соната), либо к нескольким, которые взаимно друг друга опосредуют и выступают в результате как одно целое (например, песня)» [8, с. 53].

Необходимо отметить, тот факт, что В.Круг разделяет «абсолютные или чистые» искусства, в которых творчество свободно и имеет чисто эстетические цели; и искусства «относительные или прикладные», в которых эстетическое начало связано с достижением каких либо целей. При этом он установил, что данная дихотомия имеет место не только в сфере пластических искусств, но и во всех других, так как «эстетическая способность человеческого духа действует повсюду».

Недостатком классификации В.Круга является отсутствие существенных различий между искусствами, изображающими реальность и искусствами неизобразительными – например, между литературой и музыкой, между скульптурой и архитектурой, между актёрским мастерством (мимикой) и танцем.

В философской эстетике романтизма внимания заслуживают теории А.Шлегеля и Ф.Шеллинга. Искусство, как утверждает А.Шлегель, чувственно представляет мир явлений, существуют две формы чувственного восприятия – пространство и время. Исходя их этого, он заключает о возможности двух типов искусств: представляющих явления либо как одновременные, либо как последовательные. Произведения искусств первого типа обращены к зрителю, а второго – к слушателю. Важной заслугой А.Шлегеля является включение исполнительских искусств, таких как музыкальное исполнительство, декламацию и актёрское искусство.

Хотя Ф.Шеллинг и изучал «Философию искусства» А.Шлегеля, однако к решению классификации искусства подошёл с другой стороны. Он определяет искусство как слияние реального и идеального, но обе эти стороны обладают относительной самостоятельностью и по-разному друг с другом соотносятся. «Реальную сторону мира искусства» представляют собой образные искусства, к которым он относит музыку, живопись, пластику, включающую и архитектуру. «Идеальная сторона мира искусства» воплощена в словесных искусствах [20, с. 184-190]. И те и другие Ф. Шеллинг рассматривает в их внутреннем членении, каждый из жанров искусства есть ступень в движении изображения материального к выражению духовного. Таким образом, Ф.Шеллинг представляет классицистскую концепцию жанров, получающую новое обоснование, переключающее её из плана социально-идеологического в план отвлечённо философский. У Ф.Шеллинга, как и у Г. Гегеля можно встретить «классическую» пятёрку искусств: «Эти пять искусств образуют внутри самих себя определённую и расчленённую систему… Кроме этих пяти искусств имеются, правда, ещё и другие, несовершенные: искусство разведения садов, танец и т.д.; … философское рассмотрение должно держаться лишь понятийных различий, развить и постигнуть адекватные им и истинные формы» [8, с. 62-63].

Г.Гегель пошёл в ином направлении классификации искусства. Построенная им система видов искусства: архитектура – скульптура – живопись – музыка – поэзия, не имеет принципиальных преимуществ по сравнению со схемой Ф.Шеллинга, однако впервые анализ мира искусств органически соединён с анализом историческим. Для Г.Гегеля «Система отдельных искусств» - не неподвижная, застывшая структура, а живое, подвижное, изменчивое – но не изменяющее своих законов, - соотношение форм художественного творчества. Построение мира искусства не остаётся стабильным в разные исторические эпохи, процветание каждого вида искусства, роль, которую оно играет в художественной культуре, влияние, какое оно оказывает на другие искусства, - всё это изменчиво и исторически конкретно, и вместе с тем не случайно и не произвольно.

В 1813 г. в Санкт-Петербурге выходит труд Л.К.Якоба «Начертание эстетики, для гимназии Российской империи», где такой подход к классификации искусств, который на западе завоюет признание лишь во второй половине 19 века и первой половине 20 века.

Данный труд распадается на три части: первая – « О всеобщих началах эстетических суждений», вторая – «Об эстетической природе», третья – «Об эстетических искусствах». Под эстетическими искусствами Л.К.Якоб понимает искусства «приятные, полезные и изящные». Их классификация основана на том, что «эстетическое искусство может частью производить прекрасные вещи, частью прекрасные представления вещей». Поэтому следует различать искусства «вещественные» и «символические». «Вещественные» искусства обращаются либо к зрению, либо к слуху и охватывают, с одной стороны, музыку, а с другой – «1. изящную архитектуру, 2. изящное садоводство, 3. искусство потешных огней, 4. искусство одеяний и мебелей». «Символические» искусства делятся по тому же признаку на «1. ваяние, 2. рисование и живопись, 3. мимику и искусство телодвижений», т.к. эти искусства употребляют «знаки для взора», и на «употребляющие удобослышимые знаки» - красноречие и стихотворство (поэзию). Затем выделяются «сложные и смешанные» искусства «1. музыкальное искусство, в котором соединяется музыка и искусство телодвижений и мимика; 2. театральное искусство, в котором стекаются все почти изящные искусства…» [8, с. 93].

Смысл деления искусств на «вещественные» и «символические» состоит в том, что в одном случае художественное произведение предстаёт в виде некоей материальной конструкции, не имеющей подобия в реальном мире, - сегодня такой способ творчества называется неизобразительным. Во втором случае речь идёт об искусствах, изображающих мир, создающих «символы», т.е. образы реальных вещей и явлений. Систему искусств, выстроенную Л.К. Якобом, можно представить в виде следующей таблицы, используя при этом современную терминологию:




Искусства неизобразительные простые

Искусства смешанные или сложные

Искусства изобразительные простые

Искусства, обращённые к зрению

Архитектура,

Садоводство,

Фейерверк,

Прикладное искусство

Синтез архитектуры и изобразительных искусств.

Музыкально-хореографическое искусство.

Музыкально-драматическое искусство

Театральное искусство.

Скульптура,

Живопись,

Графика,

Мимика.

Поэзия,

Красноречие.

Искусства, обращённые к слуху

Музыка.



Данная таблица показывает, что его классификация вполне оригинальна в сравнении со всеми, созданными в конце 18 - начале 19 веков, однако она не является полной и исчерпывающе.

В начале 20 века появляется ряд трудов, в которых учёные предлагают развитие уже известных теорий. Так в 1907 году К.Визе в статье «О взаимодействии игры, искусства и языка», предлагает новую классификацию.

Её преимущества в том, что:

  1. К.Визе разделил рубрику «искусства движения» или «временные» на две – собственно «временные» и «пространственно-временные», т.о. более точно формулируя деление искусств Л.К.Якоба;

  2. в данной классификации представлено объединение прикладных искусств и архитектуры, как единого в своей основе способа художественного творчества;

  3. К.Визе выделил декоративное искусство как дополнительное по отношению к изобразительно-плоскостной живописи и графике.

Позднее испанский теоретик Х. де Уриес-и-Асара сделал попытку соединить видовое и родовое деление искусства. Его классификация выглядит следующим образом:

Объективные (подражательные)

Пластические искусства

Мусические искусства

Конкретные по выразительности

Двух-

мерные


трёхмерные

исполнительские

словесные

С внутрен-

ним прост-

ранством

Плотные тела

Оптиче- ские

Оптико-акусти-ческие

Акусти-ческие



Живопись
Графика






Скульп-тура
Объём-

ные украше-ния

Панто-мима
мимика



Драматическое, Эпическое


Музыкальная драма

Субъективные (свободные)


Декори-рование поверх-ностей



Архитек-тура


Монумен-тальные искусства
Искусства малых форм



мимика




музыка

поэзия

Абстрактные по выразительности

танец








Лирика



Вокальная музыка


Абсо-лютная музыка




Пространственные

искусства

Пространственно-временные искусства

Временные

искусства

Данная классификация отражает четыре классификационных принципа, которые попарно связаны между собой, но не вполне тождественны. По сути, системную структуру мира искусств определяют два направления дифференциации способов творчества, одно из которых характеризует способы материального существования, а другое – его изобразительно-выразительные возможности.

В 60-е годы 20 века в отечественной науке намечается иной подход к классификации искусства. Одной из первых стала работа В.К.Скатерщикова «Виды искусства». В ней основное внимание уделяется не характеристике отдельных видов искусства, а именно видовому строению искусства в целом. Автор ставит перед собой задачу: «выявить принципы классификации искусств, установить связи и взаимовлияния различных искусств между собой» [16, с.15]. Исходные позиции он определил следующим образом:

  1. Эстетика даёт «научную основу классификации искусств».

  2. Эту классификацию «нельзя проводить по какому-либо признаку, взятому отдельно». Например, сравнение музыки и литературы показывает, что они близки друг другу как временные искусства, но «по типу образности» музыка сближается не с литературой, а скорее с архитектурой» различие указанных двух «типов образности» автор определяет понятиями «изобразительный» и «выразительный», оговаривая условность этих обозначений. К выразительным искусствам относятся «музыка, некоторые виды танца, архитектура, некоторые виды прикладного и декоративного искусства».

  3. Особую группу составляют синтетические искусства, которые «сочетают в себе особенности и выразительного, и изобразительного искусства».

  4. Существенно разделение искусств на «зрительные» и «слуховые».

  5. Ещё одно важное направление классификации – это деление искусств на три группы: «искусства использующие природный материал (мрамор, дерево, металл в скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве), искусства, которые используют в качестве материала слово (художественная литература прежде всего), и искусства, где в качестве материала выступает сам человек (исполнительские искусства)».

  6. Помимо перечисленных принципов деления, которые автор считает основными, существуют ещё и дополнительные: это деление искусств на «утилитарные» или прикладные» и «чистые», а также их деление на «первичные» и «вторичные», т.е. исполнительские.

  7. «Разделение искусств – продукт исторического развития. Первобытное искусство не знало деления на виды в собственном смысле слова, оно было синкретичным, различные виды искусств не были обособлены, как самостоятельные области человеческой деятельности» [16].

В итоге В.К.Скатерщиков предлагает впервые в отечественной эстетической литературе теоретическое определение вида искусства: «вид искусства – это особая область художественной деятельности людей, отличающаяся по тому, какие стороны жизни она преимущественно отражает, по характеру и типу образности, по способу удовлетворения эстетической потребности человека, по материалу и по законам создания художественного образа» [16].

Наиболее полная классификация видов, родов, жанров и классов искусства представлена в фундаментальном труде М.С.Кагана, где он выделил критерии классификации:

  1. Онтологический критерий классификации искусств – историческое «деление искусств на три класса – пространственных, временных и пространственно-временных искусств» [8, с. 279-280].

  2. Семиотический критерий классификации искусств позволяет выявить единые по своей сути и лишь своеобразно преломляющиеся в различных видах искусства принципы художественно-творческой деятельности, при которых возможны две структурные ситуации. В первом случае полное подчинение «конструктивным» устремлениям искусства, его специфическим «синтаксисом», устремлений изобразительных, повествовательных, так что последние рождают только намёк на изображение, дают только программно-направляющий толчок ассоциативной способности реципиента. Во втором случае полное подчинение «конструктивных» сил художественно творческой деятельности силами изобразительными, программно-повествовательными, «миметическими». Единство законов художественно-творческой деятельности человека проявляется в том, что изменение мира искусств по всем направлениям осуществляется волнообразно, постепенно и симметрично от повествовательно-прозаических форм творчества через зоны синкретических-синтетических форм к наиболее удалённым от жизненной реальности «чистым» художественным конструкциям.

  3. Монофункциональность и бифункциональность искусства. Это положение позволяет автору сделать вывод о том, что «сочетание функции художественно с функцией утилитарной имеет место во всех областях искусства… следует считать естественным и разумным стремление человека повсеместно использовать средства художественного воздействия» [8, с.321]. Очевидно, что мир искусств не является «миром» самодовлеющим и отгороженным стенами от других, нехудожественных по своей природе, областей культуры. Качественное отличие художественного творчества от иных форм деятельности не исключает, а предполагает их тесную взаимосвязь. Непосредственным выражением этой взаимосвязи, как пишет М.С.Каган, «являются прикладные, бифункциональные, утилитарно-художественные виды и жанры искусства, которые располагаются в пограничных районах царства художественного творчества и принадлежат ему в такой же мере, как и материальному производству, спорту, педагогике и т.д. В этих пограничных районах происходит диалектический переход неискусства в искусство и искусства в неискусство» [8, с.322].

Определил дефиницию «вид искусства оказывается таким конкретным способом художественного освоения мира, в котором тот или иной тип художественной знаковой системы (изобразительный, неизобразительный или смешанный) реализуется и преломляется на сигнальной базе, определяемой характером физических свойств используемого материала (или группы однородных материалов)» [8, с.323]. Исходя из этого определения рассмотрев виды и разновидности (отрасли) искусства.

  1. Виды изобразительного творчества: графика (книжно-журнальная, эстамп, рисунок), живопись, скульптура (барельеф, горельеф, круглая пластика, перспективный рельеф), искусство панорамы (панорама, диорама), искусство игрушки (статичная игрушка, подвижная игрушка).

  2. Виды актёрского творчества: объединение изобразительного и актёрского творчества (актёр с куклой, актёр в гриме), искусство актёра в театре теней, искусство дрессировщика-пантомимиста, искусство иллюзиониста, драматическая актёрская пантомима, искусство режиссёра, мимически-словесное искусство актёра.

  3. Виды словесного творчества: мимически-словесное искусство актёра, искусство диктора / искусство чтеца, ораторское искусство – красноречие / устная литература (бытовое искусство рассказа, искусство сценического рассказа), художественная публицистика / письменная литература (искусство сочинения, искусство перевода), объединение изображения и слова.

  4. Виды музыкального творчества: слияние музыки и танца, музыкальное исполнительство (на различных музыкальных инструментах, вокальное искусство, искусство дирижёра), музыкально-импровизационное творчество (вокальное творчество с сопровождением, инструментальная импровизация), композиторское творчество (письменная музыка, электронная музыка), объединение музыки с движущимся цветом (светом).

  5. Виды хореографического творчества: динамические формы архитектонического творчества, искусство жонглирования, искусство дрессировщика-хореографа, спортивный танец, танец в обычном смысле, искусство балетмейстера, слияние танца и музыки.

  6. Виды архитектонического творчества: объединение музыки с движущимся цветом (светом), искусство печатной книги / искусство рукописной книги, орнаментальный дизайн / искусство ручной орнаментации, дизайн – промышленное искусство / прикладное искусство (искусство одежды, ювелирное искусство, художественно-конструируемая «утварь», художественно-конструируемая обстановка интерьера). Градостроительство: дизайн-архитектура / доиндустриальная архитектура (зодчество, архитектура малых форм, архитектура крупных форм), транспортный дизайн / архитектура средств передвижения, садово-парковое искусство.

  7. Виды искусства синтетически-синкретического вида образуются в двух вариациях: искусства на основе сценического комплекса и искусства на основе технического комплекса.

Схемы показывают, что в образовании синтетических структур принимают участие представители всех основных видов, однако роль каждого их них различна. В первом случае (схема 1)оно предоставляет для синтеза свою почву и тогда этот синтез осуществляется в зоне, непосредственно примыкающей к территории, занимающей в «мире искусств» данным видом.


Схема 1.
В другом случае (схема 2) оно лишь посылает своих «представителей» в зоны, сравнительно далеко отстоящие от его границ, и соответственно играет в образующихся здесь синтетических структурах более скромную роль.



Схема 2.
Таким образом, на основе анализа наиболее значительных зарубежных и отечественных теорий классификации искусства можно сделать вывод, что наиболее полный и подробный анализ искусства как системы классов, видов, семейств и т.д. был произведён М.С.Каганом. Автор выявил объективные законы, лежащие в основе исторического процесса образования системы искусств и построения структурной модели данной системы.


Глава II. Искусство как форма отражения картины мира
^ 2.1. Картина мира, содержание и классификация.
Философов уже давно волнует понятие «картины мира», хотя они определяют её с различных точек зрения. Особого внимания заслуживают точки зрения К.Юнга, М. Вебера, О.Шпенглера, М.Хайдеггера, Э.Фромма. Эти философы и их последователи были убеждены в том, что наиболее исчерпывающей характеристикой человека и общества является разделяемая ими картина мира и что без неё было бы невозможным существование, как человека, так и общества. Российские учёные внесли свой весомый вклад в изучение этого феномена. Так А.Н.Леонтьев пришёл к выводу, что «в психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» [11, с. 251]. Нередко вместо термина «картина мира» учёные употребляли другие понятия. Так И.М.Сеченов называл картину мира «опытом сознания», И.Кант, Ж.Пиаже – «схемой сознания», А.Н.Леонтьев и С.Д.Смирнов – «образом мира», Б.Г.Ананьев – «внутренним миром человека», Е.Ю.Артемьева – «Структурой субъективного опыта», Дж. Брунер – «субъективной картиной мира». Иногда употреблялись слова «модель мира», «модель универсума», «схема реальности», «ментальность», «парадигма». В сущности все эти определения являются модификацией или аналогом термина «картина мира».

Нет единого мнения, относительно того, кто впервые ввёл в научный оборот термин «картина мира». Одним из первых в конце 19 века его употребил Л.Витгенштейн, а также Г.Герц. В 50-х годах Р. Редфилд ввёл понятие «картина мира», указав, что это – система представлений о мире в целом, о месте человека в нём и о вытекающих отсюда взаимоотношениях человека с окружающей действительностью.

В своем исследовании, посвященном изучению категорий средневековой культуры, А.Я. Гуревич подчеркивает, что картина мира - понятие исторически обусловленное, и каждой исторической эпохе соответствуют свои способы и формы переживания мира. Согласно его теории, картина мира - это единство двух групп категорий - космических или универсальных и социальных. Первую группу составляют категории, играющие определяющую для человеческого сознания роль. К таким категориям он относит время, пространство, причинность и изменчивость событий и явлений. Эти категории имеют универсальный характер и обязательны для всего общества. В отличие от универсальных категорий, социальные обладают большей личностной значимостью для человека, поскольку к ним относятся такие категории как собственность, право, справедливость, труд и т.д. Деление мира на природный космос и космос социальный условно, поскольку оба мира тесно взаимосвязаны и одинаково необходимы для существования картины мира. Природный космос и космос социальный как составляющие картины мира, имеют универсальный характер, но их содержательное наполнение определяется конкретной исторической эпохой [4].

Современное знание о природе картины мира характеризуется неполнотой, противоречивостью, дробностью, терминологической неоднозначностью.

Некая картина мира существовала у человека всегда, поэтому желательно иметь недвусмысленное определение этого понятия. Картина мира представляет собой весьма непростой феномен, природа, которого ясна не полностью. Главная сложность заключается в том, что это понятие является междисциплинарным, и поэтому, оставаясь в рамках одной науки, дать это определение принципиально не возможно.

Мы рассмотрим этот термин с точки зрения социально-гуманитарных наук, определяющих её как:

  • систему образов (и связей между ними) – наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, обществом, другим человеком) и с самим собой; составляющие картину мира образы являются не только зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;

  • порождаемые своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира:

  • целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;

  • представляет основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;

  • имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех субъектов [19, с. 84].

Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, социальные и профессиональные группы, этнонациональные и религиозные общности.

Картина мира – сложно структурированная целостность, понимаемая как «в качественном и количественном, пространственном и временном отношении, объединяющем чувственно-логическое познание мира» [10, с.36]. Она включает три главных компонента: мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса, группы образом.

Мировосприятие, т.е. чувственная часть, - это совокупность образов природы, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми.

Мировоззрение – концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т.п. Основу картины мира составляет набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации. Они могут не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, потому что необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и оценки того, что происходит. По утверждению Дж.Брунера: «некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека» [2, с.17]. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к людям и т.п., порождаются и основываются в процессе воспитания и развития.

Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

Переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение и в конечном итоге – новую картину мира. Прогресс – развитие человечества – это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира вытекают: ценности и их иерархия, парадигмы научного познания, допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира служит интегральной типологической характеристикой культуры. Поскольку картина мира представляет культуру разных людей, социальных и профессиональных групп, этнонациональных и религиозных общностей, то важно их классифицировать, так как это даст нам возможность выявить взаимоотношения картины мира и искусства.

А.Н.Суворова рассмотрела функциональную классификацию характеристик картины мира: витальная (представления об упорядоченности мира), аксиологическая (включение системы ценностей познания и преобразования), гносеологическая (наличие определенного объёма и глубины знаний о мире), социальная (организация жизнедеятельности человека в структуре социума), герменевтическая (объяснение мира благодаря коммуникации и взаимодействию между людьми), прогностическая (построение схемы будущего), объяснительная (установление связей и отношений мира), нормативная (задание нравственных образцов поведения), прагматическая (решение проблем в жизнедеятельности благодаря системе представлений о законах и закономерностях мира), мировоззренческая (основание жизнедеятельности) [12, с.54]. Обозначенные автором функции картины мира основываются на представлении её как системы актуально функционирующих в структуре жизнедеятельности значимостей.

В.С.Жидков предложил другие признаки для классификации картины мира: «осуществляя классификацию, необходимо представить каждый вводимый параметр в виде двух полюсов, означающих его противоположные значения. Из сказанного вовсе не следует, что именно в таком двухполюсном виде данный параметр и будет фигурировать в последующей классификации и при возможных в будущем практических измерениях» [6, с. 71.]

Масштабность. У одних людей картины мира могут охватывать не только все страны мира и их историю, но и космос с его объектами, включая представления о будущем. У других картина мира ограничивается образами населённого пункта, в котором человек вырос и фрагментами образов его личной биографии. Ни история, ни ситуация в стране в картине мира последних отражения не находит.

Признаки: масштабность географических представлений, интерес к политике. Контрастные группы: крестьяне и руководители географических экспедиций.

Четкость. Картины мира, в которых фрагменты и основные элементы чётко разделены, имеют ясно различимые контуры и легко отличимы друг от друга, и — на другом полюсе — картины мира, элементы которых носят размытый, текучий характер.

Признаки: категоричность и однозначность суждений, ослабленность рефлексии, решительность в поступках. Контрастные группы: старообрядцы, у которых добро и зло, свет и тьма — это разные полюса, жестко отграниченные друг от друга.

Эмоциональная окрашенность. Образы, составляющие картину мира, всегда в той или иной степени нагружены эмоциями. Картина мира одного человека может быть нагружена исключительно нейтральными в эмоциональном отношении объектами, а другого, напротив, эмоционально перенасыщенными (как положительными, так и отрицательными).

Признаки: эмоциональные реакции на большинство событий, эмоциональные суждения о себе и мире, эмоциональные характеристики основных объектов. Контрастные группы: поэты и инженеры.

Свет и мрак. Картина мира одного человека может быть окрашена в тёмные, мрачные тона, а у другого всё наоборот. Таким образом, одна картина мира светлая, другая тёмная.

Признаки: преобладание негативных (позитивных) оценок. Контрастные группы: оптимисты и пессимисты.

Присутствие настоящего, прошлого и будущего. Картина мира может строиться на элементах, в основном представляющих прошлое при слабом присутствии фрагментов настоящего и практическом отсутствии элементов будущего. На другом полюсе картина мира, в которой большинство элементов представляют будущее при слабом присутствии элементов настоящего и практическом отсутствии элементов прошлого.

Признаки: преобладание надежд или воспоминаний. Контрастные группы: пожилые люди чаще живут прошлым, дети - настоящим, молодёжь — будущим.

Самосогласованность. Картина мира может быть в разной мере внутренне организованной, самосогласованной.

Признаки: единство слова и дела. Контрастные группы: обыденное и научное сознание, западники и славянофилы.

Аналитизм и синтетизм. Картина мира может обладать высокой степенью аналитизма, либо отражать синтетическое, нерасчлененное, образное восприятие мира её носителем. При высоком аналитизме мир предстаёт как логически выстроенная, рациональная конструкция, которую вполне можно понять и описать; при низкой степени аналитизма мир представляется тайной, которую можно постичь лишь посредством некоего вчувствования, эмоционального проникновения.

Признаки: детали и общее; образное и понятийное мышление. Контрастные группы: техническая и гуманитарная интеллигенция, художники-реалисты и абстракционисты.

Выделенность субъекта из внешней среды. В данной картине мира человек может быть абсолютно не вычленен из внешнего мира и отождествлять себя с каким-то множеством, или присутствует представление о самоценности собственного существования, которое противопоставляется всему остальному миру.

Признаки: себялюбие и готовность к самопожертвованию; приверженность к традиционным ценностям, кастовому духу — и цинизм, нигилизм. Контрастные группы: армия и гражданская жизнь, человек на вершине власти и человек толпы.

Активность — пассивность. Картина мира может нести следы активной (или пассивной) позиции человека в его взаимоотношениях с внешней средой.

Признаки: наличие или отсутствие планов на будущее. Контрастные группы: философы и революционеры, обыватели и пассионеры.

Знаковость (символичность). Картина мира может быть в разной степени насыщена знаками-символами, в данном случае в них заключён наглядный образ, используемый для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлечённого содержания. Низкая знаковость (символичность) картины мира присуща людям, для которых окружающие предметы и явления не наделены какими-либо значениями, а выступают сами по себе. В другой картине мира многие предметы, события и явления обладают также и неким символическим значением, служат знаком чего-то иного.

Признаки: наличие символики в суждениях и выражениях, оценка предметов как таковых или как символов. Контрастные группы: поэты — инженеры, верующие — атеисты.

Рефлексивность. Знаковая деятельность может быть направлена преимущественно либо на внешний мир, либо на самого себя. По существу речь идёт о характере «Я» - образа в картине мира.

Признаки: трудности в принятии решений, склонность к рассуждениям, к самокритике, самокопанию, нерешительность. Контрастные группы: интеллигенция — рабочие.

Насыщенность межчеловеческими отношениями. Картина мира может носить следы «робинзонизма», когда в ней существуют лишь «Я» и окружающие природные объекты, а может быть богатой межчеловеческими отношениями.

Признаки: стремление к уединению, нежелание общаться, особая любовь к природе, одиночным прогулкам, охоте, рыбалке или, напротив, обилие врагов, друзей и родственников, забота и мысли о них, любовь к компаниям, совместному времяпрепровождению. Контрастные группы: интроверты и экстраверты.

Конформность. Картина мира может быть комформной по отношению к большинству других персонажей этой картины. В сущности, речь идёт о пластичности или жёсткости образов картины мира. Они различаются между собой не только содержанием, но и прочностью.

Признаки: гибкость и категоричность суждений, их совпадение или не совпадение с общественным мнением, изменение представлений под воздействием контраргументов или их защита любой ценой. Контрастные группы: учёные и школьники, диссиденты и члены номенклатуры.

Детерминированность мироустройства. Человек может представлять себе мир в виде цепи причин и следствий, устроенный Богом и руководимый им. В другом случае, мир представляется хаосом, собранием случайностей, где с человеком и миром может произойти всё, что угодно в зависимости от стечения обстоятельств, моделью жизни в таком случае становится игра.

Признаки: объяснение событий какими-либо причинами или стечением обстоятельств. Контрастные группы: бизнесмены и молодёжь.

Степень общей развитости. Картина мира, в которой фрагменты и основные элементы лишь схематически обозначены. На другом полюсе элементы носят ярко выраженную эмоциональную нагрузку, чувственно окрашены и имеют яркие цвета.

Признаки: развитое воображение, жизнелюбие, чувственность и чувствительность. Контрастные группы: художники и чиновники.

Особенности развития репрезентативной системы. Возможности формирования развитой картины мира ограничены тем, что у людей в различной степени развиты репрезентативные системы, поэтому их картины мира неизбежно отличаются. Люди с различными типами репрезентативных систем по-разному относятся к искусству. Во-первых, они предпочитают разные виды искусства: аудиалисты — музыку, визуалисты — живопись, кинестетики — скульптуру.

Представленный перечень составляет минимум параметров, хотя за его пределами и остались некоторые более или менее существенные для анализа картины мира признаки. Данных параметров вполне достаточно для определенной дифференциации, различения многих феноменов культуры и искусства.

В истории культуры выделяется ряд качественно различных ступеней развития картины мира: мифопоэтическая, философская, религиозная, научная.

Мифопоэтическая картина мира раскрывает глубокую взаимосвязь человека и природы, взгляды на объективный мир и на место в нём человека, основанные на художественно-эмоциональном переживании мира. Характеризуется целостностью за счёт субъект - объектных отношений, где даже природные объекты воспринимаются как одухотворённые, оживлённые персоналии.

Философская картина мира основана на устремлении к мудрости, к познанию связи между рационально выработанными представлениями о сущности мира и человека, что уже само по себе составляет её важнейшую особенность. Одновременно оно выступает как попытка обоснования деятельности людей, в том числе и их обыденных поступков, жизни и поведения в обществе, взаимоотношений. Обобщая достижения всех областей знания, в своём единстве, воспроизводит целостную картину мира.

Религиозная картина мира позволяет представить мир как книгу, универсально-символический текст. Христианство является морально-этической школой человечества, создаёт систему знаний о возможности преодоления конечности бытия человека, постижения человеком мира в целом.

Основой научной картины мира выступает поиск понимания, выявление внутренних закономерностей в каком-либо сложном и неясном аспекте реальности. В.Н. Михайловский определяет «научную картину мира» как: область научных знаний, в которой наиболее эффективно происходит взаимодействие философии и частных наук [10, с.12]. Научная картина мира даёт наиболее надёжный, устойчивый результата, который транслируется системой образования новым поколениям и обеспечивает преемственность культур.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что картина мира — это сложно структурированная целостность, включающая три главных компонента: мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса, группы образом. Она обладает большой исторической устойчивостью относительно изменений общественно-политической жизни. Картина мира является наиболее общей характеристикой человека, потому, что она определяет как его опыт и поведение, так и поведение общества в целом.

^ 2.2. Искусство и картина мира.
Человек может познавать картину мира разными способами; искусство и наука являются двумя такими способами. Их сближает единство целей и предмета — и искусство и наука имеют своей задачей познание объективной реальности. В этом смысле наука и искусство представляют собой лишь различные формы осознания окружающего мира.

Искусство и картина мира находятся в очень тесной — прямой и обратной связи. Так искусство есть форма познания и отражения в художественном произведении картины мира его автора. В результате искусство любой исторической эпохи более или менее полно воспроизводит доминирующую в то время картину мира со всеми её индивидуально-своеобразными вариациями. Эта картина составляет ядро художественной информации, т.е. входит в содержание искусства и определённым образом его организует. В то же время, в силу своей универсальности, картина мира заключает в себе программу собственного художественного представления, потому что актуальный для каждой эпохи набор творческих методов, с помощью которых в искусстве реализуется картина мира, в известном смысле сам является результатом этой картины.

Художественное восприятие является зеркальным отражением процесса создания художественных ценностей, связано с картиной мира теми же прямыми и обратными связями. Картина мира в данном случае задаёт наиболее общие методологические ориентации. Так, если в доминирующей картине мира общества реальность предстаёт лишь как тень или знак сверхчувствительного бытия, то подобная установка не только настраивает искусство на символическое отражение действительности, но и ориентирует художественное сознание современников, воспринимающих это искусство, на тотальную символичность. Напротив, материалистическое представление о мире как объективной данности, которая равна самой себе и за которой ничего не скрывается, не только порождает установку художника, направленную на реалистическое воспроизведение действительности, но и таким же образом ориентирует воспринимающую искусство аудиторию. Иначе говоря, в любую эпоху человек (как художник, так и аудитория) живёт в обществе, таким образом, он (человек) несвободен от его (общества) формирующего влияния. Любое изменение в картине мира, возникающее по любым причинам, меняет как творческие установки, так и взгляд современников на искусство. Однако стоит отметить, что не все общекультурные представления соответствующей эпохи во всех случаях предшествуют и порождают художественную картину мира. В истории человечества были времена, когда модель мироздания формулировалась как художественное видение мира и человека в мире. На более поздних стадиях культурного развития достаточно регулярно искусство полно, целостно и синтетично представляло то, что не успело получить рационально осмысленный вид в общественном сознании. На всех этапах человеческого существования искусство является художественной формой познания действительности. История знает много фактов, свидетельствующих, что художнику открывалось то, к чему наука подбиралась значительно позднее.

Таким образом, господствующая в обществе картина мира всегда активно формировалась его художественной культурой и её же активно формировала. Так современная раздробленность мира искусств есть в известной степени результат усложнения и рассогласования некогда простой и наглядно упорядоченной картины мироздания. В морфологическом аспекте картина мира, таким образом, принимает непосредственное участие в формировании иерархии видов и жанров искусства.

Как известно, закон неравномерности развития искусства декларирует независимость этой сферы от политического и социально-экономического развития общества. В каждый момент исторического времени в данном месте, как правило, появляется доминанта (или доминанты) искусства — это его вид, который не только высоко развит, более всего потребляется, обладает наивысшим престижем, но, главное, в той или иной мере настраивает художественную деятельность в целом, накладывая на неё отпечаток своей специфики. Такое выдвижение какого-либо вида искусства на вершину художественной иерархии связано в значительной мере с его способностью наиболее полно и адекватно представить господствующую картину мира, о чём свидетельствует утверждение Г.Тарда, что «сущность или природа искусства определяется в каждый момент истории сущностью или природой религиозных или каких-либо иных изобретений, господствующих в то время, и которые могли или не проявиться у народа, или проявиться у него гораздо позднее или раньше и, быть может, заглохнуть среди других новшеств, встретивших предпочтение» [17, с. 34-35]. Так, картине мира с ослабленной временной координатой (например, средневековой) полнее всего отвечает комплекс пространственных искусств (храм, с его живописным и скульптурным убранством), тогда как включение в эту картину мира вектора времени — ближе к нашим дням — поднимает значение временных и пространственно-временных искусств. Понимание этих закономерностей помогает зафиксировать глубокую внутреннюю взаимосвязь отражения реальной действительности в картине мира и в его художественном сознании.

Для восприятия и понимания произведения искусства необходимы следующие условия: образы действительности, включённые в произведение, должны содержаться также в картинах мира реципиентов. Искусство никогда не могло бы восприниматься другими людьми (кроме авторов), если бы оно не оперировало неким общим запасом жизненных впечатлений — и для автора, и для потенциальной аудитории художественного произведения. Ещё одно важное условие — искусство использует язык, понятный воспринимающей аудитории. Именно поэтому, когда художник пишет картину, книгу или музыкальное произведение, он всегда, осознанно или нет, рассматривает акт творчества как послание современникам, единомышленникам, т.е. людям, разделяющим его картину мира и владеющим тем же художественным языком, на основе которого он формулирует своё послание. Также, произведение искусства может быть адресовано потомкам, таким образом, художник, чаще всего бессознательно, проверяет сопоставимость двух картин мира: собственной и будущей, проигрывает возможную реакцию публики на своё произведение. Если обнаруживает чрезмерное расхождение, то осознанно или нет, корректирует своё творение. В результате, любое произведение искусства есть в некотором роде свёрнутое отношение «художник — публика» [14, с. 148], содержащее в закодированном виде общую часть двух картин мира — творца и реципиента (зрителя/слушателя). Следовательно, если бы удалось дешифровать язык нашей условной цивилизации, всё ровно, не представляя себе картины мира её граждан, не удалось бы освоить её искусство, поскольку оно целиком основано на абсолютно чужих чувственных и смысловых конструкциях.

Похожая проблема может возникнуть не только при встрече абсолютно чужих картин мира. Ярким примером может служить восприятие картины К.Малевича «Чёрный квадрат». Если не брать в расчёт тот факт, что сам художник пытался в ней выразить чистую «чувствительность», лишённую предметной формы, то интересным является тот факт, что представители европейской картины мира, по утверждению Е.Л.Фейнберга, обычно «воспринимают подобный квадрат как нечто мрачное и траурное. Для китайца же траурным становится, наоборот, белое окаймление, в результате чего восприятие картины вписывается в совершенно иной культурный контекст [18, с. 141]. В произведениях искусства чужого этноса присутствуют в качестве смыслового фона фрагменты непонятных картин мира. Искусство каждой нации использует определённые символы, которые, как писал О.Шпенглер, есть «часть действительности, <…> рассудочным способом не сообщаемая» [21, с. 231]. Именно поэтому очень часто символика, используемая в одной национальной культуре, бывает совершенно недоступна зрителю, слушателю, читателю, воспитанному в другой культуре. Это заставляет человека обращать внимание на отдельные детали, предметы или структурное своеобразие воспринимаемого произведения, но его духовное содержание, глубокий смысл оказывается недоступным для восприятия. Поэтому для снятия проблемы непонимания требуется адаптация содержания и языка произведения, его вписывание в контекст иной культуры. В каждом языке существуют так называемые «реалии», которые являются носителями национального, местного или исторического колорита – точных соответствий в других языках они не имеют, вследствие этого, при переводе на язык другой культуры, заложенные в произведении ассоциации могут «выпадать», и тогда его воздействие на иноязычного реципиента или вообще не произойдёт, или приобретёт совершенно новое, не предусмотренное автором, содержание.

Подобная «нестыковка» смыслов возможна и в рамках одной картины мира, т.к. реципиенты обладают разным менталитетом, кругом ценностей, находящихся в пределах их культурного поля. Отсюда множество общеизвестных фактов, когда разные люди воспринимают одно и то же произведение по-разному, потому что вписывают его в свой контекст, характеризующийся индивидуальной, своеобразной вариацией. Человек – это процесс, и стечением времени он меняется под влиянием получаемой их окружающей среды информации. Поэтому прочтение одного и того же произведения одним и тем же человеком тоже не остаётся неизменным. Меняясь, человек меняет свою картину мира, и своё восприятие произведений искусства. А это значит, что произведения искусства являются художественной формой отражения действительности, по утверждению С.Х. Раппопорта обладает одной принципиальной особенностью: «Пока в неё не включён потребитель, она не завершена, не достроена» [15, с.50-51]. Контакт произведения с воспринимающими его людьми представляет собой некое множество возможных его прочтений, образующих вместе смысловой потенциал произведения.

Концентрируя в себе эстетико-культурные характеристики мировосприятия, искусство является не только художественной формой отражения картины мира, но и формирует, иногда и меняет её. Л.С.Выготский справедливо заметил, что «мир вливается в человека через широкое отверстие воронки тысячью зовов, влечений, раздражений, ничтожная их часть осуществляется и как бы вытекает наружу через узкое отверстие. Эта не осуществившаяся часть жизни, не прошедшая через узкую часть нашего поведения, должна быть так или иначе изжита» [3, с. 236]. Мир действительно вливается в человека в виде хаотичной, не отсортированной, разнородной информации – массы фактов, явлений и раздражителей. Часть их них уже зафиксирована в картине мира воспринимающего человека, и он способен адекватно отреагировать на значимые для него факты и раздражители соответствующим поведением. Он располагает для этого жизненным опытом. Однако другие элементы просто отсутствуют в его картине мира или отображены слишком схематично и примитивно. В этом случае, если даже они ситуационно важны для жизнедеятельности человека, он не способен реагировать на их появление – у этих элементов в его картине мира нет названия и определённого места, а значит, в его арсенале нет готовых моделей поведенческого реагирования на подобные стимулы. И в этом преодолении ограниченности эмпирического жизненного опыта человека существенно помогает искусство. Рисуя разнообразные картины жизни, перипетии взаимоотношений людей, моделируя чувства, которые они испытывают друг к другу и к окружающему миру, искусство, таким образом, дополняет и обогащает картину мира человека. Человек может примерить к себе разные ситуации, образы и эмоции, пережить их и тем самым сделать свою картину мира более богатой, многоцветной и насыщенной. Обращаясь к литературе, музыке, изобразительному и пластическому искусству. Люди как бы выходят за пределы своей обыденной жизни и получают возможность её эффектно достраивать, бесконечно совершенствовать и раскрашивать свою картину мира. А если она становится богаче, тем самым богаче становятся человеческие взаимоотношения с реальностью. Дополняя и усложняя свою картину мира, человек может гораздо эффективнее действовать в жизни.

Таким образом, искусство, определяемое как процесс, в котором одни люди – художники создают и демонстрируют другим – аудитории яркие картины мира, с обозначенными в них эмоциональным отношением к разного рода предметам, явлениям и жизненным ценностям, к самым разным идеям, проблемам и путям их решения. Искусство представляет для этого неограниченные возможности, поскольку обеспечивает свободное экспериментирование как с уже существующими в культуре, так и совершенно новыми нормами и ценностями. Здесь возможны самое невероятное комбинирование образов и ситуаций, самые фантастические перемещения, самые неожиданные сопоставления различных элементов жизни и чувственного отношения к ним. Воплощая в произведении – с помощью индивидуального и специфически переломного художественного языка соответствующего вида искусства - свой духовный опыт, своё мироощущение, художник даёт воспринимающим людям возможность чувственно пережить и тем самым как бы примерить к своей картине мира. И если этот чужой – художнический – опыт окажется не противоречащим, подходящим, соответствующим жизненному опыту воспринимающей аудитории, а также окажется достаточной её способность понимать художественный язык, на котором с ней общается художник, фрагменты его картины мира, отразившиеся в произведении, будут приняты как образы-образцы для усложнения или уточнения собственных картин мира реципиентов. По существу этот процесс является формой, в которой художник и реципиент непосредственно участвуют в построении совместной картины мира, через отражение её в искусстве.
Заключение.
В заключение напомним, что целью данной работы является изучение искусства как формы отражения картины мира, с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Мы рассмотрели сущность понятия «искусство» в философской и искусствоведческой литературе. Из всех общеизвестных дефиниций термина, представленного выдающимися учёными (З.Фрейд, Г.Тард, П.А.Флоренский, к.Соколов и др.) искусство принимаем следующее: искусство – это специфическая форма познания и оценки человеком мира, и отражения в нём (искусстве) целостных представлений человека о мире.

Рассмотрев классификации искусства в трудах отечественных (Л.К.Якоб, В.К.Скатерщиков, М.С.Каган) и зарубежных (Ш.Баттё, В.Круг, А.Шлегель, Г.Гегель К.Визе и др.) философов и искусствоведов, можно сделать следующий вывод, что наиболее полно анализирует искусство как систему классов, семейств, видов и т.д. М.С.Каган, выявляя объективные законы, лежащие в основе исторического процесса образования системы искусств и построения структурной модели данной системы.

Из многообразия точек зрения философов (К.Юнга, М. Вебера, О.Шпенглера, М.Хайдеггера, Э.Фромма, Л.Витгенштейн, В.Жидков, К.Соколов и др.) выявили сущность термина «картина мира», под которым мы понимаем систему образов (и связей между ними) – наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, обществом, другим человеком) и с самим собой; составляющие картину мира образы являются не только зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;

В соответствии с этими особенностями картина мира: целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений; представляет основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире; имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех субъектов - и её характерные признаки для классификации.

При рассмотрении искусства как формы отражения картины мира выявили взаимное влияние на формирование искусством картины мира и картиной мира искусства. Искусство, являясь формой отражения картины мира, демонстрирует аудитории их (картины мира), с обозначенными в них эмоциональным отношением к разного рода предметам, явлениям и жизненным ценностям, к самым разным идеям, проблемам и путям их решения.

Таким образом, проблемы формирования духовно развитой личности, совершенствования человеческих чувств, осмысления явлений жизни и природы, т.е. развития целостных представлений о картине мира, в современных условиях развития общества и модернизации образования приобретают особое значение.

Библиографический список


  1. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. [Текст] /Ю.Б. Бореев – М.: Высш. шк., 2002. — 511с.

  2. Брунер, Дж. Психология познания. [Текст] / Дж. Брунер – М.: Прогресс, 1977. – 413 с.

  3. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст] / Л.С.Выготский – 3-е изд. М.: Искусство – 1986. – 573.

  4. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. [Текст] / А.Я. Гуревич – М.: Искусство, 1984. – 350 с.

  5. Дмитриева, Н.А. Изображение и слово. [Текст] / Н.А.Дмитриева – М., 1962. – 314 с.

  6. Жидков, В.С. Искусство и картина мира. [Текст] / В.С. Жидков, К.Б. Соколов – СПб.: Алетейя, 2003. – 464 с.

  7. Иванов, В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство. [Текст] / В.П. Иванов – Киев: Наукова думка, 1977. – 251 с.

  8. Каган, М.С. Морфология искусства [Текст] / М.С. Каган – Л.: Искусство, – 1972 – 440 с.

  9. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись. [Текст]: учебн. пособие. / Ю.М. Кирцер – 3-е изд., стереотип. М.: Высш. шк., 2000. – 271 с.

  10. Куликовская, И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. [Текст] / И.Э.Куликовская – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.

  11. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: в 2 т. Т.2. / А.Н.Леонтьев – М.: Педагогика, 1983. – 320 с.

  12. Моисеева, Л.В. Формирование экологической картины мира у бакалавров и магистров естественнонаучного образования [Текст] / Л.В.Моисеева // Педагогическое образование. – 2009. - №3. – с. 54.

  13. Недошивин, Г. Искусство как форма отражения действительности. // М.: Искусство, 1953 [Электронный ресурс]. OCR Artvek.Ru (дата обращения 7.02.2010)

  14. Перов, Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. [Текст] / Ю.В.Перов – Л.: издательство ЛГУ, 1980. – 240 с.

  15. Раппопорт, С.Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. [Текст] / С.Х. Раппопорт – М.: Советский художник – 1978. – 240 с.

  16. Скатерщиков, В.К. Виды искусства. // МГУ, 1961 [Электронный ресурс]. OCR Artvek.Ru (дата обращения 12.03.2010)

  17. Тард, Г. Сущность искусства. [Текст] / Г.Тард.; перевод с фр. Л.Е.Оболенского, 2-е изд., репринт. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 120 с.

  18. Фейнберг, Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. [Текст] / Е.Л.Фейнберг – М.: Наука, 1992. – 250 с.

  19. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

  20. Шеллинг, Ф.В.Й. Философия искусства. [Текст] / Ф.В.Й. Шеллинг – М.: Мысль – 1966. – 496 с.

  21. Шпенглер, О. Закат Европы. [Текст] В 2 т., Т. 1. Образ и действительность. / О.Шпенглер.; перевод с нем. – Новосибирск: ВО Наука, 1993. – 595 с.






Скачать файл (1806 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru