Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Информационная безопасность Российской Федерации - файл 1.doc


Информационная безопасность Российской Федерации
скачать (63 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc63kb.13.12.2011 22:39скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
РЕФЕРАТ

«Информационная безопасность Российской Федерации»
Содержание.


Мы живем в мире, наполненном и даже перенасыщенном информацией. Информационные технологии и средства информации становятся частью культуры общества, определяют стиль и образ жизни человека. При хорошо отлаженной информационной системе должны укрепляться политические институты общества, возникать общественное доверие, творческая атмосфера, интеллектуальный контакт между людьми, возрастет устойчивость общества и государства. Уровень информатизации становится важнейшим признаком мощи государства. Глобализация информационных систем, охватывающих территории не только отдельных государств, но и целые континенты, создаёт условия несанкционированного доступа к источнику или потребителю информации, которым может быть человек, корпоративная структура или государство.

Проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны. Под нформационной безопасностью понимают комплекс мер, обеспечивающих защиту государства, общества и личности от информационного оружия, ставящего целью установление информационного превосходства и оказания давления путем поражения общественного сознания, политической (внутренней и внешней политики), экономической, финансовой, научно-технической, правоохранительной и оборонной системы страны.

Фактически сегодня уже созданы условия для информационной экспансии со стороны развитых стран и тем самым созданы политические, экономические и предпосылки для установления лидирующего положения США. Таким образом, мировое информационное развитие следует рассматривать как важный геополитический фактор, способный изменить отношения между сложившимися центрами силы, регионами и государствами. И, сегодня, и в обозримом будущем перед Россией будут стоять сложные проблемы, непосредственно связанные с защитой национальных интересов. Суть этих проблем в следующем:

  • построение системы международных отношений в новых условиях информационной проницаемости государственных границ;

  • выработка рациональной государственной политики по отношению к мировым открытым сетям типа Интернет и решение задачи вхождения в них национальных информационных и телекоммуникационных сетей с позиций защиты национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;

  • опасность использования новых информационных технологий в качестве информационного оружия, а также угроза информационного терроризма [2].

Как отмечают видные исследователи, уже в ближайшей перспективе для России существует реальная опасность скатиться в ряд стран, в которых вывоз капитала за рубеж и отъезд квалифицированной рабочей силы столь велики, что страна может лишиться внутренних источников развития [1].

Решение этих проблем является важной предпосылкой укрепления национальной безопасности, проведения эффективной внешней политики России, правильно оценивающей реальность информационного доминирования одних стран над другими.

Основы государственной политики информационной безопасности РФ исходят из положений Конституции РФ о правах российских граждан и зафиксированы в законах РФ: «О безопасности», «Об информации, информатизации и защите информации», «О международном обмене информацией». Проблемам безопасности в информационной сфере посвящены Концепция национальной безопасности РФ от 10.01.2000 г., Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная президентом РФ В.В.Путиным 9 сентября 2000 г.,

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации закреплены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Первая составляющая в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод гражданина в области получения информации и ее использования, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Вторая составляющая – это информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Третья составляющая интересов России в информационной сфере включает развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. К четвертой составляющей национальных интересов относятся защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.

Защищенность национальных интересов в информационной сфере от внешних и внутренних угроз характеризует информационную безопасность Российской Федерации.
В Доктрине отмечается, что за последние годы государством реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения информационной безопасности России. Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» и ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации. Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти [3].

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение. Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти данных о физических лицах. Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных и международных информационных систем возросли угрозы применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России. Работы по комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании. Недостаточное внимание уделяется развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.
В Доктрине изложены общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, которые подразделяются на правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности в таких сферах общественной жизни как экономика, международные отношения, наука и техника, духовная жизнь, оборона, а также общегосударственные информационные и телекоммуникационные системы, правоохранительные и судебные органы.

Обеспечение информационной безопасности России требует решения следующих ключевых проблем:

  • развития научно-практических основ информационной безопасности, отвечающей современным условиям политического и социально-экономического развития Российской Федерации;

  • формирования законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, нормативного закрепления ответственности должностных лиц за соблюдение требований информационной безопасности;

  • разработки механизмов реализации прав граждан на информацию;

  • разработки современных методов и технических средств, обеспечивающих комплексное решение задач защиты информации;

  • комплексного исследования деятельности персонала информационных систем, повышение морально-психологической устойчивости и социальной защищенности людей, работающих с секретной и конфиденциальной информацией.

Для России важно иметь сегодня современную концепцию вхождения в информационное общество. Она должна принципиально отличаться от концепций предыдущих периодов развития информатизации, которые были ориентированы в первую очередь на техническое обеспечение процессов информатизации. Теперь на первое место вышли вопросы социального характера, в проблемы информационной безопасности.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Курдюмов С.П. и др. Инновационное развитие и безопасность России // Материалы IX международной конференции “Проблемы управления безопасностью сложных систем”. – М., 2001. - С. 9-13.

  1. Соколова И.В. Актуальные проблемы социальной информатики. (Конспект лекций) М.,2002. - С. 42-44.

3.   Г.В. Емельянов, А.А. Стрельцов “О доктрине информационной безопасности Российской Федерации“ - Информационное общество, 2000, вып. 3, с. 22 - 24.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Сайт “ Совет Безопасности Российской Федерации”– http://www.scrf.gov.ru/





Скачать файл (63 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации