Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Коммуникативные системы телевидения - файл 1.doc


Загрузка...
Коммуникативные системы телевидения
скачать (84.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc85kb.13.12.2011 04:59скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2

1 Синтетический уровень коммуникации………………………………………3

2 Телевидение как синтез коммуникативных систем…………………………..9

Заключение………………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………………….16
Введение
Стремительные темпы развития мировой цивилизации, бурные социально-экономические и политические коллизии начала 20 века, интеграционные процессы в экономике, усилившие и взаимозависимость и взаимообусловленность стран и регионов, интенсификация культурных взаимовлияний обусловили появление и развитие новых масштабных средств массовой информации - радио, кино, телевидения. Доминирующим среди них по своим техническим параметрам, по информационной мобильности и силе психологического воздействия оказалось телевидение.

Телевидение, как самое молодое из всех средств массовой информации, опираясь на опыт своих предшественников в коммуникационной, просветительской и художественной области, становится существенным фактором общекультурного и общеэстетического значения.

Развитие телевидения обозначило радикальный переворот в способах духовного производства, функционирования культуры, включая ее эстетические и художественные феномены. Единство коммуникативных и эстетических сторон, определяющих природу телевизионного творчества и телерекламы соответственно, заставляет исследователя именно на этом стыке изучать как социально-культурные, так и художественно-эстетические проблемы телевидения.

Актуальность изучения проблемы коммуникативных систем телевидения обуславливается острой необходимостью разработки вопросов, связанных с механизмом коммуникационного воздействия телевидения в социально-политическом и социально-культурном развитии нашей страны.

Цель работы – проанализировать коммуникационные системы телевидения.

Задачи, поставленные для достижения цели:

- рассмотреть синтетический уровень коммуникации;

- в аспекте синтетического уровня охарактеризовать коммуникационные системы телевидения.
^ 1 Синтетический уровень коммуникации
Тенденция к синтезированию разнородных средств коммуникации вызвана стремлением к более полной и адекватной передаче информации и большей экспрессии в целях воздействия. По-видимому, эта тенденция зародилась в условиях естественной речи, когда невербальные средства стали взаимодействовать с вербальными. Современная коммуникация в устной форме содержит в себе характеристики синтетического уровня. Но поскольку она базируется на вербальной основе, ее следует отнести к типу однородных систем. Все это свидетельствует о недискретности коммуникации как процесса, об условности границ коммуникативных систем и взаимопроницаемости уровней коммуникации.

Особый интерес в этом плане представляют танец и музыка. Сформировавшись как коммуникативные системы на базе разнородных коммуникативных средств, которые актуализируются через разные каналы - визуальный и аудитивный, танец и музыка органически взаимодействуют на синтетическом уровне коммуникации. Танец изначально был тесно связан с музыкальными компонентами, в частности, с ритмикой, и выполнял важную социальную роль в ритуалах и обрядах. Кроме того, танец может иметь и песенное сопровождение, включая таким образом и вербальные единицы. Для того чтобы почувствовать информационную емкость и коммуникативную силу танца с позиции зрителя, полезно прочесть блестящее описание испанских танцев К. Чапеком - замечательным чешским писателем. Там можно найти описание специфических средств коммуникации при помощи танцев от знаменитого фламенко и до арагонской хоты; там же ярко описана и обратная связь - участие и поведение зрителей. Символика танцев (например, индийских) составляет важнейшую часть их коммуникативной системы. Для интерпретации танцевального образа знание национальной специфики символов необходимо в такой же мере, как знание слов в вербальной коммуникации или жестов в невербальной коммуникации.

Музыка как вид искусства имеет сложную коммуникативную систему. Единицы музыкального "языка" не обладают, в отличие от вербального языка, значениями. Они создают звуковой образ на основе сложного взаимодействия компонентов ритмики, метрики, мелодии, гармонии, полифонии - собственных средств коммуникации. Несмотря на сложность внутренней структуры, музыка взаимодействует со многими видами искусства - хореографией, живописью, поэзией и даже архитектурой.

Общность некоторых просодических (греч. "ударение, припев") характеристик музыки и устной речи создает естественную основу для синтетического уровня вербально-музыкальной коммуникации, органически сюда входит и кинесика, которая изначально была связана с музыкой. Сочетание разнородных компонентов определяет функционально-стилистический характер синтетических систем, эффективность воздействия и социальную ориентацию. За последнее время популярная музыка обогатилась такими визуальными техническими средствами воздействия на аудиторию, как игра света, дымовые эффекты; конвенциальные кинесические средства вытеснены почти акробатическими трюками; костюмы являются так же важным компонентом коммуникации. Нагрузка на визуальный канал восприятия информации так велика, что в результате мы не "слушаем" музыку, а "смотрим".

Широко известны попытки синтезирования коммуникативных средств поэзии и графики. Манера В. Маяковского писать стихи "лесенкой" отражала его поиски усиления воздействия стиха за счет ритма, который должен быть выражен наглядно. Ярким примером синтезирования поэзии и графики являются нововведения А. Вознесенского - его "видеомы". Стихотворение "Распятие" графически представлено в форме распятия, при этом поэтические строки расположены вертикально, составляя основу креста, а прозаические комментарии - горизонтально, как перекладины. Стихотворение "Я башня Сухарева" представлено в форме детали Сухаревской башни - архитектурной достопримечательности старой Москвы.

В коммуникативных системах синтетического уровня наблюдаются следующие общие черты:

1) гетерогенность благодаря использованию разнородных средств и каналов коммуникации;

2) сложная структура благодаря синтезированию элементов различных систем;

3) относительная целостность;

4) актуализация эстетической функции как результат функциональной связи с искусствами различного вида;

5) односторонняя коммуникация с элементами обратной связи;

6) сильное воздействие на чувства людей, их сознание и подсознание благодаря одновременному функционированию различных средств и каналов восприятия;

7) тенденция к универсализации в информационной и прагматической функциях и к специализации в экспрессивной и эстетической функциях.

Различия сводятся к следующему:

1) состав коммуникативных единиц (сравните театр и кино);

2) структура - отношения и взаимодействия разнородных коммуникативных средств и степень их доминирования (сравните танец и музыку, музыку и поэзию, музыку и живопись);

3) степень опосредованности коммуникации (сравните театр, кино и телевидение);

4) степень массовости коммуникации.

Нетрудно заметить, что именно гетерогенная природа синтетического уровня коммуникации, его многофункциональность, особенно в массовой актуализации, делает его столь значительным в плане воздействия на индивидов и общество в целом.

Конечно, случайное или ограниченное синтезирование разнородных коммуникативных средств не создает еще новой коммуникативной системы, представляя лишь фрагменты синтетического уровня коммуникации.
Формирование коммуникативной системы, особенно синтетического уровня является длительным процессом. В искусстве это - управляемый процесс, так как он связан с постоянным поиском наиболее эффективных форм взаимодействия разнородных коммуникативных средств с учетом эстетических, социальных и этических норм, принятых в данном искусстве. Примером длительного формирования могут служить коммуникативные системы, сложившиеся в русле различных направлений и школ театрального искусства, которое имеет глубокие социальные корни в человеческом обществе. "Язык" театра в известной степени условен и требует знания определенных закономерностей функционирования. "Язык" авангардистского театра еще в большей степени условен и символичен. Коммуникативные системы, несмотря на различную структуру, сходны в одном - в использовании разнородных коммуникативных средств - вербальных, невербальных (фонационных, кинесических, мимических), музыкальных, изобразительных и ситуативных переменных - пространственных, временных, световых, цветовых, декоративных и др. Для усиления воздействия на аудиторию используются приемы установления обратной связи, двусторонней коммуникации. Практикуется приглашение зрителей на сцену или напротив - актер находится в зале среди зрителей и растворяется в аудитории. Этой же цели служит и устранение сцены как таковой - барьера, затрудняющего двустороннюю коммуникацию.

Мощный импульс синтезирование художественных средств коммуникации получило в связи с появлением новых технических возможностей. Стремительное развитие нового вида искусства - кино, а затем и телевидения значительно расширило объем и усилило выразительность синтетического уровня коммуникации, несмотря на ее односторонний характер.

К наиболее спорным вопросам изучения синтетического уровня коммуникации относятся:

1.      наличие прямых и/или опосредованных зависимостей между синтетическим уровнем коммуникации и изменением социального поведения и ориентации у индивидов и в социальных группах;

2.      невозможность коммуникации между людьми с различным социальным опытом, "пережитым миром"; общность языка является лишь условностью;

3.      зависимость степени социального воздействия от использования различных способов синтезирования коммуникативных и выразительных средств в искусстве;

4.      роль доминирующих и второстепенных компонентов коммуникации синтетического типа в процессах воздействия на сознание и подсознание индивида;

5      роль нейтральной и социально значимой оценки как содержательного аспекта синтетического типа коммуникации;

6      коммуникативные и выразительные средства передачи истинной/неистинной информации и их роль в воздействии на аудиторию;

7      особенности коммуникативных систем в зависимости от жанрово-стилистических характеристик произведений синтетического искусства;

8      степень воздействия различных коммуникативных единиц синтетического типа;

9. универсальность и специфичность коммуникативных систем синтетического типа в плане их социальной ориентации.


^ 2 Телевидение как синтез коммуникативных систем
Мощный импульс синтезирования художественных средств коммуникации получило в связи с появлением новых технических возможностей. Стремительное развитие нового вида искусства - кино, а затем и телевидения значительно расширило объем и усилило выразительность синтетического уровня коммуникации, несмотря на ее односторонний характер.

Телевидение в отличие от кино значительно увеличивает возможности коммуникации. Каналы и передачи имеют своих постоянных зрителей, которые достаточно активно включаются в обратную связь. Интерактивное телевидение существенно увеличило эти возможности. Многие ведущие (коммуникаторы) идентифицированы и легко узнаваемы, имеют своих зрителей, которые в то же время не привязаны жестко к коммуникатору. Синтез телекоммуникаций и информационных технологий с аудиовизуальными средствами массовой информации открывает новые возможности в прогрессе научного подхода к распространению информации. В то же время глобализация телекоммуникаций ставит проблему сохранения культурного многообразия, распространяя однородные информационные продукты и услуги.

Телевидение представляет собой комбинацию существовавших до его появления культурных форм коммуникации, распространения и получения информации. Проясняя его, можно прийти к выводу о существовании двух направлений развития:

1. Комбинирование и развитие посредством телевидения прежних форм коммуникации:

1) Новости. Взаимоотношения новостей в газете и в выпуске теленовостей анализируются по следующим критериям:

а) последовательность,

б) значимость,

в) персонифицированное представление,

г) визуализация.

2) Аргументация и дискуссии. Полемика, которая существовала на страницах газет и публичных дебатов, превратилась в программы о судебных разбирательствах.

3) Образование. Трансляция образовательных программ, лекции стало можно смотреть по телевидению. Заочное обучение наполняется аудиовизуальными материалами.

4) Драма. Заимствование театральной формы коммуникации. Попытка перенесения драматургии и театральной сцены на телевидение. Трансформация существующей традиции в телесериалы.

5) Кино. Телевидение многое заимствовало у кино. Существует много общих моментов, но оказывается и много существенных различий. Изменение пропорции зритель-экран, лишает телевидение некоторых эффектов кино. Также телевидение "потребляется" индивидуально в отличие от коллективного опыта в кинотеатре.

6) Варьете. Театры варьете привнесли на телевидение масштабные театрально-музыкальные постановки. Из "music-hall" появилось множество телевизионных программ.

7) Спорт. Спортивная составляющая является одной из основополагающих частей телевидения. Спорт на телевидении - это зрелище, а не спорт ради спорта.

8) Реклама. Телевидение не изобрело рекламу, но сильно изменило существовавшие рамки и степень их социального воздействия. Уильямс выделяет четыре наиболее типичных приема создания телерекламы.

9) Приятное времяпрепровождение. Телевидение включает в свою структуру многочисленные развлекательные шоу, игры, викторины, которые нередко представляют современную версию старых и давно знакомых игр, но с вкраплением коммерческой составляющей.

2. Смешанные и новые формы, развиваемые телевидением:

1) Документальная драма. Подробная аудиовизуальная реконструкция реальных событий предстает на экране как некая история, расследование. Исключительно телевизионный жанр.

2) Образование при просмотре. Предлагается учиться на чужих ошибках. Поучительные истории и образовательные рассказы сопровождаются соответствующим видеорядом.

3) Дискуссии. Телевидение привнесло новую эстетику: разговор ведется не безликими персонами, а "гостями" студии. Фактически гостями телезрителей. 4) Специальные репортажи, совмещающие эссе, журнал и документальный фильм. Особое внимание придается визуальности и наглядности.

5) Последовательность. Некоторые новые культурные формы извлекаются непосредственно из составления телепрограммы, когда желаемое воздействие достигается посредством чередования передач.

6) Можно отметить и такую новую форму телевидения, как само телевидение, как новая форма визуальной коммуникации.

Телевидение, наряду с кино, является образцом синтетического искусства. Оно вобрало в себя выразительные средства художественной литературы (словоупотребление, образ, сюжет), риторики (нормы и правила речевой деятельности), музыки (гармония и ритм), изобразительного искусства (композиция, ракурс, колорит) и видоизменило их в соответствии со своими техническими возможностями. Кроме того, телевидение разработало свои специфические выразительные средства - стереоскопичность, стереофоничность, оптические трюки и структурные приемы - монтаж, смена планов и т.п.

Так или иначе, при исследовании коммуникации необходимо учитывать и разнородность коммуникативных и выразительных средств и двухканальность передачи и восприятия информации - типичные характеристики синтетического уровня. Несмотря на то, что литература, посвященная телевидению, практически необозрима, остается дискуссионным вопрос о системной организации коммуникации в кино - коммуникативных единицах, их взаимодействии и целостности.

Исходя из общего понимания коммуникативной единицы как структурного единства формы и содержания, вычленяемого из процесса коммуникации, минимальной единицей телекоммуникации следует признать кадр. По коммуникативной значимости кадр можно соотнести с однословным высказыванием - минимальной коммуникативной единицей вербального языка.

Следующей по структурной сложности единицей является эпизод, который включает несколько кадров. Эпизод сообщает более полную и развернутую информацию (смысловую и оценочную) и является достаточно автономной единицей, так как может довольно свободно перемещаться в "телезаписи" (на этом построен прием ретроспекции - возвращения к прошлому). Коррелятами эпизода в вербальной коммуникации являются неоднословное высказывание и дискурс. Эпизод, как и кадр, является дискретной единицей. Разграничительными сигналами служат "знаки-указатели" - такие выразительные средства телевидения, как цвет, свет, ракурс и др., которые сигнализируют о начале или завершении эпизода.

Помимо постоянных коммуникативных единиц, функционируют ситуативные переменные, которые сами по себе неинформативны, но играют важную роль в актуализации частных функций коммуникативных единиц. К таким переменным относятся пространство, временная последовательность, темп и ритм.

Вторая характеристика коммуникативной системы - структура - во многом определяется природой телевизионных средств, пониманием коммуникативных единиц и их функций. "Телезапись" может быть структурирована "по вертикали" и "по горизонтали". В первом случае связи коммуникативных средств телевидения устанавливаются на основе параметров, отражающих различные уровни собственно кинематографического процесса - принципы организации произведения, "предкамерные" материалы и технические фильтры.

Такая структурация связана с коммуникацией опосредованно. Во втором случае связи коммуникативных средств устанавливаются на основе линейного членения "телезаписи". Несмотря на дискретность кадров и эпизодов, структурация "телезаписи" осложняется тем, что связи между коммуникативными средствами устанавливаются не только в пределах этих коммуникативных единиц, но как бы над ними. Поэтому эти связи многопризнаковы - они устанавливаются на основе признаков импликации, части/целого, сходства, противоположности, вариативности, ассоциативности и т.п. Этому в значительной степени способствуют ситуативные переменные.

Говоря о целостности как третьей обязательной характеристике любой системы, следует различать целостность телепередачи как структуры в плане ее восприятия и целостность коммуникативной системы, актуализированной в данной телепередачи. Целостность восприятия обеспечивается тем, что кадры, эпизоды и образы подчинены единому коммуникативному замыслу и получают соответствующую интерпретацию в контексте всей передачи.

Коммуникативная система телевидения по своей природе является открытой, синтезирующей разнородные коммуникативные средства. Ее целостность определяется до некоторой степени просодике - стилистическим единством коммуникативных средств, которые актуализируются через звукозрительный канал коммуникации. Стилистическая ценность коммуникативной системы обусловлена не только жанром телепередачи, но и выразительными средствами телевидения - композицией кадра, освещением, звучанием, ракурсом и т.п. Их органичное сочетание и создает просодике - стилистическую целостность коммуникативной системы.

Несмотря на специфику актуализации признаков системности в телекоммуникации, нельзя отрицать, что телевидение выполняет все базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную, что возможно только при системной организации его многочисленных и разнородных средств.

Заключение
Таким образом, синтетический уровень коммуникации передает социально значимую информацию главным образом через образ. Образ, который создается в телевидении, кино или в театре, несмотря на различие в художественных приемах его представления, в конечном счете всегда социально значим. В противном случае коммуникация бессодержательна. И хотя образ как всякое обобщение символичен, в синтетическом искусстве он приобретают черты истинности и достоверности, поскольку создается на основе конкретных жизненных ситуаций. В отличие от семиотического уровня, где противопоставление добра и зла, своего и чужого не допускает полутонов, на синтетическом уровне это является нормой - все сложно и противоречиво, "как в жизни". Создавая социальные стереотипы и художественные образы, синтетические искусства формируют такие коммуникативные системы, в которых сочетание коммуникативных компонентов рассчитано прежде всего на чувственное восприятие. Поэтому синтетические системы являются мощным средством воздействия на индивидуума и общество в целом в плане познавательном, социальном и эстетическом.

Телевидение – яркий пример синтеза коммуникационных систем. Мощный импульс синтезирования художественных средств коммуникации получило в связи с появлением новых технических возможностей. Стремительное развитие нового вида искусства - кино, а затем и телевидения значительно расширило объем и усилило выразительность синтетического уровня коммуникации, несмотря на ее односторонний характер.

Телевидение представляет собой комбинацию существовавших до его появления культурных форм коммуникации, распространения и получения информации.

Телевидение вобрало в себя выразительные средства художественной литературы (словоупотребление, образ, сюжет), риторики (нормы и правила речевой деятельности), музыки (гармония и ритм), изобразительного искусства (композиция, ракурс, колорит) и видоизменило их в соответствии со своими техническими возможностями. Кроме того, телевидение разработало свои специфические выразительные средства - стереоскопичность, стереофоничность, оптические трюки и структурные приемы - монтаж, смена планов и т.п.

Несмотря на специфику актуализации признаков системности в телекоммуникации, нельзя отрицать, что телевидение выполняет все базовые функции коммуникации - информационную, прагматическую и экспрессивную, что возможно только при системной организации его многочисленных и разнородных средств.
^ Список литературы


  1. Акинфиев С.Н. Жанрово-тематическая структура российского развлекательного телевидения.// XIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов 2006». – Москва, 2006. – 410 с.

  2. Акинфиев С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры // Вестник Московского Университета.– 2008. – №6. – С.11-12.

  3. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. – М., 2000. – 290 с.

  4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и ТВ. – М., 2001. – 311 с.

  5. Мельник Г.С. Mass-media. Психологические процессы и эффекты. – СПб, 2006. – 340 с.

  6. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. – М., 2000. – 410 с.

  7. Терин В.П. Массовая коммуникация. – М., 2000. – 298 с.









Скачать файл (84.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru