Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Историческое и культурное развитие, особенности географического положения и туристическая деятельность Китайской народной республики - файл л 718 Китай.rtf


Историческое и культурное развитие, особенности географического положения и туристическая деятельность Китайской народной республики
скачать (1057.3 kb.)

Доступные файлы (2):

л 718 Китай.rtf1236kb.02.06.2010 21:47скачать
Приложение 1.doc978kb.02.06.2010 21:48скачать

содержание
Загрузка...

л 718 Китай.rtf

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание
Введение

Глава 1. Общие сведения о Китае

1.1. Краткая характеристика страны

1.2. Физико-географическое положение

1.3. Особенности культуры

Глава 2. Современное состояние туристской отрасли в Китае

2.1. Туристические ресурсы Китая

2.2. Выездной туризм Китая

2.3. Въездной туризм Китая

2.4. Роль Китая в мировой туристической индустрии

2.5. Проблемы и перспективы развития туристической деятельности в Китае

Заключение

Список литературы

Введение
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

Перспективы развития китайского рынка туризма огромны и внушают большой оптимизм. Согласно данным ВТО, в 2020 году Китай займет первое и четвертое места в мире соответственно по числу принятых туристов из-за границы и числу отечественных туристов, совершивших заграничные туристские поездки.

Актуальность темы исследования - большое теоретическое и прикладное значение имеют анализ развития и формирования инфраструктуры туризма и гостеприимства Китая и ее воздействия на международные туристские рынки. В последнее время Китай стал наиболее привлекательным для туристов из многих других стран, в особенности, для туристов России. Эта страна влечет туристов своими национальными и яркими праздниками, культурными традициями и обычаями, огромной сетью развитых турбаз и гостиниц, антиквариатом: древние китайские книги, камни, вазы и сосуды.

Объект исследования: Китайская Народная Республика.

Предмет исследования: туристическая индустрия.

Цель работы – изучить историческое и культурное развитие, особенности географического положения, выделить развитие туристической отрасли и роль основных природных объектов в туристической деятельности Китайской народной республики.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть краткую характеристику Китая, изучить физико-географическое положение, особенности культуры;

- проанализировать современное состояние туристской отрасли в Китае, изучить особенности выездного и въездного туризма в Китае;

- обозначить роль Китая в мировой туристической индустрии;

- раскрыть проблемы и перспективы развития туристической деятельности в Китае.

Глава 1. Общие сведения о Китае
1.1. Краткая характеристика страны
Китай - официальное название Китайская Народная Республика сокращенно КНР — государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд., большинство населения — этнические китайцы, самоназвание — хань); занимает четвертое место в мире по территории, уступая России, Канаде и США. Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 правящей является Коммунистическая партия Китая. Несмотря на формальное наличие восьми партий КНР фактически является однопартийным государством.

Власти КНР заявляют о том, что в стране ведётся строительство социалистической рыночной экономики, однако фактически развитие экономики идёт по рыночному пути, и за последние три десятилетия значительная часть экономики была приватизирована. В Конституции страны в качестве экономического курса закреплён «социализм с китайской спецификой». [3, с. 82]

КНР граничит с 14 государствами: Афганистаном, Бутаном, Мьянмой (Бирмой), Индией, Казахстаном, Киргизией, Лаосом, Монголией, Непалом, КНДР, Пакистаном, Россией, Таджикистаном и Вьетнамом.

Китайская народная республика осуществляет административный контроль над 22 провинциями; при этом правительство КНР считает Тайвань своей 23-й провинцией. Кроме этого, в КНР также входят 5 автономных районов, где проживают национальные меньшинства Китая; 4 муниципальных образования, соответствующих городам центрального подчинения, и 2 специальных административных района. (Приложение 1).

Хотя Китай называет себя социалистическим государством, его экономика развивается по рыночному пути, а мотором экономического роста являются частные предприятия. В соответствии с Конституцией Китая, частная собственность является «неприкосновенной», а государственная — «священной».

Начиная с 1980 китайская экономика растёт в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.

По официальным данным, в ВВП Китая вырос на 10 %, но, по мнению экспертов, в действительности прирост ВВП мог достигать 10-12 %. Рост объёма внешней торговли в году составил 23 %.

Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2009году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2009году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объём потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год. [3, с. 823

Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки и Латинской Америки.

Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.

Объем потребления электроэнергии в 2009году составил 2,456 трлн. кВт·ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

В начале XXI века, несмотря на экономический рост, Китай столкнулся с рядом серьёзных экономических, экологических и социальных проблем: увеличился разрыв в доходах между богатыми и бедными; выросла разница в развитии села и города, западных и восточных, особенно прибрежных, районов; увеличилась безработица, в некоторых районах оказалась отравлена земля, почва и гидросфера. Учитывая эти проблемы, пленум ЦК КПК в октябре 2005 принял 11-й пятилетний план, «имеющий своей стратегической целью построение в Китае гармоничного общества».

5 марта 2010 на очередной сессии ВСНП выступивший с программным докладом премьер-министр Вэнь Цзябао предложил снизить темпы экономического роста страны, а высвободившиеся средства направить на улучшение жизни крестьян и увеличение военного бюджета.

Правительство планирует замедлить темпы прироста ВВП Китая до 7,5 % в год против нынешних 10 %. Освободившиеся средства будут направлены на сокращение разрыва между уровнем жизни городского населения и крестьян (около 900 млн., или почти 75 % населения). Чтобы не допустить повторения «цветных революций» в КНР, уже в 2010оду планируется потратить на развитие аграрного сектора около 340 млрд. юаней (около 42 млрд. долларов), что на 14 % больше, чем в 2009году.
^ 1.2. Физико-географическое положение
Китай расположен в Восточной Азии. С востока КНР омывается водами западных морей Тихого океана. Площадь территории Китая составляет 9,6 млн км². Китай является самой большой страной в Азии и третьей по площади страной в мире, уступая только России и Канаде. Время опережает московское на 4 часа летом и на 5 часов — зимой. (Приложение 2).

Суммарная длина сухопутных границ Китая составляет 22 117 км с 14 странами. Побережье Китая тянется от границы с Северной Кореей на севере до Вьетнама на юге и имеет длину 14 500 км. Китай омывается Восточно-Китайским морем, Корейским заливом, Жёлтым морем и Южно-Китайским морем. Остров Тайвань отделён от материка Тайваньским проливом.

Топография Китая очень разнообразна, на его территории имеются высокие горы, плато, впадины, пустыни и обширные равнины. Обычно выделяют три крупных орографических региона: [6, с. 91]

Тибетское нагорье высотой более 2000 м над уровнем моря расположено на юго-западе страны

Пояс гор и высоких равнин имеет высоты 200—2000 м, находится в северной части

Низкие аккумулятивные равнины высотой ниже 200 м и невысокие горы на северо-востоке, востоке и юге страны, на которых проживает большая часть населения Китая.

Великая Китайская равнина, долина реки Хуанхэ и дельта Янцзы объединяются около морского побережья, простираясь от Пекина на севере до Шанхая на юге. Бассейн Жемчужной реки (и её главного притока Сицзян) расположен в южной части Китая и отделён от бассейна реки Янцзы горами Наньлин и хребтом Уишань (который включён в список Всемирного наследия в Китае).

В направлении с запада на восток китайский рельеф образует три ступени. Первое из них — Тибетское нагорье, где преобладают высоты более 4000 метров над уровнем моря. Следующую ступень образуют горы Сычуани и Центрального Китая, высота которых от 1500 до 3000 м. Здесь растительность резко изменяется, на сравнительно небольших расстояниях происходит смена природных зон от высокогорных холодных пустынь к субтропическому лесу. Последней ступенью служат плодородные равнины, занимающие высоты ниже 1500 м над уровнем моря.

Климат Китая очень разнообразен — от субтропического на юге до умеренного климата на севере. На побережье погода определяется муссонами, которые возникают из-за различных поглощательных свойств суши и океана. Сезонные движения воздуха и сопутствующие ветра содержат большое количество влаги в летний период и довольно сухие зимой. Наступление и отход муссонов в большой степени определяют количество и распределение осадков по стране. Огромные разницы по широте, долготе и высоте на территории Китая порождают большое разнообразие температурных и метеорологических режимов, несмотря на то, что большая часть страны лежит в области умеренного климата.

Более 2/3 страны занимают горные хребты, нагорья и плато, пустыни и полупустыни. Примерно 90 % населения живёт в прибрежных районах и поймах больших рек, таких, как Янцзы, Хуанхэ (Жёлтая река) и Перл. Эти районы находятся в тяжелом экологическом состоянии в результате долгой и интенсивной сельскохозяйственной обработки и загрязнения окружающей среды. [6, с. 93]

Самая северная провинция Китая Хэйлунцзян находится в области умеренного климата, похожего на климат Владивостока и Хабаровска, а южный остров Хайнань — в тропиках. Разница температур между этими регионами в зимние месяцы велика, но летом различие уменьшается. В северной части Хэйлунцзяна температура в январе может опускаться до −30 °C, средние температуры — около 0 °C. Средняя температура июля в этой области составляет 20 °C. В южных же частях провинции Гуандун средняя температура колеблется от 10 °C в январе до 28 °C в июле.

Количество осадков изменяется даже в большей степени, чем температура. На южных склонах гор Циньлин выпадают многочисленные дожди, максимум которых приходится на летние муссоны. При движении к северу и западу от гор вероятность дождей уменьшается. Северо-западные районы страны — самые сухие, в расположенных там пустынях (Такла-Макан, Гоби, Ордос) осадков практически нет.

^ 1.3. Особенности культуры
Китай является родиной одной из самых старых и самых сложных цивилизаций мира, Китай имеет историю, насчитывающую 5 000 лет художественного, философского и политического развития. Хотя региональные различия создают ощущение разнообразия, общность языка и религии объединяют культуру, которую отличают такие универсально существенные вклады, типа конфуцианства и даосизма. Конфуцианство было официальной идеологией большую часть истории Имперского Китая, и мастерство конфуцианских текстов обеспечило первичный критерий для входа в имперскую бюрократию. [5, с. 109]

С повышением западной экономической и военной власти над Китаем, начинающимся в середине XIX столетия, однако, некитайские системы социальной и политической организации получили сторонников в Китае: Сунь Ят-сен, Маоизм.

Даосизм в Китае. Основателем даосизма был Лао Цзы (лао — «учитель»). Его настоящее имя — Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань), но точно не установлено, является ли он реальным историческим персонажем. По преданию родился в 604 г. до н.э. Основное понятие даосизма — дао, кит. «путь» или «противоположность». Дао - это невидимый вездесущий закон природы, путь, по которому идет человек и человечество, безликая, безкачественная субстанция. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. Из него все вышло и в него все возвратится. Бездеятельность порождает бездеятельность, поэтому необходимо к минимуму свести человеческую активность. Возникает принцип у-вэй, принцип недеяния, «созерцательная пассивность»: человек изучает мир, но не изменяет, делает только то, что необходимо.

В даосизме взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь - отрицательное, пассивное, женское начало; ян - положительное, активное, мужское. Во II в. даосизм оформляется организационно. Начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, появляется пантеон божеств, учение о богине Сиванну (прародительнице всех людей), затем даосизм распадается на множество сект и направлений.

Конфуцианство является одной из трех основных религий Китая. Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551 — 479 до н.э.), однако весьма вероятно, что деятельность его отличалась гораздо более скромными размерами, чем её описывают китайские учёные, и что только впоследствии его приверженцы, достигнув первенствующего значения в государстве, старались возвысить своего первоучителя. В литературе Конфуций часто именуется Кун-цзы, что означает учитель Кун. И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая. [5, с. 112]

Конфуцианство известно в Китае под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в названии его не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий).

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чунь-цю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 72 2 по 481 г. до Р. Х.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»).

Моизм - этико-политическое учение, основатель которого Мо цзы (Мо Ди) (около 486 - 376 гг. до н.э.). Для учения Мо цзы характерен призыв ко всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и т.п. Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему.
Глава 2. Современное состояние туристской отрасли в Китае
^ 2.1. Туристические ресурсы Китая
В Китае есть все: высочайшие горы и нагорья, низменности и равнины, вдоль берегов многочисленных морей - порты, пляжи и курортные места, знаменитые монастыри, в том числе легендарный Шаолинь, женьшеневые фермы в провинции Цинхай, многочисленные археологические раскопки в пустынях Гоби и Такла-Макан, альпинистские базы на восточных склонах Гималаев и Каракорума. Колоссальны "запасы" природных достопримечательностей - живописное Юньнань-Гуичжоуское нагорье с множеством горных рек, водопадов и глубоких пещер, уникальные озера Тайху и Сиху, живописная гора Тайшань (внесена в список сокровищ ЮНЕСКО), Дуньхуанские пещеры - сокровищница древнего буддийского искусства, пещеры Юн Ган, водопад Хуангошу (высота 74 м., ширина 81 м.), карстовые пещеры и "каменный лес" в уезде Ваньшэн, пещеры Рид Флют, Черного Будды, Новой Воды и Дракона около Гуанси, величественные пещеры Лонггонг и Жицзин недалеко от Aншуня, а в необозримых степях Внутренней Монголии можно увидеть древнее искусство конных состязаний. В лесах Большого Хингана устраиваются охоты. В Харбине ежегодно проводятся фестивали ледяной скульптуры и можно даже покататься на горных лыжах и коньках. [14, с. 134]

Путешествуя по древнему Шелковому пути, можно побывать в Синьцзяне, где находятся три знаменитых каньона, в Санься на реке Янцзы, на горе Эмэй и в государственном заповеднике Цзючжайгоу. Уникальный по живописности край - река Лицзян в Гуйлине и пять "священных" гор, изобилующие красивейшими местами. Гора Хуаншань считается "лицом китайских гор", а гора Эмэйшань славится своей труднодоступностью и неповторимым очарованием. Для туристов открыты 99 городов огромного культурно-исторического значения и 750 уникальных культурных памятников, находящихся под охраной государства, а также 119 пейзажных мест. Среди них 19 занесены в Список всемирного природного и культурного наследия ООН.

Пекин, лежащий к югу от плато Шаньси, хоть и не самый древний город страны, но один из самых интересных. Обязательно стоит осмотреть "Запретный город" - самый большой из сохранившихся в мире дворцовых комплексов императорского дворца Гугун (Дворец старых правителей, XV в.), обнесенный средневековой стеной и буквально насыщенный историческими сооружениями (более 9 тыс. строений). Сегодня во многих помещениях открыты музейные экспозиции, выставлены собрания императорских сокровищ, коллекции часов, марионеток, древнейшие образцы цветной керамики, нефритовые изделия, изделия из бронзы, погребальные статуи времен императора Цинь Шихуана, произведения каллиграфии, живописи, резьбы и другие изделия прикладного искусства. Не менее интересны одна из самых крупных площадей мира - Тяньаньмэнь ("площадь Ворот небесного спокойствия", 880х500 м.), "Передние ворота" Цзянмэнь и ворота Тянаньмэнь (1651 г.), Летний Дворец (Ихэюань, 12 км. от Пекина), императорские парки Бэйхай ("северное море") и Ихэюань ("парк безмятежного отдыха"), обнесенный двумя стенами Храм Неба "Тяньтань" (1420 г.) со знаменитой Хуйинби ("Стена возвращаемого звука"), "круглый город" Туаньчэн с "павильоном Отраженного сияния" Чэнгуандянь и "Стеной девяти драконов" Цзюлунби. Также интересны буддистский храм Юнхэгун (1694-1746 гг.), "храм Конфуция" Кунмяо (1306 г.) к северо-востоку от парка Бэйхай, даосский храм Байюньгуань, мавзолей Мао Цзедуна "Мао чжуси цзиняньтан", музей китайской революции, один из старейших мостов в Китае - Лугоуцяо (Мост Марко Поло, 1189 г.), Национальная галерея, парк Цян-Тан с гробницами 13 императоров династии Мин и "аллеей животных" (50 км. к северу от Пекина), комплекс зданий музеев Истории Китая и Истории китайской революции, Парк Мира с копиями самых известных сооружений мира, "подземный город" времен "Культурной революции" и просто колоссальное количество храмов.

Множество туристов привлекают прекрасные музеи китайской столицы - Пекинский музей естествознания, Военный музей китайской революции, Музей прикладного искусства Китая в универмаге Байшэн, Художественный музей Яньхуан, Столичный Музей и множество других.

Огромное количество гостей приезжают в Пекин, чтобы посетить его баснословно дешевые рынки. Наиболее популярны рынки Шёлковый (Ксьюшуи), Жемчужный и Яболу (Ябао Луа), магазин "Дружба" на Янгуаменуэй, универмаг "Люфтганза" ("Яньша"), а также сотни торговых точек на "главной улице Китая" - Чананцзе. [14, с. 136]

В 80 км. к северо-западу от Пекина проходят участки Бадалин, Мутянью (90 км. к северу) и Симатай (110 км. к северу-востоку) Великой китайской стены (II-III вв., общая длина около 6,8 тыс. км.). В 200 км. восточнее столицы, на берегу Желтого моря, лежит прекрасное курортное место Бэйдайхэ, около которого к морю выходит восточное окончание Великой стены. В 17 км. юго-западнее Бэйдайхэ на 52 км. тянется знаменитый "Золотой пляж", обрамленный громадными песчаными дюнами. Неподалеку лежат не менее известные морские курорты Хэбэй и Кинхуангдао.

В древнем городе Сиань находится уникальный музей терракотовых фигур воинов и коней из гробницы императора Циньшихуана, а около Чжоукоудянь расположены внесенные в список культурного наследия ЮНЕСКО уникальные археологические участки - место обнаружения ископаемых останков наиболее ранних форм человека. В Сучжоу насчитывается более 100 хорошо сохранившихся садово-парковых ансамблей, созданных многими поколениями императорских династий. К юго-востоку от Пекина находятся знаменитая живописная гора Тайшань - одна из наиболее почитаемых святынь в из пяти священных гор даосизма, а также храм Конфуция (478 г. до н. э.) и архитектурно-парковый комплекс резиденции Яньшэнгун недалеко от города Цюйфу с комплексом окружающих его особняков и "Лесом Конфуция" - огромным парком с уникальными деревьями и лучше всего сохранившимся древним кладбищем Китая.

Расположенный в провинции Шаньси город Пинъяо был основан в VII-VIII вв. до н. э. и известен древней городской стеной (1370 г.) длиной более 6 км., храмом Чжэньгосы с деревянным павильоном Ваньфосы (X в.), уникальными храмами Шуанлиньсы (571 г.) и Цинсюйгуань (657 г.), а также старинными лавками и множеством храмов и монастырей. Город внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ещё один древний город из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО - маленький Лицзян в провинции Юньнань. Главная достопримечательность города - выложенная разноцветными каменными плитами улица-площадь Сыфан - один из центров Шелкового и Чайного торговых путей древности. Особое очарование городу придают пересекающие его сотни ручьев и речушек, через которые переброшены около 1000 мостов, построенных в разные эпохи и в разных стилях.

В Гуанчжоу, главном городе провинции Гуандун, протянувшейся вдоль побережья Южно-Китайского моря, стоит посетить главный зоопарк страны, музей Гуанчжоу, мечети Гуантасы и Хуайсенг, пагоду Женхай и храм Шести Смоковниц. Сам город представляет собой открытую экономическую зону с чрезвычайно развитой торговлей и начинающей интенсивно развиваться сферой морских курортов. Близлежащий Наньцзин, древняя (до 1420 г.) столица страны, славится широкими бульварами и тенистыми деревьями, что в условиях достаточно жаркого местного климата (его часто называют "одна из трех печей Китая") превращает его в своеобразный оазис. Здесь сохранились многочисленные средневековые сооружения, в том числе городская стена эпохи Мин (33 км. - самая длинная городская стена мира), храмы и пагоды, а также мавзолей первого президента Китайской республики Сунь Ятсена восточнее города. [14, с. 137]

Чунцин - один из древних городов Китая, его история насчитывает более 3 тыс. лет. Город известен своими старыми, прилепившимися к склонам горы, кварталами, горячими источниками, живописными предгорьями гор Цзиньюньшань и Наньшань, а также близлежащими Улунскими пещерами, лесопарком Цзиньфошань, наскальными барельефами Дацзу, красочными водопадами на реке Цзыян в горах Ушань, великолепной крепостью "Дяоюйчэн" в Хэчуане, архитектурно-пейзажным ансамблем крепости Шибаочжай в уезде Чжунсянь, кумирней Чжан Фэя в Юньяне, буддийским монастырем Шуангуйтан в уезде Лянпин и "каменным лесом" уезда Ваньшэн. В самом городе интересны Музей "Хунъяньцунь", Мемориальный комплекс жертв гоминьдановских концлагерей, резиденции Чан Кайши, Чжан Чжичжуна ("Гуйюань") и Кун Сянси ("Кунъюань"). От города начинаются многочисленные речные круизы по великой реке Янцзы, к порогам Фулин и "небесной лестнице" в уезде Шичжу. [6, с. 104]

В Гонконге, самом оживленном глубоководном порту мира, интересны парк Виктории на склоне горы, "район плавающих рынков" Абердин, храм Мэн Мо ("Храм Старика Мо"), Центральный рынок, "рай для моряков" Ванчай, здание Законодательного совета, англиканский собор Св. Джона, здание бывшей французской миссии, Дом правительства, прекраснейшие заповедные парки, площадь которых составляет около 40% всей территории города, зоологический и ботанический сады, пляжи Рипалз-Бей, Дип-Уотер-Бей и Стэнли, а также ультрасовременные здания банков и финансовых организаций.

На полуостров Коулун, в Тсим Ша Тсуи, находится туристический центр Гонконга - тысячи магазинов и баров, Музей Космонавтики, Музей Истории и знаменитый отель Пенинсула, парк "Город, обнесенный стеной" с реликвиями династии Цин, гигантские шахматные доски, Сад птиц, оранжереи, экспозиция бонсай и другие ландшафтные памятники. Остров Лантау славится относительно нетронутой природой и монастырем По Линь с его гигантской статуей бронзового Будды.

Отдельная административная единица Шанхай - один из крупнейших торговых городов мира. Кроме тысяч торговых учреждений улиц Нандзин Донлу, Хуайхай Чжунлу, Жинлин Донлу, Сычуань Бэйлу, Цзиньлин Донлу и Нянцзин Силу, а также районов Банд и Френчтаун, здесь обязательно следует осмотреть живописнейшую улицу Сижоу Крик, Старый город, площадь Реньминь с обширным Шанхайским музеем, Выставочный Центр Шанхая, Музей искусства и истории, Музей естественных наук, сад мандарина Ю (XVI в.), сад Пурпурных Осенних Облаков, храмы Нефритового Будды (Юйфэсы) и Чэнхуанмяо, а также величественная 5-ярусная пагода Лунхуа.

Остров Хайнань ("Остров южнее моря"), часто называемый "Гавайи Востока", - один из лучших курортных районов в Восточной Азии. Грандиозные ландшафтные парки и термальные источники Гуантань и Синлун в Долине термальных источников, древний вулкан Ма Ань, деревни этнических меньшинств Ли и Мяо, океанский парк "Мидл Киндом" - крупнейший в Азии океанариум с экзотическим рыбами и морскими животными, сад тропических растений в Синлуне, и также десятки километров прекрасных пляжей. Лучший курорт острова - Санья, известен своей фешенебельностью и относительно высокими ценами.

Тибет - самобытный край тысяч монастырей и древней культуры. Сердцем Тибета считается Лхаса с десятками буддийских монастырей и храмов, самым известным из которых является храм Йокхань, а также дворцом Патала (XVII в.) - резиденцией далай-ламы, и тибетским Парком Норбулингка (Норбуг-Линкха, летний жилой дворец Далай-ламы, в 1994 г. включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Приезжающие сюда паломники обязательно стремятся посетить "центр мира" - горный хребет Кайлаш и резиденцию Панчен Ламы в Шигаце, пройти древним Шелковым путем через Каракорумское шоссе на севере или просто насладиться прекрасными условиями для треккинга и великолепными панорамами древнего Тибета. [6, с. 105]

Для любителей истории будут интересны города Порт-Артур (Далянь, допуск ограничен), Харбин, столица Старой Монголии - Гоххот, самый отдаленный от океана город в мире - Урумчи, Лоян с его Сунюэ (523 г., самая старая пагода в стране) и близлежащим монастырем Шаолинь, северные города Ерхай Лейк, Лиджиянь, "двуликий" Энчжоу, Фэнду на священной горе Миншань, "город призраков" Фэнду, сокровищница буддийского искусства в пещерах Могао, город-памятник и одна из святынь буддизма - Дацзу, "самое красивое место в Поднебесной" - окрестности Гуйлиня и Яншо, памятники загадочной цивилизации Шу - Саньсиньдуй или "столица китайского паркового искусства" Сучжоу, а также десятки и десятки не менее интересных мест.
^ 2.2. Выездной туризм Китая
Динамика выездного туризма. Последние 10 лет выездной туризм Китая характеризуется высокими темпами роста – в среднем около 20% ежегодно. Если в 1992 г. число выезжающих за рубеж составляло 2,9 млн. чел., то к 2009 г. уже 31 млн. туристов. Китай по числу убытий обогнал Японию - одного из лидеров выездного туризма в мире. Кризис 2003 г, вызванный распространением эпидемии атипичной пневмонии, не оказал сильного влияния на выездной поток из Китая, замедлив темпы его роста (21,8%). Следующий 2004 г. стал рекордным: рост составил 44%. За последние 20 лет доля населения КНР совершающего международные туристские поездки возросла от тысячных долей процента в начале 1980-х гг. до 2,4 % в 2009 г. Самая большая в мире численность населения (1,3 млрд.) означает наличие огромного потенциала для развития выездного туризма. [9, с. 142]

По прогнозам ВТО, к 2020 г. число выезжающих за рубеж китайских граждан достигнет 100 млн.чел., средний ежегодный рост в 1995-2020 гг. составит 12,8%, а доля КНР на выездном туристском рынке мира может вырасти с 0,9% в 1995 г. до 6,4% в 2020 г. Темпы развития выездного туризма в стране оказались намного выше прогнозируемых. К 2020 г. на рынке мирового выездного туризма КНР может занять 1-2 места, а не 4 согласно прогноза. Для извлечения Россией выгод от стремительного развития выездного туризма КНР, необходимо лучше понимать данный феномен и уделять больше внимания его изучению.

Социально-экономические предпосылки выездного туризма. Быстрому росту выездного туризма Китая способствуют в первую очередь быстрые темпы экономического развития страны. По оценкам, в 2001-2010 гг. рост ВВП составит 7-8%, в 2011-2020 гг. - 5,5-6,6%. В 2009 г. ВВП на душу населения составил 1150 долл. США, к 2010 г. он достигнет 1700 долл. В ближайшие 20 лет прогнозируется увеличение доходов жителей Китая, что повлечет за собой изменение потребительской модели, в частности возрастут расходы на отдых и путешествия. В настоящее время в стране реализуется план по введению системы оплачиваемых отпусков для трудящихся. Оплачиваемые отпуска уже имеют работники государственных органов и служащие некоторых институтов. Ожидается, что продолжительность отпуска составит 2 недели в году. Основными днями отдыха сейчас являются три недели общегосударственных праздников в мае, октябре и феврале, так называемые «золотые недели», на которые приходятся пики выездного туризма. [9, с. 143]

Уровень развития выездного туризма служит показателем степени открытости страны. Важным фактором, ограничивающим развитие выездного туризма в Китае, является внутренняя политика. В отношении выездного туризма отмечается её либерализация, ограничения на выезд в другие страны, вероятно, будут и далее снижаться. За последние годы была значительно упрощена процедура получения заграничных паспортов, увеличилось количество турагентств, аккредитованных на работу в выездном туризме, расширился перечень стран, официально рекомендованных китайским правительством для посещения с целью туризма. Это привело к значительным изменениям в структуре, динамике и географии выездного туристического потока из КНР.

1. Рост частных поездок. Изменилось соотношение служебных и частных поездок. До 1979 г. за границу с частными целями выезжали единицы. С введением политики открытости в 1979 г., число людей получающих частные паспорта постепенно росло. С 1979 по 1986 гг. 350 тыс. чел. выехали за рубеж с частными паспортами. Основная цель - посещение родственников. С конца 1980-х гг. растёт доля студентов, обучающихся за рубежом за собственный счет. В 1990-е гг. доли студентов обучающихся за свой собственный счет и людей посещающих родственников составляли каждая 1/3 всего потока частных поездок. В 1990-х гг. все больше китайских граждан путешествовали заграницу на собственные средства. В настоящее время туристы, сами оплачивающие свои поездки, составляют большинство среди владельцев частных паспортов.

На выездном рынке за десять лет с 1993 гг. трижды наблюдалось снижение служебных поездок. Продолжительное снижение имело место с 1998 по 2000 гг. Число же частных поездок, напротив, непрерывно росло. В 1998–2000 гг. их темпы роста составляли более 30%. С 2005 по 2009 гг. общее число поездок за рубеж выросло с 2,13 до 31 млн. При этом число владельцев служебных паспортов выросло с 1,25 до 5,89 млн. В этот же период число граждан, имеющих частные паспорта, выросло с 0,88 до 25,1 млн. В 2009 г. 81% убытий приходилось на частные поездки и 19% на служебные. Следствием увеличения частных поездок стал рост организованных туров. В 2009 г. в турагентства обратились 4,3 млн.чел. (76,5% всех выехавших за рубеж по частным паспортам).

2. Расширение географии зарубежных поездок. Становление китайского выездного потока проходило в несколько этапов, охватывая все большее географическое пространство. Первой волной стало открытие Сянгана и Аомыня, которые, в китайской системе учета, классифицируются как «выездные» (зарубежные) дестинации. Второй – возникновение приграничного обмена с соседними государствами в юго-восточных районах Китая с Вьетнамом, Камбоджой, Лаосом и Мьянмой и в северо-восточных провинциях с Россией, КНДР, Республикой Кореей и Монголией. Третий этап – поездки в АТР, в первую очередь в Юго-Восточную Азию. В дальнейшем начали осуществляться поездки в Австралию, Новую Зеландию, США, что ознаменовало наступление следующего этапа, на котором китайский выездной поток вырвался за пределы региона.

В настоящее время 90,4% всех зарубежных поездок китайских граждан приходится на Азию. Среди иностранных направлений в связи с географическим положением, схожестью культур и правительственной политикой наиболее популярны Восточная и Юго-Восточная Азия (приблизительно по 10%). Среди европейских стран лидируют Германия и Великобритания. На американском континенте львиная доля прибытий китайских туристов приходится на США и Канаду.

Можно выделить 4 типа направлений китайского выездного туризма. Деление основано на степени доступности направлений для китайских граждан, что в значительной степени совпадает с такими признаками как географическая близость и историческая освоенность дестинации (табл.1).

Таблица 1

Типы направлений для китайского выездного туризма [17, с. 151]




Типы направлений

Основные цели туризма

Вид паспорта

Виза

I

Сянган и Аомынь

(Гонконг и Макао)

Отдых. Посещение друзей и родственников

Разрешение на въезд

Туристическая

II

Приграничные направления

Отдых. коммерческие

Обычный

Не требуется или деловая

III

Официальные туристческие направления

Отдых.

Туристский

Туристическая

IV

Все прочие

Официальные, коммерческие. Посещение друзей и родственников

Обычный

Служебный

Служебная или деловая


Первый тип - Сянган и Аомынь – старейшие и наиболее доступные направления, на них приходится 75% выездного потока. Основные цели - посещения друзей и родственников (не останавливаются в отелях более 70% туристов в Сянгане и 60% в Аомыне) и шопинг. Характерно снижение длительности пребывания, размеров групп, цены туров и удельных туристских расходов. Для Сянгана характерен рост доли транзитных путешественников и тех, кто прибывает менее чем на 24 часа. В целом Сянган и Аомынь являются традиционным выбором для тех, кто совершает зарубежную поездку впервые.

Приграничные поездки (Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Россия, КНДР, Республика Корея, Монголия) сыграли существенную роль в становлении выездного туризма. Обмен осуществляется по рабочим визам или в рамках безвизового туристического обмена. Осуществляется в пределах административных районов имеющих выход к границе.

Следующий тип дестинаций – официальные туристические направления (ОТН). К ним относятся страны, получившие статус одобренных туристических направлений, который выдает китайское правительство для облегчения выезда китайских граждан в эти страны. Путешествия осуществляются в упрощенном режиме, согласно квотам, и только для них выдаются туристические паспорта и визы. В последние годы список стран официально рекомендованных стран расширяется. Выезд по прочим направлениям также возможен, при условии получения необходимой, но не туристической визы. Китайские граждане, выезжающие в эти страны, осуществляют поездки на основе коммерческого, культурного или образовательного обмена. Большинство путешественников регистрируются как участники деловых поездок или как посещающие друзей и родственников. [17, с. 154]

Социальная и демографическая структура выездного потока. Самую многочисленную группу представляют туристы в возрасте 30-40 лет. В отличие от стран Запада и Японии, для которых характерна туристическая активность лиц «третьего» возраста, в китайском выездном потоке люди старше 50 лет почти отсутствуют. Это связано с рядом причин. Во-первых, пенсионный возраст в Китае гораздо ниже (55 лет), чем в Европе. Во-вторых, старшее поколение называют «потерянным», не получившим должного образования в ходе "культурной" революции 1960-70-х гг. В-третьих, люди пенсионного возраста более ориентированы на заботу о своих внуках, нежели на отдых. В результате в китайском выездном потоке преобладают молодые возрасты, представляющие новый, быстро развивающийся Китай. Среди китайских туристов в Таиланде, люди младше 25 лет составляют 10%, 25-34 лет – 27,2%, 35-44 лет – 28%, 45-54 лет – 19,3% и старше 55 лет – 15%. Аналогичные пропорции наблюдаются и в других странах, освоенных туристами КНР.

Сложным вопросом является классификация туристов по уровню дохода, из-за существования множества привилегий, эффект которых сложно оценить. Привилегии (бесплатные или субсидируемые апартаменты, служебный транспорт, бесплатные обеды) обеспечивают части населения более высокий уровень жизни, при низком заработке. В результате потребительская способность таких людей гораздо выше, чем их официальный доход, тем более что цены на большинство товаров в Китае низкие. В целом более высоким социальным статусом обладают китайские туристы, выезжающие за пределы Азии. Большинство из них составляют мужчины (58%), в возрасте 35-44 лет (62%), состоящие в браке (76%). Это наиболее образованная часть общества (61% закончили колледж или университет). Более трети (37%) из них являются специалистами или занимают управляющие должности, 69% представляют относительно обеспеченную часть населения (ежемесячный доход более 3 тыс. юаней). Таким образом, туризм по отдаленным направлениям остается элитным видом отдыха для большинства китайских путешественников. Среди мотивов, которыми руководствуются китайские туристы при выборе направлений можно выделить следующие: легкость получение визы, цена, привлекательность ландшафтов, безопасность и чистота, интересная культура, престижность, транспорт, еда, шоппинг, достопримечательности.
^ 2.3. Въездной туризм Китая
В настоящее время КНР превращается в одну из мировых туристических держав. Согласно последним статистическим данным, за 28 лет с 2000 г. по 2009 г. количество иностранных туристов и туристов из особых административных районов Сянган и Аомэнь, а также с Тайваня, посетивших континентальную часть Китая, в общей сложности достигло 1,24 млрд. человек, а инвалютная выручка от въездного туризма - 219,3 млрд. долл США. [23, с. 167]

В 1978 г, когда в Китае была принята политика реформ и открытости, годовой объем въездного туризма составлял 1, 81 млн. чел/раз, а в конце 2009 г. этот показатель превысил 120 млн чел/раз, общий объем въездного туризма за эти годы увеличился в 67 раз по сравнению с 1978 г. Если в 1978 г. выручка от международного туризма составила лишь 263 млн долл США, то в 2009 г. она достигла 29,3 млрд. долл США (рост в 112 раз). В настоящее время Китай превращается в одну из мировых туристических держав, выйдя соответственно на четвертое и шестое места в мире по числу въездных туристов, останавливавшихся на территории КНР не менее суток, и по инвалютным доходам от туризма.

По мнению заместителя начальника Государственного управления по делам туризма КНР Гу Чаосия, въездной туризм стал важным источником роста валютных поступлений Китая и способствует росту китайской экономики, отмечает "Синьхуа".

Согласно статистическим данным, опубликованным Государственным управлением по делам туризма Китая, в августе текущего года число посетивших Китай зарубежных туристов увеличилось на 10,06 процента по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

В минувшем месяце Китай принял более 8,9 млн. зарубежных туристов. В первые восемь месяцев общее количество прибывших в страну зарубежных туристов достигло 64,22 млн. человек. Последний показатель на 10,03 процента выше по сравнению с тем же периодом прошедшего года. Среди посетивших Китай зарубежных туристов, число туристов из России возросло на 8,81 процента по сравнению с тем же месяцем истекшего года.

По предварительным подсчетам, в августе этого года валютные поступления Китая от туризма составили свыше 1,85 млрд. долл. США, увеличившись на 11,57 процента по сравнению с августовским показателем прошлого года.

К 2020 г. объемы международного туризма во всем мире достигнут 1,6 млрд чел/раз, а Китай станет одним из мировых лидером по объему въездного туризма. Такой прогноз сделал глава координационного отдела Всемирной туристической организации Эухенио Юнис на Международном форуме "Туризм и всемирная гармония", который открылся в среду в г. Нанкин /пров. Цзянсу, Восточный Китай/. [23, с. 169]

По словам Юниса, за последние годы все большее количество людей выбирает путешествия за границей. В 2009 г. количество "заграничных туристов" составило 900 млн человек, что на 6 процентов больше по сравнению с показателем 2008 г.

Благодаря быстрому развитию экономики Азии, в связи с проведением Олимпиады-2008 в Пекине и ЭКСПО-2010 в Шанхае Китай стал одним из мировых лидеров в сфере въездного туризма, подчеркнул представитель Всемирной туристической организации. Согласно данным Пекинского статистического управления, в январе-феврале 2008 года объем въездного туризма в китайской столице составил 492 тыс чел/раз, увеличившись на 12,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Рост объема въездного туризма, главным образом, обеспечен за счет увеличения количества зарубежных туристов: в первые 2 месяца года Пекин принял 424 тыс зарубежных туристов с приростом показателя на 17,9 процента.

Республика Корея вышла на первое место по количеству посетивших Пекин въездных туристов. Число туристов из России, Индии и Австралии увеличилось соответственно на 50,8, 36,7 и 30,4 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
^ 2.4. Роль Китая в мировой туристической индустрии
По прогнозу соответствующих ведомств, перспективы развития китайского туристского рынка огромны и внушают большой оптимизм. Согласно данным ВТО, в 2020 году Китай займет 1-е и 4-е места в мире соответственно по числу принятых туристов из-за границы и числу отечественных туристов, совершивших заграничные турпоездки. По мнению сотрудников Государственного управления по делам туризма КНР, проведение Олимпийских игр 2008 года в Пекине уже создало новые возможности для развития туризма в Китае и повышении его роли в мировой туристической индустрии. [22, с. 194]

Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона требует от китайских туристических ведомств гибкости в стратегии, подразумевающей сотрудничество наряду с конкуренцией, с тем, чтобы отвоевать определенные позиции на рынке туристов.

Еще более сложной становится задача поддержания экологического баланса. От того, насколько успешно удастся разрешить эту задачу, зависит дальнейшая судьба туристической индустрии.

Китай будет придерживаться курса "освоение новых туристических ресурсов наряду с поддержанием экобаланса и поддержание экобаланса в ходе освоения". В районах особо ценных пейзажных массивов на первое место будет ставиться культурный уровень туристов, даже если придется пожертвовать их количеством. Показатель экологического эффекта приобретет такую же важность, как показатели экономического и социального эффектов.

Уже в начале 21 века Китай стал крупной туристической державой. По прогнозу Всемирной туристической организации, в 2020 году Китай будет принимать 167 млн. интуристов, превысив по этому показателю США, Францию, Испанию, Италию, став первой туристической державой. Это говорит о глубокой вере международного туризма в живучесть китайского туризма.

Китай стремится к динамичному развитию туризма и намерен за период с 2009 по 2015 г. превратить туризм в одну из важных экономических отраслей страны. Об этом сказал руководитель Государственного управления по делам туризма Шао Цивэй. Как сказал Шао Цивэй, в течение ближайших 5 лет Китай будет поддерживать ежегодный рост численности зарубежных туристов на уровне 8 процентов; среднегодовые темпы роста поступлений от международного и отечественного туризма составят, соответственно, 12 и 10 процентов; в 2010 г. доходы Китая от международного туризма достигнут 53 млрд. долл., от отечественного туризма - 850 млрд. юаней /около 106 млрд. долл./. По его словам, по состоянию на 2009 г., количество китайцев, непосредственно занятых в отрасли туризма, составило 7,49 млн. человек. В ближайшие 5 лет развитие туризма ежегодно будет предоставлять населению страны в среднем по 500 тыс. новых мест для трудоустройства.

Государственный Совет Китая утвердил Программу по ускорению модернизации туристической индустрии («Туристическая программа»), призванною стать ключевым механизмом развития национальной экономики страны.

Согласно положениям Туристической программы, основная доля ресурсов будет направлена на модернизацию туристической инфраструктуры и повышение квалификации специалистов в области туризма. Правительство также планирует привлекать для этих целей инвесторов из числа предприятий различных организационно-правовых форм, включая частных предпринимателей.

«Утверждение Туристической программы стало знаменательным событием, – отмечает президент и исполнительный директор компании «China Yida» д-р Миньхуа Чен (Minhua Chen).– Впервые Центральное правительство признало туризм ключевым механизмом развития национальной экономики. В 2010 году программа будет направлена в первую очередь на стимулирование внутреннего туризма и повышение качества туристического сервиса. Об этом говорилось на Конференции по вопросам развития экономики центральных областей Китая. Мы надеемся, что инвесторы поддержат эту инициативу. Ведь туризм занимает лидирующие позиции на нашем рынке услуг». [22, с. 197]

Д-р Чен также отметил, что вероятность успеха туристических программ очень высока, потому как Китай обладает большим опытом создания и развития курортов мирового класса. «Мы рассмотрим возможность получения дополнительных прав на управление туристическими зонами в других регионах. Эта мера позволит повысить рентабельность местного туризма», – заключает Чен.

Наиболее ярким примером государственной поддержки туризма является район в 30 км от Фучжоу. Расположенный здесь национальный парк Юндин будет преобразован в туристическую зону, в состав которой войдет Долина разноцветных гор, Юндинский рай, Юндинский водопад, Небесная скала юга и Озеро семи звезд.

Строительство всех наземных конструкций уже завершено. Остались лишь последние штрихи. Окончательное завершение проекта и торжественное открытие запланированы на второй квартал 2010 г. Эксклюзивное право на модернизацию и управление новой туристической зоной переданы компания «China Yida Holding Company». Срок истечения контракта – 2048 г. С туристов будет взиматься плата за вход, за использование канатной дороги и других аттракционов.

Как известно, в самое ближайшее время Россия получит в Китае статус «страны, открытой для туризма». Это значит, что китайским туристическим фирмам будет разрешено официально оформлять для граждан КНР туристические поездки в Россию. До сих пор в Россию из Китая можно было ездить только с частным визитом или по делам, что в значительной степени сдерживало освоение огромного туристического рынка КНР российским турфирмами.

Теперь, похоже, у многих российских турфирм, занимающихся приемом иностранцев, появятся новые партнеры в КНР. Однако, несмотря на значительное оживление отношений между двумя странами в последние годы, в российской периодике до сих пор очень мало информации о правовом климате для бизнеса в Китае, и еще меньше – об условиях деятельности туристских компаний в этой стране. Что очень жаль, так как опыт китайских коллег весьма поучителен и для нашей страны, тем более в условиях реформирования туристской отрасли.

В Китае туризм считается одной из приоритетных отраслей «третичной сферы» экономики (т.е. сферы производства услуг). Создание частных компаний в области туризма разрешено лишь около 5 лет назад; до этого существовала система местных, провинциальных и общегосударственных туристских организаций, которые, кроме того, подразделялись на три класса в соответствии с масштабами деятельности, надежностью, качеством работы. С 1997 года многие такие компании были акционированы, государство в них больше не является владельцем или совладельцем; «классы» были отменены. Из крупнейших (бывших общегосударственных) в полном владении государства осталась только Всекитайская компания по международному туризму – китайский аналог нашего «Интуриста». Однако новых частных туристских компаний в Китае пока относительно немного. Это связано с достаточно жесткими условиями вступления в отрасль, назначаемыми китайским законодательством в области туризма. [19, с. 142]

Туризмом в КНР занимается подчиняющееся напрямую Госсовету (правительству) КНР Управление туризма. Вот уже много лет им успешно руководит г-н Хэ Гуанвэй, сам в прошлом работник одной из общегосударственных туристских компаний. Управление является одним из крупнейших ведомств КНР с пятьюдесятью региональными подразделениями по всему Китаю и двенадцатью зарубежными представительствами – в Копенгагене, Лондоне, Торонто, Франкфурте, Осаке, Токио, Сингапуре, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Париже, Цюрихе, Мадриде, Сиднее. Кроме того, к Управлению относится один из крупнейших вузов страны – Второй институт иностранных языков (Университет туризма). Управление выступает спонсором множества мероприятий, направленных на стимулирование въездного и внутреннего туризма, крупнейшее из которых – осенняя туристическая ярмарка, проводимая поочередно в Шанхае и Куньмине. Сайт Управления (на китайском языке, www.cnta.com) содержит информацию о всех зарегистрированных турагентствах, а также о различных аспектах деятельности Управления, его мероприятиях, туристических объектах Китая и развитии отрасли в целом – в стране и в мире.
^ 2.5. Проблемы и перспективы развития туристической деятельности в Китае

Перспективы развития туризма в Китае.

По данным Всемирной туристической организации (UNWTO), в 2009 году путешествия за границу совершили почти 800 миллионов человек. В 1950 году, для сравнения, международных туристов было 20 миллионов. Ожидается, что к 2020 году это число вырастет до полутора миллиардов в год. За последние три десятилетия прибыль от международного туризма выросла в пять раз. Ежегодно туристы тратят на путешествия и связанные с ними расходы $682 млрд.

Новым лидером на туристическом рынке уверенно становится Китай: в 2009 году его посетили почти 50 миллионов туристов. Не позже 2012 года Китай станет одной из трех самых популярных стран среди зарубежных путешественников. С таким прогнозом выступил генеральный секретарь UNWTO Франческо Франжиалли. [11, с. 167]

В 2009 году Китай уже обогнал Италию, которая занимала четвертое место в списке самых привлекательных для туристов стран. На третьем месте сейчас США, впереди которых Франция и Испания. Об этом сообщает "Финмаркет".

Индустрия выездного туризма растет в Китае более высокими темпами, чем прогнозировалось ранее. По итогам первых пяти месяцев 2010 года около 16 млн. граждан КНР выезжали за границу, что превышает данные за аналогичный период прошлого года на 14%. При этом доля деловых поездок в общем объеме путешествий снижается. Все большую популярность приобретают у жителей Поднебесной туры по европейским странам и в Северную Америку.

За последний год 34 млн. китайцев выезжали за пределы страны, по этому показателю Китай занимает шестое место в мире. По мнению экспертов, к концу 2010 года эта цифра может вырасти до 37,4 млн. При этом в среднем на 10% в год растет количество денег, которые китайские туристы и бизнесмены тратят во время таких поездок.

Бум туристической индустрии в Китае привел к тому, что Всемирная туристическая организация (UNWTO) пересмотрела свои прежние прогнозы: Китай может занять четвертое место в мире по количеству выезжающих за рубеж граждан уже в 2010 году, а не в 2020, как предполагалось ранее.

Через десять лет Китай займет второе место по объему рынка туризма, потеснив Японию и Германию и вплотную подобравшись к США: по прогнозам специалистов, в этой сфере экономики Китая будет занято 75 миллионов человек. По сообщению Interfax, объем туристического рынка в Китае по состоянию на 2017 год прогнозируется на уровне 11 трлн. юаней ($1,52 трлн.). Численность рабочих мест в этом секторе экономики КНР, согласно прогнозу, превысит к 2017 году 75,7 млн.

В 2009 году Китай вышел на четвертое место в мире по объему рынка туризма после США, Японии и Германии. Согласно статистике, доходы индустрии туризма и путешествий в Китае выросли в 2009 году на 13,3% по сравнению с 2008 годом и достигли 3,37 трлн. Юаней ($464,38млрд).

Проблемы развития туризма в Китае.

- неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в стране;

- в водопроводной сети подаётся вода, непригодная для питья в сыром виде;

- в Китае существует проблема мелкого воровства;

- в последнее время в связи с активным промышленным развитием в Китае наблюдается загрязнение и чрезмерная эксплуатация, приводящие к деградации экосистем, усугубление водного кризиса; рост объема бытовых и промышленных отходов, а также отходов, представляющих опасность для человека; деградация экосистем и рост числа видов, находящихся под угрозой исчезновения, появление чуждых для экосистем видов и снижение видового разнообразия; неблагоприятная экология жилых помещений, приземной озон, загрязнение атмосферы ртутью, болезни, вызванные неблагоприятными экологическими условиями; ухудшение экологии в глобальном масштабе и взаимосвязь глобальных экологических проблем с международными политическими, торгово-экономическими и социальными отношениями; возрастающее воздействие динамично развивающегося Китая на внешнюю окружающую среду. [11, с. 169]

Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Китай является перспективной страной для развития в ней туризма. Возможность ее конкурентоспособности на туристском рынке говорит о ее перспективном будущем в сфере туризма.

Центром туризма Китая можно назвать Пекин. Столица Китайской Народной Республики - город центрального подчинения. Пекин - это важнейший политический, экономический, культурный, исторический и туристский центр страны.

В настоящее время Китай превратился в ведущий туристский центр в Азии, по числу принимаемых иностранных туристов страна вышла на четвертое место в мире.

В последние годы столицу Китая ежегодно посещают свыше двух миллионов иностранцев. В городе насчитывается около 200 основных объектов туризма, однако большинство туристов знакомится лишь с самыми известными достопримечательностями.

До 2010 года, Китай будет усиленно стремиться достичь уровень прибывших и переночевавших из-за рубежа в количестве 64 миллионов человек-раз. Что будет соответствовать 7% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге ведущих туристических держав мира. Валютный доход от туризма должен достичь уровня 53 миллиарда долларов США, что будет соответствовать 8% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге по этому показателю среди ведущих туристических держав мира. Уровень развития внутреннего туризма должен достичь 1,69 миллиарда человека-раз, прирост 8% в среднем ежегодно. Доход от внутреннего туризма должен достичь уровня 850 миллиарда китайских юаней (примерно 106 миллиарда долларов США), ежегодный прирост должен составить 10%. Обобщенный доход от туризма в Китае должен достичь уровня 1270 миллиарда китайских юаней (примерно 159 миллиарда долларов США), ежегодный прирост в 8% примерно, и соответствовать 7% от GDP (обобщенного национального продукта). Достичь уровня 10 миллионов человек непосредственной занятости в туризме, и 49 миллионов человек косвенной занятости в туризме.

Китайская туриндустрия стала одной из первых, которую Китайское Правительство открыла для зарубежных туристов причем, ее степень открытости также стала одной из наболее существенных. Кроме того, Правительство Китая определило ее в качестве одной из преимущественных для зарубежных инвесторов, обладая прекрасной инфраструктурой для инвестиций и развития. До конца 2009 года включительно, китайская туриндустрия уже освоила иностранные капиталовложения объемом примерно в 60 миллиардов долларов США, что сотавляет 12% от общего объема инвестиций в различные отрасли и хозяйства страны (примерно составляет 500 миллиардов США).

В настоящее время в Китае действуют 5 турфирм с исключительным иностранным капиталом, 16 турфирм со смешанным капиталом. Гостиничные комплексы со смешанным капиталом имеются во всех городах и провинциях по всей стране. Многие ведущие туристические бренды мира уже вошли или на пороге вхождения на китайский рынок.

Список литературы


  1. Авдеева С.В. Страноведение. - М.: Академия. 2009. 625 с.

  2. Аксенова А.А., Жидков М.П. Страны мира. – М.: Олма, 2007. 240 с.

  3. Атлас «География материков и океанов» под ред. Крыловой О.В. – М.: ДиК, 2009. 120 с.

  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» под ред. Максаковского В.П.. – М.: Дрофа, 2009. 345 с.

  5. Бакунин А.В. История стран мира. - М.: Ника, 2009. 467 с.

  6. Виноградов Н.Б. Страницы истории буддизма. – Екатеринбург, Южно-Уральское книжное издательство, 2008. 490 с.

  7. Горева О.В. Китай. Путешествие в срединное государство. – СПб.: Питер, 2009. 640 с.

  8. Иванов А.В. Страноведение. – М.:Алфавит, 2008. 405 с.

  9. Игнатьева О.С. Китай. – М.: Мофия, 2009. 365 с.

  10. Карпова Л.С. Историко – археологические памятники Китая. – М.: София, 2008. 514 с.

  11. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. – М.:, Дрофа, 2008. 390 с.

  12. Максаковский В.П. Географическая картина мира в двух частях. – М.: Академия, 2009. 482 с.

  13. Михайлова Н.В., Зданович Г.Б. Страны мира: Исследования. Поиски. Открытия. – М.: Сфера, 2008. 440 с.

  14. Муромова С.В. Страноведение. – М.: Инфра-М, 2008. 385 с.

  15. Николаев И.В. Развитие туризма. – М.: Академия, 2009. 465 с.

  16. Орлова А.Н. Страноведение. – М.: Дело, 2007. 280 с.

  17. Парамонов И.А. Туризм. – М.: Ника, 2008. 497 с.

  18. Притула Т.Ю. Физическая география материков и океанов. – М.: Просвещение, 2007. 380 с.

  19. Романова О.В. КНР. – Спб.: Феникс, 2007. 435 с.

  20. Сапожникова Е. Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран. – М.: Академия, 2008. 510 с.

  21. Степанищева И.А. Иллюстрированный историко – археологический атлас. – М.: Гардарика, 2009. 570 с.

  22. Титов П.А. Туризм и туристическая деятельность. – СПб.: Питер, 2008. 584 с.

  23. Ушаков Д. С. Страноведение. –Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. 415 с.

  24. Филимонова Н.А. Страноведение. – М.: Дело, 2009, 312 с.

25 http://www.japantoday.ru/

26 http://www.Travel.ru/

27 http://www.votpusk.ru/

28 http://reports.travel.ru/

29 http://club.geotravel.ru


Скачать файл (1057.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru