Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - мировые цены на нефть и развитие российской экономики - файл 1.docx


Курсовая работа - мировые цены на нефть и развитие российской экономики
скачать (171.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx172kb.08.12.2011 22:11скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт инженерного предпринимательства

Направление – Менеджмент

Кафедра Экономики


МИРОВЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Курсовая работа


Студент группы 14А91 ____________ Ларионова К.Е.
Научный руководитель

доцент, к.э.н. ____________ Борисова Л.М.

____________

(дата)

Томск – 2010
Оглавление



^ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ 1

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 1

 3

Введение 4

1. 7

2.Ценообразование на мировом рынке нефти 8

1.1 Эволюция механизма ценообразования 8

1.2 Роль ОПЕК в ценообразовании 15

1.3 Факторы, влияющие на формирование цен на нефть 18

1.4 Анализ динамики цен на нефть в 2006 - 2010 гг. 22

3. 25

4.Россия на рынке нефти 26

2.1 Роль нефтяного сектора в экономическом развитии страны 26

 26

2.2 Анализ динамики добычи и экспорта нефти за 2007-2009 годы 29

2.3 Влияние запасов и экспорта нефти на экономическую ситуацию в России: текущее состояние и перспективы 32

5. 35

6.Перспективы развития экономики в современных условиях 35

3.1 Тенденции развития мирового рынка нефти с учетом кризиса 35

 38

3.2 Политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса 38

3.3 Планы на будущее и оценка вероятности их осуществления 41

Заключение 43

 46

Список использованной литературы 47




^



Введение


Топливно – энергетический комплекс (ТНК) – это один из важнейших жизнеобеспечивающих секторов экономики страны, и от положения в нем во многом зависит стабильность и последовательность проводимых экономических реформ.

Современные проблемы и тенденции развития рынка нефти – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Нефть и торговля ею лежат в основе международных отношений, являются причиной конфликтов между странами и коалициями.

Не секрет, что одним из индикаторов разразившегося кризиса служит положение на рынке нефти, что придает вопросу о цене значение рычага в управлении международной экономикой.

Сегодня именно природные богатства России определяют ее место в международной торговле. Запасы нефти позволяют России не только обеспечивать внутренние потребности страны в энергоресурсах, но и продавать значительную их долю за рубеж. Нефтяная промышленность России играет важную роль, как в экономическом развитии страны, так и на мировом рынке. Это многоотраслевой комплекс, осуществляющий на всей территории России работы по поиску и разведке новых месторождений нефти, строительству скважин, добыче и магистральному транспорту нефти, ее переработке и реализации, производству и ремонту нефтяного оборудования.

Тема курсовой работы актуальна потому, что мировые цены на нефть являются наиболее значимым внешним фактором, определяющим состояние российской экономики, государственного бюджета и платежного баланса страны. Уровень мировых цен на нефть непосредственно влияет на государственные доходы, торговый баланс, развитие нефтегазового сектора и сопряженных отраслей экономики. Большое значение в связи с этим имеет выявление основных влияющих 

факторов, определяющих формирование мировых цен на нефть, и моделирование ценовой динамики, позволяющее осуществлять прогнозирование мировых цен на нефть. Такие прогнозы являются необходимым элементом оценки условий будущего развития российской экономики и формирования соответствующей этим условиям государственной политики.

Актуальность данного исследования определила цели и задачи работы.

Основной целью курсовой работы является определение основных факторов формирования мировых цен на нефть и установление зависимости российской экономики от мировых цен на нефть. Следовательно, объектом исследования является мировой рынок нефти. А предметом исследования, соответственно, принцип ценообразования нефтяной отрасли.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить факторы, прямо или косвенно влияющие на установление цен на нефть.

  • Провести анализ динамики цен на нефть в 2006 -2009 годы.

  • Исследовать роль нефтяного сектора в современной экономике России.

  • Выявить тенденции развития мирового рынка нефти с учетом кризиса.

  • На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о современном развитии российского рынка нефти.

  • Рассмотреть прогнозирование развития нефтяного рынка.

  • Обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Курсовая работа основывается на трудах отечественных и зарубежных экономистов по вопросам роли нефтяного сектора в 

экономическом развитии страны, и по проблемам ценообразования на мировом рынке нефти.

Информационная база исследования – официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, прогнозные и программные разработки государственных органов власти, результаты исследований российских и зарубежных экономистов и аналитиков, исследования международных экономических организаций, а также результаты собственных исследований.


  1. ^

    

  2. Ценообразование на мировом рынке нефти

1.1 Эволюция механизма ценообразования


Ценообразование на рынке зависит от того, как реагирует мировой рынок нефти, а он в свою очередь во многом реагирует на значимые события, как политического, так и экономического характера. Это – результат изменений, происходящих в системе международных отношений и в структуре функционирования самого нефтяного рынка.

Исходя из доминирующего на мировом рынке механизма ценообразования можно выделить четыре этапа его развития: до 1947 г.; с 1947 по 1971 г.; с 1971 по 1986 г.; с 1986 г. по настоящее время.
Рисунок 1 – Динамика номинальной цены смеси WTI, долл./баррель1
Периоды эволюции механизма ценообразования отличаются четко выраженными чертами (см. таблицу 1).


Таблица 1 – Эволюция механизма ценообразования на мировом рынке нефти2

Период

До 1947

1947-1971

1971-1986

1986-по настоящее время

Принцип ценообразования

Картельный

Картельный

Картельный

Конкурентный

Кто устанавливает цену

МНК

МНК

ОПЕК

Биржа

Число участников ценообразования

7

7

13

Множество

Характер преимущественной конкуренции

Горизонталь-ная

Горизонталь-ная

Вертикальная

Вертикальная + горизонтальная

Динамика спроса

Устойчивый рост

Устойчивый рост

Рост/сниже-ние

Замедленный рост

Динамика издержек (основной фактор динамики)

Снижение (природный)

Снижение (природный)

Рост (природный)/ снижение (НТП)

Снижение (НТП)

Маркерные сорта

Западная техасская

Западная техасская, Лёгкая аравийская

Лёгкая аравийская, Западная техасская

Западная техасская, Брент, Дубай

Динамика и уровни цен (долл./бар., в текущих ценах)

Без особых изменений, около 2

Без особых изменений, около 2

Рост с 2 до 40 (к 1841), снижение 

до 30 (к 1985), падение до 10 (1986)



Колебание в пределах 15-20 (до 1997), 

снижение до 10 (до 1999), рост до 25 (1999)



Доминирующие цены

Трансфер-тные, справочные, рыночные

Трансфер-тные, справочные, рыночные

Рыночные, справочные, трансфер-тные

Рыночные, трансфертные.


  1. До 1947 года – этап главенства международного нефтяного картеля.

Рынок был фактически монополизирован вертикально интегрированными компаниями Международного нефтяного картеля (МНК). МНК состоял из семи крупнейших международных нефтяных компаний («Семи сестер» - Exxon, Mobil, Galf, Texaco, Standard Oil of California – все американские, British Petroleum – английская, Royal-Dutch/Shell – англо - голландская; ряд исследователей полагает, что Международный нефтяной картель состоял из восьми компаний, включая также французскую – Compani Franzes du Petrol). Компании контролировали около 90% рынка на всех этапах производственного процесса. Цены на нефть также устанавливались преимущественно этими компаниями, поскольку на долю свободного рынка независимых производителей приходилось всего около 5%. МНК в интересах потребителей удерживали цены на устойчиво низком уровне около 1,5 – 3 долл. за баррель. Доминировали трансфертные (внутримонопольные) цены, использовавшиеся вертикально интегрированными международными нефтяными компаниями для минимизации своих налоговых отчислений по месту добычи нефти. Также имели место 

справочные цены, применявшиеся для расчета налоговых отчислений в бюджеты тех развивающихся стран, где международные нефтяные компании являлись концессионерами, и рыночные цены, которые применялись на том сегменте рынка, где работали действительно независимые субъекты. При этом доминировали долгосрочные сделки с реальным товаром, которые определяли как объемы торговли, так и уровень цен. До 1947 г. цена нефти CIF (CIF — cost, insurance, freight) в любом месте земного шара определялась на основе цены FOB (FOB — free on board) в Мексиканском заливе плюс стоимость доставки, которая включала фрахт танкера, залив-слив нефти, страховку, таможенную очистку и т.д. При этом не имело никакого значения, где фактически добывалась нефть.

  1. С 1947 по 1971 гг. – Международный Нефтяной Принцип.

На втором этапе доминирует такой же «ценообразующий» картель, что и на первом. В 1947 г. система расчета цен изменилась. Это было вызвано увеличением роли стран Персидского залива в мировой нефтедобыче, а также необходимостью восстановления экономики стран Западной Европы после второй мировой войны (“план Маршалла”). Согласно новым правилам цена на нефть рассчитывалась, как если бы она доставлялась уже из двух точек — Мексиканского или Персидского заливов. При этом цена FOB по-прежнему определялась в Мексиканском заливе, различались лишь затраты на поставку. Ясно, что новая система привела к появлению мест, где обе цены совпадали. Первоначально такая точка находилась в Средиземном море, затем, по мере снижения цен FOB в Персидском заливе, она сместилась на Восточное побережье США, а в 1949 г. единой базой для расчета цен на нефть стал Нью-Йорк. C 1947 г. по 1971 г. номинальная цена WTI выросла с 1,87 долл. до 3,56 за баррель (см. рисунок 1), а реальная колебалась около 10 долл. за баррель в ценах 1999 г. Во многом именно эта стабильность способствовала экономическому 

росту в США и Западной Европе, который, в свою очередь, сопровождался ежегодным 7% - ным ростом спроса на нефть.

  1. С 1971 – 1986 гг. - этап резкого роста влияния ОПЕК на мировом рынке нефти.

В сентябре 1960 г. была создана международная Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Картель состоял из 13 государств ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Объединённые Арабские Эмираты, Катар – Ближний и Средний Восток; Алжир, Ливия, Нигерия, Габон – Африка; Венесуэла, Эквадор – Южная Америка; Индонезия – Юго- Восточная Азия). Быстрое укрепление лидирующей роли ОПЕК в мировом экспорте нефти создало предпосылки для пересмотра действовавших концессионных соглашений арабских стран с нефтяными компаниями относительно справочных цен и распределения прибыли. Кроме того, важным фактором стал отказ от фиксированного курса доллара США и последующее ослабление американской валюты. Длительные переговоры ничего не дали, и в октябре 1971 г. ОПЕК начал процесс национализации активов МНК, который фактически завершился к концу 1973 г. С переходом к странам ОПЕК контроля над ресурсами и добычей у них появилась возможность определять цены на нефть. Компании МНК потеряли возможность влиять на конъюнктуру рынка со стороны предложения, однако сохранили контроль над транспортировкой, переработкой и сбытом.

Действия ОПЕК зачастую приводили к существенному дисбалансу спроса. Так, нефтяное эмбарго в 1973 г. и иранская революция 1979 г. привели к дефициту нефти, а увеличение добычи нефти Саудовской Аравией в 1986 г. — к избыточному предложению. Соответственно резко возросла волатильность цен на нефть: они вырастали с 4 до 10 долл. за баррель в 1973 г., с 16 до 40 долл. в 1979—1980 гг. и падали с 30 до 13 долл. в 1985—1986 гг. Шокирующие скачки цен привели к сокращению ежегодных темпов роста спроса с 7% (до 1973 г.) до примерно 1% (после 

1973 г.). Существенно изменилась сама структура торговли нефтью — продолжилось сокращение операций на основе долгосрочных контрактов по отпускным ценам, цены начали устанавливаться на базе краткосрочных и спот - контрактов. При этом их доля в общем объеме торгов выросла с 8% в начале 70-х годов до 50% в середине 80-х.

  1. С 1986 по настоящее время - некоторое ослабление влияния ОПЕК в условиях появления других крупных независимых экспортеров и роста масштабов биржевой торговли и сделок с «бумажной нефтью».

С 1986 г. картельный принцип ценообразования – назначение цен ограниченной группой игроков по своему усмотрению – уступил место бирже, где цены устанавливаются в результате конкурентной борьбы двух противоборствующих групп огромного числа игроков по жёстко регламентированной и прозрачной процедуре. Они отражают в каждый момент времени текущий баланс спроса и предложения с поправкой на систему сиюминутных конъюнктурных факторов экономического и политического характера, учитывающих многочисленные риски изменения ситуации на рынке нефти. Только с 1986 г. начал реально действовать конкурентный принцип ценообразования за счёт появления инструментов биржевой торговли и увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности на рынке сверх критических параметров, т.е. многократно превысив количество игроков, хотя бы теоретически подлежащих (возможных) для картелизации. Изменилось число участников ценообразования – это множество участников процесса ценообразования на бирже.

Четвертый этап принципиально отличается от первых трех тем, что монопольное ценообразование уступило место рыночному. На этом этапе ОПЕК больше не устанавливает цены непосредственно, как это было в 70-х годах, однако по-прежнему является важнейшим игроком на мировом рынке нефти. Позиции картеля обеспечены качественными и 

количественными показателями его ресурсной базы. Так, на долю ОПЕК приходится около 78% мировых запасов и 42% добычи сырой нефти. Кроме того, себестоимость добычи одного барреля нефти в странах Персидского залива составляет всего 0,5—2 долл. (на Северном море — около 10—12 долл.; в России до девальвации рубля — 7—8 долл., после — 3—5 долл.).

Во многом изменение принципов ценообразования обусловлено появлением и развитием биржевой торговли. Так, на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) в 1986 г., незадолго до начала “ценовой войны”, началась торговля фьючерсами на сырую нефть. Двумя годами позже контракты на сырую нефть были введены на Лондонской международной нефтяной бирже (LIPE), а затем и на Сингапурской товарной бирже (SIMEX). Благодаря переходу к конкурентному ценообразованию цены на нефть до 2000 г. хотя и оставались чрезвычайно волатильными на краткосрочных интервалах, в среднем колебались в диапазоне 15—20 долл. за баррель.
^

1.2 Роль ОПЕК в ценообразовании


Важную роль в ценообразовании на современном мировом рынке нефти играет ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC). Международная Организация стран – экспортеров нефти была создана в сентябре 1960 года на конференции в Багдаде. Первоначально ОПЕК состоял из пяти стран – Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы, а затем к ним присоединились еще шесть – Катар (1961), Индонезия и Ливия (1962), ОАЭ (1967), Алжир (1969) и Нигерия (1971). Еще две страны – Эквадор (1973) и Габон (1975) впоследствии вышли из состава организации в 1992 и 1994 гг. соответственно.

Целью ОПЕК является проведение согласованной политики для установления приемлемых для производителей цен на нефть. Для членов 

картеля высокие цены являются жизненной необходимостью, поскольку экспорт нефти составляет существенную долю не только бюджетных поступлений, но и ВВП этих стран. Это объясняется тем, что все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых ресурсов.

Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти схематично предельно прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для стран - членов, корректировки этого лимита с учетом положения дел с ценами на мировом нефтяном рынке, распределения общего лимита между странами - членами и контроля за соблюдением установленных квот.

В современных условиях объем промышленного производства в структуре мирового ВВП – 60 %, а промышленной продукции в структуре мировой торговли – 70 %. Из этого видно, что развитие мировой экономики напрямую зависит от развития промышленности. При этом мировая промышленность зависит от нефти, как одного из самых дешевых и распространенных источников энергии на промышленных предприятиях. Нефть также имеет большое хозяйственное значение, от нее зависит работа автомобильного, воздушного, морского и значительной части железнодорожного транспорта. Поэтому можно смело говорить о том, что нефтяной фактор является существенным в поддержании стабильности функционирования мировой экономической системы.

Однако при всей значимости нефтяного фактора не каждая страна, добывающая данный вид сырья, может реально влиять на мировую экономику.
В настоящее время на мировом рынке нефти реальной силой, способной 

в полном объеме использовать данный фактор, является ОПЕК. Строго регулируя добычу и экспорт нефти, страны ОПЕК обладают действительной возможностью диктовать мировые цены на нефть с учетом в первую очередь своих национальных интересов. Такая возможность является следствием многих факторов.

Во-первых, страны, входящие в ОПЕК, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов.

Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн. баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения.
В третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты, поэтому ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти как в сторону уменьшения, так и увеличения.

Итак, ОПЕК действительно способна влиять на уровень цен на нефть, ее роль в мировой экономике сводится к поддержанию стабильности цен на нефть, уравновешиванию спроса и предложения посредством увеличения или уменьшения добычи нефти.

В настоящее время ОПЕК продолжает играть огромную роль в функционировании мирового хозяйства, но, очевидно, что ее роль на международной арене становится с каждым годом все ниже и ниже. Это объясняется многими факторами.

Вот основные из них.

Во-первых, вследствие того, что уже сегодня ОПЕК не в состоянии самостоятельно справиться с падением цен на нефть, ей приходится искать поддержки со стороны других стран  экспортеров нефти, т. е. увеличивается ее зависимость от других стран.

Во-вторых, усилившаяся в последнее время рационализация в использовании природных ресурсов и переход к использованию 

альтернативных источников энергии, ведет к сокращению спроса на нефть. В этих условиях ОПЕК проводит политику сокращения добычи «черного золота». Но, при сокращении добычи нефти в странах – участницах ОПЕК, государства, не входящие в нее, наоборот, стремятся увеличить добычу, постепенно вытесняя ОПЕК с мирового рынка нефти. Так, например, уже в 2003 году Россия стала ведущим государством по добыче нефти, опередив Саудовскую Аравию.

В долгосрочной  перспективе (80–100 лет) ОПЕК ждет куда более серьезная проблема: исчерпание природных ресурсов. Экономика большинства стран, входящих в ОПЕК, преимущественно зависит от нефтяного фактора. Большинство доходов эти государства получают от продажи нефти. Поэтому экономики данной группы стран должны быть в срочном порядке диверсифицированы, иначе при полном исчерпании природных богатств возникнет угроза их дальнейшему существованию.

Но крах экономик государств, зависящих более чем на 70% от нефти, произойдет намного раньше, чем фактическое исчерпание природных ресурсов. Объясняется это тем, что уже в скором времени (20–40 лет) нефть перестанет играть роль источника энергии. А в таком случае отпадет необходимость мирового рынка в жидком топливе. Сегодня мир на пороге революционных достижений в области разработки альтернативных источников энергии. Научные работы ведутся российскими, американскими, японскими и другими учеными в различных уголках земного шара.
^

1.3 Факторы, влияющие на формирование цен на нефть


Цены в нефтегазовом комплексе складываются под влиянием большого количества внешних и внутренних факторов: издержек, баланса спроса и предложения, мер государства по регулированию деятельности энергетических предприятий, цен мирового рынка, инвестиционной политики, состоянием мировой экономики, курсом валюты, за которую 

продается нефть и др. По мере развития рыночных отношений круг регулируемых государством цен сужается и увеличивается роль свободных цен. Цены во все большей степени формируются в результате конкуренции как между отдельными нефтегазовыми компании, так и между отдельными нефтеперерабатывающими предприятиями.

Цены внутреннего рынка естественным образом зависят от изменения уровня вывозных таможенных пошлин, сезонных колебаний спроса на отдельные нефтепродукты (бензины, дизтопливо – летом; мазут – в осенне-зимний период) и иных рыночных факторов (например, сокращения предложения в связи с выводом в ремонт нефтеперерабатывающих заводов).

В России ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании) в большинстве своем рассматривают нефтепереработку как часть системы нефтяного холдинга, а не как самостоятельный бизнес. Это подтверждают сохранившиеся в ряде ВИНК давальческие схемы переработки нефти на собственных заводах, относительно малая доля инвестиций, направленных в последние годы на повышение глубины переработки и качества производимой продукции. В результате, возросший спрос на высокооктановые бензины в связи с увеличением автопарка в стране за последние годы не обеспечен адекватным ростом предложения. Это является существенным фактором роста цен на бензины в периоды сезонного увеличения спроса (весной-летом).

Формирование цен на нефтепродукты происходит следующим образом: отпускные цены нефтеперерабатывающих заводов увеличиваются компаниями - перепродавцами на размер снабженческо-сбытовой наценки, а затем на размер торговой наценки при реализации продуктов в розницу. На уровень и динамику цен на нефтепродукты влияют монополизм в нефтяном секторе, налогообложение, динамика мировых цен на нефть. Вертикально интегрированные компании ориентированы на мировые рынки нефти и существующую там систему 

цен. При благоприятной мировой конъюнктуре импорт российской нефти увеличивается, что приводит к дефициту сырья на внутреннем рынке, росту отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов. Вследствие этого на внутреннем рынке возрастают цены на нефтепродукты и возникает ситуация дефицита углеводородов. Фактический монополизм на рынке нефти порождает ценовую дискриминацию третьего типа, которая проявляется в том, что монополии, продукция которых оказалась высококонкурентной на мировом рынке, стремятся не только довести цены на внутреннем рынке до мировых, но и повысить их по сравнению с мировыми тем более, чем ниже эластичность остаточного спроса на товар на внутреннем рынке.

Поскольку спрос на нефтепродукты на региональных рынках неэластичен по цене, а в последние годы увеличивается из-за роста промышленного производства, то вертикально интегрированные нефтяные компании резко повышают цены на свою продукцию. Таким образом, необходимо ограничение со стороны государства темпов роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Уровень цен на энергоносители находится также под влиянием налогового бремени на организации ТЭК. Так, доля акциза в розничной цене автомобильного бензина А-76 составляет 17,1%, А-92 – 22%; доля акциза с НДС в цене бензина колеблется от 32 до 37%. Кроме этих налогов, в цене бензина перекладывается на покупателя налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и др. налоговые платежи, относящиеся к себестоимости продукции. Платежи НДПИ «привязаны» к мировым ценам на нефть, в связи с чем рост мировых цен на нефть сопровождается увеличением цен на топливо и электроэнергию на внутреннем рынке. К тому же, по мнению экспертов, НДПИ не стимулирует разработку новых месторождений и соблюдение технологических норм добычи. В результате резко упали разведанные запасы сырья. Поэтому необходимо комплексное изменение действующего механизма расчета НДПИ, введение 

поправочных коэффициентов, учитывающих индивидуальные особенности месторождений, возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок, что будет способствовать сдерживанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Существуют затратные и рыночные методы расчета цены на нефтепродукты. Подробно рассмотрим затратный метод.

К затратным методам относятся метод затрат и агрегатный. Схематично затратный метод представлен на рис.2.
Рисунок 2 – Схематично затратный метод

Метод затрат предполагает последовательное определение и суммирование всех элементов цены: себестоимости, прибыли, налога на добавленную стоимость, торгово-сбытовой надбавки (скидки), налога с продаж. Цена при применении этого метода определяют по формуле:

Ц = С + П + НДС + Тн, (1)

где Ц - цена;

С - себестоимость производства изделия;

П - прибыль;

НДС - налог на добавленную стоимость;

Тн - торгово-сбытовая надбавка.
Таблица 2 – Исходные данные по ОАО «Лукойл»3

Себестоимость (руб.)

6

Прибыль (руб.)

4

Акциз

3,9

НДС (18%)

2,45



Ц= 6+4+3,9+2,45=16,35 руб,

где Ц – цена 1 литра бензина (АИ-92).

Ставка акциза на бензин в 2009 г. составляет 3900 руб за 1 тонну.

Торговая надбавка 25% от цены изготовителя без НДС.

Тогда розничная цена составит:

Ц = 16,35+3,745(торговая надбавка)=20,1 руб

В соответствии со статьей 342 Налогового Кодекса налоговая ставка НДПИ составляет 419 руб. за 1 тонну добытой нефти.4

Область применения агрегатного метода относительно невелика, поскольку для определения цены на готовую продукцию необходимо иметь цены на отдельные конструктивные элементы, что на практике бывает редко. Другими недостатками агрегатного метода являются: ошибки в ценах на отдельные конструктивные элементы, полностью воспроизводимые в цене готового изделия; отсутствие стимулирующего воздействия на повышение потребительских параметров изделия и экономию затрат на его производство.
^

1.4 Анализ динамики цен на нефть в 2006 - 2010 гг.


Нефть — важнейший источник энергии для человечества, в основном потому, что это топливо для транспортных средств. Неудивительно, что цены на нефть находятся под столь пристальным вниманием не только профессиональных участников рынка, но и широкой общественности.

Существуют разные сорта нефти, это связано с разностью состава нефти. Стандартом для цен служит нефть сорта Brent. Чтобы 

упростить экспорт, были придуманы некие стандартные сорта нефти, связанные с месторождением. Для России - это тяжелая Urals и легкая Siberian Light.

Дешевая нефть закончилась в принципе, считают эксперты. Другое дело, что цены могут варьироваться в разумных пределах 50-60 долларов за баррель. И то при условии, что ни ОПЕК, ни независимые экспортеры не будут снижать объемы экспорта "черного золота". Дешевле 40 долларов за баррель нефть не будет стоить уже никогда.
Рисунок 3 – Динамика мировых цен на нефть марки Brent (IPE)5

Проведем краткий анализ динамики цен на нефть в период с 2006 по 2010 год. В июле 2006 г. цена превысила отметку в 70 долларов за баррель. Это объясняется в первую очередь попытками урегулирования ядерного кризиса вокруг Ирана. В начале августа цены на нефть начали опускаться до уровня 50 долларов за баррель. Это произошло в результате увеличения объема добычи нефти странами ОПЕК и коммерческих запасов сырой нефти в странах ОЭСР (Организация экономического 

сотрудничества и развития). Кроме того, в США с приближением зимы сезонные запасы нефтепродуктов достигли своего самого высокого уровня с 1999 г. К тому же в мире ослабело геополитическое напряжение. Но 9 августа 2006 г. произошла авария на трубопроводе в Америке, происходит повышение цен до 73,38 долл./барр. Затем сново падение цен. В конце октября 2006 года министры нефти стран ОПЕК приняли решение сократить совокупное производство нефти, чтобы остановить падение цен ниже коридора 50-55 долл./барр. Причиной понижения цен явился рост запасов котельного топлива США.

В 2007 г. цены на нефть возрастают. Цена барреля нефти поднималась до 90 долларов за баррель. Одна из причин роста цены на нефть - слабеющий доллар (Причина: ослабление инфляционного давления в США, признаки замедления американской экономики.)

В 2008 г. цена на нефть достигла исторического максимума - 130 долларов за баррель. Резкий рост объясняется увеличением спроса со стороны новых растущих великанов – Индии и Китая.

2009 год. И вновь, перевалив через вершину, цены рухнули вниз до отметки 40 долларов за баррель. И здесь были свои объективные обоснования, например, в России случился первый за десятилетие спад по добыче нефти. А в Саудовской Аравии задержалось вступление в строй нефтяного месторождения «Хурсанийя», на которое возлагались очень большие надежды. Из-за урагана «Айк» долго не могли восстановить добычу в Мексиканском заливе. Потом случился российско-грузинский конфликт на Кавказе, был поврежден нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, из-за чего добыча в Азербайджане снизилась на 480 тысяч баррелей в день. А также захват сомалийскими пиратами огромного саудовского танкера. Мировое потребление нефти сократилось. Мировая экономика рухнула в кризис.

Конец 2009г. - постепенный рост цен.



Нефть — особый товар, цены на который могут на порядок «отклониться» от реальных издержек производства и других объективных составляющих стоимости. До сих пор не удалось создать целостную систему регулирования нефтяного рынка, и прогнозирование в данной отрасли не всегда является реалистичным.
  1. ^

    

  2. Россия на рынке нефти

2.1 Роль нефтяного сектора в экономическом развитии страны


Нефтегазовый комплекс России – это стержень национальной экономики, обеспечивающий жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений страны. Начиная с 1998 г. нефтегазовый комплекс являлся одним из локомотивов экономического роста в стране, обеспечивая при этом значительную часть поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

  • вывозных таможенных пошлин на сырую нефть;

  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;

  • вывозных таможенных пошлин на газ природный.

В настоящее время ТЭК в целом работает устойчиво. Нефтегазовые доходы в 2008 году составили   10,6 % ВВП.




Рисунок 4 – Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет6
Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Доля нефтегазового комплекса в налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году составила 47,5%. Доля нефтегазового комплекса во всех таможенных платежах превышает 85%, а в суммарном объеме НДПИ – 90%. Основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (38%) (рис.5).


Рисунок 5 – Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе – мае 2008 года (в %)7

НДПИ в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

В соответствии со статьей 96.6 Налогового Кодекса нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.8

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях 

осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, нефтегазовая отрасль – это богатство России.

Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью и экономикой страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет треть всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам. Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция. Поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира и в первую очередь мы сами.

Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие источники). Однако главную роль 

в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы.
^

2.2 Анализ динамики добычи и экспорта нефти за 2007-2009 годы


Россия – единственная среди крупных промышленно - развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует топливо. Сегодня Россия производит энергоресурсов в два раза больше своих потребностей и экспортирует примерно половину этого объема в другие страны.  Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной выручке страны составляет приблизительно 27%. 

По данным на 1 января 2009 года 294 организации владеют лицензиями для недропользования и ведут добычу нефти и газового конденсата (нефтяного сырья) на территории Российской Федерации. Часть из них (132 организации) входят в структуру 10 вертикально интегрированных компаний, на долю которых по итогам года суммарно приходится 92 % всей национальной нефтедобычи.

^ Таблица 3 – Крупнейшие нефтяные компании России9


*Данные за 2001 г.



В 2007 году наша страна продала за рубеж более 250 миллионов тонн сырой нефти (рис. 6), что более чем в два раза превышает объемы экспорта из Советского Союза за любой год.
Рисунок 6 – Динамика добычи и экспорта нефти в России в 2007-2009 годы10
Нефтяная промышленность России в последние годы переживает глубокий спад. Добыча нефти и газового конденсата сократилась по сравнению с 1990 г. более чем на 40%. При этом отрасль продолжает обеспечивать как внутренние потребности страны, так и экспорт. Несмотря на современное кризисное состояние нефтяной промышленности Россия остается одним из крупнейших в мире производителей, потребителей и экспортеров нефти и продолжает сохранять важные позиции на мировом рынке, занимая третье место в мире по добыче нефти.

По данным Федеральной Службы Государственной Статистики (Росстата), добыча нефти в России в 2008 году снизилась по сравнению с 2007 годом на 0,7% – до 488 миллионов тонн.11



Федеральная Таможенная Служба России (ФТС) сообщила, что в 2009 году экспорт нефтепродуктов составил 115,399 миллиона тонн ($78,325 млрд).

Согласно статистическим данным, за 2009 год в России было добыто 493,7 млн тонн. Из них на внутреннем рынке было переработано 235,7 млн, а на экспорт ушло 247,4 млн тонн (сырой нефти экспортировано 192 млн тонн). Объемы экспорта российской нефти увеличились, несмотря на кризинефти из России – на 2 %, а переработка упала на 0,5 % к предыдущему году. с. Таким образом, добыча в России за год выросла на 1,3%, экспорт

Результаты экспорта в количественном и долларовом выражении в 2009 году имеют разнонаправленную динамику. Всего продажа нефти за рубеж принесла российской казне в 2008 году 84,9 млрд. долл. Это на

37,4 % меньше, чем годом ранее, когда были зафиксированы рекордные цены на нефть.

Если несколько лет назад участники рынка говорили, что добыча нефти будет падать, то теперь, по мнению экспертов, в среднесрочной перспективе можно ожидать дальнейшего роста нефтедобычи в стране, в первую очередь за счет ввода в строй новых месторождений.

В январе 2010 - го, по данным Росстата, добыча нефти выросла на 3,1 % по сравнению с январем 2009 года и на 0,2 % к предыдущему месяцу. 

Ведущими регионами в добыче нефти являются Тюменская область и входящий в нее Ханты - Мансийский автономный округ, однако их доля медленно снижается: вместе с Ямало-Ненецким автономным округом эти три региона в 1998 году добывали более 80 % всей нефти в стране, а в 2009 году – 77 %. Наращивают объемы добычи Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Оренбургская область. 

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), потребление нефти в мире в 2009 году сократилось на 1,5 %. Однако 

Россия смогла увеличить экспорт, страны дальнего зарубежья сохранили спрос на российскую нефть практически на уровне 2007 года. Также увеличились поставки в Китай, и по прогнозам они будут расти и дальше.

 
^

2.3 Влияние запасов и экспорта нефти на экономическую ситуацию в России: текущее состояние и перспективы


Примерно с IV квартала 2008 г. Россия оказалась вовлеченной в сферу общемирового финансового кризиса и вступила в полосу рецессии своей экономики.

Россия остается сильнейшим игроком на мировом рынке экспорта нефти и газа. Объемы запасов нефтегазового сырья в РФ как минимум втрое перекрывают объемы их добычи. На сегодняшний день Россия обладает достаточными запасами, чтобы преодолеть кризис.

В. Андрианов, главный редактор журнала «Нефть России» в статье «Кому при кризисе жить хорошо?» пишет, что кризис в энергетической сфере менее всего опасен для России, сегодня у Европы фактически нет серьезного поставщика нефти, альтернативного России. На Каспии и в Центральной Азии пока не обнаружено настолько крупных доказанных запасов сырья, чтобы можно было сократить долю России на европейском рынке углеводородов. Страны Персидского залива вряд ли смогут нарастить добычу. Поэтому на фоне обострения проблем энергоснабжения позиции России будут только укрепляться.12

В географической структуре экспорта доминирует европейский регион, включая европейские республики бывшего СССР, – в сумме почти 70% всех поставок в 2000 г. Крупнейший экспортный рынок для России – Европейский союз (ЕС), далее следуют бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), потеснившие в 2000 г. другие группы стран. На ЕС и ЦВЕ сегодня 

приходится подавляющая часть всего отечественного экспорта энергоносителей, что с учетом роста их стоимости в последнее время существенно усилило позиции указанных государств во внешней торговли России.

Вместе с тем, снизилась значимость стран азиатско-тихоокеанского региона, в первую очередь США и Японии. Одновременно Китай стал важнейшим потребителем российских товаров в регионе.

Крупнейшие экспортные партнеры России в дальнем зарубежье - Германия, Италия, Китай, США, Нидерланды, Великобритания и Польша, в СНГ - Украина, Белоруссия и Казахстан.

Перспективы нефтяного экспорта России будут определяться, прежде всего, необходимостью обеспечения валютных поступлений в страну. От их получения зависит структурная перестройка экономики, переход на энергосберегающую модель хозяйствования, преодоление кризисных процессов в стране. Все эти факторы будут способствовать тому, чтобы, по крайней мере, сохранить существующий объем экспорта жидкого топлива. Россия способна сохранить и рас ширить свое присутствие на рынках жидкого топлива за границей. Сокращение нефтедобычи пока, по существу, не сказывается на объемах вывоза нефти. В то же время значительно увеличивать поставки нефти за рубеж также не представляется целесообразным. Это может привести к деформациям в экономике России, потере ею экономической самостоятельности.

Экспорт нефти и нефтепродуктов является важным фактором экономической стабилизации России и позволяет нефтяному комплексу развиваться и решать проблемы поддержания и развития материально-технической базы, повышать надежность и эффективность энергообеспечения России.

 

 

Что касается запасов и добычи нефти, есть мнение, что через пять-шесть лет мир переживет пик нефтедобычи, а потом неизбежную ее нехватку. Есть версия, что "черного золота" вполне хватит на ближайшие полвека, по истечении которых непременно будут открыты новые месторождения, а отрасль вооружится самыми современными технологиями и оборудованием для нефтедобычи.

На самом деле, кризис российской энергетики наметился задолго до мирового, а его внутренними предпосылками являются:

  • устаревшее оборудование;

  • затухание основных месторождений нефти в Западной Сибири и истощение месторождений в «старых» нефтяных провинциях и др.

Все это в ближайшем будущем приведет к истощению запасов и отрицательному наклону экспорта из России. В последние 5 лет никаких действий по разработке новых месторождений РФ не предприняла.

По словам В.Литвиненко, ректора Санкт – Петербурского университета, при существующих темпах добычи рентабельные запасы российской нефти будут исчерпаны через 10 лет, а запасы газа – через 20 лет.13

Таким образом,  Россия прошла пик добычи нефти в 2007–2008 годах, теперь будет идти сокращение нефтедобычи. С 2010 года оно будет характеризоваться процентами, а не десятыми процентов как в 2008 году. С 2015 года произойдет обвальное падение нефтедобычи на десятки процентов в год  (по отношению к уровню 2007-2008 года).

Правительству РФ необходимо срочно принять меры по пересмотру политики в нефтегазовом секторе. Ведь благосостояние каждого гражданина напрямую зависит от развития ТЭК.
  1. ^

    

  2. Перспективы развития экономики в современных условиях

3.1 Тенденции развития мирового рынка нефти с учетом кризиса


Вот уже в течение многих месяцев мир находится в состоянии самого большого со времен Великой депрессии кризиса, который к тому же, скорее всего, еще не достиг своего дна.

Положение дел в нефтяной отрасли, в первую очередь, будет определяться ценами на мировом рынке, динамика которых непредсказуема. Известно, что в середине 2008 г. она достигла спекулятивного пика в 147 долл./барр., а к концу года рухнула до 35 долл./барр., или в 4,2 раза.

Современная ситуация на рынке характеризуется высоким уровнем неопределенности и непредсказуемости. Что будет с нефтяными ценами в перспективе, не смогут предсказать даже экстрасенсы. В этих условиях нефтяным компаниям практически невозможно сколько – нибудь достоверно планировать свою деятельность как на текущий, и так и последующие годы.

Низкие цены на нефть на мировом (и российском) рынках в ближайшие 2009 – 2010 гг. могут вызвать ряд стратегически значимых отрицательных явлений, а именно:

  • серьезное снижение объемов эксплуатационного бурения на разбуриваемых месторождениях;

  • отказ от освоения новых месторождений, ранее планировавшихся компаниями ко вводу;

  • отказ от бурения низкорентабельных по дебиту нефти скважин (очевидно, менее 50 т/сут.);

  • сокращение объемов капитального строительства и эксплуатационных затрат на добычу;

  • 

  • сокращение действующего эксплуатационного фонда скважин, увеличенный вывод в неработающий фонд низкорентабельных, малодебитных и высокообводненных скважин;

  • сокращение объемов геолого – технических мероприятий и работ по увеличению нефтеотдачи пластов;

  • полная остановка нерентабельных месторождений (до начала роста цены на нефть, видимо – до 60 долл/барр. и более);

На основе анализа добычи нефти на крупнейших месторождениях, на основе потребления энергоресурсов, экономического развития многих стран эксперты выявляют основные тенденции развития мирового рынка нефти.

Усугубление финансового кризиса, скорее всего, приведет к снижению экономической активности и, соответственно, спроса на нефть.

Но согласно выводам МЭА (Международное энергетическое агентство), в долгосрочной перспективе мировое потребление первичных энергоресурсов будет ежегодно увеличиваться в среднем на 1,6 % – с 11, 73 млрд т нефтяного эквивалента в 2006 г. до более чем 17,01 млрд т н.э. в 2030 г. (общий рост составит 45%). К тому же США сохранят статус главного потребителя энергоресурсов еще в течение семи лет. У Китая и Индии в долгосрочной перспективе есть все шансы стать лидерами спроса на энергию. Ввиду продолжающего быстрого экономического подъема на эти азиатские страны придется чуть более половины мирового прироста потребления энергоресурсов в период с 2006 по 2030 гг. Но ситуация и в Китае, и в Индии сегодня напрямую зависит от темпов развития американской экономики, переживающей кризис. Ожидается расширение спроса также на Ближнем востоке, что увеличит объемы глобального использования энергии еще на 11%.

Проведенное исследование указывает на устойчиво высокий уровень потребительских расходов на нефть.



Рост добычи нефти будет обеспечен в основном странами ОПЕК, а их общая доля в мировых поставках возрастет с 44% в 2007 г. до 51% в 2030 г. Саудовская Аравия останется самым крупным производителем, а объемы ее добычи возрастут с 10,2 млн баррелей в сутки в 2007 г. до 15,6 млн баррелей в 2030 г.

В то же время доходы стран ОПЕК от экспорта нефти резко увеличатся - с менее чем 700 млрд долларов в 2006 г. до свыше 2 трлн в 2030 г.

Согласно данным МЭА, мировые ресурсы нефти достаточно велики, чтобы удовлетворить прогнозируемый рост производства и после 2030 г. Однако не существует никаких гарантий, что эти ресурсы будут разрабатываться в должном объеме. Уже сейчас наблюдается падение добычи на действующих месторождениях, а масштабы ввода в эксплуатацию новых мощностей и размер инвестиций в нефтегазовый комплекс остаются неопределенными. Результаты детального анализа, проведенного МЭА, показывают, что сокращение производства сырья на старых месторождениях, скорее всего, ускорится в обозримой перспективе во всех основных нефтеносных регионах мира.

Всего до 2030 г. необходимо ввести в действие дополнительные мощности в объеме около 64 млн баррелей в сутки, что почти в шесть раз превышает сегодняшние активы Саудовской Аравии. Приблизительно 30 млн баррелей в сутки на новых объектах нужно будет добавить уже к 2015 г.

Ожидается, что мировая нефтедобыча из традиционных источников в период между 2010 и 2020 гг. достигнет своего пика, а затем начнет постепенно снижаться. Поэтому в период 2010–2020 гг. начнут усиленно осваиваться, несмотря на значительные финансовые издержки, «нетрадиционные» источники энергии.
^



3.2 Политика Российской Федерации в условиях экономического кризиса


Глобальный экономический кризис серьезно ухудшил условия функционирования отечественного нефтегазового комплекса. Цена барреля российской нефти Urals упала к концу ноября 2008 г. ниже 43 долларов, хотя еще в июле она составляла 140 долларов. Из–за мирового финансово – экономического кризиса продолжает снижаться спрос на «черное золото», которое приносит существенную часть доходов российского бюджета. Экономика России находится в сложном положении, но не в катастрофичном. У России имеется серьезный финансовый запас, однако для выхода из кризиса надо развивать производство. В первую очередь, производство нефтегазового комплекса. Так как результаты деятельности нефтегазового комплекса остаются крайне важными для формирования платежного баланса страны, поддержания курса национальной валюты.

На самом деле, кризис российской энергетики наметился задолго до мирового, его предпосылками являются:

  • устаревшее оборудование;

  • затухание основных месторождений нефти в Западной Сибири и истощение месторождений в «старых» нефтяных провинциях;

  • отсутствие притока инвестиций;

  • не эффективная налоговая политика и др.


В конце 2008 года президент России Дмитрий Медведев обратился с традиционным посланием к Федеральному Собранию РФ. В нем были отмечены основные пути коренной модернизации не только экономики, но и всего общества. Примечательно, что немалая 

часть послания была посвящена проблемам энергетики, в частности нефтегазового комплекса.

В своем послании он подчеркнул, что Правительство увеличит прямые капиталовложения в освоение новых месторождений.

Это обязательное условие существования эффективного НГК России, иначе в 2010-2011 гг. произойдет значительное сокращение добычи нефти, а в 2012 г. она может и вовсе достичь критического минимума. Что категорически нельзя допустить для блага наилучшего развития экономики России. Нефтяная отрасль обладает большим мультипликативным эффектом, оказывает сильное влияние на развитие других отраслей российской экономики. В связи с этим, наращивание инвестиционной активности в отрасли является наилучшей антикризисной мерой.

При этом правительство РФ должно создать условия, позволяющие повысить инвестиционную привлекательность ТЭК. Но и наращивать производство нефти не следует.

Согласно прогнозу экспертов, в дальнейшем рост цен продолжится, и в ближайшей перспективе «черное золото» будет стоить около 120 долларов за баррель. Однако Россия может столкнуться с новым кризисом уже в 2011-2012 гг. Это произойдет, если инвестиции в нефтегазовую отрасль сократятся. Следовательно, необходимо повысить приток инвестиций в ТЭК.

Дефицит инвестиций в 2010 году может составить 500-600 млрд. рублей.

Не наблюдается роста инвестиций и в пятилетней перспективе. Согласно пятилетнему плану, который предусматривает бурение более 30 тысяч скважин, решение проблемы утилизации более 60 млрд. кубометров попутного газа, строительства установок для первичной переработки нефти в 60 млн. тонн и вторичной переработки в более 140 млн. тонн, объем инвестиций должен составить 7,6 трлн. рублей. Этот план уже имеет 

дефицит в 2,8 трлн. рублей. Это без учета затрат на освоение шельфа и реализацию проектов на новых рынках.

Также Правительством РФ готовятся меры по совершенствованию налоговой политики.

Поддержать нефтяную отрасль в тяжелое время можно при помощи налогового стимулирования. При этом отечественное налоговое законодательство должно быть открытым, прозрачным и понятным.

В настоящее время в сфере налоговой политики в России готовятся предложения по изменению системы налогообложения нефтяной отрасли. Например, были введены налоговые каникулы при разработке месторождений континентального шельфа, полуострова Ямал, Восточной Сибири. Меры направлены на повышение уровня добычи нефти в России.

Правительство направило меры по государственному регулированию цен и тарифов.

Кризис заставляет как правительство, так и компании и общественные организации оперативно реагировать на вызовы времени. И задача у них одна: сохранить и нарастить потенциал отечественного минерально-сырьевого комплекса. Сегодня самое время выработать правила функционирования новой эффективной экономики, и в частности нефтегазового комплекса. Всем необходимо принять посильное участие в этом. Кризис не вечен, и когда он закончится и поднимется упавший сейчас спрос на нефть, Россия, если не окажется «впереди планеты всей», во всяком случае, не будет во вторых рядах.
^

3.3 Планы на будущее и оценка вероятности их осуществления


Когда начался кризис, многие эксперты и политики заговорили о необходимости диверсификации российской экономики. Подавляющее большинство призывает покончить с сырьевой зависимостью России. Дмитрий Медведев, президент РФ, отмечает, что в долгосрочной перспективе имеются планы на извлечение отечественной экономики от 

«нефтяной зависимости». Ведь экономика России держится в основном на НГК, и крупный бизнес всегда имеет долгосрочную стратегию, рассчитанную на многие десятилетия вперёд. Безусловно, имеются сценарии развития нефтегазового комплекса. Президент РФ планирует развивать альтернативные источники энергии.

Рост цен на нефть оживил интерес к разработке и внедрению других видов альтернативного горючего. К ним относятся:

  • бензин и дизельное топливо, получаемые из природного газа и каменного угля;

  • диметиловый эфир, используемый в качестве дизельного топлива;

  • ветровая и солнечная энергия и др.

Но реально ли заменить нефтяную промышленность новыми источниками энергии?

Совокупная доля новых и возобновляемых источников энергии наряду с углем, нефтью, газом, ядерной энергией в перспективе может стать одним из важных компонентов структуры энергетического баланса, к которой придет человечество. Следует помнить, что применение новых и возобновляемых источников энергии в значительной степени является пока уделом высокоразвитых государств. Основным преимуществом большинства возобновляемых источников энергии является их экологическая чистота. Забота же об экологии среды обитания начинается, как правило, при достижении довольно высокого уровня экономического развития. К тому же новые и возобновляемые источники энергии в массе своей находятся в фазе высоких издержек производства, на стадии опытно-промышленного применения. Их развитие будет зависеть от того, насколько сильно будут снижаться издержки производства электроэнергии на их основе, а также от мер административного и экономического стимулирования. Но никогда ни каждый из них в отдельности, ни все они в совокупности не станут играть роль доминирующего ресурса в 

энергопотреблении, потому что абсолютно большая часть этих энергоресурсов нацелена на производство электроэнергии. Мы не можем перевести всю нашу экономику на электроэнергию, всегда останется ниша для жидкого и для газообразного топлива.

Несмотря на развитие альтернативных источников, нефть в ближайшие 30 лет останется основным сырьем для производства топлива.

Использование альтернативных источников энергии необходимо расширять, но без излишнего ажиотажа. Более того, это должно происходить не в ущерб нефтегазовому сектору, который тоже нуждается в новых инновационных технологиях.





Заключение


Нефть – кровь российской экономики. Нефтегазовый комплекс России обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений страны. Доля нефтегазового комплекса в налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году составила 47,5%. Начиная с 1998 г. нефтегазовый комплекс являлся одним из локомотивов экономического роста в стране, обеспечивая при этом значительную часть поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Нефтегазовые доходы в 2008 году составили   10,6 % ВВП.

Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего, машинно-технических в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и, следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

Высокую значимость экспорта нефтегазового сырья для экономики России и глобальный характер энергетических проблем подчеркивает влияние кризиса мирового рынка энергоносителей на экономическую и политическую жизнь новой России. ТЭК можно рассматривать как некий «спасательный круг» для российской экономики в период кризиса.

Однако у российского нефтегазового комплекса есть объективные положительные причины для дальнейшего развития. Значительный рост 

цен на нефть – оказал положительное влияние на российскую экономику, которая привычно росла за счет сырьевого экспорта, и отрицательное - на экономику развитых стран, вынужденных нефть закупать.

По прогнозам экспертов в начале 21 века предложение нефтепродуктов на мировом рынке увеличится. Ряд промышленно развитых стран перейдет на дешевое газовое топливо, к тому же на подходе разработка уже открытых крупных месторождений (в частности на российском Севере). Будет расти международная конкуренция в сфере экспорта и транспортировки. В этих условиях возникает необходимость выработать оптимизированную экспортную стратегию. Основным ориентиром энергетической дипломатии России является тезис о том, что наша долгосрочная политика в области энергетики не может ориентироваться на сохранении роли России исключительно как крупнейшего в международном сообществе поставщика энергетического сырья.

Стратегической целью внешнеэкономического сотрудничества в ТЭК является значительное повышение его эффективности путем изменения структуры присутствия России на зарубежных энергетических рынках и создания необходимых условий по привлечению в рациональных масштабах и на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций для развития и повышения конкурентоспособности добычи и производства энергоносителей в России.

Экспортная политика России должна содействовать интеграции отечественной экономики в мирохозяйственные отношения. Это означает, с одной стороны, необходимость сближения внутренних и мировых цен на энергоресурсы и другие виды продукции (и уровней оплаты труда), а с другой – возможности широкого доступа иностранных инвестиций (вместе с технологиями и методами организации работ) к освоению наших энергетических ресурсов, в том числе для нужд экспорта.



В заключении можно отметить следующее: благополучие благополучие всех граждан напрямую зависит от развития Топливно – энергетического комплекса.
^



Список использованной литературы


  1. Лев М.Ю. Ценообразование / Лев М.Ю. – М.: ЮНИТИ, 2008. — 719 с.

  2. Горина Г.А. Ценообразование/ Горина Г.А.— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 127 с.

  3. Аюров В.Д. Мировой рынок природных ресурсов/ Аюров В.Д. –М. : Изд-во Московского гос. горного ун-та, 2007. — 103 с.

  4. Экономидес М. Цвет нефти/ Экономидес М., Олине Р. — М.: Олимп-Бизнес, 2004. — 252 с.

  5. Остальский А. Нефть: чудовище и сокровище/ Остальский. А.— СПб. : Амфора, 2009. — 256 с.

  6. Судо М.М. Нефть и углеводородные газы в современном мире / М. М. Судо, Р. М. Судо. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд - во ЛКИ, 2008. — 254 с.

  7. Типпи Б. А есть ли дефицит? Азбука нефтяной экономики: пер. с англ. / Типпи Б. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 328 с.

  8. Стариков Н.В. Шерше ля нефть. Почему наш Стабилизационный фонд находится ТАМ? / Стариков Н. В. — СПб. : Питер, 2009. — 269 с.

  9. Бобылев, Ю. Н. Факторы развития рынка нефти / Бобылев Ю. Н., Д. Н. Четвериков. – М. : ИЭПП, 2006. – 179 с.

  10. Олкотт М.Б. Владимир Путин и нефтяная политика России: пер. с англ./ Олкотт М.Б — М.: Московский центр Карнеги, 2005. — 26 с.

  11. Нижегородцев Р.М. Мировой финансовый кризис/ Нижегородцев Р.М. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 509с.

  12. Николаев И. Цены на нефть и запас прочности российского бюджета/ Шульга И., Николаев И.// Общество и экономика. —2007. — №2 с. 16—18.

  13. 

  14. Андрианов В. Кому при кризисе жить хорошо?/ Андрианов В.// Нефть России. —2008. —№ 11 с. 34—35.

  15. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. - URL : http://www.gks.ru/ — свободный.

  16. РосБизнесКонсалтинг // [Электронный ресурс]. —URL:http://www.rbc.ru/ — свободный.

  17. Имония Н. Глобальный финансовый кризис и мировой нефтегазовый сектор/ Имония Н. //Мировая экономика и международные отношения. —2009. —№4 с. 13.

  18. Варшавский Л.В. Моделирование динамики цен на нефть при разных режимах развития рынка нефти/ВаршавскийЛ.В.// Прикладная эконометрика. —2009. —№5 с.10.


1 РЦБ: Товарный рынок, №0 (пилотный выпуск), 2001.- Выгон Г.В./ Журнал on-line [Электронный ресурс]. –URL http://www.rcb.ru/archive/

2 Лев, Михаил Юрьевич: Ценообразование , 2008. С. 654.

3 ОАО «Лукойл» [Электронный ресурс]. – URL: http//www.lukoil.ru./ - свободный

4 Налог на добычу полезных ископаемых [Электронный ресурс]: федер. закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ ( в ред. от 27.07.2006 N 151-ФЗ)// // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. полит. ун-та.

5 Мировой рынок нефти [Электронный ресурс]. – URL: http// /www.ereport.ru/articles/commod/oil.htm/- свободный.

6 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/ – свободный.

7 Агентство консультаций и деловой информации (АКДИ) Экономика и жизнь: [Электронный ресурс].– URL: http://www.akdi.ru/mns/new07/080620.htm/ – свободный.

8 Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета: [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007) // // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. полит. ун-та.

9 РБК Daily: ежедневная деловая газета: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rbcdaily.ru/archive/print.shtml?2003/02/12/archive/38954/ – свободный.

10 Индустрия России: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.industry-rus.ru/npz/npz_rossii.html/ –свободный.

11 Федеральная Служба Государственной статистики (Росстат): [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/ – свободный.

12 Нефть России. 2008. № 11. С. 34-36.

13 Советская Россия газ. 2008. 15 янв. С. 8.




Скачать файл (171.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru