Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Доклад - Системный анализ стратегии РФ по отношению к расширению НАТО на Восток - файл 1.doc


Доклад - Системный анализ стратегии РФ по отношению к расширению НАТО на Восток
скачать (45 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc45kb.08.12.2011 23:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Булатова Анастасия, Магистратура, 1 курс, МО, МП

Системный анализ стратегии РФ по отношению к расширению НАТО на восток

Российская Федерация резко негативно относится к расширению НАТО на Восток и рассматривает его как угрозу своим национальным интересам, а также, как военную угрозу России. Целью данного анализа является разработка оптимальной стратегии России по отношению к агрессивной политике НАТО. Для этого предлагается, во-первых, проанализировать историю развития отношений между Россией и НАТО, в том числе по вопросу расширения Альянса на Восток, затем проанализировать позицию ведущих экспертов России в области мировой политики и НАТО (И.Н. Панарин, В.В. Штоль), и затем, в качестве вывода, предложить стратегию России по отношению к упомянутому вопросу.

В отношениях между Россией и НАТО можно выделить следующие основные вехи:

1 этап. 1992-1997. В марте 1992 г. Россия и десять стран СНГ были приняты в члены Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС). Россия присоединилась к программе Партнерство ради мира в 1994 году. В 1991 году появляются первые осторожные намеки на возможность расширения НАТО на восток. Очень скоро «фактор НАТО» становится одним из важнейших вопросов внутриполитической борьбы в России. Появилось множество движений, политических клубов, научных групп, секций и других временных структур, которые активно вели пропагандистскую работу против расширения НАТО на восток. В Государственной Думе было создано нефракционное объединение более чем из 200 депутатов – «Анти-НАТО». В свою очередь и НАТО старался держать строгую дистанцию с Россией. «Российский фактор» в силу слабой предсказуемости воспринимался как источник возможной опасности.

2 этап. 1997-2001. 27 мая 1997 г. в Париже Россия подписала с альянсом Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности с целью ограничить ущерб от первой волны расширения НАТО, однако, события 1999 в Косово привели к разрыву взаимоотношений между НАТО и Россией. А 12 марта 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия стали членами НАТО. Лишь к осени 1999 г. отношения России с НАТО вернулись на уровень, предшествовавший заключению Основополагающего акта между ними, когда фактический бойкот Россией ПРМ сопровождался ее практическим участием в СВС НАТО в Боснии.

3 этап 2001-2008. 28 мая 2002 года в Риме главами государств и правительств России и стран-членов НАТО Декларация о новом качестве отношений Россия-НАТО, которая учредила Совет Россия-НАТО. Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Эстонии и Словении было предложено начать переговоры о вступлении на Пражской встрече в верхах НАТО в 2002 г. В 2004 г. – вступили. Новая пространственная близость к Москве привела к территориальным трениям. С этого момента основные дискуссии велись о возможном вступлении в НАТО Украины и Грузии.

4 этап 2008 – по наст. вр. После сентябрьских событий 2008 баланс сил меняется: Россия переживает новый подъем, а трансатлантические отношения не только пережили острые разногласия по поводу Ирака, но и проходят через испытание трясиной Афганистана. Вновь обретенное Москвой влияние неоднозначно трактуется в Вашингтоне, а следовательно, и в НАТО в целом. Расширение НАТО на Восток приостановилось. Пока не идет речь о вступлении Украины и Грузии в НАТО.

^ Является ли расширение НАТО на Восток угрозой для РФ? В Концепции национальной безопасности РФ от 2000 года среди основных угроз безопасности России выделено продвижение НАТО на Восток. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен считает, что расширение НАТО выгодно для России по двум причинам. Во-первых, политика открытых дверей НАТО способствовала стабильности и безопасности в государствах Восточной Европы. Во-вторых, в этих странах с падением коммунистических диктатур начался экономический бум, который принес пользу и России. Глава МИД России Сергей Лавров считает, что расширение НАТО на Восток не дает ничего ни самому альянсу, ни вступающим в него странам: «Мы твердо убеждены, что инерционное расширение альянса на Восток не имеет аргументированного обоснования и не способствует укреплению безопасности ни государств, вступающих в НАТО, ни самой этой организации, ни, конечно, России.» НАТО в России по-прежнему воспринимается многими как "агрессивный империалистический блок", который после распада Советского Союза - через Прибалтику и Балканы, Черное море и Центральную Азию - продвигается в сторону российских границ. За этим, как считает Кремль, стоит "стратегическая провокация" Соединенных Штатов, которые хотят распространить свое влияние на весь мир и взять Россию в кольцо.

В.В. Штоль отмечает, что расширение НАТО представляет для нашей страны если не военную угрозу, то как минимум вызов, наиболее серьезный с момента окончания Второй мировой войны, а неуклонное приближение вооруженных сил союза к границам нашей страны говорят о существовании прямой военной угрозы со стороны НАТО. При этом он подчеркивает, что дальнейшее расширение НАТО на постсоветском пространстве – это дело более отдаленного будущего.

По мнению И.Н. Панарина, россии следует информационно и дипломатически выступить против планов НАТО по расширению на Восток.

Помимо официальных заявлений о несогласии Росии с расширением НАТО на Восток, необходимо укреплять и развивать присутствие россии в регионе, в том числе посредством распространения и поддержки русского языка, организации бесплатных курсов, развитию сотрудничества в области информации и культуры в странах, расположенных в зоне геополитических интересов России. Нам не стоит забывать о важности политики «мягкой силы».

Политолог подчеркнул, что в начале 21 века политика России в отношении Украины, которую он охарактеризовал как «троянского окня» в СНГ, была хаотична, не было четкой позиции по отношению к этой стране. России необходимо выстроить систему российских приоритетов в регионе СНГ – в том числе геополитических, экономических и информационных. Согласно И.Н. Панарину, Россия должна занять жесткую дипломатическую и экономическую позицию по отношению к информационному пространству Украины по вытеснению из этого пространства антироссийских проявлений, которые должны быть жестко блокированы. В области экономики необходимо проводить экспертные действия со стороны бизнеса как российского, так и украинского. Предлагается создать экспертную группу, в которую бы вошли 5-7 человек экспертов украинских и российских и провести между ними открытые публичные консультации, диалоги в рамках телевизионного ток-шоу с одновременной трансляцией на Россию и Украину.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что России необходимо:

1.продолжать линию на активное неприятие политики расширения НАТО на Восток, заявлять и решительно отстаивать свои национальные интересы,

2. выработать четкую интегрированную политику по отношении к странам СНГ, развивать всестороннее сотрудничество в регионе, не допускать образование вокруг России стран-лемитрофов,

3.экономические и политические действия России в регионе должны быть подкреплены действиями информационными, а также в области культуры, активно использовать «мягкую силу».

4. вместе с тем к противоречиям со странами НАТО, и в частности с США необходимо относиться как к естесственным элементам сложных взаимоотношений, а не как к кризисам, ставящим под вопрос характер и значимость этих отношений в целом. Нам нужно добиваться и развивать равноправное сотрудничество со странами НАТО по вопросам, которые представляют для нас интерес, при этом нужно добиваться того, чтобы наша позиция также принималась во внимание и учитывалась, нужно исключить односторонние уступки со стороны России.
Сейчас для развития подобных отношений со странами СНГ и со странами НАТО сложился благоприятная возможность и ее надо не упустить.

Использованная литература:

1. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. 560 с.

2. Штоль В.В. Армия нового мирового порядка. М.: ОГИ, 2010. 383 с.


Скачать файл (45 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации