Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по конституционному праву - файл конст_право.doc


Загрузка...
Лекции по конституционному праву
скачать (131.9 kb.)

Доступные файлы (1):

конст_право.doc1151kb.19.06.2003 00:06скачать

конст_право.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВОПРОС1 Конституционное право как отрасль права.
1.Общее понятие, цели и задачи конституционного права

2.Место конституционного права в системе отраслей права и его значение

3. Предмет регулирования конституционного права

1. Конституционное право-отрасль права, которую составляют правовые нормы, учреждающие определенную систему государственной власти в целях охраны основных прав и свобод человека.

Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества, и свободой.

^ 2. Исходя из своих целей и задач, конституционное право занимает цент­ральное место в системе права.

Схематически конституционное право можно представить в виде ядра всей правовой системы, лежащего в основе всех остальные отраслей права.

Конституционное право закрепляет основополагающие принципы наци­онального права каждого государства.

Нормы иных отраслей права не должны противоречить нормам консти­туционного права.

3. Предметом регулирования права в целом являются общественные от­ношения; отдельной отрасли - специфический круг общественных от­ношений. Предметом регулирования конституционного права являются две ос­новные сферы общественных отношений:

  • отношения между человеком и государством (права и свободы человека);

  • властеотношения (организация государства и государственной власти).

Предмет конституционно-правового регулирования не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком - формами собственности, экономической, политической, социальной системами, данные отно­шения также входят в предмет регулирования конституционного права.

^ ВОПРОС 2 Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения

1. Общее понятие конституционно-правовых норм и отношений

2. Классификация конституционно-правовых норм и их особенности

3. Субъекты конституционно-правовых отношений

1. Конституционно-правовая норма - это выраженное в конституции, за­конах и иных источниках права общеобязательное правило возможного или должного поведения в сфере регулирования конституционного права.

Конституционно-правовые отношения - социальные отношения, регу­лируемые конституционным правом, имеющие общеобязательный харак­тер и охраняемые государством, посредством которых их участники реа­лизуют свои права и исполняют обязанности.

^ 2. По характеру предписания конституционно-правовые нормы можно раз­делить на:

а) императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора и четко предписывает поступать в соответ­ствии с указанием. Например, согласно ст. 87 Конституции Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ;

б) диспозитивные, в которых субъект имеет свободу действий. Напри­мер, в силу ст. 117 Конституции, в случае, если Правительство РФ по­дает в отставку, Президент РФ может как принять данную отставку, так и отклонить ее.

Особенностью конституционно-правовых норм является то, что не все из них могут породить правоотношения.

Пример данных норм: декларации - общие указания на определенные факты, имеющие значение для организации демократического порядка ("Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью" - ст. 2 Конституции).

^ 3. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

  • человек;

  • группы людей - собрания избирателей, общественные организации, партии и др.;

  • народ;

  • государственные органы;

  • органы местного самоуправления;




  • составные части государства - субъекты федерации, административно- территориальные образования;

  • государство;

  • иные субъекты.

ВОПРОС3 Источники конституционного права

1. Общее понятие источников и их роль

2. Естественное и позитивное право

3. Виды источников писанного - позитивного права

1. Формы выражения норм конституционного права называются источ­никами конституционного права.

Источники конституционного права не равны по своей юридической силе и составляют определенную иерархию. Например, Конституция превышает по своей юридической силе закон, а закон - указ Президента.

Наиболее распространенным источником конституционного права (как и права в целом) является нормативно-правовой акт. Признание того или иного акта источником права влечет определенные правовые по­следствия - возникновение прав и обязанностей, которые могут быть . защищены в судебном порядке.

2. Источники конституционного права образуют две основные сферы -естественное право и позитивное право. Под естественным правом понимаются те права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения и не нуждаются в, каком-либо зак­реплении. Это:

  • • право на жизнь;

  • • право на свободу;

  • • право на личную неприкосновенность;

  • • иные естественные права.

Марксистская теория отвергала естественное право, несмотря на то, что оно было распространено во многих развитых государствах. В насто­ящее время Конституция России закрепила все основополагающие прин­ципы естественного права. В настоящее время наблюдается тенденция взаимозависимости и сближения естественного и позитивного (писан­ного) права.

3. Позитивным считается право, закрепленное в документах - норматив­но-правовых актах, которые не равны по своей юридической силе и образуют иерархическую систему.


  • Источниками позитивного права в РФ являются:

  • Конституция РФ;

  • федеральные конституционные законы;

  • федеральные законы;

  • международные договоры;

  • указы и распоряжения Президента РФ;

  • постановления Правительства РФ;

  • декларации;

  • регламенты палат Федерального Собрания и законодательных собраний субъектов РФ;

  • нормативно-правовые акты субъектов РФ;

  • акты органов местного самоуправления;

  • правовые акты бывшего СССР и РСФСР, продолжающие действовать в РФ;

  • судебные решения;

  • иные нормативно-правовые акты.

ВОПРОС4 Система конституционного права РФ

1. Критерий систематизации в российском конституционном праве

2. Элементы системы российского конституционного права

1. Критерием создания системы конституционного права являются институты данной отрасли.

Правовой институт - группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования. Институты, в свою очередь, делятся на пединституты и нормы.

Правовой институт - условное понятие. Между правовыми институтами в конституционном праве не существует четкой границы и они тесно взаимосвязаны. Например, одни и те же нормы могут входить в разные конституционно-правовые институты.

2. Российское конституционное право состоит из следующих элементов -правовых институтов:

  • основы конституционного строя;

  • основные права и свободы человека и гражданина;

  • федеративное устройство;

  • избирательная система (избирательное право);

  • президентская власть;

  • законодательная власть;

  • исполнительная власть;

  • государственная власть в субъектах Федерации;

  • местное самоуправление;

  • судебная власть и прокуратура;

  • порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

Данные институты выделяются Конституцией РФ 1993 г. и являются основными. Наряду с ними в российском конституционном праве выделяются иные институты и пединституты.

ВОПРОС 5. Основы учения о конституции

1. Общее понятие конституции и ее форма

2. Классификация конституций

1. Конституция - основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме конституция является юридическим документом. Она принимается парламентом, специальной конституционной ассамблей, народом на референдуме, даруется монархом. Данный документ имеет высшую юридическую силу и является основой всего остального законодательства страны.

^ 2. Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям:

а) по форме - писанные и неписанные.

Писанными конституциями считаются те, которые составлены и приняты в виде единого документа (большинство существующих ныне конституций).

Неписанными называются такие конституции, которые состоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Подобные неписанные конституции действуют в таких государствах, как Великобритания, Швеция, Израиль;

б) по способу изменения, внесения поправок и дополнений - обычные и жесткие.

Обычные конституции принимаются и изменяются, как обычные законы (пример - Конституция РСФСР 1978 г.).

Жесткие конституции предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (примеры - Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г.);

в) по степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям - действительные и фиктивные.

Действительными называются конституции, которые справедливо отражают существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств).

Фиктивные конституции не отражают реальных общественных отношений (часто конституции авторитарных и тоталитарных государств).

ВОПРОС 6 . Основные функции конституции

1. Общее понятие функций конституции

и их классификация

2. Содержание функций конституции

1. Функции конституции - различные проявления ее назначения, ее отражения на жизнь общества и государства.

Основными функциями каждой конституции являются:

  • учредительная;

  • организаторская;

  • внешнеполитическая;

  • идеологическая;

  • юридическая.

2. Содержание функций конституции:

  • Учредительная функция. Смысл данной функции в том, что она подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без "помощи" конституции. Конституция может иметь учредительное значение как для политической системы в целом (например, учреждение новой формы правления - республики вместо монархии и др.), так и для отдельных государственных институтов (например, учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т. д.).

  • ^ Организаторская функция состоит в том, что конституция закрепляет определенные "правила игры" в обществе, которым необходимо подчиняться. Конституция направляет всю жизнь общества по конкретному руслу и имеет мобилизационное значение.

  • ^ Внешнеполитическая функция заключается в том, что, во-первых, конституция закладывает основные направления внешней политики, а во-вторых, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.




  • ^ Идеологическая функция выражается в том ,что конституция закладывает основы мировоззрения. Например, первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека , демократического устройства государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия.




  • Юридическая функция состоит в том, что конституция:




    1. станоновится основой всего правопорядка;




    1. непосредственно порождает права и обязанности;




    1. служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно- правовых актов.


^ ВОПРОС 7 . ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ


  1. Общее понятие черт конституции и их классификация.




  1. Содержание основных черт конституции.



    1. Черты конституции показывают связь конституции как документа с обществом, их взаимовлияние.

Основными чертами конституции являются:


  • Основополагающий характер;




  • Народность;




  • Реальность;




  • Стабильность;




    1. Содержание основных черт конституции:




  • Основополагающий характер конституции заключается в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные, и, таким образом, имеет обобщающий характер. Конституция должна в рамках минимального объема и количества норм закрепить самое главное в устройстве общества и государства. Детальная регламентация общественных отношений должна происходить в других нормативно-правовых актах, которые должны следовать букве и духу конституции.

  • ^ Народность конституции состоит в том, что она должна выражать интересы народа, а именно закреплять общественные отношения, которые являются результатом деятельности людей и народа в целом, а также создаваться и приниматься народом либо через своих представителей, либо непосредственно.

  • ^ Реальность конституции означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. В противном случае конституция будет фиктивным документом, и не будет иметь авторитета в народе и, следовательно, не будет соблюдаться.

  • Стабильность - важнейшая черта конституции. Конституция - документ длительного действия. Она не должна быть подвержена сиюминутным изменениям и определенное время должна обеспечивать незыблемость существующего порядка. Однако нельзя допускать и иной крайности -воспринимать конституцию как "вечный" документ, который дан раз и навсегда и не будет никогда подвергнут изменению. На практике это невозможно, поскольку общество меняется, и если соответствующие изменения не будут внесены, конституция "отстанет" от общественного развития и потеряет свою актуальность. (Пример: в настоящее время звучит анахронизмом тезис Конституции СССР 1936 г. о том, что земля закрепляется в собственности колхозного крестьянства навечно.) Следовательно, необходимо находить баланс между стабильностью конституции и необходимостью ее периодического обновления.

ВОПРОС 8. Юридические свойства конституции

1. Общее понятие юридических свойств конституции и их классификация

2. Содержание юридических свойств конституции

3. Особый порядок принятия и изменения

1. Юридическими свойствами конституции называются ее признаки как основного закона государства. Среди данных свойств можно выделить основные:

  • конституция есть основной закон государства;

  • юридическое верховенство;

  • база текущего законодательства;

  • особый порядок принятия и изменения.

2. Любая конституция является законом и имеет все признаки закона. Конституция - общеобязательный нормативно-правовой акт (закон), принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме, который закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства, рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства.

Как правило, конституция - это один нормативно-правовой акт. По своему значению - основной закон государства.

Все остальное законодательство должно не противоречить нормам, закрепленным в основном законе. В мировой практике (в том числе в России) существует понятие конституционных (органических) законов. Данные законы регулируют наиболее важные вопросы жизни общества и государства, имеют процедуру принятия, сходную с процедурой принятия конституции, и являются своеобразным продолжением конституции.

^ Юридическое верховенство состоит в том, что конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить конституции.

Конституция - база текущего законодательства.

Суть данного свойства в том, что все законодательство страны развивает положения конституции, произрастает из них и не может им противоречить.

Схематически данное свойство можно изобразить в виде дерева, где конституция является стволом, а законодательство - ветвями и кроной.

. Чтобы конституция имела высшую юридическую силу по отношению к остальному законодательству, обычно порядок принятия конституции более сложный, чем порядок принятия закона. Как правило, конституция принимается парламентом - высшим законодательным органом государства квалифицированным большинством (2/3 депутатов и больше) либо путем всенародного референдума. Соответственно, аналогичен порядок внесения поправок. В ряде государств предусмотрена ратификация поправок (помимо их принятия парламентом) субъектами федерации (например, в США и России).

ВОПРОС 9. Основные вехи конституционно-правового развития России и СССР в XX в.

1. Документы конституционного значения до Октября 1917 г.

2. Конституция РСФСР 1918 г.

3. Конституции СССР 1924г. и РСФСР 1925г.

4. Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г.

5. Конституции СССР 1977г. и РСФСР 1978 г.

I. Первые шаги по установлению конституционного порядка в России были сделаны в начале XX века.

Важнейшим документом этого периода является изданный Николаем II Манифест от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка". Манифест провозглашал незыблемые основы гражданской свободы - неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Ранее, в августе 1905 года, были опубликованы Манифест об учреждении Государственной Думы, Закон об учреждении Государственной Думы, Положение о выборах в Думу.

Согласно этим документам законодательным органом страны (наряду с созданным в 1810 г. Государственным Советом) становилась Государственная Дума. Она избиралась путем непрямых выборов по четырем , избирательным курням (землевладельцы, горожане, рабочие, крестьяне), которые имели различное представительство не в пользу рабочих и крестьян. Законы имели дискриминационный характер, так как из числа избирателей исключались женщины, военные, молодежь и кочевые народы.

23 апреля 1906 года царь издал "Основные государственные законы". Документ состоял из преамбулы и 5 глав:

1) о существе верховной самодержавной власти;

2) о правах и обязанностях российских подданных;

3) о законах; I

4) о Государственном Совете и Государственной Думе;

5) о Совете Министров, министрах и главноуправляющих по отдельным частям.

Значение "Основных государственных законов" от 23 апреля 1906 года в том, что фактически они являлись первой российской конституцией.

Несмотря на явные недостатки первых конституционных актов, их историческая роль прогрессивна - начался переход России от абсолютной ' к конституционной, монархии, были провозглашены основные права и свободы человека.

Важное конституционное значение имели акты Временного правительства:

  • "Об учреждениях по делам печати" - отменялась цензура; от 27 апреля -1917 года;

  • "О собраниях и союзах" от 12 апреля 1917 года - устанавливалась свобода создания общественных объединений;

  • Манифест о провозглашении России республикой от 1 сентября 1917 года.

^ 2. Первая советская конституция была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов. Главными особенностями данной конституции являлись:

  • провозглашение РСФСР свободным социалистическим обществом всех трудящихся, то есть установление социалистического строя;

  • закрепление принципа диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства;

  • установление системы советов на всех уровнях во главе со Съездом Советов;

  • отстранение от участия в выборах представителей так называемых "эксплуататорских классов";

  • провозглашение России федерацией.

Историческое значение конституции - заложила основы нового, социалистического, строя и новой, советской, государственности.

^ 3. Конституции СССР и РСФСР приняты, соответственно, 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов и 11 мая 1925 года XII Всероссийским съездом Советов.

Главной причиной принятия Конституций СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г. является образование 30 декабря 1922 года СССР из 4-х республик -РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказье).

Главная цель Конституции СССР 1924 г. - отразить природу и структуру СССР, и РСФСР 1925 г.- внести изменения в Конституцию РСФСР 1918 г., связанные со вступлением РСФСР в СССР.

^ 4. 2-я Конституция СССР была принята 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов, а Конституция РСФСР - 21 января 1937 года XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов. Главные причины принятия новых Конституций - укрепление социализма в СССР и победа во внутрипартийной борьбе в ВКП(б) И.В. Сталина. Главными особенностями Конституции СССР 1936 т. являлись:

  • провозглашение возросшего единства трудящихся СССР и победы социалистических форм хозяйствования и социалистической собственности;

  • закрепление принципа плановой экономики;

  • увеличение числа союзных республик (до 11) с одновременным усилением позиций центра;

  • отмена ограничений избирательных прав, установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании;

  • установление новой системы органов государственной власти: вместо Съезда Советов и ВЦИК - Верховный Совет СССР;

  • провозглашение большого объема прав и свобод человека;

  • закрепление принципа о том, что наиболее сознательные и достойные трудящиеся составляют авангард общества - ВКП(б) - начало официального оформления однопартийной системы. Конституция РСФСР 1937 г. была принята в соответствии с Конституцией СССР 1936 г.

^ 5. Конституция СССР 1977 г. была принята 7 октября на Внеочередной 7сессии Верховного Совета СССР 9 созыва. 12 апреля 1978 года 7 сессия Верховного Совета РСФСР 9 созыва приняла Конституцию РСФСР, которая соответствовала Конституции СССР 1977 г. Главная причина принятия новой Конституции - коренное изменение ситуации в стране, победа так называемого "развитого социализма".

Особенностями Конституции СССР 1977 г. являлись:

  • отказ от принципа диктатуры пролетариата, провозглашение СССР общенародным государством;

  • установление руководящей и направляющей роли КПСС в обществе (6 статья);

  • более широкое регулирование статуса личности;

  • подтверждение социалистического характера экономики;

  • провозглашение ряда прогрессивных целей государства.

В 1988 - 1993 гг. в Конституции СССР (до 1991 г.) и РСФСР было внесено около 300 поправок, существенно изменивших их содержание. (Главным образом это было связано с переходом от социализма к капитализму в экономике, политике и идеологии.)

Значительно обновленная Конституция РСФСР 1978 г. действовала на территории России вплоть до принятия новой Конституции РФ 12 декабря 1993 года.

ВОПРОС 10. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года

1. Необходимость смены Конституции

2. Борьба между законодательной и исполнительной властью - главное препятствие естественного конституционного процесса.

3. Развитие конституционного кризиса

4. Референдум 12 декабря 1993 года

1. В начале 90-х годов возникла необходимость смены Конституции. Эта необходимость была обусловлена следующими причинами:

  • Конституция РСФСР 1978 г. принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991 г. СССР распался;

  • Конституция РСФСР 1978 г. принималась в период так называемого "развитого социализма", а в конце 80-х - начале 90-х гг. произошел отход от социалистического строя;

  • Конституция РСФСР 1978 г. устанавливала систему власти Советов, в то время как в 1990-е гг. данная система работала менее эффективно;

  • в 1991 г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которой закреплялась в Конституции РСФСР 1978 г.;

  • в 1992 г. в России началась радикальная экономическая реформа, а Конституция закрепляла в экономике социалистический уклад;

  • реальностью в России была многопартийность;

  • был введен пост Президента России, что значительно повлияло на ситуацию в стране;

  • старая система власти уже не работала, а новая не была закреплена конституционно, что порождало острую борьбу между различными ветвями власти;

  • иными причинами.

Таким образом, в начале 90-х годов возникла необходимость коренных конституционных реформ и принятия нового основного закона (взамен старого, значительно устаревшего).

2. Борьба за власть между законодательной (Съезд народных депутатов РСФСР - РФ) и исполнительной (Президент, Правительство) властями стала главной причиной торможения конституционного процесса.

Комиссия по подготовке новой Конституции была создана 22 июня 1990 года на I Съезде народных депутатов РСФСР.

Комиссией был подготовлен проект Конституции РФ. Однако попытки его принять (весна - осень 1992 г., весна 1993 г.) окончились безрезультатно. Проект предусматривал контроль парламента за правительством и президентом и не устраивал сторонников Президента на Съезде (около 40%). В свою очередь. Съезд отвергал предложения Президента. В России наступил конституционный кризис.

3. 5 июня 1993 года сторонники Президента открыли конституционное совещание в г. Москве и выработали свой ("президентский") проект Конституции.

"Президентский" проект предусматривал:

  • чрезмерные полномочия Президента РФ (право назначать министров без согласия парламента и др.);

  • слабую роль парламента, фактически лишение его контрольной функции;

  • слабый контроль судебной власти за деятельностью исполнительной власти;

  • иные положения, вызвавшие неприятие у Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.

24 июня 1993 года парламент отказался сотрудничать с конституционным совещанием, а Президент отказался сотрудничать с парламентом.

21 сентября 1993 года Президент РФ своим указом распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ, чего Конституция не предусматривала. Противостояние между сторонниками и противниками Президента завершилось трагическими событиями 3-4 октября 1993 года (штурмом здания парламента и подавлением его сторонников).

4. На 12 декабря 1993 года были назначены референдум по вопросу принятия новой Конституции и выборы в новый парламент. На референдум был вынесен проект Конституции, выработанный конституционным совещанием, с незначительными дополнениями.

12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята большинством избирателей от числа пришедших при соблюдении кворума и вступила в силу.

ВОПРОС 11. Конституционный статус Президента РФ

1. Функции Президента Российской Федерации

2. Общие полномочия Президента РФ

3. Иные вопросы статуса Президента РФ

1. Согласно Конституции РФ (ст. 80) Президент Российской Федерации является главой государства.

Основными функциями Президента РФ как главы государства являются:

  • обязанность быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

  • принимать конституционные меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

  • определять основные направления внутренней и внешней политики государства;

  • представлять РФ внутри страны и в международных отношениях. Важнейшая функция Президента РФ из вышеперечисленных - первая -гарантировать соблюдение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Данная функция осуществляется путем:

  • обеспечения положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции;

  • обнаружения неконституционности действий каких-либо органов власти и обращения к ним с требованием привести свои акты в соответствие с Конституцией;

  • принятия мер, вплоть до принуждения, по борьбе с преступностью;

  • принятия иных законных мер по защите Конституции РФ, прав и свобод личности.


2. Общими называются такие полномочия, которые не нуждаются в специальной регламентации и вытекают из самого статуса главы государства. К данным полномочиям относятся в первую очередь:

  • назначение выборов Государственной Думы;

  • роспуск в предусмотренных законом случаях Государственной Думы;

  • назначение референдума в соответствии с законом;

  • право законодательной инициативы:

  • подписание федеральных законов;

  • обращение к парламенту с ежегодными посланиями. К общим относятся полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопасности, гражданства, наград, помилования:

  • осуществление руководства внешней политикой;

  • подписание международных договоров и ратификационных грамот;

  • принятие верительных и отзывных грамот иностранных дипломатов;

  • введение в соответствии с Конституцией военного или чрезвычайного положения;

  • решение вопросов гражданства и предоставление политического убежища;

  • осуществление помилования;

  • награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных, высших военных и специальных званий.

3. Важнейшим элементом статуса Президента РФ является
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (131.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru