Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Примерная речевая карта ребенка с онр (от 3 до 7 лет) - файл 1.doc


Примерная речевая карта ребенка с онр (от 3 до 7 лет)
скачать (256.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc257kb.09.12.2011 04:22скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...




Источник: Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010.



Примерная речевая карта ребёнка с ОНР (от 3 до 7лет)

Анкетные данные (фамилия, имя ребенка; дата рождения, возраст; домашний адрес; домашний телефон; откуда поступил; сведения о родителях: мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов); место работы, должность; рабочий телефон; отец (фамилия, имя, отчество, возраст); место работы, должность; рабочий телефон; другие члены семьи, проживающие вместе с родителями и ребёнком).

^ Микросоциальные условия семьи (где воспитывался (дома с родителями; у бабушки, дедушки и др. родственников; в яслях; другом дошкольном учреждении и др.); тип семьи (полная, неполная); особенности речевой среды (темп речи людей окружающих ребенка, билингвизм, длительное общение с заикающимися детьми и др.); социокультурный статус семьи (характер взаимоотношений, возможные конфликты и реакция на них ребенка, тип воспитания – авторитарный, демократический, гипоопека или гиперопека, соблюдение единства требований в вопросах воспитания, домашние условия и возможности членов семьи для общего и речевого развития ребенка); отношение членов семьи к речевому нарушению ребенка (безразличное, болезненное, предъявление высоких требований к речи, постоянная фиксация на недостатках речи и т.д.).

^ Решения ПМПК

Дата заполнения речевой карты, учитель-логопед (Ф.И.О., подпись)

Анамнез

(наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка; от которой по счету беременности ребенок; характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания)

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные); когда закричал ребенок; наблюдалась ли асфиксия; резус-фактор, совместимость; вес и рост при рождении; вскармливание: когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал (срыгивания, поперхивания), грудное вскармливание до; срок выписки из роддома (если задержались, то почему); после выписки из родильного дома (особенности сна, особенности бодрствования)

^ Раннее психомоторное развитие

(голову держит с…, сидит с …, ползает с..., стоит с…, ходит с…, появление первых зубов, количество зубов к году)

Перенесенные заболевания

(до года, после года, до трёх лет, после трёх лет, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре, наличие оперативного вмешательства)

^ Раннее речевое развитие

(гуление, лепет, первые слова, первые фразы, прерывалось ли речевое развитие и по какой причине, использование жестов)

Занятия с учителем-логопедом, результаты занятий с учителем-логопедом, лечение у других специалистов

^ Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии

(на основании медицинской карты)

Педиатр, невропатолог, психоневролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед

^ Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные

  • Контактность (соответствующее подчеркнуть): легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность; контакт избирательный; в контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает.

  • ^ Эмоционально-волевая сфера: активность, бодрость, пози­тивное отношение к происходящему; пассивность, инертность, равнодушное отношение к происходящему; неадекватное поведение; избалованность; капризность; конфликтность; колебания настроения.)

  • ^ Реакция на одобрение: адекватная (радуется одобрению, ждет его); неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

  • Реакция на замечание: адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); адекватная (обижается); нет реакции на замечание; негативная реакция (делает назло).

  • ^ Отношение к неудаче: неудачу оценивает адекватно (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки); отсутствует оценка неудачи; наблюдается негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

  • Работоспособность: достаточная; снижена; низкая.

  • ^ Обучаемость. Использование помощи (во время обследования): ребенок обучаем, использует, помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения задания к более высокому); обучаемость низкая, помощь используется недостаточно, перенос знаний затруднен; обучаемость отсутствует, помощь не использует, нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

  • ^ Характер деятельности: деятельность устойчивая, работает с интересом; деятельность неустойчивая, работает формально; отсутствие мотивации к деятельности.

  • Внимание: достаточно устойчивое; плохое переключение внимания; недостаточно устойчивое, поверхностное, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности; низкая концентрация и неустойчивость внимания (ребенок плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте).

^ Состояние слухового внимания

От 3 до 4 лет используются контрастные игрушки

Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»); определение направления звука

Восприятие и воспроизведение ритма ( длительный звук, • короткий звук)

►4 года ►5 лет ►6 лет

  •    •   • • •

• •  • • •  • • •  

 •   • •  • •   •

•  • •   • •    •

  • Память: исследование произвольного запоминания

(без нацеливания на запоминание, смешанный ряд, линейный ряд)

^ Исследование непроизвольного запоминания: с установкой на запоминание

(исследование после нарушения порядка предметов, исследование после изменения количества предметов, добавление предмета в линейный ряд, уменьшение предметов в линейном ряду), вывод.

  • Мышление:

Обследование операции обобщения (1 ур. Обобщение словом, 2 ур. Группировка по субъективным общим признакам (синкретизм), 3 ур. Формирование родовидовых обобщений, 4 ур. Логическое мышление).

^ Обследование операции сериации (расположение предметов в ряду (3-4-х составная матрешка) на основе нарастания признака, убывания признака; сопоставление двух рядов на основе нарастания признака), обследование операции сравнения

  • Воображение (особенности: живость, активность, творческий характер)

  • ^ Восприятие: исследование зрительного восприятия

Восприятие цвета: умение соотносить цвета («подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца»): 3 года (красный, синий, зелёный, жёлтый); 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); 5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный); 6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный), вывод

^ Показ цветов: 3 года (красный, синий, зелёный, жёлтый), 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); 5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный); 6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный), вывод

^ Восприятие формы (показать по просьбе учителя-логопеда): 3 года (круг, квадрат, треугольник), 4 года (круг, квадрат, овал, треугольник), 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), 6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник), вывод

^ Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Ориентировка в пространстве: 3 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади); 4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади); 5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу), вывод

^ Ориентировка в схеме тела: 3 года (показать руку, ногу, глаз, ухо, нос); 4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу); 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо); 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой – правое ухо), вывод

^ Складывание картинок из частей: 3 года (2-3 части); 4 года (2-4 части); 5 лет (3-5 частей); 6 лет (4-8 частей)

Складывание фигур из палочек по образцу: 3 года (складывание фигур из палочек по образцу 2-4 части); 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек); 5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)

^ Складывание фигур из палочек по памяти: 6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)

  • Особенности развития некоторых видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной) и общения:

Игровая деятельность, изобразительная деятельность (по подражанию, по образцу, по представлению: доступно, недоступно, часто допускает ошибки; рисование предметное, сюжетное), конструктивная деятельность (по подражанию, по образцу, по представлению: доступно, недоступно, часто допускает ошибки), вывод

Характер общения: с педагогами, с родителями, со сверстниками

Исследование состояния моторной сферы

^ 1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений)

►3 года (пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу; перейти с бега на ходьбу и остановиться по сигналу; пройти по лежащей на полу доске; прыгнуть на длину с места; выполнить прыжки на месте на двух ногах; перешагнуть через палку, расположенную над полом на высоте 35 см; переложить предмет из одной руки в другую (перед собой, над головой, за спиной); бросить одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м; похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно); ►4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч); ►5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку); ►6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)

^ 2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости) Кинестетическая основа движений:

►3 года («Пальчики здороваются» упражнение для ведущей руки); ►4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой руке); ►5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук); ►6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом – на левой)

^ Кинетическая основа движений:

►3 года (поочерёдное сгибание и разгибание пальцев левой и правой рук); ►4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот); ►5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой); ►6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой, левой рукой)

^ Навыки работы с карандашом: ►3 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги); ►4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги); ►5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека); ►6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)

^ Манипуляции с предметами: ►3 года (умение застёгивать и расстегивать пуговицы); ►4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую); ►5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки); ►6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера)

^ 3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)

Выполнение упражнений: ►3 года (поднять брови вверх; нахмурить брови; прищурить глаза; зажмурить один глаз (поочередно); надуть щеки; втянуть щеки; наморщить нос; наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок); ►4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки); ►5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос); ►6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок

^ 4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка)

^ Движения нижней челюсти: ►3 года (открыть и закрыть рот); ►4 года (открыть и закрыть рот); ►5 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево); ►6 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево)

движения губ: ►3 года («улыбка», «трубочка»); ►4 года («улыбка», «трубочка»); ►5 лет («улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка»); ►6 лет («улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю) движения языка:►3 года («лопата», «жало», «качели», «маятник»); ►4 года («лопата», «жало», «качели», «маятник»); ►5 лет («лопата», «жало», «лопата-жало», «качели», «маятник»); ►6 лет («лопата», «жало», «лопата-жало», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье»)

^ Движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть)

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (нормальные, толстые, тонкие; расщелина, шрамы, рубцы); зубы (нормальные, редкие, крупные, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие верхних или нижних резцов, диастема); челюсти (норма, прогения, прогнатия); прикус (открытый боковой, открытый передний: двусторонний, односторонний, глубокий, мелкий; нормальный); твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель); мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой)

^ Состояние звукопроизношения1

Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки)

А-А-А! (плачет девочка) О-О-О! (рычит медведь) У-У-У! (гудит поезд)И-И-И! (ржет лошадь) УА! (плачет малыш) АУ! (кричат дети) МЯУ! (мяукает кошка) АВ! (лает собака) ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок) КО-КО-КО! (кудахчет курица) ГАТА-ГА! (кричат гуси)

Звук

Изолированное произнесение

В словах

В словах

Во фразах

В начале

В середине

В конце

В стечении согласных

А






















О






















У






















Ы






















И






















Э






















К






















К`






















Г






















Г`






















Х






















Х`






















Й






















М






















М`






















П






















П`






















Б






















Б`






















Ф






















Ф`






















В






















В`






















Т






















Т`






















Д






















Д`






















Н






















Н`






















С






















С`






















З






















З`






















Ц






















Ш






















Ж






















Ч






















Щ






















Р






















Р`






















Л






















Л`






















Условные обозначения: ` мягкая пара


+

р

˜


- правильное произношение - замена звука - смешение звука


_

В

Е

Л


- отсутствие звука - искажение звука (указать вид: вел .-велярное

... произношение звука «р»; м…з. – межзубный

сигматизм и т.д.).

Вывод: (фонетический строй сформирован достаточно (N); изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи)

^ Состояние дыхательной и голосовой функций

►3 – 6 лет: тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное); объем дыхания (достаточный, недостаточный); направление голосовыдыхательной струи при речи ; громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный);

^ Особенности динамической стороны речи ►3 – 6 лет: ●темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ●ритм (нормальный, дисритмия) ●паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)●употребление основных видов интонации (вопросительной, повествовательной, побудительной)

^ Воспроизведение звукослоговой структуры слова

(не нарушена; нарушения слоговой структуры слов: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

►3 года: ^ Односложные слова: дом, кот, дуб, бык, мак; двусложные слова: вода, нога, кино, вата, Дима; трехсложные слова: батоны, вагоны, бананы, панама ►4 года: ●Изолированные слова: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, тропинка; ►5 лет: ● Изолированные слова: самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка ● Предложения: Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку. ►6 лет: ● Изолированные слова: тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик ● Предложения: Виолончелист укладывает инструмент в футляр Регулировщик руководит движением на перекрестке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

^ Состояние фонематического восприятия (Сохранено; нарушено)

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками

►3-4 года: ба-па, па-ба; га-ка, ка-га; та-да, да-та; ма-ба, ба-ма; ва-ка, ка-ва; ня-на, на-ня ►5 лет: ба-па-ба, па-ба-па; га-ка-га, ка-га-ка; да-та-да, та-да-та; за-са-за, са-за-са; жа-ша-жа, ша-жа-ша; та-тя-та, тя-та-тя ►6 лет: са-ша-са, ша-са-ша; са-ца-са, ца-са-ца; ча-тя-ча, тя-ча-тя; ща-ча-ща, ча-ща-ча; ща-ся-ща, ся-ща-ся; ля-ла-ля, ля-ла-ля.

^ Дифференциация оппозиционных звуков, не смешанных в произношении (показать картинки) ►3 года: стол – стул, трава – дрова, уточка – удочка, суп – зуб, миска – мишка ►4 года: кот-кит, дом-дым, мышка-мишка, уточка-удочка ►5 лет: почка-бочка, трава-дрова, корка-горка, ►6 лет: пашня-башня, катушка-кадушка, крот-грот, мышка-мошка

^ Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки) ►3-4 года: коса-коза, кочка-кошка, миска-мишка, малина-Марина ►5 лет: суп-зуб, челка-щелка, сайка-чайка, галка-галька ►6 лет: собор-забор, касса-каша, сук-жук, лук-люк

^ Состояние фонематического анализа и синтеза (сформирован; недостаточен; несформирован) ►3 года: Показать собачку, услышав звук [р] в слове: дом, рак, вода, рыба, банка, труба ; ►4 года (выделение звука [р] из слов – определить «рычит» ли собачка в словах): майка, санки, шапка, пирамидка, рыба, рак корова, лимон ►5 лет (выделение начального ударного гласного из слов): астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искра ►6 лет:● выделение конечного согласного из слов: кот, сук, сом, малыш, лимон, грач, сироп, лещ ● выделение начального согласного из слов: мост, банка, пол, тапки, вода, чайник, дом щетка ● определение последовательности звуков в слове: кот, вата, дом, лапа, нос, рыба, суп, шина

● определение количества звуков в словах: нос, ваза, бык, батон, кит, банка

^ Исследование состояния импрессивной речи

  • Понимание обращенной речи: понимание речи в полном объеме (понимание / непонимание переносного значения метафорических выражений, фразеологизмов); понимание обращенной речи на бытовом уровне, выполняет сложные речевые инструкции; понимание обращенной речи ограниченно (ситуативно); выполняет простые речевые инструкции. Непонимание обращенной речи.

  • ^ Пассивный словарь: понимание названий предметов (реальных и изображений на картинке); понимание значения слов; понимание простого сюжета; понимание лексико-грамматических конструкций.

  1. Понимание речи на уровне диалога 2.Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов 3. Понимание инструкций: Возьми со стола куклу. Положи ручку под книгу. Встань со стула, положи карандаш в коробку. Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и положи ее на стол. Положи мяч на пол, возьми тетрадь и открой дверь. Вывод: пассивный словарь (объем словаря, соответствие возрастной норме)

^ 4. Понимание различных форм словоизменения Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам) ►3 года: Дом – дома, Кубик – кубики, Машинка – машинки, Кукла– куклы ►4 года: Кот-коты, Машина-машины, Окно-окна, Лист-листья ►5 лет: Медведь-медведи, Кукла-куклы, Дерево-деревья, Стул-стулья ►6 лет: Пень-пни, Ворона-вороны, Перо-перья, Гнездо-гнезда,

^ Дифференциация предложно-падежных конструкций (показать по картинкам) ►3 года: Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить кубик: в машинку под машинку на стол в кабину за кабину ►4 года: Кошка в домике. Кошка на крыше. Бабочка над цветком. Мышка под грибком. ►5 лет: Бабочка на цветке. Елочка перед домом. Кошка за домом. Бабочка около цветка. ►6 лет: Собака спит под крыльцом. Собака вылезает из-под крыльца. Кошка прячется за домом. Кошка выходит из-за дома.

^ Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать по картинкам)►3 года: Мяч – мячик. Подушка – подушечка. Стул – стульчик. Кукла – куколка►4 года: Дом-домик. Ложка-ложечка. Ведро-ведерочко ►5 лет: Стол-столик. Кровать-кроватка. Окно-окошечко ►6 лет: Мяч-мячик. Ваза-вазочка. Одеяло-одеяльце Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам) ►3-4 года: Мальчик выходит из дома. Мальчик переходит улицу. Мальчик подходит к дому. ►5 лет: Птичка вылетает из клетки. Птичка подлетает к клетке. Птичка залетает в клетку. ►6 лет: Машина выезжает из гаража. Машина отъезжает от гаража. Машина объезжает гараж. Машина въезжает в тоннель.

^ Понимание предложений (показать по картинкам) ►4 года: Девочка поздравляет мальчика. Мальчик поздравляет девочку. Что в руках у девочки? Что в руках у мальчика? ►5 лет: Мальчик убегает от щенка. Щенок убегает от мальчика. Что щенок хочет отнять у мальчика? ►6 лет: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.

^ Исследование состояния экспрессивной речи

Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога: Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму? (папу) Где ты живешь? Кто тебя привел в детский сад?

Как ты добирался сюда? Какие у тебя есть любимые игрушки? В какие игры ты любишь играть? У тебя есть друзья?

^ 1. Общая характеристика речи ►3 года:►4 года ►5 лет ►6 лет

  • 2. Состояние активного словаря (достаточный, соответствует возрастной норме (N); в пределах обихода; беден; резко ограничен)

^ А) НОМИНАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ:

Назвать существительные по темам ►3-4 года: Игрушки» «Посуда» «Одежда» «Обувь» ►5 лет: «Мебель» «Овощи» «Фрукты» «Транспорт» ►6 лет: «Ягоды» «Дикие животные» «Домашние животные» «Птицы» Назвать одним словом (обобщить)►4 года: Мяч, кукла, машинка Чашка, тарелка, ложка Рубашка, платье, шорты Тапки, туфли, ботинки ►5 лет: Стул, стол, шкаф Огурец, помидор, морковь Яблоко, банан, апельсин Автобус, самолет, теплоход ►6 лет: Клубника, смородина, черника Волк, лиса, заяц Кошка, собака, свинья Аист, кукушка, ласточка

^ Назвать части тела и части предметов (по картинкам) ►3-4 года: Ноги Руки Голова Глаза Уши Спинка стула Сиденье стула Ножки стула Кузов машины Колеса машины►5 лет: Нос Рот Шея Живот Грудь Рукав Воротник Пуговица Кабина машины Руль►6 лет:Локоть Ладонь Затылок Висок Манжета Петля для пуговицы Фары Мотор

В) ПРЕДИКАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ ►3 года (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? Ест Спит Играет Рисует Пьет Гуляет ►4 года (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (Ест) Что делает девочка? (Спит) Что делают дети? (Играют) Что делает птица? (Летит)

Что делают рыбки? (Плавают) Что делают машины? (Едут) ►5 лет (ответить на вопросы): Как передвигаются птицы? (Летают) Как передвигаются рыбы? (Плавают) Как передвигается змея? (Ползает) Как передвигается лягушка? (Прыгает) Как передвигается человек? (Ходит) Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает) А как подает голос корова? (Мычит) А как подает голос петух? (Кукарекает) ►6 лет (ответить на вопросы): Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует) А как подает голос волк? (Воет) А как подает голос лошадь? (Ржет) А как подает голос овца? (Блеет) Врач лечит. А что делает учитель? (Учит) А что делает продавец? (Продает) А что делает маляр? (Красит) А что делает швея? (Шьет)
^ С) АТРИБУТИВНЫЙ СЛОВАРЬ:

Назвать предъявленные цвета ►3 года: красный Синий Зеленый Желтый; ►4года: Красный Синий Зеленый Желтый Белый Черный ►5 лет: Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой синий Белый черный ►6 лет: Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый Розовый Черный Серый Коричневый

^ Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки) ►3-4 года:Мяч какой? (Круглый) Платок какой? (Квадратный) ►5 лет: Солнце какое? (Круглое) Печенье какое? (Квадратное) Косынка какая? (Треугольная) огурец какой? (Овальный) ►6 лет: Руль какой? (Круглый) Окно какое? (Квадратное) Флажок какой? (Треугольный) Слива какая? (Овальная) Одеяло какое? (Прямоугольное)

Д) ПОДБОР АНТОНИМОВ ►6 лет: Друг Добро горе Горячий Легкий Длинный Давать Поднимать продавать

^ Е) СОСТОЯНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) ►3 года: Стол – столы Нож – Кукла –Рука –Нога – Чашка – ►4 года: Стол – столы Рот – Кукла – Рука – окно–►5 лет: Кот – коты Лев – Река –Ухо – Кольцо – ►6 лет: Глаз – глаза Лист – Стул – Лень – Воробей – Книга – Дерево –

^ Употребление имен существительных в косвенных падежах ►3 года:Вижу дом. Вижу машину. Вижу куклу. Вижу девочку.►4 года: Что есть у мальчика? (Мяч) Чего нет у мальчика? (Мяча) Кому мальчик дает мяч? (Девочке) Что ты видишь на картинке? (Машину) Чем рисует девочка? (Карандашом) О ком думает кошка? (О мышке) Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам) ►5 лет: Шаров Ключей Берез Ложек Окон ►6 лет: Карандашей Листьев Книг Вилок Ведер

^ Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам) ►3-4 года: Красный мяч Синий шар Желтое ведро ►5 лет: Оранжевый апельсин Голубая бабочка Белое блюдце ►6 лет: фиолетовый колокольчик Серая ворона Розовое платье Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам) ►3-4 года: Где стоит ваза? (На столе) Где лежат фрукты? (В корзине) Где летает бабочка? (Над цветком) Где спряталась мышка? (Под грибком) ►5 лет: Где сидит снегирь? (На дереве) Где стоит коза? (За забором) Где сидит кот? (Перед домом) Где растет елка? (Около дома) ►6 лет: Где спит собака? (Под крыльцом) Откуда вылезает собака? (Из-под крыльца) Где прячется кошка? (За домом) Откуда выходит кошка? (Из-за дома)

^ Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам)►4 года: Два кота Пять котов Две машины Пять машин ►5 лет: Два мяча Пять мячей Две розы Пять роз Два окна Пять окон ►6 лет: Два пня Пять пней Два воробья Пять воробьев Две книги Пять книг Два ведра Пять ведер

F) СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (сформировано (N); сформировано недостаточно; не сформировано) ^ Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) ►3-4 года: Стол – столик Чашка – чашечка Кукла – куколка ►5 лет: Забор – заборчик Сапог – сапожок Кровать – кроватка Лента – ленточка Ведро – ведерочко Окно – окошечко ►6 лет: Лист – листок Трамвай – трамвайчик Изба – избушка Крыльцо – крылечко Кресло – креслице

^ Образование названий детенышей животных ►4 года: У кошки – котенок У лисы –У утки – У слона –►5 лет: У зайца – У волка – у белки – У козы – У медведя –►6 лет: У коровы – У лошади –У собаки – У овцы –

^ Образование относительных прилагательных ►6 лет: Стол из дерева (какой?) – деревянный Аквариум из стекла (какой?) – Крыша из соломы (какая?) – Стена из кирпича (какая?) – Шапка из меха (какая?) – Носки из шерсти (какие?) – Сапоги из резины (какие?) – Крепость из снега (какая?) – Лопатка из металла (какая?) –Сок из яблок (какой?) –Образование притяжательных прилагательных ►6 лет: Очки бабушки (чьи?) – бабушкины Туфли мамы (чьи?) – Усы кошки (чьи?) – Хвост лисы (чей?) – Берлога медведя (чья?) – Гребень петуха (чей?) –

^ Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам) ►6 лет: Мальчик выходит из дома. Мальчик отходит от дома. Мальчик подходит к магазину. Мальчик переходит улицу.

Мальчик обходит лужу. Мальчик входит в дом.

^ Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам) ►6 лет: Девочка строит домик. Девочка построила домик. Мальчик красит вертолет. Мальчик покрасил вертолет.

^ Состояние связной речи

(работает самостоятельно; нуждается в незначительной помощи со стороны педагога; требует серьезной помощи (использование подсказок, наводящих вопросов, акцентирование внимания на элементах сюжета и т.п.); составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом)

Пересказ текста из нескольких предложений

3-4 года:

Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

^ Образец детской речи:

Объём и виды предложений

►5 лет:

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

^ Образец детской речи:

Объём и виды предложений
►6 лет (составление рассказа по серии картинок):

Образец детской речи:

Объём и виды предложений

Можно предложить пересказ (с опорой или без опоры на картинки), рассказ-описание или рассказ по представлению, рассказывание знакомой сказки (с опорой и без опоры на наглядность)

Вывод: ^ Характер экспрессивной речи

I уровень речевого развития (полное отсутствие звуковых и словесных средств общения; произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукопод­ражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов); II уровень речевого развития (пользуется простой фразой; аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена; III уровень речевого развития (пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.)

^ Логопедическое заключение (в начале года):

! Отметить динамику развития речи ребёнка в течение года

Направления работы:

Консультации специалистов:

Дата_______________________Учитель-логопед____________________



1 Обследование состояния качества звуков у детей с открытой механической ринолалией (до уранопластики) целесообразно проводить как с ортопедическим аппаратом, так и без него. Сравнение обеих результатов позволяет выявить различия в проявлениях назальности всех звуков или только определенных групп. В этом случае лист для записи результатов обследования делится на 2 части, при этом на одной половине фиксируются результаты произношения звуков без обтуратора, а на второй – с обтуратором.




Скачать файл (256.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru