Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Социальный педагог в учреждениях социальной защиты населения, в учреждениях культуры - файл 1.doc


Контрольная работа - Социальный педагог в учреждениях социальной защиты населения, в учреждениях культуры
скачать (99 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc99kb.09.12.2011 00:41скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.Акмуллы»


Социально-гуманитарный факультет

Кафедра Социальной педагогики

Дисциплина Методика и технология работы социального педагога

5 курс ОЗО

Специальность Социальная педагогика


Социальный педагог в учреждениях социальной защиты населения, в учреждениях культуры.


^ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Проверил:

УФА - 2011


Содержание


Введение……………………………………………………………………..…... 3
1. Деятельность социального педагога в системе социальной защиты населения…………………………………………………………………………..5

2. Социальный педагог – организатор досуга в учреждениях культуры……………………………………………………………………….....11
Заключение…………………………………………………………………….…16

Список литературы………………………………………………………………17
Введение

В системе гуманитарного научно-практического знания социальная педагогика занимает особое место. Социально-педагогическая деятельность как особый вид практики является мощным средством социализации личности, если ее организаторами становятся социальные педагоги, имеющие специальную подготовку и обладающие высокой профессиональной компетенцией [1,22].

Социальный педагог – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи [13,5].

Созданию комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме способствует деятельность социально-педагогических комплексов, которые представляют собой разветвленную сеть воспитательно-образовательных учреждений, территориальных объединений, служб помощи семье и детству.

Наряду с общим образованием дети и подростки получают возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной, трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы, таким образом, включают не только общеобразовательные, но и музыкальные, художественные, спортивные школы, другие детские творческие объединения, а также муниципальные службы помощи семье и детству [2,86].

Общественное развитие неразрывно связано с созданием цивилизованных жизненных условий для всех членов общества, прежде всего для детей, сохранением и развитием человеческого потенциала, являющегося одним из существенных основ формирования правового государства и гражданского общества. Приоритетное значение имеет решение задач обеспечения защиты прав и свобод детей – будущих граждан государства, что обусловливает необходимость реализации соответствующей комплексной государственной политики.

В Республике Башкортостан вопросам защиты прав и свобод детей придается приоритетное значение, что проявляется в государственной политике по воспитанию, обучению, культурному досугу и физическому развитию подрастающего поколения. [16].

^ Цель: рассмотреть деятельность социального педагога в учреждениях социальной защиты населения, в учреждениях культуры.

Задачи:

1. Проанализировать деятельность социального педагога в системе социальной защиты населения.

2. Описать деятельность социального педагога, как организатора досуга в учреждениях культуры.

^ Объект: социальный педагог, как специалист учреждений культуры, социального обслуживания.

Предмет: деятельность социального педагога в учреждениях социальной защиты и учреждениях культуры.
^ Деятельность социального педагога в системе социальной защиты населения.
Социальная защита – стратегия государственной политики Российской Федерации по поддержке наиболее незащищенных слоев населения (дети, инвалиды, пенсионеры, малоимущие и др.); система гарантированных государством экономических, организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации [1,23].

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в ней экономические и политические процессы [11,7] .

А.Н. Савинов дает такое определение, социальная защита населения – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности и социальной группы, совокупность мер, преодолевающих последствия ситуаций риска в жизни граждан [10,3].

Ведущим элементом социальной защиты населения является социальное обслуживание. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально- правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная служба – система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющую в своем составе специализированные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими [13,55].

Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения [11,7].

В России действуют разнообразные социальные учреждения для детей и подростков. Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, существенную помощь в работе с семьей оказывают территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. [2,89].

Отличительной чертой подобного рода центров, комплексов, служб является выделение в их организационной структуре отделов социально-педагогического, социально-правового профиля. В штатное расписание этих учреждений вводятся ставки социальных педагогов, социальных работников, специализирующихся на работе с детьми и молодежью, инспекторов по охране детства [13,56].

С 1994 г. по инициативе Министерства социальной защиты Российской Федерации (сегодня Министерство труда и социального развития) начинали действовать центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Данные центры осуществляют социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов, обеспечивают устройство под опеку (попечительство), в детское учреждение, а также усыновление в зависимости от их психофизического состояния.

В структуру центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, непременно должна входить социально-правовая и информационная служба [13,57].

В структуре центров для детей и подростков имеются стационарное отделение и отделение дневного пребывания, где проводится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, образовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена деятельность социального педагога [2,90].

Центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке и др. [2,90].

В целях совершенствования системы социального обслуживания семьи и детей Министерство труда и социального развития Российской Федерации разработало Методические рекомендации по организации деятельности центров социальной помощи семье и детям (Приложение к постановлению Минтруда России от 19.06.2000 г. с изменениями от 26.03.2001 г.). В них определены общие положения, основные направления деятельности, организация и порядок работы [2,91].

Указом Президента России от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, защите их прав» определена государственная система социальной защиты несовершеннолетних.

Сейчас в стране 422 дома ребенка для 35 тыс. детей, 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающих­ся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попа­дают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее — в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интерна­тов 68 % детей, родители которых лишены родительских прав, 8 % детей одиноких родителей, 7 % детей, от которых отказались родители [4,97].

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних является специализированным учреждением в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Он занимается профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействует с органами и

учреждениями образования, здравоохранения и другими организациями.

Центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних направленные на выход из трудной жизненной ситуации и т.д. [2,92].

Еще одним широко распространенным типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют.

Цель создания приюта — социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жизнеустройство [13, 59].

Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О пер­воочередных мерах по реализации Всемирной декларации обеспе­чения выживания, защиты и развития детей» стал юридической основой для создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ.

В указе от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних, защите их прав» приюты рассматриваются как основа профилактики детской безнадзорно­сти. Приказом министра социальной защиты населения РФ (06.06.1994 г.) утверждалось положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль­ной реабилитации», определялись порядок организации соци­альных приютов, штатное расписание, структура и основные на­правления деятельности [4,99].

Существующие сейчас социальные приюты работают по «При­мерному положению о социальном приюте» (2000) и предназна­чены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет.

Социальные приюты — это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь в раз­решении их жизненных проблем. Их функции — обеспечить без­опасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, разрешить конфликты, возникающие в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррек­цию и реабилитацию детей.

Особенность приютов состоит в том, что это учреждение вре­менного пребывания [4,100].

Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции: собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка ; собирает и ведет документацию на каждого ребенка; анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возможности для социализации ребенка и его устройства; устанавливает контакты и поддерживает связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей; готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под опеку или перевод в другое учреждение (совместно с директором и другими сотрудниками); осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в и др. .[шак59]

Работает социальный педагог и в отделении психолого-педагогической помощи. В центре психолого-педагогической помощи семье и детям по­могают установить в семье нормальную психологическую обста­новку, осуществляют психологическое и педагогическое просве­щение всех ее члено [2,89].

Особое место среди учреждений социальной защиты населения занимают социальные службы для молодежи, которые создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов из комитетов по делам молодежи, органов управления образованием.

Существуют следующие виды социальных служб: центры информации

и документации, молодежные биржи труда, центры социально-психологической помощи (в том числе телефоны доверия), наркологические службы, приюты для подростков и молодежи, службы, направленные на восстановление физического, психического и социального статуса молодых инвалидов, центры реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центры юридической помощи и консультации, службы помощи молодой семье, досуговые центры, сексологические консультации (в том числе ォАнти-СПИДサ), центры ресоциализации вернувшихся из мест заключения и др. [13,60].

Эти службы консультируют детей и молодежь по важнейшим проблемам их жизнедеятельности; выявляют проблемы и кризисные ситуации, приведшие к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разрабатывают пути их устранения; создают сеть молодежных и детских досуговых центров и обеспечивают их деятельность.

В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обеспечить их эффективную деятельность [2,93].

Таким образом, основное назначение социального педагога социальной сферы, работающего в центрах социального обслуживания семьи, детей и подростков, учреждениях социальной защиты населения, реабилитационных центрах является социально-педагогическая работа с семьей, детьми и подростками по оказанию им социально-педагогической помощи, поддержке, по консультированию и непосредственной воспитательной заботе.

^ Социальный педагог – организатор досуга в учреждениях культуры.
Одно из направлений в работе социального пе­дагога — организация досуговой деятельности детей, в процессе которой формируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и способности, что оказывает большое влияние на его социализацию.

Организуя досуг ребенка, социальный педагог влияет на его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, кото­рые становятся своеобразным средством социального воспитания [4,190].

Для детей и подростков досуг представляет собой поле приобретения знаний и расширения собственного горизонта, развития интересов, способностей и талантов. Такое же большое значение имеет досуг для формирования социальных связей, качеств, чувств, собственной социальной позиции, освоения социальных ролей [13,64].

Социальный педагог по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой института культуры или квалификацией педагога дополнительного образования.

В структуре учреждения культуры может действовать служба социально-педагогической анимации и досуга, деятельность которой строится по следующим направлениям:

- участие в развитии социально-культурной среды, объединение и координация деятельности внешкольных, культурно-просветительных и иных учреждений для решения задач комплексной организации свободного времени жителей данной территории, выяснения, обеспечения их культурных запросов;

- организация различных форм семейного отдыха, занятий физкультурой и спортом;

- возрождение народных традиций и культуры;

- организация совместного отдыха различных поколений, прежде всего родителей и детей;

- обустройство среды жизнедеятельности жителей территории в соответствии с их социально-культурными запросами и потребностями [13,64].

На базе учреждений культуры (как и учреждений образования) могут работать социально-педагогические комплексы (СПК) - разветв­ленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социаль­но-педагогических общностей, территориальных групп и объ­единений, служб помощи семье и детству, направленная на со­циальную защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию. Обеспечивает целост­ность процесса социального воспитания детей с различными про­блемами (одаренных, физически ослабленных, с умственными и физическими отклонениями, детей-инвалидов, сирот, нуждаю­щихся в попечительстве, усыновлении и т.п.), помогает созда­нию комфортной социально-образовательной среды в микросо­циуме, реализует правовую и экономическую защиту и социальную профилактику [8,282].

Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач социального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышения ее ответственности за воспитание детей, планомерное социально-культурное развитие микрорайона. В структуру СПК включены наряду с органами самоуправления различные секции, отделы, клубы и т.п. Практически в каждом СПК есть комнаты общения, работают группы продленного дня (не по классному, а по территориальному принципу, не с сорока учащимися одного класса, а с двадцатью детьми разного возраста, проживающими в одном доме), клубные неформальные объединения (их отличие от обычных кружков в разновозрастном составе групп, приближенности к месту проживания, с членами любительского объединения не просто проводятся занятия по интересующим их темам, но и организуется их жизнедеятельность) [13,65].

Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется в центрах досуга.

Одна из функций этих центров — образование, предполагаю­щее овладение знаниями на базе школьных программ и сверх них. Эти знания отличаются доступностью, практической направлен­ностью, научной и общественной значимостью [4,190].

Досуговая деятельность осуществляется в различных объедине­ниях:

общественно-политических клубах, клубах молодежи; художественных, творческих объединениях (театральных, музыкальных, цирковых, фольклорных и т.д.); искусствоведческих объединениях (клубах любителей книг, друзей кино, любителей живописи, поэзии, музыки); объединениях естественно-научного профиля (друзей приро­ды, садоводов, огородников, цветоводов, астрономов и т.д.); технических клубах (автолюбителей, радиотехников); объединениях рукоделия (вязания, вышивки, кройки и ши­тья); спортивных и физкультурных объединениях (клубах, секциях тенниса, аэробики, шейпинга, атлетики).

Формы социально-культурных объединений могут быть разные. Это кружки, студии, любительские объединения, инициативные клубы [4,191].

Социальный педагог при организации досуговой деятельности детей и подростков использует те же мето­ды, что и школьный учитель, однако его работа отличается опре­деленной спецификой.

Необходимой в организации досуга является и оценка резуль­татов деятельности, которая должна стать признанием способно­стей ребенка, стимулом к дальнейшему творчеству [4,191].

Социальными службами накоплен определенный опыт досугового общения в клубах, салонах, библиотеках, в парках, в моло­дежных организациях, на радио и телевидении. Заслуживает вни­мания деятельность так называемых клубных салонов, где обще­ние не сковано рамками организационных форм и нет деления на организаторов и участников. Обсуждаемые проблемы связаны пре­имущественно с искусством.

В семейных клубах кроме организации досуга решаются вопро­сы воспитания детей. Важно, что в эти клубы приходит вся семья: и взрослые и дети [4,192].

Работа по организации семейного досуга социальным педаго­гом направлена на обогащение духовного мира семьи, развитие эстетических потребностей взрослых и детей. В совместном отдыхе и дети, и взрослые узнают друг друга лучше.

В семейном клубе семья получает поддержку в кризисной ситу­ации. Существует опыт создания при клубе семейного лектория, для него организуются группы — продолжительные или разовые. Программы лектория составляются в зависимости от контин­гента слушателей.

В одной группе, где вдовы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой группе роди­тели хотят больше знать о воспитании детей, об организации семейной жизни, у родителей, имеющих детей-инвалидов, — свои проблемы [4,193].

Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха под­ростков и юношества — летние лагеря различного профиля. Сегодня развернулись оздоровительно-воспитательные учреждения с различными про­граммами отдыха: для одаренных детей и подростков, оборонно- спортивные лагеря для трудных подростков, лагеря патриотиче­ского воспитания, семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря ска­утов и пионеров, лагеря мастер-школы («Палехские каникулы»), лагеря с дневным пребыванием, детские площадки, трудовые, исторические, лагеря фольклорных ремесел.

Работа социального педагога в летних воспитательно-оздоро­вительных лагерях имеет свои особенности — это: укрепление здо­ровья детей, отдых и воспитание в разнообразной увлекательной деятельности, организуемой на основе детского самоуправления. В лагерях отношения взрослых и детей строятся на основе взаимо­понимания и сотрудничества. В лагерь собираются воспитанники разного возраста и социального положения (в том числе дети из приютов, детских домов, школ-интернатов, из многодетных се­мей, из семей социальной «группы риска»). Все это предполагает очень хорошую подготовленность социального педагогах к работе в летнем воспитательно-оздоровительном учреждении. Он должен знать нормы питания, инструкции по организации многодневных походов, игр и купания, по предупреждению несчастных случа­ев, оказанию медицинской помощи [4,194].

Одной из функций социального педагога является коордиационно-организационная:

- организация социально значимой деятельности детей и подростков;

- влияние на разумную организацию досуга;

- включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований [15,27].


Заключение

Для оказания содействия детям, подросткам, взрослым, оказавшимся в сложной жизненной ситуациях и нуждающимся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

Социальные службы функционируют как в системе самостоятельной социальной отрасли – социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населений Российской Федерации, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры и других структурах.

Важная роль в координации деятельности различных институтов социального воспитания принадлежит социальному педагогу.

Социальный педагог должен быть в курсе государственной социальной политики в области защиты семьи и детства, должен знать основы законодательства, без чего невозможен успех в его работе.

Важную роль в социальном воспитании играют разнообразные учреждения дополнительного образования детей.

Учреждения культуры расширяют социальный кругозор ребенка, формируют и корректируют его эстетические пристрастия, создают у него представление о многообразии мира, способствуют его профессиональному и жизненному самоопределению.

Социальный педагог — организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

^ Список литературы.
1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учебное пособие для студ. вузов по спец. "Специальная педагогика в спец. (коррекц.) образоват. учрежд." [Текст] / Л.И. Аксенова. - М. : Академия, 2001. - 192 с. - (Педагогическое образование)

2. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Басов Н. Ф., Басова В. М., Кравченко А. Н. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 256 c.

3. Василькова, Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ю.В.Василькова. – 3-е изд., доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.

4. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Ю.В.Василькова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.

5. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства [Текст] : учебное пособие для вузов по специальности "Социальная педагогика" [Текст] / Т. В. Лодкина. - М. : Academia, 2003. - 192 с.

6. Никитина, Л.Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов [Текст] / Л.Е.Никитина. – М.: Академический Проект, 2003. – 270 с.

7. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова . – М. : ТЦ "Сфера", 2005 . – 480 с.

8. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. Для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / А.Н.Савинов, Т.Ф.Зарембо. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

9. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

10. Словарь-справочник по социальной работе [Текст] / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 427с.

11. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» [Текст] / Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н /Д: издательский центр «МарТ», 2003. – 336 с.

12. Социальная политика: Учебник [Текст] / Под общ. ред. Н.А.Волгина. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 544 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)

13. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр ォАкадемияサ, 2004. — 272 с.

14. Шептенко, П.А.Методика и технология работы социального педагога [Текст] / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина ; Ред. В.А. Сластенин. – Москва : Академия, 2002. – 208 с. – (Высшее образование) . –

15. Справочник социального педагога: 5-11 классы [Текст] / Т.А. Шишковец. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Москва : ВАКО, 2007. – 336 с.

16. http://www.gsrb.ru/Deti/


Скачать файл (99 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru