Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Государственная система социального обслуживания - файл 1.doc


Государственная система социального обслуживания
скачать (203.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc204kb.09.12.2011 05:45скачать

Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Красноярске

Кафедра социальной работы

Государственная система социального обслуживания

Курсовая работа

по дисциплине: Теория социальной работы


Руководитель:

000000000

(подпись)

.

(оценка, дата)

Разработал:

Студент группы 0000000

Н.П. Шахова

(подпись)


Красноярск, 2008

Содержание
Введение………………………………………………………………….3

1. Государственная система социального обслуживания……………..5

1.1. Основные характеристики социального обслуживания………….5

1.2. Сущность и формы социального обслуживания…………………17

2. Правовые акты по осуществлению социального обслуживания….23

2.1. Принципы, функции в нормативных актах по социальному обслуживанию…………………………………………………………………...23

2.2. Практика управления в области социального обслуживания…...31

Заключение………………………………………………………………42

Список литературы……………………………………………………...45

Введение
В современный период, когда происходит сложный процесс адаптации населения к новым социально-экономическим усло­виям, чрезвычайно важно обеспечить становление новых, адек­ватных рынку, институтов социальной сферы. Одним из таких институтов является система социального обслуживания населения, предоставляющая широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, нормативно-правовых, соци­ально-бытовых и иных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Особое значение придается социальному обслуживанию незащищенных слоев населения. Социальное обслуживание в российских условиях выступает в качестве составляющей социальной работы, а на практике – системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей.

Среди тех, кто особо нуждается в социальных услугах, - пенсионеры, инвалиды, многодетные, непол­ные, молодые семьи, несовершеннолетние родители, семьи с детьми-инвалидами, семьи с неблагоприятным психо­логическим микроклиматом.

При обеспечении граждан социальным обслуживанием субъектом социальной защиты населения являются органы исполнительной власти. При этом главным субъектом остается специалист по социальной работе. Объектами социальной работы являются люди, на которых направлена вся деятельность субъектов социальной работы. Социальное обслуживание выступает в качестве составляющей социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике – системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей

Основной целью курсовой работы является исследование государственной системы социального обслуживания в органах социальной защиты населения. Отсюда вытекают задачи:

1. Дать основные характеристики государственного обслуживания.

2. Рассмотреть этапы становления социального обслуживания в России.

3. Изучить сущность, принципы, функции в нормах по социальному обслуживанию.

4. Рассмотреть технологию социального обслуживания населения.

Объект исследования – социальное обслуживание населения.

Предмет исследования – государственная система социального обслуживания населения.

В работе используются научно-теоретические исследования зарубежных и отечественных ученых М.Доэла, С.Шарддоу, Е.И.Холостовой, А.С.Сорвина, Е.П.Кирсанова и др.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в исследовании социальной адаптации населения в изменяющихся социально-экономических и политических условиях, которые в значительной мере определяются эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций, непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг.


1. Государственная система социального обслуживания
1.1. Основные характеристики государственного обслуживания
Социальное управление – это эффективная форма управления социальными процессами, важное средство системного использования социальных факторов и социальных резервов развития экономики в интересах человека, что выступает наиболее наглядно и определенно именно на уровне организации. Управление социальными процессами представляет собой воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития.

Отражая состояние экономической сферы общества, формы управления трудовой деятельностью тем самым отражают характер политической и духовной сфер, т.е. всего общества в целом.

В настоящее время специфическим видом профессиональной деятельности стало оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Все это получило название социальной работы.

Ученые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она направлена на то, чтобы облегчить людям повседневную жизнь в условиях личного и семейного кризиса, либо кардинально изменить ее к лучшему. Основная деятельность социальных работников должна быть направлена на то, чтобы по мере возможности помочь решить людям их проблемы.

Всем международным сообществом социальное обслуживание определяется как «предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться». [12, с. 177]

Социальное обслуживание населения характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях РФ, но и совокупностью определенного порядка взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленными на поддержку различных слоев населения, формой организационной деятельности учреждений социального обслуживания, финансово-экономическим и материально-техническим обеспечением деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению, многоуровневого научно-методического и кадрового обеспечения деятельности территориальных социальных служб, степенью сформированности нормативно-правового поля, содержащего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб.

Осуществление радикальных социально-экономических реформ сопровождается повышением социального риска для положения населения: регулярная безработица, разрушение привычных норм жизни, отсутствие социальных гарантий усугубляются условиями кризисного развития экономики, когда происходит сокращение ресурсов на социальное развитие при одновременном возрастании потребностей в них.

Сокращаются государственные расходы на здравоохранение, образование, сворачивается сфера бытового обслуживания. Для многих семей становится недоступным детские сады, детские лагеря, число которых резко уменьшается, а стоимость услуг в них растет.

Обнажилась незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации. Следствием этого стало ухудшение условий его жизнедеятельности, невозможности по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.

Особую актуальность и значимость приобретает обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической, духовной. Необходимо развивать систему социальной защиты, ориентированную на всех членов общества, с учетом особенностей социального положения каждого. Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая иногда грани между двумя рассматриваемыми сферами.

В современном российском обществе политика искусственной дифференциации, расслоившая общество на сверхбогатых и обездоленных, не привела к прогрессивному развитию социальной структуры и не способствовала появлению однородных социальных слоев. Искусственная дифференциация сформировала такой уровень «несовместимости интересов» в разных слоях общества, при котором возможны острые социальные конфликты. Особенно в тяжелом положении оказались слабо социально защищенные категории населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты, одинокие люди.

В настоящее время замечается разрастание маргинальных слоев и групп. Их численность во многом зависит от уровня их социальной защищенности, возможности получить удовлетворительные условия жизни и работы. Возрастает необходимость учета в социальной работе специфических особенностей различных групп населения, прежде всего, социально уязвимых, их интересов, потребностей обеспечение установленных законом преимуществ и льгот, снижение налогов, использование других средств перераспределения национального дохода.

Социальная работа направлена, прежде всего, на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека, оказывающегося в трудной жизненной ситуации. Наиболее актуальна индивидуальная социальная работа, которая определяется как «использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу». [15, с. 12]

Дифференцированный подход, т.е. всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта, может стать решением проблемы.

Этот подход требует знания теоретических выводов, достижений науки и передовой практики, законов и нормативных документов. Его значение состоит в том, что на основе анализа объекта и его окружения создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются соответствующие формы социальной работы. Он применяется в работе, как с отдельными личностями, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств, положительных традиций.

Возможности использования дифференцированного подхода во всех сферах социальной работы огромны. В.Н.Иванов предлагает осуществить такие принципы социальной работы:

  • личностная ориентированность, когда в центре социальной работы ставится конкретная личность с ее потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями;

  • междисциплинарность, интегративность, что позволяет увидеть с основной целью частные цели и задачи, проводить социальную работу в тесной связи с условиями жизнедеятельности людей, с государственной социальной политикой, с деятельностью общественных, благотворительных и иных организаций, с отношениями и процессами, складывающимися в конкретном социуме;

  • целостный подход к человеку, видение его в широком социальном окружении; подход к постижению человека только через раскрытие соотношения биологического и социального уже не отвечает требованиям времени; усилилась необходимость полнее учитывать динамику биологического, психологического, социального единства в человеке как в объекте и субъекте социальной работы, стимулировать более ответственное его поведение в повседневной жизни, в реализации собственных возможностей, в преодолении жизненных трудностей;

  • более полная реализация концепции самопомощи, предполагающей активизацию жизненных сил человека, потенциала его собственных возможностей в разрешении возникших у него проблем, в удовлетворении потребностей жизнеобеспечения и активного социального функционирования;

  • активный характер содержания, форм и методов работы, ориентация на создание условий, позволяющих включить в работу самих клиентов как субъектов социального действия. [14, с. 58]

В сфере охраны здоровья населения в 1995 году был принят целый ряд постановлений Правительства по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, увеличения производства лекарственных средств и современной медицинской техники, диагностических препаратов и средств, для предупреждения инфекционных заболеваний и т.д. Правительством утверждены Правила обязательных медицинских осмотров для отдельных категорий населения.

В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации действуют стационарные учреждения социального обслуживания различных типов, в том числе дома-интернаты (пансионаты) для ветеранов войны и труда, психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты и отделения для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, реабилитационные центры, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, детские дома-интернаты для детей с тяжелыми физическими недостатками. Особое значение приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности.

Особо острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, не имеющих средств к существованию. Для них создается сеть социальных учреждений – специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

Быстро развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения. В настоящее время в России функционируют такие социальные учреждения:

  • территориальные центры помощи семье и детям;

  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;

  • социальные приюты для детей и подростков;

  • центры психолого-педагогической помощи населению;

  • центры экстренной психологической помощи по телефону и др.

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В субъектах Российской Федерации работают учреждения, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности – от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи и консультирования по планированию семьи.

Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая малопрофильные центры социальной помощи семье и детям и отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений социального обслуживания.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим подросткам.

Совершенно очевидна необходимость проведения подготовительной работы по созданию в субъектах Российской Федерации служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов.

Таким образом, важнейшим направлением современной социальной политики государства является поддержка на федеральном уровне различных субъектов Российской Федерации в области развития системы социального обслуживания населения.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений социальной работы с различными группами населения: социальная диагностика и социальная профилактика, социальный надзор и социальная коррекция, социальная терапия и социальная адаптация, социальная реабилитация и социальное обеспечение, социальное страхование и социальное обслуживание, социальная опека и социальная помощь, социальное консультирование и социальная экспертиза, социальное попечительство и социальное нововведение, социальное посредничество и подвижничество. Эти виды социальной работы выступают основными ее направлениями, главными технологиями.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но проблемами социальной работы также можно считать и другие проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей социального развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой.

Отсюда, для развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, для распределения обязанностей, необходима государственная система социального обслуживания.

Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения.

Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа.

Главным субъектом социальной работы стало государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Кроме того, государство является также субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Меры, предпринимаемые государственными структурами по смягчению ситуации, общеизвестны: в начале 90-х годов начала развиваться система нестационарного социального обслуживания.

Большое место отводилось социальному обслуживанию населения. В 1995 году вышел целый пакет Федеральных Законов: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный Закон «О ветеранах», Федеральный закон «Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях в РСФСР», Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Указанные акты стали основой законодательной базы в сфере социального обслуживания. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года был утвержден перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические, социально-медицинские, консультативные, социально-патронажные на дому и др.

Государство создало структуру субъектов, определилось с объектами обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

С принятием концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации 4 августа 1993 года, по сути дела, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В ее основу была положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы: Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является субъектом социальной работы и кто является ее объектом.

Итак, органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения в муниципальном секторе.

В системе государственного управления особое место занимают проблемы местных органов власти, органов местного саморегулирования. Главной же задачей местных органов власти является проведение постоянной, планомерной, организующей деятельности по созданию условий жизнедеятельности населения, реализации его интеллектуального, творческого потенциала и обеспечению социальной защиты нуждающихся в этом граждан.

Появившиеся взгляды на уменьшение роли государственного влияния на социальную жизнь общества в условиях рынка – несостоятельны. Однако, с другой стороны, жизнь доказала необходимость повышения самостоятельности региональных и местных органов исполнительной власти в вопросах социальной защиты населения.

Государственные структуры власти располагают широчайшим спектром возможного влияния на общественную жизнь. Разрабатываемые социальные программы на всех уровнях государственной власти – тому подтверждение.

Несомненный практический интерес для органов исполнительной власти представляет оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных органов, социальных служб. Восприятие качества и уровня жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-экономических и политических условиях в значительной мере определяются эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций, непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг.

Таким образом, функционирование системы социальной защиты населения, которое происходит в условиях нарастания социально-экономических проблем в обществе, все более переносится на региональный и муниципальный уровень.

И все же самым главным субъектом является специалист по социальной работе, отправляющий указанную деятельность. Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.

Особую роль в осуществлении социальной работы с различными категориями населения играют территориальные социальные службы. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

  • организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;

  • оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;

  • осуществлению ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;

  • предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

Бесспорным достоинством является то, что центры помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, организаций, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал своих сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы.

Социальное обслуживание включает в себя все то, что получает нетрудоспособный человек за счет общественных фондов потребления сверх начисленной пенсии. Общество в данном случае берет на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определенных видах социальной помощи. При этом в порядке социального обслуживания удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.

Развитию социального обслуживания нетрудоспособных, пожилых и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, в нашей стране придается все большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Система социального обслуживания охватывает:

  • медицинскую помощь (как стационарную, так и поликлиническую);

  • содержание и обслуживание в домах-интернатах;

  • помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе;

  • протезную помощь, обеспечение транспортными средствами;

  • трудоустройство желающих продолжать активную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение;

  • организацию труда на специально созданных предприятиях, в цехах;

  • жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание;

  • организацию досуга и т.д.

Следует, однако, отметить: возможность удовлетворения потребностей человека становится реальной тогда, когда он наделен юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага (материального обеспечения, социальной услуги, жилища и т.д.), а данный орган юридически обязан такое благо предоставить.

Система же обучения социальных работников, в свою очередь, должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Следует отметить, что на эффективность системы управления существенное влияние оказывает соотношение централизованного и децентрализованного управления.
1.2. сущность и формы социального обслуживания
В области социального обслуживания государством были созданы многие нормативные акты для законодательной защиты населения. Законодательство РФ о социальном обслуживании состоит из ряда федеральных законов и иных нормативных правовых ак­тов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание определяется как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». [3, с. 3]

В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»: «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». [1, с. 6]

Социальные службы осуществляют бесплатное и платное социальное обслуживание, основание для которых перечислены в ст.16 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения» [3, с. 4]

Здесь же указаны 13 видов обслуживания, осуществляемых социальными службами (например: комплексные, социально-реабилитационные и иные центры и специальные учреждения).

Законом Красноярского края от 17.12.04 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края) предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммуналь­ных услуг и субсидии, предоставляемые гражданам на оплату жилищно-коммуналь­ных услуг исходя из их доходов, в единой форме субсидий в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги. Вместе с тем, статьей 24 указанного закона предусмотрена возможность выплаты гражданам субсидий и мер социальной поддержки в денежной форме.

А Единая концепция Закона края позволяет органам местного самоуправления в рамках своей компетенции при установлении Порядка перечисления субсидий на персонифицированные социальные счета граждан рассматривать возможность перечисления и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. [22, с. 42]

Анализ содержания федеральных законов и подзаконных актов, принятых за последние годы показывает, что в современной России происходит поэтапное становление правовой нормативной базы социального обслуживания населения, широкое внедрение различных видов социальной работы.

Не везде сформировалось достаточное правовое поле, не достаточно определена сфера действия права в области социального обслуживания применительно к конкретной социально-экономической обстановке и произведен отбор правовых структур и средств, способствующих рациональному и устойчивому развитию сети учреждений социального обслуживания.

Этот процесс связан с принятием системы юридических норм определяющих организационное строение территориальных социальных служб, порядок финансирования системы управления социальным обслуживанием, виды и формы социальных услуг, а также регламентация, основывающаяся на совокупности ведомственных нормативных актов, давших жизнь отдельным учреждениям социального обслуживания семьи, женщин и детей и она обусловлена системой нормативных актов, регламентирующих деятельность отдельных специалистов по социальной работе, права и обязанности работников социальных служб. Все эти компоненты выполняют свои специфические функции и поэтому относительно самостоятельны.

Сущность права на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление достаточных средств для жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных в мировой практике видов социального риска, т.е. риска утраты, неполучение заработка или его недостаточности по объективным причинам. Интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение, находящее свое выражение в конкретизации методов и форм работы с теми или иными специфическими объектами.

Таким образом, социальная политика государства как основного субъекта социальной работы направлена на социальную защиту всех слоев населения, на создание таких условий, которые бы помогали населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев. Социальная политика государства носит опережающий, укрепляющий характер, чтобы не только способствовать лечению «социальных болезней», но и предотвращать их.

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют стационарные, полустационарные и нестационарные учреждения. Активно развивается сеть центров, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб социальной помощи. Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить нуждающимся разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые. В половине всех центров социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания, в трети – отделения социальной помощи семье и детям. Повышается численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому.

Следует отметить, что субъекты Федерации устанавливают за счет своих средств дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям и пособиям, бесплатный проезд на местном транспорте и т.д.

Вообще Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности (ст. 4 Закона об ос­новах социального обслуживания). [3, с. 3]

К негосударственному сектору социального обслуживания от­носятся общественные объединения, в том числе профессио­нальные ассоциации, благотворительные и религиозные орга­низации, деятельность которых связана с социальным обслужи­ванием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Деятельность субъектов негосударственного сектора соци­ального обслуживания осуществляется в соответствии с законо­дательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 33 За­кона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов). [18, с. 263]

Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, организаций, в порядке личного страхования, из других частных источников.

Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее развития предопределена цитируемой нами ранее статьей 7 Конституции, в соответствии, с которой целью деятельности государства является создание условий для достойной жизни и развития человека. Средством достижения этой цели в отношении лиц, по уважительным причинам не участвующих в активной экономической жизни, является совершенствование государственного социального страхования и обеспечения.

Относительно негосударственных форм обеспечения, в связи с достаточно узкой сферой действия и невысокими размерами выплат, они и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе обеспечения по каналам государственной системы.

В настоящее время преобладающей формой социального обеспечения от предприятий являются выплаты и услуги. На основе коллективных договоров предприятия выплачивают единовременные пособия при выходе на пенсию, осуществляют ежемесячные доплаты к государственным пенсиям, к пособиям по безработице, по уходу за ребенком и т.п.

Наиболее типичными формами зарождающейся благотворительности являются разовые или периодические пожертвования денежных средств организациями различных форм собственности, частными лицами во внебюджетные социальные фонды, находящиеся под контролем государственных органов, обществам инвалидов и ветеранов, а также систематическая материальная помощь наиболее нуждающимся лицам (семьям), передача материальных ценностей и денежных средств непосредственно учреждениям социального обслуживания.

Расширяется сеть благотворительных организаций, осуществляющих собственные социальные программы в пользу социально уязвимых слоев населения. Основными целями благотворительной деятельности в сфере социального обеспечения являются социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных инвалидов, иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействие защите материнства, отцовства детства; оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, экологических и иных катастроф, социальных, национальных и религиозных конфликтов. [24, с. 128]

Таким образом, для работников социальных служб и отдельных специалистов по социальной работе постепенно создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.

2. Правовые акты по осуществлению социального обслуживания
2.1. принципы, функции в нормативных актах по социальному обслуживанию
В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 прописаны понятия, нормы, правила и процедуры, определяющие статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями.

Данный закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социального обслуживания»:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативная помощь. [1, с. 8]

Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.

В законе «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года не только закреплено обслуживание инвалидов, но поручено предприятиям и организациям обеспечивать специальным оборудованием и приспособлениями в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования вокзалами и аэропортами. [2]

В этих законах также раскрываются основные виды социального обслуживания: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в санаторных условиях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.

Также предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни и гарантируются государством.

Сущность социального обслуживания как социальной системы раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг; структуры социальных служб и учреждений; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).

Основные понятия указаны в ст. 3:

1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

В ст.4 указаны системы социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание:

1. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

3. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Принципами социального обслуживания, согласно ст. 5 являются:

1) адресность;

2) доступность;

3) добровольность;

4) гуманность;

5) приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальность;

7) профилактическая направленность.

Мы видим, что одним из основных условий эффективности организации предоставления социальных услуг является соблюдение прин­ципа адресности в оказании помощи населению. Прежде поня­тие адресности практически полностью идентифицировалось с понятием помощи по малообеспеченное, которая, по существу, является частным случаем адресной помощи. [8, с. 177]

Статьей 7 государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

В законе указано, что каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Дается пояснение, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. [18, с. 263]

Формально социальное обслуживание - это вид деятельности, осуществляемый через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления пациентам социальных услуг.

Вопрос об организации социальных служб рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко - множество источников финансирования.

Практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств социальной защиты населения (образование, МВД, служба занятости и т.д.)

Функциями системы социального обслуживания можно считать:

I группа – сущностно-деятельные:
  1   2



Скачать файл (203.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru