Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по возрастной анатомии, физиологии, гигиене - файл 1.doc


Контрольная работа по возрастной анатомии, физиологии, гигиене
скачать (586 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc586kb.09.12.2011 00:32скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вариант 2.
План.
1. Дайте определение понятия «гигиена». Обоснуйте её значение для профессинальной деятельности воспитателя.

2. Закончите предложение, выбрав правильный ответ: «Физиология – это наука о…

1) строении организма и отдельных его частей;

2) жизнедеятельности организма и его отдельных частей;

3) функциях организма;

4) взаимодействии организма с окружающей средой.

    1. Закончите предложение выбрав правильный ответ:

«Гемостаз нужен:


  • поддержания оптимальных условий существования клеток в организме;

  • свободной и независимой жизни;

  • уравновешивания отношений организма с внешней средой;

  • лимфа;

  • межтканевая жидкость.

4. Дайте понятие «система органов». Перечислите органы, входящие в состав нервной системы.

5. Расставьте по порядку этапы саморегуляции организма.

  1. обратная связь

  2. отклонение параметра от заданного уровня.

  3. сигнал из управляющей системы к исполнительным органам;

  4. сигнал от рецептора в центр ( к управляющей системе);

  5. устранение отклонения исполнительной системой.

  1. Перечислите пути поддержания устойчивости организма.

  2. Перечислите системы органов, которые управляют жизнедеятельностью организма

  3. Составьте классификацию нейронов по форме тела клетки

9. Зарисуйте строение нейрона, подпишите его составные части: ядро,сома, дендрит, аксон, миелиновая оболочка, перехват Ранвье, шванновская клетка.

10. Перечислите неспецифические функции нейрона.

11. Нарисуйте схему рефлекторной дуги простейшего вегетативного рефлекса

12. Закончите предложение, выбрав правильный ответ: «Обычно нейрон имеет…»

1) много аксонов и один дендрит;

2) один аксон и один дендрит;

3) много аксонов и много дендритов;

4) один аксон и много дендритов.

13. Перечислите оболочки спинного мозга, особенности их строения, функции.

14. Дайте понятие «восходящие и нисходящие пути мозга».

15. Докажите, что спинной мозг имеет сегментарное строение.

16. Какие вы знаете утолщения спинного мозга?

17. Установите соответствие отделов мозга и их составных частей.


Отделы мозга

Составные части

1) промежуточный мозг

1) большие полушария;

2) передний мозг

2) гипоталамус;

3) средний мозг

3) бугры четверохолмия;

4) мозжечок

4) продолговатый мозг.

5) задний мозг

5) малые полушария


18. В каком отделе мозга находятся центры первичных зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов? (Выберите правильный ответ).

1) в мозжечку;

2) в мосте;

3) в среднем мозге;

4) в таламусе;

5) в гипоталамусе.

19. Каковы основные функции лимбической системы мозга? Какие структуры её образуют?

20. Белое вещество больших полушарий образовано (выберите правильный ответ):

1) восходящими и нисходящими путями;

2) проекционными, ассоциативными и комиссуральными волокнами;

3) аксонами чувствительных клеток;

4) аксонами двигательных клеток.

21. Дайте понятие «сенситивные и критические периоды развития»

22. Дайте понятие «возрастная норма развития».

23. Составьте возрастную периодизацию развития (Н.П. Гундобин).
1. Дайте определение понятия «гигиена». Обоснуйте её значение для профессинальной деятельности воспитателя.

Гигиена человека - это совокупность норм и правил, соблюдение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
Гигиена включает в себя:
- правильное чередование физического и умственного труда;
- занятия физкультурой;
- правильное питание;
- чередование труда и активного отдыха;
- закаливание;
- полноценный сон.

Под личной гигиеной понимают требования к чистоте тела, белья, жилища, а также приготовления пищи.

ГИГИЕНА – «учение о здоровом образе жизни, о здоровых условиях жизни, совокупность мер, обеспечивающих сохранение иммунитета, здоровья» (Д. Н. Ушаков, Толковый словарь русского языка). Гигиеническое воспитание и обучение воспитателей обязательны, они направлены формировать представление о воспитании (формировании) здорового образа жизни и  организации мероприятий по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний в детском образовательном учреждении. Для каждой возрастной группы детей составляют комплексный план оздоровительных мероприятий, направленный на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей. Все работники ДОУ проходят медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию. Персонал ДОУ должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти. Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом; пользоваться детским туалетом персоналу запрещается.   Детей следует обеспечивать индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Соблюдение требований личной и общественной гигиены, вызывают у ребенка положительные эмоции, а это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность.

2. Закончите предложение, выбрав правильный ответ: «Физиология – это наука о…

1) строении организма и отдельных его частей;

2) жизнедеятельности организма и его отдельных частей;

^ 3) функциях организма;

4) взаимодействии организма с окружающей средой.

Физиология — это наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности.

    1. Закончите предложение выбрав правильный ответ:

«Гемостаз нужен:

  • поддержания оптимальных условий существования клеток в организме;

  • свободной и независимой жизни;

  • уравновешивания отношений организма с внешней средой;

  • лимфа;

  • межтканевая жидкость.

Гомеостаз нужен для поддержания оптимальных условий существования клеток в организме.

4. Дайте понятие «система органов». Перечислите органы, входящие в состав нервной системы.

^ Система органов человека – это сходные по своему строению, развитию и функциям органы, объединенные вместе в единую, согласованно работающую структуру.

Органы представляют собой рабочие аппараты организма, специализированные на выполнении сложных видов деятельности, необходимых для существования целостного организма. Система органов - это анатомические и функциональные объединения нескольких органов, участвующих в выполнении какого-либо сложного акта деятельности.

Нервная система состоит из :

    1. головного мозга;

    2. спинного мозга;

    3. нервов;

    4. нервных узлов и окончаний.

5. Расставьте по порядку этапы саморегуляции организма.


      1. сигнал от рецептора в центр (к управляющей системе);

      2. сигнал из управляющей системы к исполнительным органам;

      3. устранение отклонения исполнительной системой;

      4. обратная связь;

      5. отклонение параметра от заданного уровня.

6. Перечислите пути поддержания устойчивости организма.

Устойчивость организма зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.
У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

К числу наиболее эффективных мероприятий, связанных с повышением устойчивости организма относится:

1. соблюдение режима труда,

2. соблюдение режима отдыха и питания;

3. закаливание;

4. ведение здорового образа жизни;
5. физическая подготовка.

7. Перечислите системы органов, которые управляют жизнедеятельностью организма.

В организме человека выделяют такие системы управления организма:

  1. покровную,

  2. опорно-двигательную,

  3. пищеварительную,

  4. кровеносную,

  5. лимфатическую,

  6. дыхательную,

  7. выделительную,

  8. половую,

  9. эндокринную,

  10. нервную системы.

8. Составьте классификацию нейронов по форме тела клетки.

По форме клетки, нейроны могут быть: сферическими, зернистыми, звездчатыми, пирамидными, грушевидными, веретеновидными, неправильными и т. д.

Размер тела нейрона варьирует от 5 мкм у малых зернистых клеток до 120—150 мкм у гигантских пирамидных нейронов. Длина нейрона у человека составляет от 150 мкм до 120 см.

9. Зарисуйте строение нейрона, подпишите его составные части: ядро,сома, дендрит, аксон, миелиновая оболочка, перехват Ранвье, шванновская клетка.



10. Перечислите неспецифические функции нейрона.

По выполняемой функции нейроны делят на три основные группы:

а) воспринимающие, чувствительные или рецепторные;

б) исполнительные, или эффекторные;

в) контактные, или промежуточные (вставочные).
^ Воспринимающие нейроны несут нервные импульсы в центральную нервную систему, к рефлекторному центру. Отростки этих нервных клеток называют афферентными, или центростремительными, волокнами.

Эффекторные — двигательные или секреторные — нейроны передают нервные импульсы от центральной нервной системы по эфферентным или центробежным волокнам к различным органам, изменяя их состояние и деятельность.

Контактные нейроны осуществляют связь между различными нейронами.

11. Нарисуйте схему рефлекторной дуги простейшего вегетативного рефлекса.




12. Закончите предложение, выбрав правильный ответ: «Обычно нейрон имеет…»

1) много аксонов и один дендрит;

2) один аксон и один дендрит;

3) много аксонов и много дендритов;

4) один аксон и много дендритов.

Обычно нейрон имеет один аксон и много дендритов.

13. Перечислите оболочки спинного мозга, особенности их строения, функции.

Спинной мозг окружен тремя оболочками (meninges), которые имеют продолжение в таких же оболочках головного мозга:
1. твёрдой (dura mater)

Твердая оболочка спинного мозга, покрывает в форме мешка снаружи спинной мозг. Она не прилегает вплотную к стенкам позвоночного канала, которые покрыты надкостницей. Надкостницу также называют наружным листком твердой оболочки. Между надкостницей и твердой оболочкой находится эпидуральное пространство. В нем залегают жировая клетчатка и венозные сплетения, в которые вливается венозная кровь от спинного мозга и позвонков. Краниально (по направлению к голове) твердая оболочка срастается с краями большого отверстия затылочной кости, а каудально ( в направлении таза, к стопам ) заканчивается на уровне II -III крестцовых позвонков, суживаясь в виде нити, которая прикрепляется к копчику.

  1. паутинной (arachnoidea)

Паутинная оболочка спинного мозга, в виде тонкого прозрачного бессосудистого листка прилегает изнутри к твердой мозговой оболочке, отделяясь от неё щелевидным, пронизанным тонкими перекладинами, пространством. Между паутинной оболочкой и непосредственно покрывающей спинной мозг мягкой оболочкой находится подпаутинное пространство, в котором мозг и нервные корешки лежат свободно, окруженные большим количеством спинномозговой жидкости. Из этого пространства берут спинномозговую жидкость для анализа. Это пространство особенно широко в нижней части арахноидального мешка, где оно окружает пучок поясничных, крестцовых и копчиковых нервов, расположенный в позвоночном канале ниже окончания спинного мозга. Наполняющая подпаутинное пространство жидкость находится в непрерывном сообщении с жидкостью поднаутинных пространств и желудочков головного мозга. Между паутинной оболочкой и покрывающей спинной мозг мягкой мозговой оболочкой в шейной области сзади, вдоль средней линии образуется перегородка. Кроме того, по бокам спинного мозга во фронтальной плоскости располагается зубчатая связка, состоящая из 19-23 зубцов, проходящих в промежутках между передними и задними корешками. Зубчатые связки служат для укрепления мозга на месте, не позволяя ему вытягиваться в длину. Посредством обеих подпаутинное пространство делится на передний и задний отделы.

  1. мягкой (рia mater)

Мягкая оболочка спинного мозга, покрытая с поверхности эндотелием, непосредственно облекает спинной мозг и содержит между двумя своими листками сосуды, вместе с которыми заходит в его борозды и мозговое вещество, образуя вокруг сосудов периваскулярные пространства, т.е. пути циркуляции цереброспинальной жидкости.

14. Дайте понятие «восходящие и нисходящие пути мозга».

Системы нервных волокон, проводящих импульсы от кожи и слизистых оболочек, внутренних органов и органов движения к различным отделам спинного и головного мозга, в частности к коре полушарий большого мозга, называются восходящими, или чувствительными, афферентными проводящими путями. К восходящим путям спинного мозга относят нежный (тонкий), клиновидный, задний и передний спинно-мозжечковые пути. Физиологическое значение восходящих путей мозга: болевая и температурная чувствительность, чувства положения тела, пассивные движения тела, вибрации, чувство давления, т.е. ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических стимулов.

Системы нервных волокон, передающих импульсы от коры или нижележащих ядер головного мозга через спинной мозг к рабочему органу (мышце, железе и др.), называются двигательными, или нисходящими, эфферентными, проводящими путями.

^ Нисходящие проводящие пути включают красноядерно-спинномозговой, латеральный корково-спинномозговой (пирамидный), покрышечно-спинномозговой пути, преддверно-спинномозговой и др. Физиологическое значение нисходящих путей мозга: произвольные движения, импульсы: поддерживающие тонус скелетных мышц, поддержание позы и равновесия тела, обеспечивающие осуществление зрительных и слуховых рефлексов и т.д.

15. Докажите, что спинной мозг имеет сегментарное строение.

Спинной мозг проводит возбуждение в восходящем и нисходящем направлениях и осуществляет рефлекторную функцию. Он связывает головной мозг с туловищем и конечностями. Афферентные и эфферентные импульсы передаются по спинно-мозговым корешкам. Спинной мозг имеет сегментарное строение.

Сегментом называется участок спинного мозга, которому соответствует одна пара передних, двигательных (эфферентных) корешков и одна пара задних чувствительных (афферентных), образованных отростками клеток спинно-мозговых узлов.

Сегмент является частью тела, в который входят определенный участок кожи, мышцы, кости и внутренние органы. И при повреждении спинно-мозговых корешков возникает расстройство движений. Каждый сегмент (отрезок) спинного мозга дает начало двум парам корешков другого сегмента. Если повредить, например, одну пару задних корешков, то нарушится чувствительность, а если передние, то нарушится двигательная функция. Эти опыты показывают, что каждый сегмент спинного мозга иннервирует (снабжает органы и ткани нервами, что обеспечивает их связь с ЦНС)

три поперечных отрезка тела: свой собственный, один выше и один ниже. Следовательно, каждый метамер тела получает чувствительные волокна от трех корешков и, для того чтобы лишить чувствительности участок тела, необходимо перерезать три корешка (фактор надежности). Это и доказывает сегментарное строение спинного мозга.

16. Какие вы знаете утолщения спинного мозга?

Спинной мозг не на всём протяжении имеет одинаковый диаметр. Его толщина несколько увеличивается снизу вверх. Наибольший размер в поперечнике отмечается в двух веретенообразных утолщениях: в верхнем отделе — это шейное утолщение, которое начинается на уровне (поперечный размер спинного мозга достигает 1,3-1,5 см ) соответствующее выходу спинномозговых нервов, идущих к верхним конечностям, и в нижнем отделе — это пояснично-крестцовое утолщение (в области пояснично-крестцового утолщения — 1,2 см), - место выхода нервов к нижним конечностям.

17. Установите соответствие отделов мозга и их составных частей.


Отделы мозга

Составные части

1) промежуточный мозг

1) гипоталамус;

2) передний мозг

2) большие полушария;

3) средний мозг

3) бугры четверохолмия;

4) мозжечок

4) малые полушария.

5) задний мозг

5) продолговатый мозг.


18. В каком отделе мозга находятся центры первичных зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов? (Выберите правильный ответ).

1) в мозжечку;

2) в мосте;

3) в среднем мозге;

4) в таламусе;

5) в гипоталамусе.

Центры первичных зрительных и слуховых ориентировочных рефлексов находятся в среднем мозгу.

19. Каковы основные функции лимбической системы мозга? Какие структуры её образуют?

^ Лимбическая система — совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.

Структуры лимбической системы включают в себя 3 комплекса:

  1. древняя кора (препериформная, периамигдалярная, диагональная кора), обо­нятельные луковицы, обонятельный бугорок, прозрачная перегород­ка;

  2. ста­рая кора, куда входят гиппокамп, зубчатая фасция, поясная изви­лина;

  3. структуры островковой коры, парагиппокамповая извилина.


20. Белое вещество больших полушарий образовано (выберите правильный ответ):

1) восходящими и нисходящими путями;

2) проекционными, ассоциативными и комиссуральными волокнами;

3) аксонами чувствительных клеток;

4) аксонами двигательных клеток.

Белое вещество больших полушарий образовано проекционными, ассоциативными и комиссуральными волокнами.
21. Дайте понятие «сенситивные и критические периоды развития»

^ Сенситивный период - интервал времени, в течение которого развивающаяся живая система (организм, индивид) максимально чувствительна к присутствию или, напротив, отсутствию определенных внешних воздействий, т.е взаимодействие организма и среды.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли организму полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Критический период - единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенное внешнее воздействие способно вызвать наиболее сильный эффект, т.е. такой этап развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период.

Период развития, когда организм оказывается в неустойчивом состоянии, подвергается более высокому риску развития пограничных и патологических состояний. Например: критические периоды в  развитии школьника: 5-6-й годы жизни;  12-15-й годы жизни.

22. Дайте понятие «возрастная норма развития».

^ Возрастная норма — количественные среднестатистические параметры, характеризующие морфофизиологические особенности организма.

Согласно современным представлениям, норма развития — это не только количественная, но непременно и качественная оценка особенностей функционирования организма, обеспечивающих его приспособление к условиям внешней среды.

23. Составьте возрастную периодизацию развития (Н.П. Гундобин).

Широко распространена классификация, предложенная русским педиатром, создателем петербуржской школы педиатров, изучавшим возрастные анатомо-физиологические особенности детей, Н.П. Гундобиным.

В соответствии с ней выделяют такую возрастную периодизацию:

  1. период внутриутробного развития;

  2. период новорожденного (2–3 недели);

  3. период грудного возраста (до 1 года);

  4. преддошкольный (с 1 года до 3 лет);

  5. дошкольный возраст (с 3 до 7 лет, период молочных зубов);

  6. младший школьный возраст (с 7 до 12 лет);

  7. средний или подростковый, возраст (с 12 до 15 лет);

  8. старший школьный или юношеский возраст (с 14 до 18 лет у девочек, с 15-16 лет до 19-20 лет у мальчиков).

Литература:

1. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии [Текст]: Учебное пособие для студентов медицинских колледжей и лицеев/ Р.Ф Морозова .- М.: Медицина для вас,2004.-416с.

2. Основы физиологии человека. [Текст]: Учебник для ВУЗов, в 2-ух томах/ Б.И.Ткаченко.- СПб.,1994.- Т.1 – 567с.

3. Самусев, Р.П. Анатомия человека [Текст]: учеб. пособие/ Р.П. Самусев, Ю.М. Селин.- М.: Мир и образование,2006.-576с.
4. Справочник школьника. 5-11 классы [Текст]: Учебное издание/ И. Ермакова.- М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-680с.


Скачать файл (586 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru