Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Сорокина М.В. Менеджмент в торговле. Учебное пособие - файл 1.doc


Сорокина М.В. Менеджмент в торговле. Учебное пособие
скачать (3630.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc3631kb.08.12.2011 22:31скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Реклама MarketGid:
Загрузка...


Допущено учебно-методическим объединением


по образованию в области производственного менеджмента

в качестве учебного пособия для студентов,

обучающихся по специальности 060800 «Экономика и управление

на предприятии торговли и общественного питания»



УДК 658.6:339(075.8)

ББК 65.290-2:65.42я7

С65
Сорокина М. В.

С 65 Менеджмент в торговле: Учеб. пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. – 480 с.
Учебное пособие «Менеджмент в торговле» подготовлено в соответствии с учебной программой, принятой Санкт-Петербургским торгово-экономическим институтом и ориентировано на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания». Учебное пособие содержит описание основ теории менеджмента и изложение последних достижений практики управления с учетом отраслевой специфики. Оно призвано оказать помощь в овладении практическими навыками решения задач управления, знакомит с методами и приемами современного научного менеджмента. Учебный материал излагается в рамках концепции стратегического менеджмента с позиций системного и ситуационного подходов.

Для студентов высших учебных заведений, слушателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, менеджеров предприятий торговли.
УДК 658.6:339(075.8)

ББК 65.290-2:65.42я7
© Сорокина М. В., 2004

ISBN 5-8)10-0081-2 © Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004

ВВЕДЕНИЕ



Торговля относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Она является одной из немногих сфер деятельности, сумевших быстро адаптироваться к рыночным условиям хозяйствования. За прошедшие годы отрасль претерпела кардинальные изменения. Безмятежное существование в «экономике дефицита» сменилось ожесточенной борьбой за покупателя. Изменение политического климата, активизация рыночных отношений, наблюдающиеся в России в последние годы, открывают новые перспективы для развития бизнеса в торговле. Экономический подъем последних лет ведет к устойчивому росту потребительского спроса и делает рынок все более привлекательным для новых отечественных и иностранных инвестиций.

Сетевые гиганты, активно внедряющиеся на российский рынок, существенно обостряют конкуренцию и являются катализатором процессов преобразования в торговле.

Меняется и сам российский покупатель. Он становится все более взыскательным, поскольку имеет возможность выбрать предприятие торговли, способное обеспечить реализацию ожидаемого уровня потребительских предпочтений. Образцы современных технологий обслуживания, построенные на принципиально ином отношении к покупателю, новые подходы к организации торгово-технологических процессов обусловили рост потребности в специалистах, обладающих различной квалификацией и, прежде всего, в сфере продвижения товара – мерчендайзинга, рекламной деятельности, ценообразования и т. д.

Новые тенденции в развитии торговли вызвали необходимость кардинальных преобразований и в области менеджмента. В настоящее время торговля испытывает острую нехватку специалистов, обладающих навыками диагностики процессов, происходящих во внешней и внутренней среде предприятия и владеющих современными методиками принятия управленческих решений в области стратегического планирования, маркетинга, организации процессов и технологий. Новое поколение российских менеджеров находится в более выгодных условиях по сравнению с теми, над кем довлеет груз стереотипов прошлого. Этим объясняется и омоложение российского менеджмента. Средний возраст руководящего состава многих предприятий торговли составляет сегодня 30-35 лет. Привлечение наиболее перспективных работников, формирование и активизация их потенциала становятся мощным источником прибыли, надежным и эффективным средством конкурентной борьбы. В этой связи возникает острая потребность в подготовке специалистов в области менеджмента.

Менеджмент представляет собой комплексную научную дисциплину, опирающуюся на достижения многих направлений научного знания – социологии, психологии, экономического анализа, маркетинга. Изучение основ менеджмента формирует способность комплексного мышления, без которого невозможно принятие грамотных управленческих решений. Отечественный научный менеджмент находится в стадии становления. Аккумулируя в себе достижения российской и зарубежных школ менеджмента, он ищет пути адаптации к специфическим условиям современного российского общества, его экономике, культурным нормам, традициям. Научный менеджмент в сфере торговли, основывающийся на общей теории менеджмента, призван разработать и предложить практикам инструменты научного управления, учитывающие специфические условия функционирования отрасли. Цель настоящего учебного пособия – познакомить читателя с основами управления современным предприятием торговли.

Учебное пособие «Менеджмент в торговле» содержит описание основ теории менеджмента и изложение последних достижений практики управления с учетом отраслевой специфики. Пособие ориентировано прежде всего на требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии торговли».Однако оно может быть использовано и при подготовке специалистов других профессий, нуждающихся в приобретении знаний по основам менеджмента. Учебное пособие призвано оказать помощь в овладении практическими навыками решения задач управления, знакомит с методами и приемами научного менеджмента.

Изложение материала в учебном пособии осуществляется с точки зрения системного и ситуационного подходов к принятию управленческих решений. Его структура предусматривает последовательное знакомство читателя с различными аспектами технологии менеджмента. Пособие содержит четыре раздела. В первом разделе изложены основы менеджмента, его специфика в торговле. Ретроспективный анализ формирования менеджмента как научной дисциплины позволяет лучше понять состояние и определить направления совершенствования менеджмента торговых предприятий в нашей стране. Специфика реализации функций управления – планирования, организационного дизайна, контроля, управления информационными технологиями и технологиями принятия решений – рассмотрена в рамках концепции стратегического менеджмента, что дает возможность проследить взаимосвязь и взаимозависимость элементов системы управления.

Менеджер играет ключевую роль в обеспечении слаженности действий персонала в направлении наиболее перспективных целей развития торговой организации. От профессионализма руководителя, его личных качеств, используемых приемов и методов управленческого воздействия во многом зависит эффективность функционирования всего коллектива. Поэтому во втором разделе пособия особое внимание уделяется изложению поведенческих аспектов управления, методикам и технологиям взаимодействия руководителя с подчиненным. В данном разделе работы излагаются также основы организации труда руководителя, приобщение к которым позволит менеджеру повысить свою работоспособность, более рационально использовать личные ресурсы – рабочее время и здоровье.

Назначение менеджера – сформировать и обеспечить мобилизацию кадрового потенциала на достижение целей организации. Поэтому третий раздел посвящен рассмотрению вопросов, связанных с построением системы управления персоналом торговой организации, выбору методов и технологий кадрового менеджмента. В учебном пособии дается изложение механизма принятия решений в области наема, адаптации, оценки, обучения и внутренней ротации персонала, формирующих базу для использования потенциала работника. В разделе излагаются также основы управления групповым взаимодействием, конфликтами и стрессами, эффективность которого позволяет мобилизовать внутренние ресурсы организации на достижение конкурентных преимуществ.

Наиболее актуальными для предприятий торговли являются вопросы повышения результативности труда работников. В системе мер, направленных на решение этой сложной задачи, особое место занимает стимулирование труда. Грамотный подбор рычагов стимулирования работы персонала – важнейшая квалификационная характеристика менеджера. В четвертом разделе пособия подробно рассматриваются подходы к построению системы материального и морального стимулирования труда в торговле, механизм реализации стимулирующей функции оплаты труда, приемы и методы социально-психологического стимулирования работы персонала.

Предлагаемое учебное пособие призвано оказать помощь в освоении управленческих знаний всем, кто нацелен на профессиональную карьеру в сфере торговли.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Скачать файл (3630.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru