Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Симфоническое творчество Й. Гайдна - файл 1.docx


Лекция - Симфоническое творчество Й. Гайдна
скачать (18 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx19kb.09.12.2011 04:31скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ГАЙДНА

Первая группа симфонии (более 40) = симфонии 50-60 годов = дивертисменты (или «кассации») предназначены для обитателей дворца Эстергази, камерные, развлекательные, близкие к сюите и к «симфониям мангеймцев». Мангеймцы (Ян Стамиц, Каннабих, Рихтер в Германии) разработали идею четырехчастной симфонии с менуэтом. Первая часть (главная) основана на двух контрастных темах без мотивной разработки. «Мангеймская ракета» - взлетающая вверх или вниз фанфара по тоническому трезвучию. «Мангеймские вздохи» мелкие задержания на сильную долю (например, es2-a1-b1, где звук «ля» - половинная нота). «Мангеймское крещендо» - постепенное нарастание звука). В них 3-5 частей, в оркестре 16 инструментов, в симфониях много полифонии, в некоторых программно-изобразительное начало: например, «Влюбленный учитель», «Царица», №6,7,8 – «Утро», «Полдень», «Вечер» (в №6 у Гайдна впервые появляется вступление, причем звучность в нем разрастается от пианиссимо до фортиссимо, так как эти такты рисуют картину восходящего солнца). Программные симфонии Гайдн будет писать позже. №44 – «Траурная», №45 – «Прощальная», №49 – «Страдание», №67 – «Жаворонок», №73 – «Охота» (финал был взят Гайдном из его оперы «Награжденная верность», где эта музыка изображала сцену охоты), №82 – «Медведь», №83 – «Курица», №100 – «Военная» (2 часть на теме французского романса «Маленькая юная Лизетта», но вдруг перед кодой звучит сигнал трубы, тремоло литавр и тутти (весь оркестр), №94 – «Сюрприз» (в Andante тема излагается на пиано и пианиссимо, на тоническом трезвучии дается фортиссимо и тутти, программность присутствует (1-я группа симфоний). Квартет №2, квартет «с менуэтом для ведьм», «лягушачий квартет».

Вторая группа – симфонии 70-90 годов. 48 симфоний = творческая зрелость. Лучшие: 6 Парижских симфоний - №82-87, исполненных впервые в Париже в 1786 году, 12 Лондонских симфоний. В этих симфониях окончательно сформировался ССЦ (сонатно-симфонический цикл), и структура сонатной формы в первой части, обозначилась структурная четкость цикла и образное единство внутри частей, сформировался тематизм жанрового типа, а с ним в музыке появился новый тип контраста – жанровый. Утвердился парный состав оркестра с четким разделением на группы (в прежних составах оркестра не было четкого деления, была лишь струнная группа, остальные произвольно по составу, непрерывным басом с незафиксированным голосоведением basso continuo, был выделен смычковый квартет и пары духовых. В №99-101, №103, №104 были впервые введены кларнеты.

^ СИМФОНИЯ №103 ES-DUR (С ТРЕМОЛО ЛИТАВР). 1795 ГОД.

Свое название симфония получила из-за того, что начинается со вступления литавр (вступление есть во всех лондонских симфониях). В духе, свойственному Гайдну юмора, вступление таит в себе эффект обмана оно звучит таинственно, грозно, но в Allegro не было ни таинственности, ни драматизма.

Adajio. Вступление основано на унисонном проведении темы диалогического строения, стелящихся в басу контрабаса и виолончели и дополнительными аккордами деревянных духовых. Характер темы эпический, повествовательный, углубленный, в то же время в ней есть торжественность, величавость (типичная для интродукции). Тема вступления начинается с малой секунды и тема вступления экспонируется в 6 тактах, а дальше разработка мотивная и тональная, варьируется и тема, и фактура (сопровожде

ние). Тема вступления появиться еще в разработке и перед кодой, что бывает с сонатном аллегро редко.

Внутри первой части контраст между темами очень смягчен. ГП и ПП разные по темам, но сходные по образам. Их объединил метод обобщения через жанр – Лендлер (термин Альшванга. Вальс сложился из двух народных танцев австрийского лендлера (название от области Лендль в Австрии) и второй провансальской темы. Традиция введения перейдет от Гайдна к Берлиозу, Малеру, Шуберту и т.д.)

ГП – это четкий четырехтактный повторный период. В оркестре – пиццикато струнных. После изложения ГП сразу начинается дробление темы, вычленение отдельных мотивов, секвенционное развитие, и в итоге все подводится к Доминантовому трезвучию Си-бемоль-мажора и после паузе в этой же тональности идет ПП. Она поручена деревянным духовым и струнным. Со второго предложения начинается развитие, которое вводит в заключительную партию (ЗП).

Экспозиция и Разработка у Генделя примерно равны (по размерам). Гайдн был первым, кто ввел в симфонию настоящую тематическую репризу, как самостоятельный раздел, основанный на вычленении мотивов и на большом динамическом нагнетании: из темы выделяется короткий мотив, который начинает активно развиваться.

Особенности Репризы. СП (связующая партия) отсутствует, а ГП и ПП идут в одной тональности. Кода выглядит как stretto 1 части - в ней повторяется тема вступления, ГП, ПП, ЗП.

II часть. Andante До-мажор. Двойные вариации (две темы). Между двумя темами – контраст темпа, лада и тональности. Первая тема – это народная хорватская мелодия. Звучит на пиано в до-миноре с элементами лидийского лада (кварта).

Вторая тема – звучит на форте в одноименном мажоре на тоническом органном пункте. Сближает темы родственный характер движения (восход с возвратом). Темы варьируются интонационно, динамически, каждая из тем варьируется дважды.

III часть. Менуэт. Самая подвижная часть. Менуэт написан в трехчастной форме da capa.

IV часть. Финал. Обобщение всего цикла. Тональность Es-dur (т.е. та же, что и в первой и третьей части). Форма – родно-соната, но с элементами полифонии.

^ СОНАТЫ ГАЙДНА

См. Гивенталь 2 том. Стр.176.

Клавирному творчеству Гайдн отдал почти 40 лет своей деятельности. Им написано 52 сонаты, многой фантазий, вариации и рондо. В сонатах много лирики, причем предромантического характера, чего нет в симфониях. Гайдн явился предшественником фортепианных сонат. Несколько его сонат – фортепианные, не клавирные, образный мир тот же, что и в симфониях. Они технически совершенны, хотя Гайдн не был в этой области виртуозом. Ранние сонаты скромны по масштабам, развлекательны и близки к дивертисментам. Поздние – иного содержания. Галантная тематика полностью исчезает, менуэт уступает место Adajio и другому материалу нетанцевального характера. Сокращенное количество украшений. Большинство зрелых сонат написано в трех частях, но есть исключения: №21 – 2 части (обе части – рондо), №39, 42,48 без Allegro, с вариациями.

У Гайдна – одного из первых венских классиков в клавирном творчестве начали складываться определенные типы фактура, например, Альбертиева басы (в честь Доминика Альбертова) – a1-e2-c2-e1, восходящих и нисходящих пассажей – a-h-c-d.


Скачать файл (18 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации