Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы и ответы - файл Теоретические и исторические предпосылки возникновения педагогической технологии как научного явления.doc


Вопросы и ответы
скачать (214.1 kb.)

Доступные файлы (1):

Теоретические и исторические предпосылки возникновения педагогической технологии как научного явления.doc1264kb.03.06.2010 20:15скачать

содержание
Загрузка...

Теоретические и исторические предпосылки возникновения педагогической технологии как научного явления.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Теоретические и исторические предпосылки возникновения педагогической технологии как научного явления.

Слово «технология» ворвалось в отечественное образовательное пространство, вытеснив привычные русскому уху методики преподавания различных предметов. И столь же стремительно потеряло какое-либо определенное значение, превратившись в многоликий образ, подменивший привычную дидактическую терминологию.

Первое упоминание о педагогической технологии в отечественной литературе появилось в начале XVIII века. Н.В. Масловой удалось обнаружить, что понятие технологии впервые применил в 20-е годы этого века Федор Поликарпов (ставший позднее директором Московского печатного двора), автор ряда учебных книг, одна из которых получила название «Технология» (1725 г.). Этот же термин используется им в приложении к третьему изданию грамматики М. Смотритского (1721г.), в котором подчеркивается, что концепция грамматики, как искусства и ремесла подразумевает построение системы определений, орудий, принципов и др. Как видно, понятие технологии рассматривается Поликарповым в смысле, близком греческому оригиналу. Причина подобного толкования станет понятна, если учесть, что одна из его работ автора называется «Славяно-греко-латинский лексикон» (1704г.).

Сторонником технологического подхода к построению учебно-воспитательного процесса был А.С.Макаренко. В «Педагогической поэме» он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди…Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.Однако в советской педагогике понятие технологии было забыто и вернулось лишь в 80-е годы как достижение западной педагогической мысли.

В настоящее время отсутствует единое общепринятое понимание технологии процессов, протекающих в различных системах образования, но в тоже время в понимании и употреблении терми­на «педагогическая технология» существуют несколько раз­личных позиций:

1. Педагогические технологии как разра­ботка и применение средств, инструментария, аппара­туры, учебного оборудования и ТСО для учебного процес­са (Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, Р. де Киффер, М. Мейер).

2. Педагогическая технология понимается как процесс ком­муникации или способ выполнения учебной задачи, вклю­чающий применение бихевиористских методов и системного анализа для улучшения обучения (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, A.M. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото).

3. Педагогическая тех­нология рассматривается как обширная область знания, за­нимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управлен­ческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер).

4. Четвёртая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагоги­ческой технологии одновременно (М.В. Кларин, В.В. Давы­дов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. То­мас).

К технологизации образовательной сферы ведут как бы два пути: технизация образования (использование различных технических средств обучения) и собственно технологический путь (практический опыт учителей – новаторов).Или иначе существуют как объективные (увеличивающий поток информации в различных областях), так и субъективные (положительный опыт новаторов) причины изучения этого вопроса.Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагоги­ческого процесса, построенная на научной основе, запро­граммированная во времени и в пространстве и приводя­щая к намеченным результатам.

Понятия «образовательная» и «педагогическая» техно­логии в значительной степени перекрываются. С одной сто­роны, понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфе­ре педагогики), ибо образование включает, кроме педагоги­ческих, ещё разнообразные социальные, социально-полити­ческие, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и дру­гие смежные аспекты. С другой стороны, педагогика тради­ционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека?. Кроме того, понятие «педагогическая технология» относится, очевидно, ко всем разделам педагогики (социальная, дошкольная, школьная, вузовская, андрогогика, индивидуальная, коллективная, се­мейная, досуговая, внешкольная, средовая, производствен­ная, превентивная, специальная, коррекционная, лечебная, педагогика здоровья и др.).

Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.


  1. ^ Понятие и сущность педагогической технологии.

Противники идеи технологизации в педагогической деятельности счи­тают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо ин­тимный, как они считают, педагогический процесс как технологический. Однако любая деятельность может быть доведена до степени искусства. Ведь искусство - это «высокая степень умения, мастерства в любой сфе­ре деятельности», а «технология - это искусство, мастерство, умение». Такая позиция может быть подкреплена тем, что многие известные и уважаемые ученые и практики приводят в подкрепление этого тезиса си­стему К.С. Станиславского в качестве технологической основы сцениче­ской или артистической деятельности.

Вокруг понятия «технология обучения» во всем мире ведутся серьез­ные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначного, всеми при­нимаемого определения. Наряду с этим понятием в научно-методиче­ской и популярной литературе широко применяются такие термины, как педагогическая технология, образовательная технология, техноло­гия воспитания и даже технология развития. Причем четкого разграниче­ния между ними пока также не установлено.

Изучение литературы по проблеме использования технологий в сфере образования показывает, что только в начале XXI века было создано более трех десятков крупных работ (монографий, докторских и кандидатских диссертаций, учебных и учебно-методических пособий), ос­новательно разрабатывающих эту тему. Изобилие тем, посвященных ис­пользуемым в педагогике технологиям, свидетельствует о том, что пред­мет исследования представляет собой значительный интерес. Однако со­временные подходы (2008) к трактовке этого понятия, отраженные в публика­циях монографического и учебно-методического характера, отличаются от взглядов конца XX века .

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, учение) — совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе.

Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащегося, гарантирующий достижение поставленной цели.

М. Махмутов

Педагогическая технология – это законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату, реализация обоснованной модели педагогической ситуации.

В. В. Сериков

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических ус­тановок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организа­ционно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Ли­хачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидакти­ческой системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, приме­нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставя­щий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и ме­тодологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Обучающая технология — это система функционирования всех компонентов целостного педагоги­ческого процесса, построенная на научной основе, запро­граммированная во времени и в пространстве и гарантирующая достижение намеченных дидактических целей- результатов. ( ЦАД )

Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.

По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологи­ческий подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.


  1. ^ Классификация педагогических технологий и основания этой классификации.

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса.

Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.

Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

1. По научной концепции усвоения опыта выделяют:

Ассоциативно-рефлекторные технологии;

бихевиористские технологии;

развивающие технологии и т.д.

2. По ориентации на личностные структуры:

информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам);

операционные технологии (формирование способов умственных действий);

эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

эвристические технологии (развитие творческих способностей);

прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).

3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:

обучающие и воспитывающие;

светские и религиозные;

общеобразовательные и профессионально – ориентированные;

гуманитарные и технократические;

различные отраслевые;

частнопредметные;

монотехнологии (весь учебно-воспитательный процесс строится на какой – либо одной приоритетной доминирующей идее, концепции);

комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий);

проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена классификация педагогических систем (технологий).

Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (дидактических систем):

классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);

обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное);

система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения.

компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;

«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

традиционная классическая классно – урочная система, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект».

дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка приоритетна, она является целью образовательной системы. Они характеризуются антропоценричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка.

технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине.

6. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:

догматические;

репродуктивные;

объяснительно – иллюстративные;

технологии программированного обучения;

технологии проблемного обучения;

технологии развивающего обучения;

технологии саморазвивающего обучения;

диалогические;

коммуникативные;

игровые;

творческие.

По категории учащихся наиболее важными являются:

массовая (традиционная) школьная технология;

технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования);

технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания);

различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);

работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии, приоритетом которых являются личностные отношения, индивидуальный подход. Они характеризуются нежестким демократическим управлением и яркой гуманитарной направленностью содержания (к ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н.Ильина);

педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова);

педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала (технология «диалог культур» В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова);

природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Тостому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);

альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);

многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа – парк» М.Балабана и др.).


  1. ^ Технологии обучения: понятие, сущность, примеры.

Попробуем с этих позиций провести анализ понятия «технология обу­чения» Сделаем это для того, чтобы найти ответы на следующие воп­росы: В чем состоит дидактическая сущность технологии обучения? Что следует понимать под технологичностью учебного процесса? Каковы содержание и структура технологии обучения?

Естественной следует считать попытку педагогов-исследователей обо­сновать сущность категории «технология обучения» в соответствии с пер­воначальным значением понятия «технология», так как первая явля­ется производным от второго.

Содержание понятия «технология» в технических науках включает, во-первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция; во-вторых, нормативную сторону этого процесса, определяющую, как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования.

Таким образом, в технических словарях под технологией понимается способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разде­ления его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и опе­раций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют це­лью достижение гарантированного результата. Процедура в этом случае понимается как комплекс действий, посредством которых осуществля­ется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражаю­щий суть конкретной технологии, а операция - это непосредственное практическое решение задачи в рамках этой процедуры, т.е. однородная логически неделимая часть конкретного процесса.

Технология (как процесс) характеризуется тремя признаками:

разделением процесса на взаимосвязанные этапы;

координированным и поэтапным выполнением действий, направ­ленных на достижение искомого результата (поставленной цели);

однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достиже­ния результатов, адекватных поставленной цели.

Все разработанные и используемые в настоящее время в мире техно­логии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Причем это разделение не условное, а принципиальное. К промышленным отно­сятся технологии переработки природного сырья (нефти, газа, древеси­ны и т.п.) или получение из него готовой продукции (металл, прокат, отдельные детали и узлы и т.д.). «Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основ­ным параметром, подвергающимся изменению, - одно или несколько его свойств (качеств)».

Особенности социальных технологий и их отличие от промышленных хорошо раскрыты в работах С.А. Смирнова. Он обосновывает, что пер­вые - прежде всего более гибкие; они не так жестко детерминированы. Под­бор определенной последовательности даже самых результативных про­цессов или мероприятий не может гарантировать полной эффективности. Дело в том, что человек - слишком многофакторная система и на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, вслед­ствие чего заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Социальные технологии приспосабливаются к любым услови­ям: они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и операций, из которых состоит технологический процесс. Особенность социальных технологий и в том, что в них огромную роль играет обратная связь, позволяющая на этапах коррекции организовать даже повторение отдельных элементов технологического процесса. И, наконец, социальные технологии более сложны по своей организации. Таким образом, если про­мышленные технологии представляют собой цепочки точно подобран­ных природных процессов, то «социальные технологии - это специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение еди­ной цели».

Подводя итог, можно утверждать, что отличие социальных техноло­гий от промышленных обусловлено прежде всего тем, что сфера педаго­гической деятельности не может быть охарактеризована четким пред­метным определением, однозначным набором функций, отделенностью собственно профессиональных действий от спонтанного общения, пере­живания. Операциональная сторона педагогической деятельности не мо­жет быть отделена от ее личностно-субъективных параметров, рацио­нальная регуляция - от эмоциональной. Субъективность, отсроченность, вариативность результата не позволяют обеспечить такой же уровень его предсказуемости и гарантированности, как в промышленных областях.

Следует указать и на тот факт, что любая технология является как бы промежуточным звеном между определенной наукой и соответствующим производством. Общеизвестная истина о необходимости такого звена, к сожалению, совершенно игнорируется в системе образования. Ясно, что законы физики нельзя непосредственно использовать на производстве, минуя их технологизацию. Между тем в сотнях работ по проблемам обра­зования, а также в официальных документах, речь идет о непосредствен­ном внедрении результатов педагогических исследований в практику обу­чения, хотя сделать это в принципе невозможно. В педагогике в качестве такого промежуточного звена сейчас выступает технология обучения, представляя собой как бы проекцию теории обучения на деятельность преподавателей и обучающихся.

Понятие «технология обучения» впервые прозвучало на конферен­ции ЮНЕСКО в 1970 году. В докладе «Учиться, чтобы быть», опублико­ванном этой организацией, названный термин определяется как движу­щая сила модернизации образовательного процесса, а в докладе «Как учиться» впервые приводится ее определение. В нем технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи (общения) меж­ду людьми, возникающих в результате информационной революции и исполь­зующихся в дидактике.

Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов и другие. Из зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и других. Не всегда взгляды ученых совпадают. Одни специалисты рассматривают технологию обучения в качестве педа­гогической науки, другие считают, что она занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Третьи отводят технологии обуче­ния промежуточное положение между наукой и искусством, а четвертые связывают ее с проектированием учебного процесса. Как правило, пред­ставители всех подходов подчеркивают, что каждая из указанных тракто­вок технологии обучения не охватывает ее полностью, а отражает лишь определенную сферу применения.

Аналогичная картина наблюдается и при попытке сформулировать емкое и однозначное определение технологии обучения. Например, одни авторы трактуют ее как средство гарантированного достижения дидакти­ческих целей, подчеркивая при этом, что она всегда существует в любом учебном процессе и в этом отношении развивает классическую дидакти­ку. Другие исследователи определяют технологию как способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами. Этот способ представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных це­лей. Ученые обосновывают ее и как совокупность методико-организационных действий педагога, направленных на оптимизацию учебного про­цесса с помощью технических и информационных средств обучения.

Анализ определений, приведенных в различных научных и учебно-методических источниках, показывает, что большинство исследователей сходится на том, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного дости­жения дидактических целей. Это положение является ключевым, так как именно в определении наиболее рациональных способов гарантирован­ного достижения поставленных целей и заключается основной смысл технологизации учебного процесса. Таким образом, технологический подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В качестве второго ключевого положения, позволяющего раскрыть сущность технологического подхода к учебному процессу, целесообраз­но рассматривать применение педагогом соответствующих средств обуче­ния.

В классическом содержании понятие «технология» означает процесс производства продукции с использованием конкретных технических средств (станки, поточная линия и т.п.). Это значит, что любое измене­ние в наборе средств приводит к изменению параметров процесса и, сле­довательно, к изменению самой технологии. Таким образом, средства производства играют в технологии доминирующую роль.

Если перевести этот вывод на язык педагогических терминов, то в любой технологии обучения большая нагрузка по реализации дидакти­ческих функций отводится применяемым преподавателем средствам. Од­нако значение данной составляющей технологий обучения не нужно абсолютизировать.

Высокая производительность средств обучения и особенности их ис­пользования создают совершенно иную модель обучения, иную культу­ру образовательного процесса. Но не любые средства производства име­ют высокую производительность и, следовательно, могут использоваться в технологиях. Это означает, что не любые средства обучения могут со­здавать технологии и выступать в роли технологоформирующего фактора.

Исходя из анализа подходов, существующих в современной педагоги­ке, наряду с указанными, в качестве основных характеристик техноло­гии обучения исследователи называют ее системность, научность, интегративность, воспроизводимость, эффективность, качество и мотиви­рованность обучения, новизну, алгоритмичность, информационность, возможность тиражирования, переноса в новые условия, и др.

Такое многообразие характеристик требует выделить некий обобщен­ный инвариантный признак технологии обучения, отражающий ее сущ­ность. С.А. Смирнов предлагает определять его как законосообразность тех­ноологии. Ведь технология обучения - это прежде всего педагогический процесс, максимально реализующий в себе дидактические законы и закономерности и благодаря этому обеспечивающий достижение конкрет­ных конечных результатов. Чем полнее постигнуты и реализованы эти законы и закономерности, тем выше гарантия получения требуемого результата. Таким образом, критерию законосообразности должны соот­ветствовать все ведущие признаки технологии обучения.

В качестве обобщенного определения предлагается следующее.

Технология обучения - это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обла­дающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантиро­ванности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обуче­ния.

Это базовое определение может быть модифицировано в тех значени­ях, когда технология обучения выступает как определенный задачами, логически структурированный дидактический процесс, инвариантно про­текающий под влиянием определенных педагогических условий и обеспе­чивающий прогнозируемый результат, либо как целостная система кон­цептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения, гарантирующая достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при ее последующем воспроизведении и тиражиро­вании. С данной точки зрения технология обучения может рассматри­ваться как упорядоченная совокупность педагогических действий, опера­ций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогно­зируемого результата обучения в изменяющихся условиях образователь­ного процесса.


  1. ^ Технология воспитания: понятие, сущность, дискуссионность, примеры.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания:

ориентировки (формирования представления о воспитательных целях);

исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности),

контроля и корректировки.

В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью.

Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

Можно сделать вывод о достаточной сложности воспитательной технологии. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств.

1. Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер.

2. С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, только методикой формирования отдельных качеств личности.

3. В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Все противоречия между технологизацией и личностью кроются в воспитательном процессе.

Воспитательный процесс - организованное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленного на достижение целей воспитания в организационно-педагогических условиях конкретной воспитательной технологии.

В соответствии со структурой воспитательного процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов.

Определение целей воспитания требует педагогической диагностики - изучения состояния воспитательного процесса, в первую очередь воспитанности людей, а также других условий процесса. Взаимосвязь и последовательность этапов воспитательного процесса позволяют сделать вывод о цикличности и повторяемости воспитательной деятельности:

диагностика – проектирование – реализация - диагностика на новом уровне воспитательного взаимодействия.

В связи с этим встает вопрос о том, что является толчком, движущей силой воспитательного процесса.

В педагогике считается, что таким источником является противоречие между требованиями к человеку, возникающими в его жизни, и его реальными возможностями, уровнем личностного развития.

Формирование этого противоречия можно упредить продуманным целеполаганием.

Целеполагание в воспитательной технологии

Педагогический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности применяемой педагогической технологии. Все это предопределило сущность понятия целеполагания в воспитательной технологии, под которым подразумевается процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности.

В воспитательной технологии цели могут быть разного масштаба и составлять некоторую иерархию. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, что это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, которые отражаются в образовательных программах и стандартах. Более низкая ступень - цели воспитания людей определенного возраста.

На двух последних уровнях цели в воспитательной технологии принято формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия воспитуемых. В связи с этим различают собственно педагогические задачи и функциональные педагогические задачи. Первые из них - это задачи на изменение человека - перевод его из одного состояния воспитанности, в другое, как правило, более высокого уровня. Вторые рассматриваются, как задачи развития конкретных качеств личности.

Цель воспитания, на которую необходимо ориентировать современные воспитательные технологии в самом общем виде формулируется как создание условий для разностороннего развития личности. В связи с этим в Законе РФ «Об образовании» решение воспитательных задач в образовательном процессе направлено на выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование.
Педагогический инструментарий воспитательных технологий представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов воспитания. Они, как бы, представляют собой специфические (педагогические) инструменты, с помощью которых осуществляется формирование необходимых личностных свойств и качеств человека, а также диагностика уровня их сформированности на конкретный момент времени.

В то же время следует отметить, что в терминологии педагогического инструментария в отечественной педагогике в настоящее время нет четкости. В результате одни и те же понятия (например, лекция или индивидуальная беседа) в различных учебных источниках называются как формами, так и методами воспитания. В результате практически у каждого педагога складывается свое субъективное представление о них в зависимости от конкретных целей и задач педагогического взаимодействия с воспитуемым.

В то же время большинством педагогов под формами воспитания понимается организационная сторона этого вида педагогической деятельности, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. Иными словами, это внешнее выражение воспитательного процесса, имеющего различные аспекты проявления. В результате достаточно сложно осуществить классификацию форм воспитания. Однако их можно объединить в три группы по количественному критерию: фронтальных (массовых), групповых (коллективных) и индивидуальных форм воспитания.

Методы воспитания, в отличие от форм, раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.  Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.

Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе беседы) и обусловливаются целью их применения. В педагогической литературе они часто трактуются как наименьшая структурная единица воспитательного взаимодействия, цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. При этом одни и те же приемы могут реализовываться в различных методах воспитания.

Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др.

Каждый из рассмотренных педагогических инструментов воспитательных технологий отражает ее конкретную сторону. В то же время в педагогической теории и практике наиболее значимая роль отводится методам воспитания. В обыденной воспитательной деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных решений данной воспитательной задачи. Вот почему существующие представления о систематизации методов воспитания в той или иной степени исходят из предпосылки о непосредственном взаимодействии педагога с воспитанником в сознательной и подсознательной сферах. Вследствие этого возможно выделение двух видов методов воспитания: педагогических и психологических.

Педагогические (иногда - традиционные) методы воспитания  предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) человека. В основу их классификации Ю.К.Бабанским положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе:

методы формирования и коррекции сознания личности,

методы организации деятельности

методы стимулирования деятельности.

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



    Скачать файл (214.1 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru