Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы для сдачи кандидатского минимума по специальности 13.00.08 - файл 1.doc


Ответы для сдачи кандидатского минимума по специальности 13.00.08
скачать (604.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc605kb.09.12.2011 01:07скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
13.00.08

1. Методология и методы профессиональных педагогических исследований

  1. Предмет профессиональной педагогики. Основные категории профессиональной педагогики: профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное развитие человека.

Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования.

Система профессионального образования включает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием.

Педагогическая система и педагогический процесс находятся в органической связи друг с другом. С одной стороны, педагогический процесс осуществляется в педагогической системе. С другой стороны, педагогическая система обусловливает цели, задачи и содержание педагогического процесса.

Предмет профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер: «педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования

Основные функции профессиональной подготовки:

теоретическая функция: изучение передового опыта профессионального образования (описательный уровень), выявление состояния профессионального образования (диагностический уровень), проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень);

технологическая функция: разработка методических материалов, планов, программ, учебных пособий по профессиональному образованию (проектный уровень), внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень), анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Профессиональная педагогика, как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики решает следующие задачи.

Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.

Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.

Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.

Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.

Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.

Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.

Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования.

Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.



  1. ^ Основные проблемы профессиональной педагогики

    Основные проблемы профессиональной педагогики: взаимосвязь, взаимопреемственность общего и профессионального образования; политехническая направленность профессионального образования; специфика основных компонентов профессионально-педагогического процесса - теоретического обучения, практического (производственного) обучения, учебного проектирования, производственной практики в подсистемах начального, среднего и высшего профессионального образования; профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность; специфика воспитательной работы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

  1. ^ Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.
Профессиональная ориентация - комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных:
- на формирование профессионального призвания;
- на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.
Основными формами профессиональной ориентации являются:
- профессиональное просвещение;
- профессиональное самоопределение;
- профессиональное консультирование;
- трудоустройство;
- профессиональный отбор;
- профессиональная адаптация и др.

Профессиональная пригодность как соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности:
- определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особенностей человека;
- имеет конкретный объект реализации (определенная категория людей и вид деятельности, этап профессионализации);
- отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (качества личности, способности, физическое развитие и т. д.);

  • является динамическим свойством системы деятельности (развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда).

  • Профессиональная пригодность – сответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности.

Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда»

три критерия оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности [Березин, 1988]:

1)  успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность);

2)  способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);

3)  осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

  1. ^ Специфика воспитательной работы в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

К специфическим особенностям организации воспитательной деятельности учреждений начального профессионального образования можно отнести следующее:

1. Ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения начального профессионального образования предлагают своим абитуриентам и учащимся не только наиболее перспективные специальности, но и проводят с ними специальные деловые игры, социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров.

2. Перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания. Педагогические коллективы работают над созданием механизма развития способностей учащихся к самоопределению, саморазвитию и самореализации.

3. Компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Сохранение роли семьи в воспитании заставляют всех работников НПО в особенности уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни.

4. Четвертое условие, отражающее специфику воспитательной работы учреждений начального профессионального образования - профессионализм педагога. Субъектом воспитательной деятельности в любой педагогической системе является педагог - носитель ценностных ориентаций, культуры. В связи с этим в педагогической теории постоянно уделяется большое внимание разработке различных аспектов проблеме подготовки будущего учителя. [2-с.2]

  1. ^ Принципы профессионально-педагогического познания

Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого; симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.

ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ. Предполагает, что научное управление должно учитывать законы и закономерности, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления.

Если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую связь внутри исследования

  1. ^ Понятие об исследовательских подходах

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Личностно-деятельностный подход подразумевает управление учебной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности 

Содержательный и формальный подходы взаимосвязаны и взаимо обусловлены. Как правило, формальному рассмотрению предмета должен предшествовать его содержательный анализ. В то же время формализация — перевод на искусственный язык содержательного знания дополняется и обратным процессом — интерпретацией, содержательным истолкованием формальных результатов.

Причем, необходимо отметить, что формальный подход вовсе не обязательно напрямую связан с количественным подходом (см. ниже). Так, в некоторых педагогических работах при построении содержания обучения используются элементы топологии, теории графов, которые, хотя и являются разделами математики, вовсе не оперируют понятиями величин, чисел.

Содержательный подход, как нетрудно догадаться по его названию, требует обращения к содержанию изучаемых явлений и процессов, выявления совокупности их элементов и взаимодействий между ними, определяющих основной тип, характер этих явлений, процессов; обращения к фактам, данным наблюдений, опыта и выведения из них посредством абстракций, анализа, синтеза теоретических заключений.

Формальный же подход (не несет в себе никакого негативного смысла, как мы привыкли, например: формализм знаний, формальное отношение бюрократа и т. п.) предусматривает извлечение из изучаемых процессов, явлений лишь устойчивых, относительно неизменных моментов, которые рассматриваются как бы в «чистом» виде, вне связи со всем процессом, явлением в целом. Формальный (иногда его называют формализованным) подход позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления.

При этом любое применение математического аппарата, математических моделей любых патопсихологических явлений, процессов, применение любых символьных или формульных языков — это реализация формального подхода.

Пример 1.

Изучается неуспеваемость школьников.

Содержательный подход - выявление социальных причин этого явления.

Формальный подход - установление же статистических закономерностей динамики его изменения по годам или распределения по регионам.

Пример 2.

Изучается процесс внедрения результатов педагогических исследований в практику образования.

Формальный подход - оценивается процент публикаций, используемых учителями в учебном процессе

Содержательный подход - изучается, какие именно научные идеи получили воплощение в практике.

Логический и исторический подходы.

Диалектический принцип историзма предполагает единство логического и исторического способов познания в процессе исследования развивающихся объектов. Логический способ воспроизводит исследуемый объект в форме его теории, а исторический — в форме его истории. Они, естественно, дополняют друг друга.

Логический подход предусматривает рассмотрение каждого педагогического явления, процесса в той точке его развития, которой оно достигло к настоящему времени; в этом случае в исследовании доминируют абстрактно-теоретические построения.

Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретно-исторического генезиса (происхождения) и развития объекта, исследование и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта; в этом случае в исследовании доминируют конкретные исторические факты.

К сожалению, в исследованиях, часто допускается ошибка, когда в одной строке, ссылаются на авторов и 50—60-х годов, и 80—90-х годов. Но ведь это уже совершенно разные взгляды на психику.

Поэтому можно порекомендовать, по возможности, применять логико-исторический подход, когда раскрытие изучаемой проблемы соединяет как исторический подход (историческое развитие психологических явлений, процессов и теорий), так и логический подход (современное состояние явлений, процессов, а также идей и теорий, их взаимосвязи). Причем, в логико-историческом подходе преобладает логический аспект. Возможен еще историко-логический подход, в котором, в отличие от логико-исторического подхода, преобладать будет исторический аспект.

Качественный и количественный подходы

Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность самому себе, а также принадлежность к классу однотипных с ним явлений, процессов.

Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности при­сущих им свойств, выражаемых в величинах и числах.

Оценка количественных характеристик предметов, явлений, процессов начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе явлениям, процессам. Это выявление общих свойств как бы стирает качественные различия последних и приводит к некоторому единству, делающему возможным измерение. Например, каждый учащийся — неповторимая личность, и введение каких-либо количественных характеристик, оценивающих в целом личности разных учащихся, естественно, невозможно. Но учащихся можно сравнивать по каким-либо единым показателям — по росту, весу, успеваемости и т. д., т. е. по некоторым общим свойствам, присущим каждому из них.
^

Феноменологический и сущностный подходы.


Феноменологический (от слова феномен — явление) направлен на описание внешне наблюдаемых, как правило, изменчивых, характеристик того или иного изучаемого явления, процесса.

Этот подход также вполне правомерен на определенных этапах психологического исследования, однако, многие исследования, которые справедливо обвиняются в описательности, к сожалению, на этом и заканчиваются без попыток выявить причины, внутренние механизмы и движущие силы явлений и процессов.

Сущностный направлен на выявление внутренних, глубинных устойчивых их сторон, механизмов и движущих сил.

Единичный и общий (обобщенный) подходы.

Единичный подход, как понятно по его названию, будет направлен на изучение отдельных психологических явлений, процессов, общий подход — на поиск их общих связей, закономерностей, типологических черт.

Поскольку перечисленные классификации подходов по парным категориям диалектики независимы, каждое конкретное психологическое исследование будет характеризоваться их определенным набором. Причем, нередко разные задачи одного и того же исследования могут решаться разными наборами подходов.

  1. ^ Методы исследования в профессиональной педагогике.

Теоретические методы  исследования: Анализ = разложение на составные части. Различают: анализ литературных источников (как правило, ретроспективный) и анализ нормативных документов, таких как УП, образовательные стандарты, программы. В большинстве случаев анализ предшествует синтезу или обобщению.
Моделирование используется для схематического изображения исследуемых систем. Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала и способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте. Можно смоделировать педагогическую систему, ситуацию общения, речевые образцы.
Обобщение данных
  1   2   3   4   5



Скачать файл (604.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации