Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по предмету Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы - файл 1.doc


Лекции по предмету Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы
скачать (943.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc944kb.08.12.2011 23:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекции по социальной педагогике
Лекция 1. Социальное направление в педагогике и его истоки

1. Сущность социальной педагогики как специфического знания.

2. Назначение, объект и предмет социальной педагогики.

3. Функции социальной педагогики.

1. Сущность социальной педагогики как специфического знания.

В наши дни сложились все необходимые предпосылки, чтобы из всей системы педагогического знания и деятельности выделилась такая относительно самостоятельная область педагогической теории и практики, как социальная педагогика.

Следует заметить, что у определенной части теоретиков педагогики сохраняется достаточно стойкое неприятие термина «социальная педагогика». Аргумент таков: вся педагогическая теория и практика порождена социальными потребностями и направлена на их реализацию, она была и остается целенаправленным средством социализации человека, она насквозь социальна, а потому называть какую-либо часть педагогической теории и практики социальной педагогикой некорректно.

В основе подобного аргумента лежит вольное или невольное смешение понятий «общественное» и «социальное», которые в языковой практике русского языка часто употребляются как синонимы. Действительно, цели, содержание и средства обучения и воспитания человека обусловлены обществом в целом, всей совокупностью экономических, политических, духовных процессов, а также социальных интересов. Однако социальные интересы составляют лишь часть общественных отношений, результатом их реализации является приобретение или восстановление человеком социального положения, статуса, функционирования.

К тому же словосочетание «социальная педагогика» находится в ряду таких названий относительно самостоятельных областей педагогической теории и практики, как «дошкольная педагогика», «школьная педагогика», «военная педагогика», «лечебная педагогика» и т.п., которые также носят тавтологический характер и в которых лексические определения указывают на специфику объекта, предмета, методов и средств педагогического исследования и деятельности.

В словосочетании «социальная педагогика» прилагательное «социальная» выступает в качестве определяющего слова, подчеркивающего специфику содержания этого не нового направления в педагогической деятельности.

Представляется, что, пока не будет найдено более точное название вполне целесообразно пользоваться определением «социальная педагогика», поскольку родовой термин «педагогика», с одной стороны, обозначает единство различных образующих его содержание направлений, включая «социальную педагогику», а с другой — в сознании общества связывается, как правило, с обучением и воспитанием детей. Название «социальная педагогика» указывает на то, что объектом ее является человек не только в детстве, но и на всем протяжении его жизни, а содержанием ее является оказание обучающе-воспитательной помощи в процессе определенных сторон его социализации.

Социальная педагогика - это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений» ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества. Социальная политика разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач социализации с учетом потребности индивида в социальном самоопределении» самоутверждении и самореализации. Ее задачей также является оказание помощи отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления: социальное и личностное.

Социальное направление в широком смысле определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения - социопедагогика; в узком смысле - влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека - педагогика среды.

Социопедагогика - это деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, в создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, по обеспечению их функционирования носит официальный социально-педагогический характер.

В государстве складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также носят социально-педагогический, но неофициальный характер. Социопедагогика изучает официальную и неофициальную деятельность государства, общества по формированию стратегии воспитания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности т.е. педагогика среды. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста (П. Наторп, П. Бер-геманн, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д- Семенов и др.).

Личностное направление — определяет социальную педагогику личности. Оно берет свое начало от «индивидуальной» педагогики Д. Локка (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней существует несколько направлений (условно-гуманистическое и консервативное). Во второй половине XIX века в «индивидуальной» педагогике сформировалась крайне правая, националистическая по своей сущности концепция немецкого философа Ф. Ницше (1844-1900) - концепция формирования «сверх человека». Это направление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради его самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Данный факт в определенной степени способствовал формированию, как альтернативы индивидуальной педагогики, социального направления. Оно обосновывало приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает: педагогику социального становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, МЛ. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность); с другой - развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей - ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Социальное саморазвитие человека - это сложный закономерный процесс. Закономерность свидетельствует о том, что при определенных условиях имеет место и соответствующее социальное развитие человека. Меняются условия, меняется и направленность, и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие человека, позволяет воспитателю (родителю, лицу его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать ее динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия ее протекания и через них на сам процесс. В этом заключается прикладная часть социальной педагогики. Она исследует возможности социального развития и воспитания человека, исправления и перевоспитания, коррекции воспитательной деятельности, педагогической реабилитации конкретного человека, с учетом его индивидуальности, среды воспитания и возможной социальной перспективы.

Педагогика социальных отклонений в формировании личности - подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И.Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Ф.А. Дистервег, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Российский и др.). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.

Социальное становление не является стихийным следствием взаимодействия человека и среды. Значительное место в нем принадлежит социальному воспитанию. По своей сути - это направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий взаимодействия воспитанника, собственное взаимодействие с ним, воздействие на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей (И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, М.А. Галагузова, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик и др.).

С древнейших времен философы и педагогики отмечали ранний детский возраст как наиболее благоприятный для направленного воспитания человека, стимулирования его социального самосовершенствования. Это период наибольшей динамичности и гибкости в развитии ребенка, чем он и благоприятен в воспитательном отношении. Всякие упущения, недоработки, перегибы, ошибки в социальном воспитании человека на ранних этапах его возраста, незамедлительно отражаются на социальном становлении формируемой личности.

Издревле важнейшим считалось нравственное воспитание человека. Оно определяет те нормы и правила, которые сложились в этом обществе и признаны им. Усвоение их человеком с раннего возраста определяет его поведение и самопроявление в среде жизнедеятельности. Именно нравственное в человеке выступает той наиболее важной социальной основой, которая необходима ему для жизни и самореализации в конкретном обществе. Именно на это обратил внимание П. Соколов (российский педагог конца XIX - начала XX вв.), анализируя истоки социально-педагогического направления в педагогике. Он подчеркивал, что известный немецкий философ И. Кант (1724-1804) идеалом социального формирования личности видел в развитии истинно-человеческой природы, подготовки ее к нравственно волевой деятельности в условиях общества.

В нравственных принципах, нормах и правилах государство, общество определяет социально-педагогические ценности, идеалы, требования к воспитанию человека. По своей сущности нравственное воспитание включает социально-педагогический аспект. Оно определяет содержание важнейшего направления социального воспитания - подготовка субъектов к жизни в обществе.

Сам по себе человек не может сформироваться нравственной личностью. Он нуждается в помощи тех, кто на ранних этапах возраста способствует его социальному становлению (родители, лица, их заменяющие, воспитатели, учителя и пр.). Нравственная позиция этих людей (воспитателей) во многом определяет содержание социального становления растущего человека. Собственное невежество в воспитательной деятельности старших по отношению к ребенку, им часто кажется «мудростью». Далеко не всегда они готовы и способны прогнозировать социально-педагогические последствия своей воспитательной деятельности.

У человека самолюбие (себялюбие) проявляется с самого раннего возраста, когда все внимание направлено на него, на удовлетворение его потребностей и обеспечение его благополучия. Это, естественно, так как ребенок мал, слаб и беспомощен. Со временем, с ростом ребенка, направленность и уровень себялюбия у него меняется под воздействием процесса воспитания в позитивном или в негативном плане.

Следует выделить в социальной педагогике и роль самого человека в его социальном становлении. Она различна в зависимости от его возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом, как следствие образа жизни, формирования мировоззрения и воспитания нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных этапах его возраста.

Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом - педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик.

Будучи органической частью педагогики как теории и практики социализации человека на протяжении всего его возрастного существования, социальная педагогика имеет особое значение, когда речь идет о формировании социально-ориентированного и активного человека, гражданина. Но ее цели и задачи, содержание и средства различаются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоятельств его жизни, его физического, умственного и физического состояния, положения общества, в котором он живет. Он представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня и форм.
^ 2. Назначение, объект и предмет социальной педагогики

Объектом социально-педагогической теории и практики является на социальном уровне общество как относительно устойчивая общность людей, а организатором и проводником педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов общества в определенном направлении. Типичным способом и средством осуществления воспитания в таком случае выступает идеология как система ценностных ориентации, которые пронизывают все культурно-просветительные и образовательные акции в обществе. Идеологическая работа как система внесения в сознание членов общества определенным образом ориентированных ценностей - это проявление социально-педагогической теории и практики в масштабе общества. Она была и будет существовать в различных формах и с разным содержанием: открытой или закамуфлированной, тоталитарной или демократической, светской или религиозной и т.п.

Объектом социально-педагогической теории и практики во втором смысле выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т.д. Типичные средства реализации: культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т.п.

Объектом социальной педагогики в третьем смысле является отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отношении которого применяются различные социально-педагогические приемы и средства в соответствии со стабильно-уровневым состоянием его развития.

В каждом из названных уровней социальной педагогики в зависимости от масштаба объекта особое место занимают проблемы образовательно-воспитательной работы с индивидами и группами индивидов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи. Приобретенные в ходе их формирования социальные качества становятся препятствием для нормальной жизнедеятельности как самих индивидов, так и окружающих людей. Такие индивиды находятся главным образом на попечении особого типа учреждений так называемой системы социальной работы, включающей социальное обеспечение и социальное обслуживание людей, которые нуждаются в социальной помощи, поддержке и защите.

В этой связи иногда ставится вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики, который имеет и теоретическое, и практическое значение: от того, как он решается, в существенной степени зависят содержание и методы деятельности специалистов.

Постановка этого вопроса вполне естественна на этапе, когда происходит становление статуса, как социальной педагогики, так и социальной работы. Необходимо выявить общие и особенные моменты между ними, поскольку объекты работы совпадают.

Альтернативное противопоставление социальной педагогики и социальной работы, как и механическое соединение их по формуле «социальная педагогика включает в себя социальную работу» или «социальная педагогика является лишь частью социальной работы» является отнюдь не всегда плодотворным подходом. В таком случае «социальная работа» трактуется только как деятельность, основное предназначение которой - гарантировать человеку социальную поддержку и предоставление услуг в трудной жизненной ситуации, помочь решить ему проблемы.

Выход лежит на путях диалектического решения вопроса. Необходимым условием такого решения должно быть эксплицирование полного содержания понятий «социальная педагогика» и «социальная работа» и структурирование их по определенным критериям. Но подобная задача требует времени для накопления теоретического материала и должна решаться коллективно с учетом практики путем «встречного движения» на основе анализа происходящих процессов, изучаемых социальной педагогикой и теорией социальной работы, а не путем навязывания своей точки зрения.

Исходя из современного состояния теоретического содержания, «социальная педагогика» и «социальная работа» являются во многом перекрещивающимися понятиями. В широком смысле слова теория и практика социальной работы имеет широкое содержание, в рамках которого социально-педагогическая теория и деятельность вполне органично выглядят составной, но не единственной ее частью. Кроме этого, в содержание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские и другие аспекты и технологии. Вместе с тем нередко предмет социально-педагогической теории и практики носит относительно специфический, но самодостаточный характер, и тогда образовательно-воспитательные технологии выступают на первый план, а социальный педагог становится интегративным представителем профессии социального работника.

Таким образом, любой социальный работник (рядовой работник, руководитель, любой специалист социальной работы) должен быть подготовлен и в социально-педагогическом отношении: такого рода знания, умения и навыки являются необходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Социальный работник должен, по крайней мере, не упускать педагогические аспекты свой деятельности, не забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий. Вместе с другими видами социально-гуманитарного знания и деятельности они определяют в значительной степени, станет или не станет социальный работник бездушным исполнителем, формалистом, бюрократом.

Назначение социальной педагогики (цель) - способствовать социальному формированию личности, группы с учетом ее своеобразия и социокультуры государства (общества), в котором ей предстоит жить. Своеобразие - это то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрасте, волевых особенностях, индивидуальных возможностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).

Предметом социальной педагогики является - социально-педагогический процесс, определяющий содержание, принципы, формы и методы исследования (практической деятельности) и условия его реализации. Непосредственно содержательный компонент предмета определяется разделом социальной педагогики.
^ 3. Функции социальной педагогики

Содержание социальной педагогики определяется ее функциями. Каждая из них отражает одно из направлений, отражающих ее содержание. Функции социальной педагогики характеризуют ее назначение, помогают понять ее содержание. К ним относятся:

Познавательная - исследование практики педагогической деятельности своими полномочными представителями (социальными педагогами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятельность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).

Научная - изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической основы, обосновывающей социально-педагогические явления.

Диагностическая (оценочная) - проведение диагностики социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.

Прогностическая - определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических процессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и человека).

Объяснительная - описание и объяснение социально-педагогического явления, условий их существования и возможностей преобразования.

Адаптационная - деятельность направленная на стимулирование адаптации человека в среде или среды к человеку, с учетом его индивидуальности (своеобразия).

Преобразующая - социальная педагогика призвана преобразовать педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание.

Коррекционная - направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и подростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспитателей.

Реабилитационная - направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности.

Мобилизационная - направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.

Профилактическая (защитно-профилактическая) - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.

Образовательная - исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы.

Управленческая - направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.
Лекция 2. Основные принципы социальной педагогики и реализация их требований в социальной работе

1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике

2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

^ 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике

Слово «принцип» означает - первоначало, основа, определяющее данное явление. Нередко понятие «принцип» отождествляется с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило - видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила носят характер рецептурных рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но совокупность их не составляет еще принципа, как совокупность явлений еще не дает их сущности.

Под принципом понимается - исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило - это определенная норма, отражающая обязательный характер деятельности специалиста. Оно отражает обязательность проявления в более частных моментах, нежели принцип, и исходит из его (принципа) требований. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов. Принципы подразделяются:

- принципы социальной педагогики как науки. Они носят общеметодологический характер и характерны для научной дисциплины вообще. Такие принципы отражают: исходное положение науки, тождественное закону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К таким принципам относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.;

- принципы социальной педагогики как практики (принципы, обуславливающие организацию и, собственно, социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;

- принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы, выполнение требований которых обеспечивает качество подготовки специалистов. Такие принципы также носят общий характер, отражают закономерности высшей школы и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации.

Принципы носят объективный характер. Их особенностью является то, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень большая. На практике специалист на личном опыте, либо на опыте других нередко выходит самостоятельно на многие (а иногда только на некоторые, типичные) рекомендации, которые отражают принципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае усвоенные рекомендации выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста. Специальное изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией усваивать те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.

^ 2. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

Принципы социальной педагогики подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них обусловлен своими закономерностями, из которых вытекают соответствующие принципы. В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический.

Объектный фактор — это фактор, обусловленный лицом, (группой) по отношению к которому осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами, вытекающими из данного фактора, являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.

Принцип природосообразности. Человек является природным существом и развивается по законам природы и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.

Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) можно развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать, разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы с человеком общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей этого человека. Соблюдение требований этого принципа позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные возможности каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития. Забвение же его неминуемо приведет к деформации личности, а порой и к разрушению. К основным требованиям принципа следует отнести:

- знание законов и закономерностей развития и воспитания человека и умение строить в соответствии сними всю социально-педагогическую работу;

- изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека — объекта социально-педагогической работы;

- соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с ребенком, средства их достижения сего индивидуальными возможностями;

- в работе с детьми, имеющими особые нужды изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;

- в процессе социально-педагогической работы учитывать не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека, со всеми его индивидуальными особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек — это особый индивидуальный мир по содержанию, возможностям в развитии, воспитании и взаимодействии с ним. Данный фактор обусловливает то, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, свои способы и свои методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в интересах его.

Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

- началу работы с человеком (группой) предшествует познание его (ее). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно познать индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально полно оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;

- предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и самого социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;

- учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять возможную гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;

- стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для этого человека в процессе социально-педагогической работы с ним.

Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» - означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Сущность принципа гуманизма в социальной педагогике означает приоритет социальной ценности человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество.

Основные требования принципа:

- развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию;

- воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;

- гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;

- в процессе взаимодействия с ребенком обеспечивается признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.

Особые требования предъявляются в процессе взаимодействия с детьми, имеющими особые нужды. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, обеспечивающие его наиболее полное и целесообразное развитие, воспитание и самореализацию.

Субъектный фактор - это фактор, обуславливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата социально-педагогической деятельности. Наиболее важными принципами, вытекающими из данного фактора, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет своеобразие отношения к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Она олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, к его слову и деятельности. Собственно, социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком, его индивидуальным стилем и олицетворяется им. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность одним и тем же человеком, а тем более разными людьми отличается в зависимости от ситуации. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как автор. Усвоенное обязательно будет отличаться обаянием исполнителя, его эмоциональностью, волевой напористостью, искусством поведенческого и речевого воздействия и т.д.

Аналогичное явление можно наблюдать в актерской деятельности. Казалось бы, что это одно и то же воспроизведение, одна и та же среда - сцена, а результат в чем-то да и отличается. Это отличие зависит от внутреннего и эмоционального состояния актера, других актеров, восприятия актерской деятельности зрителями, ощущением этого восприятия и другими факторами.

Считается, что педагог, как и актер, должен уметь решать профессиональные задачи в любом состоянии. Однако - это не так. Актер обычно перед спектаклем нуждается в направленном перевоплощении в образ героя. Он переодевается, гримируется, входит в роль, отрешаясь от своего внутреннего, от тех проблем, которые у него были до этого момента. Воспитатель же такой возможности не имеет. Он призван мгновенно включаться в ситуацию, принимать решение и действовать. От его деятельности зависит направленность и интенсивность воспитательного воздействия.

Искусство педагогической деятельности педагога носит индивидуальный характер. Овладеть опытом определенной деятельности можно на уровне умения, но действенность и результативность ее будет другой. Они могут быть или лучше, или хуже. Результативность во многом определяется не только педагогическим мастерством педагога, но и его искусством деятельности, своеобразием личности. Опытом можно овладеть, но обаянием, отношением к делу, чужим стилем индивидуальной деятельности невозможно.

Принцип личностной обусловленности педагога требует учета следующих рекомендаций: о

- объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способного обеспечить результативность;

- в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним (ней) и на прогнозируемый результат;

- в ситуации, когда личность педагога оказывается несоответствующей ее возможностям по достижению прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить;

- в педагогической деятельности важно оценивать особенности индивидуального стиля воспитательной деятельности, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога;

- овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает учет и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить.

Принцип взаимосвязи профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Он диктует необходимость учета профессиональной подготовленности и накопленного опыта профессиональной деятельности социального работника. Его следует учитывать при:

- профессиональном отборе (в какой степени из претендента можно сформировать специалиста);

- организации работы с молодым специалистом;

- обеспечении прогнозируемого результата;

- повышение ответственности специалистов в профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовленность определяется соответствующей компетентностью, умением и внутренней потребностью социального работника реализовать ее в социально-педагогической деятельности в конкретных условиях и к определенному объекту. Основные требования принципа: - в зависимости от прогнозируемой цели социально-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект. На практике это требование далеко не всегда выполнимо (в этом случае специалист, не имеющий опыта работы, не должен допускаться к ней):

- дифференцированный подход к определению субъекта социально-педагогической деятельности;

- специалист, не имеющий опыта работы, нуждается в корректной помощи и поддержке в процессе его приобретения и профессиональной самореализации;

- начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучаются на фоне родного языка и культуры;

- в работе со специалистами, имеющими опыт социально-педагогической деятельности, необходим индивидуальный подход, стимулирующий ответственное отношение к профессиональной деятельности.

Средовый фактор — это фактор, обуславливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Такой фактор либо усиливает действенность социально-педагогической деятельности социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует стремиться к использованию позитивного влияния на процесс социально-педагогической деятельности средовых факторов, либо направленных действий по нейтрализации или существенного снижения их негативного влияния. Наиболее важными принципами, вытекающими их средовых факторов, являются: культуросообразность, социальной обусловленности, средовой обусловленности.

Принцип культуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности - в конкретной культуре. С культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.

Собственно принцип культуросообразности воспитания был сформулирован Ф.А. Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании условия места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек - продукт своего времени и его культуры.

Основные требования принципа:

- наполнять всю воспитательную деятельность своеобразием народного воспитания, используя возможности народной мудрости (языка, традиций)

- активно использовать в воспитании культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, достижения мировой культуры.

Принцип социальной обусловленности. Влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:

- организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);

- социально-педагогической экспертизе деятельности учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);

- социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

- социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

- экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.

Принцип средовой обусловленности. Зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности, одобрения, сомнения, поддержки или другая); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (специально оборудованная комната в Центре, домашняя обстановка, школа).

Средовые факторы — это с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Необходимость управления факторами социального окружения и взаимодействия человека в стимулировании через них целенаправленного индивидуального развития и лежит в основе принципа средовой обусловленности.

Каждый фактор имеет свое воспитательное воздействие (свой воспитательный потенциал), свои особенности, которые (который) необходимо учитывать специалистом. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовывать и даже противодействовать ему. Основные требования принципа:

- для каждого воспитательного мероприятия (воздействия) существует наиболее благоприятная, благоприятная (недостаточно благоприятная), неблагоприятная среда;

- с учетом целей (замысла) социально-педагогической деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение;

- социальному работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и с учетом этого стремиться наиболее полно использовать положительные возможности, одновременно максимально снижать или нейтрализовывать влияние негативных;

- факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе профессиональной деятельности;

- факторы среды не редко выступают средством воспитания ребенка. Это требует в работе с детьми умения прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы с ними.

Технологический фактор - это фактор, определяющий учет закономерностей собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По своей сущности это принципы воспитания общей педагогики. В них в значительной степени отражается учет закономерностей самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Ни один из них или какая-либо группа еще не определяют эффективность социально-педагогической деятельности. Они лишь акцентируют внимание на одну или несколько сторон деятельности, определяя наиболее важные требования, выполнение которых обеспечивает ее эффективность. Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем больший результат в ней можно получить.

Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным принципам, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результата социально-педагогической деятельности.

Лекция 3. Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах его жизни

1. Социализация – как развитие социального в человеке

2. Факторы и психологические механизмы социализации

3. Принципы социализации

4. Социальное становление личности

5. Социальное воспитание и самовоспитание, перевоститание

^ 1. Социализация – как развитие социального в человеке

Как известно американский психолог Т. Парсонс предложил термин «социализация» для обозначения того процесса, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интернализации всей его культуры. В связи с этим объективно складывающийся процесс обусловлен потребностью общества в своем воспроизводстве и постоянном совершенствовании. Человек в отличие от животного рождается не готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет себя реализовать как индивид, пройти процесс очеловечивания, составными частями которого являются усвоение социального опыта, традиций, приобретение и в необходимых случаях обновление (компенсация) социальной роли и социального статуса.

Социализация, как по содержанию, так и по средствам представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с различными факторами начиная с природы и кончая самим собой. Ее осуществляют общество в целом и государство в особенности, они призваны постоянно, в различных формах и на различных уровнях заниматься регулированием этого взаимодействия. При этом в любых случаях присутствует педагогическая деятельность как организованный целенаправленный процесс включения образовательно-воспитательными способами различных поколений, слоев населения индивидов в систему социальных ценностей и социальных ролей. Любое общество и государство стремятся сформировать определенный тип человека, который в наибольшей степени соответствует определенным социальным идеалам и заинтересованы в том чтобы его члены прошли, например, поло-ролевую (овладение ролями мужчины или женщины), профессиональную (компетентное участие в различных сферах общественной жизни), политическую (становление законопослушных граждан) и иные виды социализации. В то же время каждый человек стремится к самоопределению, самоутверждению и самореализации как индивида. Эти задачи и цели невозможно осуществить без обучения и воспитания вообще, без социального обучения и воспитания, или социальной педагогики, в частности.

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений (в том числе в микросоциум; в систему ролей, прав и обязанностей гражданина). Иными словами, социализацию можно рассматривать как процесс приобщения человека к жизни, к новым для него социальным условиям. Жизненный опыт родителей, а также их общественный опыт не передаются через механизмы генной наследственности. Поэтому каждый человек приобретает социальный опыт прижизненно в процессе своей жизнедеятельности.

Социализация в каждый возрастной период жизни человека (детство, юность, зрелость, старость) имеет свои специфические особенности.

Наиболее интенсивно социализация протекает в детские и юношеские годы. В эти периоды важнейшими институтами социализации являются семья и образовательные учреждения.

С позиций социальной психологии «социализация характеризуется как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в результате обучения и воспитания) сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию».

С философских позиций социализацию рассматривают как совершенствование социальных отношений.

Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. Усваивая социальный опыт, ценности, нормы, установки общества и социальных групп, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, приобретает готовность к преобразовательской деятельности.


^ 2. Факторы и психологические механизмы социализации

Социализация осуществляется под влиянием совокупности природных, социально-экономических, психологических, педагогических и иных факторов. Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации, можно объединить в две группы: внутренние факторы (индивидуальные, физические) и А.В. Мудрик выделяет четыре группы внешних фактпсихических характеристик — здоровье, способности и другие внешние факторы. А.В.Орлов выделяет: мегафакторы (космос, планета, мир в целом); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (регион, средства массовой коммуникации, субкультуры, тип поселения); микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, религиозные организации и религиозное воспитание, воспитательные организации, микросоциум).

Основными механизмами социализации являются:

- имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

- идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

- стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

- чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; два других - стыд и вина - рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

Отечественные психологи (Р.С. Немов, Н.И. Шевандрин), исследующие проблемы развития и социализации личности, к механизмам социализации относят:

- идентификацию - отождествление индивида с некоторыми людьми или группами позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

- подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);

- внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

- социальную фасилитацию - стимулирующее влиянии поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация означает облегчение);

- конформность - осознанное внешнее согласие в поведении с окружающими людьми при расхождении.

^ 3. Принципы социализации

В основе процесса социализации лежат общие принципы и правила.

Принцип гуманистической направленности отражает признание человека, его жизнь, физическое, психическое, нравственное здоровье и духовное богатство как высшие человеческие ценности. Педагогическое воздействие на процесс социализации призвано помочь индивиду не только познать, но и овладеть этими ценностями.

Принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации отражает взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений. Ибо чем выше уровень благополучия (нравственного, материального, духовного, профессионального) человека, тем успешнее идет общественное развитие. Поэтому в общей совокупности отношений (человек, общество, государство и др.) в качестве приоритета принимаются потребности человека, его право на свободу выбора, развитие, реализацию личностного потенциала.

Принцип толерантности предполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, в ценностных ориентациях и т. д. других людей.

Принцип субъектности предполагает рассматривать индивида как активного субъекта процесса социализации, способного к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, а также — в разрешении собственных проблем (социальных, педагогических, психологических, здоровья и др.). Принцип субъектности исходит из субъект-субъектных отношений.

Принцип активной жизнедеятельности означает, что социализация эффективна при условии активности индивида, его стремлении и умении познать особенности среды обитания, влиять на отношения в ней, проявлять инициативу, самоорганизацию и самодеятельность.

Принцип индивидуальности означает признание уникальности личности индивида, его физических и интеллектуальных возможностей. Из этого следует, что у разных индивидов социализация протекает по-разному как в содержательном, так и во временном аспектах, а потому конечные результаты могут существенно отличаться друг от друга.

Принцип осознанности — признание человека как суще­ства мыслящего, способного к пониманию, критической оценке ситуации, отношений и собственных деяний (действия или бездействия), а также способного к осознанному выбору, корректировке своего поведения и влиянию на отношения в окружающей его действительности.

Принцип сочетания дифференциации и интеграции предполагает, с одной стороны, обособление индивида на основе учета его индивидуальных (психофизических, возрастных, половых, профессиональных и др.) особенностей, включение его в группу социально-значимой направленности, а с другой стороны — последующую интеграцию в жизнь обществ в целом.

Принцип педагогического сопровождения процесса социализации означает, что социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе присутствует педагогический компонент, оказывается целесообразное и своевременное педагогическое влияние (направление, реабилитация, коррекция и др.).
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (943.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru