Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лабораторная работа - Отчет по практике на логопункте в общеобразовательной школе - файл 1.doc


Лабораторная работа - Отчет по практике на логопункте в общеобразовательной школе
скачать (1199.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1200kb.09.12.2011 01:26скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

  1. Цель и задачи.

  2. Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета

  3. Анализ логопедической документации.

  4. Наблюдение (просмотр) индивидуального занятия.

  5. Наблюдение (просмотр) фронтального занятия

  6. Разработка конспекта индивидуального занятия и его проведение.

  7. Разработка конспекта фронтального занятия и его проведение.

  8. Выводы по практике.

  9. Литература.


1. Цели и задачи педпрактики

Цель практики: овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях логопедического пункта.

^ Задачи практик:

1. Закрепить и углубить теоретические знания, полученные при

изучении курсов логопедии, психологии речи, детской и специальной

коррекционной психологии, дошкольной и коррекционной педагогики

и других смежных дисциплин; развить навыки синтезирования сведений из различных наук.

2. Определить специфику работы учителя-логопеда в условиях школьного

логопункта.

3. Ознакомиться с состоянием коррекционно-учебной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной работы, с формами и методами взаимодействия специалистов разного профиля – логопед – врач – психолог.

4. Ознакомить с правилами комплектования логопедических групп, с практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых нарушений.

5.Овладеть методами, методиками, приемами психолого-педагогической и логопедической диагностики детей, научиться методам планирования и логопедического прогнозирования с учетом анализа индивидуальных особенностей развития.

6. Сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с разными формами патологии речи.

Для достижения данных целей в качестве базы практики была выбрана средняя общеобразовательная школа п. Виля Выксунского района.

Сроки проведения 15 марта – 15 апреля 2010 г.
^ 2. Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета
Логопедический кабинет находится в здании начальной школы. Кабинет эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Площадь кабинета 20 кв.м., что соответствует параметрам. Кабинет хорошо освещен и имеет хорошую вентиляцию.

На двери кабинета имеется табличка с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством.
1.Оснащение кабинета.

  1. Рабочий стол для логопеда.

  2. Шкаф для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

  3. Столы и стулья для детей и взрослых.

  4. Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, со специальным дополнительным освещением.

  5. Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула (для ребенка и для педагога).

  6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, салфетки, вата.

  7. Магнитофон

  8. Секундомер.

9. Умывальник. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

10. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы.

11. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка

  1. Подставки для карандашей и ручек.

  2. Медицинская аптечка.


2.Постоянное оформление кабинета.

1. Стандартная таблица прописных и заглавных букв

2. Настенная касса букв.

3. Схемы профиля артикуляционного аппарата.

4. Стенд «Схематический анализ звуков».

5. Календарь
3.Сменное оформление кабинета.

1.Стенд «Логопед советует».
4. Материал для работы над звукопроизношением.

1. Набор пособий для работы над речевым дыханием.

2. Пособия для автоматизации и дифференциации звуков (печатные издания, настольно-печатные игры, раздаточный и демонстрационный материал на все звуки, материал для работы над звукослоговой структурой и звуконаполняемостью).

3. Звуковые дорожки, лабиринты

4. Индивидуальные кассы букв и слогов
5. Материал для работы над внеречевыми процессами.

1.Игры для развития:

- мелкой моторики;

- внимания;

- памяти;

- аналитико-синтетического мышления;

- ориентировки в пространстве.
^ 6 . Материал для работы над словарем.

- времена года;

- обобщающие понятия;

- профессии людей;

- детеныши диких и домашних животных;

- название частей целого предмета и др.
^ 7. Материал для работы над лексико-грамматическим строем.

- набор предметных картинок для упражнений в изменении числа существительных и глаголов;

- схемы для ознакомления с предлогами;

- наборы картинок со словами антонимами и синонимами и др.
^ 8. Материал для обучения рассказыванию.

- детская литература;

- материал (тексты) для закрепления звуков и грамматических категорий в пересказе;

- предметные и сюжетные картинки;

- серии картин.
^ 9. Материал для звукового анализа.

- касса букв и слогов;

- демонстрационный и индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа;

- демонстрационный материал для усвоения букв;

- пособия, игры для обучения чтению;

- магнитная азбука;

- звуковые линейки и др.
^ 10. Материал для обследования интеллекта.

- счетный материал;

- разрезные картинки;

- картинки и тексты со скрытым смыслом;

- картинки-шутки (что неправильно);

- классификация (по цвету, форме, общей принадлежности к одной категории предметов).
^ 11. Материал для развития сенсомоторных процессов

- мозаики;

- трафареты и др.
12. Методическая литература.

В достаточном количестве и содержит теоретические и практические аспекты логопедии.

Анализ дидактического наглядного материала

1. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике.

2. Наглядный материал для работы над звукопроизношением расположен в отдельном ящике и сформирован по лексическим и грамматическим группам

3. Наглядный материал по развитию речи, систематизирован и сложен в специальные ящики.

4. Раздаточный материал и карточки с заданиями для индивидуальной работы изготовлены по количеству детей в группе.

Дидактические пособия систематизированы и сложены в специальные пронумерованные коробки. В каждом шкафу помещается общий список хранящихся в нем пособий.
Вывод.

Логопедический кабинет отвечает следующим требованиям:

  • Наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных пособий;

  • Соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых нарушения учащихся;

  • Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

  1. обследование речи:

  2. психических функций;

  3. развитие звуковой стороны речи;

  4. грамматической стороны речи;

  5. связной речи;

  6. коррекция нарушений чтения и письма;

  7. развитие мелкой моторики пальцев рук;

  8. методический материал;

  • Соблюдение единого формата дидактических пособий;

  • Правильное хранение дидактических пособий и эстетичность их оформления.

Логопедический кабинет оформлен просто и эстетично, содержит лишь ту информацию, которая в данный момент нужна для коррекционного процесса. В оформлении кабинета нашли отражение коррекционно–воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Кабинет помогает учителю – логопеду расположить ребенка к занятиям.

В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения полноценной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оформлены уголки в помощь учащимся, педагогам и родителям. Для постоянного использования в кабинете есть магнитофон, компьютер, что значительно облегчает работу учителя – логопеда.
^ 3. Анализ логопедической документации.

Для фиксирования коррекционного процесса, который организуется и проводится на логопедическом пункте, необходимы следующие виды документации:

  • Инструктивное письмо;

  • Сборник приказов и инструкций;

  • Должностные инструкции;

  • Годовой план работы логопеда;

  • Журнал обследования устной и письменной речи учащихся;

  • Паспорт логопедического кабинета;

  • Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий;

  • График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени);

  • Календарно-тематическое планирование на каждую группу;

  • Речевые карты на каждого ребенка;

  • Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга);

  • Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года).

  • Общий план методической работы на учебный год.

  • Перспективный план работы на учебный год.

  • Ежедневные (поурочные) планы работы на каждую группу учащихся.

  • Конспекты или подробные планы занятий.

  • Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

  • Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

  • Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.


^ 3.1. Речевая карта

В ходе обследования устной и письменной речи (с 1 по 15 сентября) логопед заполняет речевую карту на каждого ребенка. Тип и состав речевой карты зависят от возраста ребенка и структуры речевого дефекта.

Наблюдается три вида речевых карт:

1. Речевая карта на ребенка с ОНР;

2. Речевая карта на ребенка с дисграфией;

3. Речевая карта на ребенка с ФФНР или ФНР.

Речевая карта первого вида рассчитана на первоклассника с ОНР и содержит набор заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения.

При необходимости она может быть дополнена приложением, состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения ребенком, и тогда ее возможно использовать для обследования школьника с дисграфией (речевая карта второго вида). Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребенка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.

Третий вид речевой карты рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.

В речевой карте согласно Приложению 2 Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» отражаются следующие показатели развития ребенка:

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (в момент обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) .

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений; наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечается в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

19. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребенка).

Обследование проводится по методике Фотековой Т.А. , речевые пробы экспресс-диагностики.

Результат обследования занесён в речевую карту. Логопедическое заключение в просмотренных речевых картах соответствует речевому нарушению. Речевые карты находятся в отдельных файлах на каждого ребёнка и хранятся 75 лет.
^ 3.2. План учебно-методической работы на 2009 – 2010 учебный год

В плане выделены следующие разделы: диагностика, организационная работа, анализ и планирование, коррекционно-развивающие занятия, консультативно-профилактическая работа, методическое обеспечение, блок контроля. Перспективный план составлен чётко, грамотно, предусмотрены все виды работы с детьми, педагогами и родителями.



I. Организационная работа

В данный блок входят те мероприятия, которые осуществляются в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда относиться разработка и написание отчетной документации на начало и конец учебного года.

II. Коррекционная работа

В данном разделе плана указываются сроки коррекционной работы, формы организации занятий.

III. Научно-методическая работа

В данном разделе указываются мероприятия, связанные с участием и проводившиеся в рамках данного МОУ СОШ, района, города и т.д. Указывается роль в этом мероприятии.

Здесь же указываются мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня, а также открытые занятия и иные мероприятия, направленные на обмен опытом.

IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса

Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:

— учителя начальных классов;

— педагог-психолог;

— родители;

— администрация общеобразовательного учреждения;

— специалисты поликлиники, школьная медсестра.

Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.







Название мероприятия


Ответственный


Срок испол.



1


2
3
4


Диагностика

Первичное обследование речи детей в условиях школьного логопункта.
Сбор медицинских и педагогических данных, сведений о раннем возрасте.

Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.

Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.




учитель-логопед


5 – 15 сент.

на протяже-

нии уч. года
май



1
2


Организационная работа

Комплектование логопедических групп.

Сдача списков зачисленных детей заведующей логопунктами района.



учитель-логопед


5-15 сент.



1
2
3


4


Анализ и планирование

Анализ результатов диагностики и комплектование групп.

Выработка стратегии и коррекционно-педагогического процесса.

Выбор способа организации коррекционно-педагогического процесса, комплектование индивидуальной работы с детьми.

Анализ работы и определение задач на следующий учебный год.



учитель-логопед


по мере приёма и выпуска детей


май


1


2
3


Коррекционно-развивающие занятия
Работа учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи (групповые и индивидуальные занятия)

Работа муз. руководителя по развитию темпо-ритмической организации.

Работа учителя физкультуры по развитию общей моторики



учитель-логопед

муз.руководитель
учитель физкульт

на протяже-

нии уч. года


1


2


3

4

5

6
7


Консультативно-профилактическая

работа

Посещение уроков русского языка в

1 – 4 классах с целью контроля за речью детей, отслеживание результатов коррекционно – развивающего обучения и оказание практической помощи учителю в работе с детьми – логопатами.
Консультации для учителей:

1) Леворукий ребёнок

2) Как помочь ребёнку с трудностями в обучении

Открытое занятие для учителей.

Консультации для родителей

1) Консультация-практикум по итогам обследования первоклассников.

2) Причины отставания ребёнка в учебной деятельности

Консультация для воспитателей

"Развитие пространственно-временных представлений."

Проведение логопедического праздника.

Проведение индивидуальных логопедических консультаций для учащихся, их родителей и учителей.


учитель-логопед


на протяже-

нии уч. года


август
ноябрь

январь
сентябрь

февраль
март
апрель
по запросу



1

2

3
4
5


Методическое обеспечение

Участие в работе методических объединений учителей-логопедов района.

Продолжить образование по специальности «Логопедия» в ГОУ ДПО НИРО г. Н.Новгород

Обогащение библиотеки коррекционной литературы.

Оборудование логопедического кабинета

Изучение методических и практических материалов из журналов "Дефектология", "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Логопедия", "Школьный логопед", "Начальная школа" и других печатных изданий


учитель-логопед



По плану работы РМО

Расписание сессионных занятий


на протяже-

нии уч. года




1
2

3



^

Блок контроля


Информация о работе учителя-логопеда на педсоветах школы.

Информация на родительских собраниях о результатах текущей коррекционной работы.

Подведение итогов работы за учебный год. Сдача отчёта-анализа о проделанной работе заведующей логопунктом района.



учитель-логопед


на протяже-

нии уч. года


май



^ 3.3. Планы фронтальных и индивидуальных занятий
Планы составлены на основе плана коррекционной работы на весь учебный год. Планы ведутся постоянно и полно. В плане указаны тема, цели занятия и краткое содержание. В ходе занятия учитываются уровни развития детей. При планировании индивидуальных занятий учитывается структура дефекта, возраст ребёнка, личностные особенности.
^ 3.4. Индивидуальные тетради для детей.
Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. После каждого занятия проверяется работа учеников, исправляются и анализируются допущенные ошибки.

Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам.

Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к Речевой карте, поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.

^ Правила работы в тетради

  1. Д/з ребёнок выполняет с родителями 10-15 мин. 2–3 раза в день

  2. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

  3. Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

  4. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда.

  5. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка.

  6. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако, если изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

  7. Пусть выполнение д/з станет игрой для ребёнка.

  8. Помните: совместная работа логопеда и родителей определит общий успех коррекционного обучения.


^ 3.5. Отчёт логопеда.
Отчет о проделанной профилактической и коррекционно-образовательной работе за учебный год учитель-логопед составляет в конце учебного года в трех экземплярах: два экземпляра сдаются старшему логопеду или инспектору районного отдела (управления) образования, а третий остается на логопункте.



Мероприятие



Примечания


Диагностика
1. Первичная

Цель: определение уровня развития причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

В начале года было обследовано 96 учащихся. С нарушениями в развитии устной и письменной речи выявлено 31 учащихся.

2. Динамичная.

Цель: отслеживание динамики развития ребёнка, определение соответствия выбранных форм, приёмов, методов обучения уровню его развития.
3. Результативная.

Цель: оценка эффективности коррекционной работы.


Кроме нарушения звукопроизношения у этих детей наблюдалось и недоразвитие фонематических процессов. Оно выражалось как в снижении фонематического слуха, так и в неумении проводить звуковой анализ и синтез, в нарушении слуховой памяти и внимания к звукам речи. В письменных работах учащихся 2-4 классов отмечалось большое количество как дисграфических, так и орфографических ошибок. Чаще всего встречались замены гласных, согласных; нарушение звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; пропуск гласных, пропуск согласных при их стечении, пропуск слов; слияние предлога со словом.

Были использованы таблицы учёта ошибок в письменных работах учащихся. Проводился анализ диктантов за четверть.

Использовалась анкета для учителей, которая в начале года позволила выявить детей, испытывающих трудности в обучении., а в конце года определила результативность обучения.



Организационная работа

^

На основании диагностического обследования и логопедического заключения сформировано 8 групп:


1 – ОНР, 4 – НВОНР, 3 – ФФН,





Дети в группы объединялись по структуре дефекта и обучающиеся в одной параллели.



Анализ и планирование
По результатам обследования были определены основные этапы коррекционной работы. Она включала в себя различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что способствовало нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и преодоления дисграфических ошибок.







^

Коррекционно-развивающие занятия



Цель: коррекция нарушений психического развития, звукопроизношения; формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала.



За этот учебный год была проведена работа по коррекции звукопроизношения; по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство; формирование фонематического восприятия и слуховой памяти, развитие языкового анализа и синтеза, грамматического строя и связной речи.




Консультативно-профилактическая


работа
^ 1. Посещение уроков.

Цель: Изучение особенностей учебной деятельности учащихся, сформированность предметных умений и навыков. Определение коррекционной работы.
^ 2. Консультации для учителей.

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии.

Составление рекомендаций учителям

по применению специальных приёмов в работе с учащимися.


^ 3. Консультации для родителей.

Цель: Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушениями развития. Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребёнка.


^ 4. Логопедический праздник

Своеобразная форма отчёта перед учителями и родителями.


1 раз в четверть посещались уроки в тех классах, где есть такие ученики.


Были проведены консультации:

1. Развитие техники и выразительности чтения.

2. Развитие моторики как основа формирования графомоторных навыков

3. Открытое занятие для учителей


Были проведены консультации:

1. Консультация-практикум по итогам обследования первоклассников.

2. Причины отставания ребёнка в учебной деятельности.

Консультации были проведены для развития у родителей лучшего понимания проблемы детей, определения причин и механизмов трудностей в обучении.



^

Методическое обеспечение



Дидактические игры и методическая литература, представленные в логопедическом кабинете, дают возможность не только исправлять недостатки письменной и устной речи, но и активизировать познавательную деятельность детей и учителей, работающих с ними.

Самообразование по теме:

"Повышение познавательной активности у детей"



В связи с тем что при диагностическом исследовании выявлено много детей с нарушением фонематического слуха, с несформированностью звукового анализа и синтеза; с ошибками в написании слов с предлогами , были изготовлены и приобретены дидактические игры для решения этих проблем.
Эта тема выбрана в связи с тем, что существуют трудности вовлечения первоклассников в учебный процесс




^

Блок контроля



1.Родительские собрания.

Беседа по результатам обследования, ознакомление родителей с планом работы, анкетирование, анализ трудностей, рекомендации на летний период.
^ 2. Сдача отчета о проделанной работе

По итогам 2008-2009 учебного года из 31 зачисленных на школьный логопункт выпущено 15, будут продолжать коррекционные занятия в следующем учебном году 14, выбыло 2 учащихся.






^ ОТЧЕТ о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и результатах обучения в логопедическом пункте за 2008 – 2009 учебный год


Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи




ОНР

ФФН

Фонематическое недораз

витие


Фонетичес

кий дефект

Заикание

Нарушение

чтения и письма, обусловленные ОНР

Нарушение

чтения и письма, обусловленные ФФН

Нарушение

чтения и письма, обусловленные ФН

Выявлено

обучающихся

1 кл
2 - 4 кл

6

4










14



7



Зачислено

1 кл

2 - 4 кл

6

4










14


7



Выпущено

1 кл

2 - 4 кл

1

1










8


5



Оставлено

1 кл

2 - 4 кл

3

3










6


2



Выбыло

1 кл

2 - 4 кл

2




















^ Итого: обследовано 100 учащийся начальной школы, в т.ч. 1кл – 30, 2-4 кл - 70

выявлено с нарушениями 31 1кл – 10, 2-4 кл - 21

зачислено 31 1кл - 10, 2-4 кл - 21 выпущено 15 1кл - 2, 2-4 кл - 13

оставлено 14 1кл - 6, 2-4 кл - 8

выбыло 2 1кл– 2, 2-4 кл - 0

Годовой отчёт составлен полно, соответственно методическим рекомендациям.


^ Общие выводы по документации.
Основой организации логопедической работы в школе является годовой план работы логопеда. В нем отражены следующие основные вопросы:

  • наличие анализа итогов работы за минувший год с указанием тех недостатков, устранение которых станет первоочередной задачей логопеда в новом учебном году;

  • четкая формулировка основных задач учебно – воспитательной и коррекционной работы на новый учебный год и определение путей их реализации;

  • организационно – педагогические мероприятия по осуществлению коррекционно–воспитательной работы.

Кроме годового плана у учителя – логопеда имеются и перспективные планы работы для каждой группы учащихся. При анализе этого вида планирования выяснилось:

  • группы укомплектованы правильно – учтена степень и структура дефекта, соблюден возрастной принцип;

  • полно дана характеристика проявления речевого дефекта, обоснована последовательность работы с этой группой;

  • правильно подобраны наглядно - методические пособия.

Важнейшей задачей своевременной организации коррекционной работы с детьми является правильно организованный, точный, полный и своевременно проведенный учет детей, имеющих нарушения речи. Данные вопросы находят свое отражение в «Журнале учета детей с недостатками речи», «Журнале учета посещаемости логопедических занятий», в правильном комплектовании групп.

Подведение итогов деятельности логопеда отражается в годовом отчете. В нем отражено:

  • состояние материально – технической базы логопедического пункта за отчетный период;

  • учебно–коррекционная работа: охват учащихся логопедической помощью,

  • итоги коррекционной работы логопедического пункта;

  • мероприятия по пропаганде специальных логопедических знаний;

  • формы самообразования и повышения квалификации.



^ 4. Наблюдение индивидуального логопедического занятия.

Дата: 30.03.10г.

Время: 9.50 – 10.10

Группа: ученик 1 кл. – Гриша С., логопедическое заключение НПОЗ.

Учитель – логопед: Аришина Л. Я.
Конспект индивидуального логопедического

занятия по постановке звука [л].

 

Цели:

  1. Продолжить автоматизацию звука [л] в слогах и словах;

  2. Развивать зрительную память;

3. Развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в слове, определение характеристики звука;

4. Обогащать активный словарный запас;

  1.   Воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приемов.

Оборудование: картинки – ландыш, лук, белка, дятел, карточка для домашней работы.

   

Ход занятия.

 

1.   Организационный момент - 1 мин.

2.   Артикуляционная гимнастика - 3 мин.

     3.  Характеристика звука [л] - 2 мин.

4.  Автоматизация звука [л] в слогах и словах – 5 мин.

     5.  Физминутка - 2 мин.

    6 Автоматизация звука [л] в предложениях - 5 мин.

     7.  Итог занятия – 2 мин.


^ Индивидуальное занятие по постановке «л»


Этапы занятия и их длительность



Методы и приёмы


Поведение и речь ребёнка


Виды помощи


1. Оргмомент - 1 мин.


2. Артикуляционная гимнастика – 3 мин.

3. Характеристика звука [л]. - 2 мин.


4. Автоматизация в слогах и словах - 5 мин
5. Физминутка - 1 мин.

6. Автоматизация в предложениях – 5 мин.

7. Автоматизация в тексте –

5 мин.
8. Итог - 1 мин.


Загадка


Упражнения «Лопатка», «Накажем язычок», чередование этих упражнений, «Качели».

Артикуляция звука [л],

 пальчиковая гимнастика: пальчики здороваются.
Звук [л] – согласный. Докажи  Непарный звонкий, Твердый.
      

Летим над горами.

Ла – ло – лу – лы.

Каждый пилот должен хорошо слышать и узнавать звук лайнера.

- Если услышишь звук [л], то подними соответствующую букву.

 Штурвал, пилот, ракета, салон.

 - Какие слова запомнил?

 - Какие слова непонятны?
 Игра «Положи, как я скажу».

- Назови картинки (ландыш, лук, белка, дятел).

- Запомни, как они расположены.  (картинки перемешать)

- А теперь выложи их в том же порядке.

- Придумай предложение с этими словами

- Запиши его в тетрадь.

- Покажи цифрой место звука [л].
Чтение рассказа

-Какой звук мы сегодня учились говорить?

-Какие слова с трудным звуком ты уже научился говорить?

- На каком транспорте мы путешествовали?




Ребёнок выбирает картинку отгадку и изображает звук
Глядя в зеркало воспроизводит движения

Повторение слогов


Ребёнок поднимает букву

Ребёнок называет картинки, запоминает, придумывает предложение и записывает его в тетрадь



Таблица


^ Анализ индивидуального занятия
Занятие входит в систему коррекционно-развивающих занятий по программе преодоления нарушений звукопроизношения. Тематика занятия соответствует периоду обучения.

Цели занятия осуществлялись путём адекватного подбора речевого материала, методов и приёмов. Используемых на отдельных этапах. Их соответствия целям занятия, включением заданий с опорой на зрительные и слуховые анализаторы.

Коррекционная работа проводилась по циклической схеме с усложнением программного материала по мере усвоения речевых и общих навыков.

Фактический ход занятия соответствовал запланированному. Была

выражена коррекционная направленность занятия:

- подбором учебного материала с учётом речевых, возрастных и

индивидуальных особенностей ребёнка;

- сменой видов деятельности, проведением физминутки;

- доступностью речевого и дидактического материала.

Речевая и эмоциональная активность ребёнка на занятии была достаточной.

Таким образом, подводя итог занятия, можно сказать, что запланированные задачи занятия в соответствии с возможностями ребёнка реализованы
^ 5. Просмотр группового логопедического занятия.

Дата: 6.04.10г.

Время: 9.00 – 9.40

Группа: учащиеся 1 кл., логопедическое заключение ФФНР.

Учитель – логопед: Аришина Л. Я.
Конспект фронтального занятия на тему

« Дифференциация звуков [к – г ]»

Цели:

1. Развитие и совершенствование фонематических процессов.

2. Развитие пространственного восприятия и представлений.

З. Развитие слухового внимания и зрительной памяти.

Задачи:

1. Закрепить навык различения звуков к — г в слогах и словах.

2. Развивать зрительный анализ и синтез.

З. Совершенствовать тонкую ручную моторику.

4. Развивать самостоятельность и активность детей.

Оборудование: мяч, карточки с изображениями животных, мешочек с буквами, письмо от Незнайки, рабочие листы, карточки для индивидуальной работы.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент — З мин

II. Введение в тему —5 мин

1. Сравнение по артикуляции

2. Различение по звучанию

III. Основная часть —30 мин

1. Упражнения на дифференциацию звуков [к — г]

2. Упражнения на развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

IY. Итог занятия —2 мин.











^ Анализ занятия.

Данное занятие посвящёно практическому усвоению детьми дифференциации звуков и букв «К — Г» в слогах , словах и предложениях. Это занятие второе по изучаемой теме. С предыдущим оно связано основной задачей этапа. Цели занятия осуществлялись путём адекватного подбора речевого материала, методов и приёмов, используемых на отдельных этапах, их соответствия целям занятия, включением заданий с опорой на несколько анализаторов, использованием заданий психолингвистического характера, индивидуальной работе с детьми. Всё это способствовало активизации психологической и речевой базы, тем самым закладывая предпосылки для успешного усвоения задач следующего этапа. Учебный материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии с перспективным планом работы. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.

У детей уже имеется определённый запас знаний, что позволило использовать задания различной сложности.

Началось занятие с организационного момента, цель которого была активизировать внимание детей и подготовить к усвоению учебного материала. Параллельно решалась задача по развитию понятийного мышления.

На этапе закрепления полученных знаний использовались игры:

«Светофор», «Измени слово», «Волшебные картинки». Целью этих игр было совершенствование навыка звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий, совершенствование памяти, мышления, фонематического восприятия, развитие концентрации внимания, его устойчивости, зрительно-пространственной ориентировки, самоконтроля, взаимосотрудничества, повышения мотивации к занятиям.

Итог занятия служит для обобщения и закрепления пройденного материала. Занятие достигло своих целей. Учебный материал был усвоен детьми и закреплён.
^ 6. Разработка конспекта индивидуального занятия

« Дифференциация звуков [ С – Ш ]»

Цели:

• Обучающие:

- закреплять знания о согласных звуках;

- учить дифференцировать согласные С - Ш из слогов, слов, словосочетаний и предложений.

• Воспитательные:

- повышать речевую активность;

• Коррекционные:

- развивать навык дифференциации звуков, сходных артикуляционно и

акустически;.

- совершенствовать фонематическое восприятие и навык звукового анализа

и синтеза;

- развивать внимание, память, мышление и связную речь

Оборудование: предметные картинки; карточки для индивидуальной работы.
^ ХОД ЗАНЯТИЯ

1 Организационный момент - З мин

11 Основная часть — 15 мин

1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика

2. Слоговые ряды

З. Игра «Подарим подарки Стёпе и Маше»

4. Игра «Доскажи словечко»

Физминутка

5. Игра «Отгадай слово»

6. Произнесение звуков в связной речи

7. Игра «Что нарисовал художник?»

III Итог занятия —2 мин










^ САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Занятие входит в систему коррекционно-развивающих занятий по программе преодоления нарушений звукопроизношения. Тематика занятия соответствует периоду обучения.

Цели занятия осуществлялись путём адекватного подбора речевого материала, методов и приёмов. Используемых на отдельных этапах. Их соответствия целям занятия, включением заданий с опорой на зрительные и слуховые анализаторы.

Коррекционная работа проводилась по циклической схеме с усложнением программного материала по мере усвоения речевых и общих навыков.

Фактический ход занятия соответствовал запланированному. Была

выражена коррекционная направленность занятия:

- подбором учебного материала с учётом речевых, возрастных и

индивидуальных особенностей ребёнка;

- сменой видов деятельности, проведением физминутки;

- доступностью речевого и дидактического материала.

Речевая и эмоциональная активность ребёнка на занятии была достаточной.

Таким образом, подводя итог занятия, можно сказать, что запланированные задачи занятия в соответствии с возможностями ребёнка реализованы.
^ 7. Разработка конспекта фронтального занятия

« Дифференциация букв рукописного шрифта, имеющих кинетическое сходство ( б – д
Цели:

  1. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах и предложениях.

  2. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

  3. Развитие слухового внимания и зрительной памяти.


Задачи:

  1. Упражнять в быстрой ориентировке в языковом материале.

  2. Научить различать смешиваемые буквы.

  3. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных.

  4. Вырабатывать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

  5. Воспитывать умение работать в коллективе.


Оборудование: мяч, мозаика, элементы букв из проволоки, фишки, карточки, тетради.


^ ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент – 2 мин.

II. Введение в тему – 8 мин.

  1. Соотнесение с небуквенным изображением.

  2. Сравнение по артикуляции.

  3. Сравнение по начертанию.

  4. Сообщение цели занятия.


III. Основная часть – 25 мин.

  1. Упражнение на дифференциацию смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах и предложениях.

  2. Физминутка – 2 мин.

  3. Кроссворд.

IY. Итог занятия – 3 мин.



























^ САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

Занятие входит в систему коррекционно-развивающих занятий по программе преодоления фонетико-фонематических и оптических нарушений. Тематика занятия соответствует периоду обучения.

Цели занятия осуществлялись путём адекватного подбора речевого материала, методов и приёмов, используемых на отдельных этапах, их соответствия целям занятия, включением заданий с опорой на зрительные и слуховые анализаторы. Всё это способствовало активизации психологической и речевой базы, тем самым закладывая предпосылки для успешного усвоения задач следующего этапа. Учебный материал подобрал с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, в соответствии с перспективным планом работы. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.

Фактический ход занятия соответствовал запланированному. Началось занятие с организационного момента. Цель которого была активизировать внимание детей и подготовить к усвоению учебного материала. На этапе закрепления полученных знаний использовались различные задания, целью которых было совершенствование навыка звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия, развитие концентрации внимания, его устойчивости, самоконтроля, повышения мотивации к занятиям.

Для создания благоприятных условий все задания были предложены с учётом дифференциации, что позволило детям работать в едином темпе. Смена видов деятельности и проведение физминутки позволило до конца занятия концентрировать внимание детей и снизить их утомляемость, развивать как зрительные, так и слуховые анализаторы.

Речевая и эмоциональная активность детей на занятии была достаточной,

Проведенные виды работы позволили развивать мышление детей, учили их обобщать и делать выводы.

Таким образом, подводя итог занятия, можно сказать, что запланированные задачи занятия реализованы. Учебный материал был усвоен детьми и закреплён.

^ 8. Выводы по практике
Основной задачей логопедической практики является ознакомление с организацией логопедической работы в образовательных учреждениях, с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета.

Логопедический кабинет оформлен просто и эстетично, содержит лишь ту информацию, которая в данный момент нужна для коррекционного процесса. В оформлении кабинета нашли отражение коррекционно – воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Кабинет помогает учителю – логопеду расположить ребенка к занятиям.

В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения полноценной коррекционно - воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оформлены уголки в помощь учащимся, педагогам и родителям. Для постоянного использования в кабинете есть магнитофон, компьютер, что значительно облегчает работу учителя – логопеда.

Логопедический кабинет отвечает следующим требованиям:

  • Наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных пособий;

  • Соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых нарушения учащихся;

  • Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:

  • Соблюдение единого формата дидактических пособий;

  • Правильное хранение дидактических пособий и эстетичность их оформления.

Основой организации логопедической работы в школе является годовой план работы логопеда. В нем отражены следующие основные вопросы:

  • наличие анализа итогов работы за минувший год с указанием тех недостатков, устранение которых станет первоочередной задачей логопеда в новом учебном году;

  • четкая формулировка основных задач учебно – воспитательной и коррекционной работы на новый учебный год и определение путей их реализации;

  • организационно – педагогические мероприятия по осуществлению коррекционно – воспитательной работы.

Кроме годового плана у учителя – логопеда имеются и перспективные планы работы для каждой группы учащихся. При анализе этого вида планирования выяснилось:

  • группы укомплектованы правильно – учтена степень и структура дефекта, соблюден возрастной принцип;

  • полно дана характеристика проявления речевого дефекта, обоснована последовательность работы с этой группой;

  • правильно подобраны наглядно - методические пособия.

Важнейшей задачей своевременной организации коррекционной работы с детьми является правильно организованный, точный, полный и своевременно проведенный учет детей, имеющих нарушения речи. Данные вопросы находят свое отражение в «Журнале учета детей с недостатками речи», «Журнале учета посещаемости логопедических занятий», в правильном комплектовании групп.

Подведение итогов деятельности логопеда отражается в годовом отчете. В нем отражено:

  • состояние материально – технической базы логопедического пункта за отчетный период;

  • учебно–коррекционная работа: охват учащихся логопедической помощью,

  • итоги коррекционной работы логопедического пункта;

  • мероприятия по пропаганде специальных логопедических знаний;

  • формы самообразования и повышения квалификации.

При наблюдении и проведении занятий выяснилось, что цели логопедических занятий определены четко. Предлагаемый детям речевой материал соответствует теме занятия, возрасту детей и уровню их речевого развития. Приемы, используемые логопедом, способствуют достижению коррекционных целей занятия. Дидактический и наглядный материал соответствует целям и задачам занятия. Учащиеся активно участвуют в процессе обучения. На занятиях осуществляется индивидуальный подход к ребенку, основанный на знании его психофизических особенностей.
^ 9. Список литературы


  1. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.

  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М., 1991.

  5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

  6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогической ко­миссиях. - 2-е изд.М., 1984.

  7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.- М.,1985.

  8. Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2- х книгах.- М.: Просвещение, Владос, 1995.

  9. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975.

  10. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.

  11. Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие для студ. дефектологических ф-тов пед. ин-тов. – М., 1973.

  12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. – М., 1997.

  13. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические осно­вы логопедических занятий.- М., 1994.

  14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. и др. Основы логопедии. – М., 1989.

  15. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов н/Д, 2000.

  16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М., 1989.

  17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М., 1989.

  18. Фотекова Т.А. Тестовая диагностика младших школьников: методическое пособие для школьных педагогов/ Т.А. Фотекова. – М.: Аркти, 2003.

  19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.

  20. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)/ А.В. Ястребова Т.П. Бессонова- М.: Когито – Центр, 1996.



Скачать файл (1199.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru