Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы для зачета по социологии - файл 1.doc


Вопросы для зачета по социологии
скачать (236 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc236kb.09.12.2011 02:25скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Вопросы к зачету по социологии. САХГУ (Юридического института) ( коля ведет)=))

1)объект и предмет изучения социологии

2)структура современной социологии

3)Понятие научного метода в социологии. Их специфика.

4)Взаимодействие социологии с другими науками

5)структурно-функциональный метод в социологии

6)сравнительно-исторический метод

6)сравнительно-исторический метод

7)метод системного анализа

8)общество, его признаки

9) традиционное и индустриальное общество

10) определение культуры

 11) основные элементы культуры

12) теория культурного конфликта

13) субкультура и контркультура

14) понятие личности

15) социализация личности

16)теория символического интеракционизма личности и социализации

17) теория зеркального о личности и социализации

18)психоаналитическая теория о личности и социализации

19)Понятие «социальное взаимодействие». Его уровни, условия и факторы

20)теория обмена в социальном взаимодействии

21) Теория символического интеракционизма о социальном взаимодействии

22)Теория управления впечатлениями и социальном взаимодействии.

23) понятие социальный институт в социологии. Типология.

24. проблема дисфункции социального института в структурно-социальной теории

25. Социальная организация как система. Основные признаки и социальные свойства организации.

26.Социологические проблемы управления в организациях

27. Понятие социальная структура. Ее основные элементы

28. Марксистское и функциональное объяснение происхождения и функционирования социальной структуры

29. Основания социальной стратификации. Характеристика страты.

30. Основные типы социальной стратификации в современном обществе.

31. Социологическая теории социальной мобильности

32)Типология социальных конфликтов

33. Способы решения социальных конфликтов

34. Социальные конфликты в современном российском обществе: типология и особенности.

35. Социальная девиация: понятие, типы, причины

36.Социологические теории девиации

37. Противоречия конформизма и нонконформизма

38. Социальный контроль. Основные институты социального контроля

39. Аномия и проблемы эффективности социального контроля.

40. факторы социальных изменений

41. Теории стадий экономического роста и постиндустриального общества

42. теория модернизации

43. Феномен запаздывающей модернизации и опыт ее осуществения за рубежом.

44. Россия на путях модернизации: исторический опыт и современность.

1)объект и предмет изучения социологии

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, взаимодействующих между собой в строго определенных границах, образующие различные социальные институты (Предмет - общество в целом со всеми его законами развития и функционирования). Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам: каждый индивид в обществе занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус, изменение этих отношений неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов.
^ 2)структура современной социологии

В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический. Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур. Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов. Другой подход в понимании структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировоззрения, создать систему связей между социальной философией и социологическими исследованиями. В этом случае предметом социологии становилась философская теория общественного развития, т.е. философия и социология имели один и тот же предмет. Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания. В настоящее время социология приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому социология имеет свою собственную структуру — это: общая социологическая теория, которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Другой уровень социологических исследований - эмпирическая социология - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории, как правило, именуют теориями среднего уровня ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению.
^ 3)Понятие научного метода в социологии. Их специфика.

Метод – это способ действий, сложившийся в практической деятельности; это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Метод опосредует цель и результат, служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения, задает наиболее приемлемый, плодотворный путь к успеху в труде. В методе элементы способа действий преобразуются и приобретают организованную, устойчивую структуру. Важнейшие по своей функциональной направленности средства преобразуются в орудия, инструменты, механизмы. Сами действия человека предметно ориентируются, закрепляются в виде приемов, навыков, умений, складываются в процедуры. Учение о методе составляет важную область познания – методологию. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Виды:
^ 4)Взаимодействие социологии с другими науками

Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения. История и социология. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как мы вновь и вновь убеждаемся, чревато большими бедами для человека и общества. Решить данную задачу можно лишь совместными усилиями истории и социологии. Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность - основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с теорией этой деятельности - экономической наукой. Радикальные сдвиги в средствах труда, изменения в связи с этим места и роли человека в производственном процессе - все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений. Сама же трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа, что исследуется социологией. Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие. Раскрыть закономерности политической жизни и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без того воздействия, которое оказывают на него политические структуры и различные режимы. Таким образом, частные науки (экономическая теория, политология, юридические дисциплины и т.д.) рассматривают отдельные сферы и стороны жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов. социология и психология. Индивидуальная психология исследует строение и процессы индивидуальной психики и сознания. Она не может распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться с социологией. Социальная психология имеет объект изучения - это явление человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды. Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

^ 5)структурно-функциональный метод в социологии

С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Этот подход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:- в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры; - структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система; - функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры; - динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия.
^ 6)сравнительно-исторический метод

научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода. Позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемого объекта, произошедшие изменения, определить тенденции развития. Можно вычленить различные формы С.-и. м.: сравнительно-сопоставительный метод, который выявляет природу разнородных объектов; сравнение историко-типологическое, которое объясняет сходство не связанных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития; историко-генетическое сравнение, при котором сходство явлений объясняется как результат их родства по происхождению; сравнение, при котором фиксируются взаимовлияния различных явлений.
^ 7)метод системного анализа

совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного, технического характера. Системный анализ направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности.
^ 8)общество, его признаки
общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями или это некая совокупность людей, как сложная система, включающая в себя множество подсистем. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.
^ 9) традиционное и индустриальное общество

Традиционное общество — это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ — сельское хозяйство. Традиционные общества часто называют «ранними цивилизациями», противопоставляя их современному индустриальному обществу. Индустриальное общество — это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Таким образом, определяющий фактор развития индустриального общества — промышленность.
^ 10) определение культуры
Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которым они следуют, И материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы - это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют "можно" и "нельзя" социальной жизни. Функции культуры: Коммуникативная Связана с накоплением и трансляцией социального опыта в ходе совместной деятельности. Регулятивная Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. Интегрирующая Связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем. Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства соц. систем.

 ^ 11) основные элементы культуры
1. Понятия. Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего» опыта.
2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению и каузально. Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.
3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор – что считать ценностью, а что нет.

^ 12) теория культурного конфликта
Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д.
• обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.• постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;• любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;• разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.

^ 13) субкультура и контркультура
Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Главная характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция.


^ 14) понятие личности
человек – это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием социальная активность тесно связано понятие социальный субъект. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности.




15) социализация личности
представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.

16) теоретико-методологическая концепция, сложившаяся преимущественно в рамках американской социологической мысли в нач. — сер. XX в. Ее основой послужили работы Дж. Г. Мида “Разум, я и общество” и Г. Блумера “Символический интеракционизм: перспективы и метод” . С. и. исходит из того, что общение (интеракция) между людьми как субъектами социокультурной деятельности осуществляется при помощи особых средств — символов, имеющих определенное значение и вызывающих ответную реакцию со стороны партнера по общению. Общее понимание слов, жестов и др. символов облегчает взаимодействие индивидов, позволяет интерпретировать поведение партнеров, осмысливать намерения друг друга и адекватно реагировать на них. Источник формирования значений символов коренится в самом процессе социальной интеракции, когда люди, стремясь к достижению практических результатов во взаимной кооперации, договариваются о принятии определенных значений за символами. В ходе социализации индивид осваивает значения различных символов, выработанных в обществе, и тем самым более успешно осуществляет процесс вхождения в социальную “роль” и воспринимает установки “обобщенного другого”. Сама социальная деятельность  личности представляет собой совокупность ее социальных ролей, зафиксированных в системе языковых и др. символов.

17) теория зеркального о личности и социализации- одна из первых концепций личности в социологии и психологии, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, к-рые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его "Я". У. Джеймс выделял в "Я" "соц. "Я", к-рое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "соц. "Я", сколько существует отдельных лиц и групп, о мнении к-рых он заботится. Развивая эту идею, Ч. Кули считал признаком истинно соц. существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Обязательным условием этого было общение индивида с др. людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства "Я" без соответствующих ему чувств "Мы", "Он" или "Они". Сознательные действия всегда социальны; они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его "Я", к-рые складываются у других людей. Др. люди - это те зеркала, в к-рых для индивида формируется образ самого себя. Личность же представляет собой совокупность психич. реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное "Я" - воспринятое зеркальное отражение, суммирование тех впечатлений, к-рые, как ему кажется, он производит на окружающих. "Я" включает: 1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку", 2) представление о том, "как этот другой оценивает мой образ", 3) вытекающее из этого специфическое "чувство "Я" вроде гордости или унижения - "самоуважение". Все это складывается в человеч. "чувство личной определенности" - "зеркальное "Я" (looking glass self). "Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и одновременно итогом его "интеракций" с об-вом. Об-во раскрывается индивиду в виде соц. аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я", при всей его имманентной социальности, явл. продуктом воображения. Т.з.я. была развита также Дж. Мидом, к-рый ввел понятие "стадий" формирования "Я". Стадии принятия роли другого, др. и, наконец, "обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее соц. "Я", вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к соц. объекту. Д.В. Ольшанский

18)психоаналитическая теория о личности и социализации В период становления личности мы усваиваем определенные ценности и ожидания. Обращаясь к Генри "сэр", я пытался выразить свое уважение к пожилым людям, привитое мне в детстве. Оказалось, что я вел себя неправильно в новой обстановке, но это поведение было основано на моем прежнем жизненном опыте.

Теория межличностного общения Зигмунда Фрейда основана на убеждении, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт. Согласно Фрейду (1921-1951), в различных жизненных ситуациях мы применяем понятия, усвоенные в раннем детстве. Мы склонны с уважением относиться к человеку, облеченному властью, например к начальнику - нам он напоминает кого-то из родителей. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. По мнению Фрейда, это объясняется не каким-то особым качеством лидеров, а скорее тем, что мы отождествляем их с могущественными, богоподобными личностями, которых в детстве олицетворяли наши отцы. В /144/ таких ситуациях мы регрессируем или возвращаемся к более ранней стадии развития.

Регрессия происходит главным образом в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Томас Коттл (1976) исследовал некоторые группы, образовавшиеся в Гарвардском университете. Они состояли из студентов мужского и женского пола в возрасте от 18 до 22 лет, их возглавляли аспиранты или члены профессорско-преподавательского состава. Эти группы встречались в назначенное время, но у них не было четкого плана деятельности. Коттл отметил, что отсутствие определенных ожиданий способствовало укреплению власти лидеров групп. Здесь действовали законы джунглей. В какой-то мере эти группы напоминали семьи в примитивных обществах — их члены принимали на себя роли "отца", "матери" и "ребенка"; "родители" должны были "улаживать" проблемы, и конфликты, происходившие в жизни их "детей". "Улаживание" ситуации иногда требуется, когда руководитель на предприятии подвергает наладкам коллегу только за то, что она напоминает ему нелюбимую сестру или когда студентка плохо успевает по какому-то предмету, потому что ей не удается очаровать преподавателя.

^ Теории социализации и развития личности.

Дифференциацию типов теорий развития личности можно проводить по нескольким направлениям: - в зависимости от школ (Психоанализ, Бихевиоризм, Когнитивиная и Гуманистическая школы, Деятельностный подход, Символический интеракционизм, Холистический подход); исходя из возрастных критериев (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л.Кольберг); по качественным критерием формирования личности (Ф. Пёрлз, К. Гилиган, Л.С. Выготский, Р. Олпорт, А. Маслоу, Д.Б. Эльклнин) по направленности («личность = регулируемый объект» (Д. Уотсон); «личность = объект воздействия переходит в позицию активного субъекта» (А.Н. Леонтьев, Н.И. Шевандрин); «социализация = взаимозависимость» (Schaffer, Tajfel, Jahoda).

19)Понятие «социальное взаимодействие». Его уровни, условия и факторы. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. СВ. как вид связи представляет интегрированность действий, функциональную координацию их следствий, т.е. систему действий. Возникает из совместного участия объектов взаимодействия в сложной, подвижной сети социальных отношений, задавая способы реализации совместной деятельности, оказываясь основанием общественной солидарности. Социокультурные опосредования СВ. анализируются в различных моделях, акцентирующих его институциональные или коммуникативные следствия. Для Хоманса диадическое взаимодействие (непосредственно личностное) как субстанциальный уровень поведения исследуется с позиции теории обмена, исходя из стремления взаимодействующих индивидов к максимизации выгод и минимизации потерь. Понятие обмена потенциально включает в себя любое действие, характеризуя и процессы, происходящие на институциональном уровне. Функцию приведения системы в равновесное состояние выполняет комплекс институционализированных ожиданий, правил обмена. Парсонс рассматривает социальную систему как созданную взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. Индивидуальные действия направляются взаимосогласованными экспектациями. Регулярное и длительное воспроизведение ситуаций взаимодействия приводит к стандартизации ожиданий и формированию норм, структурирующих в глазах индивидов модели взаимодействия и задающие обязательства участия в них (социальные роли). Социальное действие и взаимодействие оказываются продуктом исполнения ролей, которые деятель получает извне и интернализует. Введение социальных значений как культурных детерминант, критериев СВ., позволяет рассматривать действие как детерминируемое характеристиками системы. Эмерджентность социальности, возникающей в ходе взаимодействия, не существующая до и вне этих взаимодействий, представлена интеракционистскими концепциями. В символическом интеракционизме акцент переносится со стандартизированного ролевого поведения на процессы выработки значений, интерсубъективного определения и переопределения ситуации в ходе СВ. Социальный мир (единство Я и Другого) актуализируется в виде интерсубъективного мира значений, повседневно конструируемых посредством общих жестов, символов и языка, и интерпретируется в терминах объективированных и осмысленных экспектаций. Социальные структуры как совокупность схем типизаций, на языке которых возможно понимание и общение, определяет ситуацию индивидуального Я через создание способов взаимодействия Я и социального мира - рутинных процедур его интерпретации и конструирования членами общества как объективного для них (феноменологическая социология, этно-методология).

^ 20)теория обмена в социальном взаимодействии. Теория Обмена - теория, рассматривающая социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери; основное внимание уделяет изучению воздействия затрат и вознаграждений на поведение людей. Теория Обмена — теоретическая перспектива,  основанная на понимании Зиммеля, согласно которому “всякие контакты среди людей покоятся на схеме предоставления и возврата эквивалентности” (Блау, 1964). Подход  также выводит на политэкономию и поведенческую психологию, рассматривая личности с точки зрения всегда стремящихся максимизировать вознаграждение от их интеракций с другими (см. также Хоманс). Как способ анализа,  теория обмена  связана с интересными гипотезами относительно социального поведения, например, утверждением Блау о том, что люди склонны вступать в брак  с партнерами, способными предложить эквивалентные социальные активы. Критики этого подхода, однако, полагают, что он дает модель,  которая, в лучшем случае, способна обеспечить лишь частичное представление о человеческих социальных отношениях. Ограничениями предложенного подхода являются: тавтологические утверждения о постоянных отношениях обмена  в социальных отношениях, отказ адекватно рассматривать такие явления, как традиционная деятельность  или общие ценности,  а также большое разнообразие человеческих эмоций. См. также Теория рационального выбора. 

^ 21) Теория символического интеракционизма о социальном взаимодействии - (от англ. interaction — взаимодействие) — теоретико-методологическая концепция, сложившаяся преимущественно в рамках американской социологической мысли в нач. — сер. XX в. Ее основой послужили работы Дж. Г. Мида “Разум, я и общество” (1934) и Г. Блумера “Символический интеракционизм: перспективы и метод” (1969). С. и. исходит из того, что общение (интеракция) между людьми как субъектами социокультурной деятельности осуществляется при помощи особых средств — символов, имеющих определенное значение и вызывающих ответную реакцию со стороны партнера по общению. Общее понимание слов, жестов и др. символов облегчает взаимодействие индивидов, позволяет интерпретировать поведение партнеров, осмысливать намерения друг друга и адекватно реагировать на них. Источник формирования значений символов коренится в самом процессе социальной интеракции, когда люди, стремясь к достижению практических результатов во взаимной кооперации, договариваются о принятии определенных значений за символами. В ходе социализации индивид осваивает значения различных символов, выработан ных в обществе, и тем самым более успешно осуществляет процесс вхождения в социальную “роль” и воспринимает установки “обобщенного другого”. Сама социальная деятельность  личности представляет собой совокупность ее социальных ролей, зафиксированных в системе языковых и др. символов. Теоретические положения и методология исследования С. и. широко используются для объяснения символических основ социального взаимодействия в социальной психологии и культурологии. В русле общей парадигмы С. и. работали М. Кун, Э. Гоффман, П. Рок, У. Джеймс и др. Ю. П. Сакун

^ 22)Теория управления впечатлениями и социальном взаимодействии. УПРАВЛЕНИЕ

Спрятав свои туфли от Генри, я, может быть неосознанно, создал у него определенное впечатление о себе. Это впечатление сводилось к тому, что мне не хочется быть господином и обращаться с ним как со слугой; в той обстановке, где я жил, это производило хорошее впечатление. Но когда мы обсудили этот вопрос, я свое поведение изменил и создалось впечатление, что меня вполне устраивают отношения слуги и господина, установившиеся между нами.

Эрвин Гоффман (1959) отводит важную роль такому виду управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Он считает, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эта концепция названа драматургическим подходом. Гоффман рассматривает социальные ситуации как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя /142/ "декорации" и "окружающую обстановку" для создания определенных впечатлений.

Вот беременная женщина, одетая в блузку, на которой написано слово "бэби" и изображена стрела, направленная к животу. Вероятно, она стремится создать впечатление, что не считает беременность чем-то таким, что надо скрывать. А может быть эта особа хочет, мягко говоря, шокировать окружающих. Гоффман уделяет основное внимание анализу ситуаций межличностного общения, связанных с непрерывным взаимодействием впечатлений. "Человек может желать, чтобы другие хорошо относились к нему или чувствовали, что он высокого мнения о них, или чтобы они не имели об этом ясного представления. Он может стремиться обеспечить достаточное согласие, чтобы можно было продолжать взаимодействие. Или же - обмануть, оттолкнуть, привести в замешательство, ввести в заблуждение, оскорбить других людей или бороться с ними. Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется главным образом путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам (1959. С. 4).

Например, важные персоны, опаздывают на общественные мероприятия оттого, что помимо всего прочего, стараются создать впечатление своей значимости, внушить всем, что без них никакое мероприятие не состоится. Можно привести и другой пример. Том Вулф (1976) рассказывает о писателе, который тратил слишком много денег на покупку мебели из-за своей привычки: после каждой вечеринки обходил всю квартиру и останавливался там, где располагались его гости; он пытался оценить обстановку дома с их точки зрения, другими словами, посмотреть на нее их глазами" (с. 8). Если то, что они видели, ему не нравилось, он покупал новую мебель.

Гоффман также обсуждает способы, с помощью которых люди "сохраняют свое лицо", если по каким-либо причинам произвели невыгодное впечатление. Во время званого обеда у гостя после главного блюда вырвалась отрыжка; он пытается спасти положение рассказом об обычае, существующем на Ближнем Востоке: там отрыжка означает, что гость доволен трапезой, если же отрыжка отсутствует - это оскорбление для хозяев. /143/

Вообще говоря, Гоффман (1956-1957) считает, что смущение является своего рода признанием ошибки. Оно как бы выражает просьбу еще раз дать возможность произвести "хорошее" впечатление.

Некоторым людям трудно произвести выгодное впечатление на других. На них словно лежит стигма, позорное клеймо (см. главу 7). Цвет кожи, склонность к гомосексуализму, уродство могут считаться позорными. Такой человек обречен на одиночество среди "нормальных" людей, его не только считают непохожим на других, с ним не желают общаться. Гоффман (1963) пишет: "Мы не считаем за людей тех, кто отмечен каким-нибудь клеймом" (с. 5).

Такие индивидуумы могут выбирать различные стратегии поведения. Порой им удается "проскочить" (т.е. скрыть позорное клеймо). Иногда так поступают евреи, живущие в чужой им культуре. "Заклейменные" склонны делить весь мир на две части: большой мир, которому они не доверяют, и небольшая группа друзей, заслуживающих доверия. Так ведут себя люди, побывавшие в психиатрических больницах, стремясь защититься от враждебности и предрассудков окружающих. Некоторые действуют в одиночку - например, незамужняя девушка уезжает в другой город, чтобы родить ребенка.

^ 23) понятие социальный институт в социологии. Типология.

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и

неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь

частью их как более мелкие образования.

Помимо деления институтов на главные и неглавные , их можно

классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут

различаться по времени своего возникновения и продолжительности

существования (постоянно действующие и кратковременные институты),

жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям

существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления,

наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных

порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

- экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;

- политические – институты власти;

- семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и

социализацию детей;

- военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от

физической опасности;

- религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.

24. проблема дисфункции социального института в структурно-социальной теории

- нарушение нормального взаимодействия соц. ин-та с соц. средой, в качестве к-рой выступает об-во. Основой взаимодействия служит реализация главной функции соц. ин-та - удовлетворение конкретных обществ. потребностей. В условиях интенсивного протекания обществ. процессов, ускорения темпов соц. перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся обществ. потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих соц. ин-тов. В рез-те деятельности соц. ин-та могут возникнуть явления дисфункций. Эти явления могут оказываться в сфере как внешней - материальной, организационной, так и внутренней, в содержании их деятельности. С т.зр. организационной явления Д.с.и. могут выражаться в недостатках подготовленных кадров, материальных средств, организационных несовершенствах и т. д. С содержательной т.зр. (что гораздо более важно) дисфункции в деятельности соц. ин-та выражаются в неясности целей его деятельности, неопределенности функции, падении его соц. престижа и авторитета. Несоответствие деятельности ин-та характеру обществ. потребностей ведет к снижению значения служебной роли данного соц. ин-та, что ведет к вырождению его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, т. е. деятельность, не направленную на достижение рациональной цели (бюрократизм) . Дисфункция в деятельности соц. ин-та н-лицо в случае потери его существенного качества - деперсонализации деятельности. Принцип деперсонализации означает, что обеспечение все функций ин-та не зависит исключительно от особенностей личности тех, кто должен выполнять существенные задачи, обеспечиваемые данным ин-том, не зависит только от их склонностей, предпочтений и иных субъективных моментов. Это положение достигается четким определением соц. ролей и объективно действующим механизмом, обеспечивающим их должное исполнение. Потеря деперсонализации означает, что ин-т перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц их персональных качеств и свойств. В силу этих обстоятельств соц. ин-т все менее ориентируется на достижение основной цели своего существования - обеспечение конкретной обществ. потребности. В своей совокупности Д.с.и. могут приводить к таким явлениям, как должностные злоупотребления, протекционизм, взяточничество, иные нарушения законности, связанные с осуществлением соответствующих должностных функций. Главное, однако, заключается в том, что неудовлетворенная обществ. потребность (как рез-т дисфункции соц. ин-та) может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию ин-тов, однако за счет нарушения существующих норм и правил (в т.ч. правового характера). В своих крайних проявлениях подобного рода активность может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункции нек-рых экономич. ин-тов могут оказать влияние на возникновение имущественных, хозяйственных правонарушений определенного вида (спекуляции, кражи и т. д.). Предупреждение подобного рода правонарушений может быть обеспечено в случае, если: а) соответствующая обществ. потребность найдет адекватное отражение в функционировании наличных или вновь создаваемых соц. ин-тов; б) произойдет изменение, трансформация самой этой обществ. потребности; в) в обществ. сознании произойдет изменение в оценке данной потребности.

25. Социальная организация как система. Основные признаки и социальные свойства организации. Организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источник эффекта - одновременность и однонаправленность действий, специализация и комбинирование труда, процессы и отношения разделения труда, кооперации и управления. Организацию как социальную систему отличает сложность, поскольку ее главным элементом выступает человек, обладающий собственной субъективностью и большим диапазоном выбора поведения. Это создает значительную неопределенность функционирования организации и пределы управляемости.

Аспекты определения организации

Термин организация применительно к соц. объектам подразумевает:

  1. Некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций.

  2. Некую деятельность, управление, включая распределение функций, координацию и контроль, т.е. целенаправленное воздействие на объект.

  3. Состояние упорядоченности или характеристику упорядоченности какого-то объекта.

С учетом всех этих аспектов организацию можно определить как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность.

^ Социальные свойства организаций. Их признаки.

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Свойства

Признаки

^ Общественный инструмент

Человеческая общность

Безличная структура

Цель

цели-задания

(например, заказ на специалистов)

цели-ориентации (связаны с интересами участников коллектива)

системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации

Иерархия

централизация (связана с координацией и интеграцией усилий)

личная зависимость

власть = подчинение определенным формальными правилам

Управление

целенаправленное воздействие на объект (через приказ, задание, стимулирование)

Самоорганизация (спонтанное регулирование)

Организационный порядок

Иерархия - разноуровневое распределение частей в связи с их функциональными назначениями.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший ее признак - договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.

Формализация - важнейшее средство преодоления организационной сложности. Она связана с сужением диапазона выбора поведения и ограничением субъективной воли участников. Пределы формализации порождаются системой неформальных связей, которые возникают в ходе общения и взаимодействия сотрудников.

Развитие организаций пронизано внутренними противоречиями. Они возникают в связи с возможными рассогласованиями целей, в связи с проблемами организованного строения, в связи с пределами управляемости организаций.

26.Социологические проблемы управления в организациях

Организации отличаются высокой степенью многомерности и неопределенности строения и функционирования. Они относятся к числу сверхсложных систем. Их сложность может превышать возможности управления контролировать организационные процессы. Решение проблемы может быть направлено в сторону как суждения диапазона управления, так и упрощения устройства организации, или повышения разрешающей способности управления.

Управление пользуется разными способами «ухода» от сложности организаций, например, методом «черного ящика»: центральное звено не вникает в особенности функционирования самостоятельного подразделения, филиала или мотивацию работника, воздействуя через стимулы на «вход» оценивая «выход» по результату.

В своей теории Файоль предложил систему из 14 основных управленческих принципов, которые регулируют нормативную и поведенческую основу деятельности системы управления. (При этом Файоль подчеркивал, что данные принципы приближают организацию к достижению ее основных целей, но не должны рассматриваться как догма. Напротив, их применение предполагает гибкость и адаптивность к конкретной ситуации управления.) Представим основные из этих принципов:

  1. разделение труда — каждый член организации совершает только часть общей работы в соответствии со своей специализацией и ролевыми требованиями;

  2. власть и ответственность — каждый руководитель в организации должен обладать строго определенными прерогативами власти и в зависимости от этого строго определенной ответственностью за часть организационной деятельности, достижение организационных целей и состояние структурных единиц;

  3. дисциплина — все члены организации должны вести себя в соответствии с групповыми и институциональными ролями, поддерживать и выполнять нормативные требования;

  4. единоначалие — каждый член организации должен подчиняться одному руководителю. В противном случае невозможно четкое выполнение ролевых требований и требований дисциплины;

  5. однонаправленность усилий (действий) — обязательное условие для осуществления эффекта синергии, в отсутствие которого организация не может эффективно работать;

  6. совмещение индивидуальных и общих интересов — члены организации помимо достижения личных целей должны стремиться к достижению целей организации, в противном случае кооперация и совмещение усилий маловероятны и организация не будет существовать как единое целое;

  7. вознаграждение персонала организации — руководители организации осуществляют мотивацию к деятельности поведением членов организации в процесс управления через вознаграждение;

  8. централизация — решения принимаются в основном на верхних уровнях управления и затем реализуются на более низких, что позволяет реализовать принцип единоначалия;

  9. наличие хорошо отлаженных коммуникаций — руководители имеют возможность в точности передавать свои сообщения подчиненным, не заботясь о барьерах, помехах или искажениях;

  10. нормативный порядок — члены организации соблюдают нормы корпоративной культуры, создающие социальный порядок и порядок в отношении использования материальных средств организации;

  11. справедливость — не предполагается равенство в вознаграждении и возможностях удовлетворения потребностей у всех членов организации, но наличие чувства справедливости и понимание необходимости норм распределения ресурсов позволяют избежать напряженности в отношениях между членами организации;

  12. должностная стабильность персонала — в организации должно существовать неизменное ядро сотрудников, которые не только освоили принятые в организации основные роли, но и являются носителями корпоративной культуры; это ядро способно контролировать действия других работников в рамках данной корпоративной культуры;

  13. наличие инициативы — руководители должны постоянно поощрять самостоятельные и изобретательные действия подчиненных в пределах исполнения ими ролевых функций;

  14. гармония среди членов организации — руководители обязаны создавать ситуации, препятствующие возникновению конфликтов и состояний социально-психологической напряженности между членами организации.


Развивая управленческую концепцию Файоля, известный американский социолог П. Друкер также определил основные задачи в деятельности руководителей :

  1. стремление к достижению специфических целей и выполнению основной миссии организации независимо от вида ее деятельности (например, независимо от того, коммерческая ли это организация или некоммерческая — больница, университет, политическая партия и др.);

  2. поддержание процесса производства продукта и оптимального уровня производительности, а также активности работающих членов организации;

управление социальными факторами, влияющими на деятельность организации

27. Понятие социальная структура. Ее основные элементы.

  1. социальная структура – это совокупность социальных групп, классов и слоев;

  2. социальная структура – это совокупность социальных институтов и социальных организаций;

  3. социальная структура – это совокупность функционально взаимосвязанных социальных статусов и ролей;

  4. Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Социальная структура – это анатомический скелет общества. Под структурой понимается совокупность функционально взаимосвязанных элементов составляющих внутреннее строение объекта.

В социологии понятие «социальная структура» трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается деление общества на сферы жизни людей (экономическую, социальную, политическую, духовную), на производство, обмен, распределение и потребление, Наиболее важными разрезами структуры в этом смысле являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая. в узком смысле – все значимые социальные различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как

целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части

этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные

общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой,

взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое

влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь оказывают

определенное влияние на отношения классов. Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т.д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

^ Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой “кодекс” поведения.

Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.

Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т.п. Понятие “класс” при этом используется как собирательный термин, отражающий совпадение статусов людей, ведущее к однородности и одинаковой социальной позиции.
28. Марксистское и функциональное объяснение происхождения и функционирования социальной структуры.

Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен Марксом, который показывал зависимость политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства — в этом заключалась теория исторического материализма.

Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит открытие существования

классов и их борьбы между собой. Однако до Маркса никто не давал столь

глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя её из

фундаментального анализа всей системы экономических отношений.

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения

и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре

общества, то есть основой образования классов является общественное

разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными

классами выступает источником социального развития.

Главным своим открытием, которое даёт ключ к пониманию теории классового

деления, Маркс считал двойственный характер труда (исполнительский и

организаторский труд), великое таинство социального расчленения людей.

О социальных классах, их происхождении, внутренней дифференциации,

промежуточных слоях Маркс писал уже в своих ранних работах, где ещё не

различал классов и сословий. В дальнейшем у него сложилось достаточно строгое

понимание классов, но целостное определение этого понятие у него отсутствует.

Интерпретациями концепции Маркса и определением понятия "класс" занимались

многие его последователи и критики. Так, Ленин предложил следующее

определение: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их

месту в исторически определённой системе общественного производства, по их

отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам

производства, по способам получения и размерам той доли общественного

богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из

которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в

определённом укладе общественного хозяйства".

Функциональная(истская) Теория Социальной структуры - рассмотрение происхождения и постоянства социальной стратификации с точки зрения ее вклада в человеческие общества. Теория разрабатывается современными американскими функционалистскими социологами, особенно Дэвисом и Муром (1945).

29. Основания социальной стратификации. Характеристика страты.

Совокупность больших социальных групп (заполненных статусов) дает новое понятие – социальный состав населения. Если большие социальные группы расположить по вертикали и выстроить их по степени различия дохода, власти, образования и престижа, то получится еще одно понятие, а именно социальная стратификация. Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев, таких как 1. характер собственности, 2. размер дохода, 3. объем власти, 4. престиж. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки со слоям земли.

Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния (богатство), власти, образования, досуга, потребления.

По мнению Т. Парсонса, заложившего теоретические основы анализа социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем группам:

первую образуют «качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные интеллектуальные и физические особенности личности;

вторую образуют социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, к которым относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности;

третью образуют так называемые обладания: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т. д.

Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости.

Образец стратификации – классовое расслоение общества. Одна из основ предмета социологии и социальной структуры – статус. Что дает статическую картину общества, но это и не удивительно, ведь термин «структура» как раз и подразумевает ограниченное число элементов, жестко связанных между собой наподобие кристаллической решетки. (рис. 1.1)

30. Основные типы социальной стратификации в современном обществе.

В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страны в другую никак официально не ограничены.

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничившая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Каста — социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. В данном типе социальной стратификации касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий,

Классовый тип социальной стратификации более подвижен по сравнению с другими, границы между классами никогда не бывают ясно очерченными. Принадлежность индивида к классу должна быть достигнута им самим, а не просто быть «данной» от рождения. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных.

31. Социологическая теории социальной мобильности.

Теория социальной мобильности рассматривает общество в динамике с точки зрения внутреннего механизма этого движения. Мобильность - это только перемещение или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает в себя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т.д.

Выделяют два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, их общие характеристики - индивидуальная и коллективная, восходящая и нисходящая.

Мобильность зависит от типа общества, в котором она осуществляется: открытое или закрытое. Механизмами социального отбора и распределения индивидов по стратам в мобильном обществе выступают армия, церковь, школа, различные экономические, политические, профессиональные организации, семья.

П. Сорокин выделил формы проникновения людей из одного слоя в другой - индивидуальные и коллективные переходы, подразделил мобильность по видам - экономическая, политическая, профессиональная. Наконец, по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная - это перемещение индивида или объекта из одной группу в другую, находящуюся на одном и том же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства), а вертикальная - это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование и статус его стал выше). Социальная мобильность может быть нулевой, в тоталитарном обществе, где передвижение ограничено и люди прикреплены к одному месту жительства и работы и интенсивной, в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника.

Два основных вида социальной мобильности - межпоколенная (дети достигают более высокой ступеньки или опускаются ниже родителей) и внутрипоколенная (один индивид, независимо от связей с отцом, совершает карьеру, несколько раз меняя социальные позиции).

Групповая мобильность происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты. Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, военные перевороты, смена политических режимов, крестьянские восстания, борьба аристократических родов, создание империи.

^ 32)Типология социальных конфликтов

Конфликт – борьба за ценности, претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Типы конфликтов:

  1. Внутриличностный конфликт

  2. Межличностный конфликт

  3. Межгрупповой конфликт

  4. Между личностью и группой

  5. Социальный конфликт


Внутриличностный конфликт
.Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

^ Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

^ Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

^ Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.

^ Межгрупповые конфликты сопровождаются: Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

^ Социальный конфликт — это «ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга» линией.

33. Способы решения социальных конфликтов

Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения.

Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. Консенсус. При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было единогласием — полным совпадением позиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте.

Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.

В-третьих,Широко распространённым способом разрешения конфликтов является ныне компромисс.

Классический пример компромисса — отношения продавца и покупателя на рынке -результат купли-продажи (главным образом соглашение о цене) и есть желанный плод компромисса, взаимных уступок, устраивающих обе стороны.

Вместе с тем постоянное обращение к компромиссам показывает, что нет универсальных, единственно пригодных средств, что любой способ как совокупность приемов и правил имеет ограничения в зависимости от ситуации, участников конфликта и решаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что не противостоит другим способам урегулирования конфликтов, не исключает их использования наравне или в сочетании с собой.

В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как наихудший.

34. Социальные конфликты в современном российском обществе: типология и особенности.

Социальный конфликт можно определить как силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов (или социальных групп), на основе действительного или ошибочного несовпадения интересов, нехватки ресурсов. Возникший конфликт трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию, причем часто более сильному, чем первоначальное.

Простые формы социального конфликта

Бойкот - полный или частичный отказ от действий, которые служат интересам конкурирующих или противоборствующих групп. Выделяют политический, экономический бойкоты. Саботаж - форма борьбы, связанная с сознательными, чаще всего скрытными действиями с целью нанесения ущерба интересам противоборствующей стороне.

Травля (преследование) - форма борьбы, применяемая с целью ослабить или скомпрометировать противника. В этой форме реализуется имеющийся перевес над противоборствующей стороной.

Словесная агрессия - выдвижение обвинений, оскорблений, распространение дезинформации с целью дискредитации противника в глазах общественного мнения. Часто эта форма конфликта реализуется через "грязную" пропаганду.

Физическая агрессия - нападения, драки, убийства, террористические акты, вооруженная борьба.

Сложные формы социального конфликта

Сложные формы проявления социального конфликта, как правило, представляют собой переплетение нескольких простых форм.

Общественный протест - любые публичные действия, выражающие неодобрение. Может проявляться в форме массового гражданского неповиновения, митингов, демонстраций, общенациональных забастовок.

Бунт - массовые стихийные выступления, как правило, агрессивные и относительно кратковременные.

Социальная революция, гражданская война - форма социального конфликта, направленная на коренное изменение общественно-политического порядка.

Для понимания социального конфликта важно иметь представление о причинах и формах выражения социальной напряженности в обществе, социальной группе. Социальная напряженность - индикатор социального кризиса, нарастающего конфликта.
35. Социальная девиация: понятие, типы, причины

Социа́льная девиа́ция — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Виды социальных отклонений.

  1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

  2. Индивидуальные и групповые отклонения.

    • индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

  3. групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре

  4. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

  5. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

    • сверхинтеллектуальность.

    • сверхмотивация.

    • Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

  6. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Причины возникновения девиантного поведения

  1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

  2. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

  3. отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.

36.Социологические теории девиации. Теория аномии Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулирования жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры - все это способствует девиантному поведению. Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной. Нарастание социальной дезорганизации не обязательно связано с экономическим кризисом, инфляцией. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции, что приводит к разрушению социальных связей. Обратите внимание, что уровень преступности всегда выше там, где существует высокая миграция населения, например в новых городах Тюменского Севера. Теория аномии была развита в работах некоторых других социологов. Были, в частности, сформулированы идеи о социальных обручах, то есть уровне социальной (оседлость) и моральной (степень религиозности) интеграции, теория структурной напряженности, социального инвестирования и некоторые другие.

^ Теория структурной напряженности

Теория структурной напряженности объясняет многие правонарушения разочарованием личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх.
  1   2



Скачать файл (236 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru