Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы и ответы - Педагогика и психология высшей школы - файл 01.doc


Вопросы и ответы - Педагогика и психология высшей школы
скачать (680.9 kb.)

Доступные файлы (62):

01.doc48kb.29.04.2010 01:50скачать
02.doc44kb.29.04.2010 01:50скачать
03.doc38kb.29.04.2010 01:51скачать
04.doc47kb.29.04.2010 01:52скачать
05.doc47kb.29.04.2010 01:52скачать
06.doc42kb.29.04.2010 01:53скачать
07.doc88kb.29.04.2010 01:54скачать
08.doc39kb.29.04.2010 01:54скачать
09.doc42kb.29.04.2010 01:54скачать
10.doc35kb.29.04.2010 01:55скачать
11.doc57kb.29.04.2010 01:56скачать
12.doc31kb.29.04.2010 01:57скачать
13.doc38kb.29.04.2010 01:57скачать
14.doc39kb.29.04.2010 01:57скачать
15.doc36kb.29.04.2010 01:58скачать
16.doc33kb.29.04.2010 01:58скачать
17.doc39kb.29.04.2010 01:58скачать
18.doc35kb.29.04.2010 01:59скачать
19.doc40kb.29.04.2010 01:59скачать
20.doc35kb.29.04.2010 02:00скачать
21.doc36kb.27.04.2010 21:56скачать
22.doc26kb.27.04.2010 21:53скачать
23.doc29kb.27.04.2010 22:01скачать
24.doc30kb.27.04.2010 22:13скачать
25.doc31kb.27.04.2010 22:09скачать
26.doc34kb.27.04.2010 22:23скачать
27.doc40kb.27.04.2010 22:20скачать
28.doc32kb.27.04.2010 23:04скачать
29.doc26kb.27.04.2010 23:51скачать
30.doc34kb.27.04.2010 23:59скачать
31.doc36kb.28.04.2010 00:02скачать
32.doc43kb.28.04.2010 00:09скачать
33.doc35kb.28.04.2010 00:14скачать
34.doc29kb.28.04.2010 00:42скачать
35.doc31kb.28.04.2010 00:48скачать
36.doc36kb.28.04.2010 00:56скачать
37.doc31kb.28.04.2010 01:00скачать
38.doc31kb.28.04.2010 01:04скачать
39.doc34kb.28.04.2010 01:07скачать
40.doc39kb.28.04.2010 01:12скачать
41.doc30kb.28.04.2010 19:52скачать
42.doc34kb.28.04.2010 19:59скачать
43.doc30kb.28.04.2010 20:03скачать
44.doc36kb.28.04.2010 20:13скачать
45.doc34kb.28.04.2010 20:17скачать
46.doc35kb.28.04.2010 20:22скачать
47.doc35kb.28.04.2010 20:31скачать
48.doc33kb.28.04.2010 20:45скачать
49.doc35kb.28.04.2010 20:59скачать
50.doc27kb.28.04.2010 21:09скачать
51.doc51kb.29.04.2010 02:01скачать
52.doc37kb.29.04.2010 02:02скачать
53.doc38kb.29.04.2010 02:02скачать
54.doc35kb.29.04.2010 02:03скачать
55.doc40kb.29.04.2010 02:03скачать
56.doc44kb.29.04.2010 02:03скачать
57.doc43kb.29.04.2010 02:04скачать
58.doc42kb.29.04.2010 02:04скачать
59.doc37kb.29.04.2010 02:05скачать
вопросы по психологии и педагогике.doc36kb.27.04.2010 01:48скачать
Ответы к зачету по ПиПВШ (1-20+ с 51 по 59).doc489kb.29.04.2010 02:05скачать
Ответы к зачету по ПиПВШ (1-20+ с 51 по 59 заебался!!).docx172kb.29.04.2010 02:01скачать

содержание
Загрузка...

01.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Педагогика высшей школы в системе педагогических наук


Система педагогических наук

      Педагогическая мысль развивалась в недрах религии (верований) и философии. Достаточно назвать хотя бы “Веды” — главные четыре священные и другие книги древних индийцев, созданные в XII-VII веках до н.э. (по другим данным — с середины 2-го тысячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). В них обсуждались проблемы космологии, теологии (богословия), онтологии (учения о бытии), теории познания и т.д. Они имели прямое отношение к формированию умозрительных взглядов на воспитание. Сошлемся также и на Библию — священное писание иудаизма и христианства: Ветхий Завет (XII-II вв. до н.э.) и Евангелие (2-я половина 1-го — начало П в.)- В них отражены нормы поведения людей в соответствии с кодексом христианской морали (заповеди, притчи, мифы). Тысячелетия христиане воспитывали и учили молодое поколение жить в соответствии с этими заповедями и канонами. Эти нормы стали также предметом теоретических рассуждений о воспитании. Ислам, или мусульманство, — одна из четырех мировых религий (возник в начале VII века) также содержит предписания о поведении людей в различных ситуациях, толкования учения Мухаммеда — основателя ислама.
      Так в разных религиях в течение тысячелетий складываются теоретические суждения о воспитании, готовя почву для возникновения существующей самостоятельной науки.
      Обратимся к философии как к прародительнице теории воспитания. У философии античности можно найти много педагогических идей. Это и неудивительно: они были не только “любителями мудрости” (т.е. философами в собственном смысле), но и распространителями знаний, своих учений. Это и Демокрит (около 460 г. до н.э. — прожил более ста лет, точный год смерти неизвестен), и софисты — странствующие философы Афин (V в. до н.э.), Сократ (V в. до н.э.), Платон (427-347 г. до н.э.) и Аристотель (384-322 г. до н.э.) — основатели академии и гимназии. Схоластическая философия XII—XIII веков (Петр Абеляр, Фома Аквинский и др.), арабская философия, проникшая в Западную Европу (VIII-XIV вв.), — все это дало толчок развитию педагогической мысли и созданию университетов. Философия эпохи Возрождения утверждала в жизни педагогические идеи гуманизма (Витторино да Фельтрэ, Рабле, Монтень — XIV-XVI вв.).
      Утопический социализм Т. Мора (XVI в.) был философской основой всеобщего обязательного обучения, трудового воспитания. Сенсуалистическая философия Ф.Бэкона (1561-1626) впоследствии стала основой наглядного обучения. Д. Локк, английский философ (1632-1704), объявил опыт единственным источником всех идей, не исключая педагогических. Немецкий ученый Иммануил Кант (1724-1804), философ и педагог, утверждал принцип самоценности личности. Взгляды другого немецкого философа Фридриха Шеллинга (1775-1854) послужили основой идеи деятельностного начала в образовании. Идея историзма в педагогике идет от Георга Гегеля (1770-1831). Взгляды Р. Оуэна (1771-1858) на коммунистическое общество дали толчок развитию трудового обучения в области промышленности и политехнического обучения. Философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на коммунистическое общество стали впоследствии основополагающей концепцией развития всей системы коммунистического воспитания в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах и философской основой социалистической педагогики.
      Педагогическая мысль была и результатом привлекательных и продуктивных догадок, интуиции ученых людей. Она обогащалась эмпирическим опытом многих систем обучения и воспитания в течение столетий у разных народов. Мысль, подкрепленная опытом (как положительным, так и негативным), бесконечно многими наблюдениями, создала условия для становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний. Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) опубликовал в 1623 г. трактат “О достоинстве и приумножении наук”. В нем он впервые включил педагогику в свою классификацию наук. А возникновение педагогики как науки связывают с именем великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670), потому что он один из первых мыслителей стал доказывать наличие универсальных законов и закономерностей развития человека от рождения до конца жизни. За основу этих законов он взял всеобщие законы природы — идею природосообразности. Правда, Я, А. Коменский эту отрасль знаний о воспитании и образовании назвал дидактикой. Название же ” педагогика” закрепляется позднее.
      Немецкие ученые (но не только они) основоположником педагогики как науки считают И. Ф. Гербарта (1776—1841). Ему принадлежит попытка разработать педагогику как теорию, фундаментом которой стали бы философия, психология и этика. А термин “педагогика” для обозначения теории воспитания закрепляется в конце XVIII — начале XIX века. В конце XVIII и первой половине XIX в. плеяда выдающихся немецких философов разрабатывала также и проблемы воспитания. Так, в книге “Иммануил Кант о педагогике”, подготовленной его учеником Ф. Т. Ринком (F. Th. Rink, “Immanuel Kant iiber Padagogik”, 1803), термин “педагогика” уже использован в теоретическом значении. Г. Гегель (1770-1831) в “Энциклопедии философских наук” (1817 г.) говорит: “Педагогика есть искусство делать человека нравственным …”, -— здесь термин “педагогика” также отнесен к теории воспитания. И. Ф. Гербарт в 1806 г. издает книгу “Общая педагогика, выведенная из целей воспитания”, где термин “педагогика” также использован в теоретических рассуждениях о воспитании и образовании. Еще один исторический факт. М. -А. Жюльен Парижский (1775-1848) в 1817 г. опубликовал брошюру “Очерк и предварительные заметки к исследованию по сравнительной педагогике”, в которой “педагогика” фигурирует как научный термин.

Все эти факты подтверждают, что “педагогика” как понятие науки о воспитании и образовании входит в обиход на рубеже XVIII и XIX столетий. В начале XIX в. педагогика окончательно отделилась от религии и философии и стала самостоятельной. Постепенно возникли новые ее отрасли и со временем сложилась целая система педагогических наук.

I. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности образования, воспитания и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них.

II. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода. Есть специальная отрасль педагогической науки — андрогогика (от греч. andros — взрослый человек и agoge — руководство, воспитание). Андрогогика разрабатывает проблемы воспитания взрослых людей от 18-20 лет до старости в процессе повышения квалификации, непрерывного образования, курсовой подготовки и переподготовки специалистов. В последнее время появилась геронтология (от греч. geron — старик и логия — учение). Этот раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организма, дополняется исследованием особенностей воспитания старых людей, т.е. тоже превращается в науку педагогическую.

      III. Отраслевая (или специальная) педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная, в том числе военная, правовая, общественных организаций и объединений (социальная педагогика), культурно-просветительной работы, исправительно-трудовая (пеницентиарная), верований. Особое место занимает в этой системе так называемая педеуто-логия — отрасль науки, которая занимается изучением особенностей профессиональной подготовки учителей; назовем также педагогику общения.
      IV. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и logos — учение)— группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии: тифлопедагогика (воспитание и обучение слабовидящих и слепых), сурдопедагогика (воспитание и обучение глухих, слабослышащих и глухонемых), логопедия (воспитание и обучение детей с нарушением речи), олигофренопедагогика (воспитание и обучение детей с недостатками и отклонениями в умственном развитии).
      В последнее время за этими разделами воспитания закрепляется название коррекционной педагогики,
      V. Частные методики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т.д. Также методики воспитания в разных направлениях: физического, художественного, трудового, экологического, нравственного и т.д. Частные методики разрабатывают специфические вопросы обучения: формы, методы, приемы, организацию — по конкретному учебному предмету или особенные формы и методы воспитательной работы по ее важнейшим направлениям.
      VI. Сравнительная (компаративная) педагогика — относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане. Она изучает международный педагогический опыт для того, чтобы взаимообогатить национальные педагогические культуры.
      VII. История педагогики изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мусли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней. Она подразделяется на историю зарубежной и отечественной педагогики. Как и общая педагогика, история педагогики охватывает всю систему педагогических наук, поскольку каждьЧй вид педагогики имеет свою особенную историю возникновения, развития и становления в самостоятельную науку.
      VIII. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х годов, т.е. насчитывает еще только четверть века. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики как ее теоретическое осмысление. Она анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.
      IX. Информационная педагогика занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием. Это — молодая, активно развивающаяся, перспективная отрасль педагогики.
      Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.


Скачать файл (680.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru