Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Оптимизация управленческих решений - файл 1.docx


Курсовая работа - Оптимизация управленческих решений
скачать (123.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx124kb.09.12.2011 02:15скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...




Оглавление




Введение
Принятие правильного решения - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго знания и умения составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.

Руководитель организации обычно приходит к пониманию необходимости оптимизации решения после того, как осознает наличие проблемы или возможности для изменения ситуации, обдумает ее и придет выводу о целесообразности действий. Если проблемами не заниматься, то они могут становиться острее либо исчезнуть. Неиспользованные возможности могут стать еще более значительными или исчезнуть. Иногда проблемы или возможности еще «не созрели» до решения. Они могут быть слишком неопределенными, чтобы ими заниматься.

Повышение эффективности управления практически тождественно росту эффективности управленческих решений на всех уровнях иерархии, так как принятие оптимальных решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия; именно в разработке, принятии, организации и контроле выполнения оптимальных решений заключается деятельность, как отдельных менеджеров, так и аппарата управления в целом. Вместе с тем задача оптимизации управленческих решений относится к числу наиболее сложных и спорных проблем управления и потому полностью еще не решена. В дальнейшем изучении нуждаются такие вопросы, как показатели оптимальности и факторы, влияющие на оптимизацию решений.

Поэтому тема курсовой работы является особо актуальной.

Объектом исследования является предприятие ООО «ЛОГИСТИК».

Предмет исследования - прием и методы оптимизации управленческих решений.



Целью работы является формулирование предложений по оптимизации управленческих решений в ООО «ЛОГИСТИК».

Задачи работы:

  1. Изучение содержания оптимизации управленческих решений.

  2. Рассмотрение факторов, принципов и подходов к изучению оптимизации управленческих решений.

  3. Характеристика современных методов оптимизации управленческих решений.

  4. Анализ особенностей разработки управленческих решений в ООО «ЛОГИСТИК».

  5. Выявление направлений совершенствования оптимизации управленческих решений.





1. Научные основы формирования оптимизации управленческих решений
1.1 Виды, формы и содержание оптимизации управленческих решений
Наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска этого варианта - оптимизацией1.  Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления современным производством приводят к тому, что принятие управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными аналитическими методами невозможно. Многие факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие - практически не  могут быть измерены. Всё это сделало необходимой разработку специальных методов, облегчающих выбор управленческих решений в сложных технических, организационных, экономических задачах (методы исследования операций, экспертные оценки и др.).

Понятие «решение» в научной и учебной литературе трактуется по-разному. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки данного понятия заключается в том, что каждый раз в него вкладывают смысл, соответствующий конкретному направлению исследований.

Оптимальное решение является одним из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

  • 

  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;

  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;

  • необходимость волевого акта ЛПР при выборе решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Теория принятия решений по экономическим проблемам основана на предположении, что все ЛПР являются «экономически мыслящими» людьми, т.е. в пределах, допустимых законами, морально-этическими стандартами, они стараются максимизировать результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы (например, прибыль).

Однако в жизни ЛПР не всегда стремится максимизировать экономический результат. Вместо этого ЛПР принимает «удовлетворительные», «достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли», «надежное выполнение плана».

Основными параметрами оптимизации управленческого решения считаются:

  • показатель энтропии (количественной неопределенности проблемы);

  • степень риска вложения инвестиций;

  • вероятность реализации решений по показателям качества, затрат и продолжительности;

  • степень адекватности теоретической модели фактическому объекту моделирования.

В производственных системах люди часто сталкиваются с разнообразными ситуациями, требующими решений. Поведение человека, принимающего решение, и само решение во многом зависят от структуры и объективных характеристик ситуации, применительно к которой он принимает решение. Ситуации являются частью окружающей среды, в которой действует человек, и для их анализа требуется предварительное знание характеристик



этой среды2.

Среду (как природную, так и общественную) можно представить в виде трехмерного пространства, измерениями которого являются неопределенность (X), динамика (Y) и сложность (Z).


Рис. 1. Среда как трехмерное пространство и типичные ситуации
В окружающей среде, как правило, происходят события, которые нельзя предсказать с полной определенностью. Поэтому степень неопределенности с точки зрения принятия оптимальных решений является весьма важной характеристикой среды. Кроме того, среде присуща определенная степень динамики, так как с течением времени она подвергается модификации и преобразованию. Наконец, среда характеризуется определенной степенью сложности. В некотором приближении можно допустить, что среда человеческой деятельности и поведения тем сложнее, чем больше переменных факторов в ней содержится. Кроме названных, у среды имеются и другие важные характеристики, например, степень конфликтности интересов лиц, действующих в ней.



Согласно указанным характеристикам среды предлагается следующий подход к классификации ситуаций и соответствующих им задач, требующих оптимизации принятия решения.

Каждая ситуация представляется как точка в пространстве среды, т.е. как упорядоченная тройка чисел X, Y и Z, каждое из которых может принимать значения 0 или 1 (низкая или высокая степень качества). Это значит, что каждой ситуации соответствует своя вершина куба в системе координат X, Y, Z. Следовательно, возможны в принципе восемь типов ситуаций (по числу вершин куба), представляющих специфический интерес с точки зрения психологии и методики принятия решений.

Вершины 1, 2, 3, 4 – это детерминированные ситуации, в которых решения принимаются в условиях определенности и которые поэтому часто называют нерискованными ситуациями. В этих ситуациях каждая альтернатива приводит к однозначно определенным последствиям. Детерминированные ситуации могут быть простыми и статическими (вершина 1), сложными и статическими (вершина 2), простыми и динамическими (вершина 3) или сложными и динамическими (вершина 4).

Вершины 5, 6, 7, 8 – это рискованные ситуации. В рискованных (вероятностных) ситуациях лицо, принимающее решения, не знает наверняка, какого результата оно достигнет после принятия того или иного решения. Рискованные ситуации могут быть простыми и статическими (вершина 5), сложными и статическими (вершина 6), простыми и динамическими (вершина 7) или сложными и динамическими (вершина 8).

Обычно, чем к более отдаленному будущему относится событие, тем больше сопутствующая ему неопределенность; чем отдаленнее срок получения будущей экономии, тем менее охотно мы соглашаемся делать для этого затраты в настоящем. При принятии решений упрощение ситуации и задачи достигается путем использования сравнительно близкого горизонта планирования, при котором развитие событий прослеживается лишь на ближайшее будущее, не далее некоторого фиксированного предела. Аналогичное упрощение может 

быть достигнуто и при ограничении использования прошлого опыта лишь относительно недавними событиями.

Другая проблема связана с оценкой степени неопределенности и риска. Потребность в применении методов, позволяющих учесть сопутствующие решениям риск и неопределенность, значительная в большинстве случаев, особенно увеличивается в крупных организациях, в которых используется разделение труда в принятии решений. Такая потребность возникает, когда выполнение части процесса принятия решений перепоручается другим людям или вычислительной машине. Характерной чертой в деятельности организации является то, что риск и неопределенность редко учитываются в явном виде. Обычно они просто замалчиваются. При передаче информации от одной структурной единицы к другой вариабельность данных нередко сознательно игнорируют, сообщая лишь усредненные показатели. Возможность делать квалифицированные и обоснованные суждения о риске и неопределенности утрачивается, если запрашиваются только мнения, которые выдаются за достоверные данные. На деле получается, что чем больше неопределенность какой-то оценки, тем меньше фирма склонна признавать что-либо, кроме числа, однозначно выражающего эту оценку.

Стремление исключать из рассмотрения риск может быть объяснено с помощью целого ряда различных более или менее правдоподобных гипотез. Когда руководитель не располагает надежными средствами для учета риска, с которым сопряжен выбор того или иного решения, у него появляется стремление игнорировать этот риск, ибо признав его существование, он должен был бы указать, как именно этот риск учитывается им при принятии решения. Если же такой риск в явном виде не учитывается, руководителю придется в какой-то степени признавать «волевой» характер принимаемых им решений.

Пренебрежение риском позволяет фирме оперировать информацией и вести обсуждение на языке строго определенных величин. Такой способ представления данных обычно оказывается привлекательным, однако не оптимальным.



^ 1.2 Факторы, принципы и подходы к изучению оптимизации управленческих решений
Оптимизацию управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат, который зависит от ряда факторов3:

  • качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);

  • рационального характера принимаемого решения;

  • своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

  • соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;

  • квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

  • готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

Для того чтобы быть оптимальным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:

1. единство целей — непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;

2. обоснованность и правомочность — аргументированность и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер (содержать статистические, экономические и другие данные). Для достижения научной обоснованности и правомочности



необходимо обеспечить:

— применение к разработке решения научных подходов менеджмента;

— изучение влияния экономических законов на эффективность решения;

— применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.

3. ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя;

4. краткость формулировок принятого решения — выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем;

5. гибкость — существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

6. своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;

7. объективность — менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:

— получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;

— обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;

— обеспечить многовариантность решений;

— достичь правовой обоснованности принимаемого решения;

8. возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;

9. автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений - использование средств вычислительной 

техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;

10. ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;

11. наличие механизма реализации - содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.

Кроме того, чтобы быть оптимальным, управляющее решение должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким - предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.

Оптимизация управленческих решений определяется, как уже отмечено выше, действием множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса разработки и реализации решений. Но в целом можно считать, что основными из них являются: компетентность и опыт работы принимающего решения; степень информированности ЛПР; уровень коллегиальности в процессе разработки решения; факторы, удельный вес контролируемых решений; степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации; мотивация исполнителей; характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.

Схема влияния перечисленных выше факторов на эффективность управленческих решений приведена на рис. 14.

Рис.1. Основные факторы оптимизации управленческих решений
В результате анализа работ ряда отечественных и зарубежных ученых можно выделить ряд принци

пов, являющиеся исходными положениями оптимизации решений:

  • Объективность.

  • Однозначность.

  • Своевременность.

  • Анализ производных показателей эффективности.

  • Соответствие поставленным целям и задачам.

  • Минимизация риска принятия неправильного решения.

  • Информационная достаточность.

  • Гибкость и мобильность.

Принцип объективности требует при проведении экономической оценки обеспечить реалистичность, беспристрастность и непредвзятость оценки. Результаты анализа должны быть представлены в тождественных величинах. Последнее может контролироваться разными способами: дезагрегацией пока

зателя или соединением динамик частных характеристик в динамику сводно

го



и обобщающего показателя эффективности.

Принцип однозначности предполагает, что существует только одно представление относительно эффективности решения (или одной из рассматриваемых альтернатив) и определяет недопустимость со

стояний следующего рода: «по показателю «А» эффективность выросла, а по показателю «Б» снизилась.

Принцип своевременности выражается в необходимости экономической оценки в тот момент, когда при отрицательных тенденциях еще можно при

нять меры к недопущению снижения эффективности, что не исключает про

ведения экономической оценки по окончании календарных периодов, итоговых.

При анализе производных показателей эффективности выявляется изменение темпов роста эффективности. Растущая эффективность при сниже

нии темпов является отрицательным явлением и наоборот, снижающуюся эффективность, если темпы падения затухают, следует оценивать положительно.

Соответствие результатов экономической оценки эффективности поставленным целям и задачам дает возможность определить степень справед

ливости принимаемого решения, обеспечить строгую подчиненность данного решения общей цели, и, как следствие облегчает задачу выбора одной из рассматриваемых альтернатив решения проблемы, создает целостность процесса принятия маркетингового решения.

Минимизация риска принятия неправильного решения. Любое решение, как экономическое мероприятие, несет риск возможного убытка или неудачи при осуществлении данного решения, обусловленные изменчивостью рыночной конъюнктуры. Таким образом, при принятии решений должна быть произведена оценка риска и вероятности его наступления. Цель - минимизировать риск выбора неправильного решения из альтер

нативных вариантов.

Принцип информационной достаточности считается исходным для принятия обоснованных решений. На этапе выбора лучшего варианта решения 

из альтернативных и окончатель

ном принятии выбранного решения лицу, принимающему решения необхо

димо, опираться на соответствующие информационные потоки.

Поэтому наличие исчерпывающей информации о возможных результа

тах принимаемого решения позволит заранее предусмотреть и подготовиться к конкретным рыночным ситуациям, знать внешние воз

можности, угрозы, внутренние силы и опасности, а также устранить ту беспокойность и тревожность от внешней неопределенности, которая приводит в конечном результате к экономическим потерям.

Принцип гибкости и маневренности при оценке эффективности решений подразумевает мониторинг экономических факторов, влияющих на оценку и корректировку решений с целью своевременного реагирования на все происходящие изменения. Данный принцип имеет большое значение, так как предпосылкой эффективного функционирования предприятия являются качественно принятые решения на основе постоянного анализа факторов окружающей среды.

По нашему мнению, каждый из вышеназванных принципов может быть использован отдельно, но максимальная эффективность может быть достиг

нута при совместном и взаимодополняющем соблюдении принципов, что позволяют сформировать правила, с помощью которых проведение оценки экономической эффективности в соответствии с поставленными целями и за

дачами позволит выбрать решение наиболее соответствующее рыночным реалиям и внутреннему развитию предприятия5.

Несмотря на взаимозависимость принципов, можно разделить их на две группы: базовые принципы и дополнительные. Базовые принципы являются справедливыми для принятия любого управленческого решения, в то время как дополнительные в большей мере справедливы при принятии решений.

К базовым можно отнести объективность, однозначность, своевременность, гибкость и маневренность. К дополнительным отнесем: 

минимизация риска принятия неправильного решения, информационная достаточность результатов экономической оценки для принятия решения, со

гласованность экономической оценки с поставленными целями и задачами, использование вторых производных показателей эффективности.
^ 1.3 Современные методы оптимизации управленческих решений
Основными методами оптимизации являются:

  1. анализ;

  2. прогнозирование;

  3. экономико-математическое моделирование.

В практическом менеджменте основными методами анализа являются6:

  • метод сравнения;

  • индексный метод;

  • балансовый метод;

  • метод цепных подстановок;

  • метод элиминирования;

  • графический метод;

  • функционально-стоимостный анализ;

  • факторный анализ;

  • экономико-математические методы.

Под прогнозированием в менеджменте понимается непосредственно процесс разработки прогнозов, т.е. научно обоснованных суждений о возможных состояниях объекта, путях и сроках его видоизменений7. Функционально прогноз в управлении представляется как предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Прогноз 

носит вероятностный характер и может претерпевать изменения под воздействием меняющихся условий внешней и внутренней среды организации.

Наиболее важными задачами прогнозирования:

  • разработку прогноза рыночной конъюнктуры;

  • выявление экономических и иных тенденций оказывающих вляние на рыночную конъюнктуру и масштабы полезного эффекта;

  • выбор метода и временных ориентиров прогнозирования;

  • экономическое обоснование разработки или совершенствования выпускаемой продукции и т.п.

К основным функциям прогнозирования относят:

  • системность;

  • комплексность;

  • непрерывность;

  • вариантность;

  • адекватность и оптимальность.

Работы по прогнозированию должны обеспечивать оперативную разработку вариантов изменения характеристик изучаемого объекта, условий его функционирования и т.п. В связи с этим, их организация должна соответствовать следующим принципам: адресность, сбалансированность, параллельность, непрерывность, прямоточность, адекватность, управляемость, альтернативность и адаптивность.

^ Процесс моделирования условно подразделяют на три этапа8:

1)                             анализ теоретических закономерностей;

2)                             определение методов решения задачи;

3)                             анализ полученных результатов.

^ Экономико-математическое моделирование представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими моделями. Экономическая модель – это схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их 

характерных черт. Математические модели – основное средство решения задач оптимизации любой деятельности. По своей сути эти модели – средство плановых расчетов. Ценность их для экономического анализа и оптимизации решений состоит в том, что они позволяют оценить напряженность плановых заданий, определить лимитирующую группу оборудования, видов ресурсов, получать оценки их дефицитности. Математическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю структуру и внешние связи. Модель - условный образ объекта управления.

Экономико-математическая модель должна быть адекватной действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта.

К изъянам применения методов экономико-математического моделирования в рамках социально-экономического прогнозирования можно отнести:

• необходимость серьезных затрат на организацию социально-экономического прогнозирования;

• неосуществимость охватить в моделях все наиболее значительные тенденции развития;

• высокая возможность неожиданных изменений, разрушительных событий, существенно снижающих полезный эффект модели.

Методы моделирования применительно к конкретной организации будут рассмотрены в главе 3.

В целом, оптимизационные методы являются достаточно дорогостоящими. Поэтому их применяют, как правило, при решении стратегических и тактических задач. Оперативные задачи финансово-хозяйственной деятельности решаются с применением более простых эвристических методов. Это обусловлено так же тем, что решение оперативных задач протекает в сжатые сроки, что не позволяет уделить большое количество



времени на сбор, обобщение и анализ информации.

Таким образом, наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска этого варианта - оптимизацией.

Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления современным производством приводят к тому, что принятие управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными аналитическими методами невозможно. Важно также учитывать неопределенность и риск при принятии решений.

Основными методами оптимизации являются: анализ; прогнозирование; экономико-математическое моделирование.



^ 2. Анализ особенностей разработки управленческих решений организации в ООО «ЛОГИСТИК»
2.1 Организационно-управленческие условия возникновения оптимизации управленческих решений
Объектом исследования данной работы является общество с ограниченной ответственностью ООО «ЛОГИСТИК» является коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, Конституцией РФ и действующим законодательством РФ. Основной вид деятельности– оказании логистических услуг полного цикла в Москве, Московской области и регионах России, на базе складских комплексов класса «А», в том числе:

  1. Ответственное хранение с обработкой

  2. Предпродажная подготовка

  3. Организация складских комплексов

  4. Услуги доставки

Общие складские площади – около 30 тыс.м2.

Среднегодовая численность работников составила 150 человек.

В 2010 г. предприятие получало стабильный доход от своего основного вида деятельности, то есть предприятие «ЛОГИСТИК» в данном периоде является прибыльным. Рентабельность – 15%. Ежегодный прирост прибыли -19%.

Миссия ООО «ЛОГИСТИК»: «Всеми силами способствовать развитию наших клиентов и расти вместе с ними»

Проанализируем внешнюю и внутреннюю среду предприятия.

^ Экономическая компонента макроокружения организации. Ситуация на рынке транспортно-логистических услуг России в ближайшие два года будет определяться динамикой экономического развития страны и прежде всего промышленного производства и оборота розничной торговли, темпы роста 

которых напрямую коррелируют с динамикой грузоперевозок и спросом на комплексные логистические услуги. Объем рынка логистических услуг напрямую зависит от объема потребления товаров населением и производителями. Если снижается потребление, то меньше товара ввозится, хранится и незачем столько товаров производить. Текущее тяжелое положение в экономике страны и мира привело к снижению спроса на логистические услуги в связи с проблемами у клиентов и заказчиков логистических операторов. Современные тенденции оказывают отрицательное влияние.

^ Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как стабильную. Можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции могут оказывать положительное влияние на организацию в целом.

^ Правовая составляющая ООО «ЛОГИСТИК» включает в себя Конституцию, законы и подзаконные акты как федерального, так и областного значения, постановления, которые регулируют деятельность юридических и физических лиц на всей территории страны. Правовая компонента макроокружения достаточно разработана и в полной мере соответствует нормальному функционированию организаций в современных условиях и положительно влияет на исследуемую организацию.

^ Социальная составляющая ООО «ЛОГИСТИК» характеризуется следующими тенденциями. Складывающаяся в социальной сфере ситуация оказывает значительное влияние на ООО «ЛОГИСТИК», так как развитие отрасли напрямую зависит от уровня потребления населения, что, в свою очередь, зависит от многих факторов, в частности, от уровня жизни, безработицы и т.д. Социальную обстановку вокруг ООО «ЛОГИСТИК» можно охарактеризовать как отрицательную.

Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Логистика, как система управления развивается на основе современных технических и технологических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления. В целом в нашей стране 

технологический уровень в области логистики низкий. Компания ООО «ЛОГИСТИК» использует передовые технологические решения и на этом фоне ООО «ЛОГИСТИК» имеет очевидное преимущество.

Данная компонента оказывает двоякое влияние на ООО «ЛОГИСТИК». С одной стороны, при развитии технологий и повсеместного ее применения в фирмах-конкурентах снижается конкурентное преимущество ООО «ЛОГИСТИК», обладающего на данный момент самыми современными технологиями обработки товара и взаимодействия. С другой стороны, внедрение новых технологических достижений оказывает положительное влияние на ООО «ЛОГИСТИК», но положительный эффект от внедрения передовых технологий может рассматриваться только в очень длительной перспективой.

По результатам анализа внешней среды составим список внешних возможностей и угроз, проранжированныв по убыванию степени их воздействия на организацию (табл.1).
Таблица 1. - Внешние возможности и угрозы

N

п/п

Возможности

Угрозы

1.

Развитие технологии

Потребительская активность

2.

Уровень безработицы

Динамика эконом развития страны

3.

Средняя заработная плата

Курсы валют


Объектами анализа внешней среды прямого воздействия являются: структура и динамика отрасли и отдельных рыночных сегментов; позиция организации на рынке среди конкурентов.

Отрасль. Географические границы рынка логистических услуг определяются границами Российской Федерации. То есть клиенты компаний могут получить логистические услуги на всей территории страны, а также за ее пределами. Стоимостной объем рынка складских услуг в 2010 возрос с $1,9 млрд. до $2,4 млрд., среднегодовой прирост - 13% (на уровне инфляции). Доходность бизнеса уменьшилась. Из-за давления долларовых ставок благодаря 

нестабильному курсу доллара, а так же в связи с падением стоимости логистических услуг многие логистические операторы балансируют между разорением и в лучшем случае управляемыми посильными убытками от своей деятельности. Тенденция снижения рентабельности в перспективе будет стимулировать более агрессивное поведение компаний и рост конкуренции на рынке.

К движущим силам данной отрасли можно отнести: изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли; технологические изменения; маркетинговые инновации; изменение потребительских потребностей и предпочтений.

Потребители в области логистических услуг - это компании, владельцы товаров, дистрибьюторы или производители, нуждающиеся в хранении товара и его доставке от/к месту хранения - это Клиенты логистический провайдеров. Нельзя сказать, что какие то компании ушли с российского рынка, просто в связи с кризисом прошла перегруппировка и оптимизация объемов поставляемой и складируемой продукции.

Тем не менее, компании ООО «ЛОГИСТИК» имеет полный комплект клиентов, заполненность склада составляет 95-100% (в среднем по рынку у разных компаний разная наполняемость от 50 до 75% склада арендуемого оператором). В разработке находятся еще порядка 30 потенциальных клиентов, которыми компания собирается заполнить следующий склад, вводимый в эксплуатацию в 2011 году.

^ Степень внутриотраслевой конкуренции

Наиболее ожесточенная конкуренция возникает в области складской логистики, так как это область, наиболее освоенная российскими компаниями. Среди компаний предоставляющих более широкий спектр услуг рынок сегментирован ( медицина/ супермаркеты/ автозапчасти и проч), не насыщен и развитие в этой области происходит в соответствиями с темпами наращивания своих возможностей операторами. У ООО «ЛОГИСТИК» имеющего полный спектр услуг конкурентов заметно меньше, чем в среднем по рынку.



Вероятность появления новых конкурентов - новых компаний - из-за высокого порога входа на рынок считается маловероятным. Серьезно может рассматриваться только выход на российский рынок крупных иностранных компаний.

Поставщиками в нашем случае являются поставщики техники, оборудования, WMS систем, а так же поставщики складских площадей (арендодатели). Основной проблемой для арендодателей стало сокращение объемов финансирования проектов со стороны банков и инвестиционных фондов. Темпы прироста складских площадей снизились более чем в два раза. Что касается поставщиков оборудования и информационных систем, то общее ухудшение финансовой ситуации - приводит к снижению цен, что в данном случае является хорошим фактором.

В качестве товаров-заменителей может рассматриваться управление логистикой предприятий собственными силами самого предприятия. В связи с кризисом в целях экономии средств некоторые компании отказываются от услуг логистических операторов, несмотря на связанное с этим переходом снижение качества логистической цепочки.

^ Анализ внутренней среды.

Общее управление - Компания имеет четкую, но гибкую систему управления, настроенную на клиентоориентированном подход и центральном управлении сетью складов.

^ Производство и технология - в соответствии с внутренними принципами, все оборудование, техника приобретаются только новыми и обслуживаются авторизованными сервисными компаниями, это обеспечивает бесперебойную работу. Информационные системы, так же, обслуживаются сотрудниками, прошедшими обучение у производителя программного обучения. Постоянно ведется оптимизация технологических процессов.

Финансы - компания не имеет финансовых задолженностей и кредитной истории, что в условиях финансового кризиса является несомненным плюсом. Все денежные средства являются собственными (владельцев компании).



В области кадров и персонала присутствует некоторая текучесть персонала, особенно складского персонала, что, в принципе, является характерным для данной отрасли. Но, тем не менее, ведется постоянная работа по совершенствованию мотивационной программы персонала, учитывающей качество работы и производительность труда, по улучшению системы поиска и отбора персонала. За последние 2 год удалось повысить производительность труда на 67% за счет оптимизации технологических процессов и программы обучения и мотивации персонала.

Маркетинг - из-за высокой специализации предлагаемых услуг рекламные акции, направленные на массовую аудиторию неэффективны, поиск клиентов и система развития бизнеса не систематизирована.

Полученные результаты анализа внутренней среды организации представим в виде списка сильных и слабых сторон организации, упорядоченных по убыванию степени их значимости (см. табл.4).
Таблица 2. - Сильные и слабые стороны организации

N

п/п

Сильные стороны

Слабые стороны

1.

Отсутствие внешней кредитной задолженности кредитов

Отсутствие эффективной маркетинговой политики

2.

Устойчивые финансовые показатели

Малая известность на рынке

3.

Сильная и опытная команда руководяшего состава

Отсутствие налаженной системы поиска клиентов

4.

Работа по KPI

Текучесть складского персонала

5.

Эффективность за счет использование передовых технологии и техники




6.

Широкий спектр услуг

7.

Собственный парк погрузо-разгрузочной техники

и складского оборудования

8.

Автоматическая схема документооборота, учитывающая Российское законодательство, но не требующая содержания административно-учетного отдела даже для крупных клиентов

9.

Отсутствие тяжелого административного персонала и бюрократических издержек крупных компаний

10.

Удобное расположение




К ключевых факторах успеха организации на данный момент можно отнести такие факторы как ориентированность на клиентов, высокое качество предоставляемых услуг, большой опыт в оказание подобных услуг.

Стратегический потенциал ООО «ЛОГИСТИК» заключается в развитии нового направления: предоставление транспортных услуг и развитие внешнеэкономический деятельности (ВЭД).
^ 2.2 Оценка эффективности управленческих решений
Оценка - это совокупность показателей, объективно характеризующих состояние предмета исследования. Из этого экономическая оценка будет заключаться в анализе совокупности экономи

ческих показателей, объективно характеризующих финансово-экономическое состояние предмета исследования. Производной от экономической оценки можно назвать оценку экономической эффективности, то есть анализ показа

телей отражающих в динамике соотношение затрат на реализацию решения и финансовых результатов решения. Такая оценка иллюстрирует эффект дос

тигнутый при реализации анализируемого решения.

«Эффективность (от лат. effectivus - действенный, производительный, дающий результат) характеризует функционирование различных систем, процессов, явлений»9. Эффективность ключевой стимул предпринима

теля.

Прежде всего, рассмотрим понятие «эффективность управленческого решения» в системе близких по смыслу категорий «эффективность управления» и «эффективность управленческого труда».

Обычно эффективность системы управления определяется через результаты функционирования управляемого объекта, а они в свою очередь – по степени достижения поставленной цели. При таких условиях оценка уровня управления организацией осуществляется на основе таких показателей, как объем производства товаров или услуг, объем продаж, полученная прибыль,



производительность труда, уровень рентабельности и т.п.

В современных работах по эффективности решений часто встречаются понятия абсолютной и сравнительной, или относительной, эффективности. Разные авторы толкуют их по-разному.

Э = Р / 3

Э - абсолютная экономическая эффективность

Р - экономический результат

3 - затраты на достижение этого результата

В таком виде понимают абсолютную экономическую эффективность.

Относительная экономическая эффективность представляет собой разность результатов и затрат. По своей сути это доход от проведе

ния экономического мероприятия, другими словами, эффект.

Е = Р - 3

Е - эффект.

Р - экономический результат

3 - затраты на достижение этого результата

Как мы уже отмечали в параграфе 1.2, рентабельность производства ООО «ЛОГИСТИК» – 15%, ежегодный прирост прибыли -19%. Деятельность предприятия по данным показателям прибыльна.

Однако такой метод при всей его логической обоснованности и простоте имеет и серьезные недостатки. Во-первых, эффективность управления отождествляется с эффективностью производства. Между тем одинаковые технико-экономические результаты могут быть достигнуты при разных уровнях организации управления, поэтому оценить указанным способом эффективность каждой конкретной системы управления и, тем более, ее подразделений и отдельных работников не представляется возможным. Во-вторых, при таком подходе не принимается во внимание фактор времени - определенный временной лаг между управляющим воздействием и его результатом, (решение может быть принято одним руководителем, а его положительный результат, проявившийся через некоторое время, будет использован другим).



При оценке непосредственных результатов деятельности управляющей системы необходимо исходить из того, что управление может рассматриваться как своеобразное производство, продуктом труда в котором является управленческое решение. Поэтому вполне обоснованно считать, что эффективность принимаемых решений может служить средством измерения эффективности деятельности всего аппарата управления. Таким образом, оценивая эффективность принимаемых решений, можно следить за эффективностью управляющей системы.

Понятие эффективности управленческого решения (в отличие от его качества) не может быть рассмотрено изолированно от его реализации. Дело в том, что эффективность решения заключается не столько в его абсолютной правильности, сколько в том, что, будучи последовательно и в срок реализовано, оно, благодаря своей правильности, достигнет поставленной цели. Следовательно, эффективность управленческих решений обусловливается как качеством самих решений, так и качеством их осуществления.

Между тем, как свидетельствует практика управления в ООО «ЛОГИСТИК», далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки (по оценкам их удельный вес в общем числе принятых, составляет около 30 %). Кроме того, часть реализованных решений не дает ожидаемого результата, т.е. оказывается недостаточно эффективной. Экспертные оценки самих руководителей свидетельствуют, что таких решений в их практике не менее 25 %. Каковы же наиболее существенные причины этого явления? Конечно, это как дефекты самого решения, вызываемые неполнотой информации, некомпетентностью ЛПР или недостатком времени для тщательной разработки альтернатив, так и плохая организация его выполнения и, прежде всего несогласованность и отсутствие контроля.

Управленческое решение можно считать экономически эффективным, если оно наиболее полно обеспечивает достижение поставленной предпри

ятием цели, с наименьшими затратами и своевременно. При этом решение должно быть обоснованно, исполнители должны понимать причины, выбора именно 

этого варианта и должны верить реалистичность его осуществления. Принятое решение должно быть эффективным и соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего.

Отметим, что принятие решений на предприятии осуществляется, как правило, интуитивными методами. Однако широко применяется метод анализа.

Проводимый экономический анализ – это преимущественно ретроспективный анализ (оперативный, итоговый).

Применяются следующие способы анализа: Логические способы обработки информации; Способы детерминированного факторного анализа; Способы стохастического факторного анализа.

Уровень информации – высокий – наличие планов, смет, полнота бухгалтерской и статистической отчетности, ее достоверность.

Результаты анализа предоставляются в виде рукописного отчета произвольной формы. Рассматриваются различные альтернативные варианты решения проблем, в том числе как основанные на данных экономического анализа, так и на основе опыта и интуиции руководства.

Таким образом, на основании количественных методов можно сделать вывод об оптимальности принимаемых решений. В ООО «ЛОГИСТИК» по данному критерию качество решений удовлетворительное. Однако по экспертным оценкам руководителей присутствуют дефекты самого решения, вызываемые неполнотой информации, некомпетентностью ЛПР или недостатком времени для тщательной разработки альтернатив, так и плохая организация его выполнения и, прежде всего несогласованность и отсутствие контроля. В результате чего далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки (их удельный вес в общем числе принятых, составляет около 30 %), кроме того, 25% реализованных решений не дает ожидаемого результата, т.е. оказывается недостаточно эффективной. Хотелось бы также отметить, что механизм принятия решений на предприятии носит скорее интуитивный характер, однако положительным моментом в деятельности предприятия является довольно широкое применение анализа.



^ 3. Направления совершенствования оптимизации управленческих решений
Процесс моделирования можно условно подразделить на три этапа:

1. Анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели.

2. Определение методов, с помощью которых можно решить задачу.

3. Анализ полученных результатов.

Важнейшим моментом первого этапа моделирования является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения. Такими критериями в системе менеджмента в ООО «ЛОГИСТИК» должны быть:

максимизация полезного эффекта товара при ограничении совокупности затрат;

максимизация прибыли при условии, что качество товара не снизится;

снижение себестоимости товара при условии, что его качество не снизится, затраты у потребителя не увеличатся;

рост производительности труда, улучшение использования оборудования или материалов, повышение оборачиваемости средств при условии, что качество товара не снизится и другие критерии не ухудшатся.

Таким образом, в качестве критерия оптимизации должно быть целое или любой компонент прибыли, эффективности товара, объема рынка при условии, что другие компоненты при этом не ухудшатся.

Например, уравнение целевой функции (^ L) и система ограничений по оптимизации прибыли фирмы будут иметь следующий вид:

L = ∑ ПjXj => max,

аij хj < ωi, i=l, 2,..., m, Xj > 0, j=l, 2, ..., n,

j=l



где Xj – количество производимой продукции j-го вида в натуральных измерениях; Пj – прибыль, получаемая от производства единицы продукции j-го вида; аij – норма расхода i-го производственного ресурса на производство единицы j-го вида продукции; ωiзапасы i-ro вида производственного ресурса на рассматриваемый период времени.

Не для всякой экономической задачи нужна собственная модель. Некоторые процессы с математической точки зрения однотипны и могут описываться одинаковыми моделями. Например, в линейном программировании, теории массового обслуживания и других существуют типовые модели, к которым приводится множество конкретных задач.

^ Вторым этапом моделирования экономических процессов в ООО «ЛОГИСТИК» является выбор наиболее рационального математического метода для решения задачи. Например, для решения задач линейного программирования можно предложить несколько методов: симплексный, потенциалов. Лучшей моделью является не самая сложная и не самая похожая на реальное явление, а та, которая позволяет получить самое рациональное решение и наиболее точные экономические оценки. Излишняя детализация затрудняет построение модели, а излишнее укрупнение модели приводит к потере существенной экономической информации, неадекватному отражению реальности.

^ Третьим этапом моделирования является всесторонний анализ результата, полученного при изучении экономического явления. Окончательным критерием достоверности и качества модели являются практика, соответствие полученных результатов и выводов реальным условиям, экономическая содержательность полученных оценок. Если результаты не соответствуют реальным условиям, то необходим анализ причин несоответствия, в качестве которых могут быть недостоверность информации, несоответствие модели экономическим условиям. По результатам анализа причин несоответствия экономико-математическая модель корректируется, и решение задачи повторяется.



Таким образом, на наш взгляд, наиболее приемлемым методом оптимизации управленческих решений в ООО «ЛОГИСТИК» является экономико-математическое моделирование. В деятельности данного предприятия возможно использование следующих моделей10:

Модели теории массового обслуживания. Нахождение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в ситуациях, когда для принятия решения требуется оценить наилучшее число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях слишком малого и слишком большого их количества.

Модели управления запасами. Определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Применяется для сведения к минимуму негативных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Существует несколько систем регулирования запасов.

Имитационное моделирование.  Создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чересчур большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.

Оптимальное линейное программирование. Нахождение максимума или минимума целевой функции при заданных ограничениях. Необходимое условие использования оптимального подхода к планированию и управлению (принципа оптимальности) - гибкость, альтернативность производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится принимать планово-управленческие решения. Традиционные критерии оптимальности: «максимум прибыли», «минимум затрат», «максимум рентабельности» и др.



Заключение
наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска этого варианта - оптимизацией.

Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления современным производством приводят к тому, что принятие управленческого решения неизбежно затрагивает десятки и даже сотни разнообразных факторов, настолько переплетающихся друг с другом, что выделить и проанализировать их отдельно обычными аналитическими методами невозможно. Важно также учитывать неопределенность и риск при принятии решений.

Основными методами оптимизации являются: анализ; прогнозирование; экономико-математическое моделирование.

Нами рассмотрено принятие решений в ООО «ЛОГИСТИК». На основании количественных методов можно сделать вывод об оптимальности принимаемых решений. В ООО «ЛОГИСТИК» по данному критерию качество решений удовлетворительное. Однако по экспертным оценкам руководителей присутствуют дефекты самого решения, вызываемые неполнотой информации, некомпетентностью ЛПР или недостатком времени для тщательной разработки альтернатив, так и плохая организация его выполнения и, прежде всего несогласованность и отсутствие контроля. В результате чего далеко не все принимаемые решения реализуются в заданные сроки (их удельный вес в общем числе принятых, составляет около 30 %), кроме того, 25% реализованных решений не дает ожидаемого результата, т.е. оказывается недостаточно эффективной. Хотелось бы также отметить, что механизм принятия решений на предприятии носит скорее интуитивный характер, однако положительным моментом в деятельности предприятия является довольно широкое применение анализа.



На наш взгляд, наиболее приемлемым методом оптимизации управленческих решений в ООО «ЛОГИСТИК» является экономико-математическое моделирование. В деятельности данного предприятия возможно использование следующих моделей:

  • Модели теории массового обслуживания. 

  • Модели управления запасами. 

  • Имитационное моделирование. 

  • Оптимальное линейное программирование. 



Список литературы


  1. Анализ и прогнозирование экономических процессов: сб. науч. тр. / отв. ред. Павлов В.Н., Казанцева Л.К. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. – 645с.

  2. Башкатова Ю.И. Управленческие решения. - М.: ММИЭИФП, 2003. – 511с.

  3. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров. М.: «Дело», 2005. – 400с.

  4. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации и принятия решений. М.: Дело, 2008. – 468с.

  5. Злобина Н.В. Управленческие решения: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. – 310с.

  6. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения. М.: Эксмо, 2009. – 625с.

  7. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений: Учебник. - М.: Логос, 2000. – 734с.

  8. Лукичева Л.И. Управленческие решения. М.: Омега-Л, 2009. – 564с.

  9. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие / А.И.Орлов.- М.: Издательство Экзамен, 2005. – 287с.

  10. Рапопорт Б.М. Оптимизация управленческих решений. — М.: ТЕИС, 2001.  – 529с.

  11. Сулицкий В.Н. Методы статистического анализа в управлении. – М.: «Дело», 2002. -388с.

  12. Томас Р., Количественные методы анализа хозяйственной деятельности. – М.: «Дело и Сервис», 2001. – 492с.

  13. Урубков А. Курс MBA по оптимизации управленческих решений. – М.: Альпина Паблишерз, 2006. – 450с.

  14. Фомин Г.П., Математические методы и модели в коммерческой деятельности. – М.: Финансы и Статистика, 2001. – 523с.

  15. 

  16. Черноморов Г.А. Теория принятия решений. Новочеркасск, 2002. – 580с.

  17. Эддоус М., Стенфилд Р., Методы принятия решений. – М.: «ЮНИТИ Аудит», 2000. – 437с.

  18. Лукичева Л. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений. http://www.elitarium.ru/2009/04/27/razrabotka_prinjatije_reshenijj.html.

  19. Условия и факторы качества управленческих решений. http://www.elitarium.ru/2007/04/12/uslovija_i_faktory_kachestva_upravlencheskikh_reshenijj.html.



1 Лукичева Л.И. Управленческие решения. М.: Омега-Л, 2009. – С.59.


2 Черноморов Г.А. Теория принятия решений. Новочеркасск, 2002. – С.13.


3 Условия и факторы качества управленческих решений. http://www.elitarium.ru/2007/04/12/uslovija_i_faktory_kachestva_upravlencheskikh_reshenijj.html


4 Злобина Н.В. Управленческие решения: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. – С.89.


5 Башкатова Ю.И. Управленческие решения. - М.: ММИЭИФП, 2003. – С.79.


6 См.: Сулицкий В.Н. Методы статистического анализа в управлении. – М.: «Дело», 2002; Томас Р., Количественные методы анализа хозяйственной деятельности. – М.: «Дело и Сервис», 2001; Сулицкий В.Н. Методы статистического анализа в управлении. – М.: «Дело», 2002.


7 Анализ и прогнозирование экономических процессов: сб. науч. тр. / отв. ред. Павлов В.Н., Казанцева Л.К. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. – С.15-16.


8 Рапопорт Б.М. Оптимизация управленческих решений. — М.: ТЕИС, 2001. – С.77.


9 Фатхутдинов Р.А. Принятие управленческих решений. - М..ЗАО Бизнес-школа. Интел-Синтез, 2006. – С.194.


10 Лукичева Л. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений. http://www.elitarium.ru/2009/04/27/razrabotka_prinjatije_reshenijj.html.




Скачать файл (123.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru