Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Зарубежная литература. Период средневековья - файл 1.doc


Лекции - Зарубежная литература. Период средневековья
скачать (225.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc226kb.08.12.2011 22:11скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Принципы СВ картины мира. Хронологические рамки. Факторы, определяющие развитие культуры СВ.

Началом истории СВ является образование на территории бывшей Римской империи феодальных гос-в в 5-6 в.н.э. Закат СВ в 14-15 вв, когда появляются черты капиталистических отношений. Становление Национальных гос-в и утверждение идеалистической идеологии. Термин возник в 16 в., для определения периода между античностью и Возрождением. В 3-4 вв происходит Великое переселение Народа. С Дальнего Востока пришли на территорию Европейских гос-в и основали феодальное гос-во. В 19 в романтики открыли СВ, как тип культурного сознания. СВ искусство новая, неизвестная в эпоху античности картина мира. Представления о мире, человеке определяет христианство. Принцип теоцентризма – центральное место занимает Бог, от которого человек зависим. Бог – это нравственный авторитет. Христианская идеалогия воспитывает в человеке комплекс вины за все грехи, совершенные человеком. В основе СВ картины – идея бинарности, т.е. мир делится на Божественное и Дьявольское. Жизнь – это постоянная борьба души с искушениями. Бинарность определяет организацию времени и пространства. Символом СВ становится РАЁК – особый вид театрального представления, где действия происходят на небесах, земле и в аду.














Небо

Бог

Верхний мир

Олимп – Элизий

Земля

Человек

Средний мир

Земля

Ад

Дьявол

Нижний мир

Аид

Средневековье

Античность






Разномасштабность изображения бога и дьявола. Бог и святые всегда в центре картины. Чуть меньше – люди, на периферии – дьявол и грешники, которые максимально удалены от Бога. Место языческих, занимают библейские сказания. СВ человек моделирует картину мира, соотносит себя со Вселенной. Каждое произведение – законченная модель мира, отражает представления о Вселенной. Христианство, возникая в древнем мире, уравнивает хозяина и раба перед Богом. Христианство делит мир на 2 сферы: земное существование (подготовка к вечной жизни души) и небо. Вводит жесткую систему нравственных ценностей. Культивируется духовное начало. С падением рабовладельческого государства, христианство образует феодальное государство:

Бог => Король => Феодалы => Рыцари => Священники => Горжане-ремесленники => Крестьяне-велланы

Выстраивается социальная иерархия. Возникает закон сословной зависимости. В СВ мире огромную роль играла церковь, которая являлась единственной сплоченной, хорошо организованной структурой. Церковь принимала решения политических проблем, ей принадлежала 1/3 земель. Появились монастыри. Возникла идея аскетизма – посвящение себя Богу. Церковь давала образование по определенному набору дисциплин – арифметика, астрономия, диалектика, грамматика, риторика, геометрия, пение. Обучение было основано на повторении. Система образования – схолостическая, т.е. опыт, как способ познания мира отрицался, мир можно познать только через веру. Центральной наукой было богословие (теософия. Сорбонна – богословский факультет).
^ 2. Общая характеристика литературы СВ. Жанрово-тематическая классификация.

Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы, относится к IV – V вв н.э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые варварские народы. Великое переселение народов. К моменту распада Римской Империи население тех её западных провинций, которые были наиболее тесно связаны с метрополией – Италии, Галлии, Испании, - в основном было романизовано. Латинский язык вытеснил здесь местные языки – распространилась “вульгарная латынь”. Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов: традиций народного творчества (трудовые, обрядовые песни), культурных воздействий античного мира (античность была необходима, т.к. часто являлась единственным источником знаний) и христианства (религиозные гимны, жития святых). Литература делится на религиозную, рыцарскую и городскую. Центральное место - религиозная литература, которая представлена лирикой песнопений, прозой проповедей, житий и драматургией обрядовых действий. Самая многочисленная – рыцарская. Выделяется 3 основных жанра: героический эпос, куртуазная и придворная лирика, рыцарский роман. 1) героический эпос возникает в эпоху зрелого СВ (11-12 вв), наследует эпосу раннего СВ, который представлен языческими сказаниями кельтских и скандинавских культов, возникает в период формирования нации и государственности. Эпос, который появляется, как проявления нац.языка. Сюжетная основа – великое переселение народов. («Песнь о Нибелунгах» - нем., «Песнь о Роланде» - фр., «Песнь о моем Сиде» - исп.). Носителями эпоса были бродячие певцы, во Фр. жонглеры, в Испании – хуглары, в Германии – шпильманы. Основной сюжет раннего эпоса – сказки; героического эпоса – исторические события, в которых закрепляется представление о вассальном героическом и религиозном долге. 2) куртуазная поэзия возникает после первых крестовых походов. Восточная культура превосходит культуру Европы. Рыцари принесли с Востока новые знания, новый представления о поведении (куртуазное поведение). Рыцарь занимался не только военными подвигами, но и манерами поведения. Юг Франции (Прованс) – трубадуры, Сев. Франция – труверы, Германия – миннезингеры. Основная тема – тема любви. Развитие мировой поэтической традиции. Любовь открыта, как самое ценное чувство. 3) рыцарский роман возник в границах куртуазных традиций, фэнтези + решение серьезных проблем феодальной действительности. Возникли литературный города, новый тип героя – крестьянин-веллан. Жантры: фаблио (шванк) – песенка + прозаический комический рассказ. 4) городская литература носила пародийный характер. Появляется жанр животного эпоса. В лит. городе возникла СВ система театральных жанров (многодневные мистерии, библейские истории, фарсы (быт.комич.пьеса) и маралите (аллегорич.пьеса о столкновении пороков в душе человека)). «Не блуждай вне, а войди в себя» - Августин.
^ 3. Жанровое своеобразие героического эпоса. Отличие героического эпоса от эпоса раннего СВ (на примере).

Народно-эпическая поэзия воплотила мифологические представления и концепции исторического прошлого, этические идеалы и коллективистский (родоплеменной) пафос. Причем в наиболее ранних памятниках мифологическое восприятие доминирует и лишь постепенно вытесняется историческими представлениями (и образами). В архаических эпосах сохранилась связь с традицией фольклора, с богатырскими сказками и сказаниями о первопредках. Соответственно эти эпические памятники насыщенны мифологической и сказочной фантастикой. Кругозор их творцов практически ограничен родоплеменными отношениями, так что даже великие столкновения народов трактуются как родовая распря. Сильны эл-ты идеализации родовых отношений. В скандинавском мифологическом эпосе гибель родовых отношений трактуется как крушение мира. Форма: краткие песни и сказания (нем. “Песнь о Хильдебранде”), стихотворно-прозаич. и прозаические произведения. Своеобразие ГЭ заключается в соединении подлинности исторического события, составляет сюжетную основу со сказочностью формы, возникшей в результате устного бытования. 3 основных темы: 1) оборона родины от внешних врагов (варвары, норманны) 2) верная служба королю и наказание изменников; 3) кровавые феодальные распри. ГЭ появляется в период становления государственности. Отражает чаяния. Борьба феодалов завершается, самый сильный феодал становится монархом, объединение земель.
^ 4. Принципы эпической картины мира «Песни о Роланде»

Возникла около 1100 г., незадолго до 1го крестового похода, неизвестный автор был не лишен некоторой образованности и без сомнения вложил переработку старых песен на тему как в сюжетном, так и в стилистическом отношении немало своего; но главная его заслуга не в этих добавлениях, а именно в том, что он сохранил глубокий смысл и выразительность старинного героического предания, связав его мысль с живой современностью, наше для их выражения блестящую художественную форму. В основе песни о Роланде – предание о походах Карла Великого в 700-х гг. Объединение галлии, Италии и Германии в единую Германскую империю. Карл воплощает идею сильного, справедливого правителя. Слово король произошло от имени Карл. Во время испанского похода Карл осадил Сарагосу, но вернулся ни с чем. 15.08.777 г. – на войска Карла в Ронсебальском ущелье напали баски, в сражении погиб Хруотланд – Марк-граф Италии. Баски – христиане. Борьба христиан за землю, христиан-франков с маврами. Хруотланд – Роланд, племянник Карла. Карл, которому на тот момент было 36 в песне стал седовласым старцем. С 8 до 12 в. устное предание с конца 11 – Европа вступает в крестовые походы. Песнь о Роланде актуализирует вопросы, которые надо решить в период подготовки в первым крестовым походам, поэтому в песне возникают новые темы: 1) песня должна показать превосходство христиан над маврами; 2) создается идеал рыцаря; 3) создается образ сильного короля. Песня решат пропагандистские задачи. Поэтику песни определяют 2 идеи: - идея рыцарства и – образ родины. Роланд доблестный рыцарь, верный вассал, даже умирая думает лишь о рыцарском долге. Роланд вассал не только Карла, но и бога, перед смертью он присягает богу. Религиозные образы подчеркивают правоту франков. Война – это религиозный подвиг. К религиозному долгу присоединяется патриотический долг. Мысли о Карле связаны с мыслями о Франции. Новаторство – объединение вассального, религиозного и патриотического долга. Патриотические идеи определяет и конфликт. С точки зрения вассального долга Ганелон выполнил поручение Карла он совершил не предательство короля, а предательство родины. Будучи причиной смерти Роланда он наносит ущерба Франции. Патриотическая идея выше служения королю. Поведение Ганелона определяет т-ко феодальный долг. Роланд – будущее рыцарства, а именно вассальный долг и патриотический долг. Так же Роланд противопоставляется с Оливье – 2 варианта героического начала. Роланд безрассудно смел, Оливье благоразумен. В основе – древняя оппозиция мудрости и храбрости. В песне они рассматриваются с т.з. соотношения в них идеального и реального начал. Оливье – носитель идеального начала (он рыцарь без страха и упрека, но еще и мудр). Безусловная идеальность плоскость образа. Роланд тоже идеален, но связан с реальными рыцарями более-менее рельефен (но все равно это еще не характер). Отказ Р. затрубить в рог связан с особенностями рыцарского понимания чести: что будут говорить о нем другие? Зачем просить о помощи, если есть шанс победить самому? Карл идеализирован - В нем есть черты мученика: (он не может предотвратить гибель, поэтому страдает, льет слезы.). В песне о Роланде эпическая картина мира. Харктерные черты теже самые, что и у Гомера. Присутствует и объективность, которая проявляется в отсутствии прямой авторской действительности. Монументальность или героизм связаны с тем, что при изображении персонажей автор игнорирует все мелкое, незначительное и низменное. В основе образов гиперболизм, какждый персонаж – герой, богатырь, силы которого превосходят силы обычных людей. Герой привлекателен и внешне. Эстетическая оценка героев не совпадает с этической. Добро и зло величественны и с равной степенью восхищения описываются в песне благородные поступки и жестокость. Образы героев пластичны, мысли раскрываются через чувства. В песне нет различия между маврами и христианами. Принцип традиционности реализуется в приеме параллелизма. В песне возникает психологический параллелизм, пейзаж оттесняет события. Действия поэмы развиваются медленно, часто используются возвращения и повторы, замедленность проявляется в трехкратных повторах, которые можно отнести к особенностям эпического стиля. Свойственная песне детализация, детально описываются и меч и конь. Язык песни включает постоянные формулы, к которым можно отнести похвальбу перед боем. Язык сохраняет черты УНТ, любовная тема полностью отсутствует. Для нац.эпосов характерно типологическое единство. На место сказочного сюжета приходит историческая тематика, появляется идеал долго, сохраняются черты эпического стиля.
^ 5. Традиции УНТ в «Песне о Нибелунгах». Особенности пространственно временной организации.

Около 1200 г. Представляет собой поэму состоящую из 39 песен или авантюр, насчитывающую около 10000 стихов, объединенных в строфы по 4 стиха. Немецкая песня является результатом трансформации старинного эпического сказания под влиянием рыцарской лит-ры конца 12 в. Несмотря на феодально-христианскую обработку сюжет поэмы содержит пережитки более ранних ступеней развития сказаний. Оттесненные в поэме на задний план рассказы о первых подвигах молодого Зигфрида, о его победе над драконом, о добыче им клада Нибелунгов, о чудесной деве воительнице Брюнхильде, основанные на древней богатырской сказке, связанной с мифологическими представлениями германского язычества. Сказания превратились в рыцарской поэме в традиционный сказочный мотив, не всегда понятный христианской аудитории. Для восстановления этих элементов сказания особенно важное значение имеют скандинавские источники, героические песни «Старшей Эдды», к которым примыкают: «Сага о Велсунгах» и прозаический рассказ «Снорри». Песни Эдды относятся к разному времени, отражают различные последовательные версии развития сказания на скандинавской почве. Особое место в скандинавской традиции занимает норвежская сага о Тидреке, которая основывается на нижне-немецких песнях и т.о. сохраняет форму поэтич. обработки сказания, непосредственно предшествующую поэме о Нибелунгах. Разноречивость этих эпических сказаний связано с обычными условиями развития устной традиции. С параллельным существованием целого ряда песен, представляющих различные версии одного и того же сказания.
^ 6. Культ прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров. Основные жанры, анализ творчества.

Совершенствуется поэтический язык, исчезают грубые выражения. Язык обогащался за счет введения абстрактных терминов. Наиболее яркой становится поэзия провансальских трубадуров. Прованс – юг Франции, где возникает поэтическая школа. Трубадуры (от фр.гл. тробар – находить). Созданы около 900 размеров. Среди трубадуров люди разных сословий. Основная тема – любовь. Создан культ Прекрасной Дамы, в качестве которой выступала жена синьора. Она обладала огромной властью и следила за замком. Поклонение Прекрасной даме – своеобразная наука. Культ прекрасной дамы накладывается на служение богоматери. Историческое значение поклонения культу – любовь обретает право голоса. Куртуазная любовь это служение и тайное чувство, платоническая любовь, страдания. Жанры: 1) Кансона – (любовная песня) любовное стихотворение, состоящее из нескольких симметричных строк и заканчивающихся короткой строфой, посылкой, где дается напутствие. 2) Альбы (рассвет) – утрення песня, которую исполняет оруженосец или спутник рыцаря. 3) Серена (вечер) – ночная песня; 4) Пасторелла – написана в буколическом стиле, герой персонифицирован в странствующем рыцаре (рыцарь + пастушка); 5) Сирвента – стихотворение на какую-нибудь политическую, реже личную, обычно полемическое по тону. Поэт защищает свое мнение; 6) Тенсона (прение) – спор между двумя поэтами на какую-нибудь моральную, литературную или др. темы. Поэты проводят диалог, поочередно высказывая по строфе. Спор восходит к фольклорной традиции спора зимы и лета. Он посвящен проблемам творчества. 7) Плач – печальная песня, написанная на смерть синьора или близких. 8) Баллада – танцевальная песня. Исполнялась на народных гуляниях, передает ритм танца. Позже их стали называть лиро-эпическое произведение с эпическим сюжетом. 8) Романс – песня на романском языке. Стихотворение любого содержания, предназначенное для пения.

Бернарт де Вентадорн – выходец из низов, замковый слуга, воспитанный виконтом де Вентадорн. Воспел сначала жену своего синьора, а затем Элеонору Аквитанскую – королеву Англии, на службе которой о некоторое время состоял. По задушевной мелодичности стихов, по изящности выражения чувств он принадлежал к самым выдающимся трубадурам. Вся его поэзия проникнута любовной темой. «Тот мертв, - заявляет он, - кто не чувствует в своем сердце нежного вкуса любви. К чему жить без любви, если не для того только, чтобы не докучать другим». Он говорит о себе: «Когда придет весна и начинают петь птицы, я, у которого в сердце радости больше, чем у них должен конечно петь, ибо все мои дни лишь одна радость и песня и я не помышляю ни о чем другом». В другой кансоне он говорит: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца , но это возможно только если в сердце царит истинная любовь. Вот почему мои песни лучше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо- рот, глаза сердце и чувства».
^ 7. Куртуазный рыцарский роман. Основные циклы рыцарских романов. «Тристан и Изольда»; Своеобразие композиции, особенности конфликта.

В рыцарском романе и его разновидности – рыцарской повести – мы находим в основном отражение чувств и интересов, которые составляли содержание рыцарской лирики, это прежде всего тема любви, понимаемая в более или менее возвышенном стиле. Другим столь же обязательным элементом РР является фантастика в двояком понимании этого слова – как сверхъестественное (сказочное, не христианское) и как все необычное исключительное приподнимающее героя над обыденностью жизни. Обе эти формы фантастики обычно связаны с любовной темой покрываются понятием приключений или авантюр, случающимися с рыцарями, которые всегда идут на встречу этим приключениям. Свои авантюрные подвиги рыцари совершают не ради общего нац. дела, как некоторые герои эпических поэм, не во имя чести или интересов рода, ради личной славы. Идеальное рыцарство мыслится как учреждение международное и неизменное, во все времена одинаково свойственное др.Риму, мусульманскому востоку и совр. Франции. В связи с этим РР изображает давние эпохи и жизнь далеких народов в виде картины совр.общества, в которой читатели из рыцарских кругов, как в зеркале находят отражение своих жизненных идеалов. По стилю и технике РР резко отличается от героич.эпоса. В них видное место занимают монологи, в которых анализируются душевные переживания, живые диалоги, изображение внешности действующих лиц, подробное описание обстановки, в которой протекает действие. Кельтское сказание о «Тристане и Изольде» было известно в большом кол-ве обработок на фр. языке, но многие из них погибли, от других сохр-сь лишь небольшие отрывки. Путем слияния всех известных нам фр. редакции романов о Тристане, а так же переводах на друг. языки, оказалось возможным восстановить фабулу и общ.хар-р, недошедшего до нас фр. романа сер. 12 в. Автор этого романа довольно точно воспроизвел все подробности кельтской повести, сохранив трагическую окраску, и только заменил почти всюду появление кельтских нравов и обычаев чертами фр. рыцарского быта, из этого материала создал повесть, пронизанную общим чувством и мыслью. Успех романа обусловлен главным образом той особенной ситуации, в которую поставлены герои, концепцией их чувств. В страданиях, которые испытывает Тристан видимое место занимает мучительное сознание безысходного противоречия между его страстью и моральными устоями общества, обязательными для него самого. Любовь Тристана и Изольды представляется автору несчастьем, в котором повинно любовное зелье. Но вместе с тем он не скрывает своего сочувствия этой любви, изображая в положительных тонах тех, кто способствует ей. И выражая явное удовлетворение по поводу неудач или гибели врагов влюбленных. Этот мотив служит лишь целям маскировки его чувств, о подлинной направленности его симпатий отчетливо говорят худ.образы романа. Не доходя до открытого обличения феодально-рыцарского строя с его гнетом и предрассудками автор внутренне ощущал его неправоту и насилие. Образы романа заключающиеся в нем – прославление любви, которая сильнее смерти и не желает считаться с установленной феод.обществом иерархией, ни с законами католич.церкви. Объективно содержат в себе элементы критики основ этого общества. (Готфрид Страсбургский – наиболее значительная обработка текста). Композиция. В рыцарских романах композиция обычно линейная – события следуют одно за другим. Здесь цепь ломается + симметрия эпизодов. Каждому эпизоду в начале романа соответствует зеркальное отражение в более мрачных тонах: история рождения Т. – рассказ о смерти; парус Морольда (победа, ликование) – парус Изольды (намеренный обман, смерть), яд Дракона, от которого излечивает И. – рана от отравленного оружия, но И. рядом нет и т.д. Концепция любви и характер конфликта. Любовь представлена здесь как болезнь, разрушающая сила, над которой сила человека не властна (это древнее мифологическое представление). Это противоречит куртуазному пониманию любви. Смерть над ней тоже, кстати, тоже не властна: из могил вырастают два дерева и сплетаются ветвями. Конфликт между долгом и чувством (прямо трагедия классицистов! Правда, в учебнике это названо не догом, а общественной моралью. Судите сами, что вам ближе.): Т. не должен любить Изольду, потому что она жена его дяди, который его воспитывал и любит как родного сына, и доверяет во всем (в том числе и в добывание Изольды). А Изольда тоже не должна любить Т., потому что замужем. Отношение автора к этому конфликту двойственное: с одной стороны он признает правоту морали (или долга), заставляя Т. мучится сознанием вины, с др. – сочувствует ей, изображая в положительных тонах все, что способствует этой любви.
^ 8. Городская литература Средних веков. Фаблио и шванки. Тип героя.

Новыми общественными отношениями новый общественными отношениями определяется радикальный переворот в литературе, происходящий а 13 веке. Наряду со все более теряющей связь жизнью и впадающей в абстракцию рыцарской поэзией поднимается новая городская литература. Ее поэтика, диаметрально противополжная поэтики куртуазной рыцарской поэзии, характиризуется торжеством здравого смысла и трезкой рассудительности, склонность к изображению обыденной жизни, нередко даже в ее низменных уродливых проявлениях. К гротескной игре красок и образов, взятых из жизни всех безх исключения слоев общества, в частности христианства и городских низов. Все то, что в рыц.лит-ре затушевывается здесь вырывается наружу с вызывающей откровенностью. В тоже время город.лит-ре свойственно стремление дидактизму, сатиры и назидательности, соответствующим деловому критическому складу ума горожан. Основу город.лит-ры образует народное творчество. Самые яркие сюжеты и образы восходят к фольклору и наиболее острую выразительную худ.сатиру мы находим в произведениях, имеющих народные корни. Осваивает целый ряд жанров рыц.поэзии, видоизменяя их. Возникает публицистическая, сатирическая и просто шуточная лирика уже лишенная муз.сопровождения, краткие стих-ния и рассказы быт.содержания. Новшество – создание худ.прозы. Язык максимально приближается к бытовой речи, появляются диалектизмы, жаргонизмы. Фаблио – небольшие стих-ные рассказы о забавных и нелепых происшествиях из обыд.жизни. Хар-р смеха – различный. Простейший вид фаблио – анекдот или юмористика, основанная на игре слов или случайно возникшей комич.ситуации. Им чужда соц.мысль, единств.цель – смех. Фаблио + более развитый сюжет – смех имеет опред.соц.направленность. Мораль – восхваление качеств присущих горожанину, нежели рыцарю – сметливости, расчетливости, ловкости, ума. Подлинная сатира в третьей группе фаблио, где различаются опред.пороки, свойственные разным сословиям и кругам городского общества. Главные объекты – жадность, душевная черствость, зажиточность, лицемерие, порочность священников, грубость глуповатых рыцарей, проделки мошенников. Аналогии в сказках, новеллах различных стран и эпох, в частности много параллелей в буддистских моральных назидательных рассказах. В Германии – шванки. Особенной известностью пользовалась повесть Штриккера «Поп Амис», составленная из серии шванков, в которых изображаются похождения хитрого священника. (На примере «Романа о лисе») фигура Ренара далеко не единообразна, первоначально Ренар, как грабитель и насильник, без сомнения рыцарь. Но к его облику присоединились черты, характерные для горожанина (деловитость, изворотливость, простота языка и манер, практицизм). Моральная оценка его личности раздваивается. Если при столкновении Ренара с феодалами симпатии рассказчика на его стороне, то этот же самый Ренар обличается как низкий хищник в тех случаях, когда он грабит бедняков. Народная мудрость противопоставляется как рыцарскому началу, так и морали горожан.
^ 9. Данте. Жизнь и творчество. Новаторство в цикле «Жизнь новая»

Родился в небогатой семье гвельфов. Д. родился в 1265 г. во Флоренции, умер в 1321 г. в Равенне. Жизнь связана с Флоренцией. Мироощущение складывалось в обстановке борьбы партий гвельфов (за власть папы) и гиббелинов (за власть германского императора). Католическая ортодоксия еще была в силе, но разгорались еретические тенденции. С 1290 г. – любовь к Беатриче. 7 лет жизни и творчества посвящены этой любви. Любовь в лучших куртуазных традициях. 1290 г. – смерть Б. В обстановке общественных конфликтов Д. потянуло к политике. В к. 90-х гг. он входит в правительство города. Гвельфы изгнали гибеллинов из города. Но сами разделилсь на белых и черных. Белые (за императорскую власть), Черные – за папскую. Д. поддержал белых, а они потерпели поражение. В 1302 г. изгнан из Флоренции с конфискацией имущества и сожжением в случае самовольного возвращения. В годы изгнаннния живет при княжеских дворах, сближается с гвельфами, потом с гибеллинами, потом, убедившись в их корысти, покидает всех. Стремится расширить познания  едет в Болонью (старейший университет), в Париж, где выступает с речами, лекциями.Примкнул к белым, вынужден был покинуть Флоренцию. В молодости принимал участие в полит.борьбе. Был приговорен к смертной казни. Скитался по Италии. Его надежды были связаны с фр.императором, вошедшим на престол, но смерть монарха разрушила надежды поэта. Выразил новые черты о мире. Особенность – синтез традиций СВ и античности. Писал на итальянском языке, так как считал,, что латынь – белый хлеб, доступный немногим, а итальянский – черный, для всех. «Жизнь новая» - поэтич.сборник, состоящий из 30 стих-ний, написанный в 1293 г. Вобрал стих-ния разных жанров – сонеты, кансоны, баллады. Стихи снабжены прозаическим комментарием. История любви к Беатричче, которая рано умерла. Алый цвет – символ Беатричче. Денте придает числам символическое значение – 9 – это трижды по три. Данте скрывает любовь, следуя традициям и выбирает даму-ширму, за которой картинно ухаживает. Смерть Беатричче рисует как приход апокалипсиса. Основу сборника составляет поэзия нового садостного стиля. Поэтическое направление развивает традиции новой провансальской лирики (Гвидо, Кавальканти). Поэзии придали философский смысл. Любовь – средство совершенствования человека, только она носит смысл его существования. Традиции СВ переплетаются с новой философской трактовкой. Данте использует аллегории, сны. Образ Беатричче условен и иделизирован. Новое связано с глубиной переживаний. Б. первая женщина воспетая в своем имени. Не условная история, а конкретная любовь. Появляется портретное сходство.
^ 10. «Божественная комедия»

Написана в форме видения. Стремление к всеобъемлемости. Земной реальной жизни противопоставляет свой мир: Земля, подземелье, Космос. В центре – земной шар. Сев. полушарие считалось менее совершенным, поэтому в нем – вход в ад. В южном – гора, на которой вход в чистилище. Ад – 9 кругов. Чистилище – 7, + предчистилище, + рай земной, рай – 9 небес. Геометрическая симметрия Земли  симметрия в композиции: 100 песен = 1 вводная + по 33 на Ад, Чистилище и Рай. Такое построение было новым явлением в литературе. Д. опирался на средневековую символику числе (3 – Троица и производное от него 9). “Комедия” открывается прологом, в котором он определяет время путешествия и вводит нас в свой мир. Итак, это Страстная пятница 1300 г. В этом году он вступил в партийную борьбу => переломный год в его жизни. Страстная пятница – день сотворения мира, день воплощения Христа, день Его крестной муки. Действие начинается в лесу. В этой песне – сочетание конкретного и иносказательного смысла. Лес – аллегория заблуждения человеческой души и хаоса в мире. Все последующие образы пролога тоже аллегоричны. Д. встречает 3 зверей: пантеру, льва, волчицу. Каждый из них олицетворяет определенный вид морального зла и опр. Негативную социальную силу. Все вместе – силы, которые препятствуют прогрессу. Вершина холма, к которой стремится Д, - нравственное возвышение и государство, построенное на нравственных началах. Вергилий – аллегория человеч. мудрости. Воплощение тех знаний, которым посвятили себя гуманисты. Беатриче – связь образа с “Новой жизнью”. “Новая жизнь” была написана под влиянием поэзии “нового сладостного стиля” (кот., в свою очередь возник в Италии под влиянием поэзии трубадуров). Аллегория божественной мудрости, которая помогает человеку в поисках истины. (Помним, что Б. посылает В., чтобы тот помог Д. спастись от зверей). Вергилий объясняет, что прямого пути на холм нет, надо идти в обход через 3 загробных царства, чтобы обозреть всю человеческую историю, соединенную с идеей справедливости. В мире нарушена справедливость, чтобы ее восстановить, нужна рука Божьего правосудия, ибо без справедливости человеческая история бессмысленна. Бог для Д. – неоспоримая реальность. Эта идея помогает выстроить стройную модель мироздания, в основе которой – вертикальная модель мира (но в состоянии начинающегося кризиса. Особенно это заметно в 1 кантике, т.е. Аду. Здесь образы яркие значительные сами по себе  это стремление вырваться на горизонталь). Морально-ценностное значение верха и низа – духовное восхождение и нравственное падение. Основа мировой гармонии – Бог, к нему Д. и стремится. Когда вершина достигнута, видение исчезает. Выстраивая модель Ада, Д. следует за Аристотелем, который относит к 1 разряду грехи невоздержности, ко 2 – насилие, к 3 – обман. У Д. – 2-5 круги для невоздержанных, 7 для насильников (6 не знаю куда, не сказано, сами подумайте), 8-9 для обманщиков, 8 – для просто обманщиков, 9 – для предателей. Логика: чем грех материальнее, тем он простительнее. Кара всегда носит символический характер. Обман тяжелее, чем насилие, потому что разрушает духовные связи между людьми: (А первый способ, разрушая кровный / Союз любви, вдобавок не щадит / Союз доверья, высший и духовный <это он о предательстве так>). Д. приобщается миру зла и страдания. Грешные души обладают телами и тенями (а святые – нет). Они движутся по кругу или вообще неподвижны (а круговое движение – дьявольское), Д. – по вертикали. Личным отношением Д. создаются образы грешников. 2 сюжета: 1 – история нравственного возвышения поэта 2 – история грешных душ. Личное отношение проявляется уже в самом начале поэмы. Преддверие ада – те, кто в борьбе добра и зла не встал ни на одну сторону. Их не хочет принимать ни Рай, ни Ад. Там папа Целестин V. Он до папства жил уединено, пользовался уважением в народе. Став папой, мог бы сделать много хорошего, но отрекся от папства и открыл путь какому-то злодею. Яркие образы – во 2 круге (сладострастники). Вихрь = вихрь земных страстей. Франческа – реальное лицо. Она в 1275 г. была выдана замуж за Джанчотто Малатеста, отец которого был вождем риминийских гвельфов, некрасивого и хромого. Когда Дж. узнал, что она вступила в любовную связь с его младшим братом Паоло, он убил обоих. В песне – 2 рассказа Ф. 1 -- в стиле “поэзии нового сладостного стиля”, с изысканными метафорами и общими рассуждениями о силе любви. 2 – без метафор, просто и конкретно. Реалистическая деталь: увлечение франц. куртуазными романами. Единственная метафора – Галеот (“И книга стала нашим Галеотом”). Это был в романе такой рыцарь, который помог Ланселоту и короле Джиневре встретиться и уговорил Дж. поцеловать нерешительного героя. Данте их оправдывает. В 6 круге Д. оправдывает Фаринату дельи Умберти. Он был вождем гибеллинов. Умер за год до рождения Д. Он воспротивился разрушению Флоренци. Персонажи ада имеют только прошлое. Д. здесь сохраняет свои гвельфские позиции для того, чтобы мы поняли фразу, которой эта сцена заканчивается. Стойкость духа тем сильнее, что у Ф. нет будущего, нет надежды. Это архетип (?!) будущих романтических героев. Личное отношение выявляется и через персонажей двойников, т.е. тех героев, чья судьба похожа на судьбу Д. и чью судьбу он мог бы повторить, но не повторил. Образ Улисса – образ вечного странника (как и Д.). Д. вкладывает в его уста свою мысль о знании. Улисс и Диомед мучаются в раздвоенном пламени (они вместе участвовали в похищении статуи Афины от ворот Трои). Улисс - воплощение страстной жажды знаний. Эта страсть больше всех остальных. Образ героический. У. Выражает мысли Д., но не в их окончательном варианте, а на той стадии развития, когда Д. создавал “Пир” и когда он был уверен во всемогуществе человеческого разума. А потом он их пересмотрел и решил, что без Бога не обойтись. У. – несовершившийся путь Д.,  У. и двойник, и антипод. У. движет жажда географических открытий (джвижение по горизонтали), Д. – жажда высшей мудрости (по вертикали). Д. сопоставляет свой путь и с Энеем. Э. Во всем противоположен У. (они враги – помним, что Эней троянец, Э. не забывает об отце – а У. забывает?, Улиссом движет собственная дерзость, Энеем – высшая воля. Короче, “Энеиду” читали, сами сопоставьте, а я не читала). Настоящее Д. связано с Энеем, прошлое – с У. У Данте своя система жизненных ценностей, 2 греха: бездействие, предательство. БК – аллегория греха и искупления ч-ка, путешествие по собственной душе, всякий носит внутри себя и ад и рай. Ад – инстинкты, власть тела, рай – добро, гармония.
  1   2   3



Скачать файл (225.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru