Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект урока окружающего мира в 3 классе и презентация - файл Конспект урока ОМ.doc


Конспект урока окружающего мира в 3 классе и презентация
скачать (814.7 kb.)

Доступные файлы (2):

Конспект урока ОМ.doc63kb.09.06.2011 20:49скачать
Презентация.Пресмыкающиеся.ppt1021kb.15.04.2010 00:44скачать

содержание

Конспект урока ОМ.doc

Реклама MarketGid:
Конспект урока

по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Образовательная система «Школа 2100»

Программа А. А. Вахрушева

Составила студентка КГПИ фПМНО ОЗО

4 курса 3 группы

15 апреля 2010г.

Тема урока: На суше – как дома.

Цель урока: познакомить с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся и их приспособлением к жизни на суше.

Задачи урока:

Обучающие.

  • Расширение знаний о пресмыкающихся и их отрядах.

  • Формировать знания об отличительных признаках пресмыкающихся от земноводных.

Развивающие.

  • Формировать умение выявлять отличительные признаки пресмыкающихся от земноводных;

  • Формировать умение выделять главные, основные приспособительные признаки пресмыкающихся;

  • Формировать умение классифицировать пресмыкающихся на группы по определенным признакам.

Воспитательные.

  • Формирование умения работать в группе;

  • Воспитание любви и уважения в целом к природе;

  • Воспитание бережного отношения к пресмыкающимся;

  • Воспитание правильного поведения с животными.


Методы обучения:

    1. Словесные – рассказ, беседа, учебная дискуссия.

    2. Наглядные – демонстрация презентации.

    3. Работа с книгой – учебник с.100-103.



Оборудование: проектор, ноутбук, карточки с заданиями.
Литература:

а)для учителя:

  1. Универсальные поурочные разработки для учителя. Окружающий мир, 3 класс. Коллектив авторов. – М. ВАКО,2004.

  2. Методические рекомендации к учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир.3 класс. («Обитатели земли»)» - ВИТА ПРЕСС, 2007.

б)для учащихся: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С.Раутиан. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М. : Баллас, 2009. – 144с., ил.
Тип урока: вводный.
Структура урока (этапы) /урок 40 минут/:

  1. Организационный момент - 0,5 мин.

  2. Актуализация знаний - 5 мин.

  3. Изучение нового материала - 19 мин.

  4. Закрепление - 8 мин.

  5. Обобщение - 2 мин.

  6. Вывод - 1 мин.

  7. Домашнее задание - 2 мин.

  8. Организованный конец урока - 0,5 мин.


План изучения нового материала:

  1. Выделение отрядов пресмыкающихся.

  2. Работа с учебником (выделение основных отличительных признаков рептилий от земноводных). (с.100-103).

  3. Заполнение сравнительной таблицы.

  4. Выполнение задания №4 в учебнике на с. 103.

  5. Из истории происхождения пресмыкающихся.



Ход урока


  1. Организационный момент


Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

  1. ^ Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации


- Послушайте характеристику и определите, о какой группе животных идет речь.

- Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Это насекомые.)

- Почему насекомым время от времени приходится “менять одежду”?

- Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. ( Это земноводные.)

- Что нового вы узнали о земноводных на прошлом уроке? (…)

- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?

- Я прочитаю вам загадки, а вы, угадав их, узнаете о чем мы будем говорить сегодня.

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но -ах!

Удрала, а хвост в руках.

( ящерица )

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

(змея)
Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет ...

(черепаха,)
- О каких же животных сегодня пойдет речь? (о пресмыкающихся)

- Да, о пресмыкающихся или рептилиях. Сейчас насчитывается около 7000 видов рептилий, т. е. почти втрое больше, чем современных земноводных.

- Каких пресмыкающихся вы можете назвать?

- Почему эти животные получили такое название? ( Они извиваются всем телом – пресмыкаются)

- Почему они так двигаются? Где расположены их лапы? (так как их лапы расположены по бокам тела, а не под брюхом.)

- Приходилось ли вам трогать ящериц?

- Почему кожа пресмыкающихся кажется холодной?

(Дети высказывают свои предположения.)

- Пресмыкающиеся – первые по-настоящему сухопутные позвоночные животные. А где они живут? (на суше, в воде)

- Но почему же тогда их называют пресмыкающимися, а не земноводными?

- Чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? (…)

- Точно на этот вопрос мы пока не можем ответить.

- Какую же цель мы сегодня поставим себе на урок? (узнать, чем отличаются пресмыкающиеся от земноводных)


  1. ^ Изучение нового материала.

- Какие отряды пресмыкающихся можно выделить? (ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи)

- А в ответе на главный вопрос сегодня вам поможет учебник.

- Откройте учебник. Все читают первую часть о пресмыкающихся и выделяют существенные отличительные признаки от земноводных, далее первая колонка читает и выделяет главное о ящерицах, вторая – о змеях, третья – о крокодилах, четвертая – о черепахах. (чтение учебника)

Заполнение таблицы

- Чем покрыты земноводные? ( Всегда имеют голую кожу.)

- А что вы узнали о кожных покровах ящериц, змей, крокодилов, черепах? А в общем, кожа рептилий какая? ( Кожа покрыта чешуей.)

- По покрову очень легко отличить земноводное от пресмыкающихся.

- Что вы узнали о температуре тела ящериц, змей, крокодилов, черепах, а в общем? (они холоднокровные, температура тела зависит от температуры окружающей среды)

- А какая температура тела у земноводных? (зависит от окружающей среды)

- Какая особенность есть в связи с этим у земноводных, как вы думаете, а есть ли такая же особенность у рептилий? (впадают в спячку только земноводные и некоторые виды пресмыкающихся)

- А почему рептилии в основном не впадают в спячку? Где они чаще встречаются? (они живут в жарких странах с сухим климатом)

- А где живут земноводные? (рядом с водоемами)

- Как повышение температуры окружающей среды влияет на обмен веществ и жизнедеятельность пресмыкающихся? (чем выше температура, тем быстрее происходят обменные процессы и жизненная активность повышается)

- Пресмыкающиеся – животные холоднокровные. При похолодании они засыпают, пока тепло их не разбудит снова.

- Как часто могут питаться пресмыкающиеся? (очень редко)

- А с чем это связано? (мало двигаются, мало затрачивают энергии, поэтому едят редко, запаса им хватает надолго)

- Да, ребята, такие крупные виды змей, как питон, анаконда могут есть лишь 1 раз в год или в несколько лет.

- Как дышат земноводные? ( На воздухе легкими. Это особые мешки с тонкими стенками, через них кислород из воздуха легко поступает в кровь. Дышат через кожу, которая покрыта защитной слизью и потому всегда влажная.)

- Как же дышат пресмыкающиеся? (Только легкими, а кожа – сухая.)

- Кожа пресмыкающихся покрыта щитками. Они защищают организм от лишнего испарения воды. Твердые щитки не растут вместе с телом.

- Что же приходится делать пресмыкающимся? ( Пресмыкающиеся, как и насекомые, линяют, т. е. меняют кожу по мере роста.)

- А как дышат водные черепахи? Крокодилы? Ведь они живут в воде? (тоже легкими, но иногда выплывают и набирают воздух)

- Как размножаются пресмыкающиеся? ( Откладывают яйца на суше.)

- А как размножаются земноводные? (откладывают икру)

- Смогли ли мы выделить все признаки, отличающие пресмыкающихся от земноводных?

Выполнение задания №4 в учебнике на с. 103

Задание. Цирк переезжал в другой город, и питон ехал до вокзала в грузовой машине, вместе с другими животными. Какой стала температура тела питона, когда приехали на вокзал, если на улице было +10?

Выберите ответ: +5, +10, +36. ( +10.)

- А почему вы выбрали именно такой вариант ответа? (…)

- А знаете ли вы, от кого произошли пресмыкающиеся? (от динозавров)

- Да, верно, а кто такие динозавры? Что вы о них знаете? Когда они жили?

- Да, они жили много миллионов лет назад. Какой климат был на нашей планете в то время? Как он повлиял на рептилий, на их размеры, численность? (они процветали и достигали огромных размеров).

- Да, те времена назвали Эрой Динозавров? Или Мезозойской эрой.

- Что осталось у сегодняшних рептилий от их предков? (зубы, большие размеры, живут в жарких странах, долголетие… )


  1. Закрепление.

(обучение способам самостоятельного применения знаний)

- Давайте закрепим наши знания, поиграем в игру «Мы – рептилии».

- Вы читали о группах пресмыкающихся по колонкам, а теперь вы станете теми рептилиями, о которых читали и расскажете о себе по плану:

^ Я – (ящерица, крокодил, черепаха, змея)

Я обитаю …

Я питаюсь …

Моя кожа покрыта …

Я откладываю …

Я приношу…(вред, пользу) тем, что…

- А кто что еще знает о рептилиях?

Физминутка.

- А теперь давайте поиграем и немного отдохнем, я буду называть пресмыкающихся и земноводных, а вы должны сесть на корточки, если я назову земноводное и встать, если назову пресмыкающееся.

^ Выполнение задания №5с.103в учебнике.

- Прочитайте задание 5. что за змеи изображены на картинках? (уж, гадюка)

- Что вы о них знаете? (уж - неядовитый, гадюка - ядовитая)

- Можно ли неспециалисту легко определить, кто есть кто? (нет)

- Выберите свой вариант ответа.

- Ребята, как вы будете себя вести, столкнувшись со змеей в природе?

- Далеко не все змеи ядовиты, к неядовитым змеям средней полосы нашей страны относится уж. Главное правило в общении со змеями – не трогать их.

- Лишь очень опытные люди могут наверняка различить ужа и гадюку и вести себя с ними по - разному.

- Давайте теперь обратимся к рубрике «А знаете ли вы, что…» (выступления 7 подготовленных детей)

1

А знаете ли Вы, что пол черепах зависит от температуры. Пол детеныша, собирающегося появиться на свет, зависит в этот период от средней температуры При высокой температуре в «гнезде» на свет появляются самки, при низкой – самцы. Черепахи живут более 100 лет!


2

А знаете ли Вы, что костный панцирь черепахи не позволяет ее грудной клетке расширяться. Поэтому дыхание у них достаточно вялое: черепахам приходится не вдыхать, а как бы заглатывать воздух. Из-за недостатка кислорода все жизненные процессы замедленны, и для их ускорения черепахам нужно много тепла.

^ 3

А знаете ли Вы, что хамелеоны меняют свой цвет в зависимости от эмоционального состояния, когда он испуган, или его взяли в руки, или если он победил в драке другого.


^ 4

А знаете ли вы, что зубы обновляются не только у акулы? Например, у аллигатора их обычно около 80 и по мере того, как старые стачиваются или ломаются, у него отрастают новые – острые. А живут крокодилы до 80 — 100 лет! Крокодилы – единственные животные, у которых нет языка.

^ Выполнение задания №4, 5 в рабочей тетради.

- В случае затруднения обратитесь к тексту учебника.


  1. Обобщение.

- Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными?

- Что же вы узнали нового о пресмыкающихся? С каким способом питания рептилии чаще встречаются?

- Опасны ли они?

- Как нужно себя вести с ними?


  1. Вывод.

- Итак, ребята, какой вопрос мы задавали в начале урока? (чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных).

- Ответили мы на него?

- В чем же самые главные отличия?

- Почему пресмыкающиеся стоят выше в эволюционном ряду?

- Почему они более приспособлены для жизни?


  1. ^ Домашнее задание.

  2. Организованный конец урока.

- Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
Реклама:





Скачать файл (814.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru