Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по рекламному делу - файл Лекция 2.1..doc


Загрузка...
Лекции по рекламному делу
скачать (824.1 kb.)

Доступные файлы (22):

Лекция 10. Стадия исследования в управлении рекламной деятельностью.doc164kb.09.03.2010 17:41скачать
Лекция 11.Два основных типа рекламных стратегий.doc65kb.16.03.2010 13:15скачать
Лекция 12.Позиционирование товара на рынке и поиск творческой идеи продвижения.doc75kb.16.03.2010 13:49скачать
Лекция 13.Разработка стратегического документа.doc40kb.16.03.2010 13:53скачать
Лекция 14.АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ.doc142kb.15.03.2010 18:17скачать
Лекция 15.РАЗРАБОТКА РЕКЛАМНОГО ОБРАЩЕНИЯ.doc480kb.15.03.2010 19:28скачать
Лекция 16.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПРИ РАЗПРАБОТКЕ РЕКЛАМНОГО ОБРАЩЕНИЯ.doc174kb.15.03.2010 18:15скачать
Лекция 1. Введение.docx15kb.01.02.2010 21:30скачать
Лекция 2.1..doc88kb.02.02.2010 14:19скачать
Лекция 2. Система маркетинговых коммуникаций.docx36kb.02.02.2010 17:07скачать
Лекция 3.1..doc97kb.09.02.2010 15:49скачать
Лекция 3. Реклама как элемент системы маркетинговых коммуникаций.docx37kb.08.02.2010 21:52скачать
Лекция 4. Глобальная и кросскультурная стратегии продвижения брендов, перевод рекламы.doc66kb.09.02.2010 17:19скачать
Лекция 5. Саморегулирование рекламной деятельности в России.doc69kb.09.02.2010 13:15скачать
Лекция 6. Регулирование рекламы со стороны большого бизнеса.doc31kb.09.02.2010 13:21скачать
Лекция 7. Государственное регулирование рекламы.doc52kb.09.02.2010 13:34скачать
Лекция 8. Культура и этика рекламной деятельности.doc52kb.09.02.2010 13:47скачать
Лекция 9. Рынок рекламы и его участники.doc74kb.09.03.2010 15:31скачать
Тест. Лекция 1.1..doc42kb.09.02.2010 14:20скачать
Тест. Лекция 5-9.doc46kb.16.03.2010 13:09скачать
Тесты по курсу.docx18kb.01.02.2010 17:28скачать
ТЛекция 1.1. Введение.doc33kb.02.02.2010 14:16скачать

Лекция 2.1..doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 2. СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Рост нематериальных активов современных организаций и продвижения как составляющей части комплекса маркетинга

Как уже отмечалось во введении во всем мире, в том числе и в России, произошла смена стратегий в самом бизнесе. При этом надо понимать, что компании в разных странах могут жить в разных временах. Например, у многих компаний “третьего мира” сохранилась производственно-ориентированная стратегия, характерная для начала 20 века. Успех в бизнесе заключался в том, чтобы сделать хорошо товар, в центре стратегии находилась технология производства товара, главная цель бизнеса в этой стратегии — отгородиться от внешнего мира, никакой информации “за забор”. Лозунг того времени: “Посторонним вход воспрещен” (табл.1).

Таблица 1

^ Основные бизнес-стратегии

Бизнес-стратегия

В центре стратегии

Лозунги продвижения того времени

Производственно-ориентированная стратегия (начало 20 века)

Технология производства товара – «Сделать товар хорошо»

«Посторонним вход запрещен»

«Никакой информации «за забор»

Рыночно-ориентированная стратегия (30-е годы 20 века)

Технология улучшения сбыта и продажи товара – «Эффективно раскрутить товар на данном рынке»

«Мы выходим на рынок»

«Мы боремся за потребителя»

Клиенто-ориентированная стратегия (50-е годы 20 века)

Тщательное сегментиро-вание целевого рынка фирмы – «Эффективно раскрутить товар для данной группы клиентов»

«Мы производим не только зубную пасту, а разные зубные пасты: для элит, для малоимущих и для среднего класса»

Современная стратегия бизнеса (90-е годы 20 века – настоящее время)

Рост значения нематери-альных активов компании, открытые информационные политики – «Компания выходит один на один с потребителем»

«Мы работаем с любым потребителем»

«Мы дадим все, что хочет потребитель»

«Мы никого не выгоняем из магазинов»

«Мы можем доставить товары и услуги по сети»


Примерно в 30-е годы 20 столетия происходит появление рыночно-ориентированной стратегии. Компании начинают входить в рынок и бороться за потребителя, поэтому успех в бизнесе был связан с эффективной раскруткой товара на конкретном рынке, что, в свою очередь, было связано с совершенствованием технологии продажи товара.

Третья, клиенто-ориентированная стратегия, по мнению специалистов, начинает появляться в 50-е годы прошлого столетия. Если в предыдущей стратегии существует рынок в целом и производятся три примерно одинаковые зубные пасты, то в клиенто-ориентированной стратегии уже начинают производить разные зубные пасты: для элит, для малоимущих, для среднего класса. Соответственно, покупателя, который заходит в элитный магазин, могут попросить выйти, оценив его внешний вид как несоответствующий.

Четвертая — это современная стратегия бизнеса. Основные ее характеристики: глобальная конкуренция, открытые информационные политики, рост значения нематериальных активов. В парадигме современных стратегий бизнеса, на старте которой мы находимся, в авангарде этого процесса идут компании, которые заняты новыми технологиями, в том числе и новыми информационными технологиями. Основные принципы и лозунги этой стратегии: “Мы работаем с любым потребителем”; “Мы дадим все, что хочет потребитель”; “Мы никого не выгоняем из магазинов”; “Мы можем доставлять товары и услуги по сети”.

В этой стратегии покупатель получает то, что он хочет, и там, где он этого хочет. Для этого компания должна выйти один на один с потребителем. Вот случай, который был рассказан на одной из последних международных конференций по PR. Мальчик, заработав деньги в каникулы, купил кроссовки Nike, однако они быстро порвались. Он расстроился, зашел на сайт фирмы Nike и написал об этом письмо с вопросом “Что делать?”. Ушел в школу. Вернувшись, он нашел сообщение в своем компьютере, где всемирно известный баскетболист, продвигающий продукцию фирмы Nike Майкл Джордан извиняется и объясняет мальчику, когда и где он может обменять рваные кроссовки на новые. “Спасибо. Я тебя по-прежнему люблю. Покупай и дальше кроссовки Nike” — так заканчивается это послание. С отправки сообщения прошло 4 урока в школе.

Если Вы пошлете письмо Биллу Гейтсу по электронной почте из любой страны мира, то ответ Вы получите в течение 57 минут. Правда, это не значит, что Билл Гейтс сам отвечает, но его компания готова разговаривать с потребителем один на один.

Есть ли у нас на российском рынке компании, которые применяют современные стратегии видения бизнеса, несмотря на особенности нашей экономики, и уровня жизни на данном этапе? Показательными являются ответы ряда руководителей российских предприятий на вопросы журнала “Эксперт”. Вот типичный ответ на вопрос, не мешает ли росту компании низкая платежеспособность отечественного потребителя? “Спрос — он такой, какой есть, — замечает Олег Данилов, заместитель генерального директора ЗАО “Невская косметика”. — Пусть он меньше, чем в Европе, но это не ограничение. Мы просто должны решить, что будем производить при данном объеме рынка”. По мнению генерального директора Шатурского мебельного комбината стимулирование спроса, например, через повышение зарплаты, — это самообман для производителей. Все равно существенного роста платежеспособного спроса в масштабах всей экономики не получится, поэтому есть смысл развивать спрос со стороны предложения — ограничивая издержки производства, расширяя ассортимент, активнее продвигая продукцию. В современных условиях многие российские компании приобрели навыки борьбы за изменение структуры спроса в свою пользу, в переходе от пассивной позиции ожидания к активному поиску потребительской ниши. Вот как объясняют выбор Краснодара для размещения производства на ЗАО “Московский пивобезалкогольный комбинат “Очаково”: “Там же для нас благодать. Всегда жара”. А какие изыски в ассортименте! На том же “Очаково” освоен всевозможный спектр питьевой продукции — от окрошечного кваса и капустного рассола до сидра и джин-тоника, от разнообразных сортов пива до элитных водок. Потребителю предоставляются широчайшие возможности в выборе напитков, а возможность выбора мультиплицируется многообразием упаковки: одно и то же пиво можно выпить из восьми видов тары.

Безусловно, денежная масса, находящаяся в распоряжении российских компаний, несопоставима с оборотами мировых производителей. Денежные средства идут главным образом на ликвидацию технологической отсталости. Причем закупаются новейшие технологии: они позволяют не только увеличивать прибыль в пределах заданной рынком цены, но и добиваться конкурентоспособного качества продукции по мировым меркам. Так, на “Очаково” оборудован стерильный цех на подобие фармацевтического производств, что позволило увеличить срок хранения “живого” пива без консервантов до полугода. Это уникальная технология.

В свою очередь, Нижегородский масложировой комбинат (НМЖК), заняв 80% рынка промышленного маргарина, также не успокаивается на достигнутом уровне. Уловив тенденцию к расширению ассортимента пекарей и кондитеров и их желание продвигать на рынок оригинальную рецептуру, руководство НМЖК в срочном порядке приобрело европейское оборудование, позволяющее при тех же объемах производства выпускать маргарин по индивидуальным (!) параметрам, заданным конкретными клиентами. Это и есть пример маркетинговой работа с потребителем.

Налицо новое мышление, которое принято называть маркетинговым. Судя по всему, это главный прорыв российский предприятий после кризиса 1998 года. Идет не только активное овладение технологиями маркетинга и менеджмента, а произошел качественный скачок, проявившийся в новом взгляде на бизнес. Его особенность — системный характер, когда по сигналу рынка пересматривается вся бизнес-цепочка, от поставщика до покупателя в магазине. Как следствие, лозунгом для топ-менеджеров большинства российских компаний стало освоение инструментария для построения многомерного бизнеса.

В этой картине многомерного бизнеса еще большее внимание будет отводиться технологиям продвижения товаров и услуг, все больше будет возрастать значимость маркетинговых коммуникаций. В современных зарубежных компаниях все больше возрастает значимость нематериальных активов компаний. В 80-х годах прошлого столетия на материальные активы в этих компаниях приходилось 60-65%; 40-35% — на нематериальные активы, соответственно. В 2000 году в компаниях Coca-Cola и “Бритиш Петролеум” доля материальных активов колебалась от 20 до 30%. Все остальное — активы нематериальные. Считается, что одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость нематериальных активов, является собственная репутация компании, возможность договариваться не только с деловыми партнерами, а и с конкурентами, создавая гибкие деловые альянсы. Торговые марки, брэнды, патенты, авторские права, квалифицированные кадры и талантливые сотрудники — все это также существенно влияет как на нематериальные активы компании, так и на стоимость компании.

Рост нематериальных активов повышает значимость коммуникаций и, следовательно, четвертой составляющей комплекса маркетинга компании — продвижения товаров и услуг. Конечно, из приведенных выше примеров видно, что руководство российских компаний на современном этапе ведения бизнеса тратит, в основном, деньги на закупку нового оборудования и технологий, т.е. вкладывает средства в материальные активы, однако акценты все больше смещаются в сторону маркетинга. А маркетинг — это обязанность всего бизнеса в целом, а не только отдела маркетинга компании. Это и восприимчивость к новым идеям, и создание товаров, в которых потребитель нуждается, но пока еще не осознает этого, и овладение технологиями превращения товарной марки в брэнд и многое другое. Ряд российских предприятий активно занимаются корпоративным и товарным брэндингом, создавая и продвигая российские бренды. Это сок “100% Gold Premium”, молоко “Домик в деревне” и “Веселый молочник” компании “Вимм-Билль-Данн”; крем “Ворожея” и зубная паста “Новый жемчуг” ЗАО “Невская косметика”, шоколадные конфеты “Коркунов” кондитерской фабрики “Коркунов” и т.д.
Схема основных маркетинговых коммуникаций в организации

Прежде чем рассматривать маркетинговые коммуникации, необходимо ответить на вопрос, что же такое коммуникации. Изучение природы коммуникаций начнем с этимологии самого слова. Этот термин имеет латинские корни (communis + actio) и дословно переводится как “общее действие” или взаимодействие.

Существуют различные коммуникационные модели. Знаменитый специалист по лингвистике и семиотике Роман Якобсон (Roman Jakobson) в работе “Linguistics and Poetics” опубликовал свою модель речевой коммуникации, которую он описал как результат взаимодействия шести компонентов — адресанта, адресата, контакта, сообщения, контекста и кода.
^ Адресант Контекст

Æ Сообщение Æ Адресат

(Отправитель) Контакт (Получатель)

Код
Рис. 1. Модель коммуникации Романа Якобсона (1960г.)

В этой модели адресант — тот, кто отправляет сообщение, адресат — получатель информации и сообщение — то, что передается адресату. Контекст — это специфические обстоятельства, которые характеризуют данную коммуникацию. Поясним это на следующем примере. Например, фраза “Всегда в своей тарелке” может означать как спутниковое телевидение от компании “Каскад-TV”, так и пельмени от компании “Талосто”. Правильно подобранный контекст часто сам является источником важной информации.

Взаимодействие (или отношения) между адресантом и адресатом называют контактом. Коммуникация только тогда состоялась, когда адресат получает сообщение, интерпретирует его и реагирует на него, т. е. обе стороны должны быть вовлечены в коммуникацию. Именно контакт поддерживает у потребителя готовность к принятию сообщений о товаре или услуге. Иногда отправление общения и его получение разнесены во времени на многие годы. Некоторые известные фразы, отправленные потребителям сто лет назад, продолжают свою скрытую работу до сих пор. Фразу “Покупатель всегда прав” придумал Гордон Селфридж (Gordon Selfridge) (1857-1947) для рекламы своих магазинов, а выражение “Чем больше ешь, тем больше хочется” еще в 1896 г. было рекламным слоганом компании Rueckheim, фраза “Хорош до последней капли” — из старинной рекламы кофе “Maxwell House”.

Код” — это набор правил, позволяющих однозначно интерпретировать полученное сообщение. Бывают сообщения, не содержащие кода для однозначной интерпретации. Похоже, мы так и не узнаем, какие они на самом деле, эти “грязные монстры” из рекламы жевательной резинки “Orbit” для детей”. Можно догадаться, что это “грязные” и “кариесные” бактерии. Тем не менее, выражение активно “пошло в народ”, чего и добивались разработчики брэнда “Orbit” для детей”.

Что же представляют маркетинговые коммуникации? Маркетинговые коммуникации — это процесс обмена информацией между фирмой и другими субъектами маркетинговой деятельности с целью представления и совершенствования деятельности фирмы и ее товаров. Маркетинговые коммуникации отличаются от коммуникаций в общем смысле своей направленностью. Процесс обмена информацией обусловлен единой глобальной целью продвижения фирмы и ее товаров. Рассмотрим основных адресантов маркетинговых коммуникаций.

^ 1. Сотрудники данной организации. От того, насколько высшее руководство находит взаимопонимание с персоналом организации, насколько сотрудники мотивированы и какой психологический климат царит среди ее работников, в большой степени зависит, добьется ли коллектив поставленных перед ним целей. Наиболее часто используемыми средствами коммуникации с данной категорией являются: доски объявлений, корпоративные газеты, конкурсы среди сотрудников, грамотно разработанная и понятная система мотивации и т.д.

^ 2. Действительные и потенциальные потребители (целевой рынок) – один из основных адресатов коммуникационной политики организации. Система коммуникации с целевым рынком отличается многообразием инструментов, многие из которых будут рассмотрены далее. Желаемая, с точки зрения фирмы, ответная реакция может сильно отличаться в зависимости от конкретной маркетинговой ситуации. В конечном же итоге — это покупка товара у фирмы-конкурента.

^ З. Маркетинговые посредники. В их число входят торговые посредники, а также лица и фирмы, помогающие организации в осуществлении других маркетинговых функций. Это — транспортные организации и фирмы, предоставляющие складские услуги, агентства маркетинговых исследований, финансовые и банковские организации, рекламные агентства и др. Особенностью данного адресата коммуникаций является то, что маркетинговый посредник (например, рекламное агентство) может быть промежуточным звеном в коммуникации фирмы с целевым рынком и другими участниками рыночной деятельности. Используемые средства в коммуникациях с данным адресатом: система скидок и наценок, совместное участие в рекламных кампаниях, конкурсы дилеров и дистрибьюторов, коммерческая пропаганда и т.д. Ожидаемая реакция — партнерство в атмосфере взаимопонимания и взаимовыгодная помощь в осуществлении маркетинговых функций фирмы.

^ 4. Контактные аудитории объединяют организации и лица, не принимающие непосредственного участия в рыночной деятельности. В то же время в силу определенных условий они влияют на успех деятельности предпринимателей. К контактным аудиториям относятся: местные органы государственного управления (исполнительная власть, налоговые службы, органы правопорядка, санитарного и экологического надзора и т.д.), средства массовой информации, общественные организации (например, по защите прав потребителей). Большое значение имеют местные жители и “широкая публика”, формирующая общественное мнение. Основными средствами коммуникаций являются: коммерческая пропаганда, престижная реклама, спонсорство, участие в выставках и др. В качестве ответной реакции контактных аудиторий фирма ожидает содействия ее деятельности, формирование и поддержание положительной репутации фирмы или, по крайней мере, отсутствие противодействия.

5. Поставщики — фирмы и лица, обеспечивающие организацию сырьем, материалами, оборудованием и другими материальными ресурсами. Средства коммуникаций: реклама, коммерческая пропаганда. Ожидаемая ответная реакция — сотрудничество на взаимовыгодных условиях.

^ 6. Высшие органы государственного управления как законодательные, так и исполнительные. Средства коммуникаций: лоббирование, участие в общегосударственных программах (экономических, экологических, по охране здоровья и материнства, ликвидация компьютерной безграмотности в сельской местности), презентации, участие в выставках, ознакомление государственных лидеров с товарами — новинками и др. Желаемая ответная реакция — установление режима наибольшего благоприятствования.

И во всей этой схеме маркетинговых коммуникаций выступают шумы. Шумы — это помехи, мешающие восприятию сообщения. Источниками шумов могут быть как различные физические параметры (например, треск в радиоприемнике, нечеткая печать рекламного объявления в газете и пр.) так и собственно рекламные сообщения, которые, например, на радио и телевидении следуют друг за другом целыми блоками, затрудняя сосредоточение на каком-либо одном из них. Как отмечается, по уровню “шума” (количество роликов телевизионной рекламы в неделю) Россия попадает в первую пятерку стран: Турция — 939 роликов в неделю, Россия — 620, Испания — 495, Италия — 435, Англия — 285.
Цели продвижения

Под продвижением понимается совокупность различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулированию возникновения у них желания его купить. Как уже отмечалось выше, современные организации используют сложные коммуникационные системы для поддержания контактов с посредниками, клиентами, с различными общественными организациями и слоями, с собственными сотрудниками. В этом плане понятие “система маркетинговых коммуникаций” и “методы продвижения продукта” в существенной мере являются идентичными понятиями. Попробуем обозначить и систематизировать важнейшие цели системы маркетинговых коммуникаций (СМК).

Являясь одним из важнейших элементов комплекса маркетинга, СМК, в конечном итоге, способствует достижению общих маркетинговых целей фирмы. Поэтому и цели коммуникаций необходимо рассматривать как органическую часть системы маркетинговых целей. Главными в этой системе целей, как известно, являются обеспечение устойчивого положения фирмы на рынке, осуществление стратегии ее роста, а также максимизация прибыли. По отношению к ним специфические коммуникационные цели имеют подчиненный характер.

В свою очередь, цели маркетинговых коммуникаций образуют сложную иерархическую систему. Главная роль в ней принадлежит таким целям, как формирование спроса и стимулирование сбыта.

Необходимо также отметить зависимость выбора целей от многих факторов: специфики деятельности фирмы, ее типа, целевого рынка, особенностей производимой продукции, характеристик адресата коммуникаций, от конкретных условий, сложившихся в данный момент на рынке и много другого. В свою очередь, выбор целей маркетинговых коммуникаций во многом определяет и методы, используемые для их достижения.

Относительная важность отдельных методов продвижения

Для достижения целей продвижения используются различные методы. Западные специалисты выделяют четыре основные метода продвижения в комплексе маркетинга:

  • паблик рилейшнз (public relations) — связи с общественностью;

  • реклама (advertising) в средствах массовой информации;

  • сейлз промоушн (sales promotion) — стимулирование сбыта;

  • персонал сейлз (personal sales) — личные продажи.

Паблик рилейшнз (PR) — самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между организацией и ее общественностью. В рамки PR входит формирование корпоративного имиджа фирмы, обеспечение общественности информацией о фирме, изучение общественного мнения о товарах фирмы и самой фирме. Очень часто PR называют косвенной рекламой. Вы улыбнулись клиенту в офисе, тем самым сделали себе и своему заведению хорошую рекламу. Присутствие на презентации вашей фирмы мэра города или известного актера, запуск с площадки вновь открываемого магазина надутых гелием воздушных шариков, торжественное обещание шефа фирмы отчислять определенный процент от прибыли на спонсорство — все это примеры косвенной рекламы.

Не случайно один из основателей PR в США, Эдвард Бернейз отзывался о новой дисциплине как об “архитектуре согласия”. Правдивость, уважительность, открытость и информационная своевременность, социальная ответственность — это основы основ успешной работы в области связей с общественностью.

PR использует следующие средства:

  • “редакционные” материалы (статьи и пресс-релизы) в средствах массовой информации);

  • презентации, конференции:

  • интервью;

  • “круглые столы”;

  • коммерческие семинары, приемы;

  • участие в выставках и ярмарках,

  • спонсорские акции и др.


Под рекламой понимается любая оплачиваемая форма не персональной презентации и продвижения идей, продукции и услуг, осуществляемая конкретным заказчиком. Реклама может быть направлена как на продвижение отдельных товаров (товарная реклама), так и на продвижение организации и ее идей (здорового образа жизни, защиты животного мира и т.п.). Такая реклама называется имиджевой, престижной, иногда — корпоративной. Более подробно специфические особенности рекламы и ее функции будут рассмотрены далее.

Отметим, что реклама использует следующие средства:

Мероприятия стимулирования сбыта представляют собой систему побудительных мер и приемов, носящих кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара. Рост числа новых марок товаров на рынке способствовал широкому распространению мероприятий стимулирования сбыта. Статистика показывает, что стимулирование сбыта наиболее эффективно в тех областях, в которых отмечаются высокие темпы появления новых марок. По мере того, как стратегия сегментирования рынка и “умножения” марок товаров будет внедряться в новых отраслях экономики, тактика стимулирования сбыта получит здесь широкое распространение. Сюда войдет те отрасли, где раньше эти мероприятия никогда не применялись: банковское и страховое дело, авиаперевозки, алкогольные напитки и т.д. В некоторых странах затраты на эти мероприятия перекрывают затраты на рекламу. Например, в США они выше на 20-25%, а в Японии — на 50-60%.

Стимулирование сбыта включает в себя следующие мероприятия:

  • мерчендайзинг — оформление места продажи;

  • предложение подарка при условии совершения покупки;

  • различные виды скидок;

  • раздачу фирменных сувениров;

  • викторины, лотереи, конкурсы, игры, розыгрыши;

  • дегустацию товара;

  • сэмплинг — предложение бесплатных образцов товаров-новинок и др.

Под личной продажей понимается устная презентация товара в разговоре с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью его сбыта. Этот метод продвижения является наиболее эффективным инструментом продвижения товаров на определенных этапах его сбыта, особенно для создания у покупателей благоприятного отношения к предлагаемым товарам, в первую очередь к продукции производственно-технического назначения. Однако это наиболее дорогой (в относительном плане) метод продвижения, так как по сравнению с рекламой, мероприятиями стимулирования сбыта охватывает незначительный круг потенциальных покупателей.

На рис. 2 приводятся данные, характеризующие относительную важность отдельных методов продвижения продуктов. Видно, что наиболее эффективным методом продвижения продуктов для потребительских товаров является реклама, на втором месте — стимулирование сбыта, на третьем — личные продажи, а на четвертом — связи с общественностью. Для товаров производственно-технического назначения на первое место выходят личные продажи, стимулирования сбыта остается на втором месте, реклама переместилась на третье место, а связи с общественностью остались на четвертом месте.


^ О

Реклама

тносительная


в

Стимули-рование сбыта
ажность


Личные продажи

Связь с общественностью



Потребительские товары

О


Личные

продажи
тносительная


в

Стимулирование сбыта
ажность


Реклама


Связи с общественностью

Продукция производственно-технического назначения
Рис. 2. Относительная важность отдельных методов продвижения продуктов


Скачать файл (824.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru