Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Немецкая школа социально-экономической географии - файл 1.doc


Немецкая школа социально-экономической географии
скачать (215 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc215kb.09.12.2011 01:00скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
Введение.

Формирование различных национальных географических школ – это результат различных путей становления географии как науки, в которых отражаются не только общие тенденции развития географической мысли, но и своеобразные особенности ее эволюции в отдельных странах, свидетельствующие о многообразии путей становления географической науки.

Под научной географический школой в самом широком смысле понимается коллектив с лидером, разрабатывающий перспективное направление и признанный в научном сообществе. В более узком смысле научная школа – это творческое объединение единомышленников, работавших (или работающих) в одном перспективном направлении во главе с руководителем (иногда двумя руководителями), который, как правило, благоприятно сочетает черты талантливого ученого, богатого научными идеями, большого энтузиаста и организатора науки, одного из признанных лидеров крупного научного направления.

Научные школы отличаются духовными традициями, своей проблематикой и исследовательской программой, основной концепцией, особым подходом и стилем исследования и соответствующим им методом, масштабом (местные, общенациональные, интернациональные), характером направления (комплексные, междисциплинарные и отраслевые), объемом (т. е. количеством учеников и последователей и объемом их продукции) и качеством (т. е. уровнем достижений представителей школы). Следовательно, можно констатировать четыре признака научной школы: коллектив, наличие лидера, перспективного направления и признание. Формирование различных национальных географических школ – это результат различных путей становления географии как науки, в которых отражаются не только общие тенденции развития географической мысли, но и своеобразные особенности ее эволюции в отдельных странах, свидетельствующие о многообразии путей становления географической науки.

Национальные географические школы формируются и развиваются не изолированно друг от друга, а постоянно взаимодействуют, причем есть яркие примеры ученых, которые работали в различных школах, связывая их и взаимообогащая.

Одновременно с развитием отечественной географии формировались западные географические школы, в особенности – немецкая (с такими выдающимися представителями, как О. Пешель, Ф. Рихтгофен, Ф. Ратцель и др.).
^ Немецкая школа социально-экономической географии.

Прообразом германской географической школы считается школа «описательной статистики», сложившаяся в XVIII в. Главная задача представителей этой школы заключалась в сборе и первоначальной обработке статистических сведений без должного анализа взаимосвязи явлений, исключительно для нужд административно–управленческого аппарата.

Основателем германской географической школы по праву считается Александр Гумбольдт (1769–1859) – известный путешественник и выдающийся ученый–энциклопедист. Его научное наследие составляет более 600 трудов. Будучи преимущественно естествоиспытателем, Гумбольдт обращал большое внимание на состояние естественной природной среды, однако сдержанно оценивал ее воздействие на формирование особенностей жизни народов, подчеркивая роль человека в изменении облика Земли.

После путешествия А. Гумбольдта по Южной Америке, которое он совершил в 1799–1804 гг., в Париже был издан 30–томный отчет о поездке, 26 томов которого представляют собой один из первых трудов по региональной экономической географии. В нем дается развернутая характеристика природных ресурсов и их использования, населения и особенностей политики Мексики – тогда наиболее благополучной страны региона.

Гумбольдт полагал, что единственно верным путем, ведущим к повышению общего благополучия страны, является более эффективное использование природных ресурсов. Он впервые говорит о необходимости строительства канала, который соединил бы Северную и Южную Америку, и считает, что наилучшим местом для этого является Панама.

Первым заведующим кафедрой географии Берлинского университета в 1820 г. стал Карл Риттер (1779–1859) – по своим взглядам более историк, чем географ. Он сосредоточил усилия на исследовании законов взаимодействия природы и человека. Ученый считал, что история народов полностью обусловлена развитием окружающей среды. Риттер преподавал «новую географию», которую противопоставлял «безжизненной сумме фактов о странах и городах, смешанных со всеми видами научной несостоятельности». Он видел цель географии не только в перечислении предметов и явлений внутри сегментов земной поверхности, но и в стремлении понять их причинные взаимосвязи, определяющие территориальную целостность.

Будучи глубоко верующим человеком, Риттер во всем видел скрытый смысл. Азия, отмечал он, олицетворяет собой солнечный восход – здесь зародились ранние цивилизации. Африке соответствует полдень, с которым ее роднит плавность очертаний и ровность климата; население Африки погружено в сонливость и избегает каких–либо внешних контактов. У Европы – символа заката – особое предназначение – в наибольшей степени выявить способности и достижения людей.

Одним из основателей социальной географии, или антропогеографии, является Фридрих Ратцель (1844–1904). В 1874–1875 гг. ученый посетил США и Мексику, где его поразил вклад людей немецкой национальности в освоение американского Среднего Запада и Юго–Запада. Ратцель обратил внимание и на достижения других национальных меньшинств – индейцев, африканцев, китайцев – в Калифорнии. В 1882 г. вышел в свет первый том «Антропогеографии», где ученый проследил воздействие природных факторов на ход человеческой истории.

Ратцель был одним из проповедников социального дарвинизма. В труде «Политическая география» он сравнивал государство с живым организмом. Однако всегда оговаривался, что такое сравнение иллюстративно и вовсе не претендует на роль научной гипотезы. Он говорил, что государство должно либо расти, либо погибнуть, но никогда не может находиться в состоянии покоя. Когда страна расширяет свои границы за счет другого государства, это является отражением напряжения внутри страны. Сильные государства должны располагать пространством для своего роста. Это утверждение – лишь небольшое извлечение из концепции «жизненного пространства», утверждающей право «высших» людей расширять свое жизненное пространство за счет «низших» соседей. Сам Ратцель никогда не высказывал идеи о существовании «высших» и «низших» рас. Однако позже некоторые географы использовали его концепцию, создав псевдонаучное обоснование политики нацистов, пришедших к власти в 30–е годы XX в. Ратцель фиксировал в записной книжке случаи, когда культурные различия оказывались важнее, чем различия в природных условиях. Так, примером резкого контраста в жизни населения двух районов со сходными природными условиями для него послужили две местности в полосе среднегорий, лежащие по обеим сторонам долины Рейна (Вогезы во Франции и Шварцвальд в Германии). Разница в жизненных укладах их населения объяснялась различными культурными традициями французов и немцев.

Преобладание описательных традиций в географии породило шутку, популярную в стенах немецких университетов: «Географ – это тот, кто изучает поверхность Земли поверхностно». Объединить традиционную (естественную) и новую (социальную) географию в рамках одной науки пытался Фердинанд Пауль Вильгельм Рихтгофен (1833–1905), геолог по образованию.

Ответ Рихтгофена на вопрос «Что есть география?» приобрел огромную популярность как в самой Германии, так и за ее пределами. Ему принадлежит главная роль в определении сферы деятельности и метода «новой географии», нацеленной на познание взаимодействия разнообразных явлений на поверхности Земли. Наивысшая цель географии, по его мнению, состоит в выявлении связей и отношений человека с живой и неживой природой. Смысл выработки общих представлений относительно распространенности какого–либо явления на земной поверхности состоит в том, чтобы пролить свет на причинную взаимосвязь объектов и явлений в определенных районах. Такой подход Рихтгофен назвал хорологией, или региональным исследованием, – тогда этот термин уже широко использовался в Германии.

Детально разработал концепцию хорологии, выдвинутую Ритхгофеном, Альфред Геттнер (1859–1941). Он определил географию как науку метода. По–новому сформулировал цель и задачи географии Отто Шлютер (1872–1959) – ассистент Рихтгофена, историк и языковед по образованию. Согласно взглядам этого ученого, географ видит прежде всего те объекты на поверхности Земли, которые доступны его восприятию с помощью органов чувств. Общая сумма таких восприятий составляет ландшафт. Невещественные компоненты территории (политическая организация, религиозные верования, экономические установления и даже статистически усредненные показатели климата) не могут считаться главными объектами географического исследования, хотя их можно использовать для объяснения обозреваемого ландшафта. В прослеживании изменений ландшафта от его «дикого» состояния до культурного Шлютер видел главную задачу географии. Свою идею он реализовал на примере изучения истории ландшафтов Центральной Европы (с 500 г. н. э., когда там появились первые поселенцы, до середины XX в.).

В Германии были заложены основы теории размещения производительных сил. Фактически теория размещения производства начинается с публикации книги «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии», написанной Иоганном Генрихом фон Гюненом (1783–1850) в 1826 г. Главная цель этого фундаментального труда – выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства относительно рынка сбыта и величины транспортных затрат. Тюнен сконструировал модель оптимального размещения сельскохозяйственного производства в форме шести функциональных колец вокруг рыночного центра (рис. 1). Основной труд экономиста и социолога Альфреда Вебера (1868–1958) «О размещении промышленности: Чистая теория штандорта», вышедший в 1909 г., содержит анализ теоретических основ размещения промышленного производства (на примере изолированного предприятия). Вебер включает в сферу анализа значительно большее количество факторов размещения (транспортный, рабочей силы, издержек на сырье и материалы), ставя задачу минимизации не только транспортных, но и общих издержек производства (рис. 2).

Рис. 1. Зоны сельскохозяйственной специализации в модели «идеального государства» И. – Г. фон Тюнена: 1 – интенсивное товарное садоводство и огородничество, молочное животноводство; 2 – интенсивное лесное хозяйство; 3 – зерновое хозяйство без чистых паров, мясное животноводство; 4 – полеводство и молочное животноводство; 5 – трехпольный севооборот с чистыми парами, лугами и выгонами; 6 – пастбищное скотоводство (производство мяса, масла, шерсти); 7 – неиспользуемые, но пригодные для освоения земли, примитивное охотничье хозяйство

Рис. 2. Модель размещения промышленного производства (по А. Веберу): Р – транспортный пункт; В1 В2 – рабочие пункты; А1, А2, А3, А4 – изодапаны
Линии, соединяющие точки пространства с равными транспортными издержками, Вебер называл изодапанами. При этом изодапана, в пределах которой транспортные затраты совпадают с экономией затрат на рабочих издержках, является критической для данного рабочего пункта. Например, если для рабочего пункта В1 критической изодапаной является^, то предприятие целесообразнее разместить в транспортном пункте;. Если же критической изодапаной является Л4, то предприятие выгоднее разместить в рабочем пункте В1.

В 1913 г. немецкий географ Феликс Ауэрбах на основе обширного фактического материала доказал зависимость между численностью населения города и его рангом в иерархии городских поселений:

Рп = Р/N,

где Рп – численность населения города n–го ранга; Р1 – численность населения города 1–го ранга; N – ранг исследуемого города.

Позже закономерность «ранг—размер» получила название «правила Ципфа», по имени известного американского экономиста, занимавшегося исследованиями в этой области.

Работы по исследованию функциональной организации пространства в Южной Германии (теория «центральных мест») сделали известным Вальтера Кристаллера (1893–1969). Его научный труд «Центральные места в Южной Германии» был опубликован в 1933 г. Ученый разработал «идеальную» модель расселения на равнине, которая представляет собой сочетание «центральных мест» разных иерархических уровней с зонами тяготения. По Кристаллеру, полный и наиболее компактный (с точки зрения «центральных мест») охват территории возможен только тогда, когда она покрыта шестиугольниками, напоминающими пчелиные соты. При этом шестиугольник – последний из правильных многоугольников, которым можно замостить пространство без разрывов и наложений, своими свойствами максимально приближен к кругу (компактность, равнодоступность всех точек границ и пр.). Эта модель получила название «решетка Кристаллера» (рис. 3).


Рис. 3. Варианты размещения «центральных мест» (по В. Кристаллеру): а – центры обслуживания находятся в узлах решетки; б – центры обслуживания находятся на ребрах решетки
Существует два варианта «решетки»: города (центры обслуживания) находятся либо в узлах «решетки», либо – в серединах ее ребер. В первом случае обслуживание территории обеспечивается минимальным числом «центральных мест», во втором – минимизируются расстояния между ними.

Проблема «оптимального замощения территории» с точки зрения минимума расходов на перемещение и поддержание границ была изучена И. Кеплером в начале XVII в. Кеплер нашел три решения этой проблемы: правильный треугольник, правильный квадрат и правильный шестиугольник. Из этих трех геометрических фигур именно шестиугольник позволяет в наибольшей степени сохранить преимущества круга. Он уступает кругу по экономичности (как с точки зрения доступности, так и по протяженности периметра). Пространственную теорию рынков сбыта товаров («конус спроса»), позволяющую определить оптимальные границы экономических районов (рис. 4), разработал в 1943 г. Август Лёш (1906–1945).



Рис. 4. Модель пространственной организации хозяйства в зависимости от рынка сбыта, транспортных издержек и расселения населения (по А. Лёшу): а – «конус спроса» с круглым основанием; б – «конус спроса» с шестиугольным основанием
В Германии в 1918–1939 гг. получило развитие одно из течений географической мысли, связанное с попыткой использования географических знаний в политике. Оно получило название геополитика. По Карлу Хаусхоферу (1869–1946), геополитика – это умение использовать географические знания для выработки и обоснования политики государства. Основы концепции геополитики изложены в труде шведского ученого–политика Рудольфа Челлена (1864–1922) «Государство как форма жизни» (1916), где государство сравнивалось с организмом, для роста которого требуется пространство (налицо дальнейшее развитие идей Ратцеля). В 1920–е годы в Германии был образован Институт геополитики во главе с генерал–майором, президентом Германской академии наук К. Хаустофером, оправдывающий агрессивность Германии необходимостью борьбы за жизненное пространство.

Геополитика по сути – одно из проявлений географического детерминизма в общественной жизни. Одна из концепций геополитики – противоречие между морскими и океаническими державами Запада (Афины в античный период, Англия в Новое время, США в конце XX – начале XXI в.) и континентальными державами Востока (например, Германия, Россия). Первые ориентированы на коммерцию, демократичны. Вторые – агрессивны во внешней политике, авторитарны – во внутренней.

В послевоенной Германии детерминизм физической географии сменился своего рода «культурным детерминизмом» – социальной географией. Цель нового научного направления состояла в изучении особенностей культурного ландшафта, но с ясно выраженной установкой на то, что главной силой, преобразующей ландшафт, служит человеческое сообщество с его позициями, целями и техническим оснащением.
Литература:


  1. Введение в экономическую и социальную географию : учеб. пособие для вузов / М. Д. Шарыгин, В. А. Столбов. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Моро-Дефарж Ф. Введение в геополитику. – М.: Конкорд, 1996.

  3. Экономическая и социальная география: Основы науки: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.


Реклама:





Скачать файл (215 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru