Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Основные аспекты общения - файл 1.doc


Контрольная работа - Основные аспекты общения
скачать (122 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc122kb.09.12.2011 01:07скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Основные аспекты общения: цели, содержание, средства, функции, потребности, виды.
Человек — существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроения, состояние его здоровья. Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком другого человека.

Цели общения.

Цели общения могут быть разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Также цели можно разделить на функциональные и объектные.

Функциональные цели общения:

  • оказание помощи другому человеку;

  • получение помощи;

  • поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);

  • поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

  • самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

  • приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

  • изменение мнения, намерения, поведения другого человека.

Объектные цели связаны с выбором партнера по общению.


Содержание общения

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к другому. Это могут быть сведения о внутреннем состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Человек может передавать информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение могут передаваться данные об эмоциональном состоянии (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить собеседника на контакт. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость. Содержание общения может быть:

  • Материальным - обмен предметами и продуктами деятельности

  • Когнитивным - обмен знаниями

  • Кондиционным - обмен психическими или физиологическими состояниями

  • Мотивационным - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями

  • Деятельностным - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.


Средства общения

Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. По средствам общение может быть:

  • Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов,

данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

  • Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и

орудий)

  • Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения

  • Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Вербальные и невербальные средства общения

Вербальным средством общения является речь. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации и как способ взаимодействия с собеседником. Вербальные (речевые средства): лексика, стилистика, грамматика, семантика, правильность произношения, ударения, словоупотребление, формообразование, стиль.

Невербальными средствами общения являются жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровне, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Невербальные (неречевые) средства общения: 1.оптокинетические: жестикуляция, мимика, пантомимика - движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики.

2.паралингвистические: интенсивность, тембр, интонация, качество, диапазон тональность голоса.

3.экстралингвистические: паузы, темп речи, связность речи, смех, покашливание,

заикание.

4.проксемические: физическая дистанция контакта: персональное, социальное, публичное пространство, угол поворота к собеседнику.

5.тактильные действия: рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживания, касания, пощечины удары.

6.ольфакторные - связанные с запахом.

Функции общения.

Существует множества функций общения, и выделяются они в соответствии с содержанием общения. Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга. Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия) и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека).

Также по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

  1. контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимоориентированности;

  2. информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;

  3. побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;

  4. координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;

  5. понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;

  6. амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

  7. установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;

  8. осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

По своему назначению общение многофункционально. В психологии выделяется пять основных функций.

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом общении и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.

5. Внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.
Потребности в общении.

Многие исследователи, психологи выделяют девять групп коммуникативных потребностей:

1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;

2) в принадлежности к социальной общности;

3) в сопереживании и сочувствии;

4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;

5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;

6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;

7) в постоянном обмене опытом, знаниями;

8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;

9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.
Виды общения.

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации. Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники). В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам:

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной.

Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

«Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает – «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Деловое общение

Деловое общение - процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности. Содержанием делового общения является обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определенной цели и решение конкретной проблемы. Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Виды делового общения.

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся:

  • Приветственная речь;

  • Торговая речь (реклама);

  • Информационная речь;

  • Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

  • Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

  • Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

  • Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

  • Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

  • Дискуссия;

  • Совещание (собрание);

  • Пресс-конференция.

  • Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

  • Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

Особенности делового общения.

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия. Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения. Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временной рамки общения. Важная особенность делового общения — это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т. п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность. К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Деловое общение требует и более строгого отношения к использовано его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов, архаизмов и др.).

Этапы делового общения

  • установление контакта

  • ориентация в ситуации

  • обсуждение вопроса, проблемы

  • принятие решения

  • выход из контакта.

Любое общение начинается с установления контакта. Задача данной фазы состоит в том, чтобы побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей, для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Для этого важно продемонстрировать собеседнику доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не следует торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим доброжелательную атмосферу. «Ориентация в ситуации» помогает определить стратегию и тактику делового общения. Вам предстоит развить у партнера интерес к общению, вовлечь его в круг совместных интересов. Необходимо создать непринужденную обстановку общения. Здесь будет уместна похвала в адрес собеседника, сообщение интересной информации, напоминание о приятных событиях. Необходимо достичь негласной договоренности с партнером о распределении ролей. Если, например, партнер избрал роль «мудрого наставника», то надо либо добиваться равного распределения ролей собеседников, либо, если это не удается, принять роль «почтительного ученика». В процессе обсуждения вопроса, проблемы, важно подчеркивать сходство позиций. Это позволит сблизиться с партнером. Если это не удалось и возникли разногласия, то выражать контрастные фразы следует так, чтобы они не носили личностного характера и не задели партнера. В такой ситуации следует максимально проявить умение слушать и умение убеждать. Ни в коем случае нельзя проявлять категоричность в своих суждениях. Это, вызовет немедленную негативную реакцию собеседника. Надо попытаться самому понять причины несогласия, и если даже решение не будет найдено, вам станет известна точка зрения партнера и это явится прологом последующего с ним разговора. В заключение надо красиво, приветливо выйти из контакта.

Пространственная ориентация: дистанция

Для достаточно эффективного делового общения очень важно правильно выбрать дистанцию между вами и собеседником. Для всех видов коллективного общения удобнее всего сохранять расстояние более 1,2 метра. Это так называемая "публичная зона". Отлично работает во время лекций, совещаний, на приеме больших групп посетителей. Для формальной беседы стоит выбрать "социальную зону". Это дистанция длиной 1,2 метра. Прекрасно подойдет для разговора с начальником или подчиненными, с новым сотрудником, партнером. А так же на такой дистанции общайтесь при случайных встречах и с малознакомыми людьми. Приблизив к себе собеседника на расстояние в полметра, вы впустите его в свою "личную зону". Этим вы покажете ему свое дружеское, доверительное отношение, что при деловом общении немаловажно. Поддерживать такую дистанцию удобно при разговоре с хорошо знакомыми людьми, с коллегами по работе, с партнерами по бизнесу. Находясь на расстоянии в полметра, вам и собеседнику легче будет уловить эмоциональный настрой друг друга, решить совместные проблемы, продумать более эффективные способы сотрудничества. Дистанция размером 0,25 метра вряд ли подойдет для делового общения. Это "интимная зона". На таком расстоянии общаются с близкими людьми: детьми, родителями, любимыми, друзьями и родственниками. Если в эту зону попадет кто-то посторонний, вы, вероятнее всего, почувствуете дискомфорт. Поэтому постарайтесь не подходить так близко к деловым партнерам, к сотрудникам и коллегам по работе. Разве что нужно будет кого-то тепло поздравить или наоборот - утешить. Но тогда это уже будет далеко не деловое общение. Расстояние во многом зависит от степени открытости и защищенности человека.

Установление рапорта

Понятие «рапорт» в данном случаи, не имеет никакого отношения ни к военному слову «рапорт», ни к журналистскому репортажу. Раппорт — это международный общепринятый термин, использующийся при описании невербальной коммуникации. Мы устанавливаем раппорт при общении с людьми независимо от того, дружеское это общение или деловое. Французское слово «rapport» происходит от «rapprochement», что в переводе означает «создание (воссоздание) гармонии и дружественности в отношениях». Другими словами, установить раппорт — это значит создать доверительные отношения с другим человеком, поощрять его сотрудничать с нами, сочувствовать нам, сопереживать и делиться своими мыслями. Раппорт — основа хорошей коммуникации. Главное правило создания раппорта: необходимо подстраиваться под коммуникацию, которую осуществляет ваш собеседник. Подстраиваясь под другого человека, вы приобретаете сразу два преимущества. Во-первых, вашему собеседнику легче понять, о чем вы говорите, потому что вы владеете языком аналогичной невербальной коммуникации. Его подсознание не пытается перевести ваши сигналы на понятийные символы, потому что вы оба уже говорите на одном языке. Собеседнику больше не надо «фильтровать» информацию, поступающую от вас, а это значит, что риск недопонимания близится к нулю. Второе преимущество заключается в том, что собеседник начинает испытывать к вам симпатию. Это легко объясняется: подстраиваясь под вид коммуникации другого человека, вы тем самым демонстрируете, что вы похожи на него (или на нее). А людям нравятся те, кто похож на них. Исследования показывают, что мы принимаем на работу людей, похожих на нас по характеру. Мы выбираем в близкие друзья людей, с которыми нам так же комфортно, как с самим собой. Люди в той или иной мере должны подстраиваться друг под друга, но без ущерба для собственной личности. Установив раппорт, можно постепенно менять свое поведение, чтобы вызвать соответствующие изменения в поведении собеседника. Мы по очереди подстраиваемся друг под друга. Тот, с кем вам удалось установить раппорт, более восприимчив к вашим идеям и предложениям. Конечно, есть люди, с которыми практически невозможно установить раппорт. Такое тоже бывает, и это нормально. Необязательно устанавливать раппорт со всеми, но к этому нужно стремиться.

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность [лат. competens — надлежащий, способный] — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Единицами коммуникативной компетентности являются:

  • сферы коммуникативной деятельности;

  • темы, ситуации общения и программы их развертывания;

  • речевые действия;

  • социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарии их коммуникативного поведения);

  • тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;

  • типы текстов и правила их построения; языковые минимумы.

По данным ряда исследователей, успех человека в сфере постоянного делового общения на 85% зависит от его коммуникативной компетентности и лишь на 15% - от его узкой профессиональной подготовки. 7 из 10 уволенных сотрудников расстаются со своим местом не потому, что не справлялись со своими обязанностями, а из-за разногласий и конфликтов с коллегами. Поэтому можно смело сказать: именно умение конструктивно общаться с окружающими людьми часто становится главным фактором успеха для жизни и карьерного роста.

Этика делового общения

Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Главными регуляторами этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Нужно понимать, что этика делового общения важна не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Такой подход к ведение бизнеса является цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие – компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.

  2. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//

  3. Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.

  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.

  5. Хенрик Фексеус.«Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими / РИПОЛ классик; Москва; 2010

  6. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1991

  7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д: «МарТ», 2002.








Скачать файл (122 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru