Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Нефть и газ как товар - файл 1.rtf


Загрузка...
Нефть и газ как товар
скачать (160.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf161kb.13.12.2011 00:13скачать

1.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...
НЕФТЬ И ГАЗ КАК ТОВАР
1. Картель нефтяных компаннй «Семь cecтep»
В мире бизнеса ежегодно подводятся итоги производственной деятельности первых пятидесяти ведуших нефтяных компаний мира. В этом постоянно обновляющемся списке ни одной компании не гарантировано какое-либо почетное место. Опережая друг друга по одним показателям, они уступают по другим, что отражает высокую степень конкуренции в нефтяной отрасли.

Долгие годы символом успешного нефтяного предпринимательства было акционерное общество Джона Рокфеллера «Стандард ойл». К началу ХХ века Рокфеллер контролировал 70% нефтяного бизнеса. В 1911 году Bepxoвный суд США обвинил «Стандард ойл» в неразумном ограничении конкуренции и постановил расформировать непомерно разросшуюся компанию Рокфеллера на 33 юридически независимых общества. Новые процветающие «ветви» оставались, тем не менее, под влиянием интересов групп Рокфеллера.

Накануне первой Мировой войны на рынке нефти доминировали семь крупнейших нефтяных компаний. В 1928 году свое лидерство они подкрепили Соглашением о необходимости «дисциплинировать» рынок нефти. Компании, договорившись об основах определения цен на нефть, и регулировании объема добычи, положили тем самым конец бесполезной для них конкуренции. Так возникло крупнейшее объединение международных компаний – Kapтель «Семь сестер».

Компания «Стандард ойл оф Нью Джерси» с 1972 года переименована в «Еххоп», которая занимает лидирующие позиции во всех направлениях нефтяного и газового бизнеса - разведке, добыче, переработке, транспортировке и маркетинге. В корпорации работает более 100 тысяч чело­век, из которых 62 тысячи работают за пределами США. Наибольшие нефтеносные районы корпорации находятся в США, Австралии, Анголе и на Сахалине. Компании принад­лежат 32 нефтеперерабатывающих и 50 нефтехимических заводов. Поражает объем реализации нефтепродуктов - ­более 4,5 млн. баррелей в день. Количество автозаправоч­ных станций - около 38 тысяч.

Второй «ветвью» финансовой группы Рокфеллеров яв­ляется компания ^ Mobil, образовавшаяся из «Стандарт ойл оф Нью-Йорк». По финансовым показателям она занимает вторую после Еххоn. Число работаюших в компании - око­ло 70 тысяч. Основные районы добычи: Калифорния, Те­хас, Мексиканский залив в США, Северное море и Ниге­рия. Корпорация имеет 22 нефтеперерабатываюш;их заво­да мощностью более 2 млн. баррелей в день. Все заводы об­ладают современным оборудованием, позволяющим доби­ваться высокого выхода светлых нефтепродуктов, в том числе из сернистой, тяжелой нефти. Компании принадле­жит более 20 тысяч АЗС в 90 странах мира, она обладает мощной системой нефте-, газо- и продуктопроводов. Про­дукты нефтехимической промышленности продаются бо­лее чем в 100 странах мира.

Корпорация «Шеврон» берет свое начало с 1879 года. Компания «Стандарт ойл оф Калифорния» вошла в состав корпорации «Шеврон», занимающей по сумме показателей четвертое место среди акционерных нефтяных компаний мира. "Шеврон» имеет интересы более чем в 100 странах во всех областях нефтяной, химической и газовой промышленности. Она продает нефтепродукты и газ на всей территории США, добывает нефть в Анголе, Канаде, Ниге­рии, Австралии и Китае. В 1992 году выиграла конкурс на разработку месторождения Тенгиз в Казахстане. Количест­во добываемой нефти и газоконденсата - более 3 млрд. баррелей в год. Корпорация владеет 10 НПЗ, более чем 12 тысячами АЗС, крупнотоннажными танкерами и тру­бопроводами протяженностью 13 тысяч миль.

Нефтяная компания «Texcaxo», основанная в 1902 году двумя промышленниками, первой внедрила непрерывный процесс переработки нефти. Контролируется финансовой группой Морганов. В США компании принадлежат огром­ные нефтеносные районы Мексиканского залива, Техаса, Калифорнии и Луизианы. Компания активно работает в Ан­голе, Колумбии, Индонезии и Нейтральной зоне между Ку­вейтом и Саудовской Аравией - всего в 18 странах мира. Число работающих - 40 тысяч человек. Сеть реализации на­считывает более 22 тысяч АЗС во всех частях света. Ком­пания имеет интерес или владеет 27 НПЗ, нефте- и продук­топроводами протяженностью более 30 тысяч миль.

Англо-голландская корпорация «Шелл» является крупнейшей в мире в области разведки, добычи, перера­ботки, сбыта и транспорта энергетического сырья, руд цветных металлов, производства и продажи нефтепродук­тов и химической продукции. Её основатель Маркус Сэмю­эл начал в 1892 году транспортировку российской нефти с Кавказа через Суэцкий канал. Его компания построила первый морской танкер. В 1907 году компания «Шелл» и компания Ротшильда «Royal Dutch» образовали постоянный альянс. Сегодня в объединенной компании производственно-хозяйственной деятельностью занимаются свыше 260 предприятий более чем в 100 странах мира. В её подразделениях работают 130 тысяч человек. Разведку и добычу компания ведет в 30 странах мира. Группе компаний «Шелл» принадлежат 52 НПЗ в 34 странах, около 50 химических предприятий в 18 странах и 2 завода по производству смазочных материалов. Объем переработки нефти составляет более 160 млн тонн в год. Концерн имеет флот из 114 нефтяных танкеров и магистральные нефте- и продуктопроводы. Производственная деятельность базируется на собственных технологиях и научных разработках, которые проводятся в 16 исследовательских центрах.

В тройку крупнейших нефтяных компаний входит «Бритиш петролеум» (ВР), появившаяся на свет в 1909 году для эксплуатации ближневосточных месторождений и связанная с английским капиталом. Это крупнейший международный торговец нефтью и нефтепродуктами. Смазочные масла и битумы поставляются в 80 стран, поставка авиационного топлива и заправка самолетов осуществляются в 600 пунктах. Общее число сотрудников достигает 120 тысяч человек. Компания имеет 21 НПЗ, танкерный флот, нефте- и газопроводы и широкую сеть АЗС в 30 странах мира. В последнее время компания концентрирует поисковые и добывающие мощности в Северном море, на Аляске и в странах СНГ. В 80-е годы прошлого века ком­пания ВР поглотила компанию «Стандард ойл оф Огайо».

В состав картеля «Семь сестер» входила также основан­ная в 1901 году компания «Галф ойл». Впоследствии ком­пания «^ Шеврон» приобрела «Галф ойл» за 13 млрд. долларов.

Прибыль от продажи сырой нефти была лишь малой долей от всех доходов «Семи сестер». Главным источником доходов картеля были не «грабительские концессии» в странах-экспортерах нефти, а прибыли от продажи нефте­продуктов на рынках США и Западной Европы.



1990 24,3


Для того чтобы увеличить свою прибыль, компании действовали исключительно скоординированно: они согла­совывали изменения цен, перераспределяли рыночные квоты, вступали в сговор на торгах по контрактам и за­ставляли независимых импортеров и продавцов уважать политику цен картеля.

Пик могущества картеля пришелся на 1950-60 годы. В это время ему принадлежало более 80% мировых запасов нефти и основная часть нефтеперерабатывающей про­мышленности мира. Нефтяной картель постоянно прово­дил политику снижения цен на ближневосточную нефть. Дешевизна ближневосточной нефти стимулировала быст­рый рост потребления нефтепродуктов и замещение угля нефтью. В 1959-60 годах компании картеля дважды суще­ственно снижали цены на нефть. Против этого коллектив­но восстали страны-экспортеры нефти и как ответная ме­ра в 1960 году основали Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). После этого картель лишился своего моно­польного положения на рынке нефти.

В 1999 году компании ^ Еххоn и Моbil объединились в крупнейшую нефтегазовую корпорацию. В 1984 году «Тексако» приобрела компанию «Гетти», а в 2001 году она объединила свои ресурсы с компанией «Шеврон». Счита­ется, что приобретение нефтяных компаний, располагаю­щих крупными разведанными запасами нефти, является более надежным вложением капитала по сравнению с затратами на разведку нефти. Кроме того, в результате слияния достигается экономия на административных издержках. Поэтому с начала 1980-х годов и до настоящего вре мени происходят слияния и поглощения компаний.


с
^ 2. Рынок нефти в газа
Рынок нефти давно стал глобальным. Этот рынок, как и любой

другой, предполагает свободную систему отношений между продавцом и покупателем. В рыночной системе цены на товар быстро выравни. рынке нефти немало особенностей - здесь есть конкуренция, но есть «плановость». Рынок предполагает выпускать товара больше, чем потребляется, но на рынке нефти присутствуют элементы политического диктата.

Рынок - это дорогая система: биржи и банки, адвокатура, страхование и охрана. Сегодня подавляющее большинство стран эта система устраивает. Более 3 млрд населения Земного шара перешли или переходят от планового социалистического хозяйства к рыночной экономике.Но рынок - жестокая система, разделяющая общество на богатых и бедных. Более того, задача рынка - не допустить чрезмерного сближения этих полюсов.

Нефть всегда была товаром. Но долгое время цены на нефть определяли вертикально интегрированные нефтя­ные компании, связывавшие весь технологический цикл от устья скважины до бензоколонки. При появлении на рынке в 60-х годах прошлого века огромных излишков нефти си­туация радикально изменилась. Теперь производителям приходится беспокоиться о доступе к рынкам, а не потре­бителям о доступе к поставкам. К этому добавился еще один фактор: погоня за природной рентой побудила стра­ны-экспортеры установить собственность на нефтяные ре­сурсы, а затем самим продавать на мировых рынках свою нефть. Главными сотрудниками в компаниях стали трей­деры и коммерсанты. В большинстве компаний трейдинг утвердился как отдельное направление обеспечения при­быльности.

В сентябре 1960 года в Багдаде состоялась встреча представителей Саудовской Аравии, Венесуэлы, Кувейта, Ирака и Ирана, на которой была создана новая организа­ция с целью противостоять международным нефтяным компаниям в защите цен на нефть. Она была названа Ор­ганизацией стран-экспортеров нефти – ОПЕК. С этого мо­мента страны-члены настаивали, чтобы нефтяные ком­пании консультировались с ними по ценовым вопросам, затрагивающим их национальные доходы. Они обязались приходить друг к другу на помощь, если компании попы­таются установить санкции против одной из них.

В ту пору страны ОПЕК являлись источником экспорта более 80 процентов сырой нефти. В восьмидесятые годы за пределами стран ОПЕК велись новые разработки на Аляске и в Северном море, экспортерами становились Египет, Ма­лайзия и Ангола. Значительные объемы новой нефти про­давались на рынках наличного товара.

Рынок поставил перед ОПЕК выбор: снизить цены, чтобы вернуть себе рынки или сократить нефтедобычу, что­бы поддержать цены. Снижать цены было неразумно, так как этот шаг подрывал недавно обретенные власть и влия­ние, а индустриальные страны могли повысить акцизные сборы и налоги на продажу бензина и таким образом осуществить перевод ренты из казны стран ОПЕК в свою собственную. В марте 1982 гoда ОПЕК резко сократила добычу, установив общий для своих членов лимит в 18 миллионов баррелей в день. С тех пор ОПЕК пошла по пути регулиро­вания объема нефтедобычи с целью сохранения цены.

В 2002 году добыча стран-членов ОПЕК составила 1,085 млрд. тонн нефти. В 2002 гoду в этих странах было сосредоточено около 80% достоверных мировых запасов нефти и около 45% - природного газа. Им принадлежит более 10% мировых мощностей по нефтепереработке и 4% мирового танкерного флота.

Появились фьючерсные контракты, которые в отличие от спот-сделок дают покупателю право купить товар по согласованной цене для его поставки в будущем. При такой сделке покупатель фиксирует цену покупки, зная наперед, чем рискует. Точно также производитель продает свою продукцию заранее до тогo, как она произведена. Таким образом покyпатель и продавец, фиксируют цену, выступают в качестве хеджеров. В семидесятые годы прошлого века фьючерсные контракты стали заключаться на золото, валюту, а чуть позже и на нефть.

Нью-Йоркская товарная биржа в 1981 году приступила к трейдингу фьючерсами на бензин, а в марте 1983 года ввела фьючерсы на сырую нефть. Отправной точкой во всех сделках стала цена нефти «WTI» с побережья Мексиканского Залива в Техасе. На Лондонской бирже совершаются сделки с нефтью марки «Брент» (месторождения Северного моря) и с нефтью марки «Юралс» (месторождения России), на Сингапурской бирже - сделки с ближневосточной нефтью.

Фьючерсные контракты подорвали власть ОПЕК в сфере установления цен. Практика фьючерсов обрела признание. В настоящее время цена за баррель нефти устанавливается ежедневно на открытом рынке в торговом зале биржи при взаимодействии трейдеров с покупателями и продавцами.

В отличие от спотовых цен стоимость нефтяных фью­черсов зависит не от реального баланса спроса и предло­жения, а от прогнозируемых показателей производства и потребления нефти. Биржевые цены на нефть формируют­ся на основе ожиданий операторов, на случайных рыноч­ных сигналах. Заметный вклад в неустойчивость биржево­го ценообразования вносят неоднородный состав и проти­воречивая мотивация действий участников торгов. Неф­тью и нефтепродуктами торгyют крупные вертикально ин­тегрированные компании, сбытовые операторы, конечные потребители топлива, банки, а также обычные брокеры.

Неустойчивость и непредсказуемость цен на нефть оказывают сильное депрессивное воздействие на экономи­ку многих стран. В начале пятидесятых годов центральным был вопрос о распределении ренты - важной составляю­щей экономики природных ресурсов. Характер борьбы сводился к тому, чтобы

перераспределить доходы от нало­гов в пользу стран-экспортеров.

^ Нефть - это дар природы. Наличие нефти в недрах той или иной страны не имеет отношения ни к характеру лю­дей, проживающих над этой нефтью, ни к политическому режиму. Рента - это слепая награда, которую можно опре­делить как разницу между рыночными ценами и стоимо­стью затрат на производство, включая расходы на транс­порт, переработку и прибыль на капитал. Затраты на до­бычу нефти из истощенной скважины и из вновь открытой фонтанирующей скважины могут различаться во много раз. Следовательно, в последнем случае получаемая рента будет большой. Возникает вопрос: какую долю ренты получат страна-экспортер, нефтяная компания и страна потребитель?

У каждого из названных субъектов есть на то законные основания. Страна-экспортер обладает правом законного владения нефтью в своих недрах. Однако у нефти в недрах нет стоимости, пока кто-то не рискнет своим капиталом, не откроет, не добудет и не поставит нефть на рынок. Борьба вокруг ренты не ограничивалась только экономикой. Это была и политическая борьба, тесно связанная с вопросами суверенитета, с выступлениями против иностранных компаний.

Естественно, что другая сторона - нефтяные компании видели все в другом свете. Они подписали контракты, вложили свой капитал и создали стоимость там, где её не было. Они должны получить компенсацию за риск и «холостые» скважины при бурения.

В таких социализированных странах как Hopвегия, Австрия, Швеция рентная составляющая учитывается в структуре цен. Там собственники добывающих предприятий становятся богатыми не за счет присвоения ресурсной ренты, а за счет максимального снижения издержек.

Сегодня нефтяные компании соревнуются друг с другом в наращивании добычи нефти. В этой гонке некоторые из них снимают сливки с нефтепромыслов, ocтaвляя в недрах значителъную часть нефти. Компании борются за экспортные квоты и за доступ к экспортной трубе.

Кувейту, Ираку, Объединенным Арабским Эмиратам нефти хватит более чем на сто лет. Эти страны поступают дальновидно и квотируют добычу нефти. Они же активно развивают у себя нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность. Отсюда вывод: важно не только иметь природные богатства, но и уметь рационально ими распорядиться.

Серьезной проблемой для производителей нефти становится слабеющий доллар. В этой ситуации некоторые экспортеры нефти теряют веру в доллар и выступают с предложением перевести систему номинирования цен на нефть из долларов в евро. Однако сделать это будет слож­но, поскольку нефтяную моду диктуют США, как круп­нейший потребитель нефти.
^ 3. Автозаправочные станции (АЗС)

В ХХ веке планета покрылась инфраструктурой бен­зоколонок, бензовозов и дорог. В настоящее время нефтя­ное моторное топливо является наиболее массовым видом нефтепродуктов. АЗС предназначены для заправки авто­мобилей и других машин горючими и смазочными мате­риалами. Переход США и Европы к «автомобильной куль­туре» сопровождался появлением придорожной бензоза­правки, в первые годы в лавках и магазинах, где бензин хранился в бидонах под прилавком. Первые заправки бы­ли маленькими, тесными и грязными, оборудованными од­ной или двумя цистернами, из которых бензин по шлан­гам подавался в автомобильный бак. (Вспомним знаменитый фильм «Королева бензоколонки»).

К концу 20-х годов бензозаправки стали оснащаться яркими вывесками, комнатами отдыха, подъездными пу­тями и торговали всем спектром нефтепродуктов. По мере усиления конкуренции на заправках появились символы и торговые марки компаний: звезда «Тексако», раковина.»Шелл», бронтозавры «Синклер».

В России, Казахстане и странах СНГ первоклассные заправки появились только на пороге XXI века. Это было торжество недавно разрешенного частного предпринима­тельства и частной собственности. Сегодня автозапра­вочные комплексы - это визитные карточки компаний, где можно не только заправить машину, но и произвести мел­кий ремонт. Заправки венчают труд тысяч людей: геоло­гов, буровиков, операторов.

Стационарные АЗС сооружаются по типовым проек­там на 300, 500, 750 и 1000 заправок в сутки из расчета одна заправка - это 50 л топлива. В их состав входят:

- подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;

- топливо- и маслораздаточные колонки;

- помещения для обслуживающего персонала.

Нефтепродукты доставляются на АЗС с помощью ав­тоцистерн и сливаются через сливное устройство в резер­вуар для топлива.

Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топливораздаточной колонки, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтирован угловой предохранитель. «Дыхание резервуаров» осуществляется через специальный клапан.

Сливное устройство предназначено для слива нефте- продуктов в резервуар под уровень находящейся в нем жидкости и состоит из ниппеля, фильтра и сливного трубопровода. Ниппель с рукавом автоцистерны соединяется с помощью специальной быстроразъемной муфты. На АЗС используются горизонтальные и вертикальные резервуары емкостью до 50 м3 с толщиной стенки до 4 мм. Резервуары рассчитаны на избыточное давление 0,7 МПа и вакуум - ­1000 Па.

Для соединения раздаточных колонок с резервуаром предназначено всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана, предотвращающего слив жидкости в резервуар после отключения раздаточной колонки, и угло­вого предохранителя, предотвращающего с помощью ла­тунной сетки распространение пламени по всасывающему трубопроводу.

Топливо-раздаточные колонки предназначены для за­правки машин с одновременным замером количества вы­данного горючего или масла. Все колонки имеют в своем составе насос, счетчик, фильтр, раздаточный рукав и раз­даточный кран. Производительность насосов колонок мо­жет достигать 70 л/мин. Раздаточный кран служит для бы­строго отсечения струи горючего при достижении его пре­дельного уровня в баке автомобиля, чтобы предотвратить перелив.
^ Автомобильные газонаполнительные станции (АГНС)
Мировые запасы газа многократно превышают запасы нефти, поэтому природный газ все шире начинают исполь­зовать в качестве моторного топлива. Это обусловлено экологической безопасностью и относительно небольшой ценой газа. Один кубический метр природного газа при использовании его в качестве моторного топлива заменяет один литр бензина, но цена его примерно в два раза меньше. Содержание вредных веществ в выхлопах авто­мобилей, работаюших на природном газе, в 5 раз меньше, в частности, резко сокращаются выбросы сажи дизельны­ми двигателями.

Для заправки автомобилей природным газом служат автомобильные газонаполнительные компрессорные стан­ции.

Поступающий из газопровода газ очищается от меха­нических примесей в блоке сетчатых фильтров, которые задерживают частицы размером больше 15 мкм. Затем че­рез расходомер газ поступает в блок компрессорных уста­новок, где он сжимается до 25 МПа.

Газомоторное топливо должно быть сухим, поскольку пары воды уменьшают его теплотворную способность. Блок осушки скомпримированного газа включает в себя два адсорбера, заполненных цеолитом.

Осушенный газ направляется в блок аккумуляторов, объем каждого из которых составляет 9м3. Благодаря аккумуляторам можно не менять режим работы компрессоров при изменении числа заправляемых автомобилей.

Из аккумуляторов газ подается в блок раздачи. Шланг раздаточной колонки присоединяют к газобаллонной установке автомобиля, плотно затягивая гайку на наконечнике шланга. Манометр на колонке показывает давление газа в баллонах - по достижении 20 МПа выдача газа прекращается.


Скачать файл (160.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru