Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы для сдачи кандидатского минимума по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования по педагогическим наукам - файл 1.doc


Ответы для сдачи кандидатского минимума по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования по педагогическим наукам
скачать (1167.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1168kb.09.12.2011 01:23скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВОПРОСЫ

для кандидатского экзамена по специальности

13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»

по педагогическим наукам


  1. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки.

Слово «педагогика» употребляется в 4 значениях:

как явление жизни, то есть как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства.

Как наука, изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства.

Как учебная дисциплина, содержащая достижения педагогической науки и связывающая их с педагогической практикой.

Как педагогическая практика, воплощающая рекомендации и положения системообразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в живую работу с людьми.

Педагогика как наука: наука является одной из форм общественного сознания, наряду с искусством. Наука представлена закономерностями. Формирование закономерности образования, воспитания, обучения – ее социальные функции. Педагогика связана со всеми формами общественного сознания, так как социум влияет на педагогику, а педагогика на социум.

Педагогика как наука представляет собой особую сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, ориентированных на познание педдействительности, производство системы достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития, самосовершенствования людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем.

^ Объект педагогики. А.С. Макаренко в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)”. При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

^ Предмет педагогики. Образование изучает не только педагогика. Его изучают и другие науки, которые вносят ценный и необходимый вклад, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука - педагогика.

^ Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

^ Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В. Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.



  1. ^ Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.

    Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

    Введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

    Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. Гуманистическое, личностно-ориентированное образование

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось воспитание вместе с первыми людьми. Наука о воспитаний сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда воспитание, образование стали играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460— 370 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Вопросов педагогики касались крупные древнегреческие мыслители: Сократ (469—399 до н.э.), его ученик Платон (427—347 до н.э.), Аристотель (384—322 до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана (35— 96). Труд Квинтилиана долгое время был важной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160—222), Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.

Но не только подавлением свободомыслия отмечен этот период в истории науки. Общеобразовательную школу с ее главными атрибутами придумали иезуиты, основателем ордена которых, был И. Лойола (1491—1556). В 1522 г. он написал книгу «Духовные упражнения», где изложил основы и приципы функционирования новой, неизвестной еще школы. Типовые программы иезуитов регламентировали весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать те или иные спорные вопросы, как учить географии или иностранным языкам. Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. И. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. Иезуиты привозили с собой программы и учебники, напечатанные в типографиях «Общества Иисуса», открывали школы, куда мог записаться каждый. Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс — это общество в миниатюре. Учеников делили на звенья, назначали звеньевых. Лучших сажали на почетное место, награждали знаками отличия, всячески пробуждая тщеславие и желание выделиться. Золотые и серебряные медали за успехи в учебе — тоже изобретение иезуитов.

Силу иезуитской педагогики оценил и К. Д. Ушинский: «Тайна силы иезуитской педагогики... заключалась в том, что иезуиты не ограничивались одним учением и поверхностным наблюдением, но прежде всего старались покорить своему влиянию душу воспитанника. Они в этом случае не отступали от своего правила и не были слишком разборчивы на средства». Эпоха Возрождения дала миру целый ряд ярких мыслителей, педагоговгуманистов, в числе которых — итальянец В. Фельтре (1378—1446), голландец Эразм Роттердамский (1469—1536), французы Ф. Рабле (1494—1553) и М. Монтень (1553—1592).

Революционные преобразования в науке о воспитании связаны с именем великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей me утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения — например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогической теории.

В отличие от Я. А. Коменского, английский философ и педагог Д. Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713—1784), К. Гельвеции (1715—177L), П. Гольбах (1723—1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712—1778). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога И. Песталоцци (1746—1827). Немецкий философ И. Гербарт (1776—1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами, ставшими теоретической базой для авторитарной педагогики, введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся. Другой выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790—1866) плодотворно занимался исследованием многих важных проблем, но более всего изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.


  1. ^ Система антропологических наук и место в ней педагогики. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.

Человек и педагогика: педагогика стала неотъемлемой частью цивилизованности современного человека, так как забота о собственной воспитанности, образованности, облученности, развитости и их непрерывном совершенствовании – в интересах каждого человека. Любому взрослому, имеющему детей, нужно иметь педагогический опыт. Есть 5 видов связи профессиональной деятельности и педагогики:
1) проявление в деятельности и ее результатах собственных педагогических особенностей профессионала – его общей и проф воспитанности, образованности, облученности, проф мастерства, опыта и т. д.

2) зависимость трудовой карьеры от жизненного пути человека от непрерывного самосовершенствования себя как личности и профессионала: то, что приобрел человек в уч заведении – лишь начало, в процессе труда меняются качество, навыки, умения и т.д.

3) влияние на карьеру профессионала и жизненные успехи находящегося в любом возрасте, воспитанности, образованности, облученности и развитости других людей, с которыми приходится вместе жить и работать, окружающую его среду.

4) связь решения определенных профессиональных и жизненных проблем с необходимостью использования рекомендаций и методов в педагогике. Особенно отчетливо это выступает в профессиях, связанных с работой с людьми, решением их проблем и влиянием на них: соц работника, юриста, журналиста и т.д. Такие профессии требуют понимания людей, индивидуального подхода, педагогически рассчитанного общения и .т.д.Занятие даже первичной руководящей должности, когда появляются подчиненные, порождает необходимость пользоваться пед рекомендациями более активно, заниматься их обучением и воспитанием, сплочением коллектива и т.д.

5) сознательное или бессознательное внесение своими действиями, продуктами труда изменений в условиях жизни других людей, оказывая при этом на них социально-педагогическое влияние. Гуманистические вопросы профессиональной деятельности приобрели особое значение, когда человек обязан думать, как его действия отразятся на других людях, их воспитанности, поведении и жизни.

Т. о. профессиональная деятельность независимо от воли и желаний каждого человека сталкивает его с пед явлениями, влияниями и зависимостями.

Практически все, что характеризует общество и деятельность государства, образует сферу педагогических влияний на население. Общество – социальная система, в числе системообразующих свойств и функций которой есть и педагогические.

    Современное общество стремительно движется к антропоцентричности - к состоянию, в котором социальные процессы, структуры общечеловеческой жизни вырастают из самого человека и замыкаются в нем, где вся социальная вселенная вращается вокруг человека. Признание приоритета интересов, прав и свобод не государства, не социальных групп, а суверенной человеческой личности составляет сущность такого антропоцентризма.

    Антропологический подход к образовательной деятельности, может быть понимаем как мировоззренческая; гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация его на человека как свою главную цель и ценность.

Человек целостен, любое педагогическое воздействие на него вызывает сложный эффект, производя изменение в физическом состоянии, эмоционально-нравственном настрое, когнитивных процессах и других характеристиках личности. Поэтому знание о сложных последствиях педагогического воздействия и планирование образовательного процесса с учетом его комплексных характеристик являются важнейшим условием эффективного педагогического труда.

В настоящее время педагогическая антропология имеет много разных толкований. Наиболее четко выделяются два подхода:

· педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, что предполагает определение ее предмета, объекта, методов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системе наук, прежде всего в системе педагогического и антропологического знания;

· педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро общей педагогики, которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания.

Ведущие идеи педагогической антропологии:

· целостность и неделимость духовной и биологической природы человека;

· субъективность человека как его сущностная характеристика;

· единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке;

· взаимосвязь индивидуального и социального в человеке;

· совокупность умственного, нравственного и физического в раз-витии человека;

· воспитуемость и обучаемость человека;

· пластичность всех личностных свойств.

Педагогическая антропология - «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский); философское течение, претендующее на создание целостного u всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов); педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества u познания (Б.М. Бим-Бад); наука о человеке в образовательном пространстве; философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; система педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека.

Цель педагогической антропологии - вскрытие антропологических закономерностей протекания процесса взаимодействия в системе «человек - человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принципов функционирования этого процесса, формирование категориального аппарата.

Объект - отношения «человек - человек» в системе образования.

Предмет педагогической антропологии - целостный человек в его становлении в процессе социализации u воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности.

Задачи педагогической антропологии:

· понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга;

· определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса;

· узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого;

· выяснить, насколько человек воспитаем и обучаем на разных этапах жизни;

· разобраться, как человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия;

· обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе;

· разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.


  1. ^ Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности.

Традиционными называются методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Этими методами пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци. Применяются они в науке и поныне. Их называют еще эмпирическими, интуитивными.

Традиционный подход к проблеме развития ребенка не знал различения развития личности и развития психики. Между тем подобно тому как личность и психика являются нетождественными, хотя и находятся в единстве, так и развитие личности (как системного социального качества индивида, субъекта общественных отношений) и развитие психики образуют единство, но не тождество (не случайно возможно словоупотребление: «психика, сознание, самосознание личности», но, разумеется, не «личность психики, сознания, самосознания»)

Инновационные – гуманистический, личностно-ориентированный

Нельзя сказать, что традиционная школа не ставила перед собой цель развития личности. Наоборот, эта цель декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности. Разрабатывались социально-педагогические модели этого развития, они описывались в виде социокультурных образцов, которыми требовалось овладеть. Личность понималась как носитель этих образцов, задаваемых идеологией, господствующей в обществе.

Всякое образование по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим и личностно-ориентированным. Проблема в другом: как понимать личность и где искать источники ее развития. Традиционная педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила из признания ведущей роли внешних воздействий (роли учителя, коллектива, среды), а не саморазвития отдельной личности. Ее модель была готова, а двигатели развития искались вне ее.

Аналогичным способом разрабатывались образовательные системы, они сводились в основном к разделению учащихся на сильных, средних и слабых; к педагогической коррекции через специальную организацию обучения; к делению учебного материала по степени сложности и определению уровня требований к овладению этим материалом. Средством развития способностей школьников считалась учебная деятельность, которая строилась как «эталонная» по своему нормативному содержанию и структуре. Индивидуальные способности определялись через обучаемость как способность к усвоению знаний.

Вспомним недавнее прошлое. Мы «переболели» и опорными сигналами, и теорией погружения, и педагогикой сотрудничества, и разного рода системами. Эта волна новаторства «захлестывает» нас вальдорфской педагогикой, школой диалога культур, развивающим обучением, гуманитаризацией образования и т.д. Пришло время построить новый подход в образовании, основанный на взаимодействии теории и практики, творчества и технологии, свободы и ответственности, возможностями и потребностями; предъявляющий значительно большие требования к организации образовательного процесса, чем это имело место при сменявших друг друга или дополнявших один другой подходах: информационном, организационно-деятельностном, технологическом, личностно-ориентированном.

Последний - привел к признанию различий в познавательных способностях личности, понимаемых как сложные психические новообразования, обусловленные генетическими, физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Организация знаний по научным направлениям (профильная дифференциация) и по уровню их сложности (уровневая дифференциация) признавалась основным источников личностно-ориентированного подхода к обучению. Создавалась ситуация, при которой дифференцированные формы педагогического воздействия определяли содержание личностного развития. Между тем неучет при организации личностно-ориентированного обучения дифференциации духовной (более личностно значимой для ученика) нередко порождал формализм в усвоении знаний – расхождение между воспроизведением знаний и их использованием, стремление скрыть личностные смыслы и ценности, жизненные планы и намерения, заменить их социальным заказом.

И все же нельзя не признать, что образование, ориентированное на каждую отдельную личность, по сути, остается лишь декларированным (выдается желаемое за действительное) пока в классе сидит 25 учащихся. Ни один педагог не способен организовать обучение так, чтобы оно отвечало требованиям 25-ти личностей, учитывало их когнитивные, перцептивные и креативные способности, и кроме этого в данном подходе выпадает такой важный компонент образования как воспитание.

Реализация современной концепции образования требует новых подходов к содержанию учебных дисциплин и образовательных областей, ко всей организации образовательного процесса, а также к подготовке учителя. В последние годы научной школой д.п.н. А.А.Макарени формируется новый подход в образовании, названный антропоэкологическим подходом. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика; подход, основанный на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития), на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д. Подход, учитывающий когнитивные (познавательные), перцептивные (от лат. perceptio – восприятие), креативные (творческие) способности и возможности,  обеспечивающий развитие всех сфер ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и т.д. в соответствии с его задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития, сохраняя при этом здоровье школьника.

Эффективность процесса образования зависит (и это не единственная зависимость) от формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В традиционном образовании учитель сообщает информацию, ученик воспроизводит ее, причем оценка во многом определяется полнотой и точностью воспроизведения; при этом упускается из вида, что усвоение материала связано с его осмыслением. Проблема заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы, а не только на уровне учитель-ученик.

Антропоэкологический подход предполагает развитие иного характера субъект-субъектных отношений и содеятельности:

- выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика - основная цель образования;

- изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития;

- разработку обучающих технологий, с учетом законов саморазвития и обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика путем его согласования с общественно-выработанным и социально-значимым опытом;

- направленность учителя на учебные возможности учащихся; построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты);

- с помощью метаобразовательных областей выход за рамки одного учебного предмета и даже существующей сегодня образовательной области и решать жизненно важные для него проблемы на интегральном уровне.

Междисциплинарный подход - это другая характерная черта новых моделей. Учащиеся должны уметь соотносить естественные науки с социальными проблемами, с математикой и гуманитарными науками, с искусством. Роль учителя в этих моделях - интегрировать знания и ценностные ориентации обучения, а не выступать простым передатчиком информации. Новые модели дают иную точку зрения на естественные науки и их преподавание. Приоритет отдается самоусовершенствованию учащихся, умение познавать и исследовать природу стимулирует самостоятельность и самонаправленность. Ведущая роль отводится внутреннему восприятию, личному опыту, в методиках делается акцент на наблюдения, регулярное ведение лабораторного журнала. Приветствуются виды занятий, требующие активной работы правого полушария головного мозга. Формируется личностное отношение к объектам изучения. При изложении материала используется сочетание экспериментов с теоретическими занятиями, предпочтение отдается явлениям повседневной жизни, а также тем, которые вызывают интерес у детей. Ученик - исследователь и активный участник обучения.

С позиций антропоэкологического подхода образование должно строиться не на изучении отдельных дисциплин, а на базе исследования проблем реального мира.

программы должны начинаться не с изучения вопросов исторического становления определенной науки, а с определения сути и причин возникновения определенной глобальной проблемы человечества и поиска альтернативных методов ее решения.

Таким образом, выделим организационно-педагогические принципы функционирования антропоэкологической школы:

Глубокое знание человеческой природы: учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, саморазвития и самореализации.

Приоритет индивидуальности, самоценности и самобытности ребенка, активного носителя субъектного опыта. В образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением культурно-исторического опыта и субъектного опыта ученика, реализуемого им в учении.

Саморазвитие ученика как личности, а затем индивидуальности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

Образование есть единство трех взаимосвязанных составляющих: обучения и воспитания, управляемых извне; и развития, управляемого внутренними закономерностями. Основным результатом образования должно быть формирование всех способностей ученика.

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие всех сфер ребенка в соответствии с его задатками и способностями, его интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития, сохраняя при этом его здоровье.

Конструирование и реализация образовательного процесса осуществляется на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования (толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и сотрудничетво, направленные на

обмен различного содержания субъектного опыта путем создания педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность;

создание обстановки естественного самовыражения, применение активных форм общения (диалог, обсуждение, дискуссия, полемика);

создание атмосферы заинтересованности;

 использование дидактического материала, позволяющего выбирать вид и форму учебной работы и содержания в соответствии с интересом и способностями;

 оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления находить свой способ работы, решения, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Процесс развития образовательной системы в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся системой. В результате педагогического управления образовательной системой и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности ее развития. Существует множество путей развития образовательной системы, это определяется ее внутренними свойствами, особенно если речь идет о перестройке ранее функционировавшей системы. Связь школа – общество отнюдь не однозначна: далеко не все происходящее в школе определяется совершающимися событиями в обществе. Традиционный консерватизм школы спасает от катаклизмов не только ее саму, но в конечном итоге и общество. Особенно это ощущается сегодня в нашем обществе, с которым образовательная система тысячью нитей связана через каждого воспитуемого, воспроизводя общественные идеи, предрассудки, оценки, способы поведения, реагируя на вмешательства (положительные или отрицательные) вышестоящих органов, на стихийные влияния улицы.

Инновации (от англ, innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебновоспитательного процесса. Современные истолкования сущности и направленности педагогических ийноваций весьма противоречивы. Чаще всего hu связывают с разработкой и внедрением новых технологий, методов и средств. Но инновации не сводятся только к ним. Инновации — это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.

Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности, как увеличить объем материала, изучаемого на уроке, как ускорить темпы обучения, как устранить потери времени и т. д. Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебновоспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания — постоянные области внедрения инновационных идей. Если под таким углом зрения посмотреть на инновационные призывы, то окажется, что никаких существенно новых аспектов они не содержат. Зачастую нет и новых «рецептов» решения старых проблем. По большому счету, подлинно инновационными мы вынуждены признать лишь те идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого развития и предлагают не использовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов.

Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу известно—неизвестно), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу было—не было) позволил отнести к общим педагогическим инновациям:

1) не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;

2) гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;

3) основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;

4) технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

Главными направлениями инновационных преобразований в педагогической системе являются теория, технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели и результаты), учебные заведения.

Инновационные процессы заметно оживили педагогическую мысль. Инновационная педагогика, например, требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma — образец, эталон) — господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем. По мнению инноваторов, современная педагогическая теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя. В этой связи инновационным направлением развития педагогической теории чаще всего называют возврат к прочно установленным наукой и подтвержденным многовековой практикой классическим основаниям природосообразной педагогики.

Инновации (от англ, innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебновоспитательного процесса. Современные истолкования сущности и направленности педагогических ийноваций весьма противоречивы. Чаще всего hu связывают с разработкой и внедрением новых технологий, методов и средств. Но инновации не сводятся только к ним. Инновации — это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы.

Какие проблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Все те же вечные педагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности, как увеличить объем материала, изучаемого на уроке, как ускорить темпы обучения, как устранить потери времени и т. д. Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебновоспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания — постоянные области внедрения инновационных идей. Если под таким углом зрения посмотреть на инновационные призывы, то окажется, что никаких существенно новых аспектов они не содержат. Зачастую нет и новых «рецептов» решения старых проблем. По большому счету, подлинно инновационными мы вынуждены признать лишь те идеи, которые основываются на новом знании о процессах человеческого развития и предлагают не использовавшиеся ранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретные практические технологии получения высоких результатов.

Анализ большого количества общих и частных инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке (отбор по принципу известно—неизвестно), а также использования в педагогической практике (отбор по принципу было—не было) позволил отнести к общим педагогическим инновациям:

1) не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;

2) гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;

3) основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;

4) технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.

Главными направлениями инновационных преобразований в педагогической системе являются теория, технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели и результаты), учебные заведения.

Инновационные процессы заметно оживили педагогическую мысль. Инновационная педагогика, например, требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma — образец, эталон) — господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем. По мнению инноваторов, современная педагогическая теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя. В этой связи инновационным направлением развития педагогической теории чаще всего называют возврат к прочно установленным наукой и подтвержденным многовековой практикой классическим основаниям природосообразной педагогики.

К сожалению, прогрессивные в своей основе инновационные процессы сопровождаются прожектерством. Отличие новаций от прожектерства рассмотрел акад. Ю. К. Бабанский, отметив, что в последнее десятилетие в науке возникло принципиально новое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов. Новаторство — это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практику вперед. При ином подходе под новаторство могли бы рядиться и прожектерство, и откровенные спекуляции на отрицании всего существующего. Повторение старого не есть новаторство. Это полезные применения известного.

На какой основе возникают прогрессивные новации? Как правило, на научной. Случайные находки — исключение из правил. На сугубо эмпирической основе возникают лишь прожектерство, т. е. нереальные для практики предложения, которые не могут пробить себе дорогу. Учитель-новатор обязательно в той или иной мере опирается на известные ему теории обучения, берет на вооружение то, что помогает ему в работе, вносит изменения, коррективы, дополнения.

Прожектерство произрастает на почве нарушения закономерностей и принципов обучения и воспитания. Например, предлагается в младших классах bbeqrh сокращенный курс высшей математики — тем самым нарушается закономерность возрастных возможностей детей, принцип доступности обучения. Вносится проект реорганизации начальной школы из четырехлетней в двухлетнюю, так как, мол, найдены пути сокращения вдвое сроков обучения, уменьшения вдвое числа правил правописания и пр. Разрабатываются проекты интеграции курсов, нарушающие закономерности построения каждого предмета. Вносятся варианты суггестивного изучения физики, математики, на которые (вопреки логике этих предметов) распространяется опыт изучения иностранного языка. Таких примеров нарушения научных закономерностей, ведущих к прожектерству, хоть отбавляй. И ученым надо иметь мужество, чтобы противостоять им, получая затем в отместку замечания по своим научным работам. Прожектерство проявляет себя и в педагогической маниловщине, в оторванном от реальных возможностей школы построении учебного и воспитательного процессов. Например, вносят предложения дифференцировать обучение в классах, формируемых из «жаворонков» и «сов», т. е. активно работающих утром и вечером; перестроить процесс обучения с учетом особенностей восприятия левого и правого полушарий коры головного мозга. Обе эти идеи имеют под собой научные основания, но мировая психология пока не располагает средствами надежной диагностики как первых, так и вторых особенностей и тем более проверенных методов работы с каждой из названных групп учеников. Так неплохие по своей сути идеи приобретают прожектерский характер.


  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



    Скачать файл (1167.5 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации