Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Исследование систем управления - файл 1.doc


Реферат - Исследование систем управления
скачать (130.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.09.12.2011 00:35скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Оглавление
1. Введение………………………………………………………..3

2. Цели и направления исследования систем управления……..4

3. Методы исследования систем управления…………………...8

4. Принципы исследования……………………………………...20

5. Заключение…………………………………………………….25

6. Список использованной литературы………………………....26

ВВЕДЕНИЕ

В современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государст­венные учреждения, общественные объединения, научно-про­изводственные объединения, частные предприятия. Организа­ции создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различ­ное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать сис­тему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с це­лью получения максимального конечного результата при опре­деленных ограничениях (наличия ресурсов, например).

^ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внут­ренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сего­дня трудно обеспечить без исследования путей и возможностей, без выбора альтернативных направлений. Исследование управ­ления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.

Иногда для проведения исследова­ния приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного их решения зависит ус­пех работы этих организаций.

Объектом исследования является система управления (и ее составляющие элементы), относящаяся к классу социально-эко­номических систем, предметом — конкретная проблема, реше­ние которой требует проведения исследования. Результатом ис­следования будут рекомендации, модели, методы, способствую­щие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содер­жания, истоков, последствий.1

Исследования систем управления могут быть классифициро­ваны по различным основаниям.

По целям можно выделить практические исследования, пред­назначенные для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов, и научно-практические исследования, ори­ентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образова­тельного уровня работников.

По методологии проведения следует выделить, прежде всего, исследования эмпирического характера и опирающиеся на систе­му научных знаний.

Разнообразны исследования и по использованию ресурсов собственных или привлекаемых, по трудоемкости, продолжи­тельности, информационному обеспечению, организации их проведения. Поэтому в каждом конкретном случае приходится выбирать необходимый вид исследования, исходя из поставлен­ных целей.

Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает следующие работы:

• распознавание проблем и проблемных ситуаций;

• определение причин их происхождения, свойств, содержа­ния, закономерностей проведения и развития;

• установление места этих проблем и ситуаций (как в сис­теме научных знаний, так и в системе практического управ­ления);

• нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме;

• разработку вариантов решения проблем;

• выбор оптимального варианта решения проблемы по кри­териям результативности, оптимальности, эффективности.

В реальной практике все эти работы находятся в тесной взаи­мосвязи, и их оптимальное сочетание характеризует степень про­фессионализма исследователей, конкретные цели и задачи их деятельности.2

Проведение исследований и анализ любой конкретной сис­темы управления как объекта необходимо, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности предприятия на рынке то­варов, для повышения эффективности функционирова­ния подразделений и организации в целом.

Исследования необходимо проводить не только, когда орга­низациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно дости­гают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что либо мешает, либо в большей сте­пени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.

Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования органи­заций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и по­стоянно меняющегося спроса потребителей.3

Исследования необходимы как с научной, так и с практиче­ской точек зрения. С научной точки зрения исследование пред­полагает разработку и четкое формулирование методологии про­ведения исследований, с тем чтобы разработать фундаменталь­ные теоретические положения. С практической точки зрения ис­следования должны уметь проводить конкретные люди, следовательно, их необходимо вооружить конкретными знаниями, обучить раз­личным методам проведения исследований, разъяснить, для чего это нужно и какие цели при этом достигаются. Необходимо объяснить главное: исследования проводятся с целью построе­ния определенной модели системы управления, к которой должна стремиться организация.4

Исследование систем управления включает:

• уточнение цели развития и функционирования предпри­ятия и его подразделений;

• выявление тенденций развития предприятия в конкретной рыночной среде;

• выявление факторов, обеспечивающих достижение сфор­мулированной цели и препятствующих ей;

• сбор необходимых данных для разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;

• получение необходимых данных для привязки современ­ных моделей, методов и средств к условиям конкретного предприятия.

В процессе исследования и анализа работы организации уста­навливается роль и место данного предприятия в соответствую­щем секторе рынка; состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура пред­приятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка; инновационная деятельность предприятия; психологический климат предпри­ятия и др.

Главные направления исследований систем управления оп­ределяются проблемами организации и находятся в следующих важнейших областях:

• конкурентного положения на рынке;

• организации управления;

• мотивации;

• использования современных технических средств;

• технологии разработки решений;

• информационного обеспечения управления;

• компетенции персонала и т.п.

Выбрать направления исследования и сосредоточить на нем внимание, как собственное, так и специалистов управления, счи­тается большим искусством менеджера. Эффективным исследо­вание будет только при соразмерности средств, использованных на его проведение средств, и полученных результатов.5
^ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Эффективность исследования систем управления во многом оп­ределяется использованными методами исследования.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований, грамотное применение которых спо­собствует получению достоверных и полных результатов относи­тельно проблем, возникших в организации. Правильность выбора методов, а также оптимальная интеграция их при проведении ис­следования определяются знаниями, опытом и интуицией спе­циалистов, проводящих такие исследования.6

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; мето­ды формализованного представления систем управления и комплекси-рованные методы.7

Методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опыт­ных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетради­ционных подходов к анализу деятельности организации. Данная группа включает методы: «мозговой атаки», типа «сценариев», экспертных оценок, типа «Дельфи», ти­па «дерева целей», «деловой игры», тестиро­вание и т.д.

Методы формализованного представления систем управления. Они основаны на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управ­ления. Среди них можно выделить следующие классы:

аналитические, которые включают методы классической математики (интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариа­ционное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

статистические, включающие теоретические разделы мате­матики (математическую статистику, теорию вероятностей) и направления прикладной математики, использующие стохастические представления (теорию массового обслужи­вания, методы статистических испытаний, методы выдви­жения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

теоретико-множественные, логические, лингвистические, се­миотические (разделы дискретной математики, составляю­щие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, инфор­мационно-поисковых языков);

графические, в том числе теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.

Комплексированные методы. К ним причисляют системный анализ, методы факторного и корреляционного анализа, парамет­рический метод, функционально стоимостной анализ, социоло­гический исследования, социально-экономические эксперимен­ты, тестирование, комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем ин­теграции экспертных и формализованных методов.8

1. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов.

Развитие системного анализа неразрывно связано с такими понятиями, как «мозговая атака», «сценарии», «дерево целей», морфологические методы и т.п. Перечисленные термины харак­теризуют тот или иной подход к активизации выявления и обоб­щению мнений опытных специалистов-экспертов. Иногда все эти методы называют «экспертными» или. Однако есть и особый класс методов, связанных непо­средственно с опросом экспертов, так называемый метод экс­пертных оценок, поэтому названные и подобные им подходы иногда объединяют термином «качественные».

Методы типа мозговой атаки. Данная концепция получила широкое распространение с начала 1950-х гг. как «метод система­тической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, кол­лективной генерации идей (КГИ).

Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласова­ния представлений о проблеме или анализируемом объекте, из­ложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содер­жащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени.9

На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью сценариев можно считать комплексные программы научно-технического прогрес­са и его социально-экономических последствий.

Методы экспертных оценок. Изучению возможностей и осо­бенностей применения экспертных оценок посвящено много работ. В них рассматриваются формы экспертного опроса, подходы к оцениванию, методы обработки результатов опроса, требования к экс­пертам и формированию экспертных групп, вопросы трениров­ки экспертов, оценки их компетентности, методики организации эксперт­ных опросов.

Методы типа «Дельфи». Метод «Дельфи», или метод «дель­фийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повы­шении объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи»-процедуры стали средством повышения объективно­сти экспертных опросов с использованием количественных оце­нок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».

Основные средства повышения объективности результатов при применении метода «Дельфи» — использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующе­го тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

Для повышения результативности опросов и активизации экспертов иногда сочетают процедуру «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнять проект, или на место работника аппарата управле­ния, руководителя соответствующего уровня системы организа­ционного управления и т.д.

Метод «дерева целей». Эта идея впервые была предложена У. Черменом в связи с проблемами принятия решений в про­мышленности.

Термин «дерево» подразумевает использование иерархиче­ской структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляю­щие, которые можно называть подцелями нижележащих уров­ней, а с некоторого уровня — функциями. Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имею­щих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий.

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направле­ний, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменени­ях, происходящих в любой развивающейся системе. Для дос­тижения этого при построении вариантов структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использовать принципы и методики формирования иерархических структур целей и функций.10

Морфологический подход. Основная его идея — систематиче­ски находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследова­телем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разны­ми способами и рассматриваться в различных аспектах.

Деловые игры. Это наиболее эффективные методы овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления. Де­ловые игры как метод имитации выработан для принятия управ­ленческих решений в различных ситуациях путем игры по за­данным правилам группы людей или человека и компьютера. Они позволяют с помощью моделирования и имитации процес­сов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное рас­ширение управленческих навыков.

2. Методы формализованного представления систем управления.

Для описания систем управления на практике используется ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечи­вают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обес­печения управления.

Применяемые методы формализованного описания систем управления должны способствовать созданию четких организа­ционных механизмов управления, используемых объектов. Не­обходимость создания таких механизмов обусловлена внедрени­ем новых методов хозяйствования, которые требуют как четкой регламентации управления, так и сокращения управленческих расходов.

Как известно, моделирование какого-либо объекта заключа­ется в замене исходного объекта таким объектом (моделью), ис­следование которого можно провести эффективнее, т.е. легче, доступнее, быстрее, дешевле и т.д.

Существует много разновидностей моделей: графики и таб­лицы, физические модели, логические и математические выраже­ния, машинные модели, имитационные модели. Выбор конкрет­ного метода формализованного описания, системы управления зависит от того, в каких условиях осуществляется обследование, какова ответственность исполнителей за принимаемые решения и какова степень регламентации управления в обследуемой ор­ганизации.

Сетевой метод. Он сводится к построению сетевой модели системы управления для решения комплексной задачи управле­ния. Основой сетевого планирования является информационная динамическая сетевая модель, в которой весь комплекс расчле­няется на отдельные, четко определенные операции (работы), располагаемые в строгой технологической последовательности их выполнения. При анализе сетевой модели производится ко­личественная, временная и стоимостная оценка выполняемых работ. Параметры задаются для каждой входящей в сеть работы их исполнителем на основе нормативных данных либо своего производственного опыта.11

Модели сетевого планирования и управления (СПУ) характери­зуются следующим:

• системным подходом при создании новых или модерниза­ции уже сложившихся систем управления, при котором разработка рассматривается как единый непрерывный про­цесс взаимосвязанных операций, направленных на дости­жение единой цели;

• возможностью алгоритмизировать расчет основных пара­метров сети (продолжительность, трудоемкость, стоимость и др.);

• большей по сравнению с другими моделями унифициро­ванностью и, как следствием, значительно меньшими за­тратами на разработку и внедрение.

Особенно эффективно применение сетевых методов при раз­работке сложных систем, когда в разработке участвует большое количество исполнителей. Какую бы сложную систему с помо­щью сетевых моделей мы ни описывали, правила построения сетевых графиков, алгоритмы их расчета, машинные программы остаются без изменений.12

Имитационное динамическое моделирование. В последнее вре­мя для решения задач управления и анализа функционирования различных систем все шире применяется метод системной ди­намики (System Dynamics), основы которого разработаны про­фессором Дж. Форрестером (США) в 1950-х гг. Название этого метода не совсем точно отражает его сущность, так как при его использовании имитируется поведение моделируемой системы во времени с учетом внутрисистемных связей.

При имитационном динамическом моделировании строится модель, адекватно отражающая внутреннюю структуру модели­руемой системы, а затем поведение модели проверяется на ЭВМ на сколь угодно продолжительное время вперед. Это дает воз­можность исследовать поведение как системы в целом, так и ее составных частей. Имитационные динамические модели исполь­зуют специфический аппарат, позволяющий отразить причинно-следственные связи между элементами системы и динамику из­менений каждого элемента. Модели реальных систем обычно содержат значительное число переменных, поэтому их имитация осуществляется на компьютере.

3. Комплексированные методы исследования

К комплексированным методам исследования относятся: систем­ный анализ, факторный и корреляционный анализ, параметриче­ский анализ, функционально-стоимостной анализ, социологиче­ские исследования, социально-экономического эксперименти­рования. Рассмотрим некоторые из них.

Метод факторного анализа. Его сущность состоит в выделе­нии из множества изучаемых факторов, влияющих на исследуемый объект, меньшего их числа, но отражающих наиболее су­щественные свойства исследования. Фактор представляет собой переменную, находящуюся в логической зависимости со следст­вием изучаемого явления и определяющую его. Он может быть единичным (влияющим на следствие одной переменной) и ком­плексным (определяется одновременно несколькими перемен­ными). Комплексный фактор, связанный со всеми переменны­ми, обычно называют генеральным.

Метод корреляционного анализа. Такой анализ является ком­плексным, т.е. относится к группе формальных экономико-математических методов и позволяет определять количествен­ную взаимосвязь между несколькими явлениями исследуемой системы. Корреляционная зависимость (в отличии от функцио­нальной) проявляется только в массе случаев-наблюдений. Кор­реляция представляет собой вероятную зависимость между яв­лениями, при которой средняя величина параметров одного них изменяется в зависимости от других. Корреляции между двумя явлениями носит название парной, а между несколькими — множественной.

Использование метода корреляционного анализа предпола­гает построение функции, т.е. исследуемый результирующий показатель и факторные функции, от которых зависит результи­рующий — это аргументы, а переменные подразделяются на за­висимые и независимые от изучаемого явления.

Метод функционально-стоимостного анализа. Такой анализ систем управления представляет собой совокупность приемов и способов технико-экономического исследования функций управ­ления. Метод базируется на их трудоемко-стоимостной оценке, обеспечивающий возможность выбора наиболее экономичных способов выполнения рассматриваемых функций в целях поиска путей совершенствования управляющей системы и снижение затрат на ее функционирование.

Параметрический метод. Данный метод исследования систем управления основывается на количественном и качественном описании исследуемых свойств систем управления и установле­ния взаимосвязей между параметрами как внутри управляемой и управляющей подсистем, так и между ними. Это позволяет с помощью выбранной номенклатуры параметров на базе факти­ческих данных количественно оценить исследуемый объект. За­висимости между параметрами могут быть как функциональны­ми, так и корреляционными.

Для объективной оценки любой системы ее свойства необходимо охарактеризовать количественно. Качествен­ные свойства объекта исследования характеризуют параметры, частным случаем которого является показатель — качественная характеристика свойств системы, входящих в ее состав и рас­сматриваемая применительно к определенным условиям ее функционирования.13

4. Социологические исследования систем управления и социально-экономическое экспериментирование

При исследовании систем управления в последнее время весьма широко используется метод социологических исследований, по­зволяющий оценить деятельность (работу) системы управления по факторам деятельности персонала, его отношению к сущест­вующим в организации проблемам, понять интересы и ценности, сотрудников. Значение социологических исследований опреде­ляется особой ролью человеческого фактора в деятельности ор­ганизации, а также отношений персонала с клиентами.

Объектом социологических исследований является совокуп­ность людей (респонденты), с которыми связана исследуемая социальная проблема.

Предметом социологических исследований выступают харак­теристики и качества объекта, отражающие изучаемые социаль­ные процессы.

Методика социологического исследования представляет со­бой совокупность методов сбора, обработки и анализа фактов действительности, позволяющих реализовать цели и задачи ис­следования. Социальные факты включают поведение индивидов или социальных групп, суждения, оценки, мнение людей.

Организация процесса исследования заключается в подго­товке специально разработанных материалов (документов): ан­кет, бланков интервью, социокарт, листа наблюдения.

При проведении социологических исследований использу­ются различные методы:

• наблюдения и изучения документации;

• социометрического тестирования (применяемый для опре­деления меры вовлечения работника в соответствующую изучаемую группу персонала);

• экспертных оценок (включая и органолептический метод, основанный на анализе восприятий органами чувств);

• эксперимента.

Еще одним прикладным методом исследования систем управ­ления является социально-экономическое экспериментирование. Эксперимент — это научно-организованный опыт с точно учи­тываемыми и управляемыми условиями (ресурсами, ограниче­ниями и т.п.). Его цели состоят в выявлении свойств исследуе­мых объектов (организации), проверке справедливости гипотез и на этой основе детальном изучении предмета исследования.

Эксперименты, которые проводятся в системе управления, могут быть классифицированы следующим образом: социаль­ные; экономические; правовые; естественные и искусственные; лабораторные и натуральные; пассивные и активные; однофакторные и многофакторные; простые и сложные; параллельные и последовательные.

Эксперимент есть пробное нововведение, цель которого — дать всестороннее обоснование для решения о возможности при­нятия новшеств к внедрению (распространению) с определенными изменениями, ограничениями и учетом определенных условий.

Участие людей делает социально-экономическое экспери­ментирование весьма опасным видом экспериментального вме­шательства в систему. Поэтому к нему надо подходить очень осторожно, т.е. учитывать соответствующие ограничения на оп­ределенные параметры, явления и процессы, а также заклады­вать необходимые страховые решения.14

5. Тестирование в процессе исследования систем управления

Метод тестирования в настоящее время получил широкое распространение в различных сферах деятельности. Тестирование представляет собой квалификационную и психологическую ди­агностику, использующую стандартизованные вопросы и задачи (тесты), которые имеют определенную шкалу значений. Тесты применяются для стандартизованного измерения индивидуаль­ных различий. Тест — это искусственно создание воздействие испытательного характера, т.е. это искусственное и строго дози­рованное воздействие, направленное на объект в процессе про­водимого эксперимента, позволяющее по ответной реакции ис­следовать его состояние и всей системы управления.

Для качественного проведения тестирования и получения объективных результатов большое значение имеет конструиро­вание и формулирование тестов. Основные правила конструиро­вания тестов в социально-экономических системах управления включают целенаправленность, однозначность понимания, ло­гичность, краткость, информативность, понятность и доступность, позитивность и негативность высказываемых суждений, альтер­нативность, нейтральность, сбалансированность.

Метод тестирования может применяться на всех стадиях ис­следования систем управления, начиная от диагностики и за­канчивая внедрением результатов исследовательских работ в практику управления.

6 . Методы исследования информационных потоков.

Проведение исследования потоков информации в ходе предпроектного обследования системы управления предусмотрено мето­дическими материалами по разработке организационных систем управления. Целью такого исследования является изучение и формализация информационных процессов. Исследования про­водятся по заранее разработанной программе, в которой указыва­ется, что и в какой последовательности необходимо выполнить.

Объектами исследования являются документированные и недокументированные сообщения, отражающие производственно-хозяйственную деятельность и управленческие работы, а так­же связанные с ними процессы формирования показателей и документов, маршруты их движения.

При исследовании процесса обработки данных в управляю­щей системе и ее подразделениях различаются процессы расчета показателей и процессы формирования документов. Расчет по­казателей осуществляется на основе определенных правил — процедур с исходными данными, которые проявляются в виде последовательности их обработки. Формирование документов про­изводится на основе определенных правил подбора источников исходных показателей, самих данных и последовательности за­писи в форму документа.

^ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Одним из важнейших компонентов методологии исследования СУ, наряду с целями, гипотезами, методологическими подходами и методами, являются принципы проведения исследовательских работ. Принцип здесь следует пони­мать как основное правило действия, руководящая идея.

Применительно к исследованию СУ понятие «принципы» мож­но рассматривать в виде основных правил, положений, руководя­щих идей и норм, определяющих направления проведения и про­цессы организации познавательной деятельности, которых должны придерживаться исследователи и специалисты. Вместе с тем следует отметить, что те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимости от целей, методологических подходов и при­меняемых методов исследования15

Целеустремлен­ность - Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижение установленных целей . Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования.

Целенаправлен­ность - Проведение исследований предполагает продвижение от по­ставленных целей к тождественным результатам, т.е. выпол­нение исследовательских работ по обеспечению целевых установок. Это реально осуществимо в рамках це­левых подсистем и позволяет: установить границы исследо­вания; использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени; обеспечить адресность выводов.

Системность - СУ исследуется как единое явление ,и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно-эконо­мическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов. При этом исследование следует осуществлять на всех иерар­хических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управ­ления как вышестоящих, так и нижележащих уровней. Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ. На основе всего этого обеспечивается необходимая пол­нота и достоверность исследования.

^ Обусловленность исследовательских функций целями исследования - Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования.

Функциональ­ность - Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы управления, обеспечивающий принятие эффектив­ных решении для достижения целей и задач социальной орга­низационно-экономической системы организации. В зависи­мости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Для более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулиро­ванием.

Объективность - Исследования СУ осуществляются на основе беспристраст­ности и непредвзятости, научной корректности и соответ­ствия реальности, что обеспечивается фактологией иссле­дования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей оп­ределенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов.

^ Соблюдение пра­вовых норм - Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов.

Своевременность - Проведение исследований и использование их результатов в нужное время.

^ Развитие и дви­жение (динамич­ность) - При исследовании СУ все явления и отношения должны рассматриваться с учетом функционирования системы и изменения качества, жизнеспособности, приспособляемости.

Научность - Исследования проводятся на основе современных достиже­ний науки, техники и практики с учетом объективных за­конов и закономерностей системного управления познава­тельными процессами.

Прогрессивность - Цели, методы, принципы исследований СУ должны соот­ветствовать передовым достижениям науки и техники.

Взаимодействие - При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвя­зей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отно­шению к организации системами.

Комплексность - Обязательно должна быть взаимная увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, стадий жизненного цикла, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания СУ.

Преемственность - Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспектив­ной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании пере­дового отечественного и зарубежного опыта исследования СУ.

Перспективность - При проведении исследования СУ учитывается возможность использования методики и результатов исследования для дальнейшего развития исследовательской деятельности в области управления в целом и развития рассматриваемой СУ в частности.

Простота - Используются легко доступные, не сложные и не трудоем­кие методы исследования, разработки и принятия исследо­вательских решений.

Доходчивость - Предполагается понимание каждым исследователем и рабо­тающим всего того, что касается основополагающих вопро­сов исследования и реализации их результатов при внедре­нии в СУ.

Согласованность - Исследование должно быть согласовано с целями, задача­ми, стратегией, тактикой, временем функционирования и уровнями управления СУ.

Специфичность - Имеет место обязательный учет при проведении исследова­ния особенностей объекта.

Оперативность - Исследовательские операции выполняются быстро и эф­фективно; своевременно устраняются отклонения от уста­новленного хода процесса познания.

Автономность - Исследования СУ должны быть относительно самостоя­тельными.

Экономичность - Характерно стремление обеспечить снижение затрат на всех этапах исследования СУ, чтобы повысить эффективность исследовательских работ.

Параллельность - Обязательно одновременное проведение отдельных видов исследовательских работ для сокращения сроков и повы­шения оперативности исследований.

Концентрация - Выполняются однотипные исследовательские задачи в од­ном исследовательском подразделении и (или) обеспечива­ется концентрация усилий работников на достижение ос­новных целей и решение задач исследования СУ.

Адаптивность - Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним и внутренним факторам, влияющим как на организацию исследовательских работ, так и на СУ.

Систематичность - Предполагаются постоянное непрерывное и сравнительно ритмичное выполнение всех работ по исследованию СУ, а также обоснованная долговременность действий, обеспечи­вающих реализацию исследовательских решений.

^ Научное равенство - Каждому исследователю обеспечивается свободное высказы­вание гипотез, идей, мнений, оценок, предложений. Истин­ность и применимость высказываний должна оцениваться независимо от их авторства, что исключает учет должностного положения, научных степеней и званий, прежних заслуг и т.п. каждого из участников исследования СУ.

Консультативность - При проведении исследований должна быть обеспечена возможность свободного выбора консультантов и использования консультаций. Каждый участник исследования должен иметь возможность получать и (или) давать консультацию.

^ Активизация и стимулирование - При проведении исследования СУ исследуется комплекс методов, обеспечивающих усиление заинтересованности в высококачественном, производительном, новаторском и, главное, осознанном труде каждого исследователя (работ­ника) и всего исследовательского коллектива (персонала организации) в целом.

^ Коллективное творчество - Привлекается широкий круг исследователей и специали­стов разного профиля и уровня (от руководителей до рядо­вых специалистов и рабочих включительно). Процессы коллективного творчества должны управляться.

^ Творческая ак­тивность - У каждого участника исследования должны быть внутрен­нее стремление к активным действиям и право на проявле­ние своих творческих способностей и свободы мышления для достижения целей исследования. На дей­ствующих СУ менеджеры и весь персонал должны обладать исследовательской креативностью и инновационностыо мышления.

^ Методический подход - Проведение исследования Должно осуществляться не в случайной последовательности, а по заранее обоснованной технологии, оформленной в определенную методику.16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время для ряда целей исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п.

В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ.



^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

2. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Ис­следование систем управления: Учеб. пособие. М.: Приор, 2002.

3. Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2004.

4. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник. М.: Омега-Л, 2006.

5. Менеджмент: Учебник. Под ред. М.М. Максимцева, М.А. Ко­марова. - 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

6. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

7. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб. пособие. М.: Академический проект; Трикста, 2006.

8. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

9. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебное пособие. М. 2006 479 с.


1 Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

2 Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Исследование систем управления: Учеб. пособие. М., 2006.

3 Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. М., 2005

4 Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева,М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

5 Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

6 Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Исследование систем управления: Учеб. пособие. М., 2006.

7 Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

8 Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Исследование систем управления: Учеб. пособие. М., 2006.

9 Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

10 Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

11 Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Исследование систем управления: Учеб. пособие. М., 2006.

12 Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

13 Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева,М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

14 Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева,М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с

15 Мишин В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов. М. 2005 527с

16 Мишин В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов. М. 2005 527с






Скачать файл (130.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru