Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Хроматическая фантазия и фуга И.С. Баха - файл 1.doc


Лекция - Хроматическая фантазия и фуга И.С. Баха
скачать (33.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc34kb.09.12.2011 00:27скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Хроматическая фантазия и фуга

Величайшее творения этого жанра – Хроматическая фантазия с фугой ре минор ( Кётен, 1719-1720).

Центральной темой в музыке Баха становится песенная тема. В те годы он окончательно преодолевает черты мелодического стиля, сохранившегося от эпохи строгого письма. Его напевы приобретают качество не только характерности, но и небывалой широты дыхания.

Фантазия и фуга объединены общей тональностью и интенсивным хроматическим обогащением лада, контрастны по жанру и образу. В самом контрасте еще нет, казалось бы, чего-либо нового:

-гомофония и полифония;

-патетическая импровизация – и следующее за нею традиционно-схематическое развитие одной мысли;

-фактура сперва разнообразна, блестяща, потом в фуге – строгое единство ритмического рисунка;

-в фантазии – свободный разлив мелоса, почти не стесненного тактовой чертой;

-a фуге – все подчиняющая моторика мерного шествия или танца.

Но в самом воплощении этого контраста являются новые черты, и именно они придают произведению драматическую силу.

Бах впервые в истории клавирной музыки преодолел разбросанность прежней смешанной формы. Он не только укрупнил, но совершенно разграничил гомофонно-фантазийную и фугированную сферы. Это поляризовало контрастные элементы и придало их новому сочетанию ранее неосуществимый драматизм.

Сердцевина и кульминация фантазии – заключающий ее 30ти-тактовый трагический речитатив. Путь к нему от начала произведения необычен : вместо нескольких блестящих пассажей и традиционных в ту пору импозантных аккордов – на протяжении первых 25 тактов Бах погружается в неистовое Gefuhlshaften - «Одержимость чувством»

В Хроматической фантазии Бах эстетически далеко опередил своих немецких современников, которые считали, что эстетическое чувство должно пробуждаться постепенно, как день, предвещаемый зарею. В Хроматической фантазии теснятся и мятутся самые бурные эмоции, но всякий интонационный сдвиг мотивирован, подготовлен постепенно. Последние 30 тактов Фантазии представляют самый могущественный по экспрессии инструментальный речитатив, какой был создан в немецкой музыке до позднего Бетховена. Никогда еще сфера субъективно-лирического у Баха не изливалась с такой свободой и драматическим пафосом высказывания. Художественно прекрасно он выражает «боль в сочетании с величием души». На первый взгляд, здесь вступили в действие интонационные «силы торможения». Замедлился темп и сузился диапазон. Лишь в самой середине речитатива внезапно прерывается кипящее движение фигурационных пассажей, образуя красивую симметрию с речитативными фразами и тотчас стихает. Тем не менее именно в речитативе заключена общая кульминация произведения. Теперь мелодия заговорила неторопливо и вдохновенно, языком, полным глубокого и страстного чувства, а возникновение второго речитирующего голоса придало образу внутреннюю конфликтность, особенно в коде. Это подлинно трагический диалог наедине с собою.

Фуга d-moll –высокосовершенное создание баховского строительного иск-ва – объединена с фантазией прежде всего общностью хроматически насыщенного мелоса и гармонии. В теме выделяются гомофонные черты – необычайная для фуги протяженность и периодичная структура (2+2+4). Композиция отличается почти идеальной симметрией в объемах и внутренней структуре трех больших частей.

Лишь конфликтный разрыв в архитектонике тематических вступлений нарушает ее. Помиои полного проведения по всем голосам, экспозиция и реприза включают по одному дополнительному проведению у тенора ( по краям) и по одной интермедии ( в середине).
В общих же чертах, по отношению к фантазии образ фуги рельефно контрастен: он объективен, почти зрим, песенно-плясовой склад темы и припрыгивающая фигурка противосложения, резко вычерченные в сумрачном колорите, могут по ассоциации вызвать в воображении картину шествия или танца, близкую «пляскам смерти» тогдашней живописи.

Во всей 2хчастной композиции фантазия остается главенствующей безраздельно.


Скачать файл (33.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации