Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты по зарубежной литературе первая половина 20 века - файл 1.doc


Билеты по зарубежной литературе первая половина 20 века
скачать (441 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc441kb.09.12.2011 01:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Билет 1.

1) Тенденции развития культуры Западной Европы и Америки на рубеже 19-20 веков. Понятие «модерна». Принципы морфологии истории О. Шпенглера («Закат Европы»).
В литературе двадцатого века сложно выделить четкую систему или классификацию.

Стиль «модерн» появляется в литературе, музыке, танце, скульптуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве. Везде он проявляется через идею отрицания старого. Как новая культура молодых.

Термином «Модернизм» называют:

- все явления культуры двадцатого века;

-совокупность тенденций, направлений, стилей, которые объединяет отрицание старого искусства и кардинальное новаторство;

- финал начинавшегося ранее движения разрыва со всем человеческим.

Модернизм часто путают с авангардом. Некоторые считают авангард частью модернизма, некоторые – разводят эти понятия.

Руднев «Словарь культуры двадцатого века»: Авангард вытекает из потребности само выразиться, черпая идеи только в самом себе.

У модернистов есть потребность в эпатаже. Часто это перекрывает созидательное начало.

Модернизм противопоставлен традиции (позитивизму). Позитивизм стремиться к описанию предшествующей реальности, к подражанию природе. Модернисты, напротив, не интересуются внешней реальностью, а моделируют свою реальность (сверх реальность).

Основой для создания этой новой реальности являются:

- сознание человека,

- сам язык с его законами и возможностями,

- миф (модель мира как мифологическая модель).

Большое влияние на развитие модернизма оказали исследования сознания.

Для модернистских произведений нет и четких критериев анализа.

Признаки литературы модернизма:

- отсутствие сюжета,

- отсутствие персонажа (шокирующий эффект на читателя), у героя часто нет ни имени, ни описания внешности, ни своей истории, Мандельштам статья «Конец романа»: роль личности в литературе падает. Раньше художественные произведения строились вокруг человека, теперь происходит «распыление биографии», у героя часто нет ни имени, ни описания внешности, ни своей истории,

- нет деления персонажей на положительных и отрицательных, главных и второстепенных,

- отсутствие морали,

- использование приемов, созданных в других областях искусства (например, принцип монтажа, взятый из кинематографа: куски текста просто «склеиваются», реакция читателя – «взрыв мозга»),

- разорванность сознания (важен не конфликт человека и толпы, а конфликт человека с самим собой),

- акцент на психику, внутреннее состояние человека, внешние действия уходят на второй план (действие некоторых романов занимает всего 1 день),

- тотальный разрыв с традициями (с позитивизмом), пересмотр того, что считать положительным и отрицательным,

- ощущение катастрофы, приближающегося апокалипсиса, (многие произведения грустные, депрессивные), изображение мира без будущего ( у Ремарка – тема неизбежности новой войны, Хемингуэй: первая мировая война произошла из-за появления поколения безразличных людей),

- на первое место выходит поиск форм, а не содержание.

- пафос субъективизма (все истины субъективны),

- плюрализм (право самому решать, что истинно, а что ложно),

- реальность растворяется в аллюзиях, цитатах и т. д.,

- конфликт не важен, все конфликты даны через преломление сознания человека,

- распад окружения героя, уход героя в одиночество, модернистский персонаж «играет» в сверхчеловека,

- тема детства раскрыта в романах анти воспитания, феномен потерянного поколения.

Мнение: истоки модернизм пришли к нам из глубины веков. Его появление – естественный процесс.
Освальд Шпенглер

Предлагает использовать идею развития мировой культуры и цивилизации по кругу.

Культуру рассматривает как сверх организм, который, рождается, развивается, стареет и умирает. Для описания циклов развития пользуется терминами – детство юность старость смерть, или весна лето осень зима. Культура полностью умирает тогда, когда умирает последний человек, способный ее воспринимать.

Западная культура, по его мнению, находится на стадии умирания. Для этого явления использует термин «зима».

Признаки упадка:

- появление литературы смерти (смерть героя в конце произведения – обыденность смерти в литературе),

- появление музыки смерти,

- традиционную систему ценностей заменяет либо пустота, либо попытка создать свои традиции,

- сиюминутность культуры, жизнь как произведение искусства, отсутствие стремления что-то оставить после себя,

- в литературе – поворот от содержания к форме, вместо образа – эстетика конструкций,

- отход от грамматических норм языка,

- внешний мир представляется грезой, реальность – в нас самих,

- писатель не несет ответственности за то, как поймут его произведение,

- интерес – восприятие мира человеком,

- отсутствие пропаганды общественных идей,

- попытка разрушить господство разума, стремление к дискредитации разума. Считал, что человек концентрируется на себе. Он может выбрать самоанализ (осознанно выбирать). Но разум все разрушает, не дает воспринимать мир как чудо, творить. Постепенно человек превращается в бездушный объект исследования.

Один из самых популярных жанров двадцатого века – антиутопия: рисует негативный мир в результате воз обладания в нем сил разума.
Объективная реальность для нас не доступна.

Наука – иллюзия власти.

«Закат Европы» - попытка найти черты западной культуры, ее духа.

Черты Западной культуры:

Одиночество

Отсутствие понятия «предел»

Воля к власти, влиянию
Шпенглер отказывается от рассмотрения истории как линейной последовательности. Что западная культ наследница античности. Считал, что великие культуры не является точкой отчёта на остальных.
Западная культура – фаустовская. Шпенглер сравнивает ее с Античной культурой.

Античная культура: замкнутая, статичная, ей чужда идея внутреннего развития, закрытое пространство.

Западная культура: открытая, динамичная, насыщена внутренней жизнью, внутренней рефлексией, расширяющееся пространство, склонность к бесконечности пространства. Типичные представители культуры (которые воплощают в себе ее идеи): Тристан, Гамлет, Фауст (наивысшее символическое воплощение души западного человека), Вертер.

Стремление западного человека во всем видеть цель привнесено христианством. Для античного человека – история была не важна, она превращается в миф. А Европа которая пытается выстроить историю линейно с перспективой классифицировать, не является наследницей античной культуры.

По Шпенглеру 19-20 вв. – «зима», закат, стадия кристаллизации западной культуры, цивилизации.

Выделяет города – Мадрид Париж Берлин Лондон, всё остальное – провинция, которая питает города остатками человеческого материала. Вместо богатой культуры – спешащая культура больших городов. Вместо традиций – человек без корней, человек в толпе большого города, безликий.

Шпенглер пишет, что мы не выбирали это время. Те творения литературы и живописи в 20в – это произведения кт рассматривают проблемы большого города. Те проблемы кт волнуют чел большого города – эти проблемы начинают восприниматься как проблемы универсального порядка. Проблема самоидентификации в большой толпе – это проблемы всего человечества.

Конец формы
Всего Шпенглер выделял 9 культур: египетская, византийская, вавилонская, китайская, античная (апполонистическая), византийско-арабская (магическая), западная (фаустовская), культура майя, русско-сибирская (предсказывает ее возникновение).
^ 2) Картина мира и модернистская техника в романах Дж. Дос Пассоса «Манхеттен» и «42-я параллель».
Дон Пассос потряс мир своими инновациями. Он хотел быть максимально близким к жизни, старался максимально тщательно вглядываться в жизнь.

1925г. – р. «Манхеттен»

Если перевести дословно, то «Манхэттенская переправа». Переправа – символ нового рождения. Пересечение воды – ассоциации с переправой Харона.

Манхеттен – столица Нью-Йорка, а он – столица США. Бродвей – основная улица Манхеттена.

Эффект Бродвея – город подсовывает тебе какие-то встречи и потом навсегда их забирает.

Контраст – спокойствие города, высотные здания противопоставлены людям-муравьям. Человек встает на один уровень с предметами, он сравнивается с животными или куклами. Мир людей, хаотичен, бессвязан, а город вечен. Главный герой романа – город.

Основная мысль романа: жизнь парадоксально хаотична, раздроблена. Человеку ничего не остается. – Аппокалиптические настроения.

По мнению автора, везет далеко не всем. Человек предполагает (думает, планирует), а город располагает.

Манхеттен воспринимается как некий ковчег, рай, спасение. Но он – ловушка, которая манит раем, мечтой. Так американская мечта оборачивается американским кошмаром.

Люди всегда спешат зачем-то, но они никогда не могут достигнуть того, что они хотят.

В романе около 100 персонажей. Но все они неожиданно «вспыхивают» как спички и снова исчезают. Иногда навсегда.

Но основных персонажа 3:

Джордж Болдуин – адвокат, в конце романа преуспевающий делец. Ему удается повыситься за счет несчастия других людей.

Эллайн Петтер – актриса. Ее мы видим с самого рождения, она наиболее живая среди всех. Ее тянет к успеху и деньгам,она мыслящая и чувствующая. Она избавилась от ребенка от любимого человека который сгорел. Выходит замуж за Болдуина и превращается в куклу.

Джим Херф – журналист (автобиографический образ). Приплывает в 6 лет на Манхеттен, помнит свою маму. Она умирает и дорогу ему приходится пробивать одному. Журналист, отказывается от прибыльных предложений. Он знает и взлеты и падения, какое то время живет с Элен но расходятся. Он единственный, кому в конце романа удается покинуть Манхеттен.

В романе использованы приемы техники ассоциативного письма, потока сознания, коллаж цитат. Техника коллажа взята из кинематографа. Монтаж оценочный. Оценку автора можно узнать по тому, как расположены куски текста. Чередование общих планов с деталями.

Эпиграфы к главам создают лейтмотивы в произведении.

Символы:

- Небоскребы – символ величия человеческих устремлений. И, в то же время, они оказываются хрупкими.

- Огонь - символ грядущего апокалипсиса

- вода - как символ пути, ведущей к земле обетованной. Но как узнаем вода тоже несет смерть. Манхеттен со всех сторон окружен водой.

Образы – белка в колесе, мышеловка.

Время для разных людей движется по-разному. Есть единое пространство но нет единого времени.

Библейские образы получили в романе пародийное переосмысление.
1930г. – р. «42-я параллель»

Это первая часть трилогии. Остальные 2 романа:

1932г. – р. «1919»

1936г. – р. «Большие деньги» (за него в 1937г. удостоен высшей премии американских писателей)

В них дается обобщающая картина жизни Америки в первые три десятилетия XX в.: «42 параллель» — подъем рабочего движения в США; «1919» — первая мировая война и воздействие Октябрьской революции; «Большие деньги» — мировой кризис 1929 г.
Рядом с 42-й параллелью постоянно гуляют торнадо. Это некие символы хаоса, которые угрожают утопии Америки. Ключевая тема – стремление зафиксировать хаос окружающего мира.

В романе использованы 4 техники:

- документы или «новости дня» (куски из газет, радиопередачи, речи политических деятелей),

- портреты реальных исторических лиц (деятелей экономики, культуры и т. д.) – стиль – пародирование житий святых,

- техника потока сознания (или камера обскура, скрытая камера),

- повествование (как в обычном романе).

В романе около 30 персонажей. В коллаже новостных заголовков теряются судьбы людей. Появляются и безымянные персонажи (мы их не видим, но можем «подсмотреть» их мысли).

Мак (Фейни Мак Крири), Джейни Уильямс, Чарльс Андерсон – пытаются реализовать американскую мечту. В конце Мак – преуспевающий бизнесмен.
Краткое содержание (и анализ)

Критическое отношение к американской реальности XX в., перечеркнувшей «американскую мечту», ощущение кризиса в стране, претендующей стать символом нового века, присутствуют уже в названии первого романа. Его смысл раскрывает эпиграф из «Американской климатологии» Е. У. Ходжинса, где сказано, что 42-я параллель северной широты, пересекающая США, является центральной осью движения ураганов, следующих от Скалистых гор к Атлантическому океану. По аналогии Дос Пассос изображает, как в социальной жизни Америки зарождаются ураганы (рост рабочего движения, забастовки, падение курса акций), однако, как и автор «Климатологии», не решавшийся предсказывать погоду, автор трилогии не берется объяснять природу ураганов истории и предсказывать их направление. И все же хаос мира, воплощением которого служит большой буржуазный город, является для Дос Пассоса признаком того, что эта цивилизация идет к гибели.

Роман открывают «Новости Дня» — это внешне беспорядочный набор заголовков, отрывков из статей, обрывающихся на середине фразы. Такой монтаж, впервые использованный писателем в американской литературе, представляет собой поток сознания читателя газеты, глаза которого перебегают с одного заголовка на другой. Автор пытается создать впечатление, что он не причастен к подбору этих исторических реалий, но, по сути, он вводит читателя в атмосферу определенного исторического периода. «Новости Дня» передают движение времени, фиксируют определенные временные вехи в развитии американского общества. Овладение Кубой после победы в испано-американской войне, подавление восстания на Филиппинах, англо-бурская война, ликование по поводу успехов США в колониальной войне против Испании, выраженное в словах сенатора Альберта Дж.: «Двадцатый век будет веком Америки. Мысль Америки будет господствовать в нем. Прогресс Америки укажет ему путь. Деяния Америки обессмертят его». Таков исторический фон начала трилогии, все содержание которой опровергает слова сенатора. В газетных сводках появляются сообщения о падении акций, о том, что Уолл-стрит «потрясен», и так далее.

В центре первого романа судьба Мака — он начинает свою трудовую жизнь с разъездов по стране вместе с неким Бингемом, странствующим шарлатаном, прикрывающимся учеными степенями и торгующим книгами, очень характерной фигурой для Америки начала века. Потом Мак становится активистом рабочего движения, однако действует не столько из убеждений, сколько под влиянием настроения. Поругавшись с женой, он едет в Мексику, чтобы своими глазами увидеть революцию. Мак не является убежденным революционером и действует осторожно, не афишируя свое участие в профсоюзной организации «Индустриальные рабочие мира», чтобы не потерять работу.

Приехав в Мексику «посмотреть» революцию, он лишь сначала общается с рабочими и пеонами, а потом находит себе место в более безопасной и привлекательной для него мещанской среде. Сами революционные события проходят мимо него, хотя Мак и заявляет, что хочет вступить в армию Сапаты. Эмилиано Салата и Панчо Вилья — руководители революционной армии, которые после свержения в 1910 г. диктатора Порфирио Диаса, возглавляли радикальное крыло революции. Им противостояли представители различных групп национальной буржуазии — президент Мадеро, генерал Уэрта, президент Карранса, убитый офицерами своего штаба. В момент бегства из Мехико правительства Каррансы и наступления на город революционной армии Мак находится в столице. Однако к этому времени он уже стал книготорговцем и ему не хочется бросать свою книжную лавку и идти в революцию.

Более последовательно подчиняет революции свою жизнь Бен Комптон. Умный мальчик, окончивший школу с наградой за сочинение об американском государственном строе, со временем начинает ощущать враждебность этого строя простому человеку. Бен становится агитатором, попадает в тюрьму. Подчиняя свою жизнь служению рабочему классу, он подавляет в себе личные чувства, проявляет черствость к своим близким. Символично, что день своего рождения он встречает в наручниках в поезде вместе с полицейским, сопровождающим его к месту заключения.

Представителем той Америки, которую не приемлет автор, выступает расчетливый делец Джон Уорд Мурхауз. Если Бен Комптон все подчиняет служению революции, то Мурхауз — карьере, стремлению занять более высокое место в обществе. Сын кладовщика на железной дороге, он начинает свой «путь наверх» в качестве агента по распространению книг, потом учится в Филадельфийском университете, работает в конторе по продаже недвижимого имущества. Продвигаясь по службе, Мурхауз женится на богатой женщине, разводится с ней, потом женится на другой богачке и занимает видное положение в обществе, став специалистом по пропаганде и активным борцом против профсоюзного движения. Во время революции в Мексике Мурхауз, действуя от имени крупных финансистов США, пытается узнать о положении дел с мексиканской нефтью, являющейся предметом всеобщего интереса, и выяснить причины противодействия Каррансы американским вкладчикам.

Представители разных слоев общества показаны Дос Пассосом с энциклопедической полнотой: Джейни Вильямс — дочь отставного капитана, стенографистка, работает секретарем Мурхауза; Элинор Стоддард — дочь рабочего с чикагских боен, становится художником-декоратором, состоит вместе с Мурхаузом в организации Красного Креста; Чарли Андерсон начинает свою жизнь как автомеханик, служит в армии и там становится летчиком, воюет во Франции. Вернувшись в Америку, делает состояние в авиапромышленности, гибнет в автомобильной катастрофе; Эвелин Хэтчинс — дочь протестантского священника, которая, как и Элинор Стоддард, является художником-декоратором, работает в Красном Кресте в Париже, кончает жизнь самоубийством, приняв большую дозу снотворного; Ричард Элсворт Сэведж — адвокат, отрекается от левых взглядов, служит у Мурхауза; Джо Вильямс, брат Джейни Вильямс, служит моряком в военно-морском флоте, дезертирует; Марго Даулинг, из семьи актеров, становится кинозвездой в Голливуде; Мэри Фрэнч — участница рабочего движения, которую бросают в тюрьму за выступления против казни Сакко и Ванцетти.

Построение биографии каждого из литературных героев, несмотря на некоторые различия, строго следует определенной схеме, напоминающей социологическую анкету: указывается место и дата рождения, занятия родителей, образование, увлечения, семейное положение. Это стремление к систематизации фактического материала, к беспристрастности, воплощенной в документализированности, становится у Дос Пассоса самоцелью, и, несмотря на различие в образе жизни и общественном положении, его герои почти ничем не отличаются друг от друга — их индивидуальность не раскрыта, хотя учтены и описаны мельчайшие подробности их биографий.

Важнейшие вехи в развитии американского общества даны в портретах исторических личностей. Всего их двадцать пять, и они представляют рабочее движение, мир бизнеса, науку, искусство, печать. Открывает галерею исторических портретов Юджин Дебс, деятель рабочего движения, основавший вместе с Биллом Хейвудом в 1905 г. профсоюзную организацию «Индустриальные рабочие мира». Автор пишет о нем с большой теплотой, называя «Другом человечества».

Глава «Чудодей ботаники» повествует об известном селекционере Лютере Бербанке, который «осуществил несбыточный сон о зеленой траве зимою, сливах без косточек, ягодах без семян… кактусе без шипов». Автор намечает некую параллель с гибридизацией Бербанка: «Америка тоже гибрид. Америка могла бы использовать естественный отбор» — возможно, как противовес социальному хаосу.

Глава «Большой Билл» рассказывает о Билле Хейвуде, одном из основателей американской компартии.

Глава «Мальчик-оратор с Платы» — не лишенный иронии рассказ об Уильяме Дженнигсе Брайане, политическом деятеле, неоднократно баллотировавшемся в президенты. Еще мальчиком он взял приз по риторике, и его «серебряный голос» «зачаровывал фермеров великих прерий» — Брайан проповедовал биметаллизм, т, е. неограниченную чеканку монет из дешевого серебра. Таким образом, разорившиеся фермеры надеялись оплатить свою задолженность банкам, которые, наоборот, были заинтересованы в денежной единице из золота. Вскоре был изобретен новый способ добычи золота из руды, и не стало «больше нужды в пророке серебра», — демагогическая кампания Брайана провалилась. Однако «Серебряный язык продолжал звенеть в большом рту, вызванивая пацифизм, фундаментализм, трезвость» — Брайан переключился на проповедь морали и требовал запретить преподавать в школах теорию Дарвина.

Глава «Великий миротворец» посвящена стальному магнату Эндрю Карнеги, который «верил в нефть, верил в сталь, всегда копил деньги». Образ филантропа и пацифиста развенчан лаконичной концовкой, — оказывается, миротворец, жертвовавший миллионы на дело мира, на библиотеки и науку, делал это «всегда, только не во время войны». Таким образом, Карнеги, всегда копивший «по мелочам» и каждый доллар пускавший в оборот, наживается на войне и на мире…

«Чудодей электричества» — рассказ о выдающемся изобретателе Эдисоне, создателе электрической лампочки, сумевшем занять свое место в мире бизнеса.

«Протей» — история изобретателя, житейски беспомощного ученого Карла Штейнмеца, математика и электротехника. Хотя ему многое «позволяют» — «быть социалистом», например, писать письма Ленину, но он полностью зависит от хозяев, «Дженерал электрик», являясь «самой ценной частью аппаратуры» этой фирмы.

Важны в повествовании и лирические отступления автора — «Камеры-обскуры» — поток сознания, личный комментарий к событиям эпохи, обращение к читателю. Внутренний монолог раскрывает авторскую точку зрения на американский путь в истории, приведший к крушению иллюзии о всеобщей справедливости и братстве, «американская мечта» так и остается мечтой. Страна расколота на две нации, технический прогресс еще не является залогом всеобщего счастья. На фоне успехов урбанизации размышления Дос Пассоса становятся все более безотрадными: общество, созданное усилиями миллионов людей, однако поставившее своей целью не благоденствие человека, а наживу — «большие деньги», движется к краху. Трилогия и завершается таким крахом, величайшей неудачей Америки — кризисом 1929 г. Ураган проносится над 42-й параллелью, человек не в состоянии справиться со стихией, он лишь игрушка в руках слепых сил, господствующих в мире и по сути вершащих историю.
Билет 2.

1) Критика традиций европейской культуры Фридрихом Ницше («Антихрист»; «Так говорил Заратустра»). Понятие деконструкции у Ницше.
Ницше развенчивает все традиции европейской культуры. Он пишет, что рациональный мир – это ложь, противопоставляет рациональное сознание мистическому сознанию. Рассматривает безумие как более здоровую альтернативу западному сознанию. Он считает, что нужно проживать каждое мгновение жизни так ярко, чтобы хотелось повторить. Отказ от иллюзий и утешений, которые будут «по ту сторону». Из религий Ницше понимает только буддизм, остальные отвергает. Понятие воли он сохраняет. Искусство ставит выше науки, а самое высшее искусство – это миф. Многие идеи Ницше черпает у Шопенгауэра. Мир – это объективация воли. Искусство – высшая форма деятельности человека. Творчество не должно иметь практического применения. Самым мудрым существом для Ницше является ребёнок. Дети могут играть. И из игра не имеет никакой другой цели, кроме удовольствия. «Я поверил бы только в того бога, который умел бы танцевать и смеяться». Мир может быть оправдан только если воспроизводить его как объект искусства.

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (писалась в несколько приёмов с 1881 по 1883 под влиянием приступов вдохновения) — философский роман Ницше, впервые изданный в 1885. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение нескольких лет. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе. В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека. «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».Книга представляет собой отчасти поэтический, отчасти философский трактат, раскрывающий позицию самого Ницше относительно того, какое место человек занимает среди окружающего его общества, как он понимает свою жизнь, как путешествует, как познает себя и окружающий мир. В книге уделяется внимание общению человека с природой, с самим собой, и с окружающими людьми. Воспевается идея о необходимости идти своим путем. «Так говорил Заратустра» — один из ключевых текстов Нового времени. Доктрине прогресса (поступательного развития), которая господствовала в умах европейцев с Эпохи просвещения, Ницше противопоставил учение о вечном возвращении, о цикличности любого развития. Только сверхчеловек способен с готовностью принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты. Отличие такого существа от обычного человека, по Ницше, больше, чем отличие человека от обезьяны.

Заратустра только проповедует приход сверхчеловека. Но в сравнении с другими людьми он и есть сверхчеловек. Заратустра — образ человека, который встал на путь приобщения к дионисийской культуре. Нужно стать ребенком, чтобы открыть новый мир, начать новую игру. Но Заратустра в 40 лет, после 10 лет пребывания в горах возвращается в мир людей, затем снова уходит и возвращается, уходит снова - весь мир живет в ожидании 3-его пришествия Заратустры. Ницше любил называть себя «несвоевременным пророком».

Критика христианства. При анализе историй святых и евангелие пришёл к выводу, что это самые противоречивые тексты. Антихрист = антихристианин (в нем. яз) Христианство, по мнению Ницше не может быть изложено в книгах. Оно может быть передано только как практика. И следовать надо не букве, а практике. В существовании Христа как исторического персонажа Ницше верил и относился к нему с уважением, но говорил, что настоящее христианство было распято вместе с ним.

Понятие «деконструкции» - это процесс разрушения с последующим воссозданием из старых составных частей чего-то «нового». Все свои идеи Ницше в той или иной степени берёт из того, что уже было. Он не отвергает религию вообще – он не принимает христианство. При этом, Заратустра и его спутники напоминают Христа и его учеников. Ницше разрушает старую иерархию и предлагает новую. Новое и оригинальное создаётся из кирпичиков прошлого. Деконструкция – это также название способа анализа постмодернистского текста. Остаточные смыслы становятся предметом поиска деконструктивизма. И приверженцы деконструктивизма борются с бинарными оппозициями, с мнением, что существует «единственно правильное» мнение.
^ 2) Модель мира в романе Дж. Джойса «Улисс». Поэтика ассоциативных рядов и символического порядка в «Улиссе». Интертекстуальные связи в «Улиссе».
В эпоху модернизма прежние представления об устройстве мира уже не действовали. Разум больше не может служить путеводным светочем.

Роман претендует на постижение универсальных глобальных законов, описывающих мир. Модель мира – это город Дублин и всё, что с ним связано. Модернистское ожидание конца, апокалипсиса – Джойс говорил, что его описание Дублина настолько точно и подробно, что по нему можно будет воссоздать город, если он будет разрушен. Содержание справочника о Дублине переместилось в роман. Микрокосм Дублина рассматривается как макрокосм. Леопольд Блум и Стивен Дедал – человек. Вообще человек на пути домой, который ищет уюта, счастья, и ему всё время что-то мешает его достичь. Рай – возвращение домой, воссоединение с семьёй.

Время мифа не должно быть линейно. Время мифа – вечность, точка. В романе показан один день. Но этот один день такой же как и любой другой, значит, это отсутствие времени. Модель мира замкнуто-мифологическая. Она перекликается с другими мифами. Выстраивает ассоциации с ними. Все мифы говорят об одном и том же: любви, ревности, одиночестве и пр.

«Улисс» - не просто история о людях. Важно еще и то, как она рассказывается. Ученик и секретарь Джойса, ирландский писатель Сэмюэл Беккет писал: «Джойса надо не читать, а смотреть и слушать». «Улисс» писался 7 лет, с 1914 по 1921 год, а готовил себя Джойс к «Улиссу» еще дольше, с 1907 года. Джойс прямо думал о своем романе как о сумме всего универсума: «В замысле и технике я пытался изобразить землю, которая существовала до человека и, предположительно, будет существовать и до него». «Это эпопея двух народов (израильского и ирландского)» и в то же время цикл всего человеческого тела, равно как и история какого угодно дня… Это также нечто вроде энциклопедии. Мое намерение – переложить миф с точки зрения нашего времени. Всякое событие (а тем самым – каждый час, каждый орган и каждый вид искусства, будучи внедрен и вплетен в структурную схему целого) должно не только обусловливать, но и создавать свою собственную технику».

Джойс разрушает в своём романе структуру хорошо сделанного романа. Он применяет много техник. Техника потока сознания впервые появляется в «Улиссе». Хотя поэтика внутреннего монолога (потока сознания) сформировался до Джойса. В нашем сознании есть текучесть, это река или поток с бесконечным рядом ассоциаций.

Каждый эпизод соответствует части тела, цвету, символу, сфере человеческой деятельности, эпизоду из «Одиссеи» и др.

«Улисс» начинается с акта мятежа, с литургической пародии (эпизод 1, «Телемак»). В первом эпизоде Стивен заявлял о кризисе религиозного воспитания, во втором («Нестор») он предъявляет обвинения своим светским преподавателям, поколению «порядочных людей», носителям реакционных и филистерских предрассудков. Наконец, в третьем эпизоде («Протей») атаке подвергается философия: старый мир ставится под сомнение не в своих случайных проявлениях, но именно в своей природе упорядоченного космоса, универсума, однозначно расчисленного и определенного по неизменным правилам аристотелевско-томистской силлогистики.

«Улисс» — сложное полистилическое произведение, повествующее об одном дне дублинского обывателя и еврея по национальности — Леопольда Блума. Этот день Лео Блум проводит в издательстве, на улицах и в кафе Дублина, на похоронах своего знакомого, на берегу залива, в родильном доме, где он знакомится со Стивеном Дедалом, молодым учителем в местной школе, в притоне и, наконец, в собственном доме, куда он поздно ночью приводит изрядно выпившего Дедала, лишившегося крова. Главной интригой романа является измена жены Блума, о которой Блум знает, но не предпринимает против неё никаких мер.

Канва романа и его композиционное построение имеют явные и неявные аналогии с поэмой Гомера «Одиссея» (в первых вариантах романа эпизоды носили соответствующие «Одиссее» названия, от которых автор впоследствии отказался). В произведении выведены и «аналогичные» персонажи: во многом автобиографичный Стивен Дедал (сюжетная линия Телемаха), Лео Блум (Одиссей, латинская форма этого имени Ulysses послужила названием романа), Гэррет Дизи Нестор) и т. д. Одной из главных тем романа является тема «отец-сын», где в роли первого символически выступает Блум, в роли второго — Стивен.

Роман «Улисс», который практически безоговорочно признаётся вершиной литературы модернизма, несмотря на свою сюжетную простоту, вмещает в себя огромное количество исторических, философских, литературных и культурных аспектов. Дублин предстает в романе символом всего мира, Блум — мужчины как такового, его жена воплощает в себе образ всех женщин, один летний день — всех времён на земле. Подобным образом в главе «Быки солнца» находят отражение литературные стили и жанры различных эпох, стилевые особенности писателей, которых Джойс пародирует или которым подражает.

Структура романа

  1   2   3   4   5



Скачать файл (441 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru